УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ВОРКУТА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 1»
РЕКОМЕНДОВАНО методическим объединением учителей _____________________________ Протокол № ____ от «____» _____ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ «Лицей № 1» _____________ Г.П.Мурашкин «____» ________________ 2015г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
«Экология в экспериментах»
среднего общего образования
срок реализации 2 года
Составлена на основе элективного курса «Экология в экспериментах для 10-11 классов Е.И.Федрос, Г.А. Нечаев, Завучу на заметку: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа – М.: Вентана – Граф, 2005г.
| Составитель: Петрова И.В. учитель химии и биологии |
Воркута 2015
Пояснительная записка
Данная программа факультативного курса «Экология в экспериментах» составлена на основе: 1. Элективного курса «Экология в экспериментах» для 10-11 классов, составитель Е.И.Федорос, Г.А. Нечаев, Завучу на заметку: Рекомендации по использованию учебников. Программы элективных курсов: Профильная школа - М.: Вентана - Граф, 2005г. Цели и задачи:
Сформировать и развить у учащихся теоретические знания по экологии;
Воспитать у учащихся активную позицию в решении проблем, связанных с
защитой окружающей среды;
Способствовать профессиональной ориентации учащихся.
Условия реализации программы:
факультативный курс предназначен для учащихся 10-11 классов;
Набор в группы происходит на добровольной основе;
количество учащихся 15 человек.
Срок реализации программы 2 года: 34 часа в 10 классе, резерв учебного времени 3 часа; 34 часа в 11 классе, резерв учебного времени 1 час.
Актуальность данного курса в том, что он полезен тем учащимся, которые выбрали для себя профессиональную ориентацию в области естественных наук.
Разработанный факультативный курс предусматривает лекционно-практическую работу по программе, и представленные основы классической экологии помогают подготовиться к вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. По окончании лекционного курса учащиеся получают практические задания. Для выполнения данных заданий учащимся рекомендуется дополнительная литература и справочники.
Уровень усвоения факультативного курса оценивается по результатам семинарского занятия представления и обсуждения результатов выполнения практических заданий и исследований.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе практические занятия |
| первый год обучения, 10 класс | | |
1. | Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований. | 1 | |
2. | Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных. | 12 | 6 |
3. | Экология особей. Биоэкологические исследования и эксперименты. | 18 | 7 |
4. | Семинарское занятие. | 3 | |
| Итого: | 34 | 13 |
Содержание программы
первый год обучения, 10 класс
Тема 1. Основы общей методологии научных исследований. Характеристика методов биоэкологических исследований (1ч).
Лекции
Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Научные понятия.
Дополнительный материал
Логические приемы и процедуры образования научных понятий и операции с ними: анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия. Специальные методы научного познания, используемые в биоэкологических исследованиях: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование.
Тема 2. Основные принципы планирования и организации исследований. Анализ и оформление результатов. Основы научно-библиографической работы. Методы статистической обработки данных (12 ч).
Лекции
Методы научного исследования: полевые и лабораторные эксперименты, полевые и лабораторные наблюдения, мониторинг.
Планирование и подготовка исследования: выбор темы, постановка цели и задач исследования, выбор объекта изучения, изучение литературы, выдвижение рабочей гипотезы, составление программы исследования и схемы опыта (определение количества вариантов и повторений, определение действующих факторов и проверка соответствия принципу единственного различия (для модельных экспериментов), подбор частых методик исследования).
Проведение исследования: ведение документации, ошибки исследований. Обработка и обобщение результатов исследования, оформление научного отчета.
Дополнительный материал
Структура научной работы: введение, обзор литературы, материалы и методика, анализ результатов, выводы и список литературы. Общие требования к текстовым документам ГОСТ 2.105-95.
Основы научно-библиографической работы: принципы построения систематических и алфавитных каталогов, принципы анализа научной литературы, правила цитирования и составления списка литературы в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84.
Основные понятия биометрии.
Статистический анализ количественной и качественной изменчивости одной выборки. Статистические методы проверки гипотез, сравнение двух выборок. Корреляционный анализ.
