КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБПОУ «КУРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»,
ЩИГРОВСКИЙ ФИЛИАЛ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
для внеаудиторной (аудиторной)
самостоятельной работы студентов
Часть I
ПМ 02 «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах», МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», Раздел 3 «Сестринский уход в хирургии»
Студента(ки) _________курса,_________ группы, __________ подгруппы
специальность____________________________________________
Преподаватель
__________ Горбачева О.И.
Щигры, 2017 год
РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА
на заседании ЧМК профессионального цикла
Протокол №____ от "___" ____________2017 г.
Председатель ЦМК _________________М.В. Копылович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями и программой Федерального Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.
Рабочая тетрадь создана с целью повышения качества самоподготовки студентов, а также оптимизации проведения практических занятий по МДК. 02.01. "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях". Тематика МДК актуальна, т.к. находит отражение в практической деятельности медицинской сестры и способствует оптимальной работе в различных подразделениях ЛПУ и в повседневной жизни.
Рабочая тетрадь состоит из блоков согласно тематике занятий и содержит задания различного уровня сложности, таблицы, логические схемы, ситуационные задачи, рисунки, фотографии.
Данное методическое пособие может быть использовано на практических занятиях для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.
Занятие № 1
Тема: Профилактика хирургической инфекции
Задание № 1
Дать определение, используя лекционный материал
Асептика – это _____________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Антисептика – это __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 2
Ответить на вопросы
а) Цели асептики ___________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
б) Экзогенный путь инфекции
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
в) Эндогенный путь инфекции
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
г) Профилактика воздушной инфекции
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
д) Профилактика капельной инфекции
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
е) Профилактика контактной инфекции
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ё) Профилактика имплантационной инфекции
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 3
Установить соответствие основные группы химических антисептических и дезинфицирующих средств
А. Галлоиды | 1. Хлоргексидина биглюконат |
Б. Красители | 2. Церигель |
В. Спирты | 3. Фурацилин |
Г. Окислители | 4. Бриллиантовый зеленый |
Д. Красители | 5. Перекись водорода |
Е. Детергенты | 6. Борная кислота |
Ж. Нитрофураны | 7. Калия перманганат |
З. Кислоты | 8. Иодинол |
К. Соли тяжелых металлов | 9. Метиленовый синий |
Л. Щелочи | 10. Этиловый спирт 70 % |
| 11. Серебра нитрат |
| 12. Хлорамин |
| 13. Спирт камфорный |
| 14. Салициловая кислота |
| 15. Фурадонин |
| 16. Йод |
| 17. Нашатырный спирт |
Ответы А_________ В__________ Д_________ Ж_________ К_________
Б_________ Г__________ Е__________ З_________ Л_________
Задание №4
Заполнить таблицу
Хирургическая антисептика рук и способы приготовления растворов
Раствор | Приготовление | Способ обработки |
Первомура | | |
Хлоргексидина биглюконат | | |
Задание № 5
Заполнить таблицу
Биологическая
антисептика
Механическая
антисептика
антисептика
Физическая
антисептика
Задание № 4
Решить ситуационную задачу
У больного после операции по поводу аппендицита нагноилась операционная рана
1. Где должен находиться больной с такой раной?
__________________________________________________________________
2. В какой перевязочной ему следует делать перевязку раны?
__________________________________________________________________
Решить ситуационную задачу
Группа студентов находилась в операционной; во время выполнения хирургической операции, один из студентов, чтобы лучше видеть этап данной операции, переступил «красную линию» около операционного поля.
1. Какую ошибку совершил студент
__________________________________________________________________
2. В каком случае студент может заходить за «красную линию»
__________________________________________________________________
Занятие № 2
Тема: Гемостаз
Задание № 1
Перечислить кровотечения по виду кровоточащего сосуда
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
Задание № 2
Дать специальные названия кровотечений в полости
а) плевральную _____________________________________________________
б) брюшную _______________________________________________________
в) перикард ________________________________________________________
г) сустав __________________________________________________________
Задание № 3
Перечислить частые осложнения при кровотечениях
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
Задание № 4
Перечислить типичные места для пережатия артерий на протяжении
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1 1
1 _______________________________
2 _______________________________
3 _______________________________
4 _______________________________
5 _______________________________
6 _______________________________
7 _______________________________
8 _______________________________
9 _______________________________
10_______________________________
11_______________________________
Задание № 5
Решить ситуационную задачу
Мальчик упал с велосипеда и получил ушибленные раны в области коленного и локтевого суставов, ссадины, из которых вытекает кровь.
