СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь «Истоки родного края»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь «Истоки родного края»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

гОСУДАРСТВЕННОЕ автономное ПРофессиональное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ сАРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«вОЛЬСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»























Рабочая тетрадь «Истоки родного края»

«Рассказы по истории Саратовского Поволжья»

для рабочих по профессии 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр», 16185«Оператор швейного оборудования»



















Разработчик: Запорожец Н.С. преподаватель ГАПОУ СО «ВТК»





г. Вольск

2025г



Содержание

I. Введение 3

II. Страницы рабочей тетради «Истоки родного края».

4 III. Авторская тетрадь, как средство повышения эффективности преподавания

истории края 14

Список использованной литературы 16













































Рабочая тетрадь «Истоки родного края»

«Рассказы по истории Саратовского Поволжья»


I. Введение


Цель:

Создание рабочей тетради для изучения родного края

Задачи:

1. Создать рабочие листы к каждому уроку каждой темы по курсу «Рассказы по истории Саратовского Поволжья»;

2.Выпустить рабочую тетрадь « Истоки родного края»;

В процессе реализации курса «Рассказы по истории Саратовского Поволжья» предусмотрено применение видеороликов и презентаций, экскурсий и бесед к каждому занятию. Рабочая тетрадь «Истоки родного края» содержит краеведческий материал по истории и современности Саратовской области, реализующих требования ФГОС.

Задания в рабочей тетради ориентированы на овладение обучающимися определенным объемом информации, знаний по истории родного края, в котором живут и обучаются дети.

Рабочая тетрадь является методическим дидактическим материалом для изучениярегионального элективного курса «Рассказы по истории Саратовского Поволжья».


Инновационный характер:

1. Рабочая тетрадь содержит рекомендациик выполнению заданий, практических работ.

2. Рабочая тетрадь включает задания, по изучению Саратовской области. 

3. В целях личностно-ориентированного обучения рабочая тетрадь предусматривает творческие задания, организацию исследовательской и проектной деятельности.

4. Рабочая тетрадь включает задания, в которых рекомендовано организовать экскурсии, посещение памятных, значимых мест.


Актуальность создания рабочей тетради «Истоки родного края» заключается в том, что на этапе интенсивного взросления, исключительно важно расширить деятельность, направленную на приобщение подростков к ценностям семьи, родной и иных значимых этнокультурных и социокультурных (включаяконфессиональные) групп и сообществ, а также к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у подростков гражданской российской идентичности, воспитания у них осознанной и ответственной любви к Родине и уважения к культурно-историческомунаследию и достоянию ее многонационального народа1.

Реализация рабочей тетради «Истоки родного края» основана на применении активных образовательных ресурсов:

  1. Информационно-коммуникативные технологии;

  2. Электронные образовательные ресурсы;

  3. Технологий интерактивного обучения; метода проектов, мониторинга и самооценки обучающихся,

Работа по рабочей тетради «Истоки родного края» обеспечивает рост качества образования, мотивации познавательной и творческой деятельности, ответственности за процесс и результаты образования у обучающихся




Глава II Страницы рабочей тетради «Истоки родного края».



РАБОЧИЙ ЛИСТ №1


Тема. Древние люди и их стоянки на территории современной Саратовской области


1. Используя дополнительные источники и интернет - ресурсы запиши определения

Каменный век – _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Мезолит - ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Неолит -

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Неолитическая революция- _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Палеолит- ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


2. Запиши самые известные стоянки древнего человека Саратовской области

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________












3. Отметьте знаком «+» на карте Саратовской области стоянки древнего человека




4. Рассмотри карту Советского района и отметь на ней стоянки древнего человека









РАБОЧИЙ ЛИСТ №2

Тема. Саратовское Поволжье – часть Золотой Орды

1. Используя дополнительные источники и интернет - ресурсы запиши определения

1. Бату – хан, или Батый (1209- 1255) - ________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Берке – хан (1209-1266) - __________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Волжская Булгария - ______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

4. Джучи - _________________________________________________________________________

5. Менгу – Тимур - __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Темучин, он же Чингизхан (1155-1227) - _____________________________________________

__________________________________________________________________________________


3. Охарактеризуйте военное снаряжение монголов, используя иллюстрацию


____________________________________


____________________________________


____________________________________


____________________________________


____________________________________


____________________________________


___________________________________


____________________________________


____________________________________


____________________________________


____________________________________







3. Работа с картой. Рассмотри карту Золотой Орды


4. На контурной карте отметь границу Золотой Орды и запиши названия народов, входивших в её состав












