Рабочий лист к уроку «Виды корней и типы корневых систем» (6 класс) Вариант 1
1.Прочитайте текст «Функции корня» на с.12 и запишите главную функцию корня:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Установите соответствие между столбцами после прочтения текста «Виды корней» на с.12.
ВИДЫ КОРНЕЙ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) главный корень Б) придаточные корни В) боковые корни | 1) отрастают от стебля 2) развивается из зародышевого корешка 3) появляются и на главном корне, и на придаточных корнях |
3.Используя текст на с.13-14 учебника, дополните схему «Типы корневых систем»:
Типы корневых систем
Стержневая
Виды корней: ……..………. и ………...….
Примеры растений: …………., …..…….., ……………
Мочковатая
Виды корней: …………..… и …….……..
Примеры растений: …….……, …………., …………….
4. В чём сходство и различие между мочковатой и стержневой корневыми системами? Укажите по одному признаку сходства и различия.
5. Прочтите текст «Строение корня». Выберите и запишите номер рисунка, наиболее полно отражающий описание строения корня растения: _____
6. В тексте говорится о зонах корня. Расположите названия этих зон от верхушки корня к его основанию. Корневой чехлик не учитывайте.
Ответ:
7. Используя текст о строении зон корня, укажите, каким способом можно остановить рост корня в длину и усилить при этом образование боковых корней? __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
Рабочий лист к уроку «Виды корней и типы корневых систем» (6 класс) Вариант 2
1.Прочитайте текст «Функции корня» на с.12 и запишите главную функцию корня:
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.А все ли корни одинаковы? Установите соответствие между столбцами, после прочтения текста «Виды корней» на с.12.
ВИДЫ КОРНЕЙ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) придаточные корни Б) боковые корни В) главный корень | 1) отрастают от стебля 2) развивается из зародышевого корешка 3) появляются и на главном корне, и на придаточных корнях |
3.Пользуясь текстом на с.13-14, составьте схему «Типы корневых систем»:
Типы корневых систем
Мочковатая
Виды корней: ……..………. и ………...….
Примеры растений: …………., …..…….., ……………
Стержневая
Виды корней: …………..… и …….……..
Примеры растений: …….……, …………., …………….
4. В чём сходство и различие между мочковатой и стержневой корневыми системами? Укажите по одному признаку сходства и различия.
5.Прочтите текст «Строение корня». Выберите и запишите номер рисунка, наиболее полно отражающий описание строения корня растения: _____
6. В тексте говорится о зонах корня. Расположите названия этих зон по мере их заглубления в почву. Корневой чехлик не учитывайте.
Ответ:
7. Используя текст о строении зон корня, укажите, каким способом можно остановить рост корня в длину и усилить при этом образование боковых корней? ___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
СТРОЕНИЕ КОРНЯ
Корень – осевой, обычно подземный вегетативный орган высших растений. Корень способен неограниченно расти в длину к центру Земли, благодаря положительному геотропизму. Разные части корня выполняют различные функции и отличаются по внешнему виду. Эти части получили название зон.
Зона деления в структуре корня расположена ниже других. Она тёмно-жёлтого цвета, состоит из мелких, постоянно делящихся клеток образовательной ткани. Зона деления имеет длину около 1 мм, прикрыта снаружи корневым чехликом. Корневой чехлик называют «живым напёрстком» корня. Наружные клетки чехлика постоянно отслаиваются и, погибая, выделяют обильную слизь. Слизь облегчает прохождение корня между частицами почвы за счёт снижения трения. На смену погибшим клеткам, изнутри, образовательная ткань производит новые клетки.
Зона роста, или зона растяжения, находится выше зоны деления и имеет более светлый цвет. Она составляет несколько миллиметров в длину. Клетки, пока их клеточные стенки не станут жёсткими, способны растягиваться в длину за счёт перемещения в них воды. Это растяжение толкает кончик корня дальше в почву.
Зона всасывания, или зона поглощения, находится над зоной роста. Её длина достигает нескольких сантиметров. Она хорошо выделяется благодаря развитию покровной ткани, часть клеток которой постепенно формирует длинные тонкие выросты – корневые волоски. Они поглощают из почвы водные растворы минеральных веществ в течение нескольких дней. Затем корневые волоски утрачиваются, а на нижерасположенных клетках формируются новые волоски. Таким образом зона всасывания постепенно как бы сползает вниз, вслед за удлиняющимся корнем. В этой зоне корня происходит дифференциация клеток, образуются ткани.
Зона проведения – самая верхняя часть корня, которая появляется по мере отмирания корневых волосков. В этой зоне формируются проводящие пучки, закладывается кольцо образовательной ткани (камбий) и формируются боковые корни.
Переход одной зоны в другую постепенный и условный