Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ургубамахинская СОШ»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «МУЗЫКА»,
для 2 класса
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по музыке разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке − «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2010.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивает умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Музыкальное образования закладывает основы музыкальной культуры учащихся. Учебный предмет «Музыка» призван способствовать развитию музыкальности ребёнка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы учащегося, чувства сопричастности к миру музыки. Ознакомление в исполнительской и слушательской деятельности с образцами народного творчества, произведениями русской и зарубежной классики, современного искусства и целенаправленное педагогическое руководство различными видами музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыки, приобщаться к духовным ценностям музыкальной культуры.
Предмет «Музыка» направлен на приобретение опыта эмоционально – ценностного отношения младших школьников к произведениям искусства, опыта их музыкально – творческой деятельности, на усвоение первоначальных музыкальных знаний, формирование умений и навыков в процессе занятий музыкой.
Занятия музыкой способствуют воспитанию и формированию эмоциональной отзывчивости, способности сопереживать другому человеку, творческого самовыражения, художественного творческого мышления, воображения, интуиции, трудолюбия, чувство коллективизма.
Формирование целостной системы представлений об искусстве и жизни, а также певческих, инструментальных и дирижёрско-исполнительских умений и навыков является важнейшим средством музыкально-воспитательного процесса, способствующим развитию художественного мышления и нравственно-эстетического сознания личности. Поэтому формирующиеся знания, умения и навыки не должны занимать место основной цели в программе по музыке и быть преимущественным объектом оценки, критерием учебно-воспитательного процесса. Главным результатом уроков музыки является переход к новому внутреннему состоянию ребёнка, которое называется одухотворённостью и воспитание ценностных отношений к музыке и жизни.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА
Цель: формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
совершенствование умений и навыков хорового пения (выразительность звучания, кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение acapella, пение хором, в ансамбле и др.);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах;
активное включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях и исполнительских коллектива.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
здоровьесберегающие технологии,
ИКТ,
проблемное обучение,
дифференцированное обучение,
технология сотрудничества,
технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр,
коллективная система обучения (КСО),
технология развития ассоциативно – образного мышления школьников (подразумевает взаимодействие музыки с искусством живописи, литературы, театром, кино и д.р.),
групповые технологии.
Для одаренных школьников будут созданы условия для их самореализации: участие в соревнованиях, презентациях, семинарах, конкурсах, олимпиадах, что должно способствовать активизации их самостоятельной деятельности, развитию креативности и формированию функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются: групповая, коллективная работа с учащимися.
В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
продуктивно сотрудничать (общаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
развивать духовно-нравственные и этнические чувства, эмоциональную отзывчивость, понимать и сопереживать, уважительно относиться к историко-культурным традиции других народов;
эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
понимать роль музыки в собственной жизни, реализовывать творческий потенциал;
формировать уважительное отношение к истории и культуре;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
выбирать способы решения проблем поискового характера;
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений;
узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради;
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
устанавливать связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально – ритмические движения);
рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу музыкального произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.
Познавательные УУД
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях;
определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой);
определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии;
передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен;
осуществлять собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
Коммуникативные УУД
участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы);
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
формулировать собственное мнение и позицию;
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Предметные результаты
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
определять виды музыки.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
наблюдение,
самостоятельная работа,
работа по карточке,
тест.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВЕДУЩИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
самостоятельность в разборе музыкального произведения;
умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Критерии оценивания.
Оценка «5» дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «4» ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1 – 2) вопросами учителя.
