Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Курский базовый медицинский колледж»
Щигровский филиал
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЯМ
ПМ 04 «Выполнение работ по профессии «младшая медицинская сестра». Решение проблем пациентов путем сестринского ухода»
МДК.04.01. «Теория и практика сестринского дела»
г.Щигры – 2016 год
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь для самоподготовки к занятиям ПМ 04 «Выполнение работ по профессии «младшая медицинская сестра». Решение проблем пациента путем сестринского ухода» МДК 04.01. «Теория и практика сестринского дела» предназначена для систематизации и знаний и умений студента, полученных на теоретических занятиях, и является дополнением к домашнему заданию студента.
Содержание рабочей тетради полностью соответствует требованиям Федеральных Государственных образовательных стандартов, рабочей программе профессионального модуля по специальностям: 34.02.01.Сестринское дело.
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов по МДК.01 Теория и практика сестринского дела составлена преподавателем первой квалификационной категории – Копылович М.В.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение в специальность. История сестринского дела……………………………………4
2. Философия сестринского дела……………………………………………………………….9
3. Модели сестринского дела. Сестринский процесс………………………………...............11
4. Общение и обучение в сестринском деле………………………………………………….17
6. Темы докладов и сообщений………………………………………………………………..21
7. Список рекомендуемой литературы………………………………………………………..22
Тема: Введение в специальность. История сестринского дела.
Цель работы: закрепить знания, полученные в ходе теоретических занятий «Введения в специальность», «История сестринского дела».
Задание 1.
Решите тестовое задание.
Вы берите правильный ответ!
1. Многопрофильное ЛПУ, занимающееся оказанием помощи населению в амбулаторных условиях и на дому называется:
а) диспансер;
б) поликлиника;
в) медсанчасть;
г) стационар;
2. Впервые женский труд по уходу за больными и ранеными в лазаретах был применен при царе
а) Алексее Михайловиче;
б) Иване Грозном;
в) Петре Первом;
г) Александре III;
д) Николае I.
3. Родоначальницей сельской медицины является:
а) Екатерина Бакунина;
б) Дарья Михайлова;
в) Юлия Вревская;
г) великая княгиня Елена Павловна.
4. Старейший принцип биомедицинской этики:
а) «не навреди»;
б) «говори правду»;
в) «соблюдай автономию пациента»;
г) «будь справедлив»;
5. Год образования Свято-Троицкой общины:
а) 1820;
б) 1844;
в) 1854;
г) 1944.
6. Международное общество Красного Креста было создано по инициативе
а) Анри Дюнана;
б) Флоренс Найтингейл;
в) Екатерины Бакуниной;
г) Николая Пирогова;
д) Великой княгини Елены Павловны.
7. Международное общество Красного Креста было основано в
а) 1566 году;
б) 1814 году;
в) 1863 году;
г) 1919 году.
8. Российское общество Красного креста было создано на базе
а) Крестовоздвиженской общины;
б) Царскосельского госпиталя;
в) Георгиевской общины;
г) общины Святой Елизаветы.
9. Основоположником системы ухода за пациентами является
а) Юлия Вревская;
б) Флоренс Найтингейл;
в) Екатерина Бакунина;
г) Дарья Севастопольская;
д) Николай Пирогов.
10. Сестра милосердия Флоренс Найтингейл признана основоположницей сестринского дела за
а) участие в ВОВ;
б) участие в Крымской войне;
в) участие в Крымской войне и создание записок об уходе, создании моделей школ сестринского дела;
г) участие в ВОВ и создание записок об уходе.
11. Международный День медицинских сестер отмечается
а) 12 марта;
б) 10 мая;
в) 12 мая;
г) в третье воскресенье июня.
12. Программный документ «Философия сестринского дела в России» был принят в
а) Алма-Ате (январь 1995);
б) Москве (октябрь 1993);
в) Санкт-Петербурге (май 1991);
г) Голицыно (август 1993);
д) Каменск-Подольск (январь 1995).
Установите соответствие!
