Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Южно-Уральский многопрофильный колледж»
рабочая тетрадь
по дисциплине «биология»
Составитель: преподаватель биологии Жалилова Р.Р.
Челябинск, 2016
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь разработана к учебному курсу биологии для студентов 1-го курса профессий СПО технического профиля. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями ФГОС СПО и на основе примерной программы по дисциплине "Биология"
Рабочая тетрадь включает в себя 7 разделов, которые содержат задания к 14 занятиям. Предлагаемые в ней задания, имеющие различный познавательно-обучающий характер, соответствуют названным разделам и темам рабочей программы по дисциплине "Биология". Они позволяют преподавателю организовать самостоятельную работу обучающихся, а студентам – приобрести качественные знания по общей биологии.
В рабочей тетради представлены различные варианты заданий: на воспроизведение изученного материала, для практического применения полученных теоретических знаний, для развития мыслительных операций.
Приведенные в рабочей тетради задания можно использовать на различных этапах урока.
Раздел 1: Учение о клетке.
Занятие № 1: Химический состав живых организмов.
Строение и функции клеток.
Задание 1: Выписать из учебника (стр. 25)1 и объяснить основные положения клеточной теории.
Задание 2: Пользуясь текстом учебника (стр. 26-28) и раздаточным материалом распределить элементы по количественному содержанию в живых организмах на три категории:
макроэлементы
микроэлементы
ультрамикроэлементы
Задание 3: Пользуясь опорными схемами и текстом учебника (стр.40-46) составить конспект
"Белки – состав, строение, функции".
Примерный план конспекта:
1. Состав белковой молекулы: мономер, полимер.
2. Структуры белковой молекулы: первичная, вторичная, третичная, четвертичная.
3. Функции белков в клетке, в организме.
Задание 4: Задание для работы в группах.
Самостоятельно изучить материал (стр.71-78), заполнить в тетради таблицу, пересказать материал соседу, затем выслушать его объяснение и заполнить таблицу в его тетради.
1 вариант.
Сравните строение растительной и животной клетки, и заполнить в тетради таблицу.
Признак | Растительная клетка | Животная клетка |
| | |
| | |
Объяснить соседу по парте изученный материал и заполнить таблицу в его тетради.
2 вариант
Сравните строение клетки прокариот и эукариот, и заполнить в тетради таблицу.
Признак | Прокариоты | Эукариоты |
| | |
| | |
Объяснить соседу по парте изученный материал и заполнить таблицу в его тетради.
1
Задание 5: Взаимоконтроль.
Письменно ответить на вопросы и проверить работу друг друга. (Ответы на доске)
1 вариант
перечислить двухмембранные органоиды клетки;
цех переработки отходов в клетке
сколько видов ЭПС бывает?
как называется органоид, основная функция которого - синтез белка;
2 вариант
сколько липидных слоев имеет клеточная мембрана?
склад готовой продукции клетки;
носитель наследственной информации;
энергетические станция клетки;
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Заполнение таблицы «Строение и функции органоидов клетки»
Таблица «Строение и функции органоидов клетки»
Название органоида | Строение | Функции |
Клеточная мембрана | | |
Цитоплазма | | |
Ядро | | |
ЭПС | | |
Комплекс Гольджи | | |
Митохондрии | | |
Рибосомы | | |
Лизосомы | | |
Занятие № 2: Обмен веществ и превращение энергии в клетке. ДНК.
Биосинтез белка.
Задание 1: Распределите характеристики соответственно органоидам клетки
( поставьте буквы, соответствующие характеристикам органоида, напротив названия органоида).
Органоиды Характеристики
1.Плазматическая мембрана а) Транспорт веществ по клетке
2.Ядро б) Синтез белка
3.Митохонрии в) Фотосинтез
4.Пластиды г) Движение органоидов по клетке
5.Рибосомы д) Хранение наследственной информ.
6.ЭПС е) Немембранные
7.Клеточный центр ж) Синтез жиров и углеводов
8.Комплекс Гольджи з) Содержит ДНК
9.Лизосомы и) Одномембранные
10. Жгутики к) Обеспечение клетки энергией
л) Самопереваривание клетки
м) Движение клетки
н) Двухмембранные
о) Связь клетки с внешней средой
п) Управление цитоскелетом и делением ядра
р) Есть только у растений
с) Есть только у животных
Задание 2: Пользуясь учебником (стр.95-105) составить в тетради схему биосинтеза белка.
