СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа факультативного курса «Экология в экспериментах»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработанный факультативный курс предусматривает лекционно-практическую работу по программе, и представленные основы классической экологии помогут учащимся подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. По окончании лекционного курса учащиеся получают практические задания. Для выполнения данных заданий учащимся рекомендуется дополнительная литература и справочники. Уровень усвоения факультативного курса оценивается по результатам семинарского занятия представления и обсуждения результатов выполнения практических заданий и исследований.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа факультативного курса «Экология в экспериментах»»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 1»





РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей

_____________________________

Протокол № ____ от «____» _____ 2015 г.

    1. УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Лицей № 1»

_____________ Г.П.Мурашкин

«____» ________________ 2015г.




  1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Экология в экспериментах»

среднего общего образования

срок реализации 2 года


Составлена на основе элективного курса «Экология в экспериментах для 10-11 классов Е.И.Федрос, Г.А. Нечаев, Завучу на заметку: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа – М.: Вентана – Граф, 2005г.











Составитель:

Петрова И.В.

учитель химии и биологии













Воркута 2015

Пояснительная записка

Данная программа факультативного курса «Экология в экспериментах» составлена на основе: 1. Элективного курса «Экология в экспериментах» для 10-11 классов, составитель Е.И.Федорос, Г.А. Нечаев, Завучу на заметку: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа - М.: Вентана - Граф, 2005г. Цели и задачи:

  • Сформировать и развить у учащихся теоретические знания по экологии;

  • Воспитать у учащихся активную позицию в решении проблем, связанных с
    защитой окружающей среды;

  • Способствовать профессиональной ориентации учащихся.

Условия реализации программы:

  • факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов;

  • Набор в группы происходит на добровольной основе;

  • количество учащихся 15 человек.

Срок реализации программы 2 года: 34 часа в 10 классе, резерв учебного времени 3 часа; 34 часа в 11 классе, резерв учебного времени 1 час.

Актуальность данного курса в том, что он полезен тем учащимся, которые выбрали для себя профессиональную ориентацию в области естественных наук.

Разработанный факультативный курс предусматривает лекционно-практическую работу по программе, и представленные основы классической экологии помогают подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. По окончании лекционного курса учащиеся получают практические задания. Для выполнения данных заданий учащимся рекомендуется дополнительная литература и справочники.

Уровень усвоения факультативного курса оценивается по результатам семинарского занятия представления и обсуждения результатов выполнения практических заданий и исследований.

























Тематический план



п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе практические занятия


первый год обучения, 10 класс



1.

Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований.

1


2.

Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных.

12

6

3.

Экология особей. Биоэкологические исследования и эксперименты.

18

7

4.

Семинарское занятие.

3



Итого:

34

13





















Содержание программы

первый год обучения, 10 класс


Тема 1. Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований (1ч).

Лекции

Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Научные понятия.

Дополнительный материал

Логические приемы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование.

Тема 2. Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных (12 ч).

Лекции

Методы научного исследования: полевые и лабораторные эксперименты, полевые и лабораторные наблюдения, мониторинг.

Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, изучение литературы, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта (определение количества вариантов и повторений, определение действующих факторов и проверка соответствия принципу единственного различия (для модельных экспериментов), подбор частых методик исследования).

Проведение исследования: ведение документации, ошибки исследований. Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета.

Дополнительный материал

Структура научной работы: введение, обзор литературы, материалы и методика, анализ результатов, выводы и список литературы. Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.105-95.

Основы научно-библиографической работы: принципы построения систематических и алфавитных каталогов, принципы анализа научной литературы, правила цитирования и составле­ния списка литературы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84.

Основные понятия биометрии.

Статистический анализ количественной и качественной изменчивости одной выборки. Статистические методы проверки гипотез, сравнение двух выборок. Корреляционный анализ.

Практические занятия

Современные способы представления результатов. Построение таблиц, диаграмм, графиков.

Методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (ссылок и списка литературы).

Статистическая обработка данных исследования. Анализ количественной и качественной изменчивости одной выборки. Статистические методы проверки гипотез, сравнение двух вы­борок. Корреляционный анализ.




Тема 3. Экология особей. Биоэкологические исследования и эксперименты (18 ч).

Лекции

Экология, ее разделы. Основные понятия экологии особей. Окружающая среда, местообитание. Абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы. Экологическая пластичность (экологическая валентность). Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов на организмы: правило Либиха, правило Шелфорда.

Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва, живой организм.

Температура, влажность наземных местообитаний, соленость вод, свет как важнейшие экологические факторы. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов.

