Государственное казённое учреждение Брянской области «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 6» Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Брянской области»
« Рассмотрено »
Руководитель МО
Ф.И.О._____________
___________________
№ ____ от__________
« Согласовано »
Зам.директора по УВР
Погуляева А.И._________
______________________
«____» _________2015
« Утверждено »
Директор школы
Ковалев А.М._________
Приказ № _______
от«____»__________2015
Рабочая программа
По истории
для 10 класса
на 2015-2016учебный год
Количество часов всего за год – _70_: I полугодие – 34_ часов;
II полугодие –36_ часов.
Программа составлена в соответствии с примерной программой среднего общего образования базового уровня по истории и авторских программ: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Программа общеобразовательных учреждений по истории 6-11 классы.-М.:Просвещение, 2011г., Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история. М.: ООО «ТИД Русское слово»,2009.
Учебники: А.Н.Сахаров, В.И. .Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. Учебник 10 класс - М.: «Просвещение», 2012.
В.И. .Буганов, П.Н. Зырянов. История России.Конец XVII - XIХ век. Учебник 10 класс - М.: «Просвещение», 2012.
Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история.- М.:»ТИД «Русское слово», 2010.
Программу составила: Погуляева Арина Ивановна
2015-2016 уч.год
1.Пояснительная записка
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по обществознанию, примерной программы среднего общего образования на базовом уровне по обществознанию МО РФ 2004, программы «Обществознание» для 8-11 классов А.И. Кравченко – М,: «ТИД «Русское слово» 2009. Программа предназначена для преподавания курса «Обществознание» в 10 классах.
Данная программа предназначена для преподавания в вечерней (сменной) школе, она обеспечивает обязательный минимум содержания курса «Обществознание» в старших классах.
Цели
Изучение обществознания в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
2.Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс «Обществознание» — учебный предмет, ядром которого является совокупность педагогически отобранных научных знаний о человеке и обществе. Базовыми для школьного обществоведческого образования являются науки, изучающие общество: экономика, социология, политология, культурология, юридические науки, а также философия. Наряду с научными знаниями в курсе представлены социальные нормы, система гуманистических и демократических ценностей, способы познавательной и практической деятельности, а также другие элементы нравственной, экономической, политической, правовой культуры, культуры социального поведения граждан.
Современное содержание обществоведческого образования, ориентировано на обновленную систему ценностей, и прежде всего на те ценности, которые отражены в основном общегражданском документе — Конституции Российской Федерации: признание высшей ценностью человека, его прав и свобод; веру в добро и справедливость; государственность России, незыблемость ее демократической основы, любовь и уважение к Отечеству; благополучие и процветание России; гражданский мир и согласие; исторически сложившееся государственное единство и территориальная целостность России; равноправие и самоопределение народов; признание равным образом государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности; правовое государство и др.
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
3.Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Данная программа предназначена для преподавания в вечерней (сменной) школе, она обеспечивает обязательный минимум содержания курса «Обществознание» в старших классах. Отличительной особенностью программы является то, что обучение на третьей ступени в вечерней школе осуществляется за три года из расчета 288 часов (включая экономику и право) на весь изучаемый курс (144 часа из федерального базисного плана, 144 часа из раздела «Учебные предметы по выбору», В том числе: в X классе – 70 часа, из расчета 2 учебных часа в неделю с учётом 35 часов из раздела «Учебные предметы по выбору».
4.Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по обществознанию должны отражать:
сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире;
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню праволвого знания, включающего знание теории государства и права, развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур. Развитость правового мышления;
4) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг и др.);
6) сформированность основ экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования по обществознанию должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность ;
2) умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;
3) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
4) владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме..
Предметные результаты на базовом уровне по обществознанию должны отражать:
1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
5.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (288 часов)
ВВЕДЕНИЕ (2часа)
Обществознание в системе общественных наук. Особенности и содержание курса.