13. Вид ЛПУ Места оказания помощи:
Больница а) оказание помощи на дому и в
амбулаторных условиях;
Поликлиника б) оказание помощи в условиях
стационара
в) оказание специализированной помощи больным с определенным заболеванием
14. Подразделение ЛПУ Медицинская документация:
Пост а) журнал учета переливаний крови и
кровезаменителей;
Приемное отделение б) Журнал госпитализации;
Процедурный кабинет в) Порционное требование;
г) Талон на прием к врачу
15. Место деятельности м/с Должностные инструкции:
Палатная м/с а) измеряет температуру тела;
Процедурная м/с б) проводит первичную санобработку;
в) осуществляет в/в вливания
Задание № 2.
Закончите предложения!
1. В обучении уходу за больными и ранеными в Свято – Троицкой общине сестер милосердия принимал участие великий хирург, которого считают основателем сестринского дела в России. Это был _____________________
2. «Вечная истина» для медицинских работников, сформулированная еще во времена Гиппократа гласит: НЕ _______________________!
3. Напишите имя автора великой клятвы медицинских сестер, слова которой звучат актуально и сегодня:
«Перед богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю: вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности. Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного, и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.
Я буду делать всё, что в моих силах, чтобы повышать и поддерживать уровень моей профессии.
Я буду держать в секрете свою личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родственниками Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех, кто доверился моей заботе»
________________________________________________________________
4. Даша Севастопольская – это псевдоним. А каковы ее настоящие фамилия, имя, отчество? ____________________________________________________________
5. Автор знаменитых записок об уходе _____________________________________
6. Больницы (стационары) бывают многопрофильные и _________________________
7. Основной принцип работы поликлиники___________________________________
8. В лечебном отделении больницы производится оказание экстренной медицинской помощи, проведение лечения и _____________________________________________
9. Многопрофильные ЛПУ, специализирующиеся на оказании специализированной помощи населению в амбулаторных условиях и на дому, называются__________________
10. Три направления в системе здравоохранения России: ________________, страховая и коммерческая медицина.
Задание 3.
Охарактеризуйте 3 фольклорных образа:
«Сестра – мать» | Сестра – божий работник» | «Сестра- служанка врача и больного» |
| | |
Тема: Философия сестринского дела.
Цель работы: овладеть философией сестринского дела, усвоить как науку, быть защитником интересов пациента.
Задание № 1.
Постарайтесь ответить своими словами и проверить правильность ответа по учебнику.
Дайте определение сестринского дела
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В чем, по вашему мнению, главная задача сестринского дела?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение «Пациент»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение «Медицинская сестра»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение «Окружающая среда»
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение «Здоровье»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение «Болезнь»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2.
Как должны строиться отношения сестринского персонала и пациента (медицинской сестры и родственников), какие известны модели взаимоотношений медработников и пациентов (воспользуйтесь дополнительной литературой).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.
Определите четыре уровня деятельности медицинской сестры.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4.
Философия сестринского дела основывается на четырех основных понятиях, перечислите их.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5.
К этическим элементам сестринского дела относятся обязанности (правила, действия, команды), ценности (идеалы, желаемые цели), добродетели (личностные качества).
Задание:
Назовите, какими обязанностями должна обладать медицинская сестра: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите ценности, которые должна иметь медицинская сестра: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите добродетели современной медицинской сестры ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: «Модели сестринского дела. Сестринский процесс»
Цель работы: изучить разнообразие моделей сестринского ухода. Научиться вести сестринский процесс, согласно модели В.Хендерсон.
Задание № 1.
Дайте сравнительную характеристику моделям сестринского ухода!
А втор показатели | В.Хендерсон | Аллен | Орем |
Источник проблем | | | |
Направление вмешательства | | | |
Цель ухода | | | |
Сестринское вмешательство | | | |
Оценка качества сестринского ухода | | | |
Роль медсестры | | | |
Задание №2.
Выполните тестовое задание.
Выберите правильный ответ!
1.Физиологическая потребность по Маслоу:
а) избегать опасности;
б) работать;
в) есть;
г) все вышеперечисленные.