Практические занятия
Современные способы представления результатов. Построение таблиц, диаграмм, графиков.
Методы составления библиографических описаний (реферата и аннотации) и записей (ссылок и списка литературы).
Статистическая обработка данных исследования. Анализ количественной и качественной изменчивости одной выборки. Статистические методы проверки гипотез, сравнение двух выборок. Корреляционный анализ.
Тема 3. Экология особей. Биоэкологические исследования и эксперименты (18 ч).
Лекции
Экология, ее разделы. Основные понятия экологии особей. Окружающая среда, местообитание. Абиотические, биотические и антропогенные экологические факторы. Экологическая пластичность (экологическая валентность). Толерантность. Основные закономерности действия экологических факторов на организмы: правило Либиха, правило Шелфорда.
Основные среды жизни: водная, наземно-воздушная, почва, живой организм.
Температура, влажность наземных местообитаний, соленость вод, свет как важнейшие экологические факторы. Морфологические, физиологические и поведенческие адаптации организмов.
Биотические факторы: внутривидовая конкуренция, межвидовая конкуренция, хищничество, паразитизм, аменсализм, мутуализм, комменсализм.
Основные направления и возможные темы работ по экологии особей. Требования к проведению этих работ, характеристика их уровня сложности.
Практические занятия
Направления и темы практических работ учащихся:
Влияние тяжелых металлов на рост и развитие проростков.
Влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.
Исследование интенсивности транспирации и фотосинтеза в зависимости от действия
различных экологических факторов (свет, температура, освещенность).
Исследование дневного хода интенсивности транспирации, фотосинтеза и дыхания.
Влияние условий питания на прирост растений.
Оценка состояния водного баланса у растений разных экологических групп.
Определение содержания хлорофилла у растений разных экологических групп.
Влияние света на прорастание семян и развитие проростков.
Определение солеустойчивости злаков по всхожести семян.
Растения как индикаторы состояния окружающей среды. Обнаружение нитратов в растениях.
Оценка показателей здоровья человека. Определение хронобиологического типа. Типа
высшей нервной деятельности.
Тема 4. Семинарское занятие (3ч).
Обсуждение и представление результатов выполнения практических заданий и исследований.
Резерв учебного времени 3 часа.
Тематический план
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе практические занятия |
| второй год обучения, 11 класс | | |
1. | Экология популяций. Биоэкологические исследования и эксперименты | 18 | 6 |
2. | Экология сообществ. Биологические исследования и эксперименты. | 13 | 7 |
3. | Семинарское занятие. | 3 | |
| Итого: | 34 | 13 |
Содержание программы
второй год обучения, 11 класс
Тема 1. Экология популяций. Биоэкологические исследования и эксперименты (18 ч).
Лекции
Основные понятия экологии популяций. Численность популяции. Плотность популяции. Рождаемость. Смертность. Прирост популяции. Темп роста. Возрастная и половая структура популяции.
Пространственная структура популяций. Типы использования территории животными.
Динамика численности популяций при освоении нового местообитания и в освоенной среде. Экспоненциальная и логистическая модели роста популяций. Модель взаимодействия популяций хищника и жертвы.
Дополнительный материал
Жизненные стратегии.
Факторы и механизмы, регулирующие численность популяции. Ультимативные факторы: климатические изменения, межвидовые взаимоотношения (межвидовая конкуренция, экологическая ниша, «хищник — жертва», «паразит — хозяин» косвенные взаимоотношения растений). Сигнальные факторы: сигнальные уровни численности, эффект группы, эффект массы, принцип Олли. Механизмы изменения численности популяции.
Основные направления и возможные темы работ по экологии популяций. Требования к проведению этих работ, характеристика их уровня сложности.
Практические занятия
Направления и темы практических работ учащихся:
Оценка некоторых показателей здоровья групп людей.
Компьютерное моделирование динамики численности популяций:
экспоненциальная модель роста, логистическая модель роста, модель
взаимодействия в системе «хищник — жертва», модель межвидовой конкуренции.
Тема 2. Экология сообществ. Биоэкологические исследования и эксперименты (13ч).
