СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по курсу по выбору "Решение уравнений и неравенств с параметрами". 11 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный элективный курс позволяет глубже познакомиться с методами решения уравнений и неравенств с параметрами, способствует  формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательной активности учащихся.

   

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по курсу по выбору "Решение уравнений и неравенств с параметрами". 11 класс»

Департамент социальной политики Администрации города Кургана

муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа №40»

Рассмотрено:

на МО учителей естественно-матема-

тического цикла

протокол №____ от «___»__________20___г.


Согласовано:

на заседании методического совета

протокол №____ от

«___»__________20___г.


Утверждаю:

директор МБОУ «СОШ №40»

_________ З.А.Волосникова

приказ № ___

от «___»__________20___г.





Рабочая учебная программа



по курсу по выбору "Решение уравнений и неравенств с параметрами".

(наименование учебного предмета/курса)



_______________III ступень, 11 класс.______________

(ступень образования /класс)



Программу составил________Макарова Галина Степановна___________________















Пояснительная записка



Решению задач с параметрами в школе уделяется очень мало внимания. Поэтому трудно рассчитывать на то, что учащиеся, не получившие необходимых навыков в решении уравнений и неравенств с параметрами, смогут на ЕГЭ по математике получить высокий балл. Кроме того навыки в решении уравнений и неравенств с параметрами будут хорошим подспорьем для успешных выступлений на математических олимпиадах.

Подготовка к ЕГЭ по математике и успешность выступления на олимпиадах это лишь одна сторона вопроса. Другой, на мой взгляд, наиболее значимой, является математическое развитие учащихся. Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления, математической культуры школьников, способствуют развитию интеллекта, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Практика показывает, что у большинства учащихся решение задач с параметрами вызывает значительные затруднения, которые обусловлены тем, что наличие параметра не позволяет решать уравнение или неравенство по шаблону, а требует рассматривать различные случаи, при которых методы решения, как правило, отличаются друг от друга.

Данный элективный курс позволяет глубже познакомиться с методами решения уравнений и неравенств с параметрами, способствует формированию устойчивого интереса к предмету, развитию познавательной активности учащихся.

Цели элективного курса:

  • углубление и расширение знаний учащихся о способах и методах решения уравнений и неравенств с параметрами;

  • систематизация полученных знаний, умений и навыков при решении заданий ЕГЭ, содержащих параметры;

  • развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их математических способностей, формирование интереса к предмету.

Задачи курса:

  • систематизировать основные приемы и методы решения уравнений и неравенств с параметрами;

  • способствовать формированию у учащихся умения выбирать наиболее рациональные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;

  • сформировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

 способствовать формированию навыков исследовательской деятельности школьников при решении задач с параметрами;

  • подготовить учащихся к решению задач с параметрами части С единого государственного экзамена по математике.



Программа курса рассчитана на 1 час в неделю. Всего 34 часа.



В результате изучения курса учащиеся должны:

  • усвоить основные методы решения уравнений и неравенств с параметрами;

  • осуществлять выбор методов решения уравнений, неравенств, содержащих параметр и проводить их полное обоснование;

  • повысить уровень логического мышления, овладеть навыками исследовательской деятельности.



Формы проведения


Основными формами проведения элективного курса являются лекции с элементами беседы, групповая работа, практикумы по решению задач, тестирование.



Содержание элективного курса


Тема 1. Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами.


На первом занятии учащимся сообщаются цель и значение элективного курса. Рассматриваются понятие параметра и способы решения простейших уравнений с параметрами.


Тема 2. Линейные уравнения с одним или несколькими параметрами.

Вводится понятие линейного уравнения с одним или несколькими параметрами. Используя это понятие, решаются уравнения данного типа.


Тема 3. Уравнения с параметрами, приводимые к линейным.

Решение уравнений с параметрами, приводимых к линейным: дробно-рациональных, уравнений, содержащих абсолютную величину.


Тема 4. Системы линейных уравнений с параметрами.

Решение систем линейных уравнений с параметрами, одно из уравнений которых содержит параметр.


Тема 5. Методы решения квадратных уравнений с параметрами.

Рассматривается понятие и методы решения квадратных уравнений с параметрами.

Тема 6. Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным.

Рассматривается методы решения уравнений, сводящихся к квадратным уравнениям с параметрами.

