СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по музыке 4 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по музыке 4 класс»


I четверть


С.В.Рахманинов Концерт №3

С.В.Рахманинов «Вокализ»


Что роднит эти мелодии? _______________________________________________


_______________________________________________




Ты, река ли моя, реченька.

Русская народная песня

Ты, река ли моя, реченька,

Ты, река ли моя быстрая!


Ты течешь, не колыхнешься,

На крутой берег не взольешься.


На крутой берег не взольешься,

Желтым песком не возмутишься!





«От чего же мне возмутиться?

Ни дождя нету, ни вихорю!»


Ах ты, умная девица,

Ах ты, Марья Михайловна,


Что сидишь ты, не улыбаешься,

Говоришь речи, не усмехаешься?



Задание № 1. Прочитай рассказ М.Горького «Как сложили песню». Передай своё впечатление в рисунке.





С.С.Прокофьев Кантата «Александр Невский»

1) «Вставайте, люди русские!»

2) «Мертвое поле»

3) «Въезд Александра Невского во Псков»


«Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет» А. Невский


А.П.Бородин Симфония №2 «Богатырская»

М.П.Мусоргский «Богатырские ворота»

Задание № 2. Назови богатырей земли русской.

_______________________________________________


_______________________________________________


________________________________________________


Задание № 3. Напиши свой текст величания Ильи Муромца.

_______________________________________________


_______________________________________________


_______________________________________________


_______________________________________________



М.П.Мусоргский «В деревне»

П.И.Чайковский «Осенняя песня»

Г.В.Свиридов «Осень»

Г.В.Свиридов «Пастораль»


Романс – пьеса для голоса с инструментальным сопровождением, в которых отражались разные стороны жизни.






Н.А.Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

«Три чуда»

Задание № 4. Назови «три чуда» сказки.

____________________________________________


____________________________________________


____________________________________________


Задание № 5. Нарисуй одно из чудес оперы «Сказка о царе Салтане».






П.И.Чайковский опера «Евгений Онегин»

«Уж как по мосту, мосточку»

«Девицы – красавицы»


М.И. Глинка «Я помню чудное мгновенье»

Почему А. Пушкин в своих стихах постоянно обращается к музе и лире?


II четверть


Г. Свиридов Кантата «Курские песни»

«Ты воспой, жавороночек»


Вспомните музыку, в которой запечатлён образ жаворонка – символа русской природы. ________________________________


________________________________________


Они – на базарах, на княжьих пирах,

На игрищах – тон задавали,

Играя на гуслях, волынках, гудках,

На ярмарках люд потешали.


Кому посвятил эти строки поэт А.Орлов?

_________________________________


Задание № 6. Перечисли народные инструменты, которые ты видел или слышал. ______________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


А. Бородин Квартет №2

«Ноктюрн»

П. Чайковский «Вариации на тему рококо»

Какая ночь! Алмазная роса

Живым огнём с огнями неба в споре,

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля – и теплится, как море…


Что общего в этих художественных произведениях?


________________________________________________________________

_________________________________________________________________



М. Мусоргский «Старый замок»

О чём поёт свою песню бродячий певец – трубадур?

_________________________________________________________________

Задание № 7. Нарисуй иллюстрацию к пьесе «Старый замок».




С. Рахманинов «Сирень»

С. Рахманинов «Вокализ»


Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто.




Ф. Шопен «Полонез ля-мажор»

Ф. Шопен «Вальс си-минор»

Ф. Шопен «Мазурки» № 47,48,1

Ф. Шопен «Желание»


В чём секрет популярности музыки Ф.Шопена?

______________________________________________


_______________________________________________


_______________________________________________



Л. Бетховен «Патетическая соната»

Соната – с итальянского «звучать».

Какую мысль утверждает композитор своей музыкой?


______________________________________________


П. Чайковский «Зимнее утро»

В. Шебалин «Зимняя дорога»

Ц. Кюи «Зимняя дорога»

«Зимняя дорога» русская народная песня


В какой музыке больше «солнца», а в какой – «мороза»?



