Методическая разработка
Рабочая учебная программа по обществознанию: тема «Семейные правоотношения»
(9 класс)
Ходякова Ю. А.,
учитель истории и обществознания,
МАОУ СОШ № 3,
г. Кировград,
[email protected]
Екатеринбург
2018
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Требования к результатам обучения …..….……………………………….….4
Знаньевые компоненты, подлежащие усвоению…..….…………………..….6
Технологическое содержание……………………………………………...…..7
Образовательная продукция……………………………………………...…....8
Формы контроля и оценки..……………………………………………...….....9
Тематическое планирование……………………………………………...…...13
Приложение 1 ………………………………………………………………….14
Приложение 2 ………………………………………….……………..…..........22
Приложение 3…………………………………………………………………..23
Приложение 4…………………………………………………………………..28
Приложение 5…………………………………………………………………..32
Приложение 6…………………………………………………………………..33
Пояснительная записка
Настоящая рабочая учебная программа по теме «Семейные правоотношения» в курсе обществознания разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной учебной программы по обществознанию основного общего образования, рабочей программы по обществознанию 5-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание темы образовательного стандарта, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
Тема семейных прваоотношений является одной из самых актуальных тем. Отношения с членами семьи - основная ценность в жизни каждого гражданина. Данную тему следует изучать в 9 классе, так как это период ранней юности в котором формируются семейные ценности.
В проекте реализуется ценностно-ориентированная модель правового образования. (Сущность ценностно - ориентированного обучения заключается в формирование семейных ценностей у учащихся и способствованию становления личности, обладающей чувством ответственности за благополучие семьи).
Изучение темы «Семейные правоотношения» призвано создать условия, способствующие формированию мотивированности и направленности на семейную жизнь, приверженности к семейным ценностям и традициям.
После изучения данной темы учащиеся должны осознавать огромную роль семьи в жизни каждого человека и всего общества, иметь относительно целостное представление о семье и браке, об институте семьи и брака, семейном законодательстве РФ.
Тема «Семейные правоотношения» изучается в рамках курса обществознания в 9 классе. Предполагаемое время изучения данной темы – 4 часа.
Требования к результатам обучения в освоении содержания темы «Семейные правоотношения»
Цели и задачи курса:
— развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении ценности семьи в жизни каждого человека и всего общества;
— воспитание приверженности к семейным ценностям и традициям;
— освоение системы знаний о семье, браке, семейном законодательстве.
Планируемые результаты
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• ценностные ориентиры, основанные на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
• мотивированность и направленность на семейную жизнь;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения
• овладение навыками публичных выступлений
Предметными результатами содержания программы являются:
• приверженность семейным ценностям и традициям;
• относительно целостное представление о семье и браке, об институте семьи и брака, семейном законодательстве РФ;
• умения находить нужную информацию в Семейном Кодексе РФ; адекватно ее воспринимать; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Знаньевые компоненты, подлежащие усвоению
Знаньевые компоненты | | Уровни усвоения по Блуму |
семья | Понятие | 2 |
брак | Понятие | 2 |
ЗАГС | Понятие | 1 |
Семейный кодекс РФ | факт | 2 |
типы семей | представление | 1 |
Формы брака и семьи | представление | 1 |
Функции семьи | представление | 1 |
Брачный возраст | факт | 2 |
Порядок заключения брака | факт | 2 |
Условия заключения брака | факт | 2 |
Обстоятельства, препятствующие заключению брака | факт | 2 |
Права и обязанности родителей и детей | представление | 2 |
Технологическое содержание
В теме, предполагается использование следующих технологий: Игровые технологии, Технология дискуссии, Технология полного усвоения. Мы используем данные технологии, потому что с помощью них происходит эффективное воздействие на эмоциональную составляющую, что является обязательным для успешного осуществления ценностно-ориентированной модели правового образования.
Технология полного усвоения (формирование основных понятий «семья», «брак», «ЗАГС»; формирование фактического материала о « Семейном Кодексе РФ», «брачном возрасте», «порядке заключения брака», «условиях заключения брака», «обстоятельств, препятствующих заключению брака», а так же для формирования представления о типах семьи и функция семьи, формах брака и семьи о права и обязанности родителей и детей.)
