Дневник
юного
географа
Исследования 2024
Учебно-методическое пособие по разделу
«Человек и природа»; тема «Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны».
К учебнику А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой
«Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. Школа России»
Условные обозначения:
запиши
выполни домашнее задание
вырежи из приложения и наклей
нарисуй/раскрась
обсуди с одноклассниками
соедини
найди
номер задания
проверь себя
устное задание
Автор: Дятлева Даниела Романовна
Природная зона — это _______________________________
_____________________________________________________
____________________________________________________.
Основные природные зоны России:
- __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________ __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
- __________________________________________________
__________________________________________________
5. __________________________________________________
6. __________________________________________________
7. __________________________________________________
Почему происходит смена природных зон?
_____________________________________________________
_____________________________________________________
____________________________________________________.
Климат - это ________________________________________
____________________________________________________.
1
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
__________________________
Условные обозначения
Рассмотри карту природных зон. Определи по карте, в каких природных зонах расположены города: Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Астрахань, Мурманск, Архангельск.
С помощью карты, найди природные зоны России на контурной карте.
По мере прохождения природных зон, раскрашивай карту.
2
Зона арктических пустынь
Арктические пустыни — это _________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________.
Они находятся ______________________________________
_____________________________________________________.
Признаки зоны: _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Живой мир
Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки.
Лишайник
Полярный мак
Водоросли
Мох
Гагарка
Белый медведь
Тюлень
Кайра
3
Цепь питания
Составь схему цепи питания, характерной для арктической пустыни. Сравни её с соседом по парте.
Экологические проблемы
Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне арктических пустынь выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
4
Ответы:
1. в); 2. б); 3. г); 4. в); 5. в)
Зона арктических пустынь
Посмотри фильм «Умка». Ответь на вопросы.
Какие животные живут рядом с Умкой?
__________________________________________________________________________________________________________.
Какие природные явления видел Умка на Севере?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Проверь себя
1. Что влияет на формирование природных зон?
а) Растительный мир б) Животный мир
в) Особенности климата г) Традиции людей
2. В какой зоне солнце находится ниже всего?
а) Пустыня б) Арктическая пустыня в) Тайга г) Степь
3. До какой отметки может опуститься температура воздуха в Арктике зимой?
а) Ниже 0 градусов б) Ниже −20 градусов
в) Ниже −40 градусов г) Ниже −60 градусов
4. Чем питаются птицы в зоне арктических пустынь?
а) Рачками б) Растениями
в) Рыбой г) Насекомыми
5. Какой заповедник расположен в Арктике?
а) Баргузинский б) Алтайский
в) Остров Врангеля г) Таймырский
5
Задания для домашней работы (по выбору)
Подготовь рассказ о заповеднике «Остров Врангеля» по плану:
- Почему остров так называется? К какой природной зоне он относится? Какие события в мире животных связаны с этим островом? Почему остров стал заповедником?
- Почему остров так называется?
- К какой природной зоне он относится?
- Какие события в мире животных связаны с этим островом?
- Почему остров стал заповедником?
Подготовь рассказ об одном из животных арктических пустынь по плану:
- Общее описание животного. Приспособление к жизни. Особенности питания. Размеры и образ жизни.
- Общее описание животного.
- Приспособление к жизни.
- Особенности питания.
- Размеры и образ жизни.
Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
6
Зона тундры
Тундра — это _______________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________.
Она находится ______________________________________
_____________________________________________________.
Признаки зоны: _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Живой мир
Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки.
Карликовая берёза
Ягель
Полярная ива
Морошка
Песец
Северный олень
Кулик
Полярная сова
7
Цепь питания
Составь схему цепи питания, характерной для тундры. Сравни её с соседом по парте.
Экологические проблемы
Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне тундры выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
8
Ответы:
1. олень; 2. плодородный; 3. голубика;
4. тундра; 5. лемминг; 6. морошка; 7. кречет.
Зона тундры
Посмотри фильм «В яранге горит огонь». Ответь на вопросы. Какие трудности преодолевают люди, живущие в тундре?
__________________________________________________________________________________________________________
Как приспособились животные к жизни в тундре?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверь себя
1. Животное с густым мехом и раздвоенными копытами.