Задание № 8. Выбери стихотворение А.С.Пушкина, которое может стать романсом или песней.


______________________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


______________________________________________________________


Баркарола – песня на воде.

П. Чайковский «Баркарола»

М. Глинка «Венецианская ночь»

Сравни две пейзажные зарисовки и найди то, что их различает.

______________________________________________


_______________________________________________

М. Глинка «Арагонская хота»


Задание № 9. Передай в рисунке своё впечатление от прозвучавшей музыки.




III четверть


М.Глинка опера «Иван Сусанин»

Бал в замке польского короля.

«Велик и свят наш край родной»

«Страха не страшусь»

«Родина моя»

Ария Сусанина



М. Мусоргский опера «Хованщина»

Песня Марфы «Исходила младешенька»

«Пляски персидок»

М.Глинка опера «Руслан и Людмила»

«Персидский хор»

А. Хачатурян балет «Гаянэ»

«Русская пляска»

«Гопак»

«Колыбельная Гаянэ»

«Танец с саблями»





И. Стравинский балет «Петрушка»

«Петрушка – это сама жизнь! Вся музыка его полна задора, свежести, остроумия». Н. Мясковский

Задание № 11. Представь себя в роли декоратора или костюмера и нарисуй фрагмент из полюбившейся оперы или балета.





Иоганн Штраус-отец

Иоганн Штраус-сын «Вальс» из оперетты «Летучая мышь»




С. Рахманинов «Прелюдия до-диез минор»

Ф. Шопен «Прелюдия №7» и «Прелюдия №20»

Ф. Шопен «Революционный этюд»




Оркестр – большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющий инструментальные музыкальные произведения.

Вспомни музыкальные произведения, которые прозвучали в исполнении оркестра. _______________________________________________________


Задание № 12. Назови виды оркестров.

  1. ___________________________________________________________


  1. ___________________________________________________________



  1. ___________________________________________________________



  1. ___________________________________________________________



  1. ____________________________________________________________

IV четверть


Светлый праздник Троица

Постучится в дом –

Выйдем за околицу

Веток наберём.

Дай, берёза стройная,

Из твоей косы

Веточку зелёную –

Праздник на Руси.


«Берёзонька кудрявая»

«Как у бабушки козёл»

«Ты, берёзка»

П.Г.Чесноков «Ангел вопияше»

«Не шум шумит» народная песня

Шумят, гремят волочебники!

Христос воскрес, Сыне Божий.

А к чьему двору, ко богатому,

Христос воскрес, Сыне Божий.

Ко богатому – к Николаеву.

Христос воскрес, Сыне Божий.

Хозяюшка, наш батюшка!

Христос воскрес, Сыне Божий.

Раствори окошечко, посмотри немножечко!

Христос воскрес, Сыне Божий.



С.В.Рахманинов «Богородице Дево»

С.В.Рахманинов «Светлый праздник»

С.В.Рахманинов «Молитва»


Тропарь – главное песнопение Пасхи, которое звучит радостно, ликующе, призывно.


Стихира – один из важнейших видов церковного песнопения. Она посвящалась святым, праздникам, событиям жизни и писалась в стихотворной форме.





Н. Римский-Корсаков сюита «Шехеразада»


Какие интонации помогают понять, что в музыке тема восточной сказочницы?

Чем отличаются восточные интонации от русских?



Задание № 14. Передай состояние моря из музыки Н.А.Римского-Корсакова в своем рисунке.




М.Глинка Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

В. Моцарт Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

М.Мусоргский Увертюра к опере «Хованщина»

Поём песни

Школьный корабль.

1.И в сентябрьский день погожий,

И когда метет февраль.

Школа, школа ты похожа

На корабль, бегущий вдаль.

Припев:

Сейчас наша вахта у школьной доски,

Так, значит, немножко мы все моряки,

Нам жажда открытий знакома.

Дороги у нас далеки.

2.Каждый год мы входим вместе

В новый класс, как в новый порт.

И опять мечты и песни,

Как всегда берем на борт.

