СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по математике для учащихся начальной школы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей тетради представлены краеведческие задания по математике для учащихся начальной школы с  1 по 3 класс. Данные материалы могут быть использованы как учителями начальной школы, так и самими учащимися, а так же их родителями для совершенствования вычислительных навыков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по математике для учащихся начальной школы»

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Златоустовский педагогический колледж»






Рабочая тетрадь по математике для учащихся начальной школы



































Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Златоустовский педагогический колледж»











Рабочая тетрадь по математике для учащихся начальной школы

























Златоуст 2019

Рабочая тетрадь по математике для учащихся начальной школы/ сост.

Анисимова С.С. - Златоуст: ЗПК, 2019.







В рабочей тетради представлены краеведческие задания по математике для учащихся начальной школы с 1 по 3 класс. Данные материалы могут быть использованы как учителями начальной школы, так и самими учащимися, а так же их родителями для совершенствования вычислительных навыков.























Сост.: Анисимова С.С.

Рецензент: Жерздева А.В., преподаватель ЗПК

Содержание


Введение

7

1 класс

8

2 класс

20

3 класс

21

Заключение

47

Библиографический список

49
































Введение


Влюбленность в свою малую родину веками была присуща жителям нашей страны. Мы очень любим тот уголок земли, где родились, росли, повзрослели. А научить детей любить свой родной край – это святая обязанность учителя. С самого раннего детства нужно рассказывать детям о родном городе, районе, селе. Значит, краеведение является одним из актуальных вопросов для граждан нашей страны.

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением нет ничего общего, но только на первый! Школьное краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Опыт показывает, что многие ученики с большим интересом решают задачи, в которых говорится об их родном крае.

Элементы краеведения на уроках математики положительно влияют на результативность знаний учащихся, на развитие их как личности, носят воспитательный характер. Решение таких задач способствует расширению кругозора, связывает математику с окружающей действительностью.

Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а так же на комбинированных уроках.

Однако в учебниках краеведческий аспект практически не представлен. Поэтому перед учителем встает задача поиска и отбора материала по краеведению, привязка данного материала к учебной программе. На уроках математики краеведческий материал может быть использован в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач курсов. Местный материал можно использовать для составления математических задач, при решении примеров и т.д.

Собранный в этой рабочей тетради краеведческий материал не только позволит привить интерес к родному краю, но и поможет сформировать устойчивые вычислительные навыки.


1 класс

Экологический блок

  1. Графический диктант

Отступите 2 клетки слева и 6 клеток сверху, поставьте точку.

2 клетки вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 5 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 6 вниз, 1 влево, 5 вниз, 2 влево, 1вниз, 1 вправо,6 вверх, 2 влево, 5 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо,6 вверх,2 влево, 5 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо,6 вверх,2 влево, 5 вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо,6 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 6 вверх,1 влево, 1вниз, 1 влево. Дорисуйте глаз и хвост.

Это интересно!

Герб г. Челябинска

Верблюд на гербе — повод для споров. Самая распространённая версия связана с Великим шёлковым путём.

Версия гласит, что Челябинск был крупной крепостью, включённый в северную ветку Великого шёлкового пути, через которую проходили караваны верблюдов. Верблюд — лучшее доказательство. Однако тракты Великого шёлкового пути никогда не заходили так далеко на Север.

  1. В зоопарке Челябинска два белых медведя и три бурых медведя. Медведи любят купаться в воде в летний период и кушать сладости, которыми угощают посетители. Сколько всего медведей в зоопарке?

  1. В зоопарке г. Челябинска 10 видов животных и птиц. Из них 4 вида птицы. Сколько видов животных в зоопарке?

Челябинский зоопарк, г. Челябинск

  1. В Красную книгу Урала занесено 7 видов птиц, из них 2 вида относятся к разряду ястребиных. Сколько видов птиц не относится к разряду ястребиных?

  1. В Красную книгу Российской Федерации занесено 17 видов животных национального парка «Таганай»: 1 вид млекопитающих, 4 вида рыб, 3 вида насекомых. Сколько видов птиц занесено в Красную книгу Российской Федерации национального парка «Таганай»? (Запиши решение выражением).

Это интересно!

Красная книга России

Красная книга информирует, какие животные и растения находятся в опасности. Предупреждает об их исчезновении.

Но почему она красная?

Потому что красный – это цвет опасности! Он как красный сигнал светофора предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда!»


Проверь себя!

  1. Какое животное изображено на гербе Челябинска?

_________________________________________________________________

  1. В каком городе находится зоопарк в нашей области?

__________________________________________________________________

  1. Сколько видов животных и птиц в зоопарке г. Челябинск?

_______________________________________________________________

  1. Узнай, какие птицы занесены в Красную книгу Урала.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько видов животных национального парка «Таганай» занесено в Красную книгу Российской Федерации?

