СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь «Дневник юного географа» для учащихся 4-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная разработка представляет собой интерактивную рабочую тетрадь для учащихся 4-х классов, направленную на формирование географических компетенций и развитие исследовательских навыков школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь «Дневник юного географа» для учащихся 4-х классов»

Дневник юного географа Исследования 2024

Дневник

юного

географа

Исследования 2024

Учебно-методическое пособие по разделу «Человек и природа»; тема «Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны». К учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Школа России» Условные обозначения: запиши выполни домашнее задание вырежи из приложения и наклей нарисуй/раскрась обсуди с одноклассниками соедини найди номер задания проверь себя устное задание Автор: Дятлева Даниела Романовна

Учебно-методическое пособие по разделу

«Человек и природа»; тема «Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны».

К учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой

«Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Школа России»

Условные обозначения:

запиши

выполни домашнее задание

вырежи из приложения и наклей

нарисуй/раскрась

обсуди с одноклассниками

соедини

найди

номер задания

проверь себя

устное задание

Автор: Дятлева Даниела Романовна

 Природная зона — это _______________________________  _____________________________________________________  ____________________________________________________.  Основные природные зоны России: __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________  __________________________________________________  5. __________________________________________________  6. __________________________________________________  7. __________________________________________________  Почему происходит смена природных зон?  _____________________________________________________  _____________________________________________________  ____________________________________________________.  Климат - это ________________________________________  ____________________________________________________. 1

Природная зона — это _______________________________

_____________________________________________________

____________________________________________________.

Основные природные зоны России:

  • __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________
  • __________________________________________________

__________________________________________________

5. __________________________________________________

6. __________________________________________________

7. __________________________________________________

Почему происходит смена природных зон?

_____________________________________________________

_____________________________________________________

____________________________________________________.

Климат - это ________________________________________

____________________________________________________.

1

__________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ __________________________ Условные обозначения Рассмотри карту природных зон. Определи по карте, в каких природных зонах расположены города: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Астрахань, Мурманск, Архангельск. С помощью карты, найди природные зоны России на контурной карте. По мере прохождения природных зон, раскрашивай карту. 2

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

__________________________

Условные обозначения

Рассмотри карту природных зон. Определи по карте, в каких природных зонах расположены города: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Астрахань, Мурманск, Архангельск.

С помощью карты, найди природные зоны России на контурной карте.

По мере прохождения природных зон, раскрашивай карту.

2

Зона арктических пустынь  Арктические пустыни — это _________________________  _____________________________________________________ _____________________________________________________. Они находятся ______________________________________ _____________________________________________________. Признаки зоны: _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Живой мир Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки. Лишайник Полярный мак Водоросли Мох Гагарка Белый медведь Тюлень Кайра 3

Зона арктических пустынь

Арктические пустыни — это _________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________.

Они находятся ______________________________________

_____________________________________________________.

Признаки зоны: _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Живой мир

Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки.

Лишайник

Полярный мак

Водоросли

Мох

Гагарка

Белый медведь

Тюлень

Кайра

3

Цепь питания Составь схему цепи питания, характерной для арктической пустыни. Сравни её с соседом по парте. Экологические проблемы Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне арктических пустынь выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите. ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 4

Цепь питания

Составь схему цепи питания, характерной для арктической пустыни. Сравни её с соседом по парте.

Экологические проблемы

Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне арктических пустынь выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

4

Ответы:  1. в); 2. б); 3. г); 4. в); 5. в) Зона арктических пустынь Посмотри фильм «Умка». Ответь на вопросы. Какие животные живут рядом с Умкой? __________________________________________________________________________________________________________. Какие природные явления видел Умка на Севере? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Проверь себя 1. Что влияет на формирование природных зон? а) Растительный мир б) Животный мир в) Особенности климата г) Традиции людей 2. В какой зоне солнце находится ниже всего? а) Пустыня б) Арктическая пустыня в) Тайга г) Степь 3. До какой отметки может опуститься температура воздуха в Арктике зимой? а) Ниже 0 градусов б) Ниже −20 градусов в) Ниже −40 градусов г) Ниже −60 градусов 4. Чем питаются птицы в зоне арктических пустынь? а) Рачками б) Растениями в) Рыбой г) Насекомыми 5. Какой заповедник расположен в Арктике? а) Баргузинский б) Алтайский в) Остров Врангеля г) Таймырский 5

Ответы:

1. в); 2. б); 3. г); 4. в); 5. в)

Зона арктических пустынь

Посмотри фильм «Умка». Ответь на вопросы.