Биотические факторы: внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция, хищничество, паразитизм, аменсализм, мутуализм, комменсализм.

Основные направления и возможные темы работ по экологии особей. Требования к проведению этих работ, характеристика их уровня сложности.

Практические занятия

Направления и темы практических работ учащихся:

  • Влияние тяжелых металлов на рост и развитие проростков.

  • Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

  • Исследование интенсивности транспирации и фотосинтеза в зависимости от действия
    различных экологических факторов (свет, температура, освещенность).


  • Исследование дневного хода интенсивности транспирации, фотосинтеза и дыхания.

  • Влияние условий питания на прирост растений.

  • Оценка состояния водного баланса у растений разных экологических групп.

  • Определение содержания хлорофилла у растений разных экологических групп.

  • Влияние света на прорастание семян и развитие проростков.

  • Определение солеустойчивости злаков по всхожести семян.

  • Растения как индикаторы состояния окружающей среды. Обнаружение нитратов в растениях.

  • Оценка показателей здоровья человека. Определение хронобиологического типа. Типа
    высшей нервной деятельности.

Тема 4. Семинарское занятие (3ч).

Обсуждение и представление результатов выполнения практических заданий и исследований.


Резерв учебного времени 3 часа.

















Тематический план



п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

В том числе практические занятия


второй год обучения, 11 класс



1.

Экология популяций. Биоэкологические исследования и эксперименты

18

6

2.

Экология сообществ. Биологические исследования и эксперименты.

13

7

3.

Семинарское занятие.

3



Итого:

34

13

































Содержание программы

второй год обучения, 11 класс

Тема 1. Экология популяций. Биоэкологические исследования и эксперименты (18 ч).

Лекции

Основные понятия экологии популяций. Численность популяции. Плотность популяции. Рождаемость. Смертность. Прирост популяции. Темп роста. Возрастная и половая структура популяции.

Пространственная структура популяций. Типы использования территории животными.

Динамика численности популяций при освоении нового местообитания и в освоенной среде. Экспоненциальная и логистическая модели роста популяций. Модель взаимодействия популяций хищника и жертвы.

Дополнительный материал

Жизненные стратегии.

Факторы и механизмы, регулирующие численность популяции. Ультимативные факторы: климатические изменения, межвидовые взаимоотношения (межвидовая конкуренция, экологическая ниша, «хищник — жертва», «паразит — хозяин» косвенные взаимоотношения растений). Сигнальные факторы: сигнальные уровни численности, эффект группы, эффект массы, принцип Олли. Механизмы изменения численности популяции.

Основные направления и возможные темы работ по экологии популяций. Требования к проведению этих работ, характеристика их уровня сложности.

Практические занятия

Направления и темы практических работ учащихся:

  • Оценка некоторых показателей здоровья групп людей.

  • Компьютерное моделирование динамики численности популяций:
    экспоненциальная модель роста, логистическая модель роста, модель
    взаимодействия в системе «хищник — жертва», модель межвидовой конкуренции.

Тема 2. Экология сообществ. Биоэкологические исследования и эксперименты (13ч).

Лекции

Экологические сообщества. Экосистема, биогеоценоз. Естественные и искусственные экосистемы.

Характеристика организмов по типу питания и по роли в сообществе. Трофическая структура экосистем. Цепи питания, сети питания. Топические связи организмов в экосистеме. Пространственная структура экосистем.

Продуктивность и энергетика экосистем.

Дополнительный материал

Экологические пирамиды. Концентрирование вредных веществ в пищевых цепях.

Динамика экосистем. Гомеостаз экосистем. Периодические изменения в экосистемах: суточные, сезонные и многолетние ритмы. Непериодические изменения в экосистемах: флуктуации, сукцессии. Понятие о климаксных и субклимаксных сообществах.

Основные направления и возможные темы работ по экологии сообществ. Требования к проведению этих работ, характеристика их уровня сложности.

Практические занятия

Направления и темы практических работ учащихся: Изучение микробиоценозов почвы

  • Оценка суммарной активности микроорганизмов по их протеазной активности.

  • Изучение строения и состава почвенных микробиоценозов.
    Изучение водных экосистем

  • Описание биоразнообразия экосистемы.

  • Оценка состояния индикаторных видов.
    Изучение фитоценозов тундры

  • Изучение свойств почвы.

  • Оценка состояния видов-эдификаторов.

  • Описание биоразнообразия экосистемы.

  • Оценка состояния индикаторных видов.

Тема 3. Семинарское занятие (3ч).

Обсуждение и представление результатов выполнения практических заданий и исследований.

