2016г.
Программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17 июля 2015 г. № 325 и программы среднего общего образования по математике 10-11 класс уровень базовой подготовки общеобразовательных организаций (рекомендовано МОН ДНР приказ №408 от 18.08.2015 г.).
Организация-разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий колледж строительства и архитектуры»
1. Дурова Татьяна Вячеславовна, преподаватель математики, специалист высшей квалификационной категории;
2. Платонова Елена Сергеевна, преподаватель математики, специалист.
1.Поливода Людмила Алексеевна, председатель цикловой (методической) комиссии естественно-математических дисциплин, специалист первой квалификационной категории, Государственное профессиональное образовательное учреждение «Донецкий колледж строительства и архитектуры»;
2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол № ___ от «___» ___________ 2016 г.
Председатель Ц(М)К __________ Л.А. Поливода
Протокол № ____ заседания Ц(М)К от «____» _____________20___г.
(см. Приложение ____, стр.____)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Содержательное наполнение программы реализует компетентностный подход к обучению, направленный на формирование системы соответствующих знаний, навыков, опыта, способностей и отношения, которое позволяет обоснованно судить о применении математики в реальной жизни.
Математика служит опорным предметом для изучения смежных предметов и специальных дисциплин. Профилирование курса математики в связи с овладеваемой обучающимися профессией имеет целью усилить политехническую направленность предмета, укрепить целостность учебно-познавательной деятельности студентов, способствовать формированию направленности их мотивации на овладение теоретическим и прикладным содержанием учебного материала. В дальнейшем знания, полученные в ходе изучения дисциплины, могут быть использованы при изучении профессиональных дисциплин «Техническая механика», «Основы электротехники», «Экономика», «Основы геодезии» и др.
Основными функциями материала с профессионально-направленным содержанием в преподавании математики являются, с одной стороны, использование его как средства познания студентами определенных математических закономерностей, с другой стороны – привлечение этого материала с целью раскрытия значения математики для осознания научных основ производства и выработки у обучающихся умения применять математические знания при овладении профессией.
Структура курса математики состоит в том, что в нем обеспечены возможности для повторения и углубления узловых вопросов по ведущим содержательным линиям курса математики основной школы, а также условия для полноценного усвоения опорных знаний по новому материалу и доведения их до уровня, необходимого для сознательного применения этих знаний при изучении предметов профессионально-технического цикла и в последующей практической деятельности выпускников колледжа.
Для текущего контроля усвоения знаний, умений обучающихся предусмотрены следующие формы контроля: тестирование с использованием разноуровневых тестовых заданий; устные, письменные, фронтальные опросы; математические диктанты; опрос по схеме у доски; решение задач; производственные ситуации; ролевые игры; контрольные работы. Итоговый контроль осуществляется в форме экзамена.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС СПО по специальностям: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», 07.02.01 «Архитектура».
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17 июля 2015 г. № 325 и и программы среднего общего образования по математике 10-11 класс уровень базовой подготовки общеобразовательных организаций (рекомендовано МОН ДНР приказ №408 от 18.08.2015 г.).
Учебная дисциплина «Математика» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».
Процесс изучения дисциплины «Математика» направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
| | | |
Введение. Математика и научно-технический прогресс. | Ознакомление обучающихся с целью и порядком изучения дисциплины, её значением, связями с техническими дисциплинами. Математика и научно-технический прогресс. | 2 | 1 |
РАЗДЕЛ 1. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА. СТЕПЕННАЯ, ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ И ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИИ | 48 | |
Тема 1.1 Действительные числа | Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Действительные числа. Действия с действительными числами. | 2 |
2 | Корень n-ой степени, его свойства. Арифметический корень n-ой степени. | 2 |
3 | Тождественные преобразования выражений, содержащих корни n-ой степени. | 3 |
4 | Степень с рациональным показателем и ее свойства. | 2 |
5 | Преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |
Составление конспекта по теме: «Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия» | 3 |
Тема 1.2 Степенная функция | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Степенная функция, ее свойства и график. Взаимно обратные функции. | 2 |
2 | Иррациональные уравнения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение упражнений по образцу по темам: «Построение графиков и исследование свойств степенных функций», «Иррациональные неравенства». | 3 |
