Партизанский филиал
краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Владивостокский базовый медицинский колледж»
Рабочая тетрадь
Дисциплина: «Биология»
раздел: «Основные закономерности наследственности»
курс: 1
специальность 34.02.01 Сестринское дело
Составитель: преподаватель высшей категории Морозова Т.В.
Партизанск 2017г
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов и содержит различные задания . Предлагаемые задания сгруппированы по темам раздела. Для выполнения заданий рекомендуется использовать конспекты и учебники «Биология. Общая биология.10-11 классы» А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, «Биология. Общая биология. 10-11 классы» Д.К. Белляева, Г.М. Дымшица.
Тема: Моногибридное скрещивание. 1-й и 2-й законы Г. Менделя
Дайте определение понятий:
Наследование________________________________________________________________________________________________________________________
Гомологичные хромосомы________________________________________________________
Аутосомы_________________________________________________________
Аллельные гены_____________________________________________________________
Доминантный ген__________________________________________________
Рецессивный ген___________________________________________________
Гомозигота________________________________________________________
Гетерозигота______________________________________________________
Генотип___________________________________________________________
Фенотип__________________________________________________________
Сформулируйте 1-й закон Г. Менделя (закон единообразия первого поколения)____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформулируйте закон чистоты гамет: __________________________________________________________________________________________________________________________
Решите задачи на моногибридное скрещивание:
Задача 1: Выпишите типы гамет, которые образуются у особей:
А) с генотипом ВВ; б) с генотипом Вв; в) с генотипом вв
Задача 2: У норки стандартный окрас меха (А) доминирует над алеутским (голубым) окрасом (а). Сколько типов гамет образуется у гомозиготной стандартной норки, у стандартной норки, гетерозиготной по аллелю алеутской окраски, у алеутской норки?
Задача 3: Парагемофилия – склонность к кожным и носовым кровотечениям – наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где оба супруга страдают парагемофилией?
Задача 4: Миоплегия (периодические параличи) передается по наследству как аутосомно-доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалией в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.
Задача 5: Длинная шерсть кошек рецессивна по отношению к короткой. Длинношерстная кошека, скрещенная с гетерозиготным короткошерстным котом, принесла 8 котят. 1) Сколько типов гамет образуется у кота? 2) Сколько типов гамет образуется у кошки? 3) Сколько фенотипически разных котят в помете? 4) Сколько генотипически разных котят в помете? 5) Сколько котят в помете с длинной шерстью?
Задача 6: Какими окажутся потомки по резус-фактору от резус-отрицательной женщины и гетерозиготного резус-положительного мужчины, если известно, что резус-фактор наследуется как обычный менделирующий признак, а резус-отрицательная кровь определяется аллелем d?
Подтема: Множественный аллелизм. Кодоминирование
Объясните понятия:
Множественный аллелизм___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Кодоминирование__________________________________________________
__________________________________________________________________
Решите задачи:
Задача 1: Один из родителей имеет О (I) группу крови, а второй АВ (IV) группу крови. Какие группы крови будут у их детей?
Задача 2: Если родители являются гетерозиготами по А (II) и по В(III) группе крови, то какие группы крови унаследуют их дети?
Подтема: Неполное доминирование
Объясните понятие:
Неполное доминирование_____________________________________________
__________________________________________________________________
Решите задачи:
Задача 1: Редкий ген (а) у человека вызывает анофтальмию (отсутствие глазных яблок), его аллель (А) обуславливает нормальное развитие глаз, у гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Определите расщепление по фенотипу и генотипу у потомков, если их родители имеют уменьшенные глазные яблоки.
Задача 2: Нормальное развитие наружного уха у овец обусловлено геном А, его аллель ген а обуславливает безухость. У гетерозиготных особей Аа уши короткие. Установить генотип и фенотип потомков первого поколения, если короткоухая овца спарена с короткоухим бараном.
Подтема: Анализирующее скрещивание
Что такое анализирующее скрещивание и каково его практическое значение? ____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Решите задачи:
Задача 1: Белая окраска венчика у флокса доминирует над розовой. Скрещено растение с белой окраской венчика с растением имеющим розовую окраску. Получено 96 гибридных растений, из которых 51 имеет белую окраску, а 45 – розовую. 1) Какие генотипы имеют родительские растения? 2) Сколько типов гамет может образовать растение с белой окраской венчика? 3) Сколько типов гамет может образовать растений с розовой окраской венчика? 4) Какое соответствие по фенотипу можно ожидать в поколении F2 от скрещивания между собой гибридных растений F1 с белыми цветками?