Задание 3: Задание для закрепления. (Работа по группам)
1 вариант.
Установите соответствие между процессом, происходящим в клетке, и видом обмена веществ.
Процесс, происходящий в клетке | Вид обмена веществ |
1 Анаболизм 2 Ассимиляция 3 Катаболизм 4 Диссимиляция 5 Расщепление 6 Синтез | а) Пластический б) Энергетический |
2 вариант
Установите соответствие между названием органоида и процессом, происходящим в нем
Органоид | Процесс, происходящий в органоиде |
Рибосома Лизосома Митохондрия | а) Синтез АТФ б) Синтез белка в) разрушение полимерных органических соединений |
Задание 4: Задание для закрепления (письменно в тетрадях).
Напишите слова - ответы.
Процесс расщепления органических веществ
Вещество, которое образуется при расщепления жира
Процесс образования органического вещества
Пластический обмен
Энергетический обмен
Органоид, в котором происходит синтез белка
Мономеры белка
Мономеры крахмала
Задание 5: Определите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белков:
а) трансляция: считывание генетической информации с и-РНК с образованием белка;
б) транскрипция: считывание генетической информации с ДНК и создание и-РНК;
в) доставка аминокислот к месту синтеза с помощью т-РНК;
г) поступление и-РНК в цитоплазму клетки;
д) деспирализация молекулы ДНК;
е) окончание синтеза белка, отсоединение рибосомы от и-РНК.
Задание 6:
Найдите ошибки в молекуле ДНК.
А-Г-Т-Т-А-Г-Ц-Т-Т-Г
Т-Т-Г-А-Т-Ц-Г-А-Т-Ц
Найдите ошибки в молекуле РНК.
Т-Г-А-Г-Ц-Ц-А-Т-Т-Ц
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Ответы на контрольные вопросы по теме "Учение о клетке".
Каково значение минеральных солей в клетке.
Приведите примеры возникновения нарушений в организме живых существ,
связанных с изменением количества минеральных солей в их клетках..
Каково значение воды в жизни человека.
Чем определяется различие в содержании воды в клетках.
Какие соединения называют белками.
Сколько аминокислот входит в состав белка.
Сколько типов структуры может иметь белковая молекула.
Что такое денатурация белка.
Каков механизм работы ферментов.
Какие углеводы служат энергетическим резервом у растений, какие у животных.
Перечислите функции липидов.
В чем заключается суть процессов ассимиляции и диссимиляции.
Раздел 2: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Занятие № 3: Организм. Индивидуальное развитие организма.
Задание 1: Изучив текст учебника (стр.116-128),ответьте на следующие вопросы:
Что называется размножением?
Какие Вы знаете способы размножения?
В чём различие между бесполым и половым размножением?
Что такое гамета?
Какие Вы знаете гаметы?
Где они образуются?
Что называется оплодотворением?
В чём биологическое значение оплодотворения?
Что образуется в результате оплодотворения?
Что такое зигота?
Зигота – это одна клетка. Все живые организмы (грибы, растения, животные) начинают своё развитие с зиготы, то есть с одной клетки. О чём это свидетельствует?
Каким же образом из зиготы развивается целый организм? Из яйца курицы - цыплёнок, из икринки рыбы - малёк, из икринки лягушки – головастик, у млекопитающих – детёныш? Ведь зигота у большинства животных имеет микроскопические размеры, например, у млекопитающих 0,1 мм?
Задание 2: Пользуясь учебником (стр.116-128) заполнить в тетради таблицу «Формы размножения организмов»
Вопросы для сравнения | Размножение |
Бесполое | Половое |
Для каких организмов наиболее характерно? | | |
В чем особенности? | | |
Какие клетки участвуют в размножении? | | |
Каковы результаты размножения? | | |
Задание 3: Пользуясь учебником (стр.129-131) и таблицей "Основные типы онтогенеза", охарактеризуйте их и приведите конкретные примеры организмов с соответствующим типом развития.