______________________________________________________________


Географический блок

  1. Протяженность границ Челябинской области 2850 км. Если сложить цифры расстояния, то какое число получится? (Запиши выражением.)

Карта Челябинской области.

  1. В Челябинской области есть заповедники1 и национальные парки2. Давайте посчитаем, сколько их всего: Ильменский заповедник, Восточно-Уральский заповедник, парк «Таганай», парк «Зюраткуль».

Обрати внимание!

Заповедник – это определённая территория, охраняемая законом, на которой запрещены любые виды человеческой деятельности, из-за обитания на ней редко встречающихся или вымирающих видов животных и растений.

Национальный парк – это особо охраняемая природная территория, где ограничена деятельность человека.

  1. Из скольких букв состоит название нашего города – Златоуст?

  1. Давайте, сосчитаем самые известные озёра Челябинской области: Тургояк, Увильды, Горькое, Зюраткуль, Кисегач, Чебаркуль, Иткуль, Тишки.

Это интересно!

  1. Самое соленое озеро - Горькое.

  2. Самое чистое озеро – Тургояк.

  3. Самое высокогорное озеро – Зюраткуль.

  4. Самое большое озеро – Увильды.

  5. Самое «телевизионное» озеро Челябинской область – Кисегач.

  6. Самое известное озеро - Чебаркуль.

  7. Самое мрачное озеро – Иткуль.

  8. Самое рыбное озер - Тишки.

  1. Сколько рек протекает в Златоусте? Назовите их. (устно)


Река Ай, Кусинский район.

Проверь себя!

  1. Какова протяженность границ Челябинской области?

__________________________________________________________________

  1. Какие заповедники и национальные парки Челябинской области вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите город, в котором вы живете.

__________________________________________________________________


  1. Назовите самое высокогорное озеро Челябинской области.

_________________________________________________________________

  1. Перечислите реки, протекающие в Златоусте.

________________________________________________________________________________________________________________________________


Исторический блок

  1. Златоуст основан в 1754 году. Если сложить цифры года образования, то какое получится число? (Запиши выражением)

г. Златоуст, 1854 г.

  1. Когда Александру II было 12 лет, с него снимали мерки златоустовские мастера для создания доспехов, приехав через 4 года, они оказались ему малы. Сколько исполнилось лет Александру II?

Александр II – Российский император

Доспехи для Александра II

  1. Коренными жителями Урала являются: татары, башкиры, удмурты, коми, коми-пермяки, манси, марийцы, нагайбаки. Сколько коренных народов проживает на Урале?

  1. Самый древний город Челябинской области образован в 18 в., а самый молодой через 2 века. В каком веке был основан самый молодой город Челябинской области?

Это интересно!

Самый древний город Челябинской области – это Верхнеуральск, который был основан в марте 1735 г.

Самый молодой город Челябинской области – это Южноуральск, который основан в 1948 г.

  1. В Златоусте 11 православных церквей1 и 1 мечеть2. На сколько церквей больше, чем мечетей?

Обрати внимание!

Церковь – христианское сооружение, предназначенное для молитв.

Мечеть – мусульманское молитвенное архитектурное сооружение.

Проверь себя!

  1. В каком году основан г. Златоуст?

__________________________________________________________________

  1. Какому императору создали доспехи златоустовские мастера?

___________________________________________________________________

  1. Назовите самый древний город Челябинской области.

__________________________________________________________________

  1. Кто является коренными жителями Урала?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой город носит статус самого молодого города Челябинской области?

____________________________________________________________________



Экономический блок

  1. В Челябинской области 8 металлургических заводов и в Свердловской области столько же. Сколько металлургических заводов в этих областях?

  1. Вася сел на трамвай на остановке «Университет», а вышел на «Спортивном комплексе». Сколько остановок проехал Вася?

  1. В Златоусте 11 поликлиник, а больниц на 1 меньше. Сколько больниц в городе?

  1. Челябинский тракторный завод выпускает 14 видов бульдозеров. Тракторов на 12 видов меньше чем бульдозеров, а трубоукладчиков столько же видов, сколько и тракторов. Сколько видов тракторов и трубоукладчиков выпускает ЧТЗ вместе?

Это интересно!

ЧТЗ за 80 лет работы изготовил более 1 268 000 тракторов. Они переместили столько грунта, что им можно было бы покрыть всю поверхность Луны слоем в 3,5 см. Сами же машины ЧТЗ прошли по планете столько километров, что составляет 600 расстояний от Земли до Солнца.


  1. Златоустовский машиностроительный завод выпускает огнестрельное оружие, из которых 1 винтовка, а пистолетов на 5 больше. Сколько оружий делают на заводе?

Проверь себя!

  1. Перечислите известные металлургические заводы Челябинской области. ________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Что выпускает Челябинский тракторный завод?