Какие животные живут рядом с Умкой?

__________________________________________________________________________________________________________.

Какие природные явления видел Умка на Севере?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Проверь себя

1. Что влияет на формирование природных зон?

а) Растительный мир б) Животный мир

в) Особенности климата г) Традиции людей

2. В какой зоне солнце находится ниже всего?

а) Пустыня б) Арктическая пустыня в) Тайга г) Степь

3. До какой отметки может опуститься температура воздуха в Арктике зимой?

а) Ниже 0 градусов б) Ниже −20 градусов

в) Ниже −40 градусов г) Ниже −60 градусов

4. Чем питаются птицы в зоне арктических пустынь?

а) Рачками б) Растениями

в) Рыбой г) Насекомыми

5. Какой заповедник расположен в Арктике?

а) Баргузинский б) Алтайский

в) Остров Врангеля г) Таймырский

5

Задания для домашней работы (по выбору) Подготовь рассказ о заповеднике «Остров Врангеля» по плану: Почему остров так называется? К какой природной зоне он относится? Какие события в мире животных связаны с этим островом? Почему остров стал заповедником? Почему остров так называется? К какой природной зоне он относится? Какие события в мире животных связаны с этим островом? Почему остров стал заповедником? Подготовь рассказ об одном из животных арктических пустынь по плану: Общее описание животного. Приспособление к жизни. Особенности питания. Размеры и образ жизни. Общее описание животного. Приспособление к жизни. Особенности питания. Размеры и образ жизни. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику. 6

Задания для домашней работы (по выбору)

Подготовь рассказ о заповеднике «Остров Врангеля» по плану:

  • Почему остров так называется? К какой природной зоне он относится? Какие события в мире животных связаны с этим островом? Почему остров стал заповедником?
  • Почему остров так называется?
  • К какой природной зоне он относится?
  • Какие события в мире животных связаны с этим островом?
  • Почему остров стал заповедником?

Подготовь рассказ об одном из животных арктических пустынь по плану:

  • Общее описание животного. Приспособление к жизни. Особенности питания. Размеры и образ жизни.
  • Общее описание животного.
  • Приспособление к жизни.
  • Особенности питания.
  • Размеры и образ жизни.

Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.

6

Зона тундры  Тундра — это _______________________________________  _____________________________________________________ _____________________________________________________. Она находится ______________________________________ _____________________________________________________. Признаки зоны: _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Живой мир Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки. Карликовая берёза Ягель Полярная ива Морошка Песец Северный олень Кулик Полярная сова 7

Зона тундры

Тундра — это _______________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________.

Она находится ______________________________________

_____________________________________________________.

Признаки зоны: _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Живой мир

Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки.

Карликовая берёза

Ягель

Полярная ива

Морошка

Песец

Северный олень

Кулик

Полярная сова

7

Цепь питания Составь схему цепи питания, характерной для тундры. Сравни её с соседом по парте. Экологические проблемы Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне тундры выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите. ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 8

Цепь питания

Составь схему цепи питания, характерной для тундры. Сравни её с соседом по парте.

Экологические проблемы

Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне тундры выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

8

Ответы:  1. олень; 2. плодородный; 3. голубика;  4. тундра; 5. лемминг; 6. морошка; 7. кречет. Зона тундры Посмотри фильм «В яранге горит огонь». Ответь на вопросы. Какие трудности преодолевают люди, живущие в тундре? __________________________________________________________________________________________________________ Как приспособились животные к жизни в тундре? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Проверь себя 1. Животное с густым мехом и раздвоенными копытами. 2. Редкий слой почвы в тундре. 3 . Ягода, похожая на чернику. 4. Холодная безлесная равнина. 5. Маленький грызун, пища для хищников тундры. 6. .... любит ножки. 7. Редкая хищная птица. 9

Ответы:

1. олень; 2. плодородный; 3. голубика;

4. тундра; 5. лемминг; 6. морошка; 7. кречет.