РАБОЧИЙ ЛИСТ №3


Тема: «История города»


1. Ответьте на вопросы, запишите ответ

Когда появился город близ Волги?_______________________________________________________

Кем было выбрано место для расположения Укека?________________________________________

К какому году относится первое упоминание города Укека в достоверных источниках и кому оно принадлежит?________________________________________________________________________

Кто из известных путешественников посетил этот город и описал его?________________________

Сколько лет просуществовал?___________________________________________________________

Как погиб город Укек?_________________________________________________________________

Какой современный город практически находится на месте Укека, как называется район города, куда входит территория древнего городища._______________________________________________


2. Нанесите на карту Саратовской области места золотоордынских поселений



3. На основании данных раскопок предположите, каковы были названия улиц торгово-промышленного района Увека ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие факты доказывают, что в Увеке существовала русская колония

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная информация Кочевье «Лисья балка»


   Кочевье «Лисья балка» расположено на левом берегу реки Большой Караман, в 3 км к юго-востоку от поселка Советское Советского района. Протяженность городища вдоль берега реки Большой Караман составляет около 2000 м, при ширине не менее 350 м. Мощность культурного слоя – от 0,4 до 1 м. Обнаружено в 1988 году краеведом села Советское Г.Н.Семенищевым. В этом же году Д.Г.Баринов раскопал один из средневековых кочевнических курганов, расположенных на западной окраине кочевья. В 1990 году И.В.Семенова составила глазомерный план части кочевья. С 90-х годов территория кочевья подвергается разрушению со стороны любителей поисков с детекторами металла. На кочевье были найдены более 3000 серебряных и медных монет XIII – XIV веков, красноглиняная лощеная керамика, орнаментированная параллельными линиями и волной, куски железного шлака, отходы бронзолитейного производства, многочисленные железные и бронзовые изделия и их фрагменты (в том числе вырезанные из бронзового листа «ильтаханы» и зеркала с изображениями голов различных животных и человеческой головы в короне, а также с растительным орнаментом).

     Помимо находок золотоордынского времени с кочевья происходят фрагменты посуды эпохи бронзы, часть киммерийских бронзовых удил, бронзовое шило, железные раннесредневековые удила, бронзовое стремя, клад раннесредневековых византийских монет (девять медных и одна золотая), а также не менее десяти серебряных русских монет XVII века. Материал с этого памятника частично поступил в Энгельсский краеведческий музей.
   Часть кочевья, расположенная на первой береговой террасе, прекращает свое существование в начале XIV века – на ней найдены лишь монеты чеканенные не позднее 710 г.х.2

Домашнее задание: Составить кроссворд, используя основные термины и понятия.

1. Государство монголо-татар в Нижнем течении Волги. /Золотая Орда. /

2. Первая столица Золотой Орды. /Сарай-ал-Махруса – Дворец Богохранимый./

3. Поздняя столица Золотой Орды. /Сарай-ал-Джидит – Новый дворец. /

4. Что означает слово «Увек»? /башня. /

5.  Кто впервые назвал Увек городом? /Марко Поло. /

6. Кому принадлежатслова, чтоУвек – город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей»? /арабскому путешественнику Ибн Бату. /

7. На каком языке были сделаны надписи на монетах Увека? /арабском. /

8. Название горы, у подножья которой стоял Увек. /Каланча. /

9. Кто разрушил город? /Тамерлан. /



















РАБОЧИЙ ЛИСТ №4



Тема «Население города»

1. Ответьте на вопросы, запишите ответ

Сколько человек жило в ту пору в Укеке - третьем городе Золотой орды?______________________

Какие народы проживали в городе и как складывались их отношения?________________________

Посмотрите карту-схему современного Саратова. Где располагался Укек?_____________________

Почему нашими предками был сделан такой выбор?________________________________________

Оцените положение Укека в Золотой Орде на карте «Территория Золотой Орды и ее города», используя географические знания._______________________________________________________

В чем выгодность его расположения? Чем могли заниматься жители города?___________________

Чем бы угостили вас жители Укека в праздник, а в будние дни?______________________________

Какова была продолжительность их жизни?_______________________________________________

Почему найденные древние вещи взрослых людей кажутся нам принадлежавшими детям?_______________________________________________________________________________