1. Вид кровотечения ________________________________________________
2. Ваши действия ___________________________________________________
Задание № 6
Выписать рецепты
1. Раствор Хлористого кальция _______________________________________
__________________________________________________________________
2. Раствор Дицинона ________________________________________________
__________________________________________________________________
3.Раствор Аминокапроновой кислоты _________________________________
Занятие № 3
Тема: Основы трансфузиологии
Задание № 1
Заполнить таблицу
Группа крови | Агглютинины плазмы | Агглютиногены эритроцитов |
| | |
| | |
| | |
| | |
Задание № 2
Зарисовать красным карандашом
Реакция агглютинации со стандартными сыворотками | Группа крови |
Оαβ (I) | Аβ (II) | Вα (III) |
| | | О (I) |
| | | А (II) |
| | | В (III) |
| | | АВ (IV) |
Контроль с сывороткой АВО (IV) |
Задание № 3
Пользуясь учебником, перечислить препараты крови
1. ____________________________________________
2. ____________________________________________
3. ____________________________________________
4. ____________________________________________
5. ____________________________________________
6. ____________________________________________
7. ____________________________________________
8. ____________________________________________
Задание № 6
Перечислить гемотрансфузионные реакции, пользуясь учебником
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
Задание № 7
Перечислить гемотрансфузионные осложнения
1. __________________________________________________
2. __________________________________________________
3. __________________________________________________
4. __________________________________________________
5. __________________________________________________
6. __________________________________________________
7. __________________________________________________
8. __________________________________________________
Задание №8
Составить план оказания доврачебной неотложной помощи при гемотрансфузионном шоке с мотивацией действий медсестры
№ п/п | Тактика медсестры | Мотивация |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
8 | | |
Задание № 9
Перечислить
Плазмозамещающие растворы
а) ______________________________________
б) ______________________________________
в) ______________________________________
г) ______________________________________
Дезинтоксикационные растворы
а)______________________________________
б)______________________________________
Препараты для парентерального питания
а)_______________________________________
б)_______________________________________
в)_______________________________________
Регуляторы водно-солевого обмена и кислотно-основного состояния
а)_______________________________________
б)_______________________________________
в)_______________________________________
г)_______________________________________
Задание № 10
Решить ситуационную задачу
При осмотре ампулы консервированной крови обнаружено, что плазма тёмно-вишневого цвета.
1. Ваше заключение _________________________________________________
2. Ваше действие ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Занятие № 4
Тема: Десмургия
Задание № 1
Дать определение
1. Десмургия – это __________________________________________________
2. Повязка – это ____________________________________________________
3. Перевязка – это __________________________________________________
Задание № 2
Выписать виды повязок по назначению, пользуясь учебником
1. ____________________________
2. ____________________________
3. ____________________________
4. ____________________________
5. ____________________________
6. ____________________________
7. ____________________________
8. ____________________________
9. ____________________________
10. ___________________________
11. ___________________________
Задание № 3
Выписать виды повязок по способу закрепления перевязочного материала пользуясь учебником
а) _____________________ б) _____________________ в) _____________________ г) _____________________ | д) _______________________ е) _______________________ ё) _______________________ |
Задание № 4
По типу бинтования различают следующие повязки
1. ____________________________
2. ____________________________
3. ____________________________
4. ____________________________
5. ____________________________
6. _____________________________
7. _____________________________
Задание № 5
По характеру и цели иммобилизации повязки бывают
1. ____________________________
2. ____________________________
3. ____________________________
4. ____________________________
5. ____________________________
6. _____________________________
7. _____________________________
Задание № 6
Правила бинтования
Правильно выбрать размер бинта.
Бинтование начинают от периферии к центру, от узкого места к более широкому.
Головку бинта держат в __________________руке, полотно в ________
Повязка начинается с____________________________________туров.
Туры бинта накладывают ____________________________________по отношению к бинтующему (за исключением повязок Дезо ____________________________________________________________
Каждый последующий тур должен перекрывать предыдущий на ________________ ширины бинта.
При наложении повязки на конический участок конечности необходимо делать перегибы бинта.
Занятие № 5
Тема: Оперативная хирургическая техника. Сестринский процесс в периоперативном периоде.