Тема 1.3 Показательная функция | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Показательная функция, ее свойства и график. | 2 |
2 | Показательные уравнения. | 2 |
3 | Показательные неравенства. | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
1 | Решение упражнений по образцу по теме: «Построение графиков и исследование свойств показательных функций». | 3 |
2 | Выполнение домашней самостоятельной работы по теме: «Решение показательных уравнений и неравенств». | 3 |
Тема 1.4 Логарифмическая функция | Содержание учебного материала | 10 | |
1 | Логарифмы и их свойства. | 2 |
2 | Преобразование выражений, содержащих логарифмы. | 3 |
3 | Логарифмическая функция, ее свойства и график. | 2 |
4 | Логарифмические уравнения. | 2 |
5 | Логарифмические неравенства. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
1 | Решение упражнений по образцу по теме: «Построение графиков и исследование свойств логарифмических функций». | 3 |
2 | Выполнение домашней самостоятельной работы по теме: «Решение логарифмических уравнений и неравенств». | 3 |
Контрольная работа № 1 по разделу «Действительные числа. Степенная, показательная и логарифмическая функции». | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ | 28 | |
Тема 2.1 Тригонометрические формулы и тригонометрические функции | Содержание учебного материала | 12 | |
1 | Радианная мера угла. Основные соотношения между тригонометрическими функциями одного аргумента. | 2 |
2 | Преобразование тригонометрических выражений. Доказательство тригонометрических тождеств. | 3 |
3 | Формулы приведения. | 2 |
4 | Тригонометрические формулы сложения и следствия из них. | 2 |
5 | Преобразование тригонометрических выражений. Доказательство тригонометрических тождеств. | 3 |
6 | Построение графиков и исследование свойств тригонометрических функций. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Выполнение домашней самостоятельной работы по теме: «Преобразование тригонометрических выражений. Доказательство тригонометрических тождеств. Преобразование графиков тригонометрических функций». | 3 |
Тема 2.2 Тригонометрические уравнения и неравенства | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Обратные тригонометрические функции. Простейшие тригонометрические уравнения. | 2 |
2 | Тригонометрические уравнения. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление конспекта по теме: «Простейшие тригонометрические неравенства». Составление тематических кроссвордов. | 3 |
| Контрольная работа № 2 по разделу «Основы тригонометрии». | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ 3. ПАРАЛЛЕЛЬНОСТЬ И ПЕРПЕНДИКУЛЯРНОСТЬ ПРЯМЫХ И ПЛОСКОСТЕЙ В ПРОСТРАНСТВЕ | 26 | |
Тема 3.1 Параллельность прямых и плоскостей | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Аксиомы стереометрии и простейшие следствия из них. Взаимное расположение прямых в пространстве. Угол между двумя прямыми. | 2 |
2 | Параллельность прямых, прямой и плоскости. | 2 |
3 | Параллельность плоскостей. | 2 |
4 | Решение задач по теме «Параллельность прямых и плоскостей». | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление конспекта по теме: «Параллельное проектирование и его свойства. Изображение плоских и пространственных фигур на плоскости». | 3 |
Тема 3.2 Перпендикулярность прямых и плоскостей | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Перпендикулярность прямой и плоскости. | 2 |
2 | Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. | 2 |
3 | Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей. | 2 |
4 | Решение задач по теме «Перпендикулярность прямых и плоскостей». | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение задач по теме: «Углы и расстояния в пространстве». | |
Контрольная работа № 3 по разделу «Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве». | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ 4. НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА | 54 | |
Тема 4.1 Производная функции. Правила дифференцирования | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Предел функции в точке и на бесконечности. | 2 |
2 | Производная. Таблица производных. Правила дифференцирования. | 2 |
3 | Дифференцирование функций. | 2 |
4 | Сложная функция. Производная сложной функции. | 2 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение упражнений по образцу по теме: «Вычисление производных». | 2 |
Тема 4.2 Геометрический и физический смысл производной | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Геометрический смысл производной. | 2 |
2 | Физический смысл производной. | 2 |
Тема 4.3 Применение производной к исследованию функций | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Нахождение интервалов монотонности и экстремумов функции. | 2 |
2 | Применение производной к исследованию функции и построению её графика. | 2 |
3 | Построение графиков функций с помощью производной. | 3 |
4 | Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
1 | Решение задач по теме: «Построение графиков функций с помощью производной». | 3 |
2 | Решение прикладных задач на экстремумы. | 3 |
Тема 4.4 Неопределенный интеграл | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Первообразная. Правила нахождения первообразных. | 2 |
2 | Неопределенный интеграл и его свойства. | 2 |
