РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по русскому языку
ученика(цы) 5 “К” класса
Фамилия Имя
Задание 1. Беседа по вопросам:
Задание 2. Заполни таблицу:
Отличие устного и письменного общения
Устное общение | Письменное общение |
| |
| |
| |
| |
| |
| Д/З: По материалу параграфа 3 составь памятку “Как правильно читать книгу” |
Задание 1. Заполни таблицу:
СТИЛИ РЕЧИ |
Разговорный | Научный | Художественный |
| | |
| Д/З: Параграф 5, упр. 18 Озаглавить, списать, определить стиль |
| Звуки и буквы. Орфограмма |
Задание№1. Составим словарик
Звук речи | |
Буква | |
Транскрипция | |
Орфограмма | |
Задание №2. Запишите транскрипцию слов: Гласные звуки выделите красным, согласные мягкие выделите курсивом.
Вода ( )
Осень( )
Яблоко( )
Ель( )
Нос ( )
Нёс ( )
| Д/З: Параграф 6,7 напишите транскрипцию слов: яма, весна, сено, лось, солнце |
| Правописание безударных гласных в корне слова. |
Задание №1 Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
1) Листы бумаги следует хорошо скр_пить. Перестаньте скр_петь дверьми!
2) В деревне мы не нашли ни одного ст_рожила. Объект ст_рожила рота солдат.
3) Он посв_тил фонариком. Автор посв_тил стихи родному городу.
4) Девушка прим_ряла платье. Учительница прим_рила поссорившихся друзей.
5) Перед приготовлением блинов нужно нак_лить сковородку. Мама попросила нак_лоть орехи.
13.09 | Правописание безударных гласных в корне слова. |
Задание №1 Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Мальчик сп..шит ( ) в школу. Сп..ши ( ) задание с д..ски ( ) в тетрадь.
Мама пол..скает бельё в ванной. Девочка пол..скает котёнка.
Мама прим..ряет ( ) платье. Я прим..рил ( ) двух друзей.
Брат медленно расп..вал ( ) горячий чай. Я расп..вал ( ) знакомую мелодию.
Задание№2 Запомни, как пишутся слова:
Апельсин Аромат Балкон Бинокль Велосипед | Винегрет Гитара Жюри Брошюра Парашют |
Домашняя работа.
Упражнение 39
Слова с проверяемыми гласными в корне | Слова с непроверяемыми гласными в корне |
| |
| Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
Словарный диктант:
Брош_ра, ж_ри, в_л_с_пед, б_лкон.
Выполните морфемный разбор:
ЛУННЫЙ, РАЗРИСОВАТЬ, ЛЕС, ПАРОХОД
Напишите транскрипцию слов:
ЯГЕЛЬ ПОЛЕТ ПОЛЬЕТ
| Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
Упражнение 43.
ОтвеСти брата в школу - отвеЗти песок.
Задание 2. Синтаксический разбор предложения:
На лесной опушке выросли ягоды малины. ( )
Задание 3. Словарные слова. ЗАПОМНИ!
ФУТБОЛ ВОЛЕЙБОЛ ХОККЕЙ ТЕННИС | ВОКЗАЛ РЮКЗАК МАТЧ СПОРТСМЕН |
Домашнее задание: упр. 45 (письменно) 46 (устно) Просто запомнить, как пишутся слова
20. 09 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
Задание 1. Выполни упражнение “Непроизносимые согласные”
Задание 2. Работа по учебнику: Вставьте недостающие орфограммы.
1. В гиган...ском коло...це сосновых стволов, в своей одинокой убогой сторожке лесник пообедал и хлебные крошки смахнул на ладонь, молчалив и суров (Забол.). 2. Жилец земли, пятидесяти лет, подобно всем, счас...ливый и несчас...ный, однажды я покинул этот свет и очутился в мес...ности безглас...ной (Забол.). 3. Рев воды на мельнице вдруг донесся с жуткой я...ственностью (Купр.). 4. Вечером же каждому предстояло вознаградить свое терпение обильными я...ствами (Купр.). 5. Кончаются белые грибы, но мне посчас…ливилось, и я набрал целую корзину (Пришв.). 6. Белое ярос...ное со...нце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью.
Домашняя работа.