Таблица "Основные типы онтогенеза"
Параметры | Личиночный | Яйцекладущий | Внутриутробный |
Количество желтка в яйцеклетке | Желтка мало | Желтка много | Желтка очень мало |
У кого встречается | Насекомые, рыбы, земноводные | Пресмыкающиеся, птицы, яйцекладущие млекопитающие | Большинство млекопитающих |
Наличие стадии личинки | Есть, питается самостоятельно | Нет | Нет |
Где развивается зародыш | Во внешней среде | Внутри яйца | В материнском организме |
Задание 4: Изучив текст учебника (стр.131-135) и рассмотрев рис.55, заполнить в тетради таблицу "Стадии эмбриогенеза"
Основные этапы | Особенности каждого этапа | Схематичный рисунок |
1. Образование зиготы | Образуется при слиянии сперматозоида и яйцеклетки. |  |
2. Образование бластулы | | |
3. Образование гаструлы | | |
4. Стадия нейрулы | | |
5. Закладка и формирование органов – органогенез | | |
Задание 5: Какие утверждения являются верными?
Выписать соответствующие цифры.
Онтогенез – процесс индивидуального развития живых организмов.
Метаморфоз – это процесс превращения личинки во взрослую особь.
Головастик – личиночная стадия развития лягушки.
Образование плаценты характерно для яйцекладущих животных.
В онтогенезе выделяют эмбриональный и постэмбриональный периоды.
Внутриутробное развитие заканчивается выходом особи из яйца.
Постэмбриональный период начинается с оплодотворения.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Подготовка сообщений: "Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека"
Примерный план.
1. Влияние алкоголя на плод
Алкогольный синдром плода
Алкогольные эффекты плода
Действие алкоголя на плод
2) Влияние никотина на плод
3) Влияние наркотиков на плод
Рекомендуемый список литературы:
«Малая медицинская энциклопедия»
Энциклопедия «Древо познания»
Юнда И.Ф. «Бесплодие в супружестве»
http://www.baby.ru статья Влияние алкоголя и никотина на развитие плода
http://allmum.ru статья Влияние курения на развитие плода и здоровье будущего малыша
http://stopsmoke.com.ua статья Как курение матери влияет на развитие плода?
http://vipera28.narod.ru статья Влияние никотина на эмбрион.
Занятие № 4: Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя,
никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на
развитие человека.
Задание 1: Обсудить, выявить и сформулировать причины употребления подростками ПАВ.
Задание 2: Сочинить ответ по ситуации:
Ситуация 1: У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими ребятами, которые курят и пьют водку. Теперь он большую часть времени проводит с ними. Мне он нравится. Я не хочу его терять. Но мне больно и обидно смотреть, как он катится в пропасть. Я очень хочу ему помочь, чтобы он не превратился в алкоголика. ПОСОВЕТУЙТЕ КАК?
Ситуация 2: Я была на вечеринке в незнакомой компании, и меня уговорили принять наркотики (уколоться). Мне стало интересно и я согласилась. Теперь я думаю: «А вдруг я наркоманка?» ребята из той компании меня разыскивали, приходили в школу. Я вынуждена прятаться, сижу дома. ЧТО МНЕ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?
Ситуация 3: Мы дружим уже больше года. В последнее время моя девушка очень изменилась, у нее появились новые подозрительные друзья, они о чем-то шепчутся, куда-то исчезают ненадолго, а возвращаются веселые и беззаботные. Она созналась, что несколько месяцев балуется наркотиками и это ей нравится. Этой новостью я поделился с другом, у которого в прошлом году от передозировки наркотиков умер брат. Друг советует обратиться за помощью к взрослым. Но я боюсь, что своими действиями испорчу наши отношения. КАК МНЕ ПОСТУПИТЬ?
Задание 3: Самостоятельная работа с раздаточным материалом.
Оформление материалов о последствиях влияния внешних факторов на эмбриональное развитие человека в виде схем и таблиц.
Раздел 3: Основы генетики и селекции.
Занятие № 5: Законы генетики.
Задание 1: Разнесите характеристики митоза и мейоза в две группы:
а) требует двух последовательных делений клетки;
б) дочерние клетки содержат такое же количество хромосом, как и материнская;
в) дочерние клетки содержат в два раза меньше хромосом, чем материнская;
г) происходит в соматических клетках;
д) обеспечивает образование половых клеток.
Задание 2: Назвать альтернативные признаки к имеющимся.
