СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь как средство формирования социально-коммуникативной компетентности будущего специалиста

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена модель рабочей тетради по мировой художественной культуре для студентов 2 курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Включает в себя задания содержательно-деятельностного и рефлексивно-оценочного блоков.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь как средство формирования социально-коммуникативной компетентности будущего специалиста»

Рабочая тетрадь как средство формирования

социально-коммуникативной компетентности будущего специалиста


Васильева Елена Александровна,

ГОУ СПО «Чернский профессионально-педагогический колледж» Тульской области


Модель подготовки специалиста, предложенная в Федеральных государственных образовательных стандартах, предполагает перенос акцента с содержания образования на результат. Новые образовательные результаты – сформированные общие и профессиональные компетенции.

В списке общих компетенций выпускника среднего профессионального образования (повышенный уровень) среди других представлены и социально-коммуникативные компетенции (осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности (ОК 5), работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами (ОК 6).

Вид развиваемых компетенций определяет технологию их формирования.

Социально-коммуникативные компетенции формируются в процессе работы с информацией, освоения опыта, знаний, умений и навыков и предполагают организацию коллективно-распределенной деятельности, развивающей коммуникативные умения:

  • способность и готовность общаться и сотрудничать;

  • владение способами получения информации;

  • обмен информацией, проявление терпимости к другим мнениям и позициям;

  • умение передавать информацию другим на вербальном и невербальном уровне.

Одним из средств, которые способны сформировать данные умения, является рабочая тетрадь.

При разработке модели рабочей тетради должны учитываться требования к современному учебнику и другим образовательным средствам, которые заключаются в следующем: ориентация на требования стандарта, фиксирующего содержательное наполнение формируемых компетенций; наличие контекста ведущих жизненно важных задач (предметно-познавательных, личностных и др.); взаимосвязь образовательных средств с открытой информационной образовательной средой; развитие самостоятельности и инициативы обучаемых; ориентация на диагностику достижений и поддержку обучаемых.

Модель рабочей тетради структурно представляет собой единство содержательно-деятельностного и рефлексивно-оценочного блоков. В содержательно-деятельностном блоке основным является элемент, представляющий задания, которые сгруппированы по разделам и темам дисциплины. В нем выделен комплекс заданий, различающихся уровнем сложности, самостоятельности, характером деятельности – задания по работе с информацией на материале изучаемой дисциплины, задания и задачи по освоению материала изучаемой дисциплины. Рефлексивно-оценочный блок предназначен для подведения итогов освоения дисциплины и включает специальные задания рефлексивного характера и общую оценку по результатам освоения раздела.

На основе данной модели разработана и реализована в образовательном процессе колледжа рабочая тетрадь студента по дисциплине «Мировая художественная культура», которая включает в себя 3 блока.

Первый блок «Актуализация опорных знаний» представляет собой так называемое мобилизирующее начало. Он содержит вопросы и задания, позволяющие восстановить в памяти ранее усвоенные знания, требующиеся для понимания, осмысления и лучшего запоминания нового материала. Данный блок заданий позволяет сконцентрировать внимание студентов на изучаемом вопросе и повысить интерес к изучаемой теме.

Например, заполните схему, вписывая в прямоугольники слова, фразы, которые ассоциируются с эпохой средневековья. Количество прямоугольников можно изменять. Если затрудняетесь, воспользуйтесь учебным текстом «Средние века».



Второй блок представляет собой сконструированный конспект, отражающий содержание изучаемого материала. Сконструированный конспект - своеобразный трафарет лекции, содержащий рисунки, схемы, таблицы, пустые кадры, заполнение которых происходит во время лекции. Он позволяет сосредоточить внимание на основных вопросах темы, повышает эффективность ее восприятия учащимися.


Например:

1. Дайте определение понятию КАНОН и сформулируйте основные правила древнеегипетского канона.

КАНОН – ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________


Правила древнеегипетского канона


1


2


3


4….



2. Заполните таблицу, изучая материал учебных модулей по теме и используя материалы Википедии.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ БАРОККО


Эстетическая программа (главные задачи искусства)


Черты стиля


Особенности изображения и основные представители:

- в архитектуре


- в скульптуре


- в живописи


- в музыке


- в литературе



3. Заполните таблицу, опираясь на материал сайта и фильмы (http://www.seetheworld.ru): Греция, Кносский дворец и Микены.


Вопросы для сопоставления

Минойская культура

Микенская культура

1.Местонахождение



2.Города



3. Особенности культуры



4. Основные памятники культуры



5. Новые термины




Третий блок «Самоконтроль» предусматривает систему дидактических заданий, требующих умений сравнивать, проводить классификацию, анализировать и делать обобщения. Он содержит так называемые эмпирические учебные задачи, направленные на упорядочение опытных знаний, полученных в процессе наблюдения: классификация видов, установление связей и взаимоотношений в виде таблиц или схем, обобщение знаний, приведение в систему, вычленение общего и различного, и др.


1. Проведите сравнительный анализ статуй «Давида» Донателло, Микеланджело, Бернини, используя материал Интернета.


Автор

Изображение

В какой момент изображен Давид?

Пластическая трактовка образа














Сформулируйте особенности барочной скульптуры и запишите их в таблицу (задание 2).


2. Генрих Вельфлин, теоретик искусства, для различения двух стилей «классицизм» и «барокко» ввел парные понятия. Определите, какие понятия соответствуют произведению классицизма, какие – барокко:


?????????

????????????

линейность

живописность

плоскостность

глубинность

ясность

неясность

замкнутость

открытость

множественность

единство


3. По описаниям картин определите, какие из них принадлежат художникам-импрессионистам. Опираясь на презентацию, заполните таблицу.


Художественное направление

Описание картины

Автор и название картины


Импрессионизм













??????????????????????



??????????????????????




  1. Композиционным центром этюда является оранжевый шар солнца. Он поднимается из утренней мглы навстречу зрителю, окрашивает небо и воду в теплый розоватый цвет, отбрасывает оранжево-красную дорожку на поверхности залива. Темно-зелеными пятнами выделяются лодки на воде; все окутано влажным туманом - призраки портовых кранов, размытые очертания берега, морские суда.


  1. Художник изобразил трех крестьянок, собирающих оставшиеся после жатвы колосья. Их фигуры вынесены на первый план, но лиц не видно. Картина ничем не напоминает привычный сельский пейзаж. Нет праздных пастушек, фавнов и т.п. — есть бедные крестьянки, изнуренные тяжелой работой.


  1. Это цикл из тридцати картин, представляющих собой различные виды собора в зависимости от времени дня, года и освещения. Собор позволяет выделить парадокс между на вид постоянной, твердой, структурой и изменяющимся, легко играющим с нашим восприятием светом. Художник решает сконцентрироваться на отдельных фрагментах готического собора и выбирает портал, башню святого Мартина и башню Альбане. Его интересует исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать.


  1. Полотно поражает простотой и будничностью выбранного художником мотива. Раскаленное летнее солнце и тень бегущего по небу облака изменяют привычные цвета предметов, заставляя стога казаться фиолетовыми, а листву - синей……….


Выполнение заданий и решение задач осуществляется как индивидуально, так и в форме парного, командного взаимодействия, групповой исследовательской работы. Сама рабочая тетрадь существует в электронном виде и предполагает работу на компьютере, обращение к Интернет-ресурсам и источникам, электронным учебным модулям и текстам.

Таким образом, рабочая тетрадь позволяет построить процесс образования, ориентированный не на передачу готовых знаний, а на обучение тому, как находить эти знания и применять их в ситуациях, имитирующих реальные профессиональные ситуации.