СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая прорамма по биологии 5 класс УМК. В.В. Пасечник
Муниципальное образовательное учреждение
основная школа № 41
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от Руководитель | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Белякова М.В. 2016 года | УТВЕРЖДЕНО Приказ № от Директор МОУ ОШ № 41 В.А. Савина | УТВЕРЖДЕНО Решением педагогического Совета От 2016 года Протокол №
Председатель____________
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Биологии
(указать учебный предмет)
Уровень образования (класс) основное звено 5 «А»
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __34
Учитель Титова Анна Андреевна
Программа разработана на основе авторской программы: Пасечник В.В. Программа
Курса Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс для общеобразовательных
учреждений М.: Дрофа, 2012г.
_____________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Ярославль, 2016
Пояснительная записка
Нормативное обеспечение преподавания биологии в соответствии с ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) /– М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 31.03.2014 № 253.
Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников» от 29.04.2014 № 08-548 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetnik.ru/edoc?docId=499095044&modId=99
Рабочая программа составлена в соответствии программами для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева, М.: Дрофа, 2013г.; ориентирована на использование учебника Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013г.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Освоение учебного предмета «Биология» направлено на:
- развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы;
- создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций.
Обучающиеся овладеют:
- научными методами решения различных теоретических и практических задач;
- умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Учебный предмет «Биология» способствует:
- формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы. Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественно-научные предметы» и является обязательным для изучения учебным предметом на уровне основного общего образования. Во всех пяти вариантах примерных учебных планов, представленных в ПООП ООО – 2015 на изучение биологии отводится 1 час в неделю с 5 по 7 класс и 2 часа в неделю в 8-9 классах. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Биология», из расчета 1 учебный час в неделю.
В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования:
· освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
· овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
· использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни
Планируемые результаты
В соответствии с реализуемой ФГОС ООО деятельностной парадигмой образования, система планируемых результатов строится на основе уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся, поощрять продвижение обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории обучения с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Личностные результаты
Раскрывают и детализируют основные направленности этих результатов, например:
- сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления
- наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности)
-формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как, система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является:
- овладение обучающимися основами читательской компетенции;
- приобретение навыков работы с информацией;
- участие в проектной деятельности.
Представлены в соответствии с подгруппами универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности .
-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
-Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
-Вычитывать все уровни текстовой информации.
-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
-Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
–объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
–определять основные органы растений (части клетки);
–объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);
–понимать смысл биологических терминов;
–проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
–использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Содержание учебного предмета, курса
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать
наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Содержание программы
Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (34 ч, 1ч в неделю)
Введение (6 ч)
Биология, как наука о живой природе, роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
Экскурсия: Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Демонстрация: Приборы и оборудование. Схемы, таблицы и видеоматериалы о разнообразии живой природы, о влиянии экологических факторов на живую природу.
Лабораторная работа. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания
Контрольная работа № 1.
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
определять отношения объекта с другими объектами;
- определять существенные признаки объекта
3.Предметные результаты
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Учащиеся должны знать: - о многообразии живой природы; - царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; - основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; - признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение; - экологические факторы; - основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; - правила работы с микроскопом; - правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: - определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «среда обитания», «местообитания»; - отличать живые организмы от неживых; - пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием; - характеризовать среды обитания организмов; - характеризовать экологические факторы; - проводить фенологические наблюдения; - соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. | Учащиеся могут узнать: - науки, изучающие живую природу; отличие среды обитания от местообитания; причины формирования черт приспособленности организмов к среде обитания; Учащиеся смогут научиться: - определять понятия флора, фауна, низшие растения, высшие растения, вегетативные органы, генеративные органы, абиотические факторы, биотические факторы, антропогенный;
|
Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация: схемы, таблицы и видеоматериалы о строении клетки, о росте и развитии клеток разных растений, о делении клетки, микропрепараты различных растительных тканей.
Практические работы: Рассматривание строения растения. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы сними.
Строение клеток кожицы чешуи лука. Химический состав клетки.
Лабораторные работы: Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Контрольная работа № 2 по теме клеточное строение организмов
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
- испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
- знать правила поведения в природе;
- понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
- уметь реализовывать теоретические познания на практике;
- понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
- испытывать любовь к природе;
- признавать право каждого на собственное мнение;
- проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
- уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
- анализировать объекты под микроскопом;
- сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их;
- оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради;
- работать с текстом и иллюстрациями учебника.
