СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Академия интеллекта»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Академики интеллекта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе программы развития познавательных способностей обучающихся Н. А. Криволаповой, И. Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2018 г., основана на методических разработках таких теоретиков интеллектуальных игр, как В.Я.Ворошилов, Б.О.Бурда, М. Поташев, А.Левитас. При составлении  использована программа Л.Климовича, разработанная для интеллектуальных игр.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Академия интеллекта»»


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 9» города Смоленска

(МБОУ «СШ № 9»)








Рабочая учебная программа

внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности

«Академия интеллекта»

для обучающихся 7-8классов

(34 часа в год)









Программу составила

Кудельникова Виктория Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории









Пояснительная записка


Программа курса «Академики интеллекта» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе программы развития познавательных способностей обучающихся Н. А. Криволаповой, И. Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2018 г., основана на методических разработках таких теоретиков интеллектуальных игр, как В.Я.Ворошилов, Б.О.Бурда, М. Поташев, А.Левитас. При составлении использована программа Л.Климовича, разработанная для интеллектуальных игр.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально - развивающих занятий по русскому языку для обучающихся 7-8 классов.

Цель программы: создание условий для развития интеллектуального потенциала и повышения эрудиции обучающихся.

Задачи программы:

1.Формировать навыки коллективного принятия рещений.

2.Формировать межпредметные связи.

3. Развитие ассоциативного, логического и творческого мышления.

4.Обучение самостоятельному оперативному принятию решений.

5. Развивать познавательные способности обучающихся.

6. Совершенствовать формы и методы работы с обучающимися в данном направлении.

Программа направлена на раскрытие и развитие отдельной личности, одной из главных задач становится объединение уже сложившейся команды. Значительная часть занятий в программе обучения посвящена написанию вопросов «Что? Где? Когда?». Эта форма работы не только помогает лучше понять специфику игры и вследствие этого улучшить результаты, но и позволяет развить навыки научной аргументации и грамотной критики.

Данная программа предназначена для обучающихся 7-8 классов, рассчитана на один год. Реализация курса возможна в форме дистанционного взаимодействия.

Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.

Для успешной реализации рабочей программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:

- принцип природосообразности;

- принцип прогностичности;

- принцип рефлексивности;

- принцип культуросообразности.


В результате реализации программы для обучающихся будут созданы условия, которые содействуют развитию интеллектуальных способностей личности обучающихся.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности ориентирована на становление таких личностных характеристик обучающихся, как самосознании, самоответственность, самостоятельность, самореализация, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.

Планируемые результаты реализации курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать  общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Разрабатывать алгоритм доказательств правильности выбора.

  • Уметь обосновать  своё предположение (версию).

  • Уметь  давать эмоциональную оценку деятельности других собеседников.

  • Познавательные УУД:

  • Знание правил и особенностей интеллектуальных игр.

  • Владение методом «мозгового штурма».

  • Делать предварительный отбор источников информации.

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из разных источников.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы или совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

  • Слушать, понимать, анализировать речь других, умение работать в команде.

  • Умение вести научную дискуссию.

  • Умение принимать командные и индивидуальные решения.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать сложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

Формы проведения занятий:

лекция, беседа, тренировочные упражнения, игра, конкурс, сообщения, мультимедийный час, видеоурок, презентация.

Формы подведения итогов реализации курса

Формы и способы проверки результатов:

устный опрос, интеллектуальный тест, контрольные вопросы, конкурс на лучший вопрос, интеллектуальная игра, конкурсные вопросы, мультимедийная интеллектуальная игра, блиц-опрос, участие в различных конкурсах школьного, районного , городского уровней.

Прогнозируемые результаты

На данном этапе обучения занятия направлены на совершенствование познавательных навыков, овладение приемами решения творческих, более сложных задач, определенным фондом знаний.

После прохождения курса обучения обучающиеся должны знать:

правила составления вопросов;

алгоритмы решения задач, рассуждения;

типы вопросов интеллектуальных игр;

правила интеллектуальных игр.

Должны уметь:

играть в интеллектуальные игры по правилам данной игры;

извлекать необходимые знания из литературы;

самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи;

осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки;

сравнивать результаты своей деятельности с эталоном;

самостоятельно оценивать процесс;

регулировать свои эмоции, поведение.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Коли-чество часов

Тео-рия

Прак-тика

Дата проведения







план


факт

1

Вводное занятие

1

1


19.09.


