LINGUA LATINA

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
____________________
____________________
____________________
Выполненные задания |
№ задания | Дата Проверки | Оценка | № задания | Дата Проверки | Оценка |
Таблица | | | П1 | | |
Ф1 | | | П2 | | |
Ф2 | | | П3 | | |
С1 | | | П4 | | |
С2 | | | П5 | | |
С4 | | | Итоговое | | |
С5 | | | Контрольная | | |
С6 | | | Итог по теме | | |
С7 | | | Т1 | | |
С8 | | | Т2 | | |
С9 | | | Т3 | | |
Итоговое | | | Итоговое | | |
Контрольная | | | | | |
Итог по теме | | | | | |
Тема 1. Фонетика. Основные моменты: сводная таблица правил чтения
БУКВЫ | ПОЯСНЕНИЯ | ЧИТАЮТСЯ КАК РУССКИЕ | БУК ВЫ | ПОЯСНЕНИЯ | ЧИТАЮТСЯ КАК РУССКИЕ |
I | всегда | И | c | Перед е, i, y, ae, oe | Ц |
Ae | всегда | Э | Перед а, о, u, согласными, в конце слова | к |
aё | всегда | аэ | s | Между гласными, между гласным и m или n | З |
Oё | всегда | оэ | в остальных случаях | с |
Au | всегда | ау | x | Между гласными | Кз |
Eu | всегда | эу | В остальных случаях | Кс |
V,W | всегда | в | Ti+ | Гласная | Ци |
Qu | всегда | кв | Z | В греческих словах | З |
j | всегда | й | Su+ | а, е | Сва,све |
Ph | в греческих словах | ф | Ch | В греческих словах | Х |
Rh, rrh, th | в греческих словах | Р Р Т | sch | В анатомических терминах | Сх |
Ngu+ | гласная | нгв | В клинических терминах | ш |
|
Задание Ф-1. Прочитайте, поставьте правильно ударение, запишите в русской транскрипции. |
Curatio / Лечение/ - |
Dilutus / Разведенный/ - |
Abdomen / Живот/ - |
Cuticula /Кожица/ - |
Arcus /Дуга/ |
Facies /Лицо/ |
Fissura / трещина,щель/ |
Annulus /кольцо/ |
Foveola /ямочка/ |
Aether /эфир/ |
Decoctum /отвар/ |
Scabies /чесотка/ |
Palatum / нёбо/ |
Encephalon / мозг/ |
Pleuritis /плеврит/ |
corpusculum /тельце/ |
Aperture /отверстие/ |
Paralysis /паралич/ |
caniculus /щенок/ |
Задание Ф-2.Прочитайте и выучите наизусть. Qui scribit, bis legit. Кто пишет - тот дважды читает. Consuetudo est altera natura. Привычка- вторая натура. Bis dat, gui cito dat. Дважды дает тот, кто быстро дает. Primum non nocere. Прежде всего, не навреди. Invia est in veterinaria via sine lingua Latina. Нет пути в ветеринарии без латинского языка. Salus populi suprema lex. Благо народа – высший закон. Dum spiro spero. Пока дышу- надеюсь. Qui bene dignoscit, bene curat. Кто хорошо распознает, тот хорошо лечит. Medicus curat morbus, natura sanat. Врач лечит болезнь, природа исцеляет. Dictum- factum. Сказано - сделано. |
Тема 2. Имя существительное. Основные моменты.
1. Грамматические категории существительного:
Род (genus)
Musculinum __________________ род
Femininum __________________ род
Neutrum __________________ род
Число (numerus):
Падежи (casus):
Nominativus (Nom.) ____________________ Кто? _________?
Genetivus (gen.) ____________________ Кого? ________?
Dativus (dat.) ____________________ Кому? ________?
Accusativus (acc.) ____________________ Кого? ________?
Ablativus (abl.) ____________________ Кем? _________?
Vocativus (voc.) звательный: в терминологии не используется.