__________________________________________________________________

  1. Какое расстояние преодолели машины Челябинского тракторного завода?

____________________________________________________________________

  1. Какую продукцию выпускает Златоустовский машиностроительный завод?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие виды транспорта помимо трамвая есть в Златоусте?

____________________________________________________________________













2 класс

Экологический блок

  1. В Ильменском заповеднике обитает 18 видов рыб, а рептилий на 12 видов меньше, чем рыб. Сколько обитает видов амфибий на территории Ильменского заповедника, если их на 1 вид меньше, чем рептилий?

Это интересно!

Территория Ильменского заповедника является единственным местом на Земле, где на площади 300 кв.м сконцентрированы залежи приблизительно двухсот видов минералов.

Ильменские горы – место, где были впервые обнаружены и описаны 30 минералов, из них девять можно встретить только в этой местности.


  1. Белка летяга имеет рост от 12 см до 23 см. Найдите разность.




Это интересно!

На Урале летягу отмечали от горных и южных лесов р. Сакмары до северной границы леса.

В Челябинской области летяга была отмечена в 1975–1984 гг. в мелколиственных, смешанных, широколиственных и сосново-мелколиственных лесах на горе Большой Иремель. Отмечен в Ильменском заповеднике.


  1. В национальном парке «Зюраткуль» растёт 13 эндемиков1 и 26 реликтов2. Сколько эндемиков и реликтов растёт в парке?

Обрати внимание!

Эндемики – растения, произрастающие только на одной территории, их нигде больше нет.

Реликты – растения, выжившие с Ледникового периода.

  1. Бурый медведь в день съедает 10 кг пищи, но готовясь к спячке, он съедает на 40 кг больше. Сколько кг пищи съедает бурый медведь, готовясь к спячке?

Это интересно!


Медведь является распространенным представителем животного мира Урала.

Хищником назвать медведя нельзя. Дело в том, что они являются всеядными животными: питаются как мясом и рыбой, так и медом и лесными ягодами.


  1. Прочитайте и ответьте на вопросы.


В настоящее время на территории Челябинской области обитает более 70 видов млекопитающих из них к промысловым относятся 33 вида. Пресмыкающиеся и земноводные представлены 20 видами, рыбы – 60 видами.


  • Сколько видов млекопитающих обитает в Челябинской области?

_____________________________________________________________

  • Сколько видов млекопитающих не относятся к промысловым?

_______________________________________________________________

  • На сколько видов рыб больше, чем пресмыкающихся и земноводных вместе?

______________________________________________________________

  • Сколько видов млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся вместе?

_____________________________________________________________


Проверь себя!

  1. Сколько видов амфибий обитает на территории Ильменского заповедника?

__________________________________________________________________

  1. В каком заповеднике была отмечена белка летяга?

__________________________________________________________________

  1. Сколько килограмм пищи съедет бурый медведь, готовясь к спячке?

___________________________________________________________________

  1. Почему бурого медведя нельзя назвать хищником?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сколько видов млекопитающих в настоящее время обитает на территории Челябинской области? Назовите представителей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________


Географический блок

  1. В национальном парке «Таганай» 15 рек, их на 22 меньше, чем ручьев, и на 10 больше, чем болот. Сколько болот в парке «Таганай»?

  1. В Челябинской области 30 городов. В горно-заводской зоне 14 городов, в лесо-степной на 4 меньше. Сколько городов в степной зоне Челябинской области?

Города Челябинской области



  1. Водителю автомобиля нужно добраться из Миньяра в Сим, через Ашу. Расстояние между Миньяром и Ашой – 25 км, а между Ашой и Симом 45 км. Какое расстояние преодолеет водитель?







  1. Длина хребта Уреньга 65 км, а длина Таганая на 12 км меньше. Какова длина Таганая?

Это интересно!


Название хребта Уреньга с татарского языка переводится как «Кленовая гора». Но на самом деле кленовых лесов на горе нет.

А с башкирского название «Уреньга» переводится как «гора, вздыбленная в небо».


Таганай с башкирского языка переводится как «подставка луны» (таған — «подставка» и ай — «луна»).

Также считается, что слово «Таганай» восходит к башкирскому тыуған ай тау — «гора молодого месяца».

  1. На территории национального парка «Таганай» есть Каменная река и Курумная река. Длина Каменной реки составляет 6 км, а Курумной в 3 раза меньше. Какова длина Курумной реки?


Большая Каменная река находится между хребтами Большой и Средний Таганай

Каменная река состоит из больших глыб объемом до 30 м³). На 100 кв. метрах располагается до 300 глыб, в глубину они залегают не меньше чем на 4-6 м, т.е. в 3-4 слоя.

Никакой растительности, кроме лишайников, здесь нет. Ничто не может прорасти сквозь каменное нагромождение. Под «руслом» древних каменных потоков часто погребены многочисленные горные ручьи.


