СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая учебная программа «АБВГДейка» по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, что определяется возможностью осознания ими звукового строя речи.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая учебная программа «АБВГДейка» по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Управление дошкольного образования АМО «Город Сыктывкар»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №60 компенсирующего вида»



















Рабочая учебная программа «АБВГДейка»

по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения











Составители коллектив логопедов

МБДОУ «Детский сад №60

компенсирующего вида»:

Митина Е.А.

Осипова Е.Г.

Соколова-Муравьева Г.В.












г. Сыктывкар, 2015 г.





Содержание


Введение

3

Пояснительная записка

4

Цель и задачи

5

Характеристика программы

6

Организация обучения

6

Методическое обоснование программы

7

Прогнозируемый результат

7

Учебно-тематический план в старшей группе

8

Учебно-тематический план в подготовительной группе

9

Перспективный план работы в старшей группе

10

Перспективный план работы в подготовительной группе

16

Список литературы

21






























Введение


В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» дети с ограниченными возможностями имеют такие же права на образование, как и другие дети. Одной из основных проблем коррекционной дошкольной педагогики является вопрос о готовности старших дошкольников к школьному обучению.

В программе представлена работа по подготовке к обучению грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом. Основным принципом программы является взаимосвязь различных видов деятельности, направленных на развитие всего спектра сенсомоторных навыков: моторно-кинетических, осязательно-тактильных, кинестетических, слуховых, зрительных, артикуляционных.

Отклонения в речевом развитии детей, поступающих в первый класс, носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка. Но, в большинстве случаев, без оказания своевременной логопедической помощи они приводят к стойким специфическим ошибкам на письме и в чтении (дисграфии и дислексии).

Данная программа предназначена логопедам для работы с детьми, имеющими выраженные нарушения речи и зрения. В ней представлены основные направления логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста:

  • формирование фонематического слуха;

  • формирование фонематического восприятия;

  • формирование звукового анализа;

  • формирование зрительного образа букв;

  • формирование пространственных представлений;

  • развитие психических процессов;

  • развитие тактильных ощущений.

Ведущее место в комплексном подходе отводится формированию фонематического восприятия путем длительных специальных упражнений.



Пояснительная записка

Дети 5-7 лет с нарушением зрения не имеют достаточный уровень общего и речевого развития и не обладают определенной готовностью к обучению грамоте. У них происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия.

А значит, речь формируется на патологической основе окружающего мира и характеризуется определенными особенностями:

  • отставание формирования речевых навыков;

  • задержка в накоплении выразительных движений органов артикуляции;

  • задержка развития словаря;

  • нарушение смысловой стороны слова, которая не соотносится со зрительным образом предмета;

  • раннее недоразвитие речи;

  • сложность удержания в речевой памяти развернутых высказываний;

  • нарушение правильного грамматического конструирования предложения;

  • фонетико-фонематические нарушения.

Процесс подготовки к обучению грамоте зависит от состояния зрительного, речедвигательного и речеслухового анализаторов, цель которых - компенсация всех вторичных (речевых) дефектов, способствующих восстановлению зрительного восприятия.

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу как можно раньше, причем на основе одновременного изучения звука и его графического изображения – буквы.

Включенные в программу артикуляционные упражнения с движениями рук и конструирование букв из пальцев способствуют развитию гибкости и пластичности органов артикуляционного аппарата, развитию координации движений мелкой моторики пальцев рук, а, значит, и развитию тактильно-двигательных ощущений; переключают и распределяют внимание. Создавая образ буквы обращаем внимание на движения пальцев, с помощью которых дети передают характерные признаки той или иной буквы.

Цель и задачи

Цель: подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, что определяется возможностью осознания ими звукового строя речи.

Задачи.

Образовательные:

  • научит детей слышать отдельные звуки в составе слова и уметь определять их последовательность;

  • овладеть звуко-слоговым анализом и синтезом слогов и слов различной сложности;

  • составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слогов и слов;

  • обозначать звуки цветными фишками, составлять схемы слов, чтение слов по схемам, замена фишек буквами;

  • читать слова и предложения.

Развивающие:

  • развивать внимание к звуковой стороне речи и слуховую память;

  • развивать умение членить слова на слоги, составлять слова из слогов;

  • развивать ориентировку на макро и микро плоскости;

  • развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в коллективе;

  • воспитывать аккуратность, внимательность;

  • воспитывать самостоятельность в достижении конечного результата.