2. Редкий слой почвы в тундре.
3 . Ягода, похожая на чернику.
4. Холодная безлесная равнина.
5. Маленький грызун, пища для хищников тундры.
6. .... любит ножки.
7. Редкая хищная птица.
9
Задания для домашней работы (по выбору)
Подготовь рассказ об одном из растений тундры по плану:
- Общие сведения о растениях тундры. Особенности одного из растений. Приспособления растений к суровому климату.
- Общие сведения о растениях тундры.
- Особенности одного из растений.
- Приспособления растений к суровому климату.
В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ «Ягель». Какие виды лишайников объединены под этим названием? Какие экологические связи раскрыты в этом рассказе. Объясни их с помощью текста рассказа.
Нарисуй, как ты представляешь себе тундру. Можно попробовать из пластилина и других материалов сделать макет участка тундры.
10
Зона тайги
Тайга — это _________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________.
Она находится ______________________________________
_____________________________________________________.
Признаки зоны: _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Живой мир
Узнай хвойные деревья по веткам и шишкам. Соедини их названия. Подпиши названия животных.
сосна лиственница ель пихта кедровая сосна
_____________ ______________ __________________ ______________
11
Цепь питания
Составь схему цепи питания, характерной для тайги. Сравни её с соседом по парте.
Экологические проблемы
Представь с соседом по парте, что вы экологи, которые занимаются сохранением тайги. Как решить проблему сохранения баланса между потребностями человека и необходимостью защиты окружающей среды? Какие меры предпринять, чтобы сохранить тайгу и её обитателей?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12
Ответы:
1. в); 2. в); 3. а)
Зона тайги
Найди названия 6 животных,
которые обитают в тайге.
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
Проверь себя
Вопрос 1. Какая природная зона самая большая в России?
а) Пустыня б) Степь в) Тайга г) Тундра
Вопрос 2. Какое из высказываний является ложным?
а) Климат тайги меняется как с севера на юг и с запада на восток
б) Лето в тайге влажное и прохладное, но теплее, чем в тундре
в) В европейской части тайги климат более суровый
Вопрос 3. Какое из высказываний является ложным?
а) В тайге живут только мелкие животные, такие как бурундуки и белки
б) Одна из основных проблем тайги — бесконтрольная вырубка лесов
в) В тайге обитают разнообразные животные, включая крупных хищников и копытных
г) В зоне тайги расположено самое глубокое озеро в мире — Байкал
13
Задания для домашней работы (по выбору)
Подготовь рассказ об одном из животных тайги
по плану:
- Название и внешний вид. Особенности и место обитания. Редкое ли это животное. Как люди помогают сохранить вид.
- Название и внешний вид.
- Особенности и место обитания.
- Редкое ли это животное.
- Как люди помогают сохранить вид.
Подготовь рассказ о Пинежском заповеднике
по плану:
- История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть.
- История создания.
- Местоположение.
- Растительный и животный мир.
- Что посмотреть.
Нарисуй, как ты представляешь себе тайгу.
14
Зона смешанных и широколиственных лесов
Смешанные и широколиственные леса — это ________
_____________________________________________________
_____________________________________________________.
Они находятся ______________________________________
_____________________________________________________.
Признаки зоны: _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Живой мир
Узнай лиственные деревья по листьям и плодам. Соедини их названия.
дуб липа клён вяз ясень
белка
Закрась карточку с названием хищного животного красным цветом , а травоядного - зелёным.
лиса
рысь
медведь
полёвка
бурундук
соболь
зубр
тигр
лиса
15
Цепь питания
Составь схему цепи питания, характерной для смешанных и широколиственных лесов. Сравни её
с соседом по парте.
Экологические проблемы
Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне смешанных и широколиственных лесов. Сформулируйте и запишите.
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
16
Ответы:
-++++
Зона смешанных и широколиственных лесов
Рассмотри репродукцию картины В.М. Васнецова «Алёнушка». Ответь на вопросы.
Какой лес изображён на картине?
________________________________
________________________________
Как ты это определил(а)?
________________________________
________________________________
________________________________
Какое время года изобразил
художник?
____________________________________________________
Проверь себя
Прочитай утверждения. Напротив каждого из них поставь “+”, если согласен, “-”. если не согласен.
