СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа по русскому языку . 4 класс. УМК "Гармония"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по русскому языку УМК "Гармония" 4 класс . Составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена ООП НОО и УМК "Гармония для 1-4 класов. "Русский язык " (авторы : М,С, Соловейчик, Н,С, Кузьменко)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа по русскому языку . 4 класс. УМК "Гармония"»

Муниципальное автономноеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №4



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________Нехай Е.А.

«____»__________2018 г.



Рабочая учебная программа

Учителей Баженовой Л.М., Юдиной Н.В.


русский язык

предмет


Начальное общее образование,4класс







СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

_______Юдина Н.В.

«___»_________2018 г.




РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

________Баженова Л.М.

«___»_________2018 г.






г/о Верхний Тагил


2018/19 учебный год

Рабочая программа по русскому языку УМК «Гармония» 4 класс (для четырёхлетней начальной школы)

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена ООПНОО и УМК «Гармония» для 1-4 классов. «Русский язык» (авторы: Соловейчик М.С. ,Кузьменко Н.С.)


Планируемые предметные результаты освоения программы 4-го класса

В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека.Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

Требования к результатам освоения ООП НОО (ФГОС НОО):

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

  • различать звуки и буквы;

  • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;

  • пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.

Раздел «Орфоэпия»

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

  • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;

находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.

Выпускник получит возможность научиться

  • выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;

  • использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

выявлять слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.

Выпускник получит возможность научиться:

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

оценивать уместность использования слов в тексте;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

распознавать грамматические признаки слов;

с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

Выпускник получит возможность научиться:

проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание, слово;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;

классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;

определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;

находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

выделять предложения с однородными членами.

Выпускник получит возможность научиться:

различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;

различать простые и сложные предложения.

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

применять правила правописания (в объеме содержания курса);

определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов;

писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Выпускник получит возможность научиться:

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

подбирать примеры с определенной орфограммой;

при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.

Содержательная линия «Развитие речи»

Выпускник научится:

оценивать правильность (уместность) выбора языковых
и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,
в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);

выражать собственное мнение и аргументировать его;

самостоятельно озаглавливать текст;

составлять план текста;

сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.

Выпускник получит возможность научиться:

создавать тексты по предложенному заголовку;

подробно или выборочно пересказывать текст;

пересказывать текст от другого лица;

составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;

анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);

соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).


Основное содержание учебного предмета

Русский язык

Виды речевой деятельности

Слушание. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение)*. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста*.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)*.

Фонетика и орфоэпия. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный.. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъи ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология.

Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Морфологический разбор имен прилагательных .

Местоимение. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.(3-4)

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин) (4);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

безударные личные окончания глаголов;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи.Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам*.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.


Основное содержание учебного предмета

Русский язык

Виды речевой деятельности

Слушание. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение)*. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста*.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.)*.

Фонетика и орфоэпия. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный.. Фонетический разбор слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхъи ь.

Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.

Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика2. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Состав слова (морфемика). Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

Морфология.

Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.

Морфологический разбор имен прилагательных .

Местоимение. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Глагол. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.(3-4)

Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин) (4);

безударные окончания имен прилагательных;

раздельное написание предлогов с личными местоимениями;

не с глаголами;

мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2‑го лица единственного числа (пишешь, учишь);

мягкий знак в глаголах в сочетании ‑ться;

безударные личные окончания глаголов;

знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Практическое овладение диалогической формой речи.Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.

Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Последовательность предложений в тексте.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам*.

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.

Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения‑повествования, сочинения‑описания, сочинения‑рассуждения.


Перечень используемых форм организации учебных занятий

Фронтальная форма обучения

Существуют такие виды деятельности учащихся на уроках, когда весь класс одновременно выполняет общую, поставленную перед всеми детьми работу. При этом ученики сравнивают, обсуждают и обобщают ее результаты. Этот вид деятельности школьников называется фронтальным. Его основным достоинством является то, что учитель со всем классом работает одновременно. Это приводит к установлению доверительных отношений между педагогом и детьми, а также внутри класса. В детях воспитывается чувство коллективизма. Они учатся рассуждать, а также находить ошибки в высказываниях своих товарищей. В этом случае происходит формирование устойчивых познавательных интересов и активизируется деятельность школьников.