Зона тундры

Посмотри фильм «В яранге горит огонь». Ответь на вопросы. Какие трудности преодолевают люди, живущие в тундре?

__________________________________________________________________________________________________________

Как приспособились животные к жизни в тундре?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя

1. Животное с густым мехом и раздвоенными копытами.

2. Редкий слой почвы в тундре.

3 . Ягода, похожая на чернику.

4. Холодная безлесная равнина.

5. Маленький грызун, пища для хищников тундры.

6. .... любит ножки.

7. Редкая хищная птица.

9

Задания для домашней работы (по выбору) Подготовь рассказ об одном из растений тундры по плану: Общие сведения о растениях тундры. Особенности одного из растений. Приспособления растений к суровому климату. Общие сведения о растениях тундры. Особенности одного из растений. Приспособления растений к суровому климату. В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе. Объясни их с помощью текста рассказа. Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры. 10

Задания для домашней работы (по выбору)

Подготовь рассказ об одном из растений тундры по плану:

  • Общие сведения о растениях тундры. Особенности одного из растений. Приспособления растений к суровому климату.
  • Общие сведения о растениях тундры.
  • Особенности одного из растений.
  • Приспособления растений к суровому климату.

В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе. Объясни их с помощью текста рассказа.

Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.

10

Зона тайги  Тайга — это _________________________________________  _____________________________________________________ _____________________________________________________. Она находится ______________________________________ _____________________________________________________. Признаки зоны: _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Живой мир Узнай хвойные деревья по веткам и шишкам. Соедини их названия. Подпиши названия животных. сосна лиственница ель пихта кедровая сосна  _____________ ______________ __________________ ______________ 11

Зона тайги

Тайга — это _________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________.

Она находится ______________________________________

_____________________________________________________.

Признаки зоны: _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Живой мир

Узнай хвойные деревья по веткам и шишкам. Соедини их названия. Подпиши названия животных.

сосна лиственница ель пихта кедровая сосна

_____________ ______________ __________________ ______________

11

Цепь питания Составь схему цепи питания, характерной для тайги. Сравни её с соседом по парте. Экологические проблемы Представь с соседом по парте, что вы экологи, которые занимаются сохранением тайги. Как решить проблему сохранения баланса между потребностями человека и необходимостью защиты окружающей среды? Какие меры предпринять, чтобы сохранить тайгу и её обитателей? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 12

Цепь питания

Составь схему цепи питания, характерной для тайги. Сравни её с соседом по парте.

Экологические проблемы

Представь с соседом по парте, что вы экологи, которые занимаются сохранением тайги. Как решить проблему сохранения баланса между потребностями человека и необходимостью защиты окружающей среды? Какие меры предпринять, чтобы сохранить тайгу и её обитателей?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12

Ответы:  1. в); 2. в); 3. а) Зона тайги Найди названия 6 животных, которые обитают в тайге. ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ ___________________________ Проверь себя Вопрос 1. Какая природная зона самая большая в России?  а) Пустыня б) Степь в) Тайга г) Тундра Вопрос 2. Какое из высказываний является ложным? а) Климат тайги меняется как с севера на юг и с запада на восток б) Лето в тайге влажное и прохладное, но теплее, чем в тундре в) В европейской части тайги климат более суровый Вопрос 3. Какое из высказываний является ложным?  а) В тайге живут только мелкие животные, такие как бурундуки и белки б) Одна из основных проблем тайги — бесконтрольная вырубка лесов в) В тайге обитают разнообразные животные, включая крупных хищников и копытных г) В зоне тайги расположено самое глубокое озеро в мире — Байкал 13

Ответы:

1. в); 2. в); 3. а)

Зона тайги

Найди названия 6 животных,

которые обитают в тайге.

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Проверь себя

Вопрос 1. Какая природная зона самая большая в России?

а) Пустыня б) Степь в) Тайга г) Тундра

Вопрос 2. Какое из высказываний является ложным?

а) Климат тайги меняется как с севера на юг и с запада на восток

б) Лето в тайге влажное и прохладное, но теплее, чем в тундре

в) В европейской части тайги климат более суровый

Вопрос 3. Какое из высказываний является ложным?