Методы: Лекция-дискуссия (преподаватель использует ответы учеников на поставленные вопросы, организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами, что оживляет процесс обучения, активизирует познавательную деятельность аудитории, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы и использовать его в целях убеждения)
б
Игровые технологии (Игра проводится в целях воздействия на эмоциональное состояние учащихся, с помощью чего возможно замотивировать и направить учащихся на семейную жизнь.)
Методы: ролевая игра (ролевая игра выступает эффективным инструментом формирования семейных ценностей подростков.)
Форма обучения - групповая
Образовательная продукция
Так как в проекте реализуется ценностно-ориентированная модель правового образования, то наиболее значимой является образовательная продукция в виде суждений, отражающих изменения личностных качеств ученика. Также образовательной продукцией являются аргументы в дискуссии в ролевой игре. В форме оценочной продукции в проекте реализуется эссе как контрольное мероприятие.
Таким образом, под образовательной продукцией понимается, во-первых, материализованные продукты деятельности ученика в виде аргументов, эссе; во-вторых, изменения личностных качеств ученика, развивающихся в учебном процессе. Обе составляющие - материальная и личностная, создаются одновременно в ходе конструирования учеником индивидуального образовательного процесса.
Формы контроля и оценки
Проверка знаньевого компонента предполагает решение диагностического и итогового тестов. Тесты составлены с учетом уровней усвоения информации, разработанной В.П. Беспалько.
Основным критерием эффективности усвоения учащимися теоретического материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала Кα. Он определяется как число правильно выполненных операций в тестовых заданиях к общему числу операций в тестовых заданиях: Кα = n :p, где n - число правильно выполненных операций в тестовых заданиях; p - общее число операций в тестовых заданиях .
Если Кα 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе.
Кα 1- 0,9 - оценка 5
Кα 0,9 -0,8 - оценка 4
Кα 0,8 -0,7 - оценка 3
За итоговый тест выставляется отметка, за диагностический тест отметка не выставляется.
Дискуссия – диагностика знаньевого компонента, рассматриваемого в процессе дискуссии, умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения, овладение навыками публичных выступлений. При диагностике результатов используется критериальная шкала оценивания.
Критерии оценивания дискуссии
№ | Критерий оценки | Баллы |
1 | точность аргументов и контраргументов | 10 |
2 | четкость выражения мыслей | 10 |
3 | логичность | 10 |
4 | умение выделить главное | 10 |
5 | определение сути проблемы | 10 |
6 | яркость выступления и образность речи | 10 |
7 | грамотность изложения | 10 |
8 | аргументированность и убедительность выводов | |
| Итого | 80 |
Игровые технологии – безотметочное оценивание правовых знаний, компетенций правового и общеучебного характера (умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, способности анализировать реальные социальные ситуации, умение находить нужную информацию в Семейном Кодексе РФ; адекватно ее воспринимать; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей). При диагностике результатов используется критериальная шкала оценивания.
Критерии оценивания ролевой игры:
| 3 балла | 4 балла | 5 баллов |
Содержательность выступлений | Содержание выступления не полное, используются абстрактные факты, осознанность темы игры | Содержание выступления полное, используются абстрактные факты, осознанность темы игры | Содержание выступления полное, используются конкретные факты, осознанность темы игры |
Структурированность | Логичность, нерациональное использование времени | Логичность, рациональность использования времени | Системность, логичность, рациональность использования времени |
Формулировка вопросов: проблемность, конкретность, четкость | Отсутствуют все критерии | Присутствует только конкретность и четкость | Присутствуют все критерии |
Культура общения | Выразительность речи | Выразительность речи, свободное владение материалом | Выразительность речи, умение уважительно отвечать собеседникам, свободное владение материалом |
Эссе –– краткое, свободное прозаическое сочинение, рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное мнение о чем-либо.
Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Критерии оценки эссе (шкала оценок)
№ | Критерий оценки | Баллы |
1 | Четкость постановки проблемы в рамках заявленной темы | 20 |
2 | Умение оценить значимость проблемы | 10 |
3 | Умение проиллюстрировать материал примерами из жизни | 10 |
4 | Глубина раскрытия проблемы и усвоения программного материала по теме | 20 |
5 | Четкость логики изложения и аргументации собственной позиции | 10 |
6 | Разнообразие привлекаемого материала и широта кругозора | 20 |
7 | Наличие навыков владения литературным языком. Стиль и форма изложения материала | 10 |
| Итого | 100 |
Тематическое планирование
№ Урока | Тема урока | Знаневый компонент | Применяемая технология |
1 | Семейные правоотношения | семья брак ЗАГС Семейный кодекс РФ типы семей Формы брака и семьи Функции семьи Брачный возраст Порядок заключения брака Условия заключения брака Обстоятельства, препятствующие заключению брака | Лекция-дискуссия |
2 | Семейные правоотношения | Диагностический тест. | Написание эссе. |
3 | Права и обязанности родителей и детей | Права и обязанности родителей и детей | Применение игровых технологий |
4 | Семейные правоотношения | Итоговый тест. | Написание эссе. |
Приложение 1
1.План-конспект занятия «Семейные правоотношения».
Тема: «Семейные правоотношения».
Цель урока: создать условия для осознания ценности семьи, воспитания ответственности по отношению к семейным обязанностям.
Планируемые результаты:
мотивированнсть и направленность на семейную жизнь;
приверженность семейным ценностям и традициям;
относительно целостное представление о семье и браке, об институте семьи и брака, семейном законодательстве РФ;
умения находить нужную информацию в Семейном Кодексе РФ; адекватно ее воспринимать; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: лекция-дискуссия.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник: Л.Н.Боголюбов. Обществознание. 9 класс, Семейный кодекс РФ.
План урока:
I. Постановка темы, целей и актуальности урока.
II. Изучение нового материала:
1. Что такое семья и брак
2. Функции семьи
3. Типы семей
4. Формы брака
5. Правовые основы семейно-брачных отношений
III. Закрепление изученного материала.
Методические рекомендации:
Занятие можно начать с вопросов к классу: Что сегодня выступает главным регулятором общественных отношений? Что такое право? На прошлых уроках вы изучали различные отрасли права. Можете вспомнить какие?
(Вопросно-ответная форма – «Беседа», как словесный метод обучения;
Фронтальная форма обучения).
Далее полностью используется словесный метод обучения – «Лекция-дискуссия».
(Наклонным шрифтом выделена та информация, которая должна быть зафиксирована в конспекте у учащихся)
I. Изучение новой темы.
1. Что такое семейное право, источники, принципы.
Прослушайте, пожалуйста, мелодию (звучит вальс Мендельсона).
Где играют такую мелодию.
Сегодня на уроке мы познакомимся с отраслью семейного права. Вам может казаться, что создание семьи – ваше личное дело, потому что отношения между людьми в личной жизни регулируются в основном нравственными нормами. Но это не так. Конституцией РФ закреплено положение, в соответствии с которым семья, материнство и детство находятся под защитой государства (ст. 38 Конституция РФ). Этот основной принцип развивается во многих законодательных актах. Основным нормативным актом, где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РФ.
Запись в тетрадях: тема «Семейные правоотношения».
Встретились мужчина и женщина, они полюбили друг друга и решилисоздать семью. Рано или поздно это происходит почти с каждым человеком. Все отношения, которые возникают в семье, регулируются Семейным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 марта 1996 г.
Запись в тетрадях: источник семейного права – Семейный кодекс РФ
В Семейном Кодексе установлены правила вступления в брак, его расторжение, указаны права и обязанности членов семьи, основные взаимоотношения между супругами, родителями и детьми.
Каждому из вас я выдала Семейный кодекс РФ, которым вы будите пользоваться в ходе урока.
Понятие семья, брак.
Что такое семья? Продолжите фразу семья – это …(ответы детей).
Разберем ситуацию:
Итак, мужчина и женщина полюбили друг друга и решили жить вместе. Родились дети. Все живут мирно и счастливо. В семье царит уважение и любовь. Можно ли считать эту группу людей семьей? (первая точка зрения можно, вторая нет).