2. Первый этап сестринского процесса – это:
а) оценка состояния пациента методом сестринского обследования;
б) определение проблем пациента;
в) планирование ухода;
г) реализация плана.
3. Физиологическая потребность по Маслоу:
а) избегать опасности;
б) работать;
в) есть;
г) все вышеперечисленные.
4. Сестринский диагноз определяет:
а) болезнь;
б) реакцию организма в связи с болезнью;
в) психосоциальные отклонения в состоянии здоровья;
г) эмоциональные реакции.
5. Укажите основные понятия сестринского дела:
а) пациент;
б) окружающая среда;
в) медсестра;
г) всё вышеперечисленное.
6. Постановка целей ухода необходима для определения:
а) направленности вмешательства и определения его эффективности;
б) условий реализации плана вмешательств;
в) конечного срока сестринского вмешательства;
г) действий сестры.
7. Каждая цель включает компоненты:
а) действие и время;
б) действие, критерии, условия;
в) с помощью кого осуществляется уход;
г) критерии, условия.
8. К социальным потребностям относится:
а) спать;
б) одеваться, раздеваться;
в) добиваться успеха;
г) есть.
9. Гармония личности с окружающей средой:
а) здоровье;
б) потребность;
в) проблема;
г) пациент.
10. К независимым сестринским вмешательствам относится:
а) подача кислорода пациенту;
б) постановка клизмы пациенту;
в) выполнение инъекций пациенту;
г) рекомендации по диете.
Задание № 3.
Составьте обзорную таблицу «Этапы сестринского процесса»!
Этапы | Название | Цель | Действия медицинской сестры |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
3адание №4.
Решите задачу!
Участковая м/с посещает пациента – 18лет, сахарный диабет, инсулинозависимый тип, посещение вызвано тем, что пациент очень долго не являлся на прием к врачу. При беседе с больным выяснилось что у него слабость, жажда, кожный зуд, пациент угнетен, он устал вести такой образ жизни, нарушает режим введения инсулина. Живет с родителями в отдельной квартире, своими проблемами с ними не делится. Учится в колледже, друзей почти нет.
Пациент пониженного питания, кожа сухая, со следами расчесов, в легких дыхание везикулярное, тоны сердца ясные, ритмичные. АД 120/80 мм рт. ст. , частота ДД 18, живот мягкий безболезненный.
Выявите нарушенные потребности у данного пациента?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5.
Укажите правильные ответы!
1.Иерархия потребностей пациента разработана:
а) Хендерсон;
б) Орэм;
в) Маслоу;
г) Найтингейл.
2. К физиологическим потребностям относится:
а) Общение;
б) Безопасность;
в) Питание;
г) Учение.
3. К социальным потребностям относится:
а) Работа;
б) Игра;
в) Движение;
г) Общение.
4. Укажите генетические факторы риска:
а) Пол;
б) Гиподинамия;
в) Экология;
г) Избыточная масса тела.
5. Количество этапов сестринского процесса:
а) 3;
б) 5;
в) 10;
г) 14.
6. К зависимым сестринским вмешательствам относится:
а) Смена постельного белья пациенту;
б) Кормление пациента;
в) Раздача лекарственных средств пациенту;
г) Измерение А/Д.
7. К независимым сестринским вмешательствам относится:
а) Подача кислорода пациенту;
б) Постановка клизмы пациенту;
в) Выполнение инъекций пациенту;
г) Рекомендации по диете.
Дополните предложения!
8. Сестринское обследование


Объективное _8.1___________________________
9.Проблемы пациента:
9.1.
9.2.
10. Сестринские диагнозы:
10.1. Физиологические
10.2
10.3
Задание 6.
Прочитайте условие задачи!
Участковая сестра по просьбе врача посетила на дому Ирину В., 19 лет. Два дня назад Ирина заболела ангиной. Говорит, что чувствует себя плохо. Ее то знобит, то бросает в жар, все ее тело покрывается потом. При попытке подняться с постели кружится голова и приходится ложиться опять, с трудом добирается до туалета. Больно глотать, поэтому ничего не ест и не пьет. Плохо спит из-за тошноты, ощущения тяжелой головы, влажного белья. Жалуется на духоту в комнате, но домашние отказываются проветривать, опасаясь еще сильнее простудить девушку. Волнуется из-за того, что пропускает слишком много занятий.