Задание : Вставьте пропущенные буквы. Укажите проверочные слова в скобках .
Гиган...ский ( ), голлан...ский ( ) , интерес...ный ( ), звез...ный ( ), крепос...ной ( ) , капус...ница ( ), лес...ница ( ) , грус...ный ( ), ненас...ный ( ) , опас...ный ( ) , радос...ный ( ) , со…нце ( ) , реше...чатый ( ) , трос...ник ( ) , шес...надцать ( ) .
Дополнительное задание “Скачки” (выбираете “Играть в одиночку”)
18. 09 | И А У после шипящих |
Задание 1. Составьте небольшой текст на тему “Прогулка в лесу”, используя слова ( роща, чаща, прячутся, скачут)
21. 09 | Разделительные ъ и ь. |
Разделительный ъ | Разделительный ь |
| |
Упражнение 56. Измените слова по образцу:
Воробей - воробья - воробьи,
муравей -
ручей-
кол - колья
лист -
колос -
заячий - заячья - заячьи
собачий -
медвежий -
разлить - разолью- разольет
сбить-
зашить -
добиться -
25. 09 | Раздельное написание предлогов с другими словами. |
Задание 1. Сделай синтаксический разбор предложения.
На чистом небе появилась большая черная туча.
Задание 2. Раскрой скобки. Слова с приставками напиши слитно, слова с предлогами - раздельно. Перед какими частями речи стоит предлог?
(На)поляне, (на)певал, (по)дороге, (по)летел, (до)играл, (до)конца урока, (про)верил, песня (про)школу.
Задание 3. Выполни устно упражнение 59.
Задание 4. Ответь на вопросы:
Что такое дефис?
Какие предлоги пишутся через дефис?
Придумай и запиши предложение с предлогом из-за.
| Д/З: Параграф 13, упр. 60 (по заданию) |
В упражнении даны два небольших текста, не отделённых друг от друга. Докажите это. Озаглавьте тексты. Спишите их, начиная каждый текст с новой строки (с абзаца) и ставя в конце предложений нужные знаки.
Вечерело быстро сгущались сентябрьские сумерки на высоком небе робко проступали первые звёздочки деревья сливались в одну тёмную массу стояла тишина в тихий зимний день вхожу в лес на лыжах чистые сугробы лежат под деревьями над лесными тропинками согнулись под тяжестью снега стволы молодых берёз.
Задание 1. Посмотрите видеоролик “ Части речи”
Задание 2. Рассмотрите таблицу и расскажите о каждой части речи:
Задание 2. Упражнение 73
Существительное | Прилагательное | Глагол |
| | |
1. Лингвистическая разминка. Назови части речи
Умелый сборщик мебели собирал диван очень собранно.
3. Упражнение 80 (устно)
Изменение глагола по лицам (читать/ строить)
1 лицо Я - МЫ | что делаю? что делаем? | |
2 лицо ТЫ-ВЫ | что делаешь? что делаете? | |
3 лицо ОН (ОНА/ОНО) - ОНИ | что делает? что делают? | |
Задание 1. Вставьте, где необходимо ь знак в глаголах. В каком случае мы пишем ТСЯ, а в каком ТЬСЯ?
Мальчик собирает..ся в кино. Мы начнем собират..ся в пятницу в поход. Ночь надвигает..ся очень быстро. Будем держат..ся середины. Надо выбират..ся из этой ямы. Мальчик решил занимат..ся спортом. Дима занимает..ся уже четыре года. Мне нравит..ся эта картина.
| Д/З: Параграф 16, упр. 79 |
| Личные окончания глаголов. |
1 Задание: Просмотрите фрагмент видеоурока “Спряжения глаголов”
2. Рассмотрите таблицу. Сделайте вывод, как определить спряжение глаголов с безударным окончанием? Какие окончания у глаголов 1 спр. и у глаголов 2 спр.
Задание 3. Проспрягайте глаголы 1 и 2 спр. РИСОВАТЬ и ЧИНИТЬ
| ед.ч. РИСОВАТЬ мн.ч | ед.ч ЧИНИТЬ мн.ч |
1 лицо | | | | |
2 лицо | | | | |
3 лицо | | | | |
Задание 4. Работа с упражнениями: упр. 89
04.10 | Сочинение-описание по картине А. А. Пластова “Летом” |
План сочинения.