Резерв учебного времени 1 час.







































Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения данного факультативного курса учащиеся должны

знать:

  • основы общей методологии научных исследований;

  • характеристику методов биоэкологических исследований;

  • основные принципы планирования и организации исследований, анализа и оформления результатов;

  • основы научно-библиографической работы;

  • методы статистической обработки данных.

уметь:

  • определять цель, объект исследования, способы регистрации полученной информации и обрабатывать ее;

  • устанавливать причинно-следственные связи,

  • проводить качественные реакции на ионы, содержащиеся в воде, почве, воздухе;

  • решать задачи с экологическим содержанием; работать в группе;

  • составлять реферат и проектно-исследовательскую работу по выбранной теме;

  • пользоваться объективными ресурсами Интернета для создания образовательных продуктов;

  • создавать компьютерную презентацию.

  • участвовать в обсуждении научных проблем в дискуссиях, формулировать свою собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для аргументации;

  • участвовать в групповой работе по поиску и систематизации информации при подготовке к семинарским заданиям или выполнениям проекта, исследования и т.п.

  • самостоятельно выбирать тему для проекта или исследования, определить цель и задачи работы, проводить работу с использованием различных методов и форм, получать, обрабатывать и интерпретировать результаты, оформлять отчетные задания по результатам.















Нормы и критерии оценки учащихся


Способом оценки знаний учащихся является выполнение творческой работы по организации и оформлению информационных справок, плакатов, проектов, презентаций, направленных на пропаганду экологических знаний по охране и рациональному использованию природных ресурсов, экологической ситуации в России и Республике Коми.

Средства оценивания: графическое, табличное, символическое, бонусное, рейтинговое и т.п.

Способы оценивания: оценивание учителем, взаимное оценивание учеников, самооценивание.

Виды оценивания:

- периодический: проведение семинаров, выступлений, круглых столов, обобщение и систематизации знаний,

- итоговый: презентация авторских работ учащихся,

- накопительный способ оценки индивидуальных достижений учащихся: формирование портфолио учащихся.

Уровни оценивания:

- Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности и научности воспроизведения основного содержания курса.

- Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады, сообщения, рефераты, осуществлять анализ и синтез, сравнение и обобщение полученной информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии.

При оценке результатов творческого уровня, учитываются знания, которые демонстрируют учащиеся в процессе проектной, исследовательской деятельности, выступлений на семинарах, конференции, круглых столах, умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свое мнение, уровень поликультурной грамотности.



























Список литературы для учащихся 10 класса


К теме 1:

1. Грушевицкая ТТ., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М: Высшая школа, 1998.

2. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. — М.:

Просвещение, 1991.

3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. — М., 1997.

4. Пукшанский Б.Я. Научное познание, его уровни, методы и формы (Краткое введение в методологию научного познания): Метод, пособие для аспирантов и студентов Ленинградского горного института. — Л., 1982.

5. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.И.

Купцова. — М., 1996.

К теме 2:

1. Александрова Л.Н., Найденова О.А. Лабораторно-практические занятия по почвоведению. — Л., 1986.

2. Выполнение и оформление самостоятельных исследовательских работ: Рекомендации для участников городской биологической олимпиады / Сост. Е.А. Нинбург. — Л., 1991.

3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.: Владос, 1994.

4. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки

результатов исследований). — М.: Агромпромиздат, 1985.

5. Лакин Г. Ф. Биометрия. — М.: Высшая школа, 1990.

6. Пересыпкин В.Ф., Коваленко С.Н., Шелестова B.C., Аса-тур М.К. Практикум по

методике опытного дела в защите растений. — М.: Агропромиздат, 1989.

7. Роде А.А. Система методов исследования в почвоведении. — Новосибирск, 1971.

К теме 3:

1. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных

учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997. -Т. 1-2.

2. Алексеев СВ., Груздева КВ., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб.

пособие / Под ред. СВ. Алексеева - М.: АО МДС, 1996.

3. Вальтер О.А., Пиневич Л.М., Варасова Н.Н. Практикум по физиологии растений с

основами биохимии. — М., 1957.

4. Горышина Т.К. Экология растений. — М., 1979.

5. Горышина Т.К. Фотосинтетический аппарат растений и условия среды. — Л., 1989.

6. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с франц. В.И. Назаровой / Под ред. проф. В.В.

Алпатова. — М.: Прогресс, 1975.

7. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. — М., 1995.

8. Дрё Ф. Экология / Пер. с франц. — М.: Атомиздат, 1976.

9. Ильин В. Б. Элементный химический состав растений. - Новосибирск, 1985.

10. Ильин В. Б. Тяжелые металлы в системе «почва — растение». — Новосибирск, 1991.

