Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов № 37»
города Кирова
Рабочая тетрадь
«Вятский следопыт» –
учебное пособие по краеведению
в 1-4 классах
Составитель Галышева Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Киров
2022
Рабочая тетрадь «Вятский следопыт» (комплект из 12 тетрадей) является учебным пособием по краеведению в 1-4 классах.
Цель создания учебного пособия (комплекта рабочих тетрадей по краеведению «Вятский следопыт») – приобщения детей младшего школьного возраста к познанию истории, культуры, природы родного края через различные образовательные технологии. Кроме того, цель данного пособия состоит в том, чтобы оказать учителю начальных классов помощь в подборе материала для проведения систематических занятий по изучению Вятского края и решать специфические задачи курса краеведения.
Задачи:
формирование представлений об историческом прошлом и настоящем города Кирова и Кировской области, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители области в историко-культурное наследие региона и страны;
осознание учащимися своей связи с окружающим их «малым» миром, сопричастности к делам и традициям земляков, формирование личностно-значимых ценностных ориентиров в контексте самореализации в условиях края и региона;
развитие интеллектуальных умений, навыков исследовательской и проектной деятельности в ходе изучения местного материала, воображения и эмоций в процессе исторической реконструкции местных сюжетов; формирование ключевых компетентностей;
углубленное изучение природы родного края, ее ресурсов;
формирование положительной мотивации в общественно-полезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
Объект исследования и изучения – родной край (город Киров и Кировская область), его социальная, культурная, духовная и природная среда.
В пособии представлена система заданий по следующим направлениям:
экологическое краеведение,
литературное краеведение,
историческое краеведение.
Комплект тетрадей для первого класса содержит задания, позволяющие учащимся в творческой форме знакомиться с изделиями народных промыслов, с известными театрами, библиотеками, парками родного города; узнавать, как работает транспорт, откуда в домах берутся свет, тепло, вода. Комплект для второго класса посвящен изучению творчества писателей, художников, архитекторов родного края, исследованию истории, культуры Кирова и других городов Кировской области. В третьем классе учащиеся подробно знакомятся с культурными, медицинскими, промышленными учреждениями города Кирова, изучают вятский фольклор, творчество известных художников, композиторов. Занятия по краеведению для четвертого класса посвящены внимательному изучению истории родного края, представлена хронология развития событий на Вятской земле. Большое внимание уделяется природе родного края, бережному к ней отношению, воспитанию экологической культуры.
Задания разработаны с учётом инновационных идей и требований, заложенных в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС).
Главными принципами при разработке заданий были следующие:
максимальная опора при выполнении задания на справочно-информационный материал, размещённый рядом с заданием;
доступность содержания для осмысления детьми 1-4 классов;
развивающая направленность заданий: формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД, формирование кругозора младших школьников.
При выполнении большинства заданий дети сталкиваются с информационным, в частности научно-популярным, текстом. Информационный текст представляет собой не только словесный текст, но и таблицы, диаграммы, схемы. Ученик учится извлекать, «распаковывать» эту информацию. Например:
1 класс | Занятие-исследование «Деревья нашего города» | Определи, какие деревья растут в нашем городе, пользуясь схемой (диаграммой). |
1 класс | Занятие-исследование «Откуда берётся и куда девается мусор» | Рассмотри иллюстрации, фото, схему и ответь на вопрос «Откуда берётся мусор?» |
3 класс | «История городского сада» | Отметь в тексте особенности Александровского сада в год его открытия. Расскажи, что изображено на старых фотографиях. |
3 класс | «Древние жители Вятской земли» | Рассмотри схему. Пользуясь текстом и схемой, расскажи, какую роль играл лес в жизни наших предков. |
Рабочая тетрадь «Вятский следопыт» содержит задания, предназначенные для формирования универсальных учебных действий (УУД), что обеспечивает школьникам возможность самостоятельно усваивать новые знания и умения, способствует саморазвитию и самовоспитанию.
Так, для формирования личностных УУД предлагаются задания, в которых следует оценить конкретные поступки, («Кто я? Какой я?», «Правила поведения в школе»), в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить, высказать свою точку зрения на происходящие события.
