СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Физике 7-9 классы ФГОС

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка рабочей программы по Физике  7-9 классы.   Для общеобразовательного учреждения. УМК А.В. Перышкина 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Физике 7-9 классы ФГОС»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Варламовская средняя общеобразовательная школа

ПРИНЯТО на педагогическом совете:

Протокол №____ от

«__»__________20__ г.

руководитель МО

____________________



Утверждаю:

директор И.А. Колчина

«__»_________ 20__ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Физика» 7 - 9 классов

Составил: учитель физики Носенко Е. П.



















с. Варламово

2017-2020 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «физика» обязательной предметной области «естественнонаучные предметы» для основного общего образования разработана в соответствии:

  • с Федеральным законом №273 от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями от 03.08.2018 года

  • с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

  • с примерной основной образовательной программой образовательного учреждения: (письмо департамента общего образования Министерства образования науки Российской Федерации от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и согласована с основной образовательной программой основного общего образования МКОУ Варламовской СОШ;

  • с примерной программой основного общего образования по физике. 7-9 классы В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, А. Ю. Пентин, Н. С. Пурышева, В. Е. Фрадкин, М., «Просвещение», 2013 г.;

  • с авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, М., «Дрофа», 2012 г.



Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования школы:

● освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

●овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

● развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;

● воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

● применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.



Задачи изучения физики:

● Знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

● Приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

● Формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

● Овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

● Понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека

Примечание. Действительная рабочая программа разработана на класс с разным уровнем естественнонаучных знаний. И имеет разделение по целям для учеников с высоким уровнем знаний и для учеников с базовым уровнем знаний.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ.

7 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)



Введение (5 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика техника.

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора».



Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»


Взаимодействия тел (22 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа № 6 «Градирование пружины и измерение сил динамометром».

Лабораторная работа № 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра»

Контрольная работа №1 по темам: «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

Контрольная работа №2 по теме «Вес», «Графическое изображение сил», «Виды сил», «Равнодействующая сил»



Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерение атмосферного давления. Барометр, манометр, насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости»

Контрольная работа №3 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»



Работа и мощность. Энергия (16 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

Лабораторная работа № 10 « Выяснение условий равновесия рычага»

Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность, энергия»

Примечание. На повторение материала за курс 7 класса и проведение итоговой контрольной работы отводится 3 часа.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ.

8 класс

(72 ч, 2 ч в неделю)



Тепловые явления (10 ч)

Тепловое движение. Термометр. Связь температуры со средней скоростью движения его молекул. Внутренняя энергия. Два способа изменения внутренней энергии: теплопередача и работа. Виды теплопередачи. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания топлива.

Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».

Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления»



Изменение агрегатного состояния вещества (11 ч)

Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Психрометр. Плавление и кристаллизация. Температура плавления. Зависимость температуры кипения от давления. Объяснение изменения агрегатных состояний на основе молекулярно-кинетических представлений. Преобразования энергии в тепловых двигателях. Двигатель внутреннего сгорания. Паровая турбина. Холодильник. КПД теплового двигателя. Экологические проблемы использования тепловых машин. Закон сохранения энергии в механических и тепловых процессах.

Лабораторная работа № 3 « Измерение влажности воздуха»

Контрольная работа №2 по теме «Агрегатные состояния вещества»

Электрические явления (29)

Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Проводники, непроводники (диэлектрики) и полупроводники. Взаимодействие заряженных тел. Электрическое поле. Закон сохранения электрического заряда. Делимость электрического заряда. Электрон. Электрическое поле. Напряжение. Конденсатор. Энергия электрического поля.

Электрический ток. Гальванические элементы и аккумуляторы. Действия электрического тока. Направление электрического тока. Электрическая цепь. Электрический ток в металлах. Сила тока. Амперметр. Вольтметр. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка электрической цепи. Удельное электрическое сопротивление. Реостаты. Последовательное и параллельное соединения проводников.

Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Электрический счетчик. Расчет электроэнергии, потребляемой электроприбором. Короткое замыкание. Плавкие предохранители. правила безопасности при работе с источниками электрического тока.

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»

Лабораторная работа №5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи»

Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом»

Лабораторная работа №7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»

Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

Контрольная работа №3 по теме «Электрический ток. Напряжение. Сопротивление Соединение проводников».

Контрольная работа №4 по теме «Работа. Мощность. Закон Джоуля—Ленца. Конденсатор»



Магнитные явления (5 ч)

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле тока. Электромагниты и их применение. Магнитное поле Земли. Магнитные бури. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)

Контрольная работа №5 по теме «Электромагнитные явления»



Световые явления (10 ч)

Источники света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Отражение света. Закон отражения. Плоское зеркало. Преломление света. Линза. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Глаз как оптическая система. Дефекты зрения. Оптические приборы.

Лабораторная работа № 11 «Получение изображений при помощи линзы»

Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая оптика. Линзы»



Примечание. На повторение материала за курс 7 класса и проведение входной контрольной работы отводится 4 часа. На повторение материала за курс 8 класса и проведение итоговой контрольной работы отводится 3 часа.







СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ.



9 класс

(102 ч, 3 ч в неделю)



Законы взаимодействия и движения тел (32 ч)

Материальная точка. Система отсчета. Перемещение. Скорость прямолинейного равномерного движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Графики зависимости скорости и перемещения от времени при прямолинейном равномерном и равноускоренном движениях. Относительность механического движения. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Инерциальная система отсчета. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

Лабораторная работа №2 «Измерения ускорения свободного падения»

Контрольная работа №1 по теме «Прямолинейное равноускоренное движение»

Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранение в механике»



Механические колебания и волны. Звук (17 ч)

Колебательное движение. Пружинный, нитяной, математический маятники. Свободные и вынужденные колебания. Затухающие колебания. Колебательная система. Амплитуда, период, частота колебаний. Превращение энергии при колебательном движении. Резонанс.

Распространение колебаний в упругих средах. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость волны. Звуковые волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Эхо.

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода свободных колебаний маятника от длины нити».

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и волны Звук».


Электромагнитное поле. (24 ч)

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле. направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика. Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Опыты Фарадея. Электромагнитная индукция. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Переменный ток. Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторная работа №4 на тему «Изучения явления электромагнитной индукции»

Лабораторная работа №5 по теме «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров испускания»

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитные колебания»


Строение атома и атомного ядра (18 ч)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета-, гамма-излучения. Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях. Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.

Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл зарядового и массового чисел. Изотопы. Правила смещения. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерная энергетика. Экологические проблемы использования АЭС. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Термоядерная реакция. Источники энергии Солнца и звезд.

Лабораторная работа №6 на тему «Изучения деления ядра атома урана по фотографии треков»

Лабораторная работа №8 на тему «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Контрольная работа №5 на тему «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»

Контрольная работа №3



Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

Состав, строение и происхождение Солнечной системы. Планеты и малые тела Солнечной системы. Строение, излучение и эволюция Солнца и звёзд. Строение и Вселенной.

Примечание. На повторение материала за курс 8 класса и проведение входной контрольной работы отводится 5 часа. На повторение материала за курс 8 класса и проведение итоговой контрольной работы отводится 3 часа.

Лабораторные работы по темам «Оценка периода полураспада находящихся в воздухе продуктов газа радон» и «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» не предусмотрены программой по причине отсутствие в школе прибора для измерение радиационного фона в помещении и на улице.

Учебно-тематический план

7 класс.


Тема

Количество часов

В том числе

Уроки

Лабораторные

занятия

Контрольные работы

1

Введение

5

4

1


2

Первоначальные сведения о веществе

6

5

1


3

Взаимодействие тел

22

15

5

2

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

21

18

2

1

5

Работа и мощность

13

11

2

1

6

Итоговое повторение за курс 7 класса

3

2


1


Итого

70

54

11

5







Учебно-тематический план

8 класс.