Однако фронтальные виды деятельности учащихся на уроках имеют и свои недостатки. В связи с различной работоспособностью и подготовленностью дети не выдерживают единого темпа. Тот, кто обладает низким уровнем учебных возможностей, усваивает материал хуже и требует большего внимания учителя. Сильным же школьникам важны более сложные задания, только в таком случае работа на уроке приведет их к повышению уровня знаний. В связи с этим для большей эффективности учебного процесса необходимо использовать и другие виды учебной деятельности учащихся на уроке.

Групповая работа

Такая форма организации учебного процесса входит в основные виды деятельности учащихся. При этом учитель делит класс на группы, призванные решать конкретные учебные задачи. Ответы на поставленные вопросы даются с участием каждого из учеников. При правильной организации активность проявляют все члены группы. При этом слабые ученики не прячутся в тень более сильных, а те, в свою очередь, не подавляют самостоятельность и инициативу менее способных школьников.

Групповую работу, без сомнения, можно отнести к коллективному виду деятельности учащихся. Ее успех во многом будет зависеть от четкого распределения обязанностей внутри данного звена, а также от оперативной помощи и поддержки учителя.


Правила ведения групповой деятельности требуют постоянной смены состава учащихся, половина из которых должна состоять из тех, кто способен на самостоятельную работу. При этом в значительной мере возрастает индивидуальная помощь школьников друг другу. Результаты подобной деятельности весьма ощутимы. Учащиеся приучаются к коллективной работе с одновременным формированием у них положительных нравственных качеств.

Данная деятельность школьников на уроках практически идеальна. Однако ее все же нельзя противопоставлять другим методам организации учебного процесса. Характеристика основных видов деятельности учащихся позволяет делать вывод о том, что все они решают свои специфические задачи и прекрасно дополняют друг друга.

Индивидуальная работа

Наиболее доступным и проверенным многолетней практикой методом повышения эффективности познавательного процесса школьников является организация их самостоятельной работы. На современном уроке эта деятельность занимает исключительное место. Дело в том, что именно благодаря индивидуальной работе ученик способен освоить большой объем знаний.

Самостоятельный вид деятельности школьников включает в себя выполнение детьми поставленной педагогом дидактической цели, прийти к которой нужно за определенное время. Это стимулирует ученика на поиск новых знаний, а также их дальнейшее закрепление и осмысление. При этом у ребенка формируются и развиваются необходимые умения и навыки, а учебный материал обобщается и систематизируется.

Работа в группах

Формирование учебной деятельности в школе требует групповой формы обучения. Это предусматривает организацию маленьких по составу групп в классе. Выделяют следующие формы группового сотрудничества:

  1. Парная форма - это обозначает, что два ученика осуществляют некоторую долю работы вместе. Такая форма учебной деятельности применяется для достижения любой назидательной цели - это может быть изучение и закрепление материалов урока, а также проверка знаний друг у друга. Также работа в парах дает возможность ученикам поразмышлять над установленной задачей, обменяться мыслями с напарником и уже затем озвучить итоги своей деятельности перед всем классом. Она содействует формированию навыков высказывать свое мнение, общаться, способности убеждать и участвовать в дискуссии.

  2. Кооперативно-групповая - это форма организации обучения в небольших группах учащихся, связанных одной совместной учебной целью. Подобная организация учебной деятельности дает возможность учителю руководить работой любого ученика косвенно, через поставленные задачи. Группа в этом случае осуществляет часть совместной для всего класса цели, а также она знакомит и отстаивает выполненное задание в процессе коллективного обсуждения. Основные выводы при таком обсуждении становятся основополагающими для всего класса и записываются в тетради всеми присутствующими.

  3. Индивидуально-групповая форма предусматривает разделение учебной задачи между членами группы, когда каждый из ее членов осуществляет свою часть. Результаты выполнения вначале обговариваются и оцениваются в группе, а потом выносятся на разбор всего класса и педагога

Самостоятельная работа

Самостоятельная является эффективным средством повышения познавательного уровня учащегося. Ведь, с одной стороны, она является учебным заданием, то есть объектом деятельности школьника. С другой стороны, индивидуальная деятельность – это форма проявления мышления, памяти и творческого воображения, что расширяет и углубляет объем уже полученных знаний. Однако стоит иметь в виду, что при этом важно осуществление контроля со стороны учителя и его своевременная помощь при возникших затруднениях.

Примерный перечень основных видов учебной деятельности

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

  1. Слушание объяснений учителя.

  2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.

  3. Самостоятельная работа с учебником.

  4. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.

  5. Написание сообщений, докладов.

  6. Решение текстовых задач.

  7. Выполнение заданий по разграничению понятий.

  8. Систематизация учебного материала.

  9. Работа со схемами, диаграммами и др.

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

  1. Наблюдение за демонстрациями учителя.