1.
2.
3.
4.
5.
Словарная работа:
Лингвистическая разминка:
1. Найди подлежащее и сказуемое в предложении.
2. Подчеркни все имена существительные, устно укажи род, число, падеж, склонение)
3. Напиши транскрипцию ярким, тяжелые. Устно дай характеристику звукам.
Тяжелые кисти рябины склонялись к самому забору и казались ярким пятном на фоне серого неба.
Работа с учебником.
Задание 1. Выполни упражнение 95 (устно)
Задание 2. Определи род и склонение у существительного, поставь, где необходимо мягкий знак.
Гуаш.. , душ.. , ноч.., рож.. , доч.. , кирпич.. , врач.. , грач.. , мыш.. , тиш.. , глуш.. .
Дополнительное задание : “Род имен существительных”
09.10 | Правописание имен существительных. |
Задание 1. Лингвистическая разминка.
В л..су ст..яла такая тиш.., что был слышен каждый ш..р..х.
Задание 2. Упражнение 97. Вставьте пропущенные буквы. Разделите текст на предложения, расставьте недостающие знаки препинания. У всех существительных определите склонение, род и падеж.
Дом ст..ял в глухом заброшенном саду каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших с веток на его т..совую крышу дом был завален удочками, дробью яблоками и сухими листьями мы в нем только н..чевали все дни, от рассвета до т..мноты, мы пров..дили на б..регах бесчисленных озёр там мы л..вили рыбу.
| Д/З: Параграф 20, упр. 100. Выучить падежи и склонения сущ. |
| Имя прилагательное как часть речи. |
На голубом небе медленно проплывали белые пушистые облака и скрывались за синим лесом.
Задание 1. Выполни упражнение 104.
Задание 1. Просклоняй по падежам словосочетания
И.п. | Красный платок | Красная ягода | Красные листья |
Р.п. | | | |
Д.п. | | | |
В.п. | | | |
Т.п. | | | |
П.п. | | | |
Задание 2. Раскрой скобки и напиши словосочетания в правильной форме, укажи падеж им. сущ.
Мы шли по (лесная дорога). ____ С (березовая ветка)___ слетел последний лист. Мальчик рисует (акварельные краски) _____. (Пушистый снег)____ выпал ночью. Я вижу на небе (черная туча) ___.
Девочка подарила открытку (лучшая подруга) ___.
Задание 3. Разберите по составу слова (морфемный разбор)
Примечание: корень, приставка, суффикс, окончание.
ОСЕННИЙ, ПОДОРОЖНИК, ПРОХОДИЛ, ПАРОХОД.
| Д/З: Параграф 21, упр. 106. Озаглавить текст, списать, вставив пропущенные окончания в правильной форме. В первых 2 предложениях выделить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) |
Задание 1. Лингвистическое наблюдение.
Солнце клонилось ближе к горизонту. Оно казалось огромным красным диском на фоне темно-голубого неба. Его прощальные лучи окрасили в розоватый цвет облака. Я с восхищением смотрел на закат.
Найдите в тексте местоимения. Какую роль они выполняют в предложении? Вместо каких слов употребляется местоимение?
Личные местоимения заменяют имена существительные. Они могут быть первого, второго и третьего лица единственного и множественного числа, изменяются по падежам.
Задание 2. Отредактируйте текст, заменив повторяющееся слова местоимениями.
В этом году Настя пошла в пятый класс. Настя учится очень старательно. Учителя хвалят Настю, потому что Настя получает только “пятерки” и “четверки”. К Насте обращаются другие ребята в классе за помощью.
Задание 3. Работа с учебником.
| Д/З: Параграф 20-22, повторить сведения о глаголе, существительном, прилагательном и местоимении. |
Упражнение 125
Задание 1. Выдели в предложении все словосочетания.
В этом году теплая осень стояла долго.
Какие слова не могут быть словосочетанием?
Задание 2. Упражнение 128.
| Д/З: Параграф 26, упр. 130 |
Задание 3. Выделите словосочетания в предложениях.
Скоро наступит холодная зима. Выпадет снег на черную землю. Пушистые снежинки укроют траву, деревья, кусты, поля. Птицы улетят на юг. Маленькая речка покроется льдом.
