рабочая тетрадь по МДК 01.01 Участие в проектировании зданий и сооружений по теме ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ |
|
Специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» |
|
|
comp6-class1 |
|
|
Рецензент:
Главный специалист строительного отдела МО «Кяхтинское» - Сафронова Г.Ю.
Агарева Н.Ш.
Рабочая тетрадь модуля ПМ 0.1 «Участие в проектировании зданий и сооружений»
по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Рабочая тетрадь разработана в соответствии с рабочей программой
профессионального модуля ПМ.01«Участие в проектировании зданий и сооружений» по специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений
Предназначается в качестве
дидактического материала для преподавателей специальных дисциплин, мастеров
производственного обучения.
Содержание
стр.
Введение………………………………………………………………………… …..5
понятие «архитектура». Сведения истории архитектуры и их
значение в профессиональной деятельности……………………………….7
факторы, определяющие архитектуру. Понятие «архитектурного
стиля……………………………………………………………………….. ….9
2.1 Факторы, определяющие архитектуру…………………………… ……9
2.2 Понятие «архитектурного стиля»…………………………. ………….10
2.3 Тест 1……………………………………………………………….........13
3. Приёмы архитектурно – композиционных решений………………….. ….16
3.1 Тест 2…………………………………………………………………….20
4. Архитектурный масштаб, пропорции и функциональная
целесообразность…………………………………………………………….23
5. Первобытные постройки, их социальная идея и конструкции…………....24
6. Искусство Древнего Египта: основные постройки, конструктивные
особенности, социальная идея и средства художественной
выразительности ……………………………………………………………..25
7. Архитектура античного мира. Древняя Греция: строительные материалы
и конструкции, ордерная система…………………………………………...26
8. Архитектура Древнего Рима. Строительные приёмы, инженерные
сооружения, градообразующие ансамбли…………………………………. 27
9. Архитектура эпохи феодализма. Византийская крестово-купольная
система………………………………………………………………………... 28
10. Архитектура средневековья. Готический стиль в создании храмовой
архитектуры………………………………………………………………….. 29
11. Архитектура эпохи Возрождения. Классицизм и барокко в экстерьере
и интерьере зданий и городских ансамблей……………………………… 30
12. Практическая работа №1: Проработка особенностей ордерной системы.. 31
13. Архитектура Древней Руси 10-11 веков. Образование классового
общества и новых форм культуры и искусства…………………………… 32
14. Создание национальной русской архитектуры в 11-12вв. Архитектура
соборов Киева, Владимира, Суздаля, Пскова……………………………… 33
15. Раннемосковское зодчество 14-15вв……………………………………….. 34
16. Архитектура Московского государства 15-16 веков. Реконструкция и строительство соборов Московского Кремля…………………………………… 35
17. Архитектура 17века. Стилевые особенности культовых построек
и гражданских зданий……………………………………………………….. 36
18. «Московское барокко» на примере культовых построек, жилых домов, общественных зданий. Преемственность деревянного зодчества в каменных постройках ………………………………………………………………………….37
19. Практическая работа №2: Особенности крестово-купольной системы
построения храма и основные направления построения гражданских
зданий …………………………………………………………………………38
20. Архитектура Российской империи 17-19 веков: градостроительные
ансамбли ………………………………………………………………………39
21. Развитие строительной индустрии в 19 веке. Смешение стилей.
стиль «модерн»………………………………………………………………40
22. Архитектура Московских вокзалов и их градообразующее значение……..41
23. Стилевые особенности построек в предреволюционной Москве на
примере городских особняков……………………………………………… 42
24. Практическая работа №3: Творчество архитекторов в стиле
«Неорусский модерн»………………………………………………...43
25. Развитие архитектуры советского периода 1917-1932гг. и её основные направления…………………………………………………………………………44
26. Неоклассицизм и авангардизм и их проявления в архитектуре начала
20 века………………………………………………………………………….45
27. Советская архитектура предвоенного времени. Проект Дворца Советов
в Москве ………………………………………………………………………46
28. Первый комплексный Генеральный план Москвы…………………………47
29. Жилищное строительство в послевоенные годы. Типовое проектирование
в 1945-1954гг …………………………………………………………………48
30. Типизация и стандартизация в строительстве и архитектуре 60-х годов
на примере застройки жилых микрорайонов………………………………49
31. Генеральный план Москвы 1971……………………………………………50
32. Сохранение традиций и разработка новых тенденций в годы перестройки ..51
33. Практическая работа №4: Основные направления и тенденции развития архитектуры Москвы………………………………………………………… ......52
34. Застройка исторически сложившегося центра столицы …………………53
35. Коммерческие и жилые здания. Проекты обновления и реконструкции
Москвы…………………………………………………………………………..54
Введение
Рабочая тетрадь студента (РТС) предназначена для закрепления знаний, полученных на лекционных занятиях и формирования навыков самостоятельной работы по теме «История архитектуры».
