МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ЛИСКИНСКОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании методического объединения | Согласовано | Утверждаю |
Руководитель МО: | Зам. директора по УВР: | Директор школы: |
_______/_____________ / | _______/Милосердова И.Б./ | ________Воронина И.Н./ |
Протокол №______ | | Приказ №________ |
от «___»________20__г | | от «___»________20__г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
среднего общего образования
по элективному предмету
Решение химических задач
для 10 класса
(ГОС СОО)
2017 - 2018 учебный год
Разработал:
учитель химии
Зайчиков В.В
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного предмета «Решение химических задач» для 10 класса разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года.
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»).
Учебный план МКОУ «Бодеевская СОШ» на 2017-2018 учебный год.
5. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов, элективных куосов, курсов по выбору, факультативных занятий, учебных модулей, кружков, индивидуальных занятий во внеурочное время, рабочих программ для работы с детьми с ОВЗ муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Бодеевская средняя общеобразовательная школа».
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.
Решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки. При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. В этом отношении решение задач является необходимым компонентом при изучении такой науки, как химия.
Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
В связи с введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, на курс химии в классах социально-экономического, физико-математического, гуманитарного профилей отводится в учебном плане 1 час в неделю, что не позволяет уделить достаточно времени на решение задач. Один из вариантов решения этой проблемы – включение в учебный план элективного курса «Решение химических задач», структура которого и время проведения не противоречат последовательности изучения тем в базовом курсе «Органическая химия». В этом курсе используются общие подходы к методике решения как усложненных, нестандартных задач, так и задач школьного курса, применяется методика их решения с точки зрения рационального приложения идей математики и физики.
Элективный курс выполняет следующие функции:
развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне;
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
позволяет школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.
Цели элективного курса:
воспитание личности, имеющей развитое естественно-научное восприятие природы;
развитие творческого потенциала учащихся;
развитие познавательной деятельности учащихся через активные формы и методы обучения;
закрепление, систематизация знаний учащихся по химии;
обучение учащихся основным подходам к решению расчетных задач по химии.
Задачи элективного курса:
учить учащихся приемам решения задач различных типов;
закреплять теоретические знания, учить творчески применять их в новой ситуации;
способствовать интеграции знаний учащихся, полученных при изучении математики и физики при решении расчетных задач по химии;
продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;
развивать учебно-коммуникативные навыки.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и др.
Методы и приёмы обучения: проблемное обучение, исследовательское методическое обучение, метод проектов, индивидуальные, групповые, фронтальные, а также коллективные, парные приемы обучения со сменным составом учеников.
Основными формами и видами контроля, используемыми учителем, являются: текущий контроль в форме устного, фронтального опроса, контрольных работ, химических диктантов, тестов, проверочных работ; итоговый контроль – тестирование в форме ОГЭ.
Срок реализации программы 2017-2019 учебный год
Требования к знаниям и умениям учащихся.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
способы решения различных типов задач;
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:
решать расчетные задачи различных типов;
четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;
работать самостоятельно и в группе;
самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
владеть химической терминологией;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.
Основное содержание учебного предмета
Тема 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций (16 ч)
Основные количественные характеристики вещества: количество вещества, масса, объем.
Массовая, объемная и молярная доля вещества в смеси. Массовая доля элемента в соединении.
Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула.
Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции.
Стехиометрические расчеты. Выход продукта реакции.
Тема 2. Органическая химия (11 ч)
Химические свойства алканов, алкенов, алкинов. спиртов, фенолов, альдегидов. карбоновых кислот.Полимеры. Генетическая связь классов органических веществ.
Тема 3. Экспериментальные основы химии (7 ч)
Качественные реакции, идентификация веществ, алгоритм идентификации, блок-схема. Алгоритм обнаружения органических соединений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Кол-во ч |
Тема 1. Расчеты по химическим формулам и уравнениям химических реакций | 16 |
Тема 2. Органическая химия | 11 |
Тема 3. Экспериментальные основы химии | 7 |
Резерв | 1 |
Итого | 35 |