Низкий рост –
Белые цветки –
Гладкие семена –
Гладкая шерсть –
Темная окраска -
Карие глаза –
Темные волосы –
Прямые волосы – .
Задание 3: Задачи для самостоятельного решения.
1. У человека курчавые волосы - доминантный признак, а прямые - рецессивный признак.
У гетерозигот волосы волнистые. Какой тип волос у детей может быть, и с какой вероятностью, если оба родителя имеют волнистые волосы?
2. Плоды арбуза могут иметь зеленую или полосатую окраску. Все арбузы, полученные от скрещивания растений с зелеными и полосатыми плодами, имели только зеленый цвет корки плода. Какая окраска плодов арбуза может быть в F2?
3. Сибирский длинношерстный кот Васька скрещивался с соседской кошкой Муркой.
В результате этого скрещивания родились 4 короткошерстных и 2 длинношерстных котенка. Известно, что у кошек короткая шерсть - доминантный признак. Определить генотипы Васьки, Мурки и всех котят.
4. Известно, что ген карих глаз доминирует над геном голубых глаз. Голубоглазая женщина выходит замуж за кареглазого мужчину, чей отец был голубоглазым. Каких детей можно ожидать от этого брака и в какой пропорции?
5. Так называемый «белый локон» или седая прядь у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей без локона, если родители имели «белый локон» и были гетерозиготными по этому признаку?
6. У кошек короткая шерсть доминирует над длинной (ангорской). Кот Гоша, мать которого была длинношерстной, а отец - гомозиготным короткошерстным, был спарен с кошкой Мишель. Мать Мишель являлась гетерозиготной короткошерстной, а ее отец - длинношерстным. Определить генотип Гоши и вероятные генотипы Мишель. Какова вероятность получения от Гоши и Мишель длинношерстных котят?
Занятие № 8: Закономерности изменчивости. Значение генетики.
Задание 1: Пользуясь учебником (стр.163-166) составить в тетради схему "Виды изменчивости".
Задание 2: Определить форму изменчивости
На ферме улучшили кормление коров - молока стало больше. Ухудшили, кормление - молока стало меньше.
В гнезде галки среди галчат один галчонок оказался белым.
У кошки выработали условный рефлекс.
При сильном освещении у травяной лягушки исчезает темный пигмент на коже, при затемнении пигмент сохраняется.
У зайца осенью мех становится гуще.
При хорошем уходе вырос хороший урожай моркови, при плохом уходе морковь уродилась мелкая.
У примулы один из цветков был крупнее других и имел 6 лепестков вместо 5.
У одного растения душистого табака из почки вырос необычный побег с красивыми полосатыми листьями.
Муху дрозофилу облучили рентгеновскими лучами, и у ее потомков появились различные изменения.
Задание 3: Тест для контроля знаний по теме "Генетика".
Вариант 1
1. Исследованием закономерностей наследственности и изменчивости занимается наука:
Селекция;
Физиология;
Экология;
Генетика.
2. Свойство родительских организмов передавать свои признаки и особенности развития потомства называют:
Изменчивостью;
Наследственностью;
Приспособленностью;
Выживаемостью.
3. Признак, который проявляется сразу же в первом поколении и подавляет противоположный признак, называют:
Доминантным;
Рецессивным;
Промежуточным;
Ненаследственным.
4. Совокупность генов, полученных потомством от родителей, называют:
Фенотипом;
Гомозиготой;
Гетерозиготой;
Генотипом.
5. Материальной основой наследственности являются:
Гены, расположенные в молекуле ДНК;
Молекулы АТФ;
Молекулы белка;
Хлоропласты и митохондрии.
6. Гибриды первого поколения при дальнейшем размножении дают расщепление 3:1.
Закона Моргана;
Первого закона Менделя;
Второго закона Менделя;
Правила Менделя.
Вариант 2.
1. Генетика занимается изучением:
Процессов жизнедеятельности организмов;
Классификацией организмов;
Закономерностей наследственности и
Изменчивости организмов;
Взаимосвязей организмов и среды обитания.
2. Наследственность – это свойство организмов:
Взаимодействовать со средой обитания;
Реагировать на изменение окружающей среды;
Передавать свои признаки и особенности
Приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.