2. Нанесите на карту нашей области места золотоордынских поселений

3. Задание. На основании данных раскопок предположите, каковы были названия улиц торгово-промышленного района Увека ________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие факты доказывают, что в Увеке существовала русская колония

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительная информация «Алексеевское городище»

Люди жили на месте современного Саратова с древнейших времён. Свидетельство тому Алексеевское городище — археологический памятник, имеющий семь выявленных культурных горизонтов от катакомбной культуры эпохи средней бронзы (XX—XIX вв. до н. э.) до поселения золотоордынского времени (XIII—XIV вв.) с временным перерывом в V—XIII веках. Поселения то возрождались в период относительно стабильного государственного устройства (Хазарский каганат, Волжская Булгария, Золотая Орда), то исчезали без следа в период очередного прилива волн кочевых народов. Последний такой цикл перед основанием Саратова закончился в 1395—1396 гг., в период нашествия Тамерлана, который разрушил Увек (Укек) — золотоордынский город, центр одноимённого улуса. В следующие 200 лет редкое население Дикого поля было представлено ногайскими, а затем калмыцкими кочевьями, казаками и рыболовецкими артелями русских монастырей.
Алексеевское городище является археологическим памятником федерального значения. Памятник стал известен саратовским краеведам с начала XX века, как археологический объект начал изучаться в 1921 году, а в 1960-м приобрёл статус памятника. В 1970-х годах вокруг Саратова велось интенсивное дачное строительство и считалось, что все прилегающие к Волге территории застроены. По счаст¬ливой случайности, единственным незастроенным участком в пригородной черте оказалась территория Алексеевского городища благодаря посаженному на его территории в ранний период советской власти фруктовому саду. В 1991 году оно было вновь выявлено как памятник археологии. При осмотре береговой по¬лосы местные жители увидели торчащие после обвала грунта человеческие кости и сообщили «куда следует». Прибывшие на место археологи установили, что это древнее захоронение, после этого изучение археологического памятника продолжилось.3

Домашнее заданиеСоставить кроссворд, используя основные термины и понятия.

1. Государство  монголо-татар  в  Нижнем течении Волги. /Золотая Орда./

2. Первая столица Золотой Орды. /Сарай-ал-Махруса – Дворец Богохранимый./

3. Поздняя столица Золотой Орды. /Сарай-ал-Джидит  – Новый дворец./

4. Что означает слово «Увек»? /башня./

5.  Кто впервые назвал Увек городом? /Марко Поло./

6. Кому  принадлежат слова,  что Увек – город «средней величины, но красивой постройки, с обильными  благами  и сильной стужей»? /арабскому путешественнику Ибн Бату./

7. На каком языке были сделаны надписи на монетах Увека? /арабском./

8. Название горы, у подножья которой стоял Увек. /Каланча./

9. Кто разрушил город? /Тамерлан./















РАБОЧИЙ ЛИСТ №5



Тема  «Благоустройство города»:

1. Ответьте на вопросы, запишите ответ

Из чего строились дома, чем отапливались?_______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Различалась ли планировка домов знати и простолюдинов?__________________________________

_____________________________________________________________________________________

Чем отличались центральные кварталы , где жила знать от окраин, где обитали ремесленники?________________________________________________________________________

О чем говорит наличие монетного двора Золотой орды в городе Укек?________________________

_____________________________________________________________________________________

За двести лет до возникновения Саратова закончилась история Укека:

Сколько версий гибели раннего города Золотой Орды существует и какие?____________________

_____________________________________________________________________________________

Какой версии гибели Укека придерживаетесь вы? Почему?__________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Нанесите на карту нашей области места золотоордынских поселений



3. На основании данных раскопок предположите, каковы были названия улиц торгово-промышленного района Увека

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие факты доказывают, что в Увеке существовала русская колония

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Третье по величине золотоордынское поселение.

Изучение истории основания города Саратова в различных источниках показало, что исторические документы и результаты археологических раскопок в основном подтверждают факт существования первого крупного поселения на территории нынешнего города Саратова – это золотоордынский город Увек (Укек). То, что это было крупное поселение, у нас не вызывает сомнения.

Город был не только ремесленным и торговым центром, но и центром сельскохозяйственной округи (в степных районах обычно существовал кочевой уклад). В Увеке чеканили свою собственную монету. Она хорошо известна по многочисленным находкам. 