Коррекционные:

  • развивать зрительные функции: цвето и форморазличительную, глазодвигательную, прослеживающую, фиксацию и локализацию взора;

  • развивать общую и мелкую моторику рук, тактильно-двигательные ощущения;

  • развивать артикуляционную моторику, силу голоса, дыхание, мимику и жесты;

  • осуществлять профилактику дисграфии и дислексии.


Характеристика программы

Тип: дополнительная образовательная программа, включающая:

  • комплекс мер, способствующих развитию фонематического слуха, восприятия; звуко-буквенного, слогового анализа и синтеза;

  • формирование зрительного и тактильного образа буквы;

  • манипулятивную деятельность;

  • графические упражнения.

Классификация:

  • по сложности – многоуровневая;

  • по возрасту – разновозрастная;

  • по времени – 2 года.

Вид: модифицированная, на основе практического эксперимента, проведенного на базе МБДОУ «Детский сад №60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара.


Организация обучения

  • Программа рассчитана на два года обучения.

  • Занятия проводятся фронтальные и подгрупповые.

  • Учебная нагрузка на первый год обучения – 1 занятие в неделю. Всего 30 занятий.

  • Учебная нагрузка на второй год обучения – 1 занятие в неделю. Всего 30 занятий.






Методическое обоснование программы

Исходя из опыта работы, анализа данных обследования было выявлено, что у детей с нарушением зрения недостаточно сформированы дифференциация звуков, фонематические представления, анализ и синтез. для решения данной проблемы разработана особая система подготовки к обучению грамоте, представленная в данной программе.

Этапы реализации поделены на три раздела:

  • Диагностический

  • Работа по программе

  • Заключительное тестирование.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с нарушением речи и зрения.



Прогнозируемый результат

К концу дошкольного обучения дети должны уметь:

  • правильно использовать термины слово, звук, гласный звук, твердый и мягкий, звонкий и глухой согласный звук, слог, предложение, рассказ;

  • находить слова с определенным звуком, определять место звука в слове, количество звуков, подбирать слова с заданным звуком, проводить звукобуквенный анализ слов различной звуковой структуры;

  • делить слова на слоги;

  • составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на слова;

  • составлять схемы предложения;

  • знать графический образ буквы зрительно и тактильно;

  • выполнять предварительные упражнения в письме;

  • читать слова и предложения.





УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по разделу « Подготовка к обучению грамоте»

в старшей группе.


Наименование разделов

Кол-во

занятий

Формы деятельности

совместная

самостоя-

тельная


1




2





3





4





5




6




7











Развитие фонематического восприятия и слуха.

Звук и буква У.


Анализ звукового ряда гласных звуков. Дифференциация понятий «звук» и «буква».

Звуки и буквы А, И.


Звуковой анализ обратных слогов. Дифференциация понятий «слог» и «слово»; «звук» и «буква». Звуки П П', Т Т', К К', М М', О.


Звуковой анализ прямого слога.

Дифференциация твердых и мягких звуков.

Звуки Ы, И, Н Н', С С', З З'.


Позиционность звука в слове.

Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Звуки Х Х’, Б Б’, В В’.


Звуковой анализ двусложных слов.

Деление слова на слоги. Звуки Э, Г Г', Ш.


Звукослоговой анализ и синтез трехсложных слов. Деление слов на слоги. Звуки Л Л', Ж, Р Р', Ч, Ц, Ф Ф', Щ.




3




2





5





5





4




3




8





+




+





+





+





+




+




+





+




+





+





+





+




+




+



Итого:

30




























УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по разделу « Подготовка к обучению грамоте»

в подготовительной группе.


Наименование разделов

Кол-во

занятий

Формы деятельности

совмест

ная

самостоя

тельная


1


2


3




4




5




6



7






8




9




10



11



12

Интонационное выделение заданного звука в слове. Звуковой анализ односложных слов.


Звуковой анализ двусложных слов.


Дифференциация артикуляторно-акустически сходных щелевых, язычно-зубных звуков (С – З).

Составление схем слов.


Дифференциация артикуляторно-акустически сходных смычных, губно-губных звуков (П – Б).

Звукобуквенный анализ слов.