Проверь себя!

  1. Сколько городов в Челябинской области?

____________________________________________________________________

  1. Сколько ручьев в национальном парке «Таганай»?

____________________________________________________________________

  1. Какое расстояние между Ашой и Симом?

_________________________________________________________________

  1. Какие каменные реки есть в национальном парке «Таганай»?

___________________________________________________________________

  1. Что означает название хребта «Уреньга»?

___________________________________________________________________


Исторический блок

  1. Памятник П.П. Аносову составляет 10 м, а памятник И. Бушуеву в 2 раза меньше. Сколько м памятник И.Бушуеву?

? м

10м

  1. Златоустовский завод был образован в 54 году XVIII в. Через 26 лет его посещает известный путешественник П.С. Паллас. В каком году XVIII в. посетил завод П.С. Паллас?

Это интересно!

Пётр Симон Паллас — немецкий учёный-энциклопедист, естество­испытатель и путешественник на русской службе.

Прославился научными экспедициями по Сибири и Южной России, внёс существенный вклад в становление и развитие биологии, географии, этнографии, геологии и филологии, является одним из основателей биогеографии и экологии.

  1. Известный создатель златоустовской гравюры на стали Иван Бушуев с 17 лет обучался художественному мастерству, а через 2 года, принят в обучение немецким художникам-оружейникам Шафам. Сколько лет было И.Бушуеву, если через 5 лет после обучения у Шафов, он стал старшим мастером украшения оружия?

Это интересно!

Иван Николаевич Бушуев — создатель златоустовской гравюры на стали, гравёр Златоустовской оружейной фабрики. Родился в семье известного в то время на Урале художника-самородка Николая Никитовича Бушуева.

Бушуев стал украшать оружие крылатым конём, который ныне украшает герб Златоуста и стал символом города, а сам художник стал зваться в народе Иванко-Крылатко. Работы Бушуева хранятся во многих музеях страны, в том числе в Оружейной палате Московского Кремля.


  1. В 24 года Анатолий Карпов становится чемпионом мира по шахматам среди мужчин, спустя 5 лет он становится почетным гражданином Златоуста. Во сколько лет он становится почетным гражданином Златоуста?


Это интересно!

Анатолий Евгеньевич Карпов родился в 1951 году в Златоусте. Он является советским и российским шахматистом, двенадцатым чемпионом мира по шахматам, трёхкратный чемпион мира по шахматам среди мужчин. Почётный гражданин Златоуста и Тулы.


  1. П.М. Обухов создал знаменитые пушки, названные в его честь. Одна такая пушка стоила 16 рублей, а пушка немецкого промышленника Круппа на 29 рублей дороже. Сколько обуховских пушек можно было купить за одну пушку Круппа?





Это интересно!

Павел Матвеевич Обухов (1819 — 1869) — русский потомственный дворянин, действительный статский советник, горный инженер, учёный-металлург, открывший способ получения высококачественной стали. Основатель крупного производства литой стали и стальных орудийных стволов в России.

Проверь себя!

  1. Какие памятники есть в Златоусте?

___________________________________________________________________

  1. Какой учёный-путешественник посетил Златоустовский завод в XVIII в.?

___________________________________________________________________

  1. Кто является создателем златоустовской гравюры на стали?

___________________________________________________________________

  1. Известным шахматистом, родившимся в Златоусте является…

____________________________________________________________________

  1. Что было создано П.М. Обуховым?

____________________________________________________________________


Экономический блок

  1. В Челябинске 23 дома культуры, а в Златоусте на 20 меньше. Сколько домов культуры в Златоусте? Назовите их.



ДК Металлург

ДК Победы

ДК Булат


  1. В Златоусте 15 библиотек, а в Миассе на 5 больше. Сколько библиотек в Златоусте и Миассе вместе?


  1. В годы Великой Отечественной войны на Златоустовском металлургическом заводе в день выплавлялось 1 т стали. Сколько тонн стали, выплавлялось за неделю?


Это интересно!


Златоустовский металлургический завод

Завод основан в 1902 г. и является старейшим предприятием по производству специальных марок стали и сплавов.

В 1930-е годы завод стал специализироваться на выпуске спецсталей, в годы Великой Отечественной войны был единственным предприятием на территории, не занятой противником, который производил другие спецстали.


  1. В день в Чебаркульском районе Челябинской области собирают 20 т пшеницы, а ячменя на 7 т меньше. Сколько тонн ячменя соберут за 2 дня?


  1. В день на Златоустовской швейной фабрике 1 швея делает 7 костюмов, а вторая на 4 костюма больше. Сколько сделаю костюмов две эти швеи за 2 дня?

Это интересно!