3.Предметные результаты
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Учащиеся должны знать: - устройство лупы и микроскопа; - строение клетки; - химический состав клетки; - основные процессы жизнедеятельности клетки; - характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: - определять понятия: «цитология», «клетка», «оболочка», «цитоплазма», « ядро», «ядрышко», «вакуоли», « пластиды», « хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл», «химический состав», «неорганические вещества», «органические вещества», «ядро», «ядрышко», «хромосомы», «ткань»; - работать с лупой и микроскопом; - готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; - распознавать различные виды тканей. | Учащиеся могут узнать: - историю открытия клетки, ученых, внесших большой вклад в изучение клетки; - клетка – единица строения и жизнедеятельности, запасные вещества клетки, функции основных частей клетки; - макро- и микроэлементы, - космическую роль зеленых растений Учащиеся смогут научиться: - определять понятия «мембрана», «хромопласты», «лейкопласты», «основная ткань», «образовательная ткань», «проводящая ткань», «механическая ткань», «покровная ткань»; - объяснять отличия молодой клетки от старой, - доказывать, что клетка обладает всеми признаками живого организма; - находить отличительные особенности строения различных типов растительных тканей; |
Раздел 2. Царство Бактерии (2 ч). Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Вирусы – неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.
Демонстрация: схемы и видеоматериалы о разнообразии бактерий, роли бактерий в жизни человека и в природе
Лабораторная работа: Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.
Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.
Демонстрация: схемы и видеоматериалы о грибах, муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.).
Лабораторные работы:
Строение плодовых тел шляпочных грибов. Определение съедобных и ядовитых грибов.
Практическая работ: Изучение строения плесневых грибов особенности строения мукора и дрожжей.
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
3.Предметные результаты
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Учащиеся должны знать: - строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов; - разнообразие и распространение бактерий и грибов; - роль бактерий и грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: - давать общую характеристику бактериям и грибам; - отличать бактерии и грибы от других живых организмов; - отличать съедобные грибы от ядовитых; - объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека | Учащиеся могут узнать: - значение бактерий в процессах брожения, деятельность серо- и железобактерий; - жизнедеятельность грибов-хищников Учащиеся смогут научиться: - выращивать бактерии: картофельную и сенную палочку; - выявлять у грибов черты сходства с растениями и животными. |
Раздел 4. Царство Растения (11 ч)
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). Принципы классификации.
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания.
Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции.
Демонстрация: гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Антропологические экземпляры растений.
Лабораторные работы: Изучение одноклеточных водорослей. Изучение многоклеточных водорослей. Изучение строения хвои, шишек и семян голосеменных растений.
Практические работы: Изучение внешнего строения мха. Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника.
Изучение строения покрытосеменных растений.
Контрольная работа № 3 «Царства растения»
1. Личностные результаты:
Учащиеся должны:
— испытывать чувство гордости за российскую биологическую науку;
— знать правила поведения в природе;
— понимать основные факторы, определяющие взаимоотношения человека и природы;
— уметь реализовывать теоретические познания на практике;
— понимать социальную значимость и содержание профессий, связанных с биологией;
— испытывать любовь к природе;
— признавать право каждого на собственное мнение;
— проявлять готовность к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы;
— уметь отстаивать свою точку зрения;
— критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за последствия;
— уметь слушать и слышать другое мнение.