а) В тайге живут только мелкие животные, такие как бурундуки и белки

б) Одна из основных проблем тайги — бесконтрольная вырубка лесов

в) В тайге обитают разнообразные животные, включая крупных хищников и копытных

г) В зоне тайги расположено самое глубокое озеро в мире — Байкал

13

Задания для домашней работы (по выбору) Подготовь рассказ об одном из животных тайги по плану: Название и внешний вид. Особенности и место обитания. Редкое ли это животное. Как люди помогают сохранить вид. Название и внешний вид. Особенности и место обитания. Редкое ли это животное. Как люди помогают сохранить вид. Подготовь рассказ о Пинежском заповеднике по плану: История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть. История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть. Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу. 14

Задания для домашней работы (по выбору)

Подготовь рассказ об одном из животных тайги

по плану:

  • Название и внешний вид. Особенности и место обитания. Редкое ли это животное. Как люди помогают сохранить вид.
  • Название и внешний вид.
  • Особенности и место обитания.
  • Редкое ли это животное.
  • Как люди помогают сохранить вид.

Подготовь рассказ о Пинежском заповеднике

по плану:

  • История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть.
  • История создания.
  • Местоположение.
  • Растительный и животный мир.
  • Что посмотреть.

Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу.

14

Зона смешанных и широколиственных лесов  Смешанные и широколиственные леса — это ________  _____________________________________________________ _____________________________________________________. Они находятся ______________________________________ _____________________________________________________. Признаки зоны: _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Живой мир Узнай лиственные деревья по листьям и плодам. Соедини их названия. дуб липа клён вяз ясень белка Закрась карточку с названием хищного животного красным цветом , а травоядного - зелёным. лиса рысь медведь полёвка бурундук соболь зубр тигр лиса 15

Зона смешанных и широколиственных лесов

Смешанные и широколиственные леса — это ________

_____________________________________________________

_____________________________________________________.

Они находятся ______________________________________

_____________________________________________________.

Признаки зоны: _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Живой мир

Узнай лиственные деревья по листьям и плодам. Соедини их названия.

дуб липа клён вяз ясень

белка

Закрась карточку с названием хищного животного красным цветом , а травоядного - зелёным.

лиса

рысь

медведь

полёвка

бурундук

соболь

зубр

тигр

лиса

15

Цепь питания Составь схему цепи питания, характерной для смешанных и широколиственных лесов. Сравни её с соседом по парте. Экологические проблемы Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне смешанных и широколиственных лесов. Сформулируйте и запишите. ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 16

Цепь питания

Составь схему цепи питания, характерной для смешанных и широколиственных лесов. Сравни её

с соседом по парте.

Экологические проблемы

Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне смешанных и широколиственных лесов. Сформулируйте и запишите.

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

16

Ответы:

-++++

Зона смешанных и широколиственных лесов

Рассмотри репродукцию картины В.М. Васнецова «Алёнушка». Ответь на вопросы.

Какой лес изображён на картине?

________________________________

________________________________

Как ты это определил(а)?

________________________________

________________________________

________________________________

Какое время года изобразил

художник?

____________________________________________________

Проверь себя

Прочитай утверждения. Напротив каждого из них поставь “+”, если согласен, “-”. если не согласен.

  • __ В зоне смешанных лесов жаркий климат и скудные осадки. __ Здесь преобладают хвойные и лиственные деревья (ели, сосны, берёзы, осины, липы, дубы, клёны). __ Зона смешанных лесов имеет богатый животный мир, включающий таёжных и широколиственных обитателей. __ В этой зоне большое наличие промысловых пушных зверей (соболь, норка, бобёр, ондатра). __ Вырубка лесов и лесные пожары как экологические проблемы зоны смешанных лесов.
  • __ В зоне смешанных лесов жаркий климат и скудные осадки.
  • __ Здесь преобладают хвойные и лиственные деревья (ели, сосны, берёзы, осины, липы, дубы, клёны).
  • __ Зона смешанных лесов имеет богатый животный мир, включающий таёжных и широколиственных обитателей.
  • __ В этой зоне большое наличие промысловых пушных зверей (соболь, норка, бобёр, ондатра).
  • __ Вырубка лесов и лесные пожары как экологические проблемы зоны смешанных лесов.