Задание № 1
Дать определение, пользуясь учебником
1. Боль ____________________________________________________________
2. Обезболивание ___________________________________________________
3. Вводный наркоз __________________________________________________
4. Базис-наркоз _____________________________________________________
5. Ингаляционный наркоз ____________________________________________
__________________________________________________________________
6. Неингаляционный наркоз __________________________________________
__________________________________________________________________
7. Местная анестезия – это__________________________________________ __________________________________________________________________
Задание № 2
Перечислить стадии ингаляционного наркоза
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
Задание № 3
Перечислить осложнения общего наркоза
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________
г) ________________________________________________________________
д) ________________________________________________________________
Задание № 4
Перечислить виды местной анестезии и их принципы воздействия на организм, пользуясь учебником
1. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6. ________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 5
Перечислить контуры (методы) проведения ингаляционного наркоза в зависимости от степени изолированности дыхательной системы наркозного аппарата
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3. ________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
Задание № 6
Составить план премедикации к плановой операции
1. ________________________________________________________________
2. ________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4. ________________________________________________________________
5. ________________________________________________________________
Задание № 7
Заполнить таблицу
№ п/п | Вид блокад | Назначение |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Задание № 8
Выписать рецепты на препараты
1. Новокаин _______________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Дикаин _________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Лидокаин _______________________________________________________
__________________________________________________________________
4. Тримекаин ______________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Совкаин _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 9
Решить ситуационную задачу
Во время наркоза у больного изо рта появилось обильное слюнотечение.
Больной стал задыхаться.
1. О каком осложнении наркоза можно подумать? _______________________
__________________________________________________________________
2. Составить план неотложных доврачебных мероприятий в данной ситуации с мотивацией действий медсестры
№ п/п | Тактика медсестры | Мотивация |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
Решить ситуационную задачу.В травматологическое отделение поступил больной с размозжением обеих нижних конечностей, разрывом мочевого пузыря. Из-за фолликулярной ангины ингаляционный наркоз противопоказан.
1. Назвать методы обезболивания, которые следует выбрать в данной ситуации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие № 6
Тема: Оперативная хирургическая техника. Сестринский процесс в периоперативном периоде
Задание № 1
Дать определение, пользуясь учебником
1. Операция_______________________________________________________
2. Ампутация ______________________________________________________
3. Анастамоз _______________________________________________________
4. Протезирование __________________________________________________
5. Пластические операции ___________________________________________
6. Резекция ________________________________________________________
7. Стомия _________________________________________________________
8. Тренанация ______________________________________________________
9. Томия _________________________________________________________
10. Эктомия _______________________________________________________
11. Экстирпация ____________________________________________________
З
адание № 2
Выписать названия инструментов, пользуясь учебником
а) разъединяющие ткани
1._________________________________________ 2._________________________________________ 3._________________________________________ 4._________________________________________ 5._________________________________________ 6._________________________________________ 7._________________________________________ 8._________________________________________ 9._________________________________________ 10.________________________________________ 11.________________________________________ 12.________________________________________ 13.________________________________________ 14.________________________________________ 15.________________________________________ 16.________________________________________ 17.________________________________________ 18.________________________________________ 19.________________________________________ 20.________________________________________ |
21._________________________________________ 22._________________________________________ 23._________________________________________ 24._________________________________________ 25._________________________________________ 26._________________________________________ 27._________________________________________ 28._________________________________________ 29._________________________________________ 30._________________________________________ 31._________________________________________ 32._________________________________________ 33._________________________________________ |
б) инструменты, захватывающие ткани
1._________________________________________ 2._________________________________________ 3._________________________________________ 4._________________________________________ 5._________________________________________ 6._________________________________________ 7._________________________________________ 8._________________________________________ 9._________________________________________ 10.________________________________________ 11.________________________________________ 12.________________________________________ 13.________________________________________ 14.________________________________________ 15.________________________________________ 16.________________________________________ 17.________________________________________ 18.________________________________________ 19.________________________________________ 20.________________________________________ 21.________________________________________ 22.________________________________________ 23.________________________________________ 24.________________________________________ |
в) инструменты, расширяющие раны
1._________________________________________ 2._________________________________________ 3._________________________________________ 4._________________________________________ 5._________________________________________ 6._________________________________________ 7._________________________________________ 8._________________________________________ 9._________________________________________ 10.________________________________________ 11.________________________________________ 12.________________________________________ 13.________________________________________ 14.________________________________________ |
г) инструменты для соединения ткани
1._________________________________________ 2._________________________________________ 3._________________________________________ 4._________________________________________ 5._________________________________________ 6._________________________________________ 7._________________________________________ |