2. Признаки пяти склонений существительных:
Склонение | первое | второе | третье | четвертое | пятое |
Окончание в родительном падеже | | | | | |
пример | Vacca, ae, f корова | Ovum, ovi, n яйцо | Leo, leonis, m лев | Cornu, cornus, n рог | Res, rei, f вещь |
3. Практическая основа существительного.
Практическая основа существительного – это неизменяемая часть слова, которая выражает его общее значение. Определяют практическую основу существительного
по родительному падежу единственного числа путем отбрасывания его окончания.
Nom. Sing. | Gen. Sing. | Основа |
Plica | Складка | plicae | Plic- |
frons | лоб | frontis | Front- |
Задание С-1.У следующих существительных, приведенных в словарной форме, выделите письменно основу, определите склонение.
Пример: Lac, lactis n молоко | Основа lact. | 3 скл. |
Species, speciei f- сбор | | |
Spatium spatii n- пространство | | |
Cartilage, cartilaginis f- хрящ | | |
Vita, ae f – жизнь | | |
Foramen, foramenis n- отверстие | | |
Os, oris n - рот | | |
Os, ossis n - кость | | |
Encephalon, encephali n- мозг | | |
Ulcus, ulceris n- язва | | |
Cor, cordis n- сердце | | |
Dens, dentis m- зуб | | |
Задание С-2. Просклоняйте существительные:
Mandibula, ae, f нижняя челюсть | |
casus | | Singularis | Pluralis | |
Nom | | | | |
Gen | | | | |
Dat | | | | |
Acc | | | | |
Abl | | | | |
Maxilla, ae, f верхняя челюсть | |
Nom | | | | |
Gen | | | | |
Dat | | | | |
Acc | | | | |
Abl | | | | |
Glandula, ae, f железа | |
Nom | | | | |
Gen | | | | |
Dat | | | | |
Acc | | | | |
Abl | | | | |
Задание С-3. Выучите следующие существительные: Capra, ae f- коза Cardia, ae f - сердце Fractura, ae f- перелом Glandula, ae f – железа Orbita, aе, f - глазница Planta, ae - растение Ungula, ae f - копыто Vacca, ae f - корова Vagina, ae f - влагалище Vesica, ae f - пузырь Vita, ae f - жизнь Natura, ae, f - природа | Задание С - 4. Найдите в словаре перевод слов, запишите и выучите их наизусть. Asinus, i, m _____ОС * *____________________ Equus, i, m ______ЛО * * * * _________________ Lobus, i, m ______Д * * Я___________________ Cavum, i, n ___ПОЛ * * Т * __________________ Ligamentum, i, n ____С * Я * К * ______________ Reticulum, I, n______С * * * А________________ Venenum, I, n _______* Д___________________ Dorsum, i, n ___* П * Н * ____________________ Folium, ii, n _____* ИСТ____________________ Colon, i, n __ОБОД * * * * * _________К * * КА___ Omasum, I, n _____ * * * * КА_______________ |
Задание С-5. Просклоняйте существительные:
Oculus, I, m глаз |
casus | | Singularis | Pluralis |
Nom | | Oculus | oculum |
Gen | | Oculi | |
Dat | | Oculo | |
Acc | | | |
Abl | | | |
Ovum, I, n яйцо |
Nom | | | |
Gen | | | ovi |
Dat | | | |
Acc | | ovum | |
Abl | | | |
Cancer, cancri m рак |
Nom | | | cancrum |
Gen | | cancri | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
Основные моменты: Существительные 3 склонения.
К третьему склонению относятся существительные всех трех родов с окончанием в родительном падеже единственного числа –is.
Для этих существительных характерно изменение основы слова: основа именительного падежа не совпадает с основой косвенных падежей. Если в словарной форме существительного перед окончанием в родительном падеже пишется часть основы, это означает, что основа слова изменяется. Определить практическую основу можно, отбросив окончание –is в Gen. sing. У существительных третьего склонения три типа склонения:
По этому типу склонятся неравносложные существительные всех трех родов, основа которых оканчивается на одну согласную букву:
Foramen, foraminis, n основа foramin Femur, femoris, n основа femor
Склоняются существительные среднего рода, которые в именительном падеже единственного числа имеют окончания -e, -al, -ar.