Задача 2: Длинная шерсть персидских кошек (l) рецессивна по отношению к короткой шерсти (L) кошек других пород. Определите генотип короткошерстного кота, если в результате спаривания его с длинношерстной кошкой получено 3 длинношерстных котенка и 2 короткошерстных.
Задача 3: У свиней белая щетина доминирует над черной. Установите генотипы родителей, если при спаривании чернощетинной свиньи с белым хряком получено 15 белых поросят.
Тема: Дигибридное скрещивание . 3-й закон Г. Менделя
Сформулируйте 3-й закон Г. Менделя (закон независимого комбинирования генов) _______________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сформулируйте закон чистоты гамет: ____________________________
__________________________________________________________________
Решите задачи:
Задача 1: Сколько типов гамет и какие именно образует организм:
А) с генотипом ААВВ; б) рецессивный по генам а и в?
Задача2: Сколько типов гамет и какие именно образует:
А) дигибрид АаВв б) дигибрид гомозиготный по одной паре аллелей?
Задача 3: У кур гороховидный гребень (Р) доминирует над простым, листовидным (р), а оперенность ног (F) – над голоногостью (f). Определить расщепление потомства по изучаемым признакам, если гетерозиготный петух по обоим признакам скрещен с такими же курами.
Задача 4: У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различных парах хромосом. Какими будут дети. Если их родители кареглазые правши, гетерозиготны по обоим признакам?
Задача 5: Фенилкетонурия (неспособность усвоения фенилаланина) и одна из редких форм агаммаглобулинемии швейцарского типа (обычно ведет к смерти до 6-ти месячного возраста) наследуются как аутосомно-рецессивные признаки.Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по обоим парам генов?
Тема: Сцепленное наследование генов
Дайте определение понятий:
Сцепленное наследование генов _____________________________________
_________________________________________________________________
Генетическая карта хромосомы __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Кроссинговер ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Сформулируйте основные положения теории Томаса Моргана
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответьте на вопросы:
Для чего составляют хромосомные карты? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В каких единицах измеряют расстояние между генами в хромосомах?
__________________________________________________________________
Какое расстояние между в хромосоме обеспечивает совместное наследование генов, а какое - независимое? _________________________________________
__________________________________________________________________
Решите задачи:
Задача 1: Определите генотипы и фенотипы потомков в F1 и F2, если растение с красными цветами (А) и махровым венчиком (В) гомозиготное по обоим признакам, скрещивается с растением с белыми цветами (а) и немахровым венчиком (в). Оба гена локализованы в одной хромосоме.
Задача 2: У кукурузы гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме., а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании 2-х растений с коричневыми гладкими семенами и белыми морщинистыми семенами было получено 400 растений с коричневыми гладкими семенами и 398 растений с белыми морщинистыми семенами. Определите генотипы родительских форм и потомства.
Тема: Генетика пола
Поясните понятия:
Признаки, сцепленные с полом _______________________________________
__________________________________________________________________
Гомогаметный пол _________________________________________________
Гетерогаметный пол ________________________________________________
Гомозиготное состояние гена ________________________________________
__________________________________________________________________
Гемизиготное состояние гена _________________________________________
__________________________________________________________________
Признаки, контролируемые полом_____________________________________
__________________________________________________________________
Признаки, ограниченные полом_______________________________________
__________________________________________________________________
Голандрические гены _______________________________________________
Решите задачи:
Задача 1: Черная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном в. Эти гены расположены в Х хромосоме. В Y хромосоме они отсутствуют. Черепаховая окраска (присутствие и черного и рыжего цвета) соответствует генотипу ХВХв . Котов с черепаховой окраской не бывает. Определить какое получится потомство от скрещивания черного кота с кошкой, имеющей черепаховый окрас?
Задача 2: Отсутствие потовых желез у человека наследуется как рецессивный признак (с), сцепленный с Х хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей в этой семье.
Задача 3: У человека ген дальнозоркости (А) доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген дальтонизма (d )рецессивен и сцеплен с Х хромосомой. Дальнозоркая женщина, не страдающая дальтонизмом, отец которой был дальтоником, но хорошо видел вблизи, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и не страдающим цветовой слепотой. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дальнозорких детей- дальтоников и их пол.
Задача 4: От родителей, имеющих по фенотипу нормальное цветовой зрение родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?
Учебная литература:
1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, «Биология. Общая биология. 10-11 класс», М., изд-во Дрофа, 2010г, с 387
2. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Биология, 10-11 класс, М., изд-во Просвещение, 2009г, с 304