Дифференциация артикуляторно-акустически сходных смычных, язычно-зубных звуков (Т – Д).

Составление и анализ предложений.


Дифференциация артикуляторно-акустически сходных щелевых, губно-зубных звуков (В – Ф).

Анализ звукослогового состава слова.


Дифференциация артикуляторно-акустически сходных смычных, язычно-задненебных и язычно-средненебных звуков (К – Г – Х). Составление предложений по схемам. Деформированные предложения.


Дифференциация щелевых и смычно-щелевых, язычно-передненебных звуков (Ш – Ж – Ч – Щ). Составление слов по слогоударным схемам.


Дифференциация щелевых язычно-передненебных и язычно-средненебных звуков (Щ – Й).

Распространение предложений.


Дифференциация смычнощелевых, язычно-зубных и язычно-передненебных звуков (Ц – Ч).

Полный объем работы над предложением.


Дифференциация йотированных звуков (Е – Ё – Ю – Я). Чтение и письмо предложений.


Работа над предложением. Сложные слова. слова-перевертыши. Ребусы. Кроссворды.


4


4


2




2




2




2




3





2




1




1



1



6



+


+


+




+




+




+




+





+




+




+



+



+


+


+


+




+




+




+




+





+




+




+



+



+

Итого:

30




















Перспективный план работы по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе

(I год обучения).

VI

Сенсорная буква (материал изготовления)



Уголь

Апельсино-

вая корка

V

Конструирование буквы из пальцев



Пальцы буквой У сложу Указательным в небо укажу,

Средний палец чуть согну

И большому подмигну.


Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средние – перекладиной –

Ровно лягут в нем.

Безымянный и мизинец

В ладони упираются.

IV

Артикуляционные упражнения с движением рук



«Заборчик - трубочка»

Указательные пальцы рядом - указательные пальцы «идут навстречу»

«Часики»

Синхронные движения указательных пальцев влево-вправо на 900

III

Дифференциация звуков на слух. подготовка к звуко-слоговому анализу слова

Дифференциация речевых и шумовых звуков. Развитие фонематического слуха. Определение направления звука.

Дифференциация гласных и согласных звуков. Развитие фонематического слуха. Определение направления звука.

У от прочих гласных. Выделение начального гласного. Выделение и называние слов на заданный звук. Письмо.

А от прочих гласных. Анализ ряда типа АУ.

II

Тема занятия

Общие понятия «Звуки». Звуки шумовые и речевые.

Гласные и согласные звуки.

Звук и буква У.

Звук и буква А.

I

1

2

3

4


















VI

Иголки хвойные

Поролон

Перья

Пластилин

Таблетки

Кора

Картон

Кожа

Мох

Мех

Молния

V

Указательные пальцы

Словно столбики застыли.

Средний левой чуть нагнулся,

Пальца правой дотянулся.

Указательные пальцы вниз направим,

Так на время их оставим,

А большие под углом
Встретились друг с другом.

Левую ладонь вверх направим.

Ну, а правую – ребром к середине левой приставим.

Указательный и средний

Образовали галочку.

Правый указательный

Вверх направлен палочкой.

Пальцы указательные

Вниз мы опустили,

А большие под углом соединили.

Остальные в кулачок сожмем.

IV

«Чистим зубки»

Синхронные движения указательных пальцев влево-вправо вдоль губ.

«Вкусное варенье»

Вращательные движения указательных пальцев по кругу.

«Пулемет»

Постукивание подушечек одноименных пальцев.

«Гармошка»

Имитация «игры на гармошке» обеими руками на «воздушных клавишах»

«Качели»

Синхронные движения обеих рук вверх-вниз. Пальцы прижаты др. к др.

III

И от прочих гласных.

Анализ ряда типа ИУ, ИАУ. Определение количества названных звуков. Письмо.

Дифференциация П – П’. Звуковой анализ слога типа АП. Слияние букв в слоги с помощью схем. Чтение и письмо слогов.

Выделение начального и конечного согласного.

Звукобуквенный анализ, выкладывание, преобразование, письмо, чтение слогов типа АП, УК.

Составление цветовых схем слогов.

Дифференциация

Т - Т’

Дифференциация

К - К’


Дифференциация

М – М’

II

Звук и буква И.

Введение понятия «Буква». Умение отличать «Звук» от «Буквы».

Звуки П, П’, буква П. Понятия «Мягкий и твердый» согл. звук» и его обозначение.

Звуки Т, Т’, буква Т.

Понятие «глухой», «звонкий» согласный звук.

Звуки К, К’, буква К.

Интонационное выделение

1-го и последнего звука в слове, 2, 3-го звуков.

Звуки М, М’, буква М.

Дифференциация понятий «слог» и «слово».

I

5

6

7

8

9


















VI

Овес

Обои


Нитки

Спички

Семечки

Заячий мех

Зубочистки

Зеркало

V

Палец указательный

С большим соединим,

Букву О старательно

Мы изобразим.

Три пальца в небо подниму,

А два в овал я округлю.

Правую ладонь ребром

К левой рядышком приставлю.

Указательные пальцы

Вверх прямо поднимаются.

Средние пальцы перекладиной

Их соединить стараются.

Большой палец полусогнут

И направлен вверх.

Остальные пальцы сомкнуты, так же полукольцам, согнуты,

Дружно опустились вниз.

Пальцы рук мы округлим,

В полукруги превратим.

Большие пальцы друг к другу прижмем.

IV

«Бублик»

Одновременные круговые движения указательными пальцами обеих рук .

«Пароход гудит»

Кисти рук - «лодочкой», большие пальцы подняты вверх. Движения рук влево-вправо.

«Самолет» Вращательные движения рук, имитирующие работу пропеллера

«Киска»

Кисти рук дугой, пальцы прижаты друг к другу

«Горка»

Кисти рук дугой, пальцы прижаты друг к другу

III

О – А - У – И

Выделение гласного из положения после согласного.

Ы – И Твердые – мягкие звуки. Анализ прямого слога типа МА (МИ). Анализ слов типа бык. Выкладывание, преобразование, письмо, чтение слогов типа МА (МИ).



Слоговой и звуко-слоговой анализ слогов и слов типа суп. Выкладывание звуко-

слоговых схем под словом и на слух. Чтение и письмо слогов (МА, НИ), слов (Нина, Ната).

Дифференциация

Н - Н’

Дифференциация

С – С’

Дифференциация

З – З’

II

Звук и буква О.

Деление двухсложных слов на слоги.

Звук и буква Ы.

Звуки Н, Н’, буква Н.

Звуки С, С’, буква С.

Звуки З, З’, буква З.

I

10

11

12

13

14


















VI

Хлеб

Бархат

Бисер

Бумага

Веревка

Валенок

Вата

Дерево


V

Пальцы указательные

Умны и внимательны.

Лишь их слегка скрестим,

Букву Х изобразим.

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Остальные под углом

Над кольцом объединим.

Большой и указательный

В кольцо соединим.

И средний обязательно

Мы тоже округлим.

Мизинец с безымянным

К среднему прижмем.


Указат. пальцы под углом соединились, ну, а средние под ними перекладиной сложились. Безам. с мизинцем вниз под углом загнули. Большие с указат. рядышком прильнули.

Правую рука направим влево.Три пальца вправо направим умело: указательный с большим в полукруг объединим.

IV

«Грибок»

Левая рук - в кулаке («Ножка»), правая – кисть пальцы согнуты внутрь («Шляпка»).

«Шарик»

Кисти левой и правой рук – навстречу др. к др., пальцы растопырены и согнуты внутрь

«Парашют»

Ловить ватку при опускании на ладонь

«Барабанщики» Движения кулачками попеременно вверх – вниз (имитация стука барабанных палочек)

«Птенцы»

Смыкание – размыкание 4-х пальцев с большим (как клюв и птенцов)

III

Дифференциация Х – Х’ Подбор слов к буквенным схемам. Определение позиции звука в слове с помощью позиционной линейки.


Анализ слов типа бак, фата.

Слова, оканчивающиеся на звонкий звук: зубы – зуб.

Выделение ударного гласного. Составление предложений по действию из 2-3 слов. Синтез слов из 3-х звуков типа дом, кот.

Анализ слов типа эхо, вата. Составление предложений по действию, по картине. Определение количества слов в 2-х сложных предложениях. Чтение. Письмо.

Дифференциация

Н - Н’

Дифференциация

В - В’

Дифференциация

Д - Д’

О – А - У – И - Э

II

Звуки Х, Х’, буква Х.

Позиция звука в слове.

Звуки Б, Б’, буква Б.

Слогообразующая роль гласных.

Звуки В, В’, буква В.

Понятие «Предложение».

Звуки Д, Д’, буква Д.

Звук Э, буква Э.

Деление на слоги 3-х сложных слов типа мо-ло-ко, ма-ши-на

Правила написания предложения.

I

15

16

17

18

19


















VI

Горох

Губка

Глина

Шерсть

Шелк

Шелуха

Шишки

Листья

Линолеум

Железо

Желуди

Ракушки

Резина

V

Левая ладонь

Поставлена ребром.

Пальцы вверх направлены Под прямым углом.

Три пальца вверх устремлены.

У основанья пальцев рядом

Указательный положим прямо.

Указательные пальцы рук

Под углом соединили.

Остальные не мешают

Их большие прижимают.

Три средних пальца левой руки направлены вверх и разжаты. Большой и мизинец к ладони прижаты. правый палец указательный положить на середину пальцев левой – перекладиной.

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим.

Руки правой – указательный

К кольцу слева прислоним.

IV

«Гармошка»

Кулачки. Сжимаем – разжимаем пальцы рук.

«Чашечка»

Кисть руки «чашечкой», согнуть пальцы во внутрь

«Пароход гудит»

Пальцы левой руки зажимают пальцы правой руки: 4 пальца сверху, большой – внизу

«Пчелка»

Вращательные движения указательных пальцев обеих рук вокруг своей оси

«Лошадка»

Щелчки большого пальца с каждым другим пальцем правой руки, затем левой руки

III

Дифференциация

Г - Г’

Анализ слов типа губы. Подбор слов к отхлопанному ритмич.

рисунку. Составление предложений с предлогами.

Анализ слов типа шуба, Даша.

Правило написания ШИ.


Анализ слов типа лапа.

Определять кол-во и порядок слов в 3-х сложных предложениях с предлогом Чтение. Письмо.

Правило написания ЖИ.

Дифференциация Р – Р’ Звукобуквенный анализ слов типа эра, пруд. Закрепить употребление слов с различными предлогами. Чтение. Письмо.

Дифференциация

Л – Л’

II

Звуки Г, Г’, буква Г.

Деление на слоги 3-х сложных слов типа

мо-ло-ток,

кар-тош-ка

Звук Ш, буква Ш.

Звуки Л, Л’, буква Л.

Звук Ж, буква Ж.

Звуки Р,Р’, буква Р.

Деление на слоги слов типа

э-ра, бар-жа, пруд, ба-ран-ка.

I

20

21

22

23

24






















VI

Чай

Цепь

Фольга

Фанера

Щетка

Щепки


V

Постараемся немножко –

Правую согнем ладошку.

Левый палец указательный

В работу включим обязательно.

Мы его направим вверх.

Вверх поднимем ушки зайцу –

Это правой руки пальцы.

Левым указательным

Хвостик зайчику приставим.

Биноклем пальчики мы сложим.

Все в два кольца соединим.

Чтобы букву Щ сложить нам верно,

Вначале Ш нужна наверно. Затем лежащий палец вниз согнем.


IV

«Маляр»

Поглаживание ладошкой левой руки правую руку и наоборот

«Улыбка»

Подушечки пальцев собраны вместе – растопырены врозь, как раскрываются лепестки у цветка

«Шарик»

Кисти левой и правой рук – навстречу друг к другу, пальцы растопырены и согнуты внутрь

«Загони мяч в ворота» Движения кисти: вверх – вниз (подъем 4 пальцев вверх) большой палец внизу, затем вниз, все пальцы прижаты друг к другу


III

Составление и письмо предл. с данным словом (из 2-3 слов) Чтение предложений из 3-4 слов, ответы на вопросы по прочитанному. Правило написания ЧА, ЧУ.

Звукобуквенный анализ и составление схем слов из 4-х звуков. Определение позиции звука в слове. Синтез слов из 4-х звуков, 3-х слогов. Чтение и написание предложений из 2-3 слов под диктовку. Реконструкция деформированных предложений из 3-х слов.


Правило написания ЩА, ЩУ.

Закрепление пройденного материала.

II

Звук Ч, буква Ч.

Подбор антонимов.

Звук Ц, буква Ц.

Деление различных по структуре слов на слоги разными способами.

Звуки Ф, Ф’, буква Ф.

Звук Щ, буква Щ.

Повторение

I

25

26

27

28

29

30
















Перспективный план работы по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительнойгруппе (II год обучения).

VI

Сенсорная буква (материал изготовления)





V

Конструирование буквы из пальцев


Указательный с большим

Мы в кольцо соединим,

Правой руки пальцы

Стоять, как столбики. стараются.

Указательный с большим

Мы в кольцо соединим,

Правой руки пальцы

Сомкнуты и смотрят вверх.

Их подушечки стараются,

Влево повернуть пытаются.

Указательные пальцы.

Словно столбики, застыли.

Средний левый чуть нагнулся, пальца правой дотянулся. Птичка «галочку» поставит.

Буква сразу Й станет.

IV

Артикуляционные упражнения с движением рук




«Киска сердится»

Кисти рук дугой, пальцы прижаты друг к другу. Плавные движения руками вперед-назад.

III

Дифференциация звуков на слух. подготовка к звуко-слоговому анализу слова

Интонационное выделение заданного звука в слове. Подбор слов на заданный звук (не менее 3 слов) Определение позиции звука в слове с помощью позиционной линейки и фишек.

Анализ слов типа соль, моль, день.

Чтение. Письмо.

Анализ слов типа съел.

Чтение. Письмо.

Анализ слов типа йод, дай, стой.

II

Тема занятия

Закрепление понятий

«звук», «буква»,

«согласный звук»,

«гласный звук», «слог», «слово».

Буква Ь.

Буква Ъ.

Звук Й, буква Й.

I

1

2

3

4


















VI





Спички

Семечки

Заячий мех

V

Руку правую поставим прямо,

Пальцы мы в кольцо соединим.

Левую ладонь ребром, как столбик рядом,

Под углом наклоним

И к кольцу прислоним.

Безымянный, средний с указательным

Меж собой разведены,

Вправо смотрят все они.

Указательный другой руки

Вместе их объединит.

Построенья Ё начало

С буквой Е у нас совпало.

Захватить три пальца левой постараемся умело.

А вот пальчиков подушки

Показали свои ушки.


Пальцы левой – к нам ребром,

Правой – согнуты кольцом.

Средний палец руки левой

Соединит фигуры смело.

Буквы С и З.

IV

«Киска сердится»

Кисти рук дугой, пальцы прижаты друг к другу. Плавные движения руками вперед-назад.

«Киска сердится»

Кисти рук дугой, пальцы прижаты друг к другу. Плавные движения руками вперед-назад.

«Киска сердится»

Кисти рук дугой, пальцы прижаты друг к другу. Плавные движения руками вперед-назад.

«Киска сердится»

Кисти рук дугой, пальцы прижаты друг к другу. Плавные движения руками вперед-назад.

«Киска» и «Горка».

III

Анализ слов типа Таня, буря.

Чтение яма, маяк. Письмо.

Анализ слов типа село, дело.

Чтение енот, Егор. Письмо.

Анализ слов типа пёс, Лёша.

Чтение ёлка, даёт. Письмо.

Анализ слов типа клюв.

Чтение юла, юбка. Письмо.

Звукобуквенный анализ и составление схем слов с этими звуками типа замок, сурок, силач.

II

Буква Я.

Буква Е.

Буква Ё.

Буква Ю.

Дифференциация

С – З.

Дифференциация

С’ – З’.

I

5

6

7

8

9

10


















VI

Поролон

Перья

Пластилин

Бисер

Бумага

Таблетки

Дерево

Валенок Веревка

Вата

Фольга

Фанера

Кора

Картон

Кожа

Горох

Глина

Губка

Горох

Глина

Губка

Хлеб

V

Буквы П и Б.

Буквы Т и Д.

Буквы В и Ф.

Буквы К и Г.

Буквы Г и Х.

IV

«Вкусное варенье» и «Шарик»

«Пулемет» и «Барабанщики»

«Парашют» и «Шарик»

«Гармошка»

«Гармошка» и «Грибок»

III

Звукобуквенный анализ и составление схем слов с этими звуками типа бананы, панама. Чтение и письмо предложений из 2-3 слов.

Звукобуквенный анализ и составление схем слов с этими звуками типа стул, друг,

диск. Составление слов по схемам.


Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием.

Составление слов по схемам.

Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием.

Составление слов по схемам.

