муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
Рассмотрено на МО учителей естественно- математического цикла, Протокол от 29. 08. 2019 г. №1 Руководитель МО __________ С.В.Казеева | Принято на заседании педагогического совета Протокол от 30.08.2019 г. №1 секретарь педсовета __________ Н. Е. Ефремова | Утверждаю Директор МБОУ СОШ №8 Приказ от 30.08.2019 г. №100 __________Е. А. Криницына |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОМЕТРИИ
ДЛЯ 8 КЛАССА
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программу составила: Бондарь Кира Евгеньевна
г. Красный Сулин
2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии в 8 классе составлена в соответствии со школьным Положением «О порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих учебных программ, реализуемых школой», на основе Основной образовательной программы основного общего образования, примерной программы основного общего образования по геометрии для 7-9 классов (авторы: Л. С. Атанасян , В. Ф. Бутузов и др., составитель: Т. А. Бурмистрова).
Данная программа предполагает работу с учебником «Геометрия. 7-9 классы» (учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов и др., 13-е изд. – М.: Просвещение, 2009) и обеспечивает формирование всех типов мышления учащихся: логического, аналитического, конструктивного, алгоритмического и др.; развитие памяти, внимания, воображения; дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников и сформировать у них представление о математике как части общечеловеческой культуры
Цель курса: систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин (физика, черчение и т. д.) и курса стереометрии в старших классах.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстрактности изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач.
Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умения учащихся вычленять геометрические факты, формы и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Геометрия существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
При обучении геометрии формируются умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе обучения геометрии школьники должны излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формирований обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно вскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает ведущее место в формировании научно – теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, способствуя восприятию геометрических форм, усвоению понятия симметрии, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Её изучение развивает воображение школьников, существенно развивает и обогащает их пространственные представления.
Цели и задачи курса геометрии 8 класса
Цели:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи:
научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
начать изучение многоугольников и их свойств, научить находить их площади;
ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;
ввести понятие подобия и признаки подобия треугольников, научить решать задачи на применение признаков подобия;
ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять полученные знания при решении задач;
ознакомить с понятием касательной к окружности;
ввести понятие центрального и вписанного углов;
раскрыть суть понятия - четыре замечательные точки треугольника;
ознакомить учащихся с такими понятиями как вписанная и описанная окружности.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ СОШ №8 включает обязательное изучение геометрии в 8 классе из расчета 2 часа в неделю.
В соответствии с годовым учебным графиком, расписанием учебных занятий, с учетом государственных праздников, рабочая учебная программа составлена из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Содержание программы
Повторение курса геометрии 7 класса.
Повторение основных понятий, определений, теорем курса геометрии 7 класса.
Глава V. Четырехугольники.
Многоугольник. Выпуклый многоугольник. Четырехугольник. Параллелограмм, его свойства и признаки. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства. Осевая и центральная симметрии.
Цель: изучить наиболее важные виды четырехугольников - параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, трапецию; дать представление о фигурах, обладающих осевой или центральной симметрией.
Доказательства большинства теорем данной темы и решения многих задач проводятся с помощью признаков равенства треугольников, поэтому полезно их повторить, в начале изучения темы.
Осевая и центральная симметрии вводятся не как преобразование плоскости, а как свойства геометрических фигур, в частности четырехугольников. Рассмотрение этих понятий как движений плоскости состоится в 9 классе.
Глава VI. Площадь.
Понятие площади многоугольника. Площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора. Теорема, обратная теореме Пифагора.
Цель: расширить и углубить полученные в 5-6 классах представления обучающихся об измерении и вычислении площадей; вывести формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; доказать одну из главных теорем геометрии: теорему Пифагора.
Вывод формул для вычисления площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции основывается на свойствах площадей, которые принимаются исходя из наглядных представлений, а также на формуле площади квадрата, обоснование которой не является обязательным для учащихся.
Нетрадиционной для школьного курса является теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. Она позволяет в дальнейшем дать простое доказательство признаков подобия треугольников. В этом состоит одно из преимуществ, обусловленных ранним введением понятия площади. Доказательство теоремы Пифагора основывается на свойствах площадей и формулах для площадей квадрата и прямоугольника. Доказывается также теорема, обратная теореме Пифагора.
Глава VII. Подобные треугольники.