17

Задания для домашней работы (по выбору) Подготовь сообщение об одном из лесных животных, внесённых в Красную книгу России. Описание животного. Причины сокращения популяции. Меры по охране и сохранению вида. Вывод. Важность сохранения редких видов животных. Описание животного. Причины сокращения популяции. Меры по охране и сохранению вида. Вывод. Важность сохранения редких видов животных. В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Свой мусор - всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализируй своё поведение в лесу. Чему может тебя научить прочитанный рассказ? Нарисуй, как ты представляешь себе смешанный и широколиственный лес. 18

Задания для домашней работы (по выбору)

Подготовь сообщение об одном из лесных животных, внесённых в Красную книгу России.

  • Описание животного. Причины сокращения популяции. Меры по охране и сохранению вида. Вывод. Важность сохранения редких видов животных.
  • Описание животного.
  • Причины сокращения популяции.
  • Меры по охране и сохранению вида.
  • Вывод. Важность сохранения редких видов животных.

В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Свой мусор - всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализируй своё поведение в лесу. Чему может тебя научить прочитанный рассказ?

Нарисуй, как ты представляешь себе смешанный и широколиственный лес.

18

Зона степей  Степь — это ________________________________________  _____________________________________________________ _____________________________________________________. Она находится ______________________________________ _____________________________________________________. Признаки зоны: _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Живой мир Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки. Ирис Ковыль Типчак Тюльпан Кобылка Степная гадюка Хомяк Степной орёл 19

Зона степей

Степь — это ________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________.

Она находится ______________________________________

_____________________________________________________.

Признаки зоны: _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Живой мир

Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки.

Ирис

Ковыль

Типчак

Тюльпан

Кобылка

Степная гадюка

Хомяк

Степной орёл

19

Цепь питания Составь схему цепи питания, характерной для степей. Сравни её с соседом по парте. Экологические проблемы Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне степей. Сформулируйте и запишите. ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 20

Цепь питания

Составь схему цепи питания, характерной для степей. Сравни её с соседом по парте.

Экологические проблемы

Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне степей. Сформулируйте и запишите.

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

20

Ответ: 1) б; 2) г; 3) в; 4) в; 5) г; 6) б; 7) б, в. Зона степей Вставь пропущенные слова в текст. В степи формируется _______________ перегноя. Перегной чёрного цвета, поэтому почву, в которой этот слой самый большой, называют ________________________________________. Проверь себя 1. Каковы погодные условия в степях? а) Короткое холодное лето б) Тёплое продолжительное лето, мало влаги в) Дождливое и жаркое лето 2. Какие ветра дуют в степи? а) Холодные влажные б) Горячие сухие в) Тёплые влажные г) Тёплые сухие 3. В степях преобладают: а) Смешанные леса б) Деревья и кустарники в) Травянистые растения г) Хвойные леса 4. Какое растение имеет корни-луковицы? а) Типчак б) Ковыль в) Тюльпан г) Осока 5. Выбери самую крупную птицу: а) Жаворонок б) Журавль в) Куропатка г) Дрофа 6. Где гнёзда у степных птиц? а) На деревьях б) В траве в) В кустарниках г) Под землёй 7. Определи цвет окраски большинства животных степи: а) Белый б) Коричневый в) Серый г) Чёрный 21

Ответ: 1) б; 2) г; 3) в; 4) в; 5) г; 6) б; 7) б, в.

Зона степей

Вставь пропущенные слова в текст.

В степи формируется _______________ перегноя. Перегной чёрного цвета, поэтому почву, в которой этот слой самый большой,

называют ________________________________________.

Проверь себя

1. Каковы погодные условия в степях?

а) Короткое холодное лето

б) Тёплое продолжительное лето, мало влаги

в) Дождливое и жаркое лето

2. Какие ветра дуют в степи?

а) Холодные влажные б) Горячие сухие

в) Тёплые влажные г) Тёплые сухие

3. В степях преобладают:

а) Смешанные леса б) Деревья и кустарники

в) Травянистые растения г) Хвойные леса

4. Какое растение имеет корни-луковицы?

а) Типчак б) Ковыль в) Тюльпан г) Осока

5. Выбери самую крупную птицу:

а) Жаворонок б) Журавль в) Куропатка г) Дрофа

6. Где гнёзда у степных птиц?