Задание 1. Просмотрите видеоролик “ Словосочетание.”
Задание 2. Выделите зеленым цветом все словосочетания. Какие слова не являются словосочетаниями?
БЕЛЫЙ СНЕГ, СНЕГ ИДЕТ, ИДЕТ В ЛЕСУ, БЕЛЫЙ и ЗЕЛЕНЫЙ, В ЛЕСУ, БЫСТРО ИДЕТ.
Задание 3. Подчеркните главные слова в словосочетаниях и задайте от них вопрос к зависимому по образцу: плохая погода ( какая?)
ЧУДЕСНЫЙ ПОДАРОК
В ЗЕЛЁНОМ ЛЕСУ
ИДЕТ ПО ПАРКУ
ШАГАЕТ БЫСТРО
РИСОВАТЬ КРАСКАМИ
Задание 4. Рассмотрите схему разбора словосочетания:
Предложение всегда является законченным, в конце ставится знак завершения (. ! ? …). Предложение может состоять из одного слова. (Осень. Вечер.), а словосочетание не менее, чем из двух. В предложении есть грамматическая основа (подлежащее и сказуемое; или только подлежащее, или только сказуемое).
Последний, печально, листья, желтый, слетать, деревья, с , ветви
Задание 1. Составьте из слов предложение (нужно использовать все слова) и напечатайте ниже.
Задание 2. Расставьте знаки препинания. Выделите грамматическую основу в предложениях. (подлежащее и сказуемое)
Осень перелетные птицы улетают на юг деревья окрасились в жёлтый красный и оранжевый цвет в саду ещё цветут поздние розы скоро начнутся холода, но пока природа нарядилась в золото как прекрасна осенняя пора
24.10 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. |
Где ты был в прошлую субботу?
В прошлую субботу мы были в музее восковых фигур.
Давай сходим завтра туда вместе.
Какая цель у каждого предложения? Для чего их произносит говорящий?
Задание 2. Беседа по вопросам.
-На какие виды делятся предложения по цели высказывания?
- Какими могут быть предложения по интонации?
- В чем разница между распространенным и нераспространенным предложениями?
ЗАПОМНИ: Восклицательным может быть и повествовательное, и вопросительное, и побудительное предложения. Ах, какая птичка! Ты съел весь торт без меня?! Пойдем быстрее!
Задание 3. Работа с текстом. Поставь правильный знак препинания в конце каждого предложения и в скобках дай характеристику предложению по цели высказывания, интонации. Кто может объяснить это правило ( )
Папа вчера принес домой маленького котенка ( )
Папа, кого ты вчера принес ( )
Какой чудесный котенок ( )
Завтра мы пойдем в поход ( )
Ура, завтра мы пойдем в поход ( )
Пойдемте завтра в поход ( )
Когда мы пойдем в поход ( )
Задание 1. Прочитайте внимательно текст упр. 144.
- О ком или о чем говорится в тексте?
- Какова главная мысль текста? Чему учит нас этот текст?
- Попробуйте кратко пересказать текст.
Задание 2. Напишите сжатое изложение по тексту упр. 144. Озаглавьте изложение.
________________________
29.10 | Анализ сжатого изложения. |
Задание 1.
Между ств..лов сосен промелькнула белка куда она скрылась где её домик кругом стоит т..шина хор..шо осенью в л..су а сколько гр..бов но что это паучок уц..пился за хрустальную паутинку и л..тит куда он л..тит где ост..новится счастливого тебе путешествия, паучок.
Задание 2. Прочитайте предложения с разной интонацией (восклицание, вопрос, повествование):
К нам дядя приехал.
Это подарки.
Все были рады.
26.10 | Главные члены предложения. |
Вспомните, какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
На какие вопросы отвечает сказуемое?
Сказуемое - это главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего. Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? Каков предмет? Что или кто он такое? Сказуемое обычно выражается глаголом, но может быть выражено существительным и прилагательным.
Задание 1. Вставьте на место пропусков подходящие по смыслу глаголы. Определите, каким членом предложения они являются.
Осенью с деревьев ______ листья, трава ______, а перелетные птицы _______ на юг. На полях _______ урожай, а в лесах грибники ______ грибы. С каждым днем ___________ все холоднее.