Лекции
Экологические сообщества. Экосистема, биогеоценоз. Естественные и искусственные экосистемы.
Характеристика организмов по типу питания и по роли в сообществе. Трофическая структура экосистем. Цепи питания, сети питания. Топические связи организмов в экосистеме. Пространственная структура экосистем.
Продуктивность и энергетика экосистем.
Дополнительный материал
Экологические пирамиды. Концентрирование вредных веществ в пищевых цепях.
Динамика экосистем. Гомеостаз экосистем. Периодические изменения в экосистемах: суточные, сезонные и многолетние ритмы. Непериодические изменения в экосистемах: флуктуации, сукцессии. Понятие о климаксных и субклимаксных сообществах.
Основные направления и возможные темы работ по экологии сообществ. Требования к проведению этих работ, характеристика их уровня сложности.
Практические занятия
Направления и темы практических работ учащихся: Изучение микробиоценозов почвы
Оценка суммарной активности микроорганизмов по их протеазной активности.
Изучение строения и состава почвенных микробиоценозов.
Изучение водных экосистем
Описание биоразнообразия экосистемы.
Оценка состояния индикаторных видов.
Изучение фитоценозов тундры
Изучение свойств почвы.
Оценка состояния видов-эдификаторов.
Описание биоразнообразия экосистемы.
Оценка состояния индикаторных видов.
Тема 3. Семинарское занятие (3ч).
Обсуждение и представление результатов выполнения практических заданий и исследований.
Резерв учебного времени 1 час.
Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения данного факультативного курса учащиеся должны
знать:
основы общей методологии научных исследований;
характеристику методов биоэкологических исследований;
основные принципы планирования и организации исследований, анализа и оформления результатов;
основы научно-библиографической работы;
методы статистической обработки данных.
уметь:
определять цель, объект исследования, способы регистрации полученной информации и обрабатывать ее;
устанавливать причинно-следственные связи,
проводить качественные реакции на ионы, содержащиеся в воде, почве, воздухе;
решать задачи с экологическим содержанием; работать в группе;
составлять реферат и проектно-исследовательскую работу по выбранной теме;
пользоваться объективными ресурсами Интернета для создания образовательных продуктов;
создавать компьютерную презентацию.
участвовать в обсуждении научных проблем в дискуссиях, формулировать свою собственную позицию и отстаивать ее в споре, используя различные сведения для аргументации;
участвовать в групповой работе по поиску и систематизации информации при подготовке к семинарским заданиям или выполнениям проекта, исследования и т.п.
самостоятельно выбирать тему для проекта или исследования, определить цель и задачи работы, проводить работу с использованием различных методов и форм, получать, обрабатывать и интерпретировать результаты, оформлять отчетные задания по результатам.
Нормы и критерии оценки учащихся
Способом оценки знаний учащихся является выполнение творческой работы по организации и оформлению информационных справок, плакатов, проектов, презентаций, направленных на пропаганду экологических знаний по охране и рациональному использованию природных ресурсов, экологической ситуации в России и Республике Коми.
Средства оценивания: графическое, табличное, символическое, бонусное, рейтинговое и т.п.
Способы оценивания: оценивание учителем, взаимное оценивание учеников, самооценивание.
Виды оценивания:
- периодический: проведение семинаров, выступлений, круглых столов, обобщение и систематизации знаний,
- итоговый: презентация авторских работ учащихся,
- накопительный способ оценки индивидуальных достижений учащихся: формирование портфолио учащихся.
Уровни оценивания:
- Репродуктивный уровень достижения знаний оценивается по точности и научности воспроизведения основного содержания курса.
- Конструктивный уровень достижения знаний оценивается по умениям составлять доклады, сообщения, рефераты, осуществлять анализ и синтез, сравнение и обобщение полученной информации, по способности к критическому мышлению и рефлексии.
При оценке результатов творческого уровня, учитываются знания, которые демонстрируют учащиеся в процессе проектной, исследовательской деятельности, выступлений на семинарах, конференции, круглых столах, умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свое мнение, уровень поликультурной грамотности.
