СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь (часть 1) Раздел "Сестринский уход в хирургии"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для организации самостоятельной работы студента

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь (часть 1) Раздел "Сестринский уход в хирургии"»

КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБПОУ «КУРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»,

ЩИГРОВСКИЙ ФИЛИАЛ



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ



для внеаудиторной (аудиторной)

самостоятельной работы студентов

Часть I

ПМ 02 «Участие в лечебно диагностическом и реабилитационном процессах», МДК 02.01. «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», Раздел 3 «Сестринский уход в хирургии»


Студента(ки) _________курса,_________ группы, __________ подгруппы

специальность____________________________________________




Преподаватель

__________ Горбачева О.И.








Щигры, 2017 год

РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании ЧМК профессионального цикла

Протокол №____ от "___" ____________2017 г.


Председатель ЦМК _________________М.В. Копылович









































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями и программой Федерального Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая тетрадь создана с целью повышения качества самоподготовки студентов, а также оптимизации проведения практических занятий по МДК. 02.01. "Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях". Тематика МДК актуальна, т.к. находит отражение в практической деятельности медицинской сестры и способствует оптимальной работе в различных подразделениях ЛПУ и в повседневной жизни.

Рабочая тетрадь состоит из блоков согласно тематике занятий и содержит задания различного уровня сложности, таблицы, логические схемы, ситуационные задачи, рисунки, фотографии.

Данное методическое пособие может быть использовано на практических занятиях для контроля текущего уровня знаний и как форма организации внеаудиторной работы студентов, направленная на повышение интереса к изучаемой дисциплине, на мотивацию студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификацию учебного процесса.

















Занятие № 1

Тема: Профилактика хирургической инфекции


Задание № 1

Дать определение, используя лекционный материал

Асептика – это _____________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Антисептика – это __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 2

Ответить на вопросы

а) Цели асептики ___________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

б) Экзогенный путь инфекции

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

в) Эндогенный путь инфекции

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

г) Профилактика воздушной инфекции

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

д) Профилактика капельной инфекции

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

е) Профилактика контактной инфекции

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

ё) Профилактика имплантационной инфекции

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 3

Установить соответствие основные группы химических антисептических и дезинфицирующих средств


А. Галлоиды

1. Хлоргексидина биглюконат

Б. Красители

2. Церигель

В. Спирты

3. Фурацилин

Г. Окислители

4. Бриллиантовый зеленый

Д. Красители

5. Перекись водорода

Е. Детергенты

6. Борная кислота

Ж. Нитрофураны

7. Калия перманганат

З. Кислоты

8. Иодинол

К. Соли тяжелых металлов

9. Метиленовый синий

Л. Щелочи

10. Этиловый спирт 70 %


11. Серебра нитрат


12. Хлорамин


13. Спирт камфорный


14. Салициловая кислота


15. Фурадонин


16. Йод


17. Нашатырный спирт

Ответы А_________ В__________ Д_________ Ж_________ К_________

Б_________ Г__________ Е__________ З_________ Л_________

Задание №4

Заполнить таблицу

Хирургическая антисептика рук и способы приготовления растворов

Раствор


Приготовление

Способ обработки

Первомура



Хлоргексидина биглюконат



Задание № 5


Заполнить таблицу


Биологическая

антисептика



Механическая

антисептика



антисептика

Физическая

антисептика

























Задание № 4

Решить ситуационную задачу

У больного после операции по поводу аппендицита нагноилась операционная рана

1. Где должен находиться больной с такой раной?

__________________________________________________________________


2. В какой перевязочной ему следует делать перевязку раны?

__________________________________________________________________


Решить ситуационную задачу

Группа студентов находилась в операционной; во время выполнения хирургической операции, один из студентов, чтобы лучше видеть этап данной операции, переступил «красную линию» около операционного поля.