Златоустовская швейная фабрика, основанная в 1941 на базе эвакуированного из Киева фабрики им. Смирнова-Ласточкина. Во время Великой Отечественной войны предприятие выпускало продукцию для армии: обмундирование, зимние шапки, нижнее белье, изделия для госпиталей

Златоустовская швейная фабрика

Проверь себя!

  1. Сколько домов культуры в Златоусте? Назовите их.

___________________________________________________________________

  1. Какое предприятие основано в 1902 г. в Златоусте?

__________________________________________________________________

  1. Что выращивают на территории Челябинской области? Приведите 5 примеров.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Когда была основана Златоустовская швейная фабрика?

__________________________________________________________________

  1. Что выпускала Златоустовская швейная фабрика в годы Великой Отечественной войны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________

3 класс

Экологический блок

  1. В Красную книгу Челябинской области включены 75 видов животных, которые обитают в национальном парке Таганай. Из них 20 вида птиц, 1 вид моллюсков, 4 вида рыб, 8 видов млекопитающих и 2 вида пресмыкающихся. Сколько видов насекомых внесено в Красную книгу?

  1. В день лось съедает 30 кг корма. Сколько кг он съест за 3 дня?



Это интересно!

Основная фигура Миасского флага — лось — животное, символизирующее свободу, независимость и достоинство, аллегорически показывает готовность идти вперёд, преодолевая трудности и препятствия.

  1. На территории Челябинской области в 1998 году насчитывалось 200 рысей. Их численность в 1999 г. увеличилась на 60 особей. Сколько рысей насчитывалось в 1999 г.?

Это интересно!


Рысь сравнительно немногочисленный зверь. Обитает в глухих лесах и скалистых горах северных и западных районов Челябинской области. Логово рысь устраивает в буреломе, в густой лесной чаще, в низко расположенном дупле, под выворотом корней упавшего дерева, в скалах



  1. Длина крупной косули составляет 155 см, а маленькой на 55 см меньше. Какова длина маленькой косули?

Это интересно!


В Челябинской области обитает косуля сибирская., отличающаяся от косули европейской более крупным телосложением и большим весом. Южный Урал с древних времен является очагом, из которого началось расширение ареала сибирских косуль. Косули здесь в прошлом являлась наиболее массовым видом среди других диких копытных животных.


  1. В Красную книгу России занесено 42 вида растений Челябинской области, а в Красную книгу Южного Урала на 125 видов больше. Сколько видов растений занесено в Красную книгу Южного Урала?

Проверь себя!

  1. Сколько видов насекомых национального парка «Таганай» занесено в Красную книгу?

__________________________________________________________________


  1. На флаге, какого города Челябинской области изображён лось?

___________________________________________________________________

  1. Где строит своё логово рысь?

____________________________________________________________________

  1. Какой подвид косули обитает на территории нашей области?

____________________________________________________________________

  1. Сколько видов растений нашей области занесено в Красную книгу Южного Урала?

____________________________________________________________________


Географический блок

  1. Водителю автобуса надо приехать из Миасса в Кусу. Расстояние между Кусой и Миассом 71 км. Водителю нужно заехать в Златоуст за пассажирами. Расстояние между Миассом и Златоустом 40 км. Сколько км осталось проехать водителю?


  1. Протяжённость реки Большой Киалим 46 км. На территории парка «Таганай» ее протяженность 22 км. Сколько км она протекает не по территории парка?

Это интересно!

В давние времена жили две сестры-речки: Тесьма и Киалима. Жили они дружно, отражая в своих водах синее небо, деревья да цветы, да скалы, с которых весело стекали, сверкая брызгами в солнечных лучах.



Сюда приходил на водопой красавец лось-вожак и приводил свое стадо. И вот Тесьма в него влюбилась и сказала:» Приходи только ко мне воду пить, ведь моя вода слаще и вкуснее. А когда поведешь свое стадо на север, я скроюсь под землю и все лоси пройдут не замочив копыт.»

Показалось вожаку что и вправду Киалима - плохая речка, и перестал он пить ее воду. Заскучала Киолима и обиделась на сестру. Когда лоси ушли на север, а Тесьма решила снова выйти на белый свет в свое русло, Киалима завалила выход огромной скалой. Испугалась Тесьма. Куда ни кинется - выхода нет. Попала навеки под землю. Стала у сестры прощенья просить. Год просила, наконец Киалима сжалилась и выпустила ее, но через пять верст заперла её в глиняный грунт. Вышла Тесьма на волю, но радости нет. Испортила Киалима ее красоту. Берега у нее стали вязкие, болотистые, вода желтая, мутная. Разозлилась Тесьма и повернула в другую сторону.

С тех пор Тесьма и Киалима текут по разным склонам в разные стороны. Путь Киалимы на север: Миасс, Исеть, Тобол, Иртыш, Обь, Ледовитый океан. Путь Тесьмы на юг: Ай, Уфимка, Белая, Кама, Волга, Каспий.