11. Карамышева Т.К., Трусов B.C. Канцерогенные вещества: Справочник. — М.: Медицина, 1987.

12. Константинов А. С. Общая гидробиология: Учебник для студентов биол. спец. вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1986.

13. Лархер В. Экология растений. — М., 1978.

14. Медведев Н.Н. Практическая генетика. — М.: Наука, 1968-

15. Оксигендлер Г.И. Яды и организм: проблемы химическо опасности. — СПб.: Наука, 1991.

16. Практикум по биохимии растений / Под ред. В.В. Полевого, СМ. Щипарева. — СПб.: Изд-во С - Петербургского университета, 1996.

17. Практикум по физиологии растений / Под ред. В.Б. Иванова. — М.: Академия, 2001.

18. Савицкая Н.Н. Практикум по экологической физиологии растений (пособие для

учителя). — СПб., 2001.

19. Фролов А.К. Окружающая среда крупного города и жизнь растений в нем. — СПб.: Наука, 1979.

20. Химия тяжелых металлов, мышьяка и молибдена в почвах / Под ред. Н.Г. Зырина и Л.К. Садовниковой. — М.: Изд-во МГУ, 1985.















































Список литературы для учащихся 11 класса


К теме 1:

1. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997. -Т. 1-2.

2. Алексеев СВ., Груздева КВ., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. СВ. Алексеева - М: АО МДС, 1996.

3. Аристовская ТВ. Микробиология процессов пЬчвообразования.- Л.: Наука, 1980.

4. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. — М.: Высшая школа, 1966.

5. ВарлиДж.К., Градуэлл Дж.Р., Хассел М.П. Экология популяций насекомых. — М.: Колос, 1978.

6. ГиляровА.М. Популяционная экология. — М., 1990.

7. Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология. — М.: Мир, 1993.

8. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. — М.: Владос, 2003.

9. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с франц. В.И. Назаровой / под ред. проф. В.В.

Алпатова. - М.: Прогресс, 1975.

10. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. — М., 1998.

11. Дрё Ф. Экология / Пер. с франц. — М.: Атомиздат, 1976.

12. Медведев Н.Н. Практическая генетика. — М.: Наука, 1968.

13. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. — М.: Устойчивый мир, 2000.

14. Реввель П., Реввелъ Ч. Среда нашего обитания. — М.: Мир, 1994.

15. Розанов СИ. Общая экология. — СПб., 2001.

16. Селибер ГА., Кацнельсон Р.С, Скалой КС, Кагканская ГГ. Микробиология в опытах. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1953.

17. Шапиро Я. С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы. — СПб.: Элби - СПб, 2003.

18. Шилов И.А. Экология. — М.: Высшая школа, 1997.

19. Экология России. Хрестоматия / Сост. В.Н. Кузнецов. — М., 1996.

20. Яблоков А.В. Популяционная биология. — М.: Высшая школа, 1987.

21. Яковлев Т.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. — М.: Просвещение, 1996.

К теме 2:

1. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997. - Т. 1-2.

2. Алексеев СВ., Груздева КВ., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб.

пособие / Под ред. СВ. Алексеева - М.: АО МДС, 1996.

3. Аристовская Т.В. Микробиология процессов почвообразования. — Л.: Наука, 1980.

4. Быстрое А.А., Круберг Ю.К. Школьный определитель растений: Пособие для учащихся. — Л., 1947.

5. Второе П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.

6. Горышина Т.К. Растение в городе. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991 -

7. Горышина Т.К. Экология растений. — М., 1979.

8. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с франц. В.И. Назаровой / Под ред. проф. В.В. Алпатова. — М.: Прогресс, 1975.

9. Донецкий Ч.Б. Практикум по риторике. — М., 1995.

10. Дрё Ф. Экология/ Пер. с франц. — М.: Атомиздат, 1976.

11. Касаткина ГА., Цыпленков В.П. О зависимости качественного состава органического

вещества от биологической активности почвы // Вестник Ленинградского университета. Серия «Биология». - 1983. - Вып. 1. - № 3. - С. 106-109.

12. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. — М.:

Просвещение, 1991.

13. Лархер В. Экология растений. — М., 1978.

14. Мамаев Б.М. Определитель насекомых европейской части СССР. - М: Просвещение, 1976.

15. Медведева Н.В., Сидорова О.В., Трубачева Л.В. Практикум по экологической химии. — Ижевск, 1999.

16. Мишуапин Е.Н., Никитин Д.И., Вострое И.В. Прямой метод определения суммарной протеазной активности // Доклад сими, по ферментам почвы АН БССР. — Минск, 1968.