1. Какую ошибку совершил студент

__________________________________________________________________


2. В каком случае студент может заходить за «красную линию»

__________________________________________________________________












Занятие № 2

Тема: Гемостаз

Задание № 1

Перечислить кровотечения по виду кровоточащего сосуда

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________


Задание № 2

Дать специальные названия кровотечений в полости

а) плевральную _____________________________________________________

б) брюшную _______________________________________________________

в) перикард ________________________________________________________

г) сустав __________________________________________________________

Задание № 3

Перечислить частые осложнения при кровотечениях

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

3. __________________________________________________

4. __________________________________________________

5. __________________________________________________

Задание № 4

Перечислить типичные места для пережатия артерий на протяжении

1

2

3

4

5

6


7

8

9





10

11

1 1



1 _______________________________

2 _______________________________

3 _______________________________

4 _______________________________

5 _______________________________

6 _______________________________

7 _______________________________

8 _______________________________

9 _______________________________

10_______________________________

11_______________________________


Задание № 5

Решить ситуационную задачу

Мальчик упал с велосипеда и получил ушибленные раны в области коленного и локтевого суставов, ссадины, из которых вытекает кровь.

1. Вид кровотечения ________________________________________________

2. Ваши действия ___________________________________________________


Задание № 6

Выписать рецепты

1. Раствор Хлористого кальция _______________________________________

__________________________________________________________________

2. Раствор Дицинона ________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Раствор Аминокапроновой кислоты _________________________________

















Занятие № 3

Тема: Основы трансфузиологии

Задание № 1

Заполнить таблицу

Группа крови

Агглютинины

плазмы

Агглютиногены эритроцитов














Задание № 2

Зарисовать красным карандашом

Реакция агглютинации со стандартными сыворотками

Группа крови

Оαβ (I)

Аβ (II)

Вα (III)








О (I)








А (II)








В (III)








АВ (IV)

Контроль с сывороткой АВО (IV)

Задание № 3

Пользуясь учебником, перечислить препараты крови

1. ____________________________________________

2. ____________________________________________

3. ____________________________________________

4. ____________________________________________

5. ____________________________________________

6. ____________________________________________

7. ____________________________________________

8. ____________________________________________

Задание № 6

Перечислить гемотрансфузионные реакции, пользуясь учебником

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

3. __________________________________________________

4. __________________________________________________

5. __________________________________________________

Задание № 7

Перечислить гемотрансфузионные осложнения

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

3. __________________________________________________

4. __________________________________________________

5. __________________________________________________

6. __________________________________________________

7. __________________________________________________

8. __________________________________________________






Задание №8

Составить план оказания доврачебной неотложной помощи при гемотрансфузионном шоке с мотивацией действий медсестры


п/п

Тактика медсестры


Мотивация

1



2



3



4



5



6



7



8



Задание № 9

Перечислить

  1. Плазмозамещающие растворы

а) ______________________________________

б) ______________________________________

в) ______________________________________

г) ______________________________________

  1. Дезинтоксикационные растворы

а)______________________________________

б)______________________________________

  1. Препараты для парентерального питания

а)_______________________________________

б)_______________________________________

в)_______________________________________

  1. Регуляторы водно-солевого обмена и кислотно-основного состояния

а)_______________________________________

б)_______________________________________

в)_______________________________________

г)_______________________________________

Задание № 10

Решить ситуационную задачу

При осмотре ампулы консервированной крови обнаружено, что плазма тёмно-вишневого цвета.