Осуществите сестринский процесс, занося данные в таблицу!
Нарушенные потребности пациента | Проблемы пациента | Цели | Сестринские вмешательства |
| Настоящие проблемы | Краткосрочные | Зависимые |
| | |
Потенциальные проблемы | Независимые |
| |
Приоритетные сестринские диагнозы | Долгосрочные | Взаимозависимые |
| | |
Тема: Общение и обучение в сестринском деле.
Цель работы: научиться общению с пациентами, их родственниками и друзьями. Усвоить типы общения, важность самоконтроля медицинской сестры. Разыграть на занятии возможные ситуации общения и обучения.
Задание № 1.
Постарайтесь ответить своими словами и проверить правильность ответа по учебнику!
Дайте определение «Общение»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение «Общение в сестринском деле»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровни общения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функции общения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Типы общения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Средства общения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды общения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стили общения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Факторы, способствующие общению:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите зоны комфорта при общении:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 2.
Постарайтесь ответить своими словами и проверить правильность ответа по учебнику!
Дайте определение «Обучение»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дайте определение «Обучение в сестринском деле» ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3.
Постарайтесь ответить своими словами и проверить правильность ответа по учебнику!
В чем заключается функция медицинской сестры как преподавателя:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите основные мотивации обучения пациентов:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие педагогические приемы чаще всего используются:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как осуществляется оценка качества и эффективности обучения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы задачи обучения в сестринском деле:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перечислите методы обучения пациента:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От каких факторов зависит готовность пациента к обучению:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4.
Решите задачи!
Задача № 1.
Пациента А., 40 лет, беспокоит кашель с отделением мокроты «полным ртом» с отвратительным запахом. Мокроты выделяется до 600 мл в сутки, грязная с кровью, при отстое 3-х слойная, ознобы, температура тела до 40° С, резкая общая слабость, головная боль.
При обследовании: состояние больного тяжелое, испуган, гиперемия лица, пульс 110 в мин., ЧДД - 26 в мин., АД - 100/80 мм рт. ст. в легких выслушиваются влажные хрипы.
Задание:
Выделите факторы, препятствующие эффективному общению с пациентом.
Какие методы обучения можно использовать при обучении близких пациента по уходу за лихорадящим больным.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача № 2.
Больной Р., 37 лет, поступил в клинику с жалобами на выраженную жажду (выпивает в сутки 15-18 литров воды), частое обильное мочеиспускание, головную боль, повышенную утомляемость, похудание. Заболел месяц назад после перенесенного гриппа. Не лечился. Попытки воздержания от употребления воды резко ухудшают общее состояние.
При объективном осмотре: рост 172 см, масса тела 55 кг, кожа сухая, имеются опрелости, пульс 74 в 1 мин., ритмичный, АД - 170/80 мм рт. ст.
Задание:
Выделите факторы, препятствующие эффективному общению с пациентом.
Какие методы обучения можно использовать при обучении близких пациента по уходу за кожей.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задача №3
Прочтите отрывок:
Медсестра: «У меня было четверо пациентов. Они все время требовали каждый свое, и я ничего не успевала. Пациент скажет- я бегу! Одного надо было учить, как ему вставать после операции, другим тоже было многое надо. Вхожу в палату, и начинается: у одного капельница не идет, я с ней вожусь, тут выясняется, что другому забыла таблетки дать – бегу за таблетками, третьего вдруг тошнить начинает – судорожно придумываю как сделать, чтобы его рвало не на себя; четвертый пить хочет… И тут выясняется, что время к обеду, а я их даже не помыла».
Задания:
Охарактеризуйте стиль и вид общения___________________________________________
Назовите основные ошибки медсестры___________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложите свой вариант общения______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дорогие студенты, помните!
В процессе работы с рабочей тетрадью можно подготовить доклады, сообщения и презентации (не менее 10 слайдов) на дополнительную отметку.
