СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая прорамма по географии 10-11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прорамма по географии 10-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая прорамма по географии 10-11 класс»






Рабочая программа


Предмет

География

Класс

10-11

Учебный год

2022-2023

Срок реализации программы

4 года

Учитель (ФИО)

Франковская В.А.









г. Салехард

2022 г




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по географии для обучающихся 10-11 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, примерной программы среднего общего образования по географии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала и требований к результатам среднего общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности программами для основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Учебник: В.П. Максаковский «География. Экономическая и социальная география мира 10-11» М: Просвещение, 2022г

Атлас: «География 10-11 класс» М., Дрофа, 2022 г

Программа по географии разработана по примерной программе В.П Максаковского и составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения среднего общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования. В ней также учтены основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования и соблюдена преемственность с примерной программой по географии для основного общего образования.

Курсу географии на ступени среднего общего образования предшествует курс географии ступени основного общего образования, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, основных закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, об особенностях главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географической оболочке, проблемах взаимодействия природы и общества. Это звено в системе непрерывного географического образования является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в средней школе, а также основой для последующей уровневой дифференциации. В учебном плане среднего общего образования география занимает место предмета по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки». На изучение курса географии на базовом уровне предусматривается по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах, всего за два года обучения — 68 часов (34 учебных недель за 1 учебный год): 10 класс- 34 часов; 11 класс – 34 часа.

Цели и задачи курса:

Главной целью изучения курса географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих географических закономерностей и самому процессу научного познания;

овладение учебно-познавательными и ценностно смысловыми компетентностями для формирования географического мышления, определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

формирование общечеловеческих ценностей, экологического сознания, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой об окружающей среде на Земле и о её сохранении.


Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать кур­сом географии для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.

Содержание курса «География мира» дает возможность подгото­вить учащихся к правильному восприятию окружающей действитель­ности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формиро­вание теоретических знаний, практических умений и навыков, необ­ходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ


1

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48).

2

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.).

3

Приказ Министерства просвещения РФ №345 от 28.12.2018 “О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”.

Приказ Министерства просвещения РФ от 08 мая 2019 № 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345».

4.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 28.10.2015)).

5

География. Рабочая программа. Учебно-методический комплект В.П. Максаковского.10—11 классы: пособие для учителей общеобразовательных. организаций / [Сост. К.Н.Вавилова].— М.: Просвещение, 2015.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные УУД:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умения выделять нравственный аспект поведения на основе определения учащимся своего места в обществе и в жизни в целом.


Сформировать патриотизм, любовь к отечеству и уважение к своему народу, чувство ответственности и долга перед Родиной.

Сформировать целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Сформировать основы личностного саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей


Сформированность нравственного сознания, компетентность в решении моральных дилемм

Принятие и реализация ценностей здорового образа жизни.

Основы экологического мышления, приобретение опыта природоохранной деятельности;

Ответственное отношение к созданию семьи;

Готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни.

Регулятивные УУД:

умение организовывать свою учебную деятельность


постановка частных задач на усвоение готовых знаний и действий, контролировать и корректировать учебную деятельность;

использовать справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы;

умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале.

принятие и самостоятельная постановка новых учебных задач (анализ условий, выбор соответствующего способа действий, контроль и оценка его выполнения)

использовать различные ресурсы для достижения намеченных целей;

умение адекватно оценить степень объективной и субъектной трудности выполнения учебной задачи;

умение обнаружить отклонение от эталонного образца и внести соответствующие коррективы в процесс выполнения учебной задачи;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Познавательные УУД:

включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.


самостоятельно выделять и формулировать цель;

ориентироваться в учебных источниках;

отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников;

анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты;

самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений;

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде;

строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

владеть навыками исследовательской и проектной деятельности;

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

строить доказательства в отношении выдвинутых гипотез;

давать определения понятиям, устанавливать причинно-следственные связи;

умение строить логические доказательства.


Коммуникативные УУД:

умение общаться, взаимодействовать с людьми.


