СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая тетрадь по генетике

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь, предназначенная для самоподготовки

Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по генетике»

Партизанский филиал

краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Владивостокский базовый медицинский колледж»











Рабочая тетрадь





Дисциплина: «Биология»

раздел: «Основные закономерности наследственности»



курс: 1


специальность 34.02.01 Сестринское дело



Составитель: преподаватель высшей категории Морозова Т.В.


















Партизанск 2017г

Пояснительная записка


Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов и содержит различные задания . Предлагаемые задания сгруппированы по темам раздела. Для выполнения заданий рекомендуется использовать конспекты и учебники «Биология. Общая биология.10-11 классы» А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, «Биология. Общая биология. 10-11 классы» Д.К. Белляева, Г.М. Дымшица.




Тема: Моногибридное скрещивание. 1-й и 2-й законы Г. Менделя


  1. Дайте определение понятий:

Наследование________________________________________________________________________________________________________________________


Гомологичные хромосомы________________________________________________________


Аутосомы_________________________________________________________


Аллельные гены_____________________________________________________________


Доминантный ген__________________________________________________


Рецессивный ген___________________________________________________


Гомозигота________________________________________________________


Гетерозигота______________________________________________________


Генотип___________________________________________________________


Фенотип__________________________________________________________


  1. Сформулируйте 1-й закон Г. Менделя (закон единообразия первого поколения)____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сформулируйте закон чистоты гамет: __________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Решите задачи на моногибридное скрещивание:


Задача 1: Выпишите типы гамет, которые образуются у особей:

А) с генотипом ВВ; б) с генотипом Вв; в) с генотипом вв


Задача 2: У норки стандартный окрас меха (А) доминирует над алеутским (голубым) окрасом (а). Сколько типов гамет образуется у гомозиготной стандартной норки, у стандартной норки, гетерозиготной по аллелю алеутской окраски, у алеутской норки?


Задача 3: Парагемофилия – склонность к кожным и носовым кровотечениям – наследуется как аутосомно-рецессивный признак. Какова вероятность рождения больных детей в семье, где оба супруга страдают парагемофилией?


Задача 4: Миоплегия (периодические параличи) передается по наследству как аутосомно-доминантный признак. Определите вероятность рождения детей с аномалией в семье, где отец гетерозиготен, а мать не страдает миоплегией.


Задача 5: Длинная шерсть кошек рецессивна по отношению к короткой. Длинношерстная кошека, скрещенная с гетерозиготным короткошерстным котом, принесла 8 котят. 1) Сколько типов гамет образуется у кота? 2) Сколько типов гамет образуется у кошки? 3) Сколько фенотипически разных котят в помете? 4) Сколько генотипически разных котят в помете? 5) Сколько котят в помете с длинной шерстью?


Задача 6: Какими окажутся потомки по резус-фактору от резус-отрицательной женщины и гетерозиготного резус-положительного мужчины, если известно, что резус-фактор наследуется как обычный менделирующий признак, а резус-отрицательная кровь определяется аллелем d?


Подтема: Множественный аллелизм. Кодоминирование


  1. Объясните понятия:

Множественный аллелизм___________________________________________________________

__________________________________________________________________


Кодоминирование__________________________________________________

__________________________________________________________________


  1. Решите задачи:

Задача 1: Один из родителей имеет О (I) группу крови, а второй АВ (IV) группу крови. Какие группы крови будут у их детей?


Задача 2: Если родители являются гетерозиготами по А (II) и по В(III) группе крови, то какие группы крови унаследуют их дети?


Подтема: Неполное доминирование


  1. Объясните понятие:

Неполное доминирование_____________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Решите задачи:

Задача 1: Редкий ген (а) у человека вызывает анофтальмию (отсутствие глазных яблок), его аллель (А) обуславливает нормальное развитие глаз, у гетерозигот глазные яблоки уменьшены. Определите расщепление по фенотипу и генотипу у потомков, если их родители имеют уменьшенные глазные яблоки.


Задача 2: Нормальное развитие наружного уха у овец обусловлено геном А, его аллель ген а обуславливает безухость. У гетерозиготных особей Аа уши короткие. Установить генотип и фенотип потомков первого поколения, если короткоухая овца спарена с короткоухим бараном.


Подтема: Анализирующее скрещивание


  1. Что такое анализирующее скрещивание и каково его практическое значение? ____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________


  1. Решите задачи:

Задача 1: Белая окраска венчика у флокса доминирует над розовой. Скрещено растение с белой окраской венчика с растением имеющим розовую окраску. Получено 96 гибридных растений, из которых 51 имеет белую окраску, а 45 – розовую. 1) Какие генотипы имеют родительские растения? 2) Сколько типов гамет может образовать растение с белой окраской венчика? 3) Сколько типов гамет может образовать растений с розовой окраской венчика? 4) Какое соответствие по фенотипу можно ожидать в поколении F2 от скрещивания между собой гибридных растений F1 с белыми цветками?