Пропорциональные отрезки. Определение подобных треугольников. Отношение площадей подобных треугольников. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательству теорем и решению задач. Средняя линия треугольника. Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. Практические приложения подобия треугольников. Подобие произвольных фигур. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Значения синуса, косинуса, тангенса для углов 30O , 45O, 60O.
Цель: ввести понятие подобных треугольников; рассмотреть признаки подобия треугольников и их применения; сделать первый шаг в освоении учащимися тригонометрического аппарата геометрии.
Определение подобных треугольников дается не на основе преобразования подобия, а через равенство углов и пропорциональность сходственных сторон.
Признаки подобия треугольников доказываются с помощью теоремы об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу.
На основе признаков подобия доказывается теорема о средней линии треугольника, утверждение о точке пересечения медиан треугольника, а также два утверждения о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике. Дается представление о методе подобия в задачах на построение.
В заключение темы вводятся элементы тригонометрии — синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Глава VIII. Окружность.
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности, ее свойство и признак. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Свойство биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о пересечении высот треугольника. Вписанная и описанная окружности.
Цель: расширить сведения об окружности, полученные учащимися в 7 классе; изучить новые факты, связанные с окружностью; познакомить учащихся с четырьмя замечательными точками треугольника.
В данной теме вводится много новых понятий и рассматривается много утверждений, связанных с окружностью. Для их усвоения следует уделить большое внимание решению задач.
Утверждения о точке пересечения биссектрис треугольника и точке пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника выводятся как следствия из теорем о свойствах биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорема о точке пересечения высот треугольника (или их продолжений) доказывается с помощью утверждения о точке пересечения серединных перпендикуляров.
Наряду с теоремами об окружностях, вписанной в треугольник и описанной около него, рассматриваются свойство сторон описанного четырехугольника и свойство углов вписанного четырехугольника.
Итоговое повторение курса геометрии 8 класса.
Закрепление, обобщение, коррекция и систематизация знаний, умений и навыков, полученных на уроках (курс геометрии 8 класса).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Контрольных работ |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Повторение курса геометрии 7 класса. Глава 5.Четырёхугольники. Глава 6.Площадь. Глава 7.Подобные треугольники. Глава 8.Окружность. Итоговое повторение курса геометрии 8 класса. | 2 15 14 20 15 2 | - 1 1 2 1 - |
| Итого | 68 | 5 |
Планируемые результаты
Наглядная геометрия
Ученик научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские геометрические фигуры;
2) определять линейные размеры фигуры;
Ученик получит возможность:
1) научиться изображать и распознавать простейшие геометрические фигуры на чертежах;
2) решать задачи, связанные с простейшими фигурами;
3) производить геометрические построения с помощью циркуля и линейки.
Геометрические фигуры
Ученик научится:
1) пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
2) распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры;
3) находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, применяя определения, градусную меру углов от 0O до 180O свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии);
4) оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
5) решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
5) решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
Ученик получит возможность:
1) овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом от противного, методом подобия;
2) овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
3) приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата при решении геометрических задач;
Измерение геометрических величин
Ученик научится:
1) использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
2) вычислять длины линейных элементов фигур и их углы;
3) решать задачи на доказательство;
4) вычислять площади квадрата, прямоугольника, треугольника, параллелограмма, ромба, трапеции;
Ученик получит возможность:
вычислять площади фигур, составленных из 2-х или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников и др.;
вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
приобрести опят применения алгебраического и геометрического аппарата при решении задач.
В результате освоения курса геометрии 8 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
Независимость и критичность мышления;
Воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
Давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории).