Задача РТС – упростить и ускорить работу, помочь систематизировать важнейшие материалы изучаемого курса, развить способность студента логично и содержательно выражать свои мысли в письменной форме.
РТС состоит из рекомендаций к изучению темы, письменных заданий, списков источников и литературы по темам.
Изложенные в РТС рекомендации к изучению темы ориентируют внимание учащихся на рассмотрение наиболее важных и проблемных аспектов темы, направляют внимание студента на уяснение концептуальных особенностей изучаемого метода.
Письменные и тестовые задания предназначены для активизации проблемного мышления. Письменные ответы требует от студента критического осмысления различных точек зрения на изучаемые в процессе курса проблемы, способствуют выработке письменных навыков изложения критических комментариев и аналитических рассуждений по поводу рассматриваемого материала.
Список источников и литературы составлен в соответствии с вопросами, на которые необходимо письменно ответить, прокомментировав рассматриваемый источник.
Важной задачей при выполнении письменных работ является формирование навыков самостоятельных аналитических рассуждений относительно роли и места изучаемого памятника в истории архитектуры, их концептуальной и жанровой специфики.
В процессе работы над письменными заданиями студенты осваивают особенности истории архитектуры от первобытного периода до нашего времени, проводят сравнительный анализ архитектурных школ и концептуальных подходов к архитектурному стилю.
Наряду с теоретическим анализом концепций в структуру заданий включены вопросы по сравнительно-историческому осмыслению фундаментальных архитектурных понятий и категорий. Таким образом, при выполнении письменных заданий осуществляется два принципа работы с материалом: синхронный и диахронный. Сочетание синхронного и диахронного подходов к изучению истории архитектуры позволяет сформировать историчность теоретического мышления, активизировать процесс творческого освоения материала, выработать практические навыки критического изложения мысли, тем самым расширить диапазон методов самоконтроля и самоанализа.
Письменные задания в РТС являются одной из форм текущего внутрисеместрового контроля знаний.
1. Понятие «архитектура». Сведения истории архитектуры и их значение в профессиональной деятельности.
Архитектура_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Архитектура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-
Все специалисты, участвующие в создании зданий и сооружений, должны хорошо представлять:
_________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________--.
Особенно тесное взаимодействие необходимо между архитектором и инженером-строителем. Последний должен:
___________________________________________________________
_________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
___________________________________ сведения по истории архитектуры___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Факторы, определяющие архитектуру. Понятие «архитектурного стиля».
2.1 Факторы, определяющие архитектуру
Архитектура – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Главная задача архитектуры - ________________________________________________________________________________________________________________________________________
Функция, конструкция, форма – ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________:
– ________________________________________________;
– ________________________________________________;
– _________________________________________________________________________________________________.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________тип архитектурного сооружения, ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________стоечно-балочная система. ______________________________________________ вертикали-опоры и горизонтали-балки ______________________________________________________________________________________________________________________________.
Ордер – ______________________________________________________.
Ордер___________________________________________________________________________________________ – колонна – ______________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ архитектурного стиля.
2.2 Понятие «архитектурного стиля»
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________ "стиль" ______________ Стилем____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________национального своеобразия архитектуры отдельной страны. ___________________________________________________________________________________________________лучших традиций предшествующих стилей с новыми решениями в процессе формирования новых архитектурных направлений. _____________ античный ордер_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ордерное членение стены, решенная в ордере аркада, ____________________________________________________________________________архитектуры Возрождения, ____________________________________________.Cтрогая готика и пышное барокко, ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ "модерн" _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ неоклассицизм _________________________________________________________________________, постмодернизм ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________. ________________________________________________________________________________решением важных социальных и художественных проблем. Функциональная организация_________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ научно-техническая революция _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ТЕСТ 1
1. Что называется архитектурой:
1) искусство проектировать и строить;
2) система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей;
3) художественное оформление зданий;
4) материальные объекты, выражающие социальный заказ общества?