3. Гены, расположенные в молекуле ДНК, представляют собой:
Вещество, содержащее богатые энергией связи;
Материальные основы наследственности;
Вещества, которые ускоряют химические реакции в клетке;
Полипептидную цепь, выполняющую многие функции в клетке.
4. Генотип – это совокупность:
Генов, полученная потомством от родителей;
Внешних признаков организма;
Внутренних признаков организма;
Реакций организма на воздействие среды.
5. Скрещивание особей, отличающихся по одной паре признаков, называют:
Полигибридным;
Анализирующим;
Дигибридным;
Моногибридным.
6. Признак, который у особи внешне не проявляется, называют:
Рецессивным;
Доминантным;
Промежуточным;
Модификацией.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Составление презентации «Наследственные заболевания»
Примерные темы слайдов.
1. Наследственный аппарат клеток человека (генный, хромосомный, геномный).
2. Мутационный процесс и наследственные заболевания человека:
а) механизм генных мутаций, болезни обмена веществ и молекулярные болезни человека, наследование генных аномалий;
б) хромосомные мутации, их разнообразие и проявление в форме синдромов;
в) геномные мутации и их последствия.
3. Факторы, вызывающие мутации наследственного аппарата.
4. Значение диагностики и лечение от наследственных болезней.
5. Медико-генетическое консультирование и профилактика наследственных заболеваний.
Раздел 4: Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.
Занятие № 9: Критерии вида. Движущие силы эволюции.
Задание 1: Пользуясь учебником (стр.195-198) заполнить в тетради таблицу.
Критерий | Характеристика критерия | Исключения |
| | |
Задание 2: Задания для закрепления.
1. Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?
2. Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и химическому составу (хлеб из ячменной муки не пекут).
К одному или разным видам следует отнести рожь и ячмень? Какими критериями вида при этом нужно руководствоваться?
3. Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?
Задание 3: Пользуясь учебником (стр.205-214) составить в тетради конспект по теме
"Движущие силы эволюции"
Примерный план конспекта:
1. Наследственная изменчивость
Комбинативная
Мутационная
Коррелятивная
2. Борьба за существование
3. Естественный отбор
Стабилизирующий
Движущий
Дизруптивный
Задание 4: Из данного перечня выберите процессы, относящиеся к внутривидовой борьбе.
токование тетеревов
гибель рыбы в зимнем водоёме.
конкуренция скворцов за скворечник
паразитизм лямблий и трипаносом в кишечнике и крови человека
горностай и ласка охотятся за полевой мышью
молодые побеги тополя прорастают через трещины в асфальте.
стрекозы и пауки поедают мух и комаров.
турнирные бои самцов зебры
семя календулы попало в болото
Задание 5: Определить формы борьбы за существование:
Деревья в смешанном лесу;
Стая обезьян;
Поедание хищниками своих слабых сородичей;
Верблюжья колючка в пустыне;
Отношения черного и рыжего таракана;
Акула и рыба – боцман;
Лиса и мышевидные грызуны;
Борьба бобра с сильным паводком;
Корова и бычий цепень;
Турниры самцов оленей;
Подосиновик и осина.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Освоение теоретического материала по теме: "История развития эволюционных идей".
План изучения.
1. Первая ступень - античные философы- натуралисты
Гераклит- идея изменяемости окружающего мира
Аристотель - в природе имеются простые и сложные тела, ввёл понятие лестницы природы, считал, что виды неизменяемы.
2. Вторая ступень связана с установлением господства христианской церкви в Европе и с распространением точки зрения, основанной на библейских текстах-- креационистское
направление взглядов в биологии.
Установил универсальность, реальность видов, признаки вида, единицы систематики,
бинарная номенклатура.
3. Третья ступень связана с деятельностью учёных-трансформистов.
4. Четвертая ступень развития эволюционных идей.
Занятие № 10: Формы естественного отбора. Приспособленность -
результат действия отбора.
Задание 1: Работая с учебником и раздаточным материалом (стр.209-210, 298), составить и заполнить таблицу: "Многообразие приспособлений у организмов".
Задание 2: Пользуясь учебником (стр. 208-214) заполнить в тетради таблицу «Формы естественного отбора».
Форма отбора | Условия среды обитания | Результат |
Движущая форма естественного отбора | | |
Стабилизирующая форма естественного отбора | | |
Дизруптивная форма естественного отбора | | |
Половой отбор | | |
Задание 2: Определить формы естественного отбора.