3.По следам героев Грина,

По страницам добрых книг

Нам под парусом незримым

Плыть с друзьями напрямик.

4.Моряками ли мы станем,

Звездолет ли поведем,

Никогда мы не оставим

Человека за бортом.


Начальная школа.

1. Когда мы были малыши,

Совсем не знали падежи,

Читать умели по слогам,

Все было не понятно нам.

Мы не скрывали блеска глаз,

Когда вошли впервые в класс.

И первый прозвенел звонок

И вот уже идет урок.

Припев:

Начальная школа, начальная школа –

Здесь каждый когда-то с нуля начинал.

А года промчались, как праздник веселый,

Начальная школа – начало начал.


2.Теперь с тобой мы подросли.

Узнали много и прошли.

Все глубже мы грызем гранит

И в мир науки путь открыт.

Учителя глядят на нас

И не заплакать бы сейчас.

А мы с букетами стоим

И на прощанье говорим.

Припев:


Куда уходит детство.

1.Куда уходит детство,

В какие города?

И где найти нам средство.

Чтоб вновь попасть туда.

Оно уйдет неслышно,

Пока весь город спит,

И писем не напишет,

И вряд ли позвонит.

Припев:

И зимой, и летом

Небывалых ждать чудес.

Будет детство где-то,

Но не здесь.

И в сугробах белых,

И по лужам у ручья

Будет кто-то бегать.

Но не я.


2.Куда уходит детство,

Куда ушло оно?

Наверно в край чудесный,

Где каждый день кино.

Где также ночью синей

Струится лунный свет,

Но нам с тобой отныне

Туда дороги нет.

Припев:


3.Куда уходит детство?

В недальние края

К ребятам по-соседству

Таким же как и я.

Оно ушло неслышно.

Пока весь город спит.

И писем не напишет,

И вряд ли позвонит.

Припев:




Гимн гимназии.

1.С утра спешат мальчишки и девчонки,

И малыши, и рослые юнцы

В заветный дом знакомый всей Вагонке.

Куда ходили мамы и отцы.

Припев:

Из средней школы вышла в свет

Гимназия моя.

И мы поем ей гимн-привет

К ней чувства не тая.

Для нас для всех здесь дом второй,

Мы как одна семья.

Учись, трудись, танцуй и пой,

Гимназия моя!


2.Здесь всякий раз нас школа приглашает

В уютный класс на каждом этаже.

Познать себя и мир нам помогает,

И выбрать дело жизни по душе.

Припев:


Спокойной ночи.

1.День завершен, близится сон,

Парк опустел, в тишину погружен.

Ветер устал кипарисам шептать –

Спать, спать, спать…

Спокойной ночи,

Спокойной ночи,

Спокойной ночи, Артек родной!


2.Еле слышна, плещет волна,

Сон навевает на берег она.

Волны ложатся в прибрежную падь –

Спать, спать, спать…


3.Дремлют цветы, дремлют кусты,

Лагерь встречает приход темноты.

Вышли горнисты артековцев звать –

Спать, спать, спать…




Гимн России.

1 .Россия – священная наша держава.

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

3.Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!



Начальная школа наша.


1.Пусть осень пройдёт золотая,

Метель бушевать перестанет

И солнце смеясь и сверкая,

В начальные классы заглянет.

Здесь к знаниям новым спешили

Мы с первым учителем вместе.

Росли, удивлялись, дружили

И пели любимые песни.

Припев:

Листвой шелестит сентябрь

И вновь расцветает май.

Мы будем любить тебя,

Начальная школа, знай!


2.Наш класс озорной и весёлый,

Зачеты, уроки, задачи.

Сегодня начальная школа

Нам в жизни желает удачи!

Откроются двери и снова

Ты встретишь своих первоклашек.

Мы знаем, начальная школа,

Ты в сердце останешься нашем!

Припев:




Проверь себя

Контрольная работа №1



  1. Прослушай два произведения. Какое из них сочинено композитором, а какое является народной музыкой?

  1. ____________________________________________

  2. ____________________________________________

Напиши свои примеры народной и композиторской музыки.

