Согласовано УТВЕРЖДЕНО
педагогическим советом приказом
Протокол №
Рабочая программа
курса «Занимательный русский язык»
класс
2020-2021 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Мариинск
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10)формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в
соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса «Занимательная грамматика»;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием курса «Занимательная грамматика»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция ученика на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес к новом у учебному материалу и способам решения новой задачи; - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; - способность к оценке своей учебной деятельности; своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народу и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; - установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к Учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник сможет:
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском и иностранном языках.
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник сможет:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник сможет:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе, сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты курса «Занимательный русский язык»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
понимание учащимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Родной язык:
воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у учащихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Синтаксис
Хорошо ли ты знаешь грамматику? Подлежащее и сказуемое – главные члены
предложения. Грамматическая основа. Второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения. Устанавливание связи слов между членами предложения при помощи вопросов. Составление предложений из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).
Лексика
Многозначные слова. Омонимы. Синонимы, о различиях слов-синонимов. Антонимы.
Однокоренные слова. Знакомство с этимологией слов синоним, антоним, омоним. Работа со словарями синонимов и антонимов учебника. Поиск нужной информации о слове в этих словарях. Определение смыслового значения пословиц и соотнесение их с определёнными жизненными ситуациями. Речевые высказывания с использованием в них языковых средств.
Морфология
Представление о значении частей речи и употребление их в устной и письменной речи.
Как морфология порядок навела. Имя существительное – часть страны Речь. Выделение имя существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Лексическое значение слов — имён существительных. Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Очень занимательное – имя прилагательное. Ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.
Использование в речи прилагательных различных лексико-тематических групп. Выделение из предложения словосочетания с именами прилагательными. Примеры имён прилагательных.
Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Различие местоимения и имен существительных.
Глагол – часть страны Речь. Глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях Спряжение глагола. Классификация глагола по вопросам. НЕ с глаголами. Глаголы – исключения?
Наречие. Выделение наречий среди других частей речи. Роль наречия в предложении. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Служебные части речи в устной и письменной речи. Правильность употребления их в речи.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Тема | Количество |
п/п | | часов |
| Синтаксис | 5 |
1 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? | 1 |
| | |
2 | Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? | 1 |
3 | Второстепенные члены предложения. | 1 |
4-5 | Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях | 2 |
| Лексика | 8 |
6-7 | Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). | 2 |
8 | Слова – тезки. (Омонимы). | 1 |
9-10 | Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). | 2 |
11-12 | Слова с противоположным значением. (Антонимы). | 2 |
13 | Слова – родственники. (Об однокоренных словах). | 1 |
| Морфология | 18 |
| | |
14 | Как морфология порядок навела. | 1 |
15 | Имя существительное – часть страны Речь. | 1 |
16 | Хорошо ли ты знаешь имя существительное? | 1 |
17 | Очень занимательное – имя прилагательное. | 1 |
18 | Имя прилагательное – часть страны. Речь | 1 |
| | |
19 | Словарное богатство родного языка. | 1 |
| | |
20 | Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? | 1 |
21 | Универсальные заменители. (Назначение местоимений). | 1 |
| | |
22 | Глагол – часть страны Речь. | 1 |
| | |
23 | Сказка о глаголе, о спряжении глагола. | 1 |
24 | Глагол и его друзья. | 1 |
25 | Глагол – настоящий богач среди частей речи. | 1 |
| | |
26 | Сила любви. НЕ с глаголами. | 1 |
27 | Откуда появились глаголы – исключения? | 1 |
| | |
28 | Хорошо ли ты знаешь глагол? | 1 |
29 | В царстве наречий. | 1 |
| | |
30 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. | 1 |
31 | Хорошо ли ты знаешь части речи? | 1 |
32 | Сказка о падежах. Этимология названий падежей. | 1 |
33-34 | Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. | 1 |
Приложение №1
к рабочей программе курса
«Занимательный русский язык»
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Дата | Корректиров |
| | | ка дат |
| Синтаксис 5 ч | | |
1 | Хорошо ли ты знаешь грамматику? | | |
2 | Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? | | |
3 | Второстепенные члены предложения. | | |
4-5 | Об однородных членах предложения и их добрососедских | | |
| отношениях | | |
| Лексика 8 ч |
6-7 | Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных |
| словах). |
8 | Слова – тезки. (Омонимы). |
9-10 | Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов- |
| синонимов). |
11-12 | Слова с противоположным значением. (Антонимы). |
13 | Слова – родственники. (Об однокоренных словах). |
| Морфология 21 ч |
14 | Как морфология порядок навела. |
15 | Имя существительное – часть страны Речь. |
16 | Хорошо ли ты знаешь имя существительное? |
17 | Очень занимательное – имя прилагательное. |
18 | Имя прилагательное – часть страны. Речь |
19 | Словарное богатство родного языка. |
20 | Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное? |
21 | Универсальные заменители. (Назначение местоимений). |
22 | Глагол – часть страны Речь. |
23 | Сказка о глаголе, о спряжении глагола. |
24 | Глагол и его друзья. |
25 | Глагол – настоящий богач среди частей речи. |
26 | Сила любви. НЕ с глаголами. |
27 | Откуда появились глаголы – исключения? |
28 | Хорошо ли ты знаешь глагол? |
29 | В царстве наречий. |
30 | Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. |
31 | Хорошо ли ты знаешь части речи? |
32 | Сказка о падежах. Этимология названий падежей. |
| |
33-34 | Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь. |
| |