2. Метапредметные результаты
Учащиеся должны уметь:
— выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
— сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
— оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
— находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
3.Предметные результаты
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений биосфере; — давать характеристику основным группам растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. | Учащиеся могут узнать: - половое и бесполое размножение водорослей, - жизненные циклы мхов и папоротников, - древовидные папоротники, - жизненный цикл сосны, - покрытосеменные – господствующая группа растений, - редкие и охраняемые растения Омской области Учащиеся смогут научиться: - уметь выявлять усложнения растений в связи с освоением ими суши, - выявлять приспособления у растений к среде обитания, - различать лекарственные и ядовитые растения |
Тематическое планирование по биологии 5 класс,
(1 час в неделю, всего 34 часа) УМК В.В. Пасечник
№ | Тема | Количество | ||||
Количество часов | Лабораторных работ | Практических работ | Экскурсий | Контрольных работ | ||
1 | Введение | 6 | 1 | 0 | 1 | 1 |
2 | Клеточное строение организмов | 10 | 2 | 3 | 0 | 1 |
3 | Царство Бактерии | 2 | 1 | 0 | 0 | 0 |
4 | Царство Грибы | 5 | 2 | 1 | 0 | 0 |
5 | Царство Растения | 11 | 2 | 3 | 0 | 1 |
| Итого за год. | 34 | 8 | 7 | 1 | 3 |
Тематическое планирование по биологии 5 класс по четвертям,
(1 час в неделю, всего 34 часа) УМК В.В. Пасечник
№ | Темы | Количество часов по плану | ||||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год | ||
| Введение | 6 |
|
|
| 6 |
1 | Клеточное строение организмов | 3 | 7 |
|
| 10 |
2 | Царство Бактерии |
| 1 | 1 |
| 2 |
3 | Царство Грибы |
|
| 5 |
| 5 |
4 | Царство Растения |
|
| 4 | 7 | 11 |
| Итого за год. | 9 | 8 | 10 | 7 | 34 |
Поурочное планирование по биологии, 5 класс, (1час в неделю, всего 34 часа), УМК В.В. Пасечник
№ п/п | Тема урока | Изучаемые вопросы (Содержание) | Вид деятельности ученика | Домашнее задание | Требования к уровню подготовки выпускников |
| Введение (6 часов) | ||||
1 | Биология — наука о живой природе Методы исследования в биологии | Биология как наука. Значение биологии Методы познания в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии. Демонстрация: Приборы и оборудование | Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии | § 1-2 Р.Т. §1-2 Ст. 5-8 | Предметные результаты обучения. Учащиеся должны знать: —о многообразии живой природы; —царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные; —основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение; —экологические факторы; —основные среды обитания живых организмов: водная среда, наземно-воздушная среда, почва как среда обитания, организм как среда обитания; —правила работы с микроскопом; —правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии. Учащиеся должны уметь: —определять понятия: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; —отличать живые организмы от неживых; —характеризовать среды обитания организмов; —характеризовать экологические факторы; —проводить фенологические наблюдения; —соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —составлять план текста; —владеть таким видом изложения текста, как повествование; —под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение; —под руководством учителя оформлять отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы; —получать биологическую информацию из различных источников; —определять отношения объекта с другими объектами; —определять существенные признаки объекта. |
2 | Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого | Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Демонстрация: схемы, таблицы и видеоматериалы о разнообразии живой природы | Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа. | § 3 Р.т. § 3 Ст. 9-11 | |
3 | Среды обитания живых организмов. | Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания. Лабораторная работа № 1. Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания
| Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу | § 4 Р.т. § 4 Ст. 12-13 | |
4 | Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Демонстрация: схемы, таблицы и видеоматериалы о влиянии экологических факторов на живую природу. | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | § 5 Р.т. § 5 Ст.14
| |
5 | Экскурсия
| Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений. Анализируют и сравнивают экологические факторы. | Заполнить дневник фенологических наблюдений. Учебник стр. 14 | |
6 | Контрольная работа № 1. | Систематизация и обобщение понятий раздела. |
| Тест 14-16 15-16 | |
| Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов) | ||||
1 (7) | Устройство увеличительных приборов | Методы изучения клетки. Увеличительные приборы (лупа, световой микроскоп). Правила работы с микроскопом. Практическая работа №1: Рассматривание строения растения. Изучение устройства увеличительных приборов и правил работы сними
| Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом. | § 6 Р.т. § 6 Ст. 17 |
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: —строение клетки; —химический состав клетки; —основные процессы жизнедеятельности клетки; —характерные признаки различных растительных тканей. Учащиеся должны уметь: —определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма», «ядро», «ядрышко», «вакуоли», «пластиды», «хлоропласты», «пигменты», «хлорофилл»; —работать с лупой и микроскопом; —готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; —распознавать различные виды тканей.