  1. В Златоусте 3 проспекта, 7 переулков и 2 проезда, а площадей в 4 раза меньше, чем проспектов, переулков и проездов вместе. Сколько площадей в Златоусте.

  1. Изучи график температуры в марте с 2014 по 2018 год и ответь на вопросы.


  • В каком году в марте была самая низкая температура? Назовите ее.

___________________________________________________________

  • Назовите самую высокую температуру в марте.

_____________________________________________________________

  • Найдите среднюю температуру за эти 5 лет.

____________________________________________________________


  1. Сравни глубину озёр Челябинской области и ответь на вопросы.



  • Какова глубина самого глубокого озера?

_______________________________________________________________

  • Напишите название озера, глубина которого меньше всех.

______________________________________________________________

  • У каких озёр одинаковая глубина?

________________________________________________________________

  • Найдите сумму глубин озера Чебаркуль и Большой Кисегач.

_____________________________________________________________


Проверь себя!

  1. Каково расстояние между Миассом и Кусой?

___________________________________________________________________

  1. Какова протяжённость р. Большой Киалим?

__________________________________________________________________

  1. Сколько площадей находится в Златоусте? Назовите их.

______________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие озёра есть в Челябинской области?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Самое глубокое озеро Челябинской области - это…

____________________________________________________________________


Исторический блок

  1. В Златоусте 39 Героев Советского Союза1, 34 человека родом не из Златоуста. Сколько Героев Советского Союза являются уроженцами?

Обрати внимание!

Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР, которой удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также и в мирное время.

  1. Башня-колокольня Ионна Златоуста строилась 6 месяцев. Высота башни – 54 м. Сколько метров строилось за 1 месяц?

54 м

Башня-колокольня Иоанна Златоуста

  1. В начале ХХ в. В Красноармейском районе создано 49 населённых пунктов, а к концу ХХ в. 10 населённых пунктов исчезло. Сколько населенных пунктов осталось?





  1. После исчезновения населённых пунктов в Красноармейском районе осталось 39. Известно, что появились новые населённые пункты в количестве 18 с новыми названиями. Сколько населённых пунктов в настоящее время в Красноармейском районе?



  1. На территории Челябинской области найдены археологические памятники, 7 памятников, относящихся к бронзовому век, 3 – к железному, а каменного века столько же, сколько и памятников бронзового и железного века вместе. Сколько памятников найдено всего?

Проверь себя!

  1. Сколько Героев Советского Союза было в Златоусте?

  2. В честь кого построена башня-колокольня в Златоусте?

  3. Какова высота башни-колокольни Иоанна Златоуста?

  4. Сколько археологических памятников было найдено в Челябинской области? (каменного, бронзового и железного веков).

  5. Сколько поселений на данный момент находится в Красноармейском районе?



Экономический блок

  1. На автомобильном заводе «Урал», который находится в г. Миасс Челябинской области в день выпускают по 2 автобуса. Сколько автобусов выпустят за 49 дней?

  1. За 12 часов работы автомобильный завод «Урал» выпускает 36 грузовиков. Сколько грузовиков выпускают за 5 часов?


Автомобильный завод «Урал».


Автомобильный завод «УРАЛ» ведет свою историю с 30 ноября 1941 года. В этот день было принято решение об организации в Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). 8 июля 1944 года с конвейера автозавода сошел первый грузовик «ЗиС-5В».

  1. Павел Матвеевич Обухов получал за 1 пуд1 высококачественной стали 35 копеек. Сколько копеек он получит за 48 кг высококачественной стали?

Обрати внимание!

Пуд — устаревшая единица измерения массы в России. 1 пуд = 16 кг.

  1. Изучи график производительности металлопродукции Магнитогорского металлургического комбината и ответь на вопросы.


  • В каком году была достигнуто наивысшее значение производительности металлопродукции?

________________________________________________________________

  • Найдите разность самого высокого и самого низкого показателя производительности металлопродукции.

______________________________________________________________

  • Найдите сумму производительности металлопродукции за 2005 и 2010 гг.

_____________________________________________________________

  1. Рассмотри таблицу производства продуктов животноводства в Челябинской области и ответь на вопросы.


Производство продуктов животноводства в Челябинской области

за 2010 – 2015 гг. (тыс. тонн)

Вид продукции

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

Свинина

47

52

55

61

72

81

Говядина

35

33

31

30

31

26

Баранина

2

2

2

2

2

2

Другие виды мяса

2

2

2

2

2

2



  • Какие продукты животноводства стабильны в Челябинской области?

________________________________________________________________

  • Какой продукт животноводства растёт по производительности с 2010 г.?

________________________________________________________________

  • Какой продукт животноводства уменьшается по производительности?

________________________________________________________________

  • Найдите, насколько увеличилось производство свинины с 2010 г. по 2015 г.