17. Нейштадт М.И. Определитель растений. — М.: Учпедгиз, 1957.

18. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР: Учеб. пособие. - М.:

Просвещение, 1977.















































Список литературы для учителя.

1. Александрова Л. К, Найденова О.А. Лабораторно-практические занятия по почвоведению. — Л., 1986.

2. Выполнение и оформление самостоятельных исследовательских работ: Рекомендации для участников городской биологической олимпиады / Сост. Е.А. Нинбург. — Л., 1991.

3. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997. -Т. 1-2.

4. Алексеев СВ., Груздева КВ., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. СВ. Алексеева - М.: АО МДС, 1996.

5. Аристовская ТВ. Микробиология процессов почвообразования. - Л.: Наука, 1980.

6. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. — М.: Высшая школа, 1966.

7. ВарлиДж.К, Градуэлл Дж.Р., Хассел М.П. Экология популяций насекомых. — М.: Колос, 1978.

8. Второе П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.

9. Гетманова АД. Учебник по логике. — М.: Владос, 1994.

10. Гиляров A.M. Популяционная экология. — М., 1990.

11. Горышина Т.К. Растение в городе. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991-

12. Горышина Т.К. Экология растений. — М., 1979.

13. Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология. — М.: Мир, 1993.

14. Грушевицкая ТТ., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1998.

15. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. — М.:

Просвещение, 1991.

16. Губарева Л.К, Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. — М.: Владос, 2003.

17. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с франц. В.И Назаровой / под ред. проф. В.В. Алпатова. — М.: Прогресс, 1975.

18. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. — М., 1998.

19. Донецкий Ч.Б. Практикум по риторике. — М., 1995.

20. Доспехов Б. А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки

результатов исследований). — М.: Агромпромиздат, 1985.

21. Дрё Ф. Экология / Пер. с франц. — М.: Атомиздат, 1976.

22. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. — М.:

Просвещение, 1991.

23. Касаткина Г.А., Цыпленков В.П. О зависимости качественного состава органического

вещества от биологической активности почвы // Вестник Ленингр. университета. Серия «Биология». - 1983. - Вып. 1. - № 3. - С. 106-109.

24. Лархер В. Экология растений. — М., 1978.

25. Лакин Г. Ф. Биометрия. — М.: Высшая школа, 1990.

26. Мамаев Б.М. Определитель насекомых европейской части СССР. - М: Просвещение, 1976.

27. Медведева КВ., Сидорова О.В., Трубачева Л.В. Практикум по экологической химии. — Ижевск, 1999.

28. Медведев Н.Н. Практическая генетика. — М.: Наука, 1968.

29. Мишуапин Е.Н., Никитин Д.И., Востров И.В. Прямой метод определения суммарной протеазной активности // Доклад симп. по ферментам почвы АН БССР. — Минск, 1968.

30. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. — М.: Устойчивый мир, 2000.

31. Нейштадт М.И. Определитель растений. — М.: Учпедгиз, 1957.

32. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР: Учеб. пособие. - М.:

Просвещение, 1977.

33. Пересыпкин В.Ф., Коваленко С.К, Шелестова B.C., Аса-тур М.К. Практикум по

методике опытного дела в защите растений. — М.: Агропромиздат, 1989.

34. Роде А.А. Система методов исследования в почвоведении. — Новосибирск, 1971.

35. Реввель П., Реввелъ Ч. Среда нашего обитания. — М.: Мир, 1994.

36. Розанов СИ. Общая экология. — СПб., 2001.

37. Селибер ГА., Кацнелъсон Р.С, Скалой КС, Катанская Г.Г. Микробиология в опытах.

М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1953.

38. Шапиро Я. С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы. — СПб.: Элби-СПб, 2003.

39. Шилов И.А. Экология. — М.: Высшая школа, 1997.

40. Экология России. Хрестоматия / Сост. В.Н. Кузнецов. — М., 1996.

41. Яблоков А.В. Популяционная биология. — М.: Высшая школа, 1987.

42. Яковлев Т.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. — М.: Просвещение, 1996.












































Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Все исследовательские работы должны проводиться в кабинете химии, который оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования. Оснащение в большей части соответствует перечню оборудования кабинета химии и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.

В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, выход в Интернет.


Использование электронных средств обучения.

Рекомендуемые сайты:

www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.


www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.


http://www.benran.ru/Библиотека по естественным наукам РАН (БЕН РАН) http://www.nanonewsnet.ru/ -— Сайт о нанотехнологиях в России


http://n-t.ru/ Электронная библиотека «Наука и техника»