Вводный контроль.
Человек как творец и творение культуры (16 час)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Общество как сложная динамическая система (14 час)
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Социальные отношения (18 час)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения. Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Человек в системе общественных отношений (16 час)
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Резерв учебного времени 4часа.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации;
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
6.Структура курса.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
10 класс |
| Введение | 2 |
1 | Общество как сложная динамическая система | 16 |
2 | Человек как творец и творение культуры | 16 |
3 | Социальные отношения | 18 |
4 | Человек в системе общественных отношений | 14 |
| Резерв | 4 |
Итого за 10 класс | 70 |
Учебный план «Обществознание» 10 класс
№п/п | Объем учебного времени | Разделы программы |
1 | 2 | Введение |
2 | 16 | Общество как сложная динамическая система |
3 | 16 | Человек как творец и творение культуры |
4 | 18 | Социальные отношения |
5 | 14 | Человек в системе общественных отношений |
6 | 4 | Резерв |
| 70 | Итого |
Темы повторительно-обобщающих уроков и зачетов в 10 классе
№п\п | Темы повторительно-обобщающих уроков или зачета | Количество учебного времени |
1 | Вводный контроль знаний | 1 |
2 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Общество как сложная динамическая система» | 2 |
3 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Человек как творец и творение культуры» | 2 |
4 | Зачет№1 «Человек и общество» | 1 |
5 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Социальные отношения» | 2 |
6 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Человек в системе общественных отношений» | 2 |
7 | Зачёт №2 по темам: «Социальные отношения». «Человек в системе общественных отношений» | 1 |
8 | Итоговое повторение | 3 |
9 | Итоговое тестирование учащихся | 2 |
7.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебников:
Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» ,2012.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 11 класса. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2012.
Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Учебник для 11 кл.- Москва,2008
Липсиц И.В. Экономика. Учебник 10-11 кл. М., Вита-пресс, 2012.
Певцова Е.А «Право. Основы правовой культуры» Учебник для 10 кл. в 2-х частях. М.,: ООО «ТИД «Русское слово», 2012.
Певцова Е.А «Право. Основы правовой культуры» Учебник для 11 кл. в 2-х частях. М.,: ООО «ТИД «Русское слово», 2012.
Дополнительная литература для учителя
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 кл. М.: Русское слово, 2010.
КравченкоА.И. Задачник по обществознанию10-11 кл. М.: Русское слово, 2010.
Поляков Л.В. Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. Книга для учителя.- Москва,2008
Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. М. : Интеллект- центр, 2012.
Сазонова Т.Г. Обществознание в схемах и таблицах. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2011.
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, М.И. Матвеева «Обществознание» 10 класс. Базовый уровень. –М., «Просвещение», 2010
Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, М.И. Матвеева «Обществознание» 11 класс. Базовый уровень. –М., «Просвещение», 2010
Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 10-11 класс. М.: ООО «ТИД «Русское слово- РС» 2003.
8. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Обществознание»
10 класс
№ п/п | Разделы курса, темы уроков | Основные виды учебной деятельности | Кол-во часов | Да ты | |
1-2 | Введение | Лекция с элементами беседы. Вводный контроль | 2 | | |
Раздел 1 Общество как сложная динамическая система 16Ч | |
3-4 | Общество: понятие и характеристики | Лекция, работа с таблицей | 2 | | |
5-6 | История воззрений на общество | Лекция | 2 | | |
7-8 | Сферы жизни общества, социальные институты | Работа с учебником | 2 | | |
9 | Традиционное общество | Практикум | 1 | | |
10 | Индустриальное общество | Практикум | 1 | | |
11 | Постиндустриальное общество | Практикум | 1 | | |
12 | Направления и способы общественного развития | Лекция, составление конспекта | 1 | | |
13 | Общественный прогресс и его противоречивость | Беседа с опорой на знания учащихся | 1 | | |
14-15 | Современное общество: процессы глобализации. Об-во и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в | Практикум | 2 | | |
16-17 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Общество как сложная динамическая система» | Отработка основных понятий раздела Тестирование учащихся | 2 | | |
Раздел 2 Человек как творец и творение культуры16 Ч | |
18-19 | Человек как результат биологической и социо-культурной эволюции | Беседа с опорой на знания учащихся | 2 | | |
20 | Бытие человека | Беседа с опорой на знания учащихся | 1 | | |
21-22 | Деятельность как способ человеческого бытия | Работа с текстом учебника | 2 | | |
23-24 | Познавательная деятельность человека | Составление таблицы | 2 | | |
25 | Научное познание | Анализ схемы | 1 | | |
26 | Социальное познание | Работа с текстом учебника | 1 | | |
27-28 | Человек в системе общественных отношений | Работа с текстом учебника | 2 | | |
29-30 | Духовная жизнь человека | Беседа с опорой на знания учащихся | 2 | | |
31 | Свобода и необходимость в человеческой деятельности | Лекция с элементами беседы | 1 | | |
32-33 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Человек как творец и творение культуры» | Отработка основных понятий раздела Тестирование учащихся | 2 | | |
34 | Зачет№1 «Человек и общество» | | | | |
Раздел 3 Социальные отношения18ч | |
35 | Социальная структура | Лекция | 1 | | |
36 | Социальные общности и группы | Практикум | 1 | | |
37 | Социальная стратификация | Практикум | 1 | | |
38 | Социальный статус, социальные роли | Беседа, практикум | 1 | | |
39 | Социальная мобильность | Лекция | 1 | | |
40 | Социальный конфликт | Практикум | 1 | | |
41 | Социальные нормы и социальный контроль | Беседа с опорой на знания учащихся | 1 | | |
42 | Отклоняющееся и противоправное поведение | Практикум | 1 | | |
43-44 | Молодёжь как особая социальная группа | Беседа с опорой на знания учащихся | 2 | | |
45-46 | Этнические общности. Межнациональные отношения | Лекция | 2 | | |
47-48 | Семья как социальный институт и малая группа. Демографическая политика РФ | Беседа с опорой на знания учащихся | 2 | | |
49 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации | Лекция | 1 | | |
50 | Социальные процессы в современной России и регионе | Лекция | 1 | | |
51-52 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Социальные отношения» | Отработка основных понятий раздела Тестирование учащихся | 2 | | |
Раздел 4 Человек в системе общественных отношений14ч | |
53-54 | Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида | Лекция | 2 | | |
55-56 | Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. | Беседа с опорой на знания учащихся | 2 | | |
57-58 | Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества. | Практикум | 2 | | |
59-60 | Человек в системе экономических отношений. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. | Практикум | 2 | | |
61--62 | Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическое участие. | Практикум | 2 | | |
63 | Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые. | Лекция | 1 | | |
64-65 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Человек в системе общественных отношений» | Отработка основных понятий раздела Тестирование учащихся | 2 | | |
66 | Зачёт №2 по темам: «Социальные отношения», «Человек в системе общественных отношений» | | 1 | | |
67-69 | Резерв. Итоговое повторение | Отработка основных понятий курса. | 3 | | |
70 | Резерв Итоговое тестирование учащихся | Итоговое тестирование учащихся | 1 | | |
71-72 | Резерв | | 2 | | |
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Обществознание»
11 класс
№ уроков | Разделы, главы, темы уроков | Основные виды учебной деятельности | Кол-во час. | Даты | Даты |
План | Факт | План | Факт |
Раздел 1 Экономика66ч |
Глава 1 Введение в экономику10ч |
1 | Экономика и экономическая наука | Работа с учебником, анализ схем | 1 | | | | |
2 | Хозяйство и экономика | Лекция учителя, составление конспекта | 1 | | | | |
3 | Поведение потребителя | Беседа с опорой на знания учащихся, анализ ситуаций | 1 | | | | |
4 | Производство. Факторы производства | Работа с учебником | 1 | | | | |
5 | Виды собственности. Понятие «собственность» | Беседа с опорой на знания учащихся, анализ ситуаций | 1 | | | | |
6 | Типы экономических систем. Традиционная экономическая система | Практикум | 1 | | | | |
7 | Рыночная экономическая система. Централизованная эк. система | Практикум | 1 | | | | |
8 | Смешанная эк. система | Составление таблицы | 1 | | | | |
9 | Особенности современной экономики России | Беседа с опорой на знания учащихся, анализ ситуаций | 1 | | | | |
10 | Повторительно-обобщающий урок по главе «Введение в экономику» | Отработка осн. понятий. Тестирование учащихся | 1 | | | | |
Глава 2 Микроэкономика22ч |
11 | Рынок. Спрос | Практикум | 1 | | | | |
12 | Предложение. Рыночное равновесие | Практикум | 1 | | | | |
13 | Эластичность спроса. Эластичность предложения | Выполнение заданий учителя | 1 | | | | |
14 | Фирма как коммерческая организация | Лекция | 1 | | | | |
15 | Экономическая составляющая в деятельности фирмы | Работа с текстом и таблицей учебника | 1 | | | | |
16 | Менеджмент и маркетинг | Беседа с опорой на знания учащихся, анализ ситуаций | 1 | | | | |
17 | Конкуренция и рыночные структуры | Беседа с опорой на знания учащихся, анализ ситуаций | 1 | | | | |
18-19 | Планирование деятельности фирмы | Практикум | 2 | | | | |
20 | Производитель на рынке. Экономика предприятия | Лекция, составление конспекта | 1 | | | | |
21 | Контрольная работа по теме «Микроэкономика» | Тестирование учащихся | 1 | | | | |
22 | Понятие «тип рыночной структуры». Совершенная конкуренция | Лекция | 1 | | | | |
23 | Монополистическая конкуренция. Олигополия | Практикум | 1 | | | | |
24 | Монополия | Практикум | 1 | | | | |
25 | Особенности рынков факторов производства | Лекция | 1 | | | | |
26 | Рынок земли | Практикум | 1 | | | | |
27 | Рынок капитала | Практикум | 1 | | | | |
28-29 | Особенности человеческого капитала | Беседа с опорой на знания учащихся, анализ ситуаций | 2 | | | | |
30 | Контрольная работа по теме «Микроэкономика» | Тестирование учащихся | | | | | |
31-32 | Повторительно-обобщающие уроки по главе «Микроэкономика» | Отработка осн. понятий. Тестирование учащихся | 2 | | | | |
Глава 3 Макроэкономика 24ч |
33 | Понятие «национальная макроэкономика» | Лекция | 1 | | | | |
34 | Система национальных счетов | Работа с текстом, выполнение заданий | 1 | | | | |
35 | Экономический рост | Выполнение заданий, анализ ситуаций | 1 | | | | |
36 | Занятые и безработные | Практикум | 1 | | | | |
37 | Виды безработицы и её последствия | Практикум | 1 | | | | |
38 | Инфляция: понятие и виды | Лекция | 1 | | | | |
39-40 | Причины инфляции. Последствия гиперинфляции | Практикум | 2 | | | | |
41 | Экономический цикл | Лекция | 1 | | | | |
42-43 | Исследование современных эк. колебаний: причин и следствий | Практикум | 2 | | | | |
44 | Контрольная работа по разделу «Макроэкономика» | Тестирование | 1 | | | | |
45-46 | Деньги и их роль в рыночной экономике | Лекция | 2 | | | | |
47 | Банк как социальный институт | Практикум | 1 | | | | |
48 | Финансовая система РФ | Лекция | 1 | | | | |
49 | Налоговая система РФ | Практикум | 1 | | | | |
50 | Кредитно-денежная политика | Беседа с опорой на знания учащихся,анализ ситуаций | 1 | | | | |
51 | Бюджетно-финансовая политика | Лекция | 1 | | | | |
52-53 | Роль государства в экономике | Лекция | 2 | | | | |
54 | Контрольная работа по разделу «Макроэкономика» | Тестирование учащихся | 1 | | | | |
55-56 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Макроэкономика» | Отработка осн. понятий. Тестирование учащихся | 2 | | | | |
Глава 3 Российская экономика в контексте мировой экономики10ч |
57 | Модель мирового хозяйства. Глобализация. Интеграция | Лекция | 1 | | | | |
58 | Международная торговля | Лекция | 1 | | | | |
59 | Мировая валютная система. Международное движение капиталов | Лекция | 1 | | | | |
60 | Международные экономические организации | Практикум | 1 | | | | |
61 | Рыночные преобразования в Российской экономике в 1992-1999гг. Реформы 2000-2012гг. | Лекция | 1 | | | | |
62 | Основные макроэкономические показатели развития экономики России | Практикум | 1 | | | | |
63 | Тенденции развития российской экономики | Практикум | | | | | |
64 | Контрольная работа по главе «Российская экономика в контексте мировой экономики | Тестирование учащихся | 1 | | | | |
65-66 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Экономика» | Отработка осн. понятий. Тестирование учащихся | 2 | | | | |
| Раздел 2 Политика как общественное явление | | 22 | | | | |
67-68 | Политика и власть как общественные явления | Лекция | 2 | | | | |
69-70 | Политическая система, её структура и функции СМИ в политической системе общества | Лекция, составление схемы | 2 | | | | |
71 | Государство в политической системе: понятие, признаки, функции | Лекция | 1 | | | | |
72 | Теории происхождения государства | Работа с текстом и документами учебника | 1 | | | | |
73 | Формы государства | Составление таблицы | 1 | | | | |
74-75 | Органы государственной власти в РФ | Практикум | 2 | | | | |
76 | Политические режимы | Лекция | 1 | | | | |
77-78 | Демократия, её основные ценности и признаки | Беседа с опорой на знания учащихся | 2 | | | | |
79-80 | Гражданское общество. правовое государство, социальное государство | Лекция | 2 | | | | |
81-82 | Политические партии. Общественные объединения граждан | Практикум | 2 | | | | |
83 | Политическая идеология | Лекция | 1 | | | | |
84 | Субъекты политической жизни. Особенности формирования политической элиты в России | Лекция | 1 | | | | |
85 | Избирательная кампания | Практикум | 1 | | | | |
86 | Политический процесс его особенности в Российской Федерации, регионе | Лекция | 1 | | | | |
87-88 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Политика как общественное явление» | Тестирование учащихся | 2 | | | | |
| Раздел 2 Культура и духовная жизнь | | 12 | | | | |
89-90 | Понятие культуры. Многообразие культур | Лекция | 2 | | | | |
91-92 | Этическая основа культуры. Нравственные чувства и моральное поведение. | Беседа с опорой на знания учащихся | 2 | | | | |
93 | Наука, образование | Лекция | 1 | | | | |
94 | Искусство, его формы, основные направления | Лекция | 1 | | | | |
95-96 | Религия в современном мире | Практикум | 2 | | | | |
97 | СМИ и культура | Практикум | 1 | | | | |
98 | Тенденции развития духовной культуры современной России, региона | Беседа с опорой на знания учащихся | 1 | | | | |
99-100 | Повторительно-обобщающие уроки по разделу «Культура и духовная жизнь» | Отработка основных понятий раздела Тестирование учащихся | 2 | | | | |
101-103 | Резерв. Итоговое повторение | | 3 | | | | |
104 | Резерв. Итоговое тестирование учащихся | Итоговое тестирование учащихся | 1 | | | | |
105-108 | Резерв | | 4 | | | | |