Rete, retis, n сеть, сетка Animal, animalis, n животное Calcar, calcaris, n шпора
склоняются неравносложные существительные всех трех родов с основой, которая оканчивается на несколько согласных:
lac, lactis, n молоко dens, dentis, m зуб os, ossis, n кость
равносложные существительные, которые имеют одинаковое количество слогов в Nom. Sing. и Gen. sing.и которые имеют в Nom. Sing. окончание –is, –еs:
avis, avis f птица cutis, cutis, f кожа
Задание С-6. Определите, по какому типу третьего склонения изменятся следующие существительные:
Culex, icis, m - Odor, oris, m - Exemplar, aris, n - Tumor, oris, m - Cutis, is, f - Frons, frontis, m - Coccyx,ygis,m - Clunis, is, f - Secale, is, n - | | Declive, is, n - Fons, fontis, m - Abductor, oris, m - Falx, falcis, f - Humor, oris, m - Fames, famis, m - Pectus, oris, n - Femur, oris, n - Pars, partis, f - |
Задание С-7. Найдите в словаре перевод слов и выучите их наизусть
(см. учебник Г.В. Валла «Латинский язык»):
Животное - | Animal, is, n | Зуб - | Dens,-ntis, m |
Жир - | | Мыло- | |
Тело - | | Горицвет - | |
Часть - | | Слизь- | |
Горчица - | | Крахмал - | |
Задание С-8. Просклоняйте и переведите три существительных разного типа склонения из упражнения С-6.
casus | | Singularis | Pluralis |
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
|
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
|
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
Задание С-9. Просклоняйте существительные:
Species, ei, f cбор |
casus | | Singularis | Pluralis |
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
Quercus, us, f дуб |
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
Genu, us, n колено |
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
Контрольное итоговое задание по теме «Имя существительное»:
Выписать спрятанные латинские существительные по горизонтали и вертикали, дать им перевод.
Критерии оценки: 3-6 слов – оценка 3; 7-10 –оценка 4; 15-17- ОТЛИЧНО!
(при отличной оценке освобождаетесь от контрольной работы).
R | L | A | C | A | R | B | O |
S | I | N | A | P | I | S | R |
P | X | U | R | U | F | R | B |
E | A | S | D | L | O | A | I |
C | D | E | I | V | R | P | T |
I | O | M | A | I | A | L | A |
E | N | E | V | S | M | A | Q |
S | I | N | I | U | E | S | U |
O | S | Y | S | S | N | M | A |
НАЙДЕННЫЕ СЛОВА:

Моя оценка
Тема 3. Имя прилагательное. Основные моменты.
Прилагательные в латинском языке делятся на две группы. К прилагательным первой группы относятся прилагательные со следующими родовыми окончаниями:
Прилагательные I группы склоняются как существительные 1 скл. (если прилагательное женского рода) и 2 скл. (если прилагательное среднего и мужского рода). В словарях они пишутся в мужском роде, через запятую указывается родовое окончание женского и среднего рода. Например: ruber, bra, brum красный.
Задание П-1. Переведите прилагательные 1 и 2 склонения в указанном роде:
Прямая | recta | Поперечный | |
Слепой | | белый | albus |
Внутреннее | | Широкая | |
Правый | | Длинное | |
Полая | | Красный | |
Желтое | flavum | Среднее | |
Твердый | | Левое | |
Косой | | Большая | |
Черное | | Глубокая | |
Прилагательные второй группы склоняются как существительные 3 скл. (с некоторыми отличиями). К ним относятся прилагательные
m - _____ f - ______ n - ______
Примеры: celer, ….
Примеры: aequalis, …..
Примеры: recens, …..
