СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы 1 класс II вариант ЧЕЛОВЕК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы 1 класс II вариант ЧЕЛОВЕК»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:


ЧЕЛОВЕК


1 «В» класс






Учитель: Мишукова Юлия Михайловна


РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

начальных классов

______________


СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

____________

_____________

(дата)


УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

____________













Новодвинск

2020 – 2021 учебный год

ЧЕЛОВЕК

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.

Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании представлений о себе самом и ближайшем окружении.

Основными задачами образовательно-коррекционной работы являются:

  • формирование представлений о себе и собственном теле, осознание общности и различий с другими;

  • распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;

  • соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;

  • отнесение себя к определенному полу;

  • развитие способности осознавать и выражать свои интересы;

  • формирование представлений о возрастных изменениях;

  • формирование адекватного отношения к своим возрастным изменениям;

  • формирование умения поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;

  • формирование умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;

  • формирование умений определять своё самочувствие (хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;

  • формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);

  • формирование умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;

  • формирование умения обслуживать себя;

  • формирование умения следить за своим внешним видом;

  • формирование представления о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;

  • формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

  • развитие собственной активности ребенка;

  • формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

  • формирование и развитие целенаправленных действий;

  • развитие планирования и контроля деятельности;

  • развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.


Методические задачи:

  • развитие зрительного восприятия;

  • развитие зрительного и слухового внимания;

  • развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие реципрокной координации;

  • развитие пространственных представлений;

  • развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.


Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Человек» в первом классе рассчитан на 3 ч. в неделю, 99 ч. в год (33 учебные недели).


I (9 недель)

II (7 недель)

III (9 недель)

VI (8 недель)

Год (33 недели)

27

21

27

24

99


Материально-техническое оснащение

Материально-техническое оснащение учебного предмета "Человек" включает:

  • Коммуникативные символы; картины, наглядные пособия; предметы различной̆ формы, величины, цвета;

  • Графика, схемы, таблицы-пиктограммы   с   изображениями   занятий, моментов и др. событий;

  • Невербальные средства общения (жест, мимика, голос);

  • Электронные презентации;

  • Дид. игры по лексическим темам;

  • Шнуровки, липучки; посуда-вкладыши (стаканчики одинаковой величины); пазлы, лото, разрезные картинки;

  • Виды одежды и обуви;

  • Принадлежности для ухода за своим телом; оборудование, позволяющее   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;

  • Альбомы с фотографиями детей, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;

  • учебные столы; доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); персональный компьютер;

  • предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);  

  • звучащие   предметы   для   встряхивания; предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

  • различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (в   т.ч.   природного);

  • наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); мозаики;


Календарно-тематическое планирование

Человек

99 часов, 3 часа в неделю


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть – 27 часов

1-3

«Представления о себе»

«Я – человек».

3

Формирование представлений о себе как о человеке. Учится с помощью жестов обращаться за помощью и принимать помощь. Реагирует на речь учителя при побуждении к выполнению стереотипной инструкции.



4-5

«Моё имя».

2

Соотнесение себя со своим именем. Формирование навыка называния своего имени, имен одноклассников, показ себя на фотографии. Фиксация взгляда на объекте.



6-8

«Кто я?»

«Я - мальчик», «Я - девочка».

3

Расширение представлений о собственном теле. Соотнесение себя с определенным полом. Выполнение отдельных операций, действий по образцу педагога. Выполнение последовательно организованных движений.



9-11

«Все люди разные»

«Светлый и темный»

«Большой и маленький»

3

Расширение представлений о том, что все люди отличаются друг от друга: пол, цвет волос, вес. Классификация по величине: большой-маленький, темный-светлый. Активизация в речи слов «большой-маленький», «светлый-темный». Выполнение инструкций по пиктограммам: гладить себя по голове рукой (Лиза-девочка, Лиза –большая). Выполнение действий способом рука-в-руке.



12-14

«Представления о частях тела»

«Мои руки», «Уход за руками».

3

Будет иметь возможность ориентироваться в собственном теле, показывать правую и левую руку. Выполнение действий с опорой на картинный план с помощью педагога. Учится понимать жестовую инструкцию.



15-17

«Мои ноги»,

«Уход за ногами».