участвовать в диалоге: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;

критично относиться к своему мнению, договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;

предвидеть последствия коллективных решений.

понимать возможности различных точек зрения, которые не совпадают с собственной;

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой позиции);

определять цели и функции участников, способы их взаимодействия;

планировать общие способы работы в паре, группе;

обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого.


Предметные УУД:



Выпускник на базовом уровне научится:

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.



3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.


Раздел.

Дидактические единицы.

10 класс


Введение.


Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений. Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.

1.

Современная политическая карта мира.


Современная политическая карта мира как итог нескольких тысячелетий её

формирования. Изменения политического облика мира на рубеже XX—XXI вв. Распад СССР. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Делимитация и демаркация границ. Международные территории и территории с неопределённым статусом. Формы правления государств — монархическая и республиканская. Формы государственного устройства — унитарные и федеративные государства. Основные типы стран; критерии их выделения.

Политическая география и геополитика. Территориальная дифференциация политических явлений и процессов. Основные политические и военные союзы в современном мире. Организация Объединённых Наций, её структура и роль в современном мире. Специфика России как евразийской страны.

2

География мировых природных ресурсов.


Познание глубокой связи между человечеством и природой — миссия географической

науки. Эволюция природы до появления человека. Географическая оболочка Земли — сфера взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы и би сферы и среда жизни человека. Взаимоотношения людей с природой

на разных этапах развития цивилизации. Индустриализация и природопользование. Возрастание антропогенного давления

на Землю в ХХ—XXI вв. Техногенез, его нынешние и будущие возможные последствия. Учение о ноосфере — В. И. Вернадский.

Стремительное расширение границ Ойкумены. Освоение пустынных и полупустынных районов Африки, Азии, Австралии.

Вовлечение в хозяйственный оборот арктических и субарктических районов — приполярных территорий на Севере России,

Канадском Севере, Аляске. Освоение предгорных и горных районов мира. Освоение шельфовых акваторий Мирового океана.

Естественный, антропогенный, культурный ландшафты.

Природные ресурсы и развитие стран. Многозначность понятия «ресурсы». Связь природных и экономических ресурсов.

Человек как связующее звено между природными и экономическими ресурсами. Роль природных ресурсов в жизни общества. Виды природных ресурсов, ресурсообеспеченность. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Обеспеченность стран стратегическими ресурсами — нефтью, газом, ураном, рудными ископаемыми и др. Природно-ресурсный потенциал России. Земельный фонд мира, его структура. Обеспеченность человечества пресной водой, понятие о «водном голоде» на планете. Гидроэнергоресурсы Земли, перспективы их использования. Лесные ресурсы, их размещение по природным зонам и странам; масштабы обезлесения. Роль природных ресурсов Мирового океана в жизни человечества; марикультура и аквакультура.

Другие виды природных ресурсов. Истощение природных ресурсов. Ресурсосберегающая, малоотходная и энергосберегающая технологии. Утилизация вторичного сырья

3

Население мира.


Современная демографическая ситуация. Рост населения Земли — от медленного до ускоренного. Суть и причины «демографического взрыва» в ХХ в. Численность и размещение населения в разных регионах и странах мира. Депопуляционные процессы в развитых странах. Демографическая ситуация в России. Демографическая политика.

Структура населения. Возрастно-половой состав населения мира. Расовый, этнический, религиозный, языковой, социальный состав населения мира, крупных стран и регионов. Особенности уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира. Индекс развития человеческого потенциала (ИЧРП).

Миграции. Миграции населения — внутренние и внешние. Современные миграционные процессы в мире. Острая проблема социальной адаптации иммигрантов (Западная Европа, Россия и т. д.). Понятие мультикультурализма.

Занятость и расселение. Занятость населения мира, крупных стран и регионов. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Судьба мегалополисов.

4

Научно – техническая революция и мировое хозяйство.

Взаимодействие общества и природы. Освоение человеком планеты Земля. Ойкумена

Природные ресурсы и развитые страны. Природопользование. Географическая среда

Природно-ресурсный потенциал мира. Минеральные ресурсы. Пр.р.№2 «Определение обеспеченности различных стран мира и России энергетическими ресурсами.»