  2. Просмотр учебных фильмов.

  3. Анализ данных таблиц, схем.

  4. Объяснение наблюдаемых явлений.

  5. Анализ проблемных ситуаций и др.

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

  1. Работа с раздаточным материалом.

  2. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных.

  3. Проведение исследовательской деятельности.

Иные виды деятельности

2. Работа с учебником

3.Беседа

4.Сообщения учеников

5. Выразительное чтение

7.Практическая работа

8. Анализ письменных работ

11.Индивидивидуальные сообщения

12.Словарная работа

14.Пересказ текста

15.Анализ текста

16. Работа по карточкам

19.Составление таблицы

21.Составление кластеров

22.Выступление учащихся

23.Анализ эпизода художественного произведения и др.





Календарно-тематическое планирование

4 класс

№п/п

№ ур.

Тема учебного занятия

Коррекция*

1-я четверть – 36 часов

Первичный инструктаж по ОТ. Обобщение и систематизация знаний:повторение понятий «части речи», «главные члены предложения». Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения

03.09.


Обобщение и систематизация знаний. Повторение понятий «однокоренные слова», «состав слова».

04.09.


Обобщение и систематизация знаний. Повторение понятия «орфограмма». Что нужно уметь, чтобы писать грамотно.

05.09.


Входной диктант по изученному материалу третьего класса.

06.09.

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Все ли ты помнишь о речи? Повторение о видах речи. Требования к грамотной речи.Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

10.09.


Делаем дневниковые записи. Назначение личного дневника, особенности оформления в нем записей.

11.09.


Р.р. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений.Сочинение «Летние впечатления»

12.09.


Работа над ошибками. Что ты знаешь о словах? Повторение понятий «лексическое и грамматическое значения слова».Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения

13.09.


Как ты умеешь анализировать слова? Повторение известных видов разбора. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный.

17.09.


Как ты умеешь анализировать слова? Повторение известных видов разбора. Фонетический и морфемный состав слов.

18.09.


Как ты умеешь анализировать слова? Повторение известных видов разбора. Фонетический и морфемный состав слов.

19.09.


Как ты умеешь анализировать слова? Повторение известных видов разбора.

20.09.


Совершенствование знаний по пройденному материалу.

24.09.


Готовимся к проверке своих умений. Совершенствование знаний по пройденному материалу.

25.09.


Контрольный диктант с грамматическим заданием по результатам повторения.

26.09.


Работа над ошибками диктанта. Как предметы, признаки, действия назвать точнее? Общее знакомство со словосочетанием. Существенные признаки, роль в языке.Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий).

27.09.


Как предметы, признаки, действия назвать точнее? Тренировка в построении словосочетаний.

01.10.


Наблюдаем за значением словосочетаний. Вопросы смысловые и формальные.

02.10.


Наблюдаем за значениями словосочетаний. Обучение построению и вычленению словосочетаний из предложений.

03.10.


Что может приказывать главный член словосочетания? Особенности связи имен существительных и имен прилагательных.

04.10.

с.49-52

Что может приказывать главный член словосочетания? Повторение решения орфографических задач в родовых окончаниях имен прилагательных.

08.10.


Контрольное списывание.

09. 10.

Работа над ошибками. Кому и в чем подчиняются имена существительные? Связь управление. Тренировка в определении падежей имен существительных.

10.10.


Учимся правильной речи. Конструирование словосочетаний со связью управление.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

11.10.


Контрольный диктант по теме«Словосочетание».

15.10.

Работа над ошибками. Представляем еще одну часть речи. Наречие. Значение и употребление в речи.

16.10.

с.66-68

Представляем еще одну часть речи. Анализируем наречие как часть речи.

17.10.


Правописание наречий

18.10.


Контрольный диктант по теме «имена существительные и имена прилагательные» с грамматическим заданием.

22.10.


Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Решение орфографических и речевых задач разных видов.

23.10.

с.75-77

Р.р. Работа по памятке «Как писать изложение?». Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Изложение с грамматическим заданием повествовательного текста с заменой 1-го лица 3-м.

24.10.

с.34-35, памятка с.173

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Знакомство с особенностями объявления как речевого жанра.Пишем объявления.

25.10.


Что ты знаешь об именах существительных? Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Повторение системы падежей и способов их определения. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов Введение понятия склонения.Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

29.10.


Три склонения имен существительных. Падежные окончания 3 склонения. Особенности имен существительных 2-го склонения.

30.10.


Морфологический разбор имен существительных.Дополняем памятку морфологического разбора имен существительных (склонение, член предложения)

31.10.