1. Ваше заключение _________________________________________________

2. Ваше действие ___________________________________________________

__________________________________________________________________




















Занятие № 4

Тема: Десмургия

Задание № 1

Дать определение

1. Десмургия – это __________________________________________________

2. Повязка – это ____________________________________________________

3. Перевязка – это __________________________________________________

Задание № 2

Выписать виды повязок по назначению, пользуясь учебником

1. ____________________________

2. ____________________________

3. ____________________________

4. ____________________________

5. ____________________________

6. ____________________________

7. ____________________________

8. ____________________________

9. ____________________________

10. ___________________________

11. ___________________________

Задание № 3

Выписать виды повязок по способу закрепления перевязочного материала пользуясь учебником

а) _____________________

б) _____________________

в) _____________________

г) _____________________

д) _______________________

е) _______________________

ё) _______________________


Задание № 4

По типу бинтования различают следующие повязки

1. ____________________________

2. ____________________________

3. ____________________________

4. ____________________________

5. ____________________________

6. _____________________________

7. _____________________________

Задание № 5

По характеру и цели иммобилизации повязки бывают

1. ____________________________

2. ____________________________

3. ____________________________

4. ____________________________

5. ____________________________

6. _____________________________

7. _____________________________

Задание № 6

Правила бинтования

  1. Правильно выбрать размер бинта.

  2. Бинтование начинают от периферии к центру, от узкого места к более широкому.

  3. Головку бинта держат в __________________руке, полотно в ________

  4. Повязка начинается с____________________________________туров.

  5. Туры бинта накладывают ____________________________________по отношению к бинтующему (за исключением повязок Дезо ____________________________________________________________

  6. Каждый последующий тур должен перекрывать предыдущий на ________________ ширины бинта.

  7. При наложении повязки на конический участок конечности необходимо делать перегибы бинта.










Занятие № 5

Тема: Оперативная хирургическая техника. Сестринский процесс в периоперативном периоде.

Задание № 1

Дать определение, пользуясь учебником

1. Боль ____________________________________________________________

2. Обезболивание ___________________________________________________

3. Вводный наркоз __________________________________________________

4. Базис-наркоз _____________________________________________________

5. Ингаляционный наркоз ____________________________________________

__________________________________________________________________

6. Неингаляционный наркоз __________________________________________

__________________________________________________________________

7. Местная анестезия – это__________________________________________ __________________________________________________________________

Задание № 2

Перечислить стадии ингаляционного наркоза

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

Задание № 3

Перечислить осложнения общего наркоза

а) ________________________________________________________________

б) ________________________________________________________________

в) ________________________________________________________________

г) ________________________________________________________________

д) ________________________________________________________________

Задание № 4

Перечислить виды местной анестезии и их принципы воздействия на организм, пользуясь учебником

1. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. ________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 5

Перечислить контуры (методы) проведения ингаляционного наркоза в зависимости от степени изолированности дыхательной системы наркозного аппарата

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

Задание № 6

Составить план премедикации к плановой операции

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

Задание № 7

Заполнить таблицу

п/п

Вид блокад


Назначение

1



2



3



4



5



Задание № 8

Выписать рецепты на препараты

1. Новокаин _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Дикаин _________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Лидокаин _______________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Тримекаин ______________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Совкаин _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 9

Решить ситуационную задачу

Во время наркоза у больного изо рта появилось обильное слюнотечение.

Больной стал задыхаться.

1. О каком осложнении наркоза можно подумать? _______________________

__________________________________________________________________

2. Составить план неотложных доврачебных мероприятий в данной ситуации с мотивацией действий медсестры

п/п

Тактика медсестры


Мотивация

1



2



3



4



5



Решить ситуационную задачу.В травматологическое отделение поступил больной с размозжением обеих нижних конечностей, разрывом мочевого пузыря. Из-за фолликулярной ангины ингаляционный наркоз противопоказан.

1. Назвать методы обезболивания, которые следует выбрать в данной ситуации?