д) инструменты для защиты ткани
1._________________________________________ 2._________________________________________ 3._________________________________________ 4._________________________________________ |
Задание № 3
Дать определение, используя лекционный материал
предоперационный период - это ______________________________________ __________________________________________________________________
послеоперационный период – это _____________________________________
__________________________________________________________________
Задание № 4
Ответить на вопросы, пользуясь учебником
Цель предоперационного периода - это
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
Подготовка нервной системы включает
а) __________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
Подготовка сердечно-сосудистой системы включает
_____________________________________________________________
Подготовка расстройств органов дыхания включает
_____________________________________________________________
Подготовка желудочно-кишечного тракта включает________________
_____________________________________________________________
Задание № 5
Назвать абсолютные показания к плановой операции
_____________________________________________________________
Назвать абсолютные противопоказания к плановой операции
_____________________________________________________________
Назвать абсолютные показания к экстренной операции
_____________________________________________________________
Назвать абсолютные противопоказания к экстренной операции
_____________________________________________________________
Задание № 6
Перечислить положения больного на операционном столе а) ________________________________ б) ________________________________ в) ________________________________ г) ________________________________ |
Задание № 7
Перечислить послеоперационные осложнения, пользуясь учебником
а) со стороны системы дыхания
__________________________________________________________________
б) сердечно-сосудистой системы
__________________________________________________________________
в) органов пищеварения
__________________________________________________________________
г) органов мочеиспускания __________________________________________________________________
д) операционных ран
__________________________________________________________________
Задание № 8
Указать на какие сутки снимаются швы
а) на туловище _____________________________________________________
б) на голове ________________________________________________________
в) на конечностях ___________________________________________________
г) у детей __________________________________________________________
д) у лиц пожилого возраста __________________________________________
Задание № 9
На какие сутки можно вставать больным после операции
а) аппендэктомии ___________________________________________________
б) грыжесечении ___________________________________________________
в) холецистэктомии _________________________________________________
г) на органах грудной полости ________________________________________
Задание № 10
Решить ситуационную задачу
В хирургическом отделении в послеоперационной палате пациентка, через 15 минут после операции, проведенной по-поводу острого аппендицита неожиданно стала задыхаться, дыхание редкое, прерывистое, кожные покровы синюшные. Операция проводилась под общим наркозом.
Какое осложнение раннего послеоперационного периода развилось у пациентки?
Составить план неотложных мероприятий в данной ситуации с мотивацией действий медсестры
№ п/п | Тактика медсестры | Мотивация |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
Занятие № 7
Тема: Сестринский уход при хирургической инфекции.
Задание № 1
Выписать классификацию хирургической инфекции, пользуясь учебником
а) по источнику воспалительного процесса
____________________________________________________________________________________________________________________________________
б) по характеру клинических и патологоанатомических проявлений
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2
Подготовиться к терминологическому диктанту (дать определение, пользуясь учебником)
Фурункул __________________________________________________
Карбункул _________________________________________________
Абсцесс ___________________________________________________
Флегмона __________________________________________________
Гидраденит ________________________________________________
Лимфангит ________________________________________________
Лимфаденит _______________________________________________
Остеомиелит ______________________________________________
Рожа ______________________________________________________
Эризипелоид ______________________________________________
Панариций ________________________________________________
Паранихия ________________________________________________
Тендовагинит ______________________________________________
Сепсис ____________________________________________________
Септицемия ________________________________________________
Септикопиемия ____________________________________________
Пандактилит ______________________________________________
Задание № 3
После изучения темы, перечислить мероприятия по предупреждению развития гнойных процессов своими словами и проверить правильность ответов по учебнику
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание № 4
Пользуясь учебником, выписать формы газовой гангрены
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Задание № 5
После изучения темы своими словами выписать профилактику газовой гангрены
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Задание № 6
После изучения темы, выписать профилактику столбняка
1_________________________________________________________________2_________________________________________________________________3_________________________________________________________________4_________________________________________________________________
Задание № 7
Решить ситуационную задачу
Больной обратился в трамвпункт с жалобами на головную боль, повышение температуры тела до 38,2 0 С, подергивание мышц в ране.
Из анамнеза: несколько дней тому назад получил термический ожог кипятком. За помощью не обращался, лечился домашними средствами.
Ваш предположения?
_____________________________________________________________
Составьте план действий
а) ___________________________________________________________
б) ___________________________________________________________
в) ___________________________________________________________
г) ___________________________________________________________
ЛИТЕРАТУРА
С.А. Бабанов, В.В. Косарев "Общая и клиническая фармакология" Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2010. .
Н.Г. Севостьянова "Сестринское дело в педиатрии" Москва 2002.
Р.В. Титаренко "Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе Вич - инфекции и эпидемиологии" Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2011.
В. Кузнецова "Сестринское дело в хирургии" Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2000.
С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева "Геронтология" Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2005.
Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко "Основы реабилитации" для медицинских колледжей. Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2012.
Савельева В. С., Кириенко А. И. Хирургические болезни – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2009 г.
Ковалев А.И. «Общая хирургия. Курс лекций». Москва, МИА, 2009.
Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011
Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". 2-е изд., испр. и доп – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
Жуков Б.Н., Быстров С.А. «Хирургия». Москва, Академия, 2008.