Первая группа должна доказать что эти люди заслуживают право называться семьей, а вторая нет.
Итак, с юридической точки зрения, семья – это совокупность лиц, связанных отношениями брака, родства или усыновления живущих вместе и ведущих общее домашнее хозяйство.
Дискуссия.
А что такое брак? (ответы детей)
А с юридической точки зрения, брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.
Ребята, как вы думаете какую роль в создании семьи играет заключение брака? (ответы детей)
Заключение брака – это юридический акт, обеспечивающий юридическое оформление семьи. Признается брак, заключенный только в ЗАГСе – органах актов записи гражданского состояния.
2. Функции семьи в обществе многообразны. Перечислим только главные из них:
воспроизводства общества
обучение и воспитание детей
экономическая функция-производство материальных благ и попечительства о нетрудоспособных членах общества
Как видим, семья обладает всеми первичными признаками социальной структуры, из которых главные – способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культуры. Как тело человека состоит из клеток, так и общество, по сути, состоит из семей. И как не может быть здоровым человек, если клетки его организма больны, так не может быть здоровым общество с неблагополучными семьями.
3. Типы семей.
В истории у разных народов складывались разные традиции семейной жизни, виды семьи. Если в современном обществе чаще встречается Нуклеарная семья- то есть семья, состоящая из супругов и их детей, то в древности и ныне у многих народов была распространена расширенная, или родственная семья, включающая кроме родителей и детей еще и родственников разных поколений, живущих одним хозяйством.
Для тех обществ, где нуклеарная семья является преобладающим типом семейной жизни, свойственны и определенные характеристики демографических процессов, а именно: сравнительно позднее вступление в брак, невысокая рождаемость, относительно частые разводы.
Типы семей


Расширенная (включает еще и родственников разных поколений)
нуклеарная (семья, состоящая из супругов и их детей)
4. Формы брака и семьи.
Каждый из рассматриваемых социальных институтов – брак и семья – подразумевает существование различных своих форм. Так, доминирующей в современном мире формой брака, является моногамия (единобрачие) как брак одного мужчины с одной женщиной. Но существует полигамия (многобрачие), причем наиболее распространенной его формой является полигиния (многоженство) как культурно одобряемая и закрепленная в законах форма брака в мусульманских странах.
5. Правовые основы семейно-брачных отношений.
Мы часто слышим фразы: заключили брак, вступили в брак, регистрация брака назначена на 3 июля и т.д.
Предлагаю вам создать две адвокатские конторы. Итак, разобьемся на две группы, 1 ряд-первая группа, второй ряд-вторая. Каждая из групп получит задание, и Семейный кодекс РФ, ваша задача на основе закона дать юридическую консультацию.
1 группа. Виктор и Анна решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. «Это безобразие! – возмутился Виктор. – Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?
Как вы объясните Виктору эту норму? Существует ли порядок заключения брака? Найдите основные положения.
- Учащиеся участвуют в обсуждении.
Делают вывод: Существует порядок заключения брака, который записан в ст.11 Семейного кодекса РФ.
Порядок заключения брака: (ст.11 Семейного кодекса РФ)
Подача заявления в ЗАГС
Обязательное присутствие жениха и невесты
Подписи в книге актов гражданского состояния
Отметка в паспорте
Выдача свидетельства о браке
Для заключения брака необходимо соблюдений определенных условий (ст.12 Семейного кодекса РФ)
1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.
Не допускается брак: (ст.14 Семейного кодекса РФ)
состояние в другом браке;
близкое родство;
состояние усыновленного и усыновителя;
недееспособность вследствие психического расстройства.
2 группа. Юрию и Инне по 17 лет, они решили заключить брак, имеют ли они на это право? Каковы условия вступления в брак?
- Учащиеся участвуют в обсуждении.
Делают вывод: В РФ существует брачный возраст, который записан в ст.13 Семейного кодекса РФ.
Брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин в брак разрешается вступить лицам, достигшим 16 лет.