3

Будет иметь возможность ориентироваться в собственном теле, показывать правую и левую ногу. Активизация в речи слов, обозначающих действия (пинаю мяч, надеваю обувь, прыгаю, бегаю). Чтение пиктограмм. Выполнение движений по образцу при организующей, направляющей помощи; посильных заданий от начала до конца.



18-19

«Представления о себе»

«Мой рот и язычок»,

«Уход за полостью рта».

2

Уточнение представлений о том, что у каждого человека есть рот, его значении и уходе. Активизация в речи слов: рот, язык. Различение и называние разных эмоций по пиктограммам. Подражание действиям, выполняемым педагогом.



20-21

«Мои зубки», «Уход за зубами».

2

Уточнение представлений о том, что у каждого человека есть зубы, их значении, уходе. Учится показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы), фиксировать взгляд на объекте, проявлять интерес к изучению себя.



22-23

«Мои глаза», «Уход за глазами».

2

Уточнение представлений о глазах человека, их значении в нашей жизни, уходе. Активизация в речи слов: глаз, глаза. Показ глаз как на себе, так и на дид. игрушках правой, левой рукой.



24-25

«Мои уши», «Уход за ушами».

2

Формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей; навыка реагировать на своё имя поворотом головы. Расширение представлений об ушах человека, их значении в нашей жизни, уходе. Активизация в речи слов: ухо, слышу, слушать. Показ ушей на себе и на дид. игрушках. Подражание действиям, выполняемым педагогом.



26-27

«Мой нос», «Уход за носом».

2

Формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей; навыка реагировать на своё имя поворотом головы. Расширение представлений о носе человека, его значении, уходе. Активизация в речи слов: нос, рот, запах. Выполнение инструкций по пиктограммам. Ориентирование в собственном теле.



II четверть – 21 час

28-29

«Гигиена тела»

«Умывальная комната»,

«Атрибуты в умывальной комнате».

2

Уточнение представлений об умывальной комнате и её атрибутах (раковина, кран с холодной, горячей водой). Выполнение отдельных операций по образцу педагога (открывание крана, смешивание воды). Выполнение действий способом рука-в-руке.



30

«Намачивание и намыливание рук».

1

Уточнение представлений о процессе и алгоритме мытья рук. Фиксация взгляда на объекте (мыло, мыльница, полотенце и т.д.). Последовательное выполнение отдельных операций по образцу педагога.



31

«Мытьё рук».

1

Закрепление представлений о процессе и алгоритме мытья рук, знания атрибутов в доступном предметном мире (мыло, мыльница, полотенце).



32

«Смывание мыла с рук».

1

Учится выстраивать алгоритм предстоящей деятельности. Формирование осознания важности заботы о собственном здоровье; навыка смывания мыла с рук.



33

«Вытирание рук».

1

Последовательное выполнение отдельных операций с незначительной помощью педагога: правильное вытирание рук, размещение полотенца на своё место в соответствии со своей меткой. Активизация словаря за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, «мыльные перчатки», пена, смывать, вытирать.



34-35

«Нужды человека»

«Я хочу есть, пить»

2

Уточнение представлений об атрибутах в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка). Формирование навыка обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки), осознавать и выражать свои потребности.



36-37

«Туалет», «Раковина», «Унитаз».

2

Учится сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях (проситься в туалет), ориентироваться в пространстве, находить туалетную комнату, понимать её предназначение.



38

«Кнопка слива»,

«Смывание унитаза».

1

Уточнение представлений об атрибутах в доступном предметном мире (унитаз, кнопка слива). Формирование навыка удерживать кнопку слива, смывать содержимое; аккуратно совершать свой туалет.



39

«Снятие нижнего белья».

1

Учится снимать бельё в туалетной комнате перед посадкой на унитаз, понимать предназначение белья, инструкцию по пиктограммам.



40-41

«Туалетная бумага»,

«Отматывание бумаги».

2

Формирование навыка пользоваться туалетной бумагой, отматывать необходимое её количество. Последовательное выполнение отдельных операций по образцу педагога.



42

«Одевание нижнего белья». «Оденем куклу Катю».

1

Формирование навыка последовательно двумя руками надевать нижнее белье, следуя предложенному плану и работая в общем темпе. Сопровождение действий собственной речью (Я надеваю трусики, затем я буду одевать маечку).