Оценка «3» ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование раздела, количество часов | Содержание раздела | Универсальные учебные действия |
Раздел 1: Россия — Родина моя 3 часа | Музыкальный пейзаж. Образы родной природы к музыке русских композиторов. Песенность, как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн — главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр). Примерный музыкальный материал Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский. Гимн России А. Александров, слова С. Михалкова. Патриотическая песня. М. Глинка, слова Д. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой. | Личностные:познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные:расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. |
Раздел 2: День, полный Событий 6 часов | Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано — его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Примерный музыкальный материал Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский. Детская музыка. Пьесы. С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский. Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского. Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса. Спят усталые игрушки. А. Островский, слова 3. Петровой. Ай-я, жу-жу, латышская народная песня. Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева | Личностные: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы; Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов. |
Раздел 3: О России петь — что стремиться в храм 5 часов | Колокольное звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике. Примерный музыкальный материал Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский. Песня об Александре Невском. Вставайте, люди русские из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев. Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва. В церкви. П. Чайковский. Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского. Добрый тебе вечер. Рождественское чудо. Народные славянские песнопения. Рождественская песенка Слова и музыка П. Синявского. | Личностные: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. |
Раздел 4: Гори, гори ясно, чтобы не погасло! 4 часа | Фольклор — народная мудрость, Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица). Встреча весны. Песня-игра. песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки. Примерный музыкальный материал Светит месяц. Камаринская, плясовые наигрыши А. Шнитке. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни. Ходит месяц над лугами. С. Прокофьев. Камаринская. М. Чайковский. Прибаутки. В. Комраков. Слова народные. Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева. Масленичные песенки. Песенки-заклички, игры, хороводы. | Личностные: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах |
Раздел 5: В музыкальном театре 5 часов | Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы - характеристики главных действующих лиц. Финал. Примерный музыкальный материал Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль. Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш Из балета «Щелкунчик». П. Чайковский. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового. | Личностные: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; эмоциональное и осознанное усвоение учащимися жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы; Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; владение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: на основе планирование собственных действий в процессе восприятия и исполнения музыки, создания музыкальных композиций; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия в процессе музыкальной деятельности; расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке |
Раздел 6: В концертном зале 5 часов | Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского. Примерный музыкальный материал Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев. Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский. Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.-А. Моцарт; Увертюра К опере «Свадьба Фигаро». В.А. Моцарт. Увертюра. К опере «Руслан и Людмила». М. Глинка. Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера | Личностные: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; овладение умениями и навыками интонационно-образного анализа музыкальных сочинений; Регулятивные: музицирование разработанного исполнительского плана с учетом особенностей развития образов; оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников. Коммуникативные: воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. |
Раздел 7: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… 6 часов | Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад – цвет). Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского. Примерный музыкальный материал Волынка. Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского. Токката ре минор для органа. Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.-С. Бах. Весенняя. В.-А. Моцарт. Слова И.-Ф. Овербек. пер. Т. Сикорской; Колыбельная Б. Флис - В.-А. Моцарт. Русский текст С. Свириденко. Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). II. Чайковский. Тройка; весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов. | Личностные: углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей; познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношения человека к Родине, природе, к людям, их обычаям и традициям, религиозным воззрениям; Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений различных жанров народной и профессиональной музыки; рефлексия способов действия при индивидуальной оценке восприятия и исполнения музыкального произведения; Регулятивные: постановка учебных задач (целеполагание) на основе имеющегося жизненно-музыкального опыта в процессе восприятия и музицирования; Коммуникативные: расширение словарного запаса в процессе размышлений о музыке, поиске информации о музыке и музыкантах, употреблении музыкальных терминов; воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на диалог с культурой других народов, стран. осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в процессе анализа музыки, в коллективном, ансамблевом музицировании; |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
Россия – Родина моя | 4 ч |
| Россия- Родина моя. Мелодия | 1 |
| Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 1 |
| Гимн России. | 1 |
| Музыкальные инструменты | 1 |
День, полный событий | 7 ч |
| Природа и музыка. Прогулка. | 1 |
| Прогулка. | 1 |
| Танцы, танцы, танцы… | 1 |
| Эти разные марши. | 1 |
| Расскажи сказку. | 1 |
| Разучивание песни « Мама.» | 2 |
О России петь – что стремиться в храм | 4 ч |
| Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 |
| Звучащие картины. Моя родина. | 1 |
| В лесу родилась елочка. | 2 |
| Музыка на новогоднем празднике. | 1 |
Гори, гори ясно, чтобы не погасло | 4 ч |
| Русские народные инструменты. | 1 |
| Музыка в народном стиле. | 1 |
| Русские народные праздники. Проводы зимы. | 1 |
| Русские народные праздники. Проводы зимы. | 1 |
В музыкальном мире | 4 ч |
| Три кита. Песня, танец, марш | 1 |
| Песня «Улыбка» | 2 |
| Песня «Кузнечик | 2 |
| Театр оперы и балета. | 1 |
В концертном зале | 4 ч |
| Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и Волк». | 1 |
| Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и Волк». | 1 |
| Сюита М.П. Мусоргского «Картины с выставки». Музыкальное впечатление. | 1 |
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье | 5 ч |
| Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты. | 1 |
| Все в движении. Попутная песня. | 1 |
| Музыка учит людей понимать друг друга | 1 |
| Два лада. Легенда. Природа и музыка. | 1 |
| Печаль моя светла. | 1 |
| Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 |
| Заключительный урок. | 1 |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Дидактическое обеспечение | Методическое обеспечение |
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: 2 кл. учеб. Для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2007. | Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2007. Пособие для учителя/Сост. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2004. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ученик получит возможность:
воспринимать музыку различных жанров;
размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России;
сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
ценить отечественные народные музыкальные традиции;
соотносить выразительные и изобразительные интонации, характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров;
ученик научится:
развитию эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
накапливать знания о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
развивать умения и навыки хорового пения;
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений;
оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
"Стихи, которые поют" (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).
Видение музыки через рисунок.
Влияние музыки на аквариумных рыб.
Гармоника в нашей семье.
Детские музыкальные инструменты.
Детские ударные инструменты.
История одного инструмента.
История происхождения балалайки.
Ложки как музыкальный инструмент.
Любимые песни моей бабушки.
Музыкальные краски.
Поговорим о маме музыкой.
Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
Сказка в музыке.
Частушки про цифры.
Профессии и хобби.