Темы для сообщений:
1.История сестринского дела, как часть истории человечества.
2. История становления национальных обществ и международных организаций Красного Креста и Красного Полумесяца.
3. История создания ВОЗ.
4. Общины сестер милосердия.
5. Вклад Ю. Вревской в развитие сестринского дела.
6. Вклад Е.Бакуниной в развитие сестринского дела в России.
7. Даша Севастопольская – кто она?
8. Сестра милосердия княжна Елизавета Федоровна.
9. Развитие сестринского дела в послереволюционный период.
10. Медицинские сестры в годы ВОВ 1941-1945 гг.
11. Наследие Ф. Найтенгейл.
12. Профессиональная этика и биомедицинская этика в работе медицинской
сестры.
13. Биомедицинская этика в процессе обучения студентов медицинских колледжей.
14. Модели сестринского дела.
15. Проблемы психо-эмоциональной устойчивости медицинских сестер,
16.Проблемы и пути их преодоления во взаимоотношениях пациент-медсестра.
17.Философские и нравственно-этические аспекты деятельности
медицинской сестры.
18. Роль сестринского персонала в национальном здравоохранении.
19. Культура сестринского дела.
20. Сестринское дело в памятниках литературы и искусства.
21. Сестринские периодические издания.
22. Некоторые аспекты международного сотрудничества в области сестринского дела.
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Нормативные документы
О состоянии и перспективах развития сестринского дела в Российской Федерации.
Отраслевая программа развития сестринского дела Российской Федерации.
Решение Коллегии министерства здравоохранения Российской Федерации «О доктрине среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации»
Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» ФЗ № 5487-1 от 22 июля 1993 г.
Приказ министерства здравоохранения СССР № 1030 от 4 октября 1980 г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждениях здравоохранения».
Приказ Министерства Здравоохранения СССР от 30 августа 1991 г. № 245 «О нормативах потребления этилового спирта для учреждений здравоохранения, образования и социального обеспечения»
Учебники и пособия:
Мухина С.А., Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.
Мухина С. А. , Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Москва, Издательская группа «Гэотар-Медиа». 2008.
Дополнительные источники:
Заветы Флоренс Найтингейл. История сестринског дела: Учебное пособие∕ Составитель Ф.А. Шакирова. – М.: ГОУ ВУНМЦ по непрерывному медицинскому и фармакологическому образованию, 2000.
Как правильно принимать лекарства. Приложение к журналу «Сестринское дело» № 4 2005 г.
Пастернак А.В. Очерки по истории общин сестёр милосердия. – М.: Свято-Дмитриевское училище сестёр милосердия, 2001.
Работа медицинской сестры с лекарственными препаратами. Приложение к журналу «Сестринское дело» № 4, 2006 г.
Сестринский процесс: Учеб. Пособие: Пер. с англ. ∕Под общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2004.
Теория и концептуальная модель: Учеб. Пособие: Пер. с англ. ∕Под общ. ред. Проф. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
Хетагурова А.К. «Проблемы этики и деонтологии в работе медицинской сестры» Приложение к журналу «Сестринское дело» № 1 2008 г.
Шпирина А.И., Коноплёва Е.Л., Евстафьева О.Н. Сестринский процесс, универсальные потребности человека в здоровье и болезни ∕Уч. Пособие для преподавателей и студентов. М.; ВУНМЦ 2002.
Этический кодекс медицинской сестры России. Ассоциация медицинских сестёр России, Санкт-Петербург 1996, составитель А.Я. Иванюшкин.
Ярцева Т.Н., Плешкан Р.Н., Собчук Е.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: – 4.I. – М.: АНМИ, 2005.
Ссылки на электронные источники информации:
1. Информационно-правовое обеспечение:
2. Система «Консультант».
3. Система «Гарант».
Профильные web-сайты Интернета:
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http/www.minzdravsoc.ru) 2. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http/www.rospotrebnadzor.ru) 3. Информационно-методический центр «Экспертиза» (http/www.crc.ru) 4. Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http/www.mednet.ru).
2