Задача 2: Длинная шерсть персидских кошек (l) рецессивна по отношению к короткой шерсти (L) кошек других пород. Определите генотип короткошерстного кота, если в результате спаривания его с длинношерстной кошкой получено 3 длинношерстных котенка и 2 короткошерстных.


Задача 3: У свиней белая щетина доминирует над черной. Установите генотипы родителей, если при спаривании чернощетинной свиньи с белым хряком получено 15 белых поросят.



Тема: Дигибридное скрещивание . 3-й закон Г. Менделя


  1. Сформулируйте 3-й закон Г. Менделя (закон независимого комбинирования генов) _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


  1. Сформулируйте закон чистоты гамет: ____________________________

__________________________________________________________________


  1. Решите задачи:

Задача 1: Сколько типов гамет и какие именно образует организм:

А) с генотипом ААВВ; б) рецессивный по генам а и в?


Задача2: Сколько типов гамет и какие именно образует:

А) дигибрид АаВв б) дигибрид гомозиготный по одной паре аллелей?


Задача 3: У кур гороховидный гребень (Р) доминирует над простым, листовидным (р), а оперенность ног (F) – над голоногостью (f). Определить расщепление потомства по изучаемым признакам, если гетерозиготный петух по обоим признакам скрещен с такими же курами.


Задача 4: У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различных парах хромосом. Какими будут дети. Если их родители кареглазые правши, гетерозиготны по обоим признакам?


Задача 5: Фенилкетонурия (неспособность усвоения фенилаланина) и одна из редких форм агаммаглобулинемии швейцарского типа (обычно ведет к смерти до 6-ти месячного возраста) наследуются как аутосомно-рецессивные признаки.Какова вероятность рождения здоровых детей в семье, где оба родителя гетерозиготны по обоим парам генов?


Тема: Сцепленное наследование генов


  1. Дайте определение понятий:

Сцепленное наследование генов _____________________________________

_________________________________________________________________


Генетическая карта хромосомы __________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Кроссинговер ______________________________________________________

__________________________________________________________________


  1. Сформулируйте основные положения теории Томаса Моргана

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ответьте на вопросы:


Для чего составляют хромосомные карты? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


В каких единицах измеряют расстояние между генами в хромосомах?

__________________________________________________________________


Какое расстояние между в хромосоме обеспечивает совместное наследование генов, а какое - независимое? _________________________________________

__________________________________________________________________


  1. Решите задачи:

Задача 1: Определите генотипы и фенотипы потомков в F1 и F2, если растение с красными цветами (А) и махровым венчиком (В) гомозиготное по обоим признакам, скрещивается с растением с белыми цветами (а) и немахровым венчиком (в). Оба гена локализованы в одной хромосоме.


Задача 2: У кукурузы гены коричневой окраски (А) и гладкой формы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме., а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы семян также сцеплены. При скрещивании 2-х растений с коричневыми гладкими семенами и белыми морщинистыми семенами было получено 400 растений с коричневыми гладкими семенами и 398 растений с белыми морщинистыми семенами. Определите генотипы родительских форм и потомства.


Тема: Генетика пола


  1. Поясните понятия:

Признаки, сцепленные с полом _______________________________________

__________________________________________________________________


Гомогаметный пол _________________________________________________

Гетерогаметный пол ________________________________________________


Гомозиготное состояние гена ________________________________________

__________________________________________________________________


Гемизиготное состояние гена _________________________________________

__________________________________________________________________


Признаки, контролируемые полом_____________________________________

__________________________________________________________________


Признаки, ограниченные полом_______________________________________

__________________________________________________________________


Голандрические гены _______________________________________________


  1. Решите задачи:

Задача 1: Черная окраска кошек определяется геном В, рыжая – геном в. Эти гены расположены в Х хромосоме. В Y хромосоме они отсутствуют. Черепаховая окраска (присутствие и черного и рыжего цвета) соответствует генотипу ХВХв . Котов с черепаховой окраской не бывает. Определить какое получится потомство от скрещивания черного кота с кошкой, имеющей черепаховый окрас?


Задача 2: Отсутствие потовых желез у человека наследуется как рецессивный признак (с), сцепленный с Х хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, пол и вероятность рождения здоровых детей в этой семье.


Задача 3: У человека ген дальнозоркости (А) доминантен по отношению к гену нормального зрения, а ген дальтонизма (d )рецессивен и сцеплен с Х хромосомой. Дальнозоркая женщина, не страдающая дальтонизмом, отец которой был дальтоником, но хорошо видел вблизи, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и не страдающим цветовой слепотой. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дальнозорких детей- дальтоников и их пол.


Задача 4: От родителей, имеющих по фенотипу нормальное цветовой зрение родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик дальтоник. Чем это объяснить? Каковы генотипы родителей и детей?



Учебная литература:


1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, «Биология. Общая биология. 10-11 класс», М., изд-во Дрофа, 2010г, с 387

2. Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Биология, 10-11 класс, М., изд-во Просвещение, 2009г, с 304