Метапредметные результаты обучения. Учащиеся должны уметь: —анализировать объекты под микроскопом; —сравнивать объекты под микроскопом с их изображением на рисунках и определять их; —оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради; —работать с текстом и иллюстрациями учебника. |
2 (8) | Строение клетки | Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Демонстрация: схемы, таблицы и видеоматериалы о строении клетки | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | § 7 Р.т. ст 21 № 28 Ст. 18 | |
3 (9) | Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
| Практическая работа №2: Строение клеток кожицы чешуи лука. | Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их. | Схематическое изображение микропрепарата клетки с описанием её органелл Р.т. § 7 Ст.19 №5 | |
4 (10) | Пластиды | Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты. Лабораторная работа № 2: приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника. | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.
| § 7, таблица «Пластиды» Р.т. № 26 Ст.19 | |
5 (11) | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений. Практическая работа № 3: Химический состав клетки. | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием | § 8 Р.т. § 8 Ст. 20 | |
6 (12) | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание). | Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание). Лабораторная работа № 3: приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи | Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | § 9 Р.Т. § 9 №31, Ст. 21 | |
7 (13) | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Рост и развитие клеток. Демонстрация: схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений. | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты | § 9 Р.Т. § 9 №33, № 35 Ст. 21 | |
8 (14) | Деление клетки | Генетический аппарат, ядро, хромосомы. Демонстрация: схемы и видеоматериалы о делении клетки | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | § 9 Р.Т. § 9 №32, № 34 Ст. 22 | |
9 (15) | Понятие «ткань» | Демонстрация: микропрепараты различных растительных тканей. Лабораторная работа № 4: рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | § 10 Р.т. § 10 Ст.23-24 | |
10 (16) | Контрольная работа № 2 по теме клеточное строение организмов
| Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов | Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом | Ст. 27-28 Ст.25-27 | |
| Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа) | ||||
1 (17) | Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятель-ность | Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение. Лабораторная работа № 5: Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах Демонстрация: схемы и видеоматериалы о разнообразии бактерий | Выделяют существенные признаки бактерий | § 11 Р.т. § 11 Ст. 28-29
| Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать: —строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий; —разнообразие и распространение бактерий; —роль бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: —давать общую характеристику бактерий; —отличать бактерии от других живых организмов; —объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: —работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами; —составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы |
2 (18) | Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека. Демонстрация: схемы и видеоматериалы роли бактерий в жизни человека и в природе | Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | § 12 Р.т. § 12 Ст. 30-31
| |
| РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов) | ||||
1 (19) | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека | Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация: схемы и видеоматериалы о грибах Лабораторная работа № 6: Строение плодовых тел шляпочных грибов | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | § 13 Р.т. § 13 Ст. 32-33
|
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать: —строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;
—разнообразие и распространение грибов; —роль грибов в природе и жизни человека. Учащиеся должны уметь: —давать общую характеристику грибов; —отличать грибы от других живых организмов;
—отличать съедобные грибы от ядовитых;
—объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
—составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. |
2 (20) | Шляпочные грибы | Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами Лабораторная работа № 7: Определение съедобных и ядовитых грибов | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | § 14 Р.т. § 14 Ст. 34-35
| |
3 (21) | Плесневые грибы и дрожжи | Плесневые грибы и дрожжи. Практическая работа № 4: Изучение строения плесневых грибов особенности строения мукора и дрожжей | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением | § 15 Р.т. § 15 Ст. 36-37
| |
4 (22) | Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. Демонстрация: муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.) | Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека | § 16 Р.т. § 16 Ст. 38-39 Готовят проекты | |
5 (23) | Обобщающий урок «Царство грибы» | Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами | Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят проекты «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы) | Тест ст. 37-39 Ст. 40-42 | |
| РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (11 часов) | ||||
1 (24) | Ботаника — наука о растениях. Разнообразие, распространение, значение растений. | Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений. Демонстрация: гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | § 17 Р.т. § 17 Ст. 43-44
|
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
—основные методы изучения растений;
—основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
—особенности строения и жизнедеятельности лишайников; —роль растений в биосфере и жизни человека;
—происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Учащиеся должны уметь:
—давать общую характеристику растительного царства; —объяснять роль растений в биосфере; —давать характеристику основных групп растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые);
—объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
—выполнять лабораторные работы под руководством учителя;
—сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;
—оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;
—находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
Личностные результаты обучения
—Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку; —знание правил поведения в природе; —понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы; —умение реализовывать теоретические познания на практике; —понимание социальной значимости и содержания профессий, связанных с биологией; —воспитание в учащихся любви к природе;
—признание права каждого на собственное мнение; —готовность учащихся к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; —умение отстаивать свою точку зрения; —критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за последствия; —умение слушать и слышать другое мнение. |
2 (25) | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания | Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей. Лабораторная работа № 8: Изучение одноклеточных водорослей. | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом | § 18 Р.т. § 18 № 61, 63 Ст. 45, 46 № 5 (Рис. 14б)
| |
3 (26) | Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей | Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей Демонстрация: гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы | Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей | § 18 Р.т. § 18 № 62, 63, 64 Ст. 46-47
| |
4 (27) | Лишайники | Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Демонстрация: гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. | Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе. | § 19 Р.т. § 19 Ст. 48
| |
5 (28) | Мхи | Высшие споровые растения. Мхи, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Практическая работа №5: Изучение внешнего строения мха | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека | § 20 Р.т. § 20 Ст. 49-50
| |
6 (29) | Папоротники, хвощи, плауны | Высшие споровые растения. Папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Практическая работа № 6: Строение спороносящего хвоща Строение спороносящего папоротника | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | § 21 Р.т. § 21 Ст. 51-54
| |
7 (30) | Голосеменные растения | Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана. Лабораторная работа № 9: Изучение строения хвои, шишек и семян голосеменных растений | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | § 22 Р.т. § 22 Ст. 55-56
| |
8 (31) | Покрытосеменные растения | Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Практическая работа № 7: Изучение строения покрытосеменных растений | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | § 23 Р.т. § 23 Ст. 57-58
| |
9 (32) | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира Демонстрация: антропологические экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. | Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира | § 24 Р.т. § 24 Ст. 59-60
| |
10 (33) | Контрольная работа № 3 «Царства растения» | Систематизация и обобщение понятий раздела. | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. | Тест
Р.т. 55-58 Ст. 61-63
| |
11 (34) | Обобщение и систематизация по курсу Биология 5 класс | Защита проектов. Защищают проекты. Ставят цели, решают задачи. Учатся выделять основу Подведение итогов за год. Летние задания | Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую | Готовят проекты |
Темы проектов для учащихся по разделу «Живые организмы»
Информационные и творческие проекты | Исследовательские проекты |
1. На какую растительную ткань в первую очередь повлияют такие факторы среды, как пыль, частички дыма, кислотные дожди? 2. Благодаря каким тканям растения защищаются от неблагоприятных погодных условий, от поедания животными? 3. Творческий проект «Изготовьте модель растительной и животной клетки (паззлы, аппликации, пластилин и т.п.)». 4. Творческий проект «Изготовьте модель старения клетки (изменения в клетке) (рисунок, аппликация и т.д.)». 5. Можно ли сохранить леса на планете, не отказываясь при этом от использования древесины? Предложите свой вариант решения этой проблемы. 6. Сообщение «Какова задача Международного дня биологического разнообразия? Какой вклад можешь внести ты в сохранение живых организмов?». 7. «Чем исчезновение видов в наше время отличается от такого же процесса в прошлые эпохи?». | 1. Морфологический метод в систематике растений. 3. Правила сбора и хранения травянистых растений. 4. Изучение флоры суходольного луга. 5. Исследование травянистых растений как части сообщества смешанного леса. 6. Определение состояния хвои сосны обыкновенной для оценки загрязнения атмосферы. 7. Определение загрязненности атмосферы по продолжительности жизни хвои. 10. Изучение редких, необычных деревьев микрорайона. Паспортизация растения. 13. Изучение трутовых грибов. 14 Изучение состояния воздуха с помощью лишайников и эпифитных мхов. 15. Изучение передвижения простейших. 16. Изучение жизнедеятельности простейших. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Учебник - Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013г.
2. Рабочая тетрадь . - Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Автор В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013 г.
3. Рабочая тетрадь . - Биология. 5 класс. Автор Н.В. Преображенская – М.: Экзамен, 2014 г.
4. Электронное приложение к учебнику на www.drofa. Ru
Натуральные объекты
Гербарии: основные группы растений, сельскохозяйственные растения.
Коллекции: голосеменные растения, семена и плоды
Комплекты микропрепаратов: представители царства одноклеточные, ткани.
Объёмные модели: строение клетки, стебель растения.
Наборы муляжей: плоды, овощи, фруктовые растения, грибы
Приборы: ручные лупы, микроскопы, микролаборатории по биологии
Раздаточные материалы: лупа ручная, игла препаровальная, микроскоп, посуда и принадлежности для опытов
Демонстрационные: набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ, штатив лабораторный
Лабораторные: набор препаровальных инструментов, набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии.
Демонстрационные печатные пособия
Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения. Портреты биологов.