Тема 7. Линейные неравенства с параметром.

Рассматривается понятие и методы решения линейных неравенств с параметрами.

Тема 8. Неравенства с параметром, приводимые к линейным.

Рассматривается методы решения неравенств с параметрами, сводящихся к линейным неравенствам с параметрами.

Тема 9. Решение квадратичных неравенств с параметром.

Рассматривается понятие и методы решения квадратных неравенств с параметрами.

Тема 10. Показательные уравнения и неравенства с параметрами.

Рассматривается методы решения показательных уравнений с параметрами и решения показательных уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.

Тема 11. Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.

Рассматривается методы решения логарифмических уравнений с параметрами и решения логарифмических уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.

Тема 12. Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.

Рассматривается методы решения тригонометрических уравнений с параметрами и решения тригонометрических уравнений с параметрами, встречающихся на ЕГЭ.

Тема 13. Повторение вопросов курса «Решение уравнений и неравенств с
параметрами». Проверочная работа по курсу.









Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды
деятельности


1.

Понятие параметра, уравнения и неравенства с параметрами.


2

Лекция с элементами беседы.
Решение простейших задач.


2.

Линейные уравнения с одним или несколькими параметрами.


2

Лекция.
Практикум по решению задач.


3.

Уравнения с параметрами, приводимые к линейным.


3

Проверка усвоения ранее изучен-ного материала работа).

Лекция. Решение задач.


4.

Системы линейных уравнений с параметрами.


2

Лекция с элементами беседы.
Решение задач.


5.

Методы решения квадратных уравнений с параметрами.


4

Лекция.
Практикум по решению задач.



6.

Уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным.



4

Проверка усвоения ранее изучен-ного материала (тест). Лекция. Решение задач.



7.



Линейные неравенства с параметром.



2

Лекция с элементами беседы.
Решение задач.



8.

Неравенства с параметром, приводимые к линейным.



2

. Лекция с элементами беседы.
Решение задач



9.

Решение квадратичных неравенств с параметром.



2

Лекция с элементами беседы.
Решение задач.



10.

Показательные уравнения и неравенства с параметрами.



3

Лекция с элементами беседы.
Прак-тикум по решению задач, разбор заданий из сборников по подготовке к ЕГЭ (тест).



11.

Логарифмические уравнения и неравенства с параметрами.



3

Лекция с элементами беседы. Прак-тикум по решению задач, разбор зада-ний из сборников по подготовке к ЕГЭ



12.

Тригонометрические уравнения и неравенства с параметрами.



3

Лекция с элементами беседы.Прак-тикум по решению задач, разбор зада-ний из сборников по подготовке к ЕГЭ



13.

Повторение вопросов курса «Решение уравнений и неравенств с
параметрами». Проверочная работа по курсу.



2

Групповая работа по решению заданий всего курса. Проверочная работа с последующим анализом/



















































Список литературы



  1. Высоцкий В.С., Задачи с параметрами при подготовке к ЕГЭ. - М.: Научный мир, 2011.- 316 с.

  2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С., Задачи с параметрами. – М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2005, - 328 с.

  3. Иванов С.О., Войта Е.А., Ковалевская А.С., Ольховская Л.С.; под ред. Ф.Ф.Лысенко, Учимся решать задачи с параметром, Подготовка к ЕГЭ. – Ростов – на – Дону: Легион – М, 2011. – 48с.

  4. Локоть В.В., Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы. – М.:АРКТИ, 2005. – 96 с.

  5. Локоть В.В., Задачи с параметром. Иррациональные уравнения, неравенства, системы, задачи с модулем. – М.:АРКТИ, 2010. – 64 с.

  6. Локоть В.В., Задачи с параметром и их решение: Тригонометрия: уравнения и неравенства. Системы. 10 класс. – М.:АРКТИ, 2008. – 64 с.

  7. Локоть В.В., Задачи с параметрами. Показательные и логарифмические уравнения, неравенства, системы. – М.:АРКТИ, 2004. – 96 с.

  8. Прокофьев А.А., Задачи с параметрами. – М.: МИЭТ, 2004. – 258 с.

  9. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и реравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г

  10. Ястребинецкий Г.А., Уравнения и неравенства, содержащие параметры. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1972.