_______________________________________________________________


Проверь себя!

  1. Что производит Миасский автомобильный завод?

__________________________________________________________________

  1. Когда был основа Автомобильный завод «Урал»?

____________________________________________________________________

  1. Какое предприятие находится в Магнитогорске по производству металлопродукции?

____________________________________________________________________

  1. Какие продукты животноводства производят в Челябинской области?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой продукт животноводства был упущен?

____________________________________________________________________



Заключение



Формирование вычислительных умений и навыков в начальной школе играет особо важную роль и является одной из главных задач обучения математике, поскольку вычислительные навыки необходимы как в дальнейшем обучении, так и в практической жизни человека, который характеризуется правильностью; осознанностью; рациональностью; обобщенность; автоматизмом; прочностью. При этом изучение вычислительных приемов и операций учащимися для формирования вычислительного навыка является неким фундаментом, основой, т.е. может способствовать развитию таких важных психологических процессов, как память, произвольного внимания, логического мышления, скорости умственных операций, познавательной самостоятельности и других немаловажных процессов, которые помогут в дальнейшем обучении учащимся. Поэтому учителю важно, главное, подходить грамотно и соблюдать систематичность, в организации учебно-познавательной деятельности учащихся для ее успешного решения, то есть соблюдать педагогические условия формирования вычислительных навыков на уроках математики в начальной школе.

При использовании краеведческого материала, учащиеся могут развить свой вычислительный навык, через интересные задания. Помимо совершенствования вычислительного навыка учащиеся смогут лучше усвоить числовой материал своего края (Урала,, Челябинской области, Златоуста). Учащимся интересно решать задачи на уроке математике на основе местного материла, потому что они с этим сталкивают и могут применить как в повседневной жизни, так и на других уроках.

Именно задания, построенные на основе краеведческих данных, способствуют не только формированию прочных вычислительных навыков и умений у учащихся, но также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, способствует эффективному развитию и формированию высокого уровня вычислительного навыка.

Я считаю, что данное методическое пособие может пригодиться в процессе профессиональной подготовки и в практической деятельности студентам на уроках математики, которые учатся на учителей начальных классов или, которые в дальнейшем будут работать с детьми, в сфере образования и воспитания. А также данной работой могут воспользоваться и сами родители детей младшего школьного возраста для саморазвития учащихся в домашних условиях.




























Библиографический список


  1. Андреева, М.А., Маркова, А.С. География Челябинской области [Текст]: Учеб. пособие для учащихся 7-9 классов основной школы/ М.А. Андреева, А.С, Маркова. – Челябинск: Юж. - Урал., 2002. – 320 с.

  2. Виноградов, Н.Б., Чагин, Е.Н., Шкерин, В.А. История Урала с древнейших времён до конца XVIII века [Текст]: Учеб. пособие для учащихся 6-7-х классов./ Н.Б. Виноградов, Е.Н. Чагин, В.А.. Шкерин. – Екатеринбург: Сократ, 2006. – 168 с.

  3. Географическое краеведение. Челябинская область [Текст]: справочно-учеб. пособие/ М.С. Гитис, А.П. Моисеев. – Челябинск: Абрис, 2008. – 128 с. – (Познай свой край)

  4. Гитис, М.С, Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах [Текст]: М.С. Гитис. – Челябинск: Абрис, 2004. – 96 с.

  5. Григорьева, Е.В. Природа Южного Урала [Текст]: Учебное пособие для учащихся 3(4) кл./ Е.В. Григорьева - 2-е изд., перераб. и доп. – Челябинск: Юж. - Урал, 2001. – 144 с.

  6. Григорьева, Е.В. Природа Южного Урала[Текст]:. Рабочая тетрадь. – Челябинск: Абрис, 2004. – 48 с.

  7. Дерягин, В.В., Гитис, М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 кл. [Текст]: учебник для основной школы/ В.В.Дерягин, М.С. Гитис. – Челябинск: Абрис, 2008. – 144 с.

  8. Захаров, С.Г. Озёра Челябинской области [Текст]: учеб. пособие/ С.Г. Захаров. – Челябинск: Абрис, 2010. – 128 с. – (Познай свой край. Уроки краеведения + CD).

  9. Златоуст – город крылатого коня [Текст]: Сост. А.В. Козлов. – Златоуст: ФотоМир, 2004. – 336 с.

  10. Златоуст фронту [Текст]: Сост. А.В. Козлов, Ф.Н. Яблонский. – 2 –е изд., испр. и доп. - Златоуст: ФотоМир, 2010. – 368 с.

  11. Историческое краеведение Челябинской области [Текст]: учеб. пособие/ Н.Б. Виноградов, М.С. Гитис, В.М. Кузнецов. – Челябинск: Абрис, 2008. – 128 с. – (Познай свой край).