Примеры | Форма естественного отбора |
1. Исчезновение глаз у крота | |
2. Устойчивость (неизменность) размеров и форм цветка у насекомоопыляемых растений. | |
3. Изменение вредителей под воздействием ядохимикатов. | |
4. Кистеперая рыба латимерия. | |
5. У большинства зайцев в популяции средний размер ушей. | |
6. Насекомые, попавшие на океанический остров, стали бескрылыми. | |
7. Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов. | |
8. На острова Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны. | |
9. Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников. | |
Задание 2: Назовите формы отбора:
Условия среды изменяются -
Сохраняется средняя величина показателя -
в) Условия среды постоянны -
г) Происходит изменение признака -
д) Происходит сохранение признака -
е) Приводит к образованию нового вида -
Занятие № 12: Основные направления эволюции.
Задание 1: Пользуясь учебником (стр.230-236) заполнить в тетради таблицу “Характеристика биологического прогресса и биологического регресса”.
Признаки | Биологический прогресс | Биологический регресс |
Численность вида. | | |
Кол-во популяций. | | |
Соотношение рождаемости и смертности в популяциях. | | |
Ареал вида. | | |
Состояние надвидовых таксонов. | | |
Задание 2: Распределить признаки в три колонки: Ароморфозы, Идиоадаптации, Дегенерация
Главные направления эволюции животных.
1. Появление двусторонней симметрии.
2. Втягивающие когти у кошачьих.
3. Крючковатый клюв у орла.
4. Появление многоклеточности.
5. Наличие плавательных перепонок на лапках водоплавающих птиц
6. Появление полового размножения
7. Отсутствие кишечника у свиного цепня.
8. Наличие хорошо развитой нервной системы
9. Покровительственная окраска
10. Появление теплокровности.
Главные направления эволюции растений.
1. Появление цветка у покрытосеменных
2. Образование семени
3. Появление фотосинтеза
4. Наличие крылышек у семян клена
5. Яркая окраска венчика у цветка
6. Появление полового размножения
7. Опушенные листья у герани
8. Отсутствие вегетативных органов у раффлезии
9. Появление органов у растений
10. Отсутствие корневой системы у повилики, в связи с паразитизмом.
Задание 3: Установить соответствие между процессом и биологическим явлениям:
1) возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции;
2) образование усиков на листьях гороха;
3) утрата листьев у кактусов;
4) образование хобота у слона;
5) возникновение постоянной температуры тела (теплокровность) у млекопитающих;
6) утрата органов пищеварения у паразитических червей;
7) зачатки тазовых костей в толще мышц у кита;
8) рождение хвостатых людей;
9) зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;
Задание 4: Тест для контроля знаний по теме.
Вариант 1.
1. Приспособленность организмов к среде обитания – результат
а) стремления особей к самоусовершенствованию
б) проявления конвергенции
в) методического отбора
г) взаимодействия движущих сил эволюции
2. Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно назвать:
а) доказательствами эволюции б) направлениями эволюции
в) результатами эволюции г) движущими факторами эволюции
3. В направлении приспособления организмов к среде обитания действует :
а) искусственный отбор; б) естественный отбор
в) наследственная изменчивость; г) борьба за существование.
4. Следствием изоляции популяции является:
а) миграция особей на соседнюю территорию;
б) нарушение их полового состава;
в) близкородственное скрещивание;
г) нарушение их возрастного состава
5. Исходная единица систематики организмов:
а) вид; б) род; в) популяция; г) отдельная особь
Вариант 2.
1. Наиболее остро борьба за существование происходит между:
а) особями одного вида; б) особями одного рода;
в) популяциями разных видов; г) популяциями и условиями среды
2. Численность волков может быть ограничивающим фактором для:
а) зайцев- русаков; б) соболей;
в) медведей; г) лисиц
3. Область распространения северного оленя в зоне тундры - это критерий :
а) экологический; б) генетический;
в) морфологический; г) географический
4. Какой фактор ограничивает жизнь растений в степной зоне ?
а) высокая температура б) недостаток влага
в) отсутствие перегноя г) пресмыкающихся
5. Действие естественного отбора приводит к
а) мутационной изменчивости
б) сохранению полезных для человека признаков
в) случайному скрещиванию
г) возникновению новых видов
Раздел 5: Происхождение человека.
