Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2
«Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов МБОУ Комаричской средней общеобразовательной школы №2 и рекомендовано к утверждению» Руководитель МО: ____________________ /Изотова С.А./ Протокол №1 от 25. 08. 2021 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР: ______________/С.В. Евстратова / 26 .08.2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Комаричской средней общеобразовательной школы №2: __________/А.Н.Олешко / Приказ №110 от 26.08.2021 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
по курсу «Брянский край. История родного края »
для 3 класса
Составитель: Януш Ирина Александровна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
п. Комаричи 2021г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, на основе Основной образовательной программы НОО МБОУ Комаричской СОШ №2, учебного плана МБОУ Комаричской СОШ №2 на 2021 – 2022 учебный год, рекомендации Департамента и науки Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край»
,
При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:
Программы учебного курса «Брянский край», разработанного в БИПКРО
История родного края. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательной школы. Авт.-сост. Пряникова Н.Е. ,Шик Н.В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана в 3 классе – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Брянский край. История родного края»
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг ,
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять з них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором! (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты обучения:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Формирование ИКТ-компетентности:
оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных зада* и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:
готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Содержание программы внеурочной деятельности «Брянский край. История родного края»
Наука история (3 ч.)
История-наука о прошлом человечества. История образования Брянского края. История времени. Древнерусский календарь.
Характеристика видов деятельности обучающихся
ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
приобретать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;
Науки, которые нам помогают (15 ч.)
Исторические источники.
Типы исторических источников: вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные(летописи, грамоты, договоры, указы, дневники, надписи на камне, металле и других материалах), устные(предания, сказания, легенды, былины, баллады).
Археология - «наука лопаты». Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы). Археологические памятники Брянской области. Жизнь древних людей: условия жизни и выживания.
Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки - Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, буквы славянского алфавита, «Слово о полку Игореве». Брянские города в русских летописях.
Геральдика - наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб - отличительный знак государства, города или рода (семьи), который изображают на флагах, монетах, печатях. Герольды. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская символика. История символики Брянского края.
Генеалогия - изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. «Древо человеческой жизни»: источники, генеалогии. Краткая родословная князей Трубецких. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба.
Ономастика - изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.
Топонимика - наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена - свидетели прошлого.
Характеристика видов деятельности обучающихся
Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре: анализировать текст , извлекать из него необходимую информацию; предлагать задание к рисунку и оценивать ответы одноклассников; осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии. анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; — моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии. В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, Интернете, в ходе интервью; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета;
Откуда мы родом (3 ч.)
Славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Древние славяне. Язычество - верования древних славян. Соседи древних славян
Характеристика видов деятельности обучающихся
устанавливать причинно-следственные связи;
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве
Откуда пошла Русь (3 ч.)
Первые русские князья. Князь и его дружина. Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Древний город. Древние города Брянского края. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.
Характеристика видов деятельности обучающихся
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;
работать в семейных архивах.
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
Не посрамим русской земли (6 ч)
Защита русских земель. Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1.Брянский край и Отечественная война 1812года. Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.
Характеристика видов деятельности обучающихся
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета;
- работать с картой;
- находить на карте свой край и город;
- устанавливать причинно-следственные связи;
Дом, в котором ты живешь (4 ч). Брянская область сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам. Итоговое занятие (1ч.)
Характеристика видов деятельности обучающихся
привития чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
самостоятельно подбирать литературу по теме;
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела (темы), тема урока | Количество часов | Дата |
| | | План | Факт |
1 четверть: (8часов) |
Наука история- 3 часа |
1. | О чем рассказывает наука история. | 1ч. | 06.09 | |
2. | История времени. Календарь Древней Руси. | 1ч. | 13.09 | |
3. | История времени. Календарь Древней Руси. | 1ч. | 20.09 | |
Науки, которые нам помогают – 15 часов |
4. | Археология – наука древности. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди | 1ч. | 27.09 | |
5. | Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. | 1ч. | 04.10 | |
6. | Чашин курган − колыбель города Брянска. Исторические памятники. | 1ч. | 11.10 | |
7. | Как жили древние люди. | 1ч. | 18.10 | |
8. | Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди. | 1ч. | 25.10 | |
| 2 четверть: (8 часов) | | | |
9. | Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. | 1ч. | 08.11 | |
10. | Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве. | 1ч. | 15.11 | |
11. | Геральдика. | 1ч. | 22.11 | |
12. 13. | Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области. | 2ч. | 29.11 06.12 | |
14. 15. | Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких. | 2ч. | 13.12 20.12 | |
16. | Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена. | 1ч. | 27.12 | |
| 3 четверть : (11 часов) | | | |
17. 18. | Имена на карте. Как люди выбирали названия | 2ч. | 10.01 17.01 | |
| Откуда мы родом- 3 часа | | | |
19. 20. | Откуда мы родом.Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян. | 2ч. | 24.01 31.01 | |
21. | Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян. | 1ч. | 07.02 | |
| Откуда пошла Русь- 3 часа | | | |
22 | Откуда пошла Русь. Первые русские князья. | 1 ч. | 14.02 | |
23. | Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском | 1ч. | 21.02 | |
24. | Древний город. Древние города Брянского края. | 1ч. | 28.02 | |
| Не посрамим русской земли -6 часов | | | |
25. 26 | Севская крепость. Куликовская битва. | 2ч. | 07.03 14.03 | |
27. | Брянский край при Петре 1 | 1ч. | 21.03 | |
| 4 четверть : ( 7 часов) | | | |
28. | Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народное ополчение. | 1ч. | 04.04 | |
29. 30. | Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края. | 2ч. | 11.04 18.04 | |
| Дом, в котором ты живёшь- 4 часа | | | |
31. | Брянская область сегодня. | 1ч. | 25.04 | |
32. | Экскурсия в краеведческий музей. | 1ч. | 02.05 | |
33. | Экскурсия по историческим местам поселка | 1ч. | 16.05 | |
34. | Итоговое занятие. | 1ч. | 23.05 | |