Тема

Количество часов

В том числе

Уроки

Лабораторные

занятия

Контрольные работы

1

Повторение за курс 7 класса

4

3


1

2

Тепловые явления

10

7

2

1

3

Изменение агрегатного состояния вещества

11

9

1

1

4

Электрические явления

29

22

5

2

5

Световые явления

10

8

1

1

6

Итоговое повторение за курс 8 класса

3

2


1


Итого

72

53

11

8





Учебно-тематический план

9 класс.


Тема

Количество часов

В том числе

Уроки

Лабораторные

занятия

Контрольные работы

1

Законы взаимодействия и движения тел.

23

20

2

1

2

Механические колебания

12

10

1

1

3

Электромагнитное поле

16

14

2


4

Строение атома

11

8

2

1

5

Строение и эволюция вселенной

5

5



6

Итоговая контрольная работа

1



1


Итого

68

57

7

4







Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики.

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно - деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «обще учебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.


7 класс

8 класс

9 класс

Код из Стандарта

Личностные

результаты

Формировать мотивацию в изучении наук о природе, уважения к творцам науки, патриотизма.


Формировать мотивацию в изучении наук о природе, уважения к творцам науки, патриотизма.








Формировать убежденность в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и техники на благо Родины.


Л1














Формировать устойчивый интерес к изучению нового


Формировать ответственное отношение к учению


Формировать готовность к саморазвитию и самообразованию

Л2

Формировать представление о возможности познания мира.

Формировать целостное мировоззрение, соответствующее уровню развития науки и техники.

Формировать целостное мировоззрение, соответствующее уровню развития науки и техники

Л3

формировать ценностное отношение друг к другу, учителю, окружающим

формировать социальные компетенции: уважение к личности, доброжелательное отношение к окружающим


Формировать осознанное, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, готовности вести диалог, достигать взаимопонимания.


Л4

Формировать умения выражать свои мысли , вести диалог с одноклассниками в ходе учебной деятельности

Формировать умения выражать свои мысли, вести диалог с одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, навыков самооценки и оценки работ сверстников.

Формировать коммуникативную компетентность в общении с людьми в процессе общеобразовательной, учебно-исследовательской деятельности.

Л7


способствовать формированию ценности здорового образа жизни, усвоения правил поведения на транспорте и дорогах

Формировать основы, безопасного поведения в различных ситуациях .

Формировать основы здорового образа жизни, безопасного поведения в различных ситуациях

Л8

Метапредметные:

Формировать умения:


регулятивные

Осознавать себя как движущую силу своего учения, способную к преодолению препятствий и самокоррекции.

М1

познавательные


выполнять лабораторные работы, оценивать результат по образцу; самостоятельно создавать алгоритм действий при выполнении физических опытов (два опыта)

самостоятельно создавать алгоритм действий при выполнении физических опытов (три опыта) и лабораторных работ, оценивать результат, корректировать действия (две лабораторные работы)

умение решать учебные задачи разными методами, выделять наиболее эффективные, создавать алгоритм действий при выполнении учебных задач.

М2

М3

М4

устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепь рассуждений при работе с качественными задачами

строить логическую цепь рассуждений при работе с качественными задачами, умение выдвигать и обосновывать гипотезы при решении учебных задач

Умение выполнять логические операции: сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий, подведение под понятие

М6

Преобразовывать информацию при решении физических задач, представлять в виде рисунка, графика

Преобразовывать информацию при решении физических задач, представлять в виде рисунка, графика, схемы, диаграммы

Умение читать и строить диаграммы, графики, представлять информацию различными способами при решении учебных и познавательных задач.

М7

Искать дополнительную информацию в интернете при выполнении заданий.

Умение искать, отбирать и представлять информацию при подготовке творческих работ.

Развивать ИКТ-компетенции при решении различных задач

М 11

коммуникативные

Выделять главное при работе с текстом учебника

Уметь извлекать нужную информацию из прочитанного текста

Уметь извлекать нужную информацию из прочитанного текста, умения грамотно использовать при решении задач

М8

Четко и грамотно выражать свою мысль при решении учебной задачи.

Развитие умения письменного аргументированного построения ответа при решении качественных задач.

Владеть устной и письменной речью, осознанно использовать речевые средства.

М 10

Умение работать в паре и группе при решении УЗ.

Выражать мысли слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, корректировать и оценивать свои действия и партнера.

М9


формировать экологическое мышление

формировать экологическое мышление

М12

Предметные:

сопоставлять экспериментальные и теоретические данные с реалиями жизни.

формировать представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы, об объективности научного знания.

формировать понимание того, что физика является системообразующей наукой;

П1


формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (тепловых, электромагнитных, световых);

обобщать опыт наблюдений и объяснения физический явлений (шесть явлений)


формировать представления о движении как способе существования материи; усвоение основных идей механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладение понятийным аппаратом и символическим языком физики;

П2


способствовать в приобретении опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений. Выполнять прямые измерения длины, объема, массы, температуры, силы и т.д. при помощи физических приборов.

умение планировать, выполнять проведения опытов, простых экспериментальных исследований понимание неизбежности погрешностей любых измерений.

Выполнять прямые измерения температуры, силы тока, напряжения и при помощи физических приборов.

формировать умение выполнять прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов, оценивать результат с учетом погрешности.

П3

понимать и объяснять принцип действия приборов и механизмов: термометра, барометра, манометра, гидравлической машины.

понимать физических основ и принципов действия (работы) термометра, тепловых машин, знать экологические проблемы связанные с использованием тепловых машин.


понимать физические основы и принципы действия механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;


П4


осознания необходимости поиска и использования альтернативных видов транспорта

осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования

П5


овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей

овладение основами безопасного использования электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека

П6

умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением законов физики (механики, гидростатики)

развивать умение грамотного применения в повседневной жизни знаний о тепловых, электрический и световых явлениях.

умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и целью сбережения здоровья

П7


формировать представление о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства тепловых машин

формировать представление о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов.

П8


Критерии оценивания по физике.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение  и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4»- если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил четыре или пять недочётов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.



ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трёх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов, при наличии четырёх-пяти недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.



ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочёта, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.



 Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц измерения.

  2. Неумение выделить в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений.

  4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

  5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчёты, или использовать полученные данные для выводов.

  6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

  7. Неумение определить показание измерительного прибора.

  8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.



Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.



Недочёты

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приёмы в вычислении, преобразовании и решении задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.




Выпускник научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;

  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

  • ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.

Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи показаний прямых измерений в этом случае не требуется.

  • понимать роль эксперимента в получении научной информации;

  • проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела, объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.

Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми измерениями всех перечисленных физических величин.

  • проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

  • проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.



Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;

  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  • сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;

  • самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности полученных результатов;

  • воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.





Учебно-методическое оснащение учебного процесса

Учебно-методический комплект:

1. Учебник: А.В. Пёрышкин, «Физика 7 класс», «Физика 8 класс» ,«Физика 9класс» М., «Дрофа», 2010г.

2. Е.М. Гутник, Тематическое планирование к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика7-9 классы», М., «дрофа», 2002 г.

З. В.Н. Лукашик «Сборник задач по физике для 7-9 кл.» М., «Просвещение», 2000 г.

4. Дидактические материалы «Физика - 7 класс» А.Е.Марон, Е.А.Марон, «Дрофа» 2016 год.

5. Дидактические материалы «Физика - 8 класс» А.Е.Марон, Е.А.Марон, «Дрофа» 2016 год.

6. Дидактические материалы «Физика - 9 класс» А.Е.Марон, Е.А.Марон, «Дрофа» 2016 год.

5. А.В.Пёрышкин «Сборник задач по физике 7-9 классы»