Задание П-2. Согласовать выражения:
малый бугор (tuber-n, parvus, a, um) Tuber parvum |
Белый порошок(Pulvis-m, albus, a, um) |
чистая бумага(charta-f, purus, a, um) |
левый глаз(oculus- n, sinister, tra, trum) |
дистиллированная вода |
острая болезнь(Morbus-n, acutus, a, um) |
Задание П-3. Согласовать и просклонять выражения: Правая лопатка, чистая вода, желтая склянка, прямая кишка.
casus | | Singularis | Pluralis |
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
|
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
|
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
Задание П-4. Согласовать и просклонять выражения: камфарный спирт, человек разумный, целебное растение.
casus | | Singularis | Pluralis |
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
|
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
|
Nom | | | |
Gen | | | |
Dat | | | |
Acc | | | |
Abl | | | |
Задание П-5. Образуйте степени сравнения от следующих прилагательных:
Положительная степень | Сравнительная степень | Превосходная степень |
Latus, a, um - | Latior latius - | Latissimus Latissima latissimum |
Simplex, icis | | |
Gravis, e | | |
Niger, gra, grum | | |
Gracilis,e | | |
Sapiens, ntis | | |
Celer, eris | | |
Purus, a, um | | |
Итоговое контрольное задание по темам «Имя существительное», «Имя прилагательное». Составьте все возможные сочетания данных существительных и прилагательных, согласуйте на латинском языке.
Вода, раствор, порошок, трава, человек, мускул, жир | Желтый, чистый, простой, свежий, прямой, правый, левый, больной, белый, очищенный |
Желтая вода, чистая вода, свежая вода | |
Очищенная вода | |
Желтый раствор, чистый раствор, | |
Свежий раствор
Прямой мускул правый м левый м | |
Больной м | |
Белый жир желтый жир очищенный жир | |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
К ритерии оценки: 5-10 правильных сочетаний - оценка 3; 11-17 - 4; 18 и больше – ОТЛИЧНО! (при отличной оценке освобождаетесь от контрольной работы). Моя оценка |
Тема 4. Структура многокомпонентного анатомического термина.
Основные моменты.
Латинские анатомические термины представляют собой или отдельные слова, или словосочетания из имени существительного и пояснительных слов. Многокомпонентные термины (МТ) создаются по определенным моделям: на первом месте стоит имя существительное в именительном падеже ед. или мн. числа. Оно называет орган, образование, структуру и является основным компонентом термина, его ядром (Я). За ядром следуют определения (О) – несогласованные (Он) и согласованные (Ос).
Задание Т-1. Определите грамматическую форму, число компонентов МТ:
. Cavum cranii МТ= Я+ Он полость черепа | | Basis cranii. | |
Columna vertebratum. | | Apex ossis. | |
Cartilago manubrii | | Incisura mandibulae. | |
Tuberculum costae. | | Musculus extensor digiti. | |
Apertura sinuum. | | Musculus rotator. | |
Corpus costae. | | Facies palatina. | |
Задание T-3.Переведите с латинского языка.
Musculus latissimus dorsi. |
Costae latiores. |
Ossa breviora. |
Musculi longiores |
Musculi longissimi |
Solutionis purissimae |
..
Контрольное итоговое задание по теме «Терминология»: на изображении животного подпишите названия частей тела, органов животного на латинском языке.
Критерии оценки: 10 названий – оценка 3; 15 –оценка 4; 21- ОТЛИЧНО!

Моя оценка
Тема 5. Глагол. Основные моменты
Пример: paro, are- готовить; misceo, ere- смешивать. Неопределенная форма имеет окончание –re.
Спряжение глаголов определяется по гласной, стоящей перед окончанием инфинитива. Признаки спряжений: I –ara, II- ere, III-ere, IV- ire.
В рецептуре глаголы часто употребляются в повелительном наклонении. Повелительное наклонение единственного лица образуется из инфинитива путем отбрасывания окончания -re.
Повелительное наклонение множественного числа образуется путем прибавления к основе –te (для глаголов I,II, IV спряжений) , -ite (III спр.)