2. Кому принадлежит определение «архитектура – это польза, прочность, красота»:
1) древнеримскому зодчему Витрувию;
2) архитектору эпохи Возрождения Виньоле;
3) архитектору эпохи Возрождения Браманте;
4) архитектору XX в. Ле Корбюзье?
3. В чём заключается главная цель создания объектов архитектуры:
1) применяя средства архитектурной композиции, достичь оптимальных соотношений отдельных частей здания для придания выразительности его архитектурному образу;
2) подчеркнуть общественно значимое содержание сооружения, отразить в архитектурном образе функциональную направленность;
3) в организации внутреннего пространства и оптимальном решении внешних объемов в соответствии с назначением здания и его конструктивной основой;
4) в выявлении и отражении в архитектурных формах конструктивной системы объекта и взаимодействия ее основных элементов?
4. Какие основные задачи решает архитектор:
1) создание пространственной среды для комплекса процессов, связанных с жизнедеятельностью человека;
2) строительство промышленных предприятий, общественных зданий, инженерных сооружений;
3) проектирование и строительство жилых домов, промышленных предприятий;
4) строительство заводов, предприятий стройиндустрии?
5. Каким основным требованиям должны отвечать архитектурные произведения:
1) функциональной целесообразности (польза);
2) иметь эстетический вид и быть прочными;
3) обеспечивать единство функциональной необходимости, конструктивной надёжности и архитектурно-художественной выразительности;
4) удовлетворять потребности заказчика и замыслы архитектора?
6. Гармония в архитектуре – это
1) архитектурно решенное внутреннее пространство здания, обеспечивающее благоприятные условия жизнедеятельности человека;
2) эстетическая категория, основанная на целостности и совершенстве организации архитектурного объекта по принципу сочетания отдельных его элементов, различных по форме и содержанию;
3) композиция на основе простых геометрических форм (куб, параллелепипед и т. д.);
4) пространственная форма объекта, развитая по трем координатам, равно воспринимаемая со всех сторон.
7. Почему архитектуру считают искусством:
1) отражает социально-художественные идеи общества;
2) произведения архитектуры обозревает и оценивает народ;
3) включает черты национальной художественной культуры;
4) архитектура – прикладное искусство как результат творческого процесса, учитывающего материальные и эстетические запросы общества?
8. Архитектурный стиль – это
1) совокупность основных черт и признаков архитектуры, характерных для определенного времени и места;
2) пространственная искусственная среда для жизнедеятельности людей, созданная по законам красоты;
3) выявление и отражение в архитектурных формах конструктивной системы объекта и взаимодействия ее основных элементов;
4) закономерное чередование или повторение в архитектурном объекте определённых архитектурных элементов (деталей, форм, объемов).
9. Что такое архитектурный образ произведения:
1) гармоническое сочетание архитектурных форм, композиционных элементов объекта, определяющих его конфигурацию (силуэт);
2) художественная выразительность объекта;
3) гармоническое единство композиции внутреннего пространства и внешних форм;
4) стереометрическое очертание поверхности элемента, его геометрический вид, очертание?
10. Что такое архитектурный ансамбль:
1) закономерное и оптимальное сочетание внешних объемов и внутреннего пространства в единую гармоническую форму;
2) гармоническое сочетание архитектурных форм композиционных элементов объекта, определяющих его конфигурацию (силуэт);
3) гармоническое единство архитектурных сооружений в пространственно организованной среде на основе определенного идейно-художественного содержания и композиционного замысла;
4) архитектурно-планировочные схемы расположения помещений на основе функциональной взаимозависимости
3. Приёмы архитектурно – композиционных решений.
Архитектурно - композиционное решение здания — _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Архитектоника - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Архитектурная композиция — _____________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________:
_________________________________________________________;
________________________________________________________________________________________________________________________;
______________________________________________________________________________________________________________________.
Виды архитектурной композиции
_________________________________________________________________:
____________________________________________________________,
____________________________________________________________,
_________________________________________________________,
_________________________________________________________.
Признаком, отличающим фронтальную композицию,_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Объемная композиция____________________________________________________________________________________________________________________________________.
_____________________________________________________________:
_________________________________________________________,
_________________________________________________________,
_________________________________________________________,
____________________________________________________________,
_________________________________________________________.
_______________________________________________________________:
_________________________________________________________,
_________________________________________________________,
_________________________________________________________,
_________________________________________________________,
_________________________________________________________,
_________________________________________________________.
Пропорции — ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Ритм — ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Контраст — _____________________________________________________________________________________________________________________________________.