а) На деревьях б) В траве в) В кустарниках г) Под землёй

7. Определи цвет окраски большинства животных степи:

а) Белый б) Коричневый в) Серый г) Чёрный

21

Задания для домашней работы (по выбору) С помощью дополнительной литературы соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные? Подготовь рассказ о заповеднике по плану: История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть. История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть. Придумай рассказ от лица животного степи, занесенного в Красную книгу. Нарисуй, как ты представляешь себе степь. 22

Задания для домашней работы (по выбору)

С помощью дополнительной литературы соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

Подготовь рассказ о заповеднике по плану:

  • История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть.
  • История создания.
  • Местоположение.
  • Растительный и животный мир.
  • Что посмотреть.

Придумай рассказ от лица животного степи, занесенного в Красную книгу.

Нарисуй, как ты представляешь себе степь.

22

Зона пустынь и полупустынь  Пустыни и полупустыни — это _______________________  _____________________________________________________ _____________________________________________________. Они находятся ______________________________________ _____________________________________________________. Признаки зоны: _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Живой мир Подпиши названия животных и растений. 23

Зона пустынь и полупустынь

Пустыни и полупустыни — это _______________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________.

Они находятся ______________________________________

_____________________________________________________.

Признаки зоны: _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Живой мир

Подпиши названия животных и растений.

23

Цепь питания Составь схему цепи питания, характерной для пустынь и полупустынь. Сравни её с соседом по парте. Экологические проблемы Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне пустынь и полупустынь. Сформулируйте и запишите. ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 24

Цепь питания

Составь схему цепи питания, характерной для пустынь и полупустынь. Сравни её с соседом по парте.

Экологические проблемы

Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне пустынь и полупустынь. Сформулируйте и запишите.

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

24

Ответы: 1. тушканчик; 2. круглоголовка; 3. полупустыня; 4. верблюд; 5. джузгун; 6. пустыня. Зона пустынь и полупустынь Вставь пропущенные слова в текст. Лето в пустыне поверхность земли нагревается до ________, а температура воздуха поднимается выше ________________. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти ______________ и оттуда добывают воду. Тушканчики могут совершать прыжки до _____________, что в ______ раз превышает длину тела зверька. Сайгаки могут бегать со скоростью до __________________________. Растрескавшийся глинистый участок земли называют ______________________. Песчаные холмы называют _______________________________. Проверь себя 1. Какое небольшое животное похоже на миниатюрного кенгуру? 2. Какая ящерица наиболее распространена в пустыне? 3 . Как называется переходная зона между степями и пустынями? 4. Какое копытное животное называют «кораблём пустыни»? 5. Какой кустарник используется для закрепления песков в пустыне? 6. Какая природная зона является самой засушливой в России? 25

Ответы: 1. тушканчик; 2. круглоголовка; 3. полупустыня; 4. верблюд; 5. джузгун; 6. пустыня.

Зона пустынь и полупустынь

Вставь пропущенные слова в текст.

Лето в пустыне поверхность земли нагревается до ________, а температура воздуха поднимается выше ________________. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти ______________ и оттуда добывают воду. Тушканчики могут совершать прыжки до _____________, что в ______ раз превышает длину тела зверька. Сайгаки могут бегать со скоростью до __________________________. Растрескавшийся глинистый участок земли называют ______________________. Песчаные холмы называют _______________________________.

Проверь себя

1. Какое небольшое животное похоже на миниатюрного кенгуру?

2. Какая ящерица наиболее распространена в пустыне?

3 . Как называется переходная зона между степями и пустынями?

4. Какое копытное животное называют «кораблём пустыни»?

5. Какой кустарник используется для закрепления песков в пустыне?

6. Какая природная зона является самой засушливой в России?

25

Задания для домашней работы (по выбору) Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Составьте рассказ об этом. Подготовь рассказ о заповеднике «Чёрные земли» по плану: История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть. История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть. Нарисуй, как ты представляешь себе полупустыню. 27

Задания для домашней работы (по выбору)

Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Составьте рассказ об этом.

Подготовь рассказ о заповеднике «Чёрные земли»

по плану:

  • История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть.
  • История создания.
  • Местоположение.
  • Растительный и животный мир.
  • Что посмотреть.

Нарисуй, как ты представляешь себе полупустыню.