- __ В зоне смешанных лесов жаркий климат и скудные осадки. __ Здесь преобладают хвойные и лиственные деревья (ели, сосны, берёзы, осины, липы, дубы, клёны). __ Зона смешанных лесов имеет богатый животный мир, включающий таёжных и широколиственных обитателей. __ В этой зоне большое наличие промысловых пушных зверей (соболь, норка, бобёр, ондатра). __ Вырубка лесов и лесные пожары как экологические проблемы зоны смешанных лесов.
- __ В зоне смешанных лесов жаркий климат и скудные осадки.
- __ Здесь преобладают хвойные и лиственные деревья (ели, сосны, берёзы, осины, липы, дубы, клёны).
- __ Зона смешанных лесов имеет богатый животный мир, включающий таёжных и широколиственных обитателей.
- __ В этой зоне большое наличие промысловых пушных зверей (соболь, норка, бобёр, ондатра).
- __ Вырубка лесов и лесные пожары как экологические проблемы зоны смешанных лесов.
17
Задания для домашней работы (по выбору)
Подготовь сообщение об одном из лесных животных, внесённых в Красную книгу России.
- Описание животного. Причины сокращения популяции. Меры по охране и сохранению вида. Вывод. Важность сохранения редких видов животных.
- Описание животного.
- Причины сокращения популяции.
- Меры по охране и сохранению вида.
- Вывод. Важность сохранения редких видов животных.
В книге «Великан на поляне» прочитай один из рассказов: «Свой мусор - всегда с собой», «Горит костёр», «Белый сказочный дворец». Проанализируй своё поведение в лесу. Чему может тебя научить прочитанный рассказ?
Нарисуй, как ты представляешь себе смешанный и широколиственный лес.
18
Зона степей
Степь — это ________________________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________.
Она находится ______________________________________
_____________________________________________________.
Признаки зоны: _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Живой мир
Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки.
Ирис
Ковыль
Типчак
Тюльпан
Кобылка
Степная гадюка
Хомяк
Степной орёл
19
Цепь питания
Составь схему цепи питания, характерной для степей. Сравни её с соседом по парте.
Экологические проблемы
Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне степей. Сформулируйте и запишите.
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
20
Ответ: 1) б; 2) г; 3) в; 4) в; 5) г; 6) б; 7) б, в.
Зона степей
Вставь пропущенные слова в текст.
В степи формируется _______________ перегноя. Перегной чёрного цвета, поэтому почву, в которой этот слой самый большой,
называют ________________________________________.
Проверь себя
1. Каковы погодные условия в степях?
а) Короткое холодное лето
б) Тёплое продолжительное лето, мало влаги
в) Дождливое и жаркое лето
2. Какие ветра дуют в степи?
а) Холодные влажные б) Горячие сухие
в) Тёплые влажные г) Тёплые сухие
3. В степях преобладают:
а) Смешанные леса б) Деревья и кустарники
в) Травянистые растения г) Хвойные леса
4. Какое растение имеет корни-луковицы?
а) Типчак б) Ковыль в) Тюльпан г) Осока
5. Выбери самую крупную птицу:
а) Жаворонок б) Журавль в) Куропатка г) Дрофа
6. Где гнёзда у степных птиц?
а) На деревьях б) В траве в) В кустарниках г) Под землёй
7. Определи цвет окраски большинства животных степи:
а) Белый б) Коричневый в) Серый г) Чёрный
21
Задания для домашней работы (по выбору)
С помощью дополнительной литературы соверши воображаемое путешествие в один из степных заповедников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?
Подготовь рассказ о заповеднике по плану:
- История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть.
- История создания.
- Местоположение.
- Растительный и животный мир.
- Что посмотреть.
Придумай рассказ от лица животного степи, занесенного в Красную книгу.
Нарисуй, как ты представляешь себе степь.
22
Зона пустынь и полупустынь
Пустыни и полупустыни — это _______________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________.
Они находятся ______________________________________
_____________________________________________________.
Признаки зоны: _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Живой мир
Подпиши названия животных и растений.
23
Цепь питания
Составь схему цепи питания, характерной для пустынь и полупустынь. Сравни её с соседом по парте.