  12. История Урала с древнейших времён до нашего времени [Текст]: Учебник для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений/ Под ред. И.С. Огоновской, И.Н. Попова. – Екатеринбург: Сократ, 2004. – 496 с.

  13. История Урала XIX век – 1914 год [Текст]: учеб. пособие/ Н.Н. Алеврас и др. – Челябинск: Юж. – Урал., 2007 – 640

  14. Козлов, А.В. Таганай – гора молодого месяца [Текст]: А.В. Козлов. – Златоуст: ФотоМир, 2011. – 425 с.

  15. Краеведение. Челябинская область. 7 кл. [Текст]: учебник для основной школы/ под ред. Г.С. Шкребня – Челябинск: Абрис, 2009. – 144 с.

  16. Краеведение. Челябинская область. 8 кл. [Текст]: учебник для основной школы/ под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: Абрис, 2010. – 128 с.

  17. Краеведение. Челябинская область. 9 кл. [Текст]: учебник для основной школы/ под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: Абрис, 2012. – 160 с.

  18. Красная книга Челябинской области [Текст]: ред. кол. В.Н. Большиков, В.Л. Горчаковский, И.С. Корыгин и др. – Екатеринбург: Урал. университет, 2005. – 1250 с.

  19. Обухов, Л.А., Шкерин, В.А., Шкребень, Г.С. История Урала XIX-XX веков[Текст]: Учеб. пособие для учащихся 8-9-х классов./ Л.А. Обухов, В.А. Шкерин, Г.С. Шкребень. – Екатеринбург: Сократ, 2006. – 144 с.

  20. Окружающий мир. 1 класс [Текст]: учеб. пособие/ С.О. Кирочкина, С.Е. Коровин, В.А. Крашенников и др. – Челябинск: Край Ра, 2012. – 80 с.

  21. Особо охраняемые природные территории Челябинской области [Текст]: Сост. В.А. Бакунин, В.Н. Воронцов, А.С. Матвеев и др. – Челябинск: АТОКСО, 1993. – 152 с.

  22. Памятники природы Челябинской области [Текст]: Сост. А.П. Моисеев, М.Е. Николаева. – Челябинск: Юж. – Урал, 1987. – 256 с. – (Природа и мы).

  23. Природа Челябинской области [Текст]: Сост. Ф.Я, Кирин, ред. кол. Л.В. Кузнецова, Ф.Я. Кирин, В.К. Морозов и др. – Челябинск: Юж. – Урал., 1981. – 96 с.

  24. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]: Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.

  25. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: В 2т./ Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608с.

  26. Слепцова, Л. Совершенствование вычислительных навыков на уроках математики [Текст] / Л. Слепцова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – 19. – С. 309–314.

  27. Тургояк. Озеро – памятник природы и окрестности [Текст]: Сост. М.М. Терентьев, ред. А.П. Моисеев. – Чнлябинск: Рифей, 1993 – 132 с. – (Заповедные уголки Южноуралья)

  28. Челябинск в разных измерениях [Текст]: Сост. А.А. Золотов. – Челябинск: Юж. – Урал., 1986. – 152 с.

  29. Челябинская область [Текст]: краткий географический справочник/ Сост. М.С. Гитис, А.П. моисеев. – Челябинск: Версия, 1995. – 80 с.

  30. infourok.ru [Электронный источник]: Статья "Понятие "вычислительный навык" и его основные характеристики" – Режим доступа: https://infourok.ru/statya-ponyatie-vichislitelniy-navik-i-ego-osnovnie-harakteristiki-1083531.html (дата обращения: 05.04.2018)

  31. studopedia.su [Электронный источник] Дидактические принципы – Режим доступа: https://studopedia.su/15_14587_didakticheskie-printsipi.html (дата обращения: 12.04.2018)
































ББК 74.263

А67


П36. С.С. Анисимова

Рабочая тетрадь по математике для учащихся начальной школы/ сост.

Анисимова С.С. - Златоуст: ЗПК, 2019.


Рецензент: Жерздева А.В.







В рабочей тетради представлены краеведческие задания по математике для учащихся начальной школы с 1 по 3 класс. Данные материалы могут быть использованы как учителями начальной школы, так и самими учащимися, а так же их родителями для совершенствования вычислительных навыков.











ББК 74.263

А67


Рабочая тетрадь



С.С. Анисимова

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Исследовательская деятельность













Формат 1/16. Объем 1,87уч.-изд.л

Тираж 4 экз.























ГБПОУ «Златоустовский педагогический колледж»

456228, Россия, Челябинская область, г. Златоуст,

Проспект им. Ю.А. Гагарина, 3 микрорайон, дом 40

Тел./ факс: (83513) 65-90-92, 65-39-51

E-mail: [email protected]

С айт: http://www.zpk.74.ru





































































1