Департамент социальной политики Администрации города Кургана муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа №40» Рассмотрено: на МО учителей естественно-матема- тического цикла протокол №____ от «___»__________20___г. | Согласовано: на заседании методического совета протокол №____ от «___»__________20___г. | Утверждаю: директор МБОУ «СОШ №40» _________ З.А.Волосникова приказ № ___ от «___»__________20___г. |
Рабочая учебная программа
по курсу по выбору "Решение уравнений и неравенств с параметрами". (наименование учебного предмета/курса)
_______________III ступень, 11 класс.______________ (ступень образования /класс)
Программу составил________Макарова Галина Степановна___________________
|
Пояснительная записка
Решению задач с параметрами в школе уделяется очень мало внимания. Поэтому трудно рассчитывать на то, что учащиеся, не получившие необходимых навыков в решении уравнений и неравенств с параметрами, смогут на ЕГЭ по математике получить высокий балл. Кроме того навыки в решении уравнений и неравенств с параметрами будут хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах.
Подготовка к ЕГЭ по математике и успешность выступления на олимпиадах это лишь одна сторона вопроса. Другой, на мой взгляд, наиболее значимой, является математическое развитие учащихся. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления, математической культуры школьников, способствуют развитию интеллекта, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Практика показывает, что у большинства учащихся решение задач с параметрами вызывает значительные затруднения, которые обусловлены тем, что наличие параметра не позволяет решать уравнение или неравенство по шаблону, а требует рассматривать различные случаи, при которых методы решения, как правило, отличаются друг от друга.
Данный элективный курс позволяет глубже познакомиться с методами решения уравнений и неравенств с параметрами, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательной активности учащихся.
Цели элективного курса:
углубление и расширение знаний учащихся о способах и методах решения уравнений и неравенств с параметрами;
систематизация полученных знаний, умений и навыков при решении заданий ЕГЭ, содержащих параметры;
развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их математических способностей, формирование интереса к предмету.
Задачи курса:
систематизировать основные приемы и методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
способствовать формированию у учащихся умения выбирать наиболее рациональные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;
способствовать формированию навыков исследовательской деятельности школьников при решении задач с параметрами;
Программа курса рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
В результате изучения курса учащиеся должны:
усвоить основные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;
осуществлять выбор методов решения уравнений, неравенств, содержащих параметр и проводить их полное обоснование;
повысить уровень логического мышления, овладеть навыками исследовательской деятельности.
Формы проведения
Основными формами проведения элективного курса являются лекции с элементами беседы, групповая работа, практикумы по решению задач, тестирование.
Содержание элективного курса
Тема 1. Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами.
На первом занятии учащимся сообщаются цель и значение элективного курса. Рассматриваются понятие параметра и способы решения простейших уравнений с параметрами.
Тема 2. Линейные уравнения с одним или несколькими параметрами.
Вводится понятие линейного уравнения с одним или несколькими параметрами. Используя это понятие, решаются уравнения данного типа.
Тема 3. Уравнения с параметрами, приводимые к линейным.
Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным: дробно-рациональных, уравнений, содержащих абсолютную величину.
Тема 4. Системы линейных уравнений с параметрами.
Решение систем линейных уравнений с параметрами, одно из уравнений которых содержит параметр.
Тема 5. Методы решения квадратных уравнений с параметрами.
Рассматривается понятие и методы решения квадратных уравнений с параметрами.
Тема 6. Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным.
Рассматривается методы решения уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям с параметрами.
Тема 7. Линейные неравенства с параметром.
Рассматривается понятие и методы решения линейных неравенств с параметрами.
Тема 8. Неравенства с параметром, приводимые к линейным.
Рассматривается методы решения неравенств с параметрами, сводящихся к линейным неравенствам с параметрами.
Тема 9. Решение квадратичных неравенств с параметром.
Рассматривается понятие и методы решения квадратных неравенств с параметрами.
Тема 10. Показательные уравнения и неравенства с параметрами.
Рассматривается методы решения показательных уравнений с параметрами и решения показательных уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.
Тема 11. Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.
Рассматривается методы решения логарифмических уравнений с параметрами и решения логарифмических уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.
Тема 12. Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.
Рассматривается методы решения тригонометрических уравнений с параметрами и решения тригонометрических уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.
Тема 13. Повторение вопросов курса «Решение уравнений и неравенств с
параметрами». Проверочная работа по курсу.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
1. | Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами. | 2 | Лекция с элементами беседы. Решение простейших задач. |
2. | Линейные уравнения с одним или несколькими параметрами. | 2 | Лекция. Практикум по решению задач. |
3. | Уравнения с параметрами, приводимые к линейным. | 3 | Проверка усвоения ранее изучен-ного материала работа). Лекция. Решение задач. |
4. | Системы линейных уравнений с параметрами. | 2 | Лекция с элементами беседы. Решение задач. |
5. | Методы решения квадратных уравнений с параметрами. | 4 | Лекция. Практикум по решению задач. |
6. | Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным. |
4 | Проверка усвоения ранее изучен-ного материала (тест). Лекция. Решение задач. |
7. |
Линейные неравенства с параметром. |
2 | Лекция с элементами беседы. Решение задач. |
8. | Неравенства с параметром, приводимые к линейным. |
2 | . Лекция с элементами беседы. Решение задач |
9. | Решение квадратичных неравенств с параметром. |
2 | Лекция с элементами беседы. Решение задач. |
10. | Показательные уравнения и неравенства с параметрами. |
3 | Лекция с элементами беседы. Прак-тикум по решению задач, разбор заданий из сборников по подготовке к ЕГЭ (тест). |
11. | Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами. |
3 | Лекция с элементами беседы. Прак-тикум по решению задач, разбор зада-ний из сборников по подготовке к ЕГЭ |
12. | Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами. |
3 | Лекция с элементами беседы.Прак-тикум по решению задач, разбор зада-ний из сборников по подготовке к ЕГЭ |
13. | Повторение вопросов курса «Решение уравнений и неравенств с параметрами». Проверочная работа по курсу. |
2 | Групповая работа по решению заданий всего курса. Проверочная работа с последующим анализом/ |
Список литературы
Высоцкий В.С., Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. - М.: Научный мир, 2011.- 316 с.
Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С., Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005, - 328 с.
Иванов С.О., Войта Е.А., Ковалевская А.С., Ольховская Л.С.; под ред. Ф.Ф.Лысенко, Учимся решать задачи с параметром, Подготовка к ЕГЭ. – Ростов – на – Дону: Легион – М, 2011. – 48с.
Локоть В.В., Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы. – М.:АРКТИ, 2005. – 96 с.
Локоть В.В., Задачи с параметром. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. – М.:АРКТИ, 2010. – 64 с.
Локоть В.В., Задачи с параметром и их решение: Тригонометрия: уравнения и неравенства. Системы. 10 класс. – М.:АРКТИ, 2008. – 64 с.
Локоть В.В., Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. – М.:АРКТИ, 2004. – 96 с.
Прокофьев А.А., Задачи с параметрами. – М.: МИЭТ, 2004. – 258 с.
Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г
Ястребинецкий Г.А., Уравнения и неравенства, содержащие параметры. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1972.