Знакомство со способом решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных («Известное правило подсказывает новое»)

01.11.


2-я четверть – 21 часов

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.Безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на ‑мя, ‑ий, ‑ья, ‑ье, ‑ия, ‑ов, ‑ин)

1-я неделя

Освоение способа решения орфографических задач в безударных окончаниях существительных («Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных»)

1-я неделя

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных.

1-я неделя

Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных в единственном числе.Тестовая работа на тему «Правописание безударных окончаний имен существительных».

2-я неделя

Анализ тестов. Как не ошибаться в безударных окончаниях имен прилагательных. Нахождение способа действия для решения задачи.

2-я неделя

Безударные окончания имен прилагательных Выбор буквы в безударном окончании имени прилагательного («Как не ошибаться в безударных окончаниях имён прилагательных?»)

2-я неделя

Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен прилагательных.Морфологический разбор имен прилагательных

3-я неделя

Р.р. Составление словесной зарисовки по картине А. Пластова «Первый снег». Запись сочинения –описания..

3-я неделя

Работа над ошибками, допущенными в сочинении. Склоняются ли имена существительные и имена прилагательные во множественном числе?

3-я неделя

Правописание имен существительных и имен прилагательных во множественном числе.

4-я неделя

Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

4-я неделя

Поговорим об именах существительных в именительном и родительном падежах множественного числа.

4-я неделя

Работа над ошибками. Повторяем, тренируемся в правильном письме. Грамматико-орфографическая тренировка.

5-я неделя

Повторяем, тренируемся в правильном письме. Грамматико-орфографическая тренировка.

5-я неделя

Культура речи: предупреждение ошибок в образовании различных форм имён существительных .Открываем еще несколько секретов правильной речи: случаи чередования согласных; наличие беглых согласных.

5-я неделя

Какой должна быть грамотная речь? Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.

Обобщение и систематизация знаний по культуре речи.

6-я неделя

Контрольный диктант«Правописание окончаний имен существительных и имен прилагательных».

6-я неделя

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Открываем еще несколько секретов правильной речи.

6-я неделя

Части речи – имена. Обобщение и систематизация знаний об именах существительных и именах прилагательных.

7-я неделя


Секреты имен числительных. Виды числительных, работа над правильным изменением по падежам сложных и составных числительных.

7-я неделя

Секреты имен числительных. Тренировка в правописании ь в числительных.

7-я неделя

3-я четверть – 31 часов

Секреты имен числительных. Изменение числительных по падежам, правописание числительных.

1-я неделя

Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3‑го лица единственного и множественного числа. Обобщение и систематизация знаний. Правильное употребление местоимений в речи.

1-я неделя

Учимся пользоваться личными местоимениями. Уточнение значений местоимений. Правильное употребление в речи.Склонение личных местоимений.

2-я неделя

Что известно о неопределенной форме глагола? Обобщение и систематизация знаний.

2-я неделя

Что известно о неопределенной форме глагола? Правописание суффиксов в глаголах неопределенной формы и в глаголах прошедшего времени.

2-я неделя

О чем рассказывают глагольные окончания? Повторение грамматических признаков в определении времен глагола.Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

3-я неделя

О чем рассказывают глагольные окончания? Повторение грамматических признаков в определении времен глагола. Морфологический разбор глаголов.

3-я неделя

Р.р. Знакомство с понятием «выборочное изложение». Выборочное изложение. Работа над заголовком текста.

3-я неделя

Работа над ошибками. Глагол.Знакомство с понятием «спряжение глагола».Знакомство с двумя наборами окончаний и основными глагольными орфограммами. Морфологический разбор глаголов.

4-я неделя

Определение спряжения глагола по ударным личным окончаниям. Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение).

4-я неделя

Зачем и как узнавать спряжение глагола? Определение спряжения глагола с безударными окончаниями.

4-я неделя

Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола?

5-я неделя

Как по неопределенной форме узнать спряжение глагола? Глаголы – исключения. Тестовая работа по определению спряжений глагола.

5-я неделя

Правильные действия – правильная буква. Отработка способа действия для подбора неопределенной формы глагола нужного вида.

5-я неделя

Правильные действия – правильная буква. Закрепление знаний по написанию окончаний глагола.

6-я неделя

Дополняем памятку характеристики глагола. Определение спряжения глагола и его роль в предложении. Разноспрягаемые глаголы

6-я неделя

Совершенствование комплекса формируемых умений («Применяем знания, совершенствуем умения»).

6-я неделя

Контрольный диктант по теме «Спряжение глаголов» .