Список литературы для учащихся 10 класса
К теме 1:
1. Грушевицкая ТТ., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. — М: Высшая школа, 1998.
2. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. — М.:
Просвещение, 1991.
3. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. — М., 1997.
4. Пукшанский Б.Я. Научное познание, его уровни, методы и формы (Краткое введение в методологию научного познания): Метод, пособие для аспирантов и студентов Ленинградского горного института. — Л., 1982.
5. Философия и методология науки: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.И.
Купцова. — М., 1996.
К теме 2:
1. Александрова Л.Н., Найденова О.А. Лабораторно-практические занятия по почвоведению. — Л., 1986.
2. Выполнение и оформление самостоятельных исследовательских работ: Рекомендации для участников городской биологической олимпиады / Сост. Е.А. Нинбург. — Л., 1991.
3. Гетманова А.Д. Учебник по логике. — М.: Владос, 1994.
4. Доспехов Б.А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки
результатов исследований). — М.: Агромпромиздат, 1985.
5. Лакин Г. Ф. Биометрия. — М.: Высшая школа, 1990.
6. Пересыпкин В.Ф., Коваленко С.Н., Шелестова B.C., Аса-тур М.К. Практикум по
методике опытного дела в защите растений. — М.: Агропромиздат, 1989.
7. Роде А.А. Система методов исследования в почвоведении. — Новосибирск, 1971.
К теме 3:
1. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997. -Т. 1-2.
2. Алексеев СВ., Груздева КВ., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб.
пособие / Под ред. СВ. Алексеева - М.: АО МДС, 1996.
3. Вальтер О.А., Пиневич Л.М., Варасова Н.Н. Практикум по физиологии растений с
основами биохимии. — М., 1957.
4. Горышина Т.К. Экология растений. — М., 1979.
5. Горышина Т.К. Фотосинтетический аппарат растений и условия среды. — Л., 1989.
6. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с франц. В.И. Назаровой / Под ред. проф. В.В.
Алпатова. — М.: Прогресс, 1975.
7. Далецкий Ч.Б. Практикум по риторике. — М., 1995.
8. Дрё Ф. Экология / Пер. с франц. — М.: Атомиздат, 1976.
9. Ильин В. Б. Элементный химический состав растений. - Новосибирск, 1985.
10. Ильин В. Б. Тяжелые металлы в системе «почва — растение». — Новосибирск, 1991.
11. Карамышева Т.К., Трусов B.C. Канцерогенные вещества: Справочник. — М.: Медицина, 1987.
12. Константинов А. С. Общая гидробиология: Учебник для студентов биол. спец. вузов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1986.
13. Лархер В. Экология растений. — М., 1978.
14. Медведев Н.Н. Практическая генетика. — М.: Наука, 1968-
15. Оксигендлер Г.И. Яды и организм: проблемы химическо опасности. — СПб.: Наука, 1991.
16. Практикум по биохимии растений / Под ред. В.В. Полевого, СМ. Щипарева. — СПб.: Изд-во С - Петербургского университета, 1996.
17. Практикум по физиологии растений / Под ред. В.Б. Иванова. — М.: Академия, 2001.
18. Савицкая Н.Н. Практикум по экологической физиологии растений (пособие для
учителя). — СПб., 2001.
19. Фролов А.К. Окружающая среда крупного города и жизнь растений в нем. — СПб.: Наука, 1979.
20. Химия тяжелых металлов, мышьяка и молибдена в почвах / Под ред. Н.Г. Зырина и Л.К. Садовниковой. — М.: Изд-во МГУ, 1985.
Список литературы для учащихся 11 класса
К теме 1:
1. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997. -Т. 1-2.
2. Алексеев СВ., Груздева КВ., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. СВ. Алексеева - М: АО МДС, 1996.
3. Аристовская ТВ. Микробиология процессов пЬчвообразования.- Л.: Наука, 1980.
4. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. — М.: Высшая школа, 1966.
5. ВарлиДж.К., Градуэлл Дж.Р., Хассел М.П. Экология популяций насекомых. — М.: Колос, 1978.
6. ГиляровА.М. Популяционная экология. — М., 1990.
7. Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология. — М.: Мир, 1993.
8. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. — М.: Владос, 2003.
9. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с франц. В.И. Назаровой / под ред. проф. В.В.
Алпатова. - М.: Прогресс, 1975.
10. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. — М., 1998.
11. Дрё Ф. Экология / Пер. с франц. — М.: Атомиздат, 1976.
12. Медведев Н.Н. Практическая генетика. — М.: Наука, 1968.
13. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. — М.: Устойчивый мир, 2000.
14. Реввель П., Реввелъ Ч. Среда нашего обитания. — М.: Мир, 1994.
15. Розанов СИ. Общая экология. — СПб., 2001.
16. Селибер ГА., Кацнельсон Р.С, Скалой КС, Кагканская ГГ. Микробиология в опытах. — М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1953.
17. Шапиро Я. С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы. — СПб.: Элби - СПб, 2003.
18. Шилов И.А. Экология. — М.: Высшая школа, 1997.
19. Экология России. Хрестоматия / Сост. В.Н. Кузнецов. — М., 1996.
20. Яблоков А.В. Популяционная биология. — М.: Высшая школа, 1987.
21. Яковлев Т.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. — М.: Просвещение, 1996.
К теме 2:
1. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997. - Т. 1-2.
2. Алексеев СВ., Груздева КВ., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб.
пособие / Под ред. СВ. Алексеева - М.: АО МДС, 1996.
3. Аристовская Т.В. Микробиология процессов почвообразования. — Л.: Наука, 1980.
4. Быстрое А.А., Круберг Ю.К. Школьный определитель растений: Пособие для учащихся. — Л., 1947.
5. Второе П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.
6. Горышина Т.К. Растение в городе. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991 -
7. Горышина Т.К. Экология растений. — М., 1979.
8. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с франц. В.И. Назаровой / Под ред. проф. В.В. Алпатова. — М.: Прогресс, 1975.
9. Донецкий Ч.Б. Практикум по риторике. — М., 1995.
10. Дрё Ф. Экология/ Пер. с франц. — М.: Атомиздат, 1976.
11. Касаткина ГА., Цыпленков В.П. О зависимости качественного состава органического
вещества от биологической активности почвы // Вестник Ленинградского университета. Серия «Биология». - 1983. - Вып. 1. - № 3. - С. 106-109.
12. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. — М.:
Просвещение, 1991.
13. Лархер В. Экология растений. — М., 1978.
14. Мамаев Б.М. Определитель насекомых европейской части СССР. - М: Просвещение, 1976.
15. Медведева Н.В., Сидорова О.В., Трубачева Л.В. Практикум по экологической химии. — Ижевск, 1999.
16. Мишуапин Е.Н., Никитин Д.И., Вострое И.В. Прямой метод определения суммарной протеазной активности // Доклад сими, по ферментам почвы АН БССР. — Минск, 1968.
17. Нейштадт М.И. Определитель растений. — М.: Учпедгиз, 1957.
18. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР: Учеб. пособие. - М.:
Просвещение, 1977.
Список литературы для учителя.
1. Александрова Л. К, Найденова О.А. Лабораторно-практические занятия по почвоведению. — Л., 1986.
2. Выполнение и оформление самостоятельных исследовательских работ: Рекомендации для участников городской биологической олимпиады / Сост. Е.А. Нинбург. — Л., 1991.
3. Алексеев СВ. Экология: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997. -Т. 1-2.
4. Алексеев СВ., Груздева КВ., Муравьев А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. СВ. Алексеева - М.: АО МДС, 1996.
5. Аристовская ТВ. Микробиология процессов почвообразования. - Л.: Наука, 1980.
6. Бей-Биенко Г.Я. Общая энтомология. — М.: Высшая школа, 1966.
7. ВарлиДж.К, Градуэлл Дж.Р., Хассел М.П. Экология популяций насекомых. — М.: Колос, 1978.
8. Второе П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1980.
9. Гетманова АД. Учебник по логике. — М.: Владос, 1994.
10. Гиляров A.M. Популяционная экология. — М., 1990.