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура,) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах; умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров и площадей геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
ФГОС выдвигает особые требования к подготовке обучающихся к жизни - сегодня важно вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Учитель должен научить детей учиться, научить находить полезную для них информацию, которая способствовала бы развитию мировоззрения, кругозора, культуры личности учащихся. Именно интернет зарекомендовал себя в современном мире, как главный источник информации, однако информации разного качества, даже киберугроз. Поэтому, учителю, важно обращать внимание учащихся на правила кибербезопасности: вводить персональные данные только на государственных сайтах; соблюдать конфиденциальность; не использовать онлайн-сервисы для хранения паролей; проверить какой-либо факт или информацию, можно обратившись к «Википедии» (данный сайт хорошо себя зарекомендовал и считается безопасным по версии https://www.ucheba.ru/project/websafety); не нужно делать в интернете ничего, чтобы вы не стали бы делать в физическом мире. Разница между виртуальной и реальной действительностью минимальна.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ГЕОМЕТРИЯ, 8 класс
2 ч в неделю (68 ч в год)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Виды деятельности на уроке |
По плану | По факту |
Повторение курса геометрии 7 класса. (2 часа) |
1 | 04.09. | | Повторение курса геометрии 7 класса. Решение задач на готовых чертежах. | 1 | Повторение основных понятий, определений, теорем курса геометрии 7 класса. |
2 | 06.09. | | Повторение курса геометрии 7 класса. Решение задач. | 1 |
Глава V. Четырехугольники. (15 часов) |
3 | 11.09. | | Многоугольники. | 1 | Объяснять, что такое ломаная, многоугольник, его вершины, смежные стороны, диагонали, изображать и распознавать многоугольники на чертежах; показывать элементы много угольника, его внутреннюю и внешнюю области; формулировать определение выпуклого многоугольника; изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники; формулировать и доказывать утверждения о сумме углов выпуклого многоугольника и сумме его внешних углов; объяснять, какие стороны (вершины) четырёхугольника называются противоположными; формулировать определения параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеций, прямоугольника, ромба, квадрата; изображать и распознавать эти четырёхугольники; формулировать и доказывать утверждения об их свойствах и признаках; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с эти- ми видами четырёхугольников; объяснять, какие две точки называются симметричными относительно прямой (точки), в каком случае фигура называется симметричной относительно прямой (точки) и что такое ось (центр) симметрии фигуры; приводить примеры фигур, обладающих осевой (центральной) симметрией, а также примеры осевой и центральной симметрий в окружающей нас обстановке. |
4 | 13.09. | | Многоугольники. Решение задач. | 1 |
5 | 18.09. | | Параллелограмм. | 1 |
6 | 20.09. | | Признаки параллелограмма. | 1 |
7 | 25.09. | | Решение задач по теме «Параллелограмм». | 1 |
8 | 27.09. | | Трапеция. | 1 |
9 | 02.10. | | Теорема Фалеса. | 1 |
10 | 04.10. | | Задачи на построение. | 1 |
11 | 09.10. | | Задачи на построение. Закрепление. | 1 |
12 | 11.10. | | Прямоугольник. | 1 |
13 | 16.10. | | Ромб. Квадрат. | 1 |
14 | 18.10. | | Решение задач по теме «Прямоугольник. Ромб. Квадрат». | 1 |
15 | 23.10. | | Осевая и центральная симметрии. | 1 |
16 | 25.10. | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
17 | 06.11. | | Контрольная работа № 1 по теме «Четырёхугольники». | 1 |
Глава ѴI. Площадь. (14 часов) |
18 | 08.11. | | Работа над ошибками. Площадь многоугольника | 1 | Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников, какие многоугольники называются равновеликими и какие равносоставленными; формулировать основные свойства площадей и выводить с их помощью формулы площадей прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции; формулировать и доказывать теорему об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу; формулировать и доказывать теорему Пифагора и обратную ей; выводить формулу Герона для площади треугольника; решать задачи на вычисление и доказательство, связанные с формулами площадей и теоремой Пифагора. |
19 | 13.11. | | Площадь прямоугольника. | 1 |
20 | 15.11. | | Площадь параллелограмма. | 1 |
21 | 20.11. | | Площадь треугольника. | 1 |
22 | 22.11. | | Площадь треугольника. Теорема об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу. | 1 |
23 | 27.11. | | Площадь трапеции | 1 |
24 | 29.11. | | Решение задач на вычисление площадей фигур. | 1 |
25 | 04.12. | | Вычисление площадей фигур. | 1 |
26 | 06.12. | | Теорема Пифагора. | 1 |