27

Зона субтропических лесов  Субтропические леса — это _________________________  _____________________________________________________ _____________________________________________________. Они находятся ______________________________________ _____________________________________________________. Признаки зоны: _____________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________. Живой мир Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки. Магнолия Инжир Кипарис Абрикос Баклан Ящерица кавказская Дельфин Краб 28

Зона субтропических лесов

Субтропические леса — это _________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________.

Они находятся ______________________________________

_____________________________________________________.

Признаки зоны: _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Живой мир

Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки.

Магнолия

Инжир

Кипарис

Абрикос

Баклан

Ящерица кавказская

Дельфин

Краб

28

Цепь питания Составь схему цепи питания, характерной для субтропических лесов. Сравни её с соседом по парте. Экологические проблемы Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне субропических лесов. Сформулируйте и запишите. ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________ 29

Цепь питания

Составь схему цепи питания, характерной для субтропических лесов. Сравни её с соседом по парте.

Экологические проблемы

Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне субропических лесов. Сформулируйте и запишите.

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

29

Ответы:  1. в); 2. г); 3. а). Зона субтропических лесов Сформулируй правила безопасного поведения на море. Во время купания нельзя заплывать ___________________ ______________________________________________________. Запрещается купание во время ________________________ ______________________________________________________. На солнце нужно находится ___________________________ ______________________________________________________. Загорая, следует ______________________________________ ______________________________________________________. Лучшее время солнечных ванн - это ___________________ ______________________________________________________. Проверь себя Черноморское побережье Кавказа расположено … Черноморское побережье Кавказа расположено … а) в арктической зоне страны б) в лесной зоне страны в) в субтропической зоне страны г) в степной зоне страны 2. Субтропики России – это … а) обширная зона в центре страны б) обширная зона на востоке страны в) небольшая зона на побережье северных морей г) небольшая зона на побережье Черного моря 3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья: а) бук, каштан б) ель, сосна в) ольха, липа 30

Ответы:

1. в); 2. г); 3. а).

Зона субтропических лесов

Сформулируй правила безопасного поведения на море.

Во время купания нельзя заплывать ___________________

______________________________________________________.

Запрещается купание во время ________________________

______________________________________________________.

На солнце нужно находится ___________________________

______________________________________________________.

Загорая, следует ______________________________________

______________________________________________________.

Лучшее время солнечных ванн - это ___________________

______________________________________________________.

Проверь себя

  • Черноморское побережье Кавказа расположено …
  • Черноморское побережье Кавказа расположено …

а) в арктической зоне страны б) в лесной зоне страны

в) в субтропической зоне страны г) в степной зоне страны

2. Субтропики России – это …

а) обширная зона в центре страны

б) обширная зона на востоке страны

в) небольшая зона на побережье северных морей

г) небольшая зона на побережье Черного моря

3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:

а) бук, каштан б) ель, сосна в) ольха, липа

30

Задания для домашней работы (по выбору) В дополнительной литературе, Интернете найди информацию о Дендрарии города Сочи или Никитском ботаническом саде. Подготовь сообщение. Придумай рассказ от лица животного субтропических лесов, занесенного в Красную книгу. Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега. 31

Задания для домашней работы (по выбору)

В дополнительной литературе, Интернете найди информацию о Дендрарии города Сочи или Никитском ботаническом саде. Подготовь сообщение.

Придумай рассказ от лица животного субтропических лесов, занесенного в Красную книгу.

Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.

31

Смешанные леса Широколиственные леса Лесостепи Арктические пустыни Тундра Лесотундра Тайга Степи Полупустыни и пустыни Субтропические леса Области высотной поясности Природные зоны России Архангельск Санкт-Петербург Москва Ростов-на-Дону Астрахань Мурманск Архипелаг Новая Земля 32

Смешанные леса

Широколиственные леса

Лесостепи

Арктические пустыни

Тундра

Лесотундра

Тайга

Степи

Полупустыни и пустыни

Субтропические леса

Области высотной

поясности

Природные зоны России

Архангельск

Санкт-Петербург

Москва

Ростов-на-Дону

Астрахань

Мурманск

Архипелаг Новая Земля

32

Приложение “Зона арктических пустынь” Приложение “Зона тундры” 33

Приложение “Зона арктических пустынь”

Приложение “Зона тундры”

33

Приложение “Зона степей” Приложение “Зона субтропических лесов” 34

Приложение “Зона степей”

Приложение “Зона субтропических лесов”

34