____________________________________________________________________________________________________________________________________























Занятие № 6

Тема: Оперативная хирургическая техника. Сестринский процесс в периоперативном периоде

Задание № 1

Дать определение, пользуясь учебником

1. Операция_______________________________________________________

2. Ампутация ______________________________________________________

3. Анастамоз _______________________________________________________

4. Протезирование __________________________________________________

5. Пластические операции ___________________________________________

6. Резекция ________________________________________________________

7. Стомия _________________________________________________________

8. Тренанация ______________________________________________________

9. Томия _________________________________________________________

10. Эктомия _______________________________________________________

11. Экстирпация ____________________________________________________

З адание № 2

Выписать названия инструментов, пользуясь учебником

а) разъединяющие ткани










1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6._________________________________________

7._________________________________________

8._________________________________________

9._________________________________________

10.________________________________________

11.________________________________________

12.________________________________________

13.________________________________________

14.________________________________________

15.________________________________________

16.________________________________________

17.________________________________________

18.________________________________________

19.________________________________________

20.________________________________________






























21._________________________________________

22._________________________________________

23._________________________________________

24._________________________________________

25._________________________________________

26._________________________________________

27._________________________________________

28._________________________________________

29._________________________________________

30._________________________________________

31._________________________________________

32._________________________________________

33._________________________________________












б) инструменты, захватывающие ткани











1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6._________________________________________

7._________________________________________

8._________________________________________

9._________________________________________

10.________________________________________

11.________________________________________

12.________________________________________

13.________________________________________

14.________________________________________

15.________________________________________

16.________________________________________

17.________________________________________

18.________________________________________

19.________________________________________

20.________________________________________

21.________________________________________

22.________________________________________

23.________________________________________

24.________________________________________










в) инструменты, расширяющие раны
















1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6._________________________________________

7._________________________________________

8._________________________________________

9._________________________________________

10.________________________________________

11.________________________________________

12.________________________________________

13.________________________________________

14.________________________________________








г) инструменты для соединения ткани










1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6._________________________________________

7._________________________________________







д) инструменты для защиты ткани









1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________







Задание № 3

Дать определение, используя лекционный материал

предоперационный период - это ______________________________________ __________________________________________________________________

послеоперационный период – это _____________________________________

__________________________________________________________________

Задание № 4

Ответить на вопросы, пользуясь учебником

  1. Цель предоперационного периода - это

а) ___________________________________________________________

б) ___________________________________________________________

  1. Подготовка нервной системы включает

а) __________________________________________________________

б) ___________________________________________________________

  1. Подготовка сердечно-сосудистой системы включает

_____________________________________________________________

  1. Подготовка расстройств органов дыхания включает

_____________________________________________________________

  1. Подготовка желудочно-кишечного тракта включает________________

_____________________________________________________________

Задание № 5

  1. Назвать абсолютные показания к плановой операции

_____________________________________________________________

  1. Назвать абсолютные противопоказания к плановой операции

_____________________________________________________________

  1. Назвать абсолютные показания к экстренной операции

_____________________________________________________________

  1. Назвать абсолютные противопоказания к экстренной операции

_____________________________________________________________


Задание № 6

Перечислить положения больного на операционном столе

а) ________________________________

б) ________________________________

в) ________________________________

г) ________________________________











Задание № 7

Перечислить послеоперационные осложнения, пользуясь учебником

а) со стороны системы дыхания

__________________________________________________________________

б) сердечно-сосудистой системы

__________________________________________________________________

в) органов пищеварения

__________________________________________________________________

г) органов мочеиспускания __________________________________________________________________

д) операционных ран

__________________________________________________________________

Задание № 8

Указать на какие сутки снимаются швы

а) на туловище _____________________________________________________

б) на голове ________________________________________________________

в) на конечностях ___________________________________________________

г) у детей __________________________________________________________

д) у лиц пожилого возраста __________________________________________

Задание № 9

На какие сутки можно вставать больным после операции

а) аппендэктомии ___________________________________________________

б) грыжесечении ___________________________________________________

в) холецистэктомии _________________________________________________

г) на органах грудной полости ________________________________________

Задание № 10

Решить ситуационную задачу

В хирургическом отделении в послеоперационной палате пациентка, через 15 минут после операции, проведенной по-поводу острого аппендицита неожиданно стала задыхаться, дыхание редкое, прерывистое, кожные покровы синюшные. Операция проводилась под общим наркозом.