Земельные ресурсы. Структура земельного фонда. Опустынивание.

Водные ресурсы. Гидроэнергетические ресурсы Земли и перспективы их использования

Биологические ресурсы, климатические ресурсы и агроклиматические ресурсы. Солнечная и ветровая энергия

Ресурсы Мирового океана их роль в жизни людей. Рекреационные ресурсы- основа отдыха и туризма.

Географическое ресурсоведение и геоэкология. Антропогенное загрязнение и экологическая политика стран мира. Учение о ноосфере В.И. Вернадского.

5

География мировой экономики

Мировая экономика. Отраслевая и территориальная структура мировой экономики. Динамика и тенденции её развития

в начале XXI в. Четыре сектора мировой экономики.

Социально-экономические модели стран. Государства аграрные, аграрно-сырьевые, индустриальные, постиндустриальные. Развитые и развивающиеся страны. Государства — центры экономической мощи и «аутсайдеры»; «полюсы» бедности; высоко развитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; новые индустриальные страны; страны внешне ориентированного развития.

География важнейших отраслей. Добывающая и обрабатывающая промышленность. Сельское хозяйство. Транспорт.

Сфера услуг. Информационная, консалтинговая и научная деятельность. Международное географическое разделение труда.

Отрасли международной специализации стран и регионов мира.

Экономическая интеграция в современном мире. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы экономической сфере (ЕС, НАФТА и др.). Крупнейшие мировые фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Внешние связи — экономические, научно-технические. Производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). Международная торговля — основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Глобализация мировой экономики. Место России в глобальной экономике.

11 класс

1.

Регионы и страны мира.


Географические регионы. Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Культурно-исторические регионы мира, их основные характеристики.

Многообразие стран. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Экономические и социальные контрасты.

Географические особенности стран и регионов. Специфические и типологические черты стран и регионов, играющих

видную роль в функциональном механизме мировой политики и экономики. США и Канада. Страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика). Германия, Великобритания, Франция. Регионы Западной Европы и Центрально-Восточной Европы; Российская Федерация и постсоветский регион; КНР, Япония. Регионы Юго-Восточной, Южной (Индия), Юго-Западной Азии и Северной Африки; Тропической Африки и ЮАР; Австралии и Океании. Общие географические характеристики стран (по выбору).

Место России в современном мировом хозяйстве, людской потенциал, природно – ресурсный.

2

Глобальные проблемы человечества.

Глобальные процессы. Глобальные процессы и человечество. Континентальные, региональные, зональные, локальные проявления глобальных процессов. Понятие о глобальных проблемах современности — естественно-научных и общественных. Старые и новые глобальные проблемы.

Приоритетные глобальные проблемы. Энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая, экологическая

проблемы. Проблема отсталости. Характер, масштабы, острота, региональные проявления глобальных проблем. Геоэкология — фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. Взаимосвязь глобальных проблем человечества, наиболее прочные звенья, связывающие их воедино. Возможные пути решения («смягчения») глобальных проблем. Место и роль России в появлении, обострении и возможном решении (смягчении) отдельных глобальных проблем. Необходимость переоценки человечеством некоторых ранее устоявшихся экономических, политических, идеологических и культурных ориентиров. Роль географии в исследовании глобальных проблем человечества.

3

Заключение.



Резерв

1

69 часов




4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


№ п/п

ГЛАВА

Примерное количество часов

10класс

1

Введение.


1

2

Современная политическая карта мира.


6

3

География мировых природных ресурсов.


8

4

Население мира.


7

4

Научно – техническая революция и мировое хозяйство.

4

5

География мировой экономики

9


Общее количество часов

35


11 класс

1

Зарубежная Европа.

5

2

Зарубежная Азия. Австралия.

10

3

Африка.

3

4

Северная Америка.

5

5

Латинская Америка.

6

6

Россия в современном мире.

2

7

Глобальные проблемы человечества.

3


Общее количество часов.

34