Экологические проблемы
Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне пустынь и полупустынь. Сформулируйте и запишите.
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
24
Ответы: 1. тушканчик; 2. круглоголовка; 3. полупустыня; 4. верблюд; 5. джузгун; 6. пустыня.
Зона пустынь и полупустынь
Вставь пропущенные слова в текст.
Лето в пустыне поверхность земли нагревается до ________, а температура воздуха поднимается выше ________________. Корни верблюжьей колючки проникают на глубину почти ______________ и оттуда добывают воду. Тушканчики могут совершать прыжки до _____________, что в ______ раз превышает длину тела зверька. Сайгаки могут бегать со скоростью до __________________________. Растрескавшийся глинистый участок земли называют ______________________. Песчаные холмы называют _______________________________.
Проверь себя
1. Какое небольшое животное похоже на миниатюрного кенгуру?
2. Какая ящерица наиболее распространена в пустыне?
3 . Как называется переходная зона между степями и пустынями?
4. Какое копытное животное называют «кораблём пустыни»?
5. Какой кустарник используется для закрепления песков в пустыне?
6. Какая природная зона является самой засушливой в России?
25
Задания для домашней работы (по выбору)
Представьте вместе с друзьями, что вы учёные и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Составьте рассказ об этом.
Подготовь рассказ о заповеднике «Чёрные земли»
по плану:
- История создания. Местоположение. Растительный и животный мир. Что посмотреть.
- История создания.
- Местоположение.
- Растительный и животный мир.
- Что посмотреть.
Нарисуй, как ты представляешь себе полупустыню.
27
Зона субтропических лесов
Субтропические леса — это _________________________
_____________________________________________________
_____________________________________________________.
Они находятся ______________________________________
_____________________________________________________.
Признаки зоны: _____________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Живой мир
Вырежи картинки из Приложения и правильно расположи их. Проверь себя по рисунку в учебнике. Наклей картинки.
Магнолия
Инжир
Кипарис
Абрикос
Баклан
Ящерица кавказская
Дельфин
Краб
28
Цепь питания
Составь схему цепи питания, характерной для субтропических лесов. Сравни её с соседом по парте.
Экологические проблемы
Обсуди с соседом по парте, какие экологические проблемы, возникшие в зоне субропических лесов. Сформулируйте и запишите.
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
29
Ответы:
1. в); 2. г); 3. а).
Зона субтропических лесов
Сформулируй правила безопасного поведения на море.
Во время купания нельзя заплывать ___________________
______________________________________________________.
Запрещается купание во время ________________________
______________________________________________________.
На солнце нужно находится ___________________________
______________________________________________________.
Загорая, следует ______________________________________
______________________________________________________.
Лучшее время солнечных ванн - это ___________________
______________________________________________________.
Проверь себя
- Черноморское побережье Кавказа расположено …
- Черноморское побережье Кавказа расположено …
а) в арктической зоне страны б) в лесной зоне страны
в) в субтропической зоне страны г) в степной зоне страны
2. Субтропики России – это …
а) обширная зона в центре страны
б) обширная зона на востоке страны
в) небольшая зона на побережье северных морей
г) небольшая зона на побережье Черного моря
3. На склонах гор в субтропиках часто встречаются следующие деревья:
а) бук, каштан б) ель, сосна в) ольха, липа
30
Задания для домашней работы (по выбору)
В дополнительной литературе, Интернете найди информацию о Дендрарии города Сочи или Никитском ботаническом саде. Подготовь сообщение.
Придумай рассказ от лица животного субтропических лесов, занесенного в Красную книгу.
Нарисуй, как ты представляешь себе Чёрное море и его берега.
31
Смешанные леса
Широколиственные леса
Лесостепи
Арктические пустыни
Тундра
Лесотундра
Тайга
Степи
Полупустыни и пустыни
Субтропические леса
Области высотной
поясности
Природные зоны России
Архангельск
Санкт-Петербург
Москва
Ростов-на-Дону
Астрахань
Мурманск
Архипелаг Новая Земля
32
Приложение “Зона арктических пустынь”
Приложение “Зона тундры”
33
Приложение “Зона степей”
Приложение “Зона субтропических лесов”
34