Развитию рефлексивной самооценки уделяется большое внимание. В конце каждого занятия ребятам предлагается проанализировать свою деятельность, оценить результат, пути достижения цели. Например:
Прочитал текст, нашёл в нём нужную информацию. | |
Изучал документы. | |
Спросил у родителей. | |
Слушал товарищей. | |
Проводил исследование на местности. | |
На формирование регулятивных УУД направлены многочисленные задания. Рассмотрим некоторые задачи, решая которые, ребёнок научится:
Тема «Тайна белоснежного кружева» (2 класс)
Поставь цель, отталкиваясь от темы занятия:
выяснить, как на Вятской земле появились _________ _________ ,
узнать, почему _________ называются _________ ,
познакомиться с изготовлением _________ _________ .
Тема «На страже здоровья» (3 класс)
Поставь цель, отталкиваясь от темы занятия:
познакомиться с развитием _________ в нашем крае, изучая документы, рассматривая фотографии, работая с текстом, таблицей,
узнать о знаменитых _________ – наших земляках,
учиться составлять рассказ об истории _________ в нашем крае;
Тема «Художник-пейзажист» (3 класс)
Как ты думаешь, почему художника И.Шишкина называют пейзажистом?
Наша гипотеза заключается в том, что художника И.И.Шишкина называют пейзажистом, потому что … ;
Тема «Художник-пейзажист» (3 класс)
План исследования
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя:
Тема «Моя школа» (1 класс)
Хорошо ли ты знаешь свою школу? Ответь на вопросы анкеты (нужное подчеркни).
После экскурсии по школе снова ответь на вопросы анкеты. Все ли твои предыдущие ответы были верными? Почему?
Тема «Я всегда только Русью и жил» (3 класс)
Выбери из данного списка то, что относится к творчеству В.Васнецова. Поставь знак V во втором столбике в начале занятия, до изучения темы.
А потом в конце занятия снова поставь знак V и проверь, всё ли верно ты сделал.
Приведём примеры некоторых заданий, направленных на формирование познавательных УУД:
Тема «В каждом доме живут мастера» (4 класс)
Прочитай текст. Отметь жёлтым карандашом имена вятских умельцев, а зелёным – их изделия и изобретения.
Составь план, запиши его в первом столбике;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Тема «Край трудовой славы» (3 класс)
Работа с картой
Как ты думаешь, почему именно этих предприятий больше всего в нашем крае?
С самых первых занятий предлагаются задания, направленные на развитие коммуникативных УУД:
вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;
проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач;
строить понятные для партнёра монологические высказывания, выражать свою точку зрения;
выступать перед знакомой аудиторией с небольшим сообщением
При разработке заданий учитывался деятельностный подход, развитие навыков самостоятельности, поэтому большое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности. Многие занятия предусматривают групповую форму работы. Даются рекомендации по работе в группах, с увеличением доли самостоятельности от первого класса к четвёртому.
Пособие содержит значительное количество заданий повышенного уровня сложности, различных по форме и содержанию, использование которых способствует организации дифференцированной работы с учащимися, повышению интереса к обучению, а также развитию самостоятельности мышления.
Прогнозируемые результаты
Промежуточные
Отдаленные
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Поэтому на сегодняшний день необходимы методические пособия, программы, направленные на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности младших школьников.
Рабочая тетрадь «Вятский следопыт» направлена на удовлетворение этих требований. Пособие ориентировано на учащихся начальной школы, что особенно ценно.
Предлагаемый материал о культурном наследии, о природе, животном мире и экологических проблемах родного края данного учебного пособия отличается новизной и доступностью. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие учебно-интеллектуальных, коммуникативных, исследовательских умений и навыков, творческих способностей младших школьников.
Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. На этом пространстве он начинает осознавать себя представителем своего народа, частью окружающего его мира. Изучение своей малой родины способствует осознанию младшим школьником важности этого мира, своего места в нём, позволяет по-новому осмыслить привычное, способствует ранней социализации личности.
Представленная рабочая тетрадь «Вятский следопыт» рассчитана на применение в общеобразовательной школе при систематическом проведении занятий во внеурочной деятельности. Тетрадь ориентирована на учащихся 1-4 классов.
Руководитель работы Н.Ю.Галышева
13