Занятие № 13: Антропогенез. Современные гипотезы о происхождении
человека.
Задание 1: Пользуясь учебником (стр.270-276) и раздаточным материалом, заполнить в тетради таблицу "Этапы эволюции человека".
Этапы | Возраст | Объем мозга | Рост | Образ жизни |
Австралопитек | | | | |
Питекантроп | | | | |
Неандерталец | | | | |
Кроманьонец | | | | |
Задание 2: Изучив текст учебника (стр.277-280) составить схему "Биологические и социальные факторы эволюции человека".
Раздел 6: Основы экологии.
Занятие № 14: Экология особей и популяций.
Задание 1: Работая с учебником (стр.294-299) и раздаточным материалом, составить и заполнить таблицу: Экологические факторы.
Экологические факторы |
Абиотические факторы | Биотические факторы | Антропогенные факторы |
| | |
Задание 2: Пользуясь учебником (стр.299-302) и раздаточным материалом, заполнить в тетради таблицу "Типы сред обитания и приспособленность живых организмов к ним"
Среда | Характеристика среды | Адаптации организмов к среде |
Водная | | |
Наземно-воздушная | | |
Почвенная | | |
Организменная | | |
Занятие № 15: Экология сообществ и экосистем.
Задание 1: Пользуясь учебником (стр. 303-312), составить конспект "Типы экологических взаимоотношений между организмами"
Примерный план конспекта:
1. Нейтральные - практически не наблюдаются в природе.
2. Взаимополезные: протокооперация, симбиоз, мутуализм.
3. Полезно-нейтральные (комменсализм): нахлебничество, сотрапезничество, квартирантство.
4. Полезно-вредные: паразитизм, хищничество.
5. Взаимовредные (конкуренция): межвидовая, внутривидовая.
6. Вредно-нейтральные: аменвализм.
Задание 2: Определите тип и вид взаимоотношений между следующими видами:
Рак отшельник – актиния, Мурена – рыба-чистильщик,
Буйвол - воловьи птицы, Человек-аскарида,
Львы – антилопы, Овцы – козы,
Волки в стае
Задание 3: Классифицируйте типы взаимоотношений:
Пчела-волк Стрекоза-кувшинка Клещ-собака
Волк-рысь Синица-синица Берёза-подберёзовик
Лиса-волк Заяц-бабочка Бабочка-ласточка
Бычий цепень-корова Пчела-шмель
Задание 4: Ответьте на вопросы.
1. Плодовитость рыб обычно очень высока. Следует ли беспокоиться о том, что вылавливается крупная часть популяции, ведь даже оставшиеся немногие половозрелые особи дают много икры.
2. В теории и практике лесоразведения два подхода. Первый из них – создание одновозрастных культур рядами, по типу пшеничного поля. Он требует меньше первоначальных затрат. Второй, более трудоёмкий – создание разновозрастных культур со сложной пространственной мозаикой. Какой из методов выбрали бы вы и почему?
3. Стоит вопрос об охране редкого вида млекопитающих на одной из двух территорий. На одной из них живут взрослые плодовитые особи, но нет молодых. На другой – существуют молодые, но погибли взрослые. Какой из двух участков вы решили бы выбрать для заповедника.
4. Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность популяции перед впадением в спячку составляла 160 зверьков на 1 га, выжило 80, во второй - соответственно 90 и 56. На каком участке смертность оказалась выше и чем можно это объяснить, если принять во внимание, что запас кормов, приходящихся на гектар, на обоих участках был одинаков.
5. Какие пищевые отношения существуют между львами и шакалами. Когда пищи достаточно?
6. Какие отношения установятся между белым медведем и полярной лисицой, если медведю не будет хватать пищи?
7. Почему волки не изгоняют своих более слабых сородичей, когда пищи достаточно?
Занятие № 16: Структура экосистем.
Задание 1: Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.
Задание 2: Работая с учебником (стр. 327-328) и раздаточным материалом, заполнить таблицу: "Экологические группы организмов"
Название группы | Примеры живых организмов |
Продуценты | |
Консументы 1порядка | |
Консументы 2 порядка | |
Редуценты | |
Задание 3: Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии.
Укажите продуцентов, консументов, редуцентов.
Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания?
Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне.
Задание 4: Задание для работы в группах.