____________________________________________________________



____________________________________________________________

  1. Помоги композиторам найти их музыкальные произведения.



С. Рахманинов

А. Бородин

С. Прокофьев

«Мёртвое поле»

«Богородице Дево, радуйся»

Симфония «Богатырская»

Назови знакомые произведения этих композиторов.

С. Рахманинов __________________________________________________

А. Бородин _____________________________________________________

С. Прокофьев ___________________________________________________


  1. «В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут…» Из какого литературного произведения эти строки и кто их автор?

_____________________________________________________________

Назови композитора, который сочинил музыку к этому литературному произведению. Что это за произведение? _________________________



_____________________________________________________________

  1. Назови имя русского поэта и название музыки, написанной на его стихи.

_____________________________________________


_____________________________________________


_____________________________________________

Контрольная работа №2



  1. Прослушай музыкальное произведение и определи, какому событию оно посвящено. ____________________________________________________

Назови художественное произведение, схожее по теме.

_________________________________________________________________

  1. О чём говорят: «Пьеса для голоса с инструментальным сопровождением, в которых отражались разные стороны жизни» - песня, романс, былина? (подчеркни правильный ответ).

Назови произведение, написанное в этом жанре.

______________________________________________________________

  1. Что общего между песней и романсом?

_____________________________________________________________

Назови музыкальные примеры романса и песни.

_____________________________________________________________


  1. Помоги композиторам найти их музыкальные произведения.



М.Мусоргский

Ф.Шопен

Л.Бетховен

Соната №8 «Патетическая»

Старый замок

Полонез



Назови знакомые произведения этих композиторов.



М.Мусоргский__________________________________________________

Ф. Шопен _____________________________________________________

Л. Бетховен ___________________________________________________





  1. Напиши имя композитора и название музыки, которую он написал.

___________________________________________


___________________________________________


_____________________________________________________________


Контрольная работа №3


  1. О чем идет речь: ария, либретто, хор, ариозо, картина, увертюра, действие. ________________________________________________


Напиши автора и название музыки, написанной в этом жанре.

_____________________________________________________________

  1. Прослушай музыкальное произведение. Назови автора и название этой музыки. ___________________________________________________


В какую страну переносит нас автор? ____________________________


  1. Помоги композиторам найти их произведения.

П. Чайковский

Л.Бетховен

А. Хачатурян

«Патетическая соната»

«Танец с саблями»

«Баркарола»

Назови знакомые произведения этих авторов.

П.Чайковский_____________________________________________________

Л.Бетховен ______________________________________________________

А. Хачатурян _____________________________________________________



  1. Напиши имя композитора и название музыки, которую он написал.

_____________________________________________________


_____________________________________________________



Контрольная работа №4


  1. Прослушай музыкальное произведение и назови его автора, название и исполнителя. _______________________________________________

___________________________________________________________

Назови музыкальные произведения этого композитора.

_______________________________________________________________

  1. Вспомни, какие музыкальные произведения были созданы на основе литературных произведений.


Ш. Перро. Спящая красавица.


А. Пушкин. Руслан и Людмила.


П. Ершов. Конек-Горбунок.


А. Пушкин. Сказка о золотом петушке.



Приведи свой пример литературного произведения, ставшего оперой или балетом. ____________________________________________________

____________________________________________________________

  1. Внимательно послушай музыку и определи голос инструмента, на котором она исполняется. ____________________________________

Назови музыкантов, которые виртуозно владеют этим музыкальным инструментом. _____________________________________________

  1. Внимательно послушай два музыкальных произведения. Определи жанр музыки. ____________________________________________________

Назови, какая из мелодий звучит в опере, а какая в балете.

___________________________________________________________

  1. Прослушай музыкальное произведение в двух различных интерпретациях. Назови, какие инструменты исполняют их.

____________________________________________________________

Расскажи, как меняется музыкальный образ.

___________________________________________________________


  1. Напиши имя композитора и название музыки, которую он написал.


__________________________________________________


___________________________________________________


5