Чтение и написание предложений из 4-х слов.

II

Дифференциация П – Б,

Дифференциация П’ – Б’. Подбор антонимов: предметы (смех – плач), признаки (высокий - низкий), действия (идти - стоять).

Дифференциация Т - Д.

Дифференциация Т’ – Д’.

Многозначность слов.

Дифференциация В - Ф.

Дифференциация В’ – Ф’.

Обозначение слогов на письме дугами.


Дифференциация К - Г. Схема предложения. Составление различных предложений по одной схеме.

Дифференциация Г - Х.

Деление слов на слоги дугами. Составление слов по слоговым схемам.

I

11

12

13

14

15

16

17

18


















VI

Кора

Картон

Кожа

Горох

Глина

Губка

Хлеб

Шерсть

Шелк

Шелуха

Железо

Желуди

Чай

Щепки

Щетка



V

Буквы К, Г и Х.

Буквы Ш и Ж.

Буквы Ч и Щ.


Буквы Щ и Й.

IV

«Гармошка» и «Грибок»

«Чашечка» и «Пчелка»

«Маляр» и «Загони мяч в ворота»


«Загони мяч в ворота»

III

Составление слов по цветовым и слогоударным схемам. Синтез слов из 5-6 букв, 3-х слогов. Составление предложений по схеме. Использование деформированных предложений.

Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием.

Составление слов по слогоударным схемам.

Знакомство с понятием «кроссворд», основными правилами его разгадывания. Определения значения слов, угадывание слов по определению.

Удлинение (распространение) предложений. Написание предложений из 4-5 слов.

Понятие «ребус». Принципы решения задач.

Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием. Интонационное выделение звуков, определение позиции звука в слове.

II

Дифференциация К’ – Г’ – Х’.

Предложения различной интонации; ? и ! знаки.

Дифференциация Ш – Ж

Знакомство с правилом ЖИ-, ШИ-.


Дифференциация Ч – Щ

Знакомство с правилом ЧА, ЩА

Кроссворд.

Составление предложений по схемам.

Ребус.

Дифференциация Щ – Й.

I

19

20

21

22

23















VI


Цепь

Чай




V


Буквы Ц и Ч.

Буквы

Е, Ё, Ю, Я.



IV


«Улыбка» и «Маляр»

«Киска сердится»

Кисти рук дугой, пальцы прижаты друг к другу. Плавные движения руками вперед-назад.



III

Полный объем работы над предложением. Написание предложений из 5 слов. Чтение

(до 7-9 слов). Ответы на вопросы по прочитанному. Составление предложений по схемам (ССП).

Определение значения слов; решение простых кроссвордов и составление однострочных кроссвордов. Знакомство со словами «матрешками».

Составление слов по схемам типа мясо, Яна, Коля, Поля. Чтение и письмо предложений. Составление предложений с заданным количеством слов (4-6).

Анализ слов разного звуко-слогового состава, произнесение которых не расходится с написанием. Составление цветовых схем, подбор слов к цветовым, слоговым, слогоударным схемам. Работа над предложением.

Членение сложных слов на простые (самолет – сам летает) и образование сложных из 2-х простых (синие глаза – синеглазый).

Знакомство со словами перевертышами.

II

Предложение.

Дифференциация Ц – Ч.

Слова «матрешки».

Дифференциация Е – Ё – Ю - Я

Подбор синонимов и родственных слов.

Закрепление пройденного материала.

Зашумленные слова.

Сложные слова.

Слова перевертыши.

I

24

25

26

27

28

29

30



















Список литературы


1. Буденая Т.В. «Логопедическая гимнастика». СПб., «Детство-Пресс», 2001г.

2. Ганичева И.В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми», М., «Книголюб», 2004г.

3. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения». М., «Просвещение, 1990г.

4. Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи». М., «Просвещение»,1985г.

5. Кузнецова Е.В. Тихонова И.А. «Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи». М., «Сфера», 2000 г.

6. Плаксина Л.И. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду». М., «Экзамен», 2003г.

7. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. «Логопедическая азбука». Ростов на Дону, «Феникс», 2006 г.

8. Ткаченко Т.А. «Если дошкольник плохо говорит». СПб., «Акцидент», 1997г.

9. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи» СПб., «Акцидент», 2000г.

10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». Издательство «Школьная пресса», 2002г.