43-44

«Гигиенические процедуры после посещение туалета»

«Мытье рук, вытирание рук».

2

Учится соблюдать основные правила личной гигиены: мыть руки после туалета, соблюдая определенную последовательность при мытье рук. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов.



45

«Моё личное полотенце»,

«Моя метка».

1

Закрепление навыка использования предметов личной гигиены только в личных целях.



46

«Водные процедуры, душ».

1

Расширение представлений о здоровом образе жизни: о пользе зарядки, умывании прохладной водой.



47-48

«Изучаем своё тело»:

«Голова», «Туловище».

2

Учится с помощью невербальных средств общения показывать: Как говорят плечи «Я не знаю?», Как говорит палец «Иди сюда», Покажи без слов как ты качаешь куклу, катаешься на коньках и т.д. Учится владеть своим телом, показывать по просьбе части тела.



III четверть – 27 часов

49

«Изучаем своё тело»:

«Голова», «Туловище».

1

Учится с помощью невербальных средств общения показывать: Как говорят плечи «Я не знаю?», Как говорит палец «Иди сюда», Покажи без слов как ты качаешь куклу, катаешься на коньках и т.д. Учится владеть своим телом, показывать по просьбе части тела.



50-51

«Моё - не моё»,

«Мои - не мои».

2

Формирование навыка классификации предметов «Мои игрушки», «Моя одежда»: отличие своих вещей с помощью метки и показ на себе своих вещей.



52-53

«Возрастные изменения»

«Я - малыш», «Я -подросток».

2

Формирование адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях: определение своей возрастной группы (ребенок, подросток, юноша), узнавание себя на фотографиях, показ указательным пальцем (это –Я).



54-56

«Виды одежды»

(нижняя одежда)

«Лицевая и изнаночная сторона»

3

Уточнение представлений о названиях нижней одежды, её видах - женская и мужская. Формирование навыка отличать лицевую и изнаночную стороны одежды. Подбор нижнего белья с помощью дид. игр.



57-59

«Виды одежды»

(верхняя одежда)

«Лицевая и изнаночная сторона»

3

Формирование навыка классификации одежды в соответствии с тем или иным сезоном года (летняя, зимняя); навыка надевания верхней одежды.



60-62

«Виды обуви»,

«Виды застежек».

3

Уточнение представлений о видах обуви, соотнесение её с сезонными изменениями, классификация (летняя обувь, зимняя обувь). Знакомство с видами застежек на обуви. Надевание обуви в соответствии с правой и левой ногой, застегивание обуви с помощью липучек.



63-65

«Режим дня»

«Утро», «День», «Вечер».

3

Учится соблюдать режим дня, расписании уроков с помощью педагога. Выполнение последовательной цепочки действий: встал, заправил постель, умылся, почистил зубы и т д.



66-68

«Правильное питание»

«Овощи и фрукты в жизни человека».

3

Расширение представлений о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах: «Овощи и фрукты», «Вредные напитки» (кока-кола, газ. вода). Сравнение объектов по выделенным признакам. Классификация овощей и фруктов. Формирование навыка брать ложку, подносить её ко рту.



69-71

«Культура поведения в столовой», «Добрые слова».

3

Расширение представлений об этикете. Формирование навыка использования в речи выражения этикета: приглашения, благодарности, извинения. Учится правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, прожевывать пищу закрытым ртом, соблюдать последовательность в приеме пищи: первое блюдо, второе, третье блюдо.



72-74

«Посуда»

«Сервировка стола» -

«К нам пришли гости, накроем на стол».

3

Уточнение представлений о посуде и её назначении. Формирование навыка сервировки стола. Работа с разрезными картинками. Выстраивание алгоритма предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.



75

«Моё самочувствие»

«У меня болит голова»,

«Мне плохо».

1

Формирование навыков определения своего самочувствия, обращения за помощью к взрослым, показа «что и где болит», сообщения о дискомфорте вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.)

Использование невербальных и вербальных средств для привлечения к себе внимания. Работа с пиктограммами.



IV четверть – 24 часа

76-77

«Моё самочувствие»

«У меня болит голова»,

«Мне плохо».

2

Формирование навыков определения своего самочувствия, обращения за помощью к взрослым, показа «что и где болит», сообщения о дискомфорте вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.)

Использование невербальных и вