МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ЗОЛОТУХИНСКОГО РАЙОНА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа»
Золотухинского района Курской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса по математике
для обучающихся 11 класса
срок реализации на 2024-2025 учебный год
Уровень образования: среднее общее образование
д.Седмиховка 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 –ФЗ,
-Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. 11.12.2020г)
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, сформированный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
- Основной образовательной программы среднего общего образования МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области
-Учебного плана МКОУ «Седмиховская средняя общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области
-Положения о рабочей программе МКОУ «Седмиховская СОШ» Золотухинского района Курской области
Программа курса соответствует целям и задачам обучения в старшей школе, реализует принцип дополнения изучаемого материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые углубляют и расширяют школьный курс, и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и умениях учащихся основного курса математики 11 класса, что способствует расширению и углублению базового общеобразовательного курса алгебры и начал анализа.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА – дополнительная подготовка учащихся 11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования.
ЗАДАЧИ КУРСА:
формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности,
получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему.
овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов.
Воспитание настойчивости, инициативы.
Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.
Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры.
Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности учащихся.
Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Рабочая программа элективного курса рассчитана на один года обучения 1 час в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Текстовые задачи. Задачи на сложные проценты, сплавы, смеси, задачи на части и на разбавление. Решение задач на равномерное движение по прямой, движение по окружности с постоянной скоростью, равноускоренное (равнозамедленное) движение. Задачи на конкретную и абстрактную работу. Задачи с ограничениями на неизвестные нестандартного вида. Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. Комбинированные задачи. Основная цель – знакомить учащихся с различными способами решения задач, выделяя наиболее рациональные.
2. Геометрия на плоскости. Теоремы синусов и косинусов. Свойства биссектрисы угла треугольника. Площади треугольника, параллелограмма, трапеции, правильного многоугольника. Величина угла между хордой и касательной. Величина угла с вершиной внутри и вне круга. Окружности, вписанные в треугольники и описанные вокруг треугольника. Вписанные и описанные четырехугольники. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиус вписанной окружности. Основная цель – отрабатывать способы решения планиметрических задач, вызывают наибольшие затруднения у старшеклассников
3. Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ЕГЭ-11
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ
Изучение данного курса дает учащимся возможность: повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики; освоить основные приемы решения задач; овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи; овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста; познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности; познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
У обучающихся могут быть сформированы
Личностные результаты:
ответственное отношение к учению,
готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
иметь опыт публичного выступления перед учащимися своего класса и на научно-практической ученической конференции;
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные обучающиеся получат возможность научиться: составлять план и последовательность действий; определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата; предвидеть возможность получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия; видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий; самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задачи с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности практических заданий, в том числе с использованием при необходимости и компьютера;
выполнять творческий проект по плану;
интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
логически мыслить, рассуждать, анализировать условия заданий, а также свои действия; адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
Познавательные результаты:
обучающиеся получат возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общекультурную компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач; интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
Коммуникативные результаты:
Обучающийся научится: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
работать в группе;
оценивать свою работу, слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Предметные результаты:
Решать текстовые задачи на «работу», «движение», «проценты», «смеси», «концентрацию», «пропорциональное деление».
Формулировать определения доказывать свойства планиметрических фигур, анализировать формулировки определений и теорем. Применять методы решения задач на вычисления и доказательства. Решать сложные задачи на построение, доказательство и вычисление с анализом условия задачи, определением хода решения задачи. Приводить примеры реальных объектов, характеристики которых описываются исходя из условий задачи составлять числовые выражения, уравнения и находить значение искомых величин.
Решать задачи из контрольных измерительных материалов экзамена возможности самообразования.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Текстовые задачи | 15 | 0 | 0 | |
2 | Геометрия на плоскости | 13 | 0 | 0 | |
3 | Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ЕГЭ-11 | 6 | 0 | 0 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 0 | 0 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Год | Четв. | |
Текстовые задачи |
1 | | Задачи на сложные проценты | 1 | |
2 | | Задачи на сложные проценты | 1 | |
3 | | Задачи на сплавы и смеси | 1 | |
4 | | Задачи на сплавы и смеси | 1 | |
5 | | Задачи на части и на разбавление | 1 | |
6 | | Задачи на части и на разбавление | 1 | |
7 | | Задачи на конкретную и абстрактную работу | 1 | |
8 | | Задачи на конкретную и абстрактную работу | 1 | |
9 | | Решение задач на равномерное движение по окружности, по прямой, равноускоренное (равнозамедленное) движение | 1 | |
10 | | Решение задач на равномерное движение по окружности, по прямой, равноускоренное (равнозамедленное) движение | 1 | |
11 | | Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессию | 1 | |
12 | | Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессию | 1 | |
13 | | Комбинированные задачи | 1 | |
14 | | Комбинированные задачи | 1 | |
15 | | Решение текстовых задач из КИМов ЕГЭ | 1 | |
Геометрия на плоскости |
16 | | Теоремы синусов и косинусов | 1 | |
17 | | Свойство биссектрисы угла треугольника | 1 | |
18 | | Величина угла между хордой и касательной. | 1 | |
19 | | Величина угла с вершиной внутри угла и вне круга. | 1 | |
20 | | Текстовые задачи на процентное содержание веществ в сплавах, смесях и растворах, способы решения. | 1 | |
21 | | Окружности, вписанные в треугольники и описанные около треугольников | 1 | |
22 | | Окружности, вписанные в треугольники и описанные около треугольников | 1 | |
23 | | Вписанные и описанные четырехугольники. | 1 | |
24 | | Вписанные и описанные четырехугольники. | 1 | |
25 | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | |
26 | | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности | 1 | |
27 | | Решение геометрических задач из КИМов ЕГЭ | 1 | |
28 | | Решение геометрических задач из КИМов ЕГЭ | 1 | |
Решение тренировочных вариантов и заданий из открытого банка заданий ЕГЭ |
29 | | Решение тренировочных заданий из открытого банка заданий ЕГЭ | 1 | |
30 | | Решение тренировочных заданий из открытого банка заданий ЕГЭ | 1 | |
31 | | Решение тренировочных заданий из открытого банка заданий ЕГЭ | 1 | |
32 | | Решение тренировочных заданий из открытого банка заданий ЕГЭ | 1 | |
33 | | Решение тренировочных вариантов из открытого банка заданий ЕГЭ | 1 | |
34 | | Решение тренировочных вариантов из открытого банка заданий ЕГЭ | 1 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.ЕГЭ - 2025. Математика. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ Ященко, Шестаков, Рослова, Высоцкий
2. Открытый банк заданий ЕГЭ. ФИПИ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.ЕГЭ - 2025. Математика. 36 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ Ященко, Шестаков, Рослова, Высоцкий
2. Открытый банк заданий ЕГЭ. ФИПИ.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