27 | 11.12. | | Теорема, обратная теореме Пифагора. | 1 |
28 | 13.12. | | Решение задач по теме «Теорема Пифагора». | 1 |
29 | 18.12. | | Решение задач. | 1 |
30 | 20.12. | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 |
31 | 25.12. | | Контрольная работа №2 по теме «Площадь» | 1 |
Глава ѴII. Подобные треугольники. (20 часов) |
32 | 27.12. | | Работа над ошибками. Определение подобных треугольников. | 1 | Объяснять понятие пропорциональности отрезков; формулировать определения подобных треугольников и коэффициента подобия; формулировать и доказывать теоремы: об отношении площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике; объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение, и приводить примеры применения этого метода; объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности; объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур; формулировать определение и иллюстрировать понятия синуса, косинуса и тангенса острого угла прямоугольного треугольника; выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30°, 45°, 60°; решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы. |
33 | 15.01. | | Отношение площадей подобных треугольников. | 1 |
34 | 17.01. | | Первый признак подобия треугольников | 1 |
35 | 22.01. | | Решение задач на применение первого признака подобия треугольников. | 1 |
36 | 24.01. | | Второй и третий признаки подобия треугольников. | 1 |
37 | 29.01. | | Решение задач на применение признаков подобия треугольников. | 1 |
38 | 31.01. | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 |
39 | 05.02. | | Контрольная работа №3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 |
40 | 07.02. | | Средняя линия треугольника | 1 |
41 | 12.02. | | Свойство медиан треугольника. | 1 |
42 | 17.02. | | Пропорциональные отрезки | 1 |
43 | 19.02. | | Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике. | 1 |
44 | 21.02. | | Измерительные работы на местности | 1 |
45 | 26.02. | | Задачи на построение методом подобия. | 1 |
46 | 28.02. | | Задачи на построение методом подобия. | 1 |
47 | 04.03. | | Синус, косинус и тангенс острого угла в прямоугольном треугольнике. | 1 |
48 | 06.03. | | Значения синуса, косинуса и тангенса для углов, равных 30°, 45°, 60°. | 1 |
49 | 11.03. | | Соотношения между сторонами и углами в треугольнике. | 1 |
50 | 13.03. | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 |
51 | 18.03. | | Контрольная работа №4 по теме «Применение теории о подобии треугольников к решению задач». | 1 |
Глава ѴIII. Окружность. (15 часов) |
52 | 20.03. | | Взаимное расположение прямой и окружности. | 1 | Исследовать взаимное расположение прямой и окружности; формулировать определение касательной к окружности; формулировать и доказывать теоремы: о свойстве касательной, о признаке касательной, об отрезках касательных, проведённых из одной точки; формулировать понятия центрального угла и градусной меры дуги окружности; формулировать и доказывать теоремы: о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд; формулировать и доказывать теоремы, связанные с замечательными точками треугольника: о биссектрисе угла и, как следствие, о пересечении биссектрис треугольника; о серединном перпендикуляре к отрезку и, как следствие, о пересечении серединных перпендикуляров к сторонам треугольника; о пересечении высот треугольника; формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника; формулировать и доказывать теоремы: об окружности, вписанной в треугольник; об окружности, описанной около треугольника; о свойстве сторон описанного четырёхугольника; о свойстве углов вписанного четырёхугольника; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками и четырёхугольниками; исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ. |
53 | 01.04. | | Касательная к окружности. | 1 |
54 | 03.04. | | Касательная к окружности. Решение задач. | 1 |
55 | 08.04. | | Градусная мера дуги окружности | 1 |
56 | 10.04. | | Теорема о вписанном угле. | 1 |
57 | 15.04. | | Теорема об отрезках пересекающихся хорд. | 1 |
58 | 17.04. | | Решение задач по теме «Центральные и вписанные углы». | 1 |
59 | 22.04. | | Свойство биссектрисы угла. | 1 |
60 | 24.04. | | Серединный перпендикуляр. Закрепляющий. | 1 |
61 | 29.04. | | Теорема о точке пересечения высот треугольника. | 1 |
62 | 06.05. | | Вписанная окружность. | 1 |
63 | 08.05. | | Свойство описанного четырёхугольника. | 1 |
64 | 13.05. | | Описанная окружность. | 1 |
65 | 15.05. | | Свойство вписанного четырёхугольника. | 1 |
66 | 20.05. | | Контрольная работа №5 по теме «Окружность» | 1 |
Итоговое повторение курса геометрии 8 класса. (2 часа) |
67 | 22.05. | | Обобщающий урок. | 1 | Закрепление, обобщение, коррекция и систематизация знаний, умений и навыков, полученных на уроках (курс геометрии 8 класса). |
68 | 27.05. | | Итоговый урок. | 1 |