Условия вступления в брак. (ст.12 Семейного кодекса РФ)
Взаимное добровольное согласие мужчины и женщины,вступающих в брак
Достижение брачного возраста
III. Закрепление изученного.
Американский специалист в области человеческих отношений, автор книги «Как перестать беспокоиться и начать жить» Д. Карнеги выделил семь правил. Следуя которым супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь:
• не ворчите;
• не старайтесь перевоспитать своего супруга;
• не критикуйте;
• искренне восхищайтесь достоинством супруга;
• уделяйте внимание супруге;
• будьте вежливы;
• читайте литературу о супружеских взаимоотношениях.
Вопрос: считаете ли вы эти условия достаточными для достижения гармонии в семейных отношения?
Что бы вы исключили из этого списка?
Задание в группах «Создайте портрет»:
• 1 группа – идеальный портрет жены;
• 2 группа – идеальный портрет мужа;
• 3 группа – идеальный портрет ребенка.
Домашнее задание: подготовка к диагностическому тесту по теме.
Приложение 2
План-конспект занятия «Семейные правоотношения».
Тема: «Семейные правоотношения».
Цели урока:
– обобщить и закрепить материал по теме;
– проверить уровень его усвоения;
Планируемые результаты:
• ценностные ориентиры, основанные на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения
• приверженность семейным ценностям и традициям;
Методические рекомендации:
Занятие можно начать с обращения к классу: На прошлом уроке мы изучили тему «Семейные правоотношения». А сегодня на вы напишите диагностический тест, он нужен для того, что узнать какой материал вы поняли, а какой нужно повторить, поэтому за него отметки не ставятся. Тест пишем 10-15 минут, а затем приступаем к написанию эссе, за которое вам будут выставлены отметки.
Затем учитель выдает заранее приготовленные бланки для теста и эссе.
Темы эссе.
“Семья более священна, чем государство” (Папа Пий XI)
“Семья является первичным лоном человеческой культуры” (И. Ильин)
"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему" (Л. Толстой.)
Приложение 3
Диагностический тест
С целью проверки усвоения материала и его закрепления учащиеся пишут диагностический тест. Диагностический тест нужен для того, чтобы узнать, что какой материал поняли учащиеся, а какой материал нужно изучить подробнее. Также учитель смотрит, сколько учащихся справилось с тестом и на каком уровне.
По результатам данного тестирования учитель предоставляет учащимся описательную оценку (дескриптивную) (включающую в себя достигнутый учащимися уровень усвоения информации, подробное описание тех ошибок, которые были совершены, и каким образом они могут быть исправлены). Оценки за диагностический тест не ставятся.
Инструкция по выполнению теста
Основным критерием эффективности усвоения материала и умения применить его на практике считают коэффициент усвоения учебного материала Ку. Он определяется как отношение правильных в контрольных работах к общему количеству вопросов: Ку = N:K, где N - количество правильных ответов учащихся на вопросы контрольной работы, теста; К – общее число вопросов в контрольной работе или тесте.
Если Ку 0,7, то учебный материал программы обучения считается усвоенным.
Знания и умения учащихся оцениваются по пятибалльной системе.
Ку 1- 0,9 – оценка 5 (100-90% теста решено верно)
Ку 0,9 -0,8 - оценка 4 (90-80% теста решено верно)
Ку 0,8 -0,7 – оценка 3 (80-70% теста решено верно)
А теперь приступайте к выполнению теста.
1. Прочитайте и определите, верно ли следующее суждение. В случае если суждение правильно – отметьте ответ А, если неправильно – отметьте ответ Б. Семья, как правило, осуществляет совместное домашнее хозяйство, быт, распределяя домашний труд между своими членами.
А) «ДА»
Б) «НЕТ»
(Тест на узнавание, уровень – ученический; семья – понятие; p – 1)
2. Прочитайте и определите, верно ли следующее суждение. В случае если суждение правильно – отметьте ответ А, если неправильно – отметьте ответ Б.
Брак – это принудительный союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи.
А) «ДА»
Б) «НЕТ»
(Тест на узнавание, уровень – ученический; брак – понятие; p – 1)
В каждом вопросе с 3 по 6 выбирайте только один верный ответ.
3. Какая функция семьи проявляется в продолжении рода?