7-я неделя

Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Применяем знания и совершенствуем умения.

7-я неделя

Применяем знания и совершенствуем умения. Грамматико-орфографическая работа.

7-я неделя

Однородные члены предложения. Грамматические признаки однородных членов, их роль в речи. Знаки при однородных членах.Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

8-я неделя

Дополнение памятки по грамматическому разбору предложения.

8-я неделя

Роль однородных членов предложения в речи. Устранение речевых ошибок в построении предложений с однородными членами.Знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.

9-я неделя

Роль однородных членов предложения в речи. Устранение речевых ошибок в построении предложений с однородными членами.

9-я неделя

Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения»

9-я неделя

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Сложные предложения. Наблюдение за строением сложных предложений. Различение простых и сложных предложений.

10-я неделя

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных конструкциях.

10-я неделя

Сложные предложения. Составление схем сложных предложений.

10-я неделя

Р.р. Составление текста – рассуждения «Мои планы на каникулах». Запись сочинения.

11-я неделя

Работа над ошибками диктанта. Учимся рассуждать. Наблюдения за особенностями назначения и строения рассуждения.

11-я неделя

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Продолжение работы над построением рассуждений.

11-я неделя

4-я четверть – 31 часов


Могут ли приходить в язык новые слова? А могут ли слова уходить из употребления? Работа с толковым словарем.

1-я неделя

Поговорим о значении слов. Многозначные слова. Работа с толковым словарем.

1-я неделя

Поговорим о значении слов. Синонимы, антонимы. Точное употребление синонимов и антонимов в речи.

1-я неделя

Р.р. Обучение краткой передачи содержания текста. Сжатое изложение повествовательного текста.

1-я неделя

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Повторение правил грамотной речи.Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.).

2-я неделя

От значения слова – к правильному написанию. Связь этимологии и орфографии.

2-я неделя

От значения слова – к правильному написанию. Составление этимологического словарика.

2-я неделя

Что мы знаем о словах? Соотнесение понятий: слово, часть речи, член предложения. Выполнение разных видов разбора слова.

2-я неделя

Что мы знаем о словах? Наблюдение за связью значения слова и его строения. Суффиксы.

3-я неделя

Обобщение и систематизация знаний о слове.

3-я неделя

Что надо уметь, чтобы писать грамотно? Связь орфографии и грамматики.

3-я неделя

Что надо уметь, чтобы писать грамотно? Закрепление орфографических умений. Связь орфографии и грамматики.

3-я неделя

Тестовая работа по пройденному материалу за 4-ый класс.

4-я неделя

Работа над ошибками, допущенными в тестовой работе. Проверяем себя. Грамматико-орфографические задания.

4-я неделя

Проверяем себя. Грамматико-орфографические задания

4-я неделя

Контрольный диктант за год.

4-я неделя

Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Знаешь ли, как правильно? Культура речи, ее правильность.

5-я неделя

Предложение в тексте. Обобщение знаний о построении предложения при включении его в текст.

5-я неделя

Предложение в тексте. Способы связи предложений в тексте.

5-я неделя

Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем. Повторение основных особенностей известных типов речи. Знакомство с жанром рассказа.

6-я неделя

Р.р. Контрольное изложение. Письменный пересказ художественного текста – рассказа.

6-я неделя

Работа над ошибками. Составляем собрание сочинений. Работа с памяткой «Как писать сочинение?»

6-я неделя

Знакомство с памяткой «Как писать сочинение» и её первичное освоение.

7-я неделя

Тренировка в написании сочинений разных видов. Составление словесных зарисовок по картинкам.

7-я неделя

Р.р. Тренировка в написании сочинений разных видов. Составление рассказа по картинкам.

7-я неделя

Работа над ошибками. Тренировка в написании сочинений разных видов. Работа над жанром – письмо. Работа по памятке.

7-я неделя

Обобщение и систематизация знаний с использованием игрового материала.

8-я неделя

Р.р. Изложение повествовательного текста. Работа по памятке. Игра «Корректор».

8-я неделя

Работа над ошибками, допущенными в изложении. Обобщение и систематизация знаний

8-я неделя

Обобщение и систематизация знаний. Обмен впечатлениями. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком

8-я неделя

Рефлексия. Составление мини-сочинения (устно): «Мои размышления об уроках русского языка».

9-я неделя

* Числа проставить на весь учебный год невозможно, в связи с тем, что расписание изменяется каждую четверть, следовательно, дни проведения урока не статично.


















1 Изучается во всех разделах курса.

2 Изучается во всех разделах курса.