Симметрия —________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Асимметрия — ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
___________________________________________________________объёмно-пространственная структура изделия. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________объеми пространство.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Композицию внутреннего пространства здания___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(функциональный процесс, конструктивная система, условия внешней среды и требования экономики).
________________________________________композицию внутреннего пространства здания и его внешнего объема__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
В основу планировочного решения здания________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
тест 2
11. Что включает понятие «строительство»:
1) процесс создания материальных благ (зданий и сооружений);
2) проектирование и возведение зданий и сооружений;
3) область производства, требующая инженерных расчётов и художественного творчества;
4) архитектурная деятельность, связанная с созданием архитектурных произведений?
12. Чем определяется необходимость строительства зданий:
1) замыслом архитектора;
2) решением отдельных государственных личностей;
3) наличием материалов и специалистов;
4) социальным заказом общества?
13. Архитектурная композиция – это
1) гармоничное единство архитектурных сооружений на основе определенного идейно-художественного содержания и композиционного замысла;
2) гармоническое сочетание архитектурных форм композиционных элементов объекта, определяющих его конфигурацию;
3) стереометрическое очертание поверхности элемента, его геометрический вид, очертание;
4) закономерное и оптимальное сочетание внешних объемов и внутреннего пространства в единую гармоническую архитектурную форму, отвечающую своему назначению и основным требованиям.
14. Что является главной целью создания архитектурной композиции здания или сооружения:
1) единство и соподчинённость основных элементов архитектурного произведения с учётом его конструктивной основы и решения функциональных и эстетических требований;
2) ритмическое построение архитектурных форм;
3) единство целого и частного;
4) художественное выражение инженерной мысли?
15. Архитектурная форма – это
1) согласованность и целостность архитектурного произведения на основе единства и соподчиненности;
2) закономерное и оптимальное сочетание внешних объемов и внутреннего пространства в единую гармоническую форму;
3) стереометрическое очертание поверхности элемента, его геометрический вид;
4) совокупность основных черт и признаков архитектурного произведения.
16. Объемно-пространственная структура архитектурного произведения – это
1) сочетание и гармоничное единство его внутреннего пространства и внешних объёмов на основе функционального назначения;
2) пространственная форма объекта, развитая по трем координатам, равно воспринимаемая со всех сторон;
3) композиция, имеющая развитие по глубинной координате;
4) целостная художественно-выразительная система форм, отвечающая назначению здания.
17. Основные типы объемно-пространственной структуры архитектурного произведения:
1) стеновая, стоечно-балочная (каркасная), купольная;
2) фронтальная, объемная, глубинно-пространственная;
3) компактная, центрическая, смешанная, открытая, замкнутая;
4) осевая, зеркальная, диагональная, винтовая.
18. Композиция внутреннего пространства – это
1) композиция, отличающаяся преобладанием размеров по высоте и протяженности здания над размерами по глубинной координате;
2) выявление и отражение в архитектурных формах конструктивной системы объекта и взаимодействия ее основных элементов;
3) композиция, имеющая развитие по трём координатам;
4) композиционное построение и сочетание отдельных помещений по принципу единства и функциональной целесообразности, конструктивной основы и художественной выразительности.
19. Назовите основные виды композиции зданий по характеру построения архитектурных объемов:
1) фронтальная, объемная, пространственная;
2) стеновая, стоечно-балочная, каркасная, купольная;
3) компактная, центрическая, смешанная, открытая, замкнутая;
4) простая, сложная.
20. Назовите основные архитектурно-планировочные схемы группировки внутреннего пространства:
1) коридорная, галерейная, анфиладная, зальная, секционная, смешанная;
2) стеновая, стоечно-балочная, каркасная, купольная;
3) простая (на основе простых геометрических фигур: куб, параллелепипед, конус и т. д.), сложная, комплексная;
4) фронтальная, объемная, пространственная (глубинная).
Литература
1. Н.П. Вильчик Архитектура зданий: Учебник.-М.: ИНФРА-М,2009.-303с.
2. СНиП 2.07.01-89*Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских
Поселений.Издан.официальн.-М.:Госстрой,1989.-56с.
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Строительство. Архитектура. http://www.window.edu.ru›Библиотека›
2. Каталог образовательных интернет ресурсов
http://www.edu.ru/modules.php
3. Электронные библиотеки :http://www.pravoteka.ru/ , http://www.zodchii.ws/ , http://www.tehlit.ru/
4. Специализированный портал по информационно-коммуникационным технологиям в образовании http://www.ict.edu.ru