Центральный район Увека был аристократическим. В нем находились дворцы, общественные здания - мечети, бани, медресе и другие. Они были сооружены из обожженного кирпича на известковом растворе. 

Вдоль Волги тянулся ремесленно-торговый район. Здесь были базары, караван-сараи, ремесленные мастерские. Самые разные мастера трудились в них: ювелиры, кузнецы, медники, стеклодувы. В гончарных горнах изготовляли кирпич, изразцы, майолику и разнообразную посуду - простую и покрытую снаружи глазурью. В этом районе можно было увидеть стоящие тесно друг к другу небольшие дома. 

Отдельные кварталы занимали большие землянки с укрепленными сырцовым кирпичом стенами. В этих землянках обитали рабы-ремесленники.

Вероятно, такие же общие землянки имелись и в северной части города, в так называемых «христианских» кварталах, где жили русские, армяне и другие немусульмане. Были здесь и собственные жилища жителей. Увек считался для своего времени благоустроенным городом, с водопроводом из глиняных труб и, видимо, со сточной системой. 4


Домашнее задание Составить кроссворд, используя основные термины и понятия.

1. Государство  монголо-татар  в  Нижнем течении Волги. /Золотая Орда./

2. Первая столица Золотой Орды. /Сарай-ал-Махруса – Дворец Богохранимый./

3. Поздняя столица Золотой Орды. /Сарай-ал-Джидит  – Новый дворец./

4. Что означает слово «Увек»? /башня./

5.  Кто впервые назвал Увек городом? /Марко Поло./

6. Кому  принадлежат слова,  что Увек – город «средней величины, но красивой постройки, с обильными  благами  и сильной стужей»? /арабскому путешественнику Ибн Бату./

7. На каком языке были сделаны надписи на монетах Увека? /арабском./

8. Название горы, у подножья которой стоял Увек. /Каланча./

9. Кто разрушил город? /Тамерлан./



















III. Заключение

Авторская тетрадь, как средство повышения эффективности преподавания истории края

Современная педагогическая наука ориентирована на формирование личности, имеющей собственные взгляды на события и процессы, обладающей индивидуальными чертами, умеющей воспринимать различные точки зрения и критически мыслить. Один из исходных приоритетов преподавания истории края в современном обществе является развитие самостоятельной, творческой, социально активной и ответственной личности.

Как показывают опыт современного преподавания истории края и научные исследования, формирование личности будущего невозможно без изменения учебной деятельности школьников на уроках. Для того, чтобы изучение истории края стало наиболее интересным и увлекательным, чтобы студент мог личностно осознать исторический процесс, необходимо изменить не только технологию работы на уроке, но и отношение к преподаванию истории родного края.

Создавая свои собственные рабочие тетради, учитель выступает и как как методист (важен положительный результат), педагог, как художник и полиграфист (рабочий лист - уникален по оформлению и подборке материалов).

Создание рабочих листов к каждому уроку - это процесс очень трудоемкий, но он позволяет максимально эффективно активизировать деятельность учащихся, как на уроке, так и во время домашней подготовки5.

Достоинства авторских рабочих листов и в том, что:

  • учитывается уровень подготовки класса и его состав, психолого-педагогические особенности студентов;

  • при составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;

  • рабочие листы позволяют комбинировать возможности лекции и конспектирования, работы с источниками и иллюстрациями, заполнение таблиц и схем с дидактическими играми в рамках одного урока;

  • рабочие листы позволяют комбинировать или заменять задания на листах, использовать материал на уроках повторения;

  • материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате PowerPoint;

  • рабочие листы позволяют экономить время на уроке.

Работа с рабочей тетрадью позволяет:

- организованно провести работу на всех этапах урока;

- создать психологический комфорт и поддержку студентов;

- выполнить контроль заданий, как во время урока, так и при подготовке домашнего задания;

- организовать дистанционное обучение;

- развивать тренировку памяти, внимания, мышление и речь;

-при систематической работе по решению заданий рабочего листа, происходит формирование навыков самоконтроля;

- учителю использовать электронную почту или пространство сайта образовательного учреждения, помогает учащемуся, который не посещает занятия, осваивать учебный материал.






Список использованной литературы

1. .https://www.tursar.ru/page-joy.php?j=3021

2. .https://www.tursar.ru/page-joy.php?j=1969

3. .https://www.9111.ru/questions/7777777776419/













1

2


3

4


5