Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
Рабочая тетрадь
по дисциплинам «Биология» и «Обществознание»
Студента:
____________________________
Преподаватели: Лабодина С.В.
Курсакова С.Н.
Балашов 2017
Тема: Происхождение человека.
План:
1. Развитие представлений о происхождении человека.
2. Возникновение рас.
3. Проблема расизма в современном обществе.
Задание 1. Запишите в первой колонке все, что вам известно о происхождение человека и расах. Записи должны быть емкими (четко передающими смысл) и краткими.
Таблица №1
Задание № 2. Этапы эволюции человека. «Узнай кто это»
Дайте характеристику каждой стадии антропогенеза (опираясь на презентацию, объяснение преподавателя и дополнительный материал, указанный после заданий), заполнив следующую таблицу:
Характеристика представителей человекообразных | Кто это? |
Они ходили на двух ногах, имели рост 155- 158 см, скошенный лоб, мозг объёмом около 1400см3, не имели хорошо развитого подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали разнообразные орудия из камня, кости и имели зачаточную речь. | Неандерталец |
Они ходили на двух ногах, имели рост около180 см, высокий прямой лоб, мозг объёмом около 1600см3, развитый подбородочный выступ; жили в жилищах, пользовались огнём, изготавливали орудия из кремния, кости; у них было развито искусство. | Кроманьонец. |
Они ходили на двух ногах, имели рост около 170 см, очень покатый лоб, мозг объёмом около 900 - 1200 см3, не имели подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали из камня примитивные скребки и свёрла. | Питекантроп. |
Задание № 3 Заполните таблицу

Задание № 4
Внимательно рассмотрите портреты людей, принадлежащих к различным расам и выявите морфологические признаки каждой расы.

Таблица: «Особенности человеческих рас».
Характерные особенности | Негроидная раса | Европеоидная раса | Монголоидная раса |
Цвет кожи | | | |
Цвет и форма волос | | | |
Форма носа | | | |
Разрез глаз | | | |
Первоначальный ареал обитания | | | |
Раса – это ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание № 5. Написать мини- сочинение на тему: «Человек – это высшая ступень эволюции или всего лишь высокоразвитое животное?»
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №3. Впишите выбранные вами буквы из вариантов в соответствующую колонку:
Тест.
1.Антропогенез - это процесс
А) индивидуального развития особи
Г) исторического развития органического мира
Т) размножения и развития клетки
Р) эволюции человека
2. Случаи возврата к признакам предков:
А) атавизмы
В) рудименты
О) идиоадаптации
Ч) ароморфозы
3. Движущими силами антропогенеза являлись:
А) естественный отбор;
Б) наследственная изменчивость;
В) общественный образ жизни;
С) верны все ответы.
4. Человек разумный относится к подотряду ...
Ы) человекоподобных.
Б) обезьяноподобных.
В) приматов.
5. К древним людям относится:
З) кроманьонец;
Д) австралопитек;
Ж) питекантроп;
Ч) неандерталец.
6. К первым современным людям относят:
А) неандертальца;
Е) кроманьонца;
Л) питекантропа;
Т) рамапитека.
7. К древнейшим людям относится:
А) неандерталец;
О) кроманьонец;
Л) питекантроп;
Г) австралопитек.
8. Основной предпосылкой антропогенеза было ...
А) прямохождение.
Б) сознание и речевое общение.
О) трудовая деятельность.
9. К социальным факторам антропогенеза относится:
А) естественный отбор.
В) борьба за существование.
Б) устройство постоянных жилищ
10. Развитию руки как органа и продукта труда способствовало:
А) прямохождение;
Д) строение руки;
В) мышление;
Е) все эти факторы.
11. Первыми овладели членораздельной речью:
В) неандертальцы;
К) кроманьонцы;
Д) синантропы;
И) человек умелый.
12. Наука, изучающая происхождение человека ...
А) антропология.
Б) генетика.
В) цитология.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Р | А | С | Ы | Ч | Е | Л | О | В | Е | К | А |
Задание №7. Заполните кластер, опираясь на полученные знания.