А) воспитательная
Б) рекреационная
В) эмоционально – психологическая
Г) репродуктивная
(Тест на различие, уровень ученический; функции семьи – представление; p-4)
4. Что из перечисленного является нарушением порядка регистрации брака?
А) регистрация брака не раньше чем через час после подачи заявления
Б) подача заявлений о вступлении в брак по почте
В) личное присутствие сторон при заключении брака
Г) нет верного ответа
( Тест на различие, уровень ученический; порядок регистрации брака – понятие; p-4)
5. К малой социальной группе относится (относятся)
А) преподаватели
Б) выпускники школ
В) интеллегенция
Г) семья
( Тест на различие, уровень ученический; семья – понятие; p-4)
6. Семья относится к социологическому понятию
А) мобильность
Б) престиж
В) институт
Г) статус
( Тест на различие, уровень ученический; семья – понятие; p-4)
7. Установите соответствие между типами семьи и их определениями.
Расширенная семья | А. В составе семьи есть оба родителя и хотя бы один ребёнок |
2. Нуклеарная семья | Б. Состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей |
3. Полная семья | В. Большая семья из нескольких поколений |
(Тест на классификацию, уровень ученический; типы семьи – представление; p-3)
8. На месте пропусков напишите типы семьи зависимости от ее состава.
______________, _________________.
(Тестовое задание на запоминание, уровень исполнительский; типы семьи – представление; p-2)
9. Прочитайте предложенную задачу и ответьте на вопрос, пользуясь Семейным Кодексом РФ.
Супрунов и Фадеева обратились в ЗАГС, чтобы подать заявление для регистрации брака. Но им в этом отказали, сославшись на то, что жениху исполнилось 89 лет, а невесте 80.
(Типовая задача, уровень исполнительский; условия заключения брака – понятие, p-3)
10. Прочитайте предложенную задачу и ответьте на вопрос, пользуясь Семейным Кодексом РФ.
В 1994 году Волков закончил с отличием экономический университет и женился. Спустя год жена Волкова узнала, что она больна венерической болезнью. Волкова сказала об этом мужу, а он ответил, что он ее заразил и был болен еще до их брака и скрывал болезнь. В праве ли Волкова обратится в суд с просьбой признать брак недействительным?
(Типовая задача, уровень исполнительский; условия заключения брака – понятие, p-3)
Ключ к тесту
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Б | Б | Г | Б | Г | В | 1-В, 2-Б, 3-А | Расширенная, нуклеарная | нарушение права состоит в том, что нарушен принцип «добровольного согласия» | Волкова в праве обратится в суд. На основании п.3 ст. 15 Семейного кодекса РФ, если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло наличие венерической болезни, то последнее вправе обратится в суд с просьбой признать брак недействительным |
Приложение 4
План-конспект занятия «Семейные правоотношения».
Тема: «права и обязанности родителей и детей»
Цели урока:
– Развитие ценностного отношения к семье, правовое просвещение детей и родителей
Деловая игра.
Планируемые результаты:
• мотивированность и направленность на семейную жизнь;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения
• овладение навыками публичных выступлений
• приверженность семейным ценностям и традициям;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод: ролевая игра
Форма проведения: «Круглый стол» с сюжетно-ролевыми заданиями, проблемными вопросами , анализ жизненных ситуаций(личный опыт детей).
Оборудование : Кабинет обществознания , доска , учебный материал ( учебники , книги , международные договоры, семейный кодекс РФ ,возможно присутствие родителей)
Методические рекомендации: В начале урока учитель обсуждает с классом, как ученики справились с диагностическим тестом, какой материал следует повторить дома. Также учитель кратко отзывается о написанных эссе, говорит оценки за них.
Ход игры:
(1) Преподаватель приветствует собравшихся , задает проблемный вопрос : что такое по мнению детей семья, какие обязанности несут родители и какие права имеют дети ? Варианты ответов выписываются на доску, затем с помощью обсуждения с классом составляется определение понятий , ( основываясь на учебный материал ст. 63-65 семейного кодекса и обсуждения детей). ( примерное время 10 минут)
У детей формируется правовое представление о семье, правах и обязанностях в семье.
(2) Учитель описывает следующую ситуацию:
Вечер, отец пришел с работы , мать готовит ужин , дочка и сын в школе вот-вот должны придти.
Дочь возвращается грустная (не получилось сдать норматив по физкультуре получила 2, поэтому расстроена), проходит к себе в комнату без слов.
Мать заходит к дочке не обращает внимания на подавленный вид, смотрит в дневник , видит 2 по физкультуре начинает отчитывать ее за это . Просит отца зайти и поговорить с ней , отец заходит злобно говорит твоя дочь ты и воспитывай , а я устал на работе . Мать в качестве наказания поручает дочке закончить с готовкой ужина. С задержкой на час приходит сын с порванными джинсами и разодранным башмаком, выглядит взволновано. Мать встречает его с начинает бранить за одежду, сын грубит матери , та зовет отца , отец молча достает ремень и вершит суд над сыном.
(3) Затем преподаватель задает проблемный вопрос: Правильно ли поступили и те и другие. Как, по вашему мнению, нужно было разобраться в ситуации. Происходит совместный анализ ситуации, выслушиваются мнения учеников, преподаватель разъясняет как более правильнее нужно поступить, выводить на основания нормативно-правовых документов ряд тезисов:
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах.
Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей.
Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы родителей. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
дети обязаны помогать своим родителям
должны доверять им, слушаться.
Совместно с учениками рисуется новая ситуация. Сюжет рисуется на доске.(примерное время 15 мин)
(4) преподаватель выбирает нескольких детей на роль папы, мамы , дочери и сына, и данная ситуация уже отыгрывается детьми .
Вечер, отец пришел с работы , мать готовит ужин , дочка и сын в школе вот-вот должны придти.
Дочь заходит в комнату , мать идет к ней , мать осторожно интересуется почему та грустная , видит двойку интересуется за что , дочь объясняет ситуацию мать говорит не расстраивайся не переживай утешает дочь. Не получилось сдать, со всеми бывает, зато ты дома помощница у меня. Отец предлагает дочке помочь маме закончить приготовление ужина, дочь соглашается выполняет не пыльную работенку , справляется с домашними обязанностями , забывает про двойку , поднимается самооценка и настроение все довольны , ужин получился.
Приходит сын, мать видя его внешний вид зовет отца, немного грозно отец интересуется , что произошло , сын не хамит рассказывает ситуацию , подрался . (примерное время 10 минут).
(5) в конце учитель делает вывод:
Семья место, где должны уважаться права и обязанности всех ее членов, место, где должно существовать доверие, теплая и дружеская атмосфера.
Место, где дети будут чувствовать себя в безопасности , место взаимовыручки и поддержки и т. п. ( ценностная пропаганда)
( примерное время 5 мин) оставшиеся 5 мин резерв.
Домашнее задание: подготовка к итоговому тесту по теме.
Приложение 5
План-конспект занятия «Семейные правоотношения».
Тема: «Семейные правоотношения».
Цели урока:
–закрепить материал по теме;
Планируемые результаты
• мотивированность и направленность на семейную жизнь;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения
• приверженность семейным ценностям и традициям;
Методические рекомендации:
Занятие можно начать с обращения к классу: Сегодня на уроке мы напишем итоговый тест и эссе по пройденной теме. Я оценю ваши знания, и самое главное эссе, по которому я узнаю о том, как изменилось ваше личностное отношение к семье, браку. Тест пишем 20 минут, а затем приступаем к написанию эссе, за которое вам будут выставлены отметки.
Затем учитель выдает заранее приготовленные бланки для теста и эссе.
Приложение 6
Итоговый тест
Часть А.
А 1. Прочитайте и определите, верно ли следующее суждение. В случае если суждение правильно – отметьте ответ А, если неправильно– отметьте ответ Б. ЗАГС расшифровывается как закрепление актов гражданского состояния.
А) «ДА»
Б) «НЕТ»
(Тест на узнавание, уровень – ученический; ЗАГС– понятие; p – 1)
А 2. Прочитайте и определите, верно ли следующее суждение. В случае если суждение правильно – отметьте ответ А, если неправильно– отметьте ответ Б.
