СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие планы:"Брянский край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие планы:"Брянский край"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комаричская средняя общеобразовательная школа № 2

«Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов МБОУ Комаричской средней общеобразовательной школы №2 и рекомендовано к утверждению»

Руководитель МО:

____________________ /Изотова С.А./

Протокол №1 от 25. 08. 2021 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по ВР:


______________/С.В. Евстратова /


26 .08.2021 г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ Комаричской средней общеобразовательной школы №2:


__________/А.Н.Олешко /

Приказ №110 от 26.08.2021 г.





Рабочая программа внеурочной деятельности

по курсу «Брянский край. История родного края »

для 3 класса




Составитель: Януш Ирина Александровна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории



п. Комаричи 2021г.



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ, на основе Основной образовательной программы НОО МБОУ Комаричской СОШ №2, учебного плана МБОУ Комаричской СОШ №2 на 2021 – 2022 учебный год, рекомендации Департамента и науки Брянской области по преподаванию регионального компонента «Брянский край»

,

При разработке и реализации рабочей программы используются программы и учебники:

Программы учебного курса «Брянский край», разработанного в БИПКРО


История родного края. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательной школы. Авт.-сост. Пряникова Н.Е. ,Шик Н.В. (Серия «Родной край»). – Брянск: «Курсив», 2012


Место предмета в учебном плане


Программа рассчитана в 3 классе – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.



























Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Брянский край. История родного края»


Регулятивные УУД:


Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.


Познавательные УУД:


Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг ,

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в различных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информа­цию в виде текста, таблицы, схемы.

Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять з них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.


Коммуникативные УУД:


Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Читать вслух и про себя тексты и при этом: вести «диалог с автором! (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять се­бя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в со­вместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.


Предметные результаты обучения:


  1. понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  1. устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Формирование ИКТ-компетентности:

  1. оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных зада* и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её по лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

  2. создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать оформлять и сохранять их:

  3. готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для пре­зентации.























Содержание программы внеурочной деятельности «Брянский край. История родного края»


Наука история (3 ч.)

История-наука о прошлом человечества. История образования Брянского края. История времени. Древнерусский календарь.


Характеристика видов деятельности обучающихся


ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

приобретать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;


Науки, которые нам помогают (15 ч.)

Исторические источники.

Типы исторических источников: вещественные (орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные(летописи, грамоты, договоры, указы, дневники, надписи на камне, металле и других материалах), устные(предания, сказания, легенды, былины, баллады).

Археология - «наука лопаты». Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки (поселения, курганы, гробницы). Археологические памятники Брянской области. Жизнь древних людей: условия жизни и выживания.

Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки - Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, буквы славянского алфавита, «Слово о полку Игореве». Брянские города в русских летописях.

Геральдика - наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб - отличительный знак государства, города или рода (семьи), который изображают на флагах, монетах, печатях. Герольды. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская символика. История символики Брянского края.

Генеалогия - изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. «Древо человеческой жизни»: источники, генеалогии. Краткая родословная князей Трубецких. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба.

Ономастика - изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.

Топонимика - наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена - свидетели прошлого.




Характеристика видов деятельности обучающихся

Понимать учебную задачу занятия и стремиться её выполнить; раскрывать ценность природы для людей; работать в паре: анализировать текст , извлекать из него необходимую информацию; предлагать задание к рисунку и оценивать ответы одноклассников; осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии. анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. Работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека; — моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; — формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на занятии. В ходе выполнения проекта дети учатся: определять цель проекта; распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, Интернете, в ходе интервью; подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.


используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков;

на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

узнавать символику родного края;

использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета;



Откуда мы родом (3 ч.)

Славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Древние славяне. Язычество - верования древних славян. Соседи древних славян

Характеристика видов деятельности обучающихся


устанавливать причинно-следственные связи;

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

ориентироваться на позицию партнера в общении;

учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве


Откуда пошла Русь (3 ч.)

Первые русские князья. Князь и его дружина. Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Древний город. Древние города Брянского края. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.


Характеристика видов деятельности обучающихся


в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

самостоятельно подбирать литературу по теме;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;

работать в семейных архивах.

готовить и выступать с сообщениями;

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;


Не посрамим русской земли (6 ч)

Защита русских земель. Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1.Брянский край и Отечественная война 1812года. Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.


Характеристика видов деятельности обучающихся

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета;

- работать с картой;

- находить на карте свой край и город;

- устанавливать причинно-следственные связи;


Дом, в котором ты живешь (4 ч). Брянская область сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам. Итоговое занятие (1ч.)


Характеристика видов деятельности обучающихся

привития чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

самостоятельно подбирать литературу по теме;

готовить и выступать с сообщениями;

формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности







Тематическое планирование

п/п

Наименование раздела (темы), тема урока

Количество

часов

Дата




План

Факт

1 четверть: (8часов)

Наука история- 3 часа

1.

О чем рассказывает наука история.

1ч.

06.09


2.

История времени. Календарь Древней Руси.

1ч.

13.09


3.

История времени. Календарь Древней Руси.

1ч.

20.09


Науки, которые нам помогают – 15 часов

4.

Археология – наука древности. Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди

1ч.

27.09


5.

Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди.

1ч.

04.10


6.

Чашин курган − колыбель города Брянска. Исторические памятники.

1ч.

11.10


7.

Как жили древние люди.

1ч.

18.10


8.

Археологические памятники Брянской области. Как жили древние люди.

1ч.

25.10



2 четверть: (8 часов)




9.

Славянская письменность. Брянские города в русских летописях.

1ч.

08.11


10.

Берестяные грамоты. Буквы славянского алфавита. Слово о полку Игореве.

1ч.

15.11


11.

Геральдика.

1ч.

22.11


12. 13.

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области. Как написан гимн Брянской области.

2ч.

29.11

06.12


14. 15.

Моя родословная. Как составить генеалогическое древо. Краткая родословная князей Трубецких.

2ч.

13.12

20.12


16.

Моё имя. Как давали имена на Руси. Что означают наши имена.

1ч.

27.12



3 четверть : (11 часов)




17. 18.

Имена на карте. Как люди выбирали названия

2ч.

10.01

17.01



Откуда мы родом- 3 часа




19. 20.

Откуда мы родом.Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян.

2ч.

24.01

31.01


21.

Откуда мы родом. Славяне на территории Брянского края. Вщиж. Соседи древних славян.

1ч.

07.02



Откуда пошла Русь- 3 часа





22

Откуда пошла Русь. Первые русские князья.

1 ч.

14.02


23.

Брянское княжество. Брянск при Романе Михайловиче Брянском

1ч.

21.02


24.

Древний город. Древние города Брянского края.

1ч.

28.02



Не посрамим русской земли -6 часов




25. 26

Севская крепость. Куликовская битва.

2ч.

07.03

14.03


27.

Брянский край при Петре 1

1ч.

21.03



4 четверть : ( 7 часов)




28.

Брянский край и Отечественная война 1812 г. Народное ополчение.

1ч.

04.04


29. 30.

Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.

2ч.

11.04

18.04



Дом, в котором ты живёшь- 4 часа




31.

Брянская область сегодня.

1ч.

25.04


32.

Экскурсия в краеведческий музей.

1ч.

02.05


33.

Экскурсия по историческим местам поселка

1ч.

16.05


34.

Итоговое занятие.

1ч.

23.05