2

Философское мировоззрение

1


1

20.09.


3-5

Телевизионные и интеллектуальные игры

3

1

2

26.09. 27.09. 03.10.


6-8

Лингвистические игры

3


1


2

04.10.

10.10.

11.10.



9-11

Занимательные вопросы по русскому языку

3


3

17.10.

18.10.

24.10.


12-15

Типы вопросов для игры «Что? Где? Когда?» на лингвистическую тематику


4

2

2

25.10.

07.11.

08.11.

14.11.


16-19

Командное взаимодействие и сплочение команд. Основные понятия.

4

2

2

15.11.

21.11.

22.11.

28.11.


20-22

Метод «мозгового штурма» и его применение в интеллектуальных играх

3

1

2

29.11.

05.12.

06.12.


23-25

Проектная деятельность. Написание вопросов к играм «Что?Где?Когда?»

3

1

2

12.12.

13.12.

19.12.


26-27

Конкурс составления вопросов

2

1

1

20.12.

26.12.


28-29

Игра по вопросам членов кружка

2

1

1

27.12.


30-32

Религии мира. Мифы и легенды. Боги.

3

3


10.01.

17.01.

23.01.


33-35

Чудеса света. Архитектура. Семь чудес света. Музеи.

3

3


24.01.

30.01.


36-38

Путешественники и открытия. Великие географические открытия. Русские путешественники. Имена на карте

3

3


31.01.

06.02.



39-42

Правила работы с энциклопедическим словарем. Малый толковый словарь. Этимологический словарь. Фразеологический словарь. Словарь иностранных слов. Словарь антонимов. Словарь омонимов.

4

2

2

07.02.

13.02.

14.02.


43-44

Поиск по ключевым словам

Отбор информации с сети интернет.

Использование системы поиска.

3

1

2

20.02.

21.02.

27.02.


45-47

Отбор информации в системе библиотек

3

1

2

28.02.

06.03.


48-49

Игра «Лестница знаний». Правила игры. Обсуждение результатов игры.

2

1

1

07.03.

13.03.


50-51

Игра «Интеллектуальный бумеранг». Правила игры.

Обсуждение результатов игры.

2

1

1

14.03.

20.03.


52-53

«Интеллект –бой». Правила игры. Обсуждение результатов игры.

2

1

1

21.03.

03.04.


54-55

«Своя – игра». Правила игры. Обсуждение результатов игры.

2

1

1

04.04.

10.04.

11.04.


56-57

«Эрудит - лото». Правила игры. Обсуждение результатов игры.

2

1

1

17.04.

18.04.


58-59

«Слабое звено». Правила игры. Обсуждение результатов игры.

2

1

1

24.04.

25.04.


60-61

«Десятка»Правила игры. Обсуждение результатов игры.

2

1

1

01.05.

02.05.


62-63

Игра «Один за всех»..Правила игры. Обсуждение результатов игры.

2

1

1

08.05.

09.05.


64-65

«Брейн-ринг». Правила игры. Обсуждение результатов игры.

2

1

1

15.05.

16.05.


66-67

68

Итоговое занятие. Подведение итогов, награждение участников и победителей.

Систематизация и обобщение изученного материала


2


2

22.05.




Контроль и оценка планируемых результатов


В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами по предмету «Русский язык». Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой А.О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах

-тестирование;

-практические работы;

-творческие работы учащихся;

Контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение обучающимся границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

-  степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

-  косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


Мониторинговая карта личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса программы


Критерии

Инструментарий

Сроки проведения

Личностные результаты:

понимание базовых ценностей;









Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

ДИАГНОСТИКА И ИССЛЕДОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКА

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, стр. 326-341)

Анкета по оценке уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова


октябрь

апрель










октябрь

апрель


Метапредметные результаты:

Умение работать по плану

Оценка своего задания (самооценка)


Предметные результаты:

- Умение группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

  Поиск необходимой информации для выполнения задания.



Прием «Проверь себя»







Линейка успеха

(для взаимооценки)


ноябрь

апрель







апрель

Коммуникативные универсальные учебные действия

Умение сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе.

Словесная оценка

ноябрь

апрель