11. Горышина Т.К. Растение в городе. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1991-
12. Горышина Т.К. Экология растений. — М., 1979.
13. Грин Н, Стаут У., Тейлор Д. Биология. — М.: Мир, 1993.
14. Грушевицкая ТТ., Садохин А.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 1998.
15. Краткий словарь по логике / Д.П. Горский, А.А. Ивин, А.Л. Никифоров. — М.:
Просвещение, 1991.
16. Губарева Л.К, Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека: Практикум для вузов. — М.: Владос, 2003.
17. Дажо Р. Основы экологии / Пер. с франц. В.И Назаровой / под ред. проф. В.В. Алпатова. — М.: Прогресс, 1975.
18. Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. — М., 1998.
19. Донецкий Ч.Б. Практикум по риторике. — М., 1995.
20. Доспехов Б. А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки
результатов исследований). — М.: Агромпромиздат, 1985.
21. Дрё Ф. Экология / Пер. с франц. — М.: Атомиздат, 1976.
22. Козлов М.А., Олигер И.М. Школьный атлас-определитель беспозвоночных. — М.:
Просвещение, 1991.
23. Касаткина Г.А., Цыпленков В.П. О зависимости качественного состава органического
вещества от биологической активности почвы // Вестник Ленингр. университета. Серия «Биология». - 1983. - Вып. 1. - № 3. - С. 106-109.
24. Лархер В. Экология растений. — М., 1978.
25. Лакин Г. Ф. Биометрия. — М.: Высшая школа, 1990.
26. Мамаев Б.М. Определитель насекомых европейской части СССР. - М: Просвещение, 1976.
27. Медведева КВ., Сидорова О.В., Трубачева Л.В. Практикум по экологической химии. — Ижевск, 1999.
28. Медведев Н.Н. Практическая генетика. — М.: Наука, 1968.
29. Мишуапин Е.Н., Никитин Д.И., Востров И.В. Прямой метод определения суммарной протеазной активности // Доклад симп. по ферментам почвы АН БССР. — Минск, 1968.
30. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. — М.: Устойчивый мир, 2000.
31. Нейштадт М.И. Определитель растений. — М.: Учпедгиз, 1957.
32. Определитель земноводных и пресмыкающихся фауны СССР: Учеб. пособие. - М.:
Просвещение, 1977.
33. Пересыпкин В.Ф., Коваленко С.К, Шелестова B.C., Аса-тур М.К. Практикум по
методике опытного дела в защите растений. — М.: Агропромиздат, 1989.
34. Роде А.А. Система методов исследования в почвоведении. — Новосибирск, 1971.
35. Реввель П., Реввелъ Ч. Среда нашего обитания. — М.: Мир, 1994.
36. Розанов СИ. Общая экология. — СПб., 2001.
37. Селибер ГА., Кацнелъсон Р.С, Скалой КС, Катанская Г.Г. Микробиология в опытах.
М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1953.
38. Шапиро Я. С. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, грибы. — СПб.: Элби-СПб, 2003.
39. Шилов И.А. Экология. — М.: Высшая школа, 1997.
40. Экология России. Хрестоматия / Сост. В.Н. Кузнецов. — М., 1996.
41. Яблоков А.В. Популяционная биология. — М.: Высшая школа, 1987.
42. Яковлев Т.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. — М.: Просвещение, 1996.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Все исследовательские работы должны проводиться в кабинете химии, который оснащён комплектом демонстрационного и лабораторного оборудования. Оснащение в большей части соответствует перечню оборудования кабинета химии и включает различные типы средств обучения. Большую часть оборудования составляют учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения практических занятий, демонстрационные таблицы, видео, медиа оснащение.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: компьютер, мультимедиа проектор, выход в Интернет.
Использование электронных средств обучения.
Рекомендуемые сайты:
www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.
www.konkurs.dnttm.ru — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих.
http://www.benran.ru/ —
Библиотека по естественным наукам РАН (БЕН РАН) http://www.nanonewsnet.ru/ -— Сайт о нанотехнологиях в России
http://n-t.ru/ — Электронная библиотека «Наука и техника»