Семья — это основанная на любви и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
А) «ДА»
Б) «НЕТ»
(Тест на узнавание, уровень – ученический; семья– понятие; p – 1)
В каждом вопросе с 3 по 7 выбирайте только один верный ответ.
А 3. Что является основной функцией семьи?
А) организация производства с целью получения прибыли
Б) проведение совместного досуга
В) воспитание детей
Г) контроль за порядком в обществе.
(Тест на различие, уровень – ученический; Функции семьи - представление; p – 4)
А 4. Какой брачный возраст установлен Семейным кодексом РФ?
А) 19 лет
Б) 18 лет
В) 16 лет
Г) 14 лет
(Тест на различие, уровень – ученический; брачный возраст - факт; p – 4)
А 5. Что является основанием для государственной регистрации заключения брака?
А) совместное проживание
Б) совместное заявление лиц, вступающих в брак
В) усыновление
Г) любовь
(Тест на различие, уровень – ученический; условия заключения брака - факт; p – 4)
А 6. Когда невозможно юридическое оформление брака?
А) нет обоюдной любви между мужчиной и женщиной
Б) существует значительная разница в возрасте
В) женщина не желает менять свою девичью фамилию на фамилию мужа
Г) желающие вступить в брак являются родными братом и сестрой.
(Тест на различие, уровень – ученический; Обстоятельства, препятствующие заключению брака - факт; p – 4)
А 7. В какой ситуации брак не может быть заключен?
А) одно из лиц, вступающих в брак, состоит в ранее зарегистрированном браке
Б) одно из лиц, вступающих в брак, отбывает наказание в виде лишения свободы
В) одно из лиц, вступающих в брак, не имеет гражданства Российской Федерации
Г) одно из лиц, вступающих в брак, признано судом ограниченно дееспособным.
(Тест на узнавание, уровень – ученический; Обстоятельства, препятствующие заключению брака - факт; p – 4)
Часть В.
В1. Установите соответствие между функциями семьи и их содержанием.
1.Репродуктивная | А. Воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода |
2. Воспитательная | Б. удовлетворение членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите |
3. Эмоциональная | В. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни |
( Тест на классификацию, уровень ученический; функции семьи - представление; p-3)
В2. Установите соответствие между понятиями и их определениями.
1.Брак | А. специфическая организация, обеспечивающая физическое и социальное воспроизводство новых поколений в обществе |
2. семья как малая группа | Б. добровольный союз между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. |
3. семья как социальный институт | В. объединение, основанное на браке, кровном родстве |
(Тест на классификацию, уровень ученический; брак, семья - понятие; p-3)
Часть С.
С1. На месте пропусков напишите основные признаки семьи .
________________________________
______________________________
______________________________
_______________________________
_______________________________
(Тестовое задание на запоминание, уровень исполнительский; типы семей - представление; p-3)
С2. Прочитайте предложенную задачу и ответьте на вопрос, пользуясь Семейным Кодексом РФ.
Сергеев, желая добиться расположения к себе Федоровой, заявил ей, что застрелит сначала ее, а потом себя, если она не согласиться зарегистрировать с ним брак. Федорова, зная неуравновешенный характер Сергеева и допуская реальную возможность исполнить им высказанную угрозу, согласилась, и их брак был оформлен в районном отделе ЗАГСа. Какое из условий заключения брака в данном случае нарушено?
(Типовая задача, уровень исполнительский; условия заключения брака – понятие, p-3)
С3. Написание Эссе на тему Моя идеальная семья. (В эссе раскрыть тип семьи в зависимости от типа семьи указать функции семьи)
Ключ к тесту
№ вопроса | А 1 | А 2 | А 3 | А 4 | А 5 | А 6 | А 7 | В 1 | В 2 |
| А | А | В | Б | Б | Г | А | 1-А, 2-В, 3-Б | 1-Б, 2-А, 3-В |
С1) Эталонный ответ:
союз мужчины и женщины
добровольность вступления в брак
члены семьи связаны общностью быта
вступлением в брачные отношения
стремлением к рождению, социализации и воспитанию детей
С 2) Эталонный ответ:
Нарушение права состоит в том, что нарушен принцип "добровольного согласия" при вступлении в брак