3 | Нахождение неопределенного интеграла. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение упражнений по теме: «Интегрирование элементарных функций». Составление презентаций. | 3 |
Тема 4.5 Определенный интеграл | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Определенный интеграл, его свойства. | 2 |
2 | Вычисление определенного интеграла. | 2 |
3 | Геометрический смысл определенного интеграла. | 2 |
4 | Вычисление площадей плоских фигур. | 3 |
| Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение упражнений по теме: «Применение определенного интеграла к решению физических задач». | 3 |
Контрольная работа № 4 по разделу «Начала математического анализа». | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ 5. ВЕКТОРЫ И КООРДИНАТЫ В ПРОСТРАНСТВЕ | 18 | |
Тема 5.1 Векторы в пространстве | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. | 2 |
2 | Компланарные векторы. | 2 |
Тема 5.2 Метод координат в пространстве. Движения | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Координаты точки и координаты вектора. | 2 |
2 | Простейшие задачи в координатах. | 2 |
3 | Скалярное произведение векторов. | 2 |
4 | Движения. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | |
Решение задач в координатах. | 3 |
РАЗДЕЛ 6. МНОГОГРАННИКИ. ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ. | 56 | |
Тема 6.1 Призма | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Многогранник и его элементы. Правильные многогранники. | 2 |
2 | Призма. Параллелепипед. Объем и площадь поверхности призмы. | 2 |
3 | Вычисление элементов, площади поверхности и объема призмы. | 3 |
4 | Вычисление элементов, площади поверхности и объема параллелепипеда. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение задач по теме: «Вычисление элементов, площади поверхности и объема призмы». | 3 |
Решение задач по теме: «Вычисление элементов, площади поверхности и объема параллелепипеда». | 3 |
Тема 6.2 Пирамида | Содержание учебного материала | 8 | |
1 | Пирамида. Усеченная пирамида. Объем и площадь поверхности пирамиды. | 2 |
2 | Вычисление элементов и площади поверхности пирамиды. | 2 |
3 | Вычисление объема пирамиды. | 3 |
4 | Построение сечений многогранников. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение задач на построение сечений. | 3 |
Тема 6.3 Цилиндр | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Цилиндр. Объем и площадь поверхности цилиндра. | 2 |
2 | Вычисление элементов и площади поверхности цилиндра. | 2 |
3 | Вычисление объема цилиндра. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение задач по теме: «Вычисление элементов, площади поверхности и объема цилиндра». | 3 |
Тема 6.4 Конус | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Конус. Усеченный конус. Объем и площадь поверхности конуса. | 2 |
2 | Вычисление элементов и площади поверхности конуса. | 2 |
3 | Вычисление объема конуса. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Решение задач по теме: «Вычисление элементов, площади поверхности и объема конуса». | 3 |
Тема 6.5 Шар и сфера | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Шар и сфера. Взаимное расположение шара и плоскости. Объем и площадь поверхности шара и его частей. | 2 |
2 | Вычисление элементов, объема и площади поверхности шара и его частей. | 2 |
3 | Вычисление объёмов и площадей поверхностей комбинаций тел. | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление конспекта по теме: «Вписанные и описанные геометрические тела». | 2 |
| Контрольная работа № 5 по разделу «Многогранники. Тела вращения». | 2 | 3 |
РАЗДЕЛ 7. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ | 16 | |
Тема 7.1 Комбинаторика | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Элементы комбинаторики. Перестановки. | 2 |
2 | Размещения. Сочетания и их свойства. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
Составление конспекта по теме: «Бином Ньютона». Написание реферата. | |
Тема 7.2 Элементы теории вероятностей | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | События. Комбинация событий. Противоположное событие. Вероятность события. | 2 |
2 | Сложение вероятностей. Независимые события. Умножение вероятностей. Статистическая вероятность. | 2 |
Тема 7.3 Элементы математической статистики | Содержание учебного материала | 4 | |
1 | Написание реферата по теме: «Случайные величины». | 3 |
2 | Подготовка доклада по теме: «Центральные тенденции. Меры разброса». | 3 |
РАЗДЕЛ 8. ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ | 10 | |
Тема 8.1 Повторение, обобщение и систематизация учебного материала, решение задач | Содержание учебного материала | 6 | |
1 | Повторение, обобщение и систематизация учебного материала, решение задач. | 3 |
2 | Итоговая контрольная работа. | 3 |
3 | Анализ итоговой контрольной работы. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |
1 | Решение упражнений по теме: «Уравнения. Неравенства. Системы уравнений и неравенств».. | 3 |
2 | Решение задач по теме: «Многогранники и тела вращения». | 3 |
| Всего (аудиторная работа / самостоятельная работа) | 172/ 86 | |
| | | |
| ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ | экзамен | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета математики.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.