1 группа.
Составьте пищевую сеть биогеоценоза тундры, включив в нее все перечисленные организмы: ягель, северный олень, лемминг, белая сова, волк, песец, бактерии, белая куропатка, карликовая ива и другие высшие растения.
2 группа.
Составьте пищевую сеть биогеоценоза пресного водоема, включив в нее все перечисленные организмы: водоросли, рачок дафния, карась, моллюск прудовик, личинки стрекоз, бактерии гниения, мальки рыб.
3 группа.
Составьте пищевую сеть биогеоценоза дубравы, включив в нее все перечисленные организмы: лесная мышь, рябчик, клен, береза, ястреб, косуля, рысь, бактерии гниения, травяная лягушка, короед.
Задание 5: Тест для контроля знаний по теме.
1. Что изучает наука экология?
А) загрязнение окружающей среды;
Б) взаимоотношения организмов со средой;
В) внутреннее строение земли.
2. Какой фактор из предложенных является биотическим?
А) химический состав воды;
Б) влажность и температура почвы;
В) наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых.
3. Какой из приведённых примеров показывает конкуренцию организмов?
А) повилика, растущая на других растениях;
Б) сурепка, растущая на пшеничном поле;
В) клубеньковые бактерии на корнях бобовых.
4. Кто из перечисленных организмов является консументом в лесной экосистеме?
А) зайцы;
Б) бактерии;
В) растения.
5. Какие организмы первыми поселяются на скалах?
А) грибы;
Б) накипные лишайники;
В) травянистые растения.
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Решение экологических задач
Задачи для самостоятельного решения.
1. Какие из перечисленных организмов экосистемы тайги относят к продуцентам, первичным консументам, вторичным консументам: бактерии гниения, лось, ель, заяц, волк, лиственница, рысь? Составьте цепь питания из 4 или 5 звеньев.
2. На основе экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг?
4. Если предположить, что волчонок с месячного возраста, имея массу 1 кг, питался исключительно зайцами (средняя масса 2 кг), то подсчитайте, какое количество зайцев съел волк для достижения им массы в 40 кг и какое количество растений (в кг) съели эти зайцы.
5. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше. Сколько кислорода в год выделяет вяз?
6. В солнечный день 1 га леса поглощает около 240 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. За 1 год 1га леса поглощает около 50 кг пыли, выделяя фитонциды. За сутки 1 га леса даёт 3 кг фитонцидов, а 30 кг фитонцидов достаточно для уничтожения вредных микроорганизмов в большом городе. За сутки 1 человек при обычных условиях поглощает в среднем 600 г кислорода и выдыхает 750 г углекислого газа. Подсчитайте для леса площадью 10 га массу поглощаемого углекислого газа, выделяемого кислорода и фитонцидов за сутки. Какому числу людей хватит выделяемого этим лесом кислорода?
7. Насекомоядные птицы весом 10 – 30 г (синица, воробей, лазоревка, овсянка, зяблик
и др.) съедают насекомых за день до 30 % от собственной массы. Определите, сколько насекомых за одно лето съест синица массой 20 г? Сколько насекомых за одно лето съест овсянка массой 30 г?
Раздел 7: Бионика - 2 ч.
Занятие № 17: Формы живого в природе и их промышленные аналоги.
Задание 1: Заполнить таблицу, используя жизненный опыт и знания, полученные по другим предметам.
Таблица "Формы живого в природе и их промышленные аналоги"
Объект живой природы | Название устройства | Область применения |
| | |
Внеаудиторная самостоятельная работа.
Составление презентации "Бионические объекты"
Примерные темы слайдов:
Наука БИОНИКА
Понятие «Бионика»
Примеры бионических разработок:
плод репейника -- застёжка-липучка
купола древнерусских церквей -- принцип грибов.
строение крыла птицы -- первый летательный аппарат.
форма черепах -- ландшафтный дизайн.
Литература.
Учебники и учебные пособия
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Общая биология. 10-11 кл. – М., 2013.
Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2008.
Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. —М., 2014.
Ионцева А.Ю. Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. — М., 2014.
Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014.
Интернет-ресурсы
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).
www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,
биологии, химии, другим предметам).
www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).
www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно
подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Чело-
век»).
1 Здесь и далее в тексте указаны страницы для учебника биологии Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 кл