  1. Какое осложнение раннего послеоперационного периода развилось у пациентки?

  2. Составить план неотложных мероприятий в данной ситуации с мотивацией действий медсестры


п/п

Тактика медсестры


Мотивация

1



2



3






























Занятие № 7

Тема: Сестринский уход при хирургической инфекции.

Задание № 1

Выписать классификацию хирургической инфекции, пользуясь учебником

а) по источнику воспалительного процесса

____________________________________________________________________________________________________________________________________

б) по характеру клинических и патологоанатомических проявлений

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 2

Подготовиться к терминологическому диктанту (дать определение, пользуясь учебником)

  1. Фурункул __________________________________________________

  2. Карбункул _________________________________________________

  3. Абсцесс ___________________________________________________

  4. Флегмона __________________________________________________

  5. Гидраденит ________________________________________________

  6. Лимфангит ________________________________________________

  7. Лимфаденит _______________________________________________

  8. Остеомиелит ______________________________________________

  9. Рожа ______________________________________________________

  10. Эризипелоид ______________________________________________

  11. Панариций ________________________________________________

  12. Паранихия ________________________________________________

  13. Тендовагинит ______________________________________________

  14. Сепсис ____________________________________________________

  15. Септицемия ________________________________________________

  16. Септикопиемия ____________________________________________

  17. Пандактилит ______________________________________________

Задание № 3

После изучения темы, перечислить мероприятия по предупреждению развития гнойных процессов своими словами и проверить правильность ответов по учебнику

  1. _____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________

  5. _____________________________________________________________

  6. _____________________________________________________________

  7. _____________________________________________________________

  8. _____________________________________________________________

  9. _____________________________________________________________

  10. _____________________________________________________________

  11. _____________________________________________________________

  12. _____________________________________________________________

  13. _____________________________________________________________

Задание № 4

Пользуясь учебником, выписать формы газовой гангрены

  1. _____________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________

Задание № 5

После изучения темы своими словами выписать профилактику газовой гангрены

  1. _______________________________________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________________________________


Задание № 6

После изучения темы, выписать профилактику столбняка

1_________________________________________________________________2_________________________________________________________________3_________________________________________________________________4_________________________________________________________________


Задание № 7

Решить ситуационную задачу

Больной обратился в трамвпункт с жалобами на головную боль, повышение температуры тела до 38,2 0 С, подергивание мышц в ране.

Из анамнеза: несколько дней тому назад получил термический ожог кипятком. За помощью не обращался, лечился домашними средствами.

  1. Ваш предположения?

_____________________________________________________________

  1. Составьте план действий

а) ___________________________________________________________

б) ___________________________________________________________

в) ___________________________________________________________

г) ___________________________________________________________








ЛИТЕРАТУРА

  1. С.А. Бабанов, В.В. Косарев "Общая и клиническая фармакология" Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2010. .

  2. Н.Г. Севостьянова "Сестринское дело в педиатрии" Москва 2002.

  3. Р.В. Титаренко "Сестринское дело при инфекционных болезнях и курсе Вич - инфекции и эпидемиологии" Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2011.

  4. В. Кузнецова "Сестринское дело в хирургии" Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2000.

  5. С.А. Филатова, Л.П. Безденежная, Л.С. Андреева "Геронтология" Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2005.

  6. Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко "Основы реабилитации" для медицинских колледжей. Ростов-на-Дону, Изд.: ФЕНИКС, 2012.

  7. Савельева В. С., Кириенко А. И. Хирургические болезни – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2009 г.

  8. Ковалев А.И. «Общая хирургия. Курс лекций». Москва, МИА, 2009.

  9. Мухина С. А., Тарновская И. И. Теоретические основы сестринского дела. – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2011

  10. Мухина С. А., Тарновская И. И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". 2-е изд., испр. и доп – М.: Издательство: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

  11. Жуков Б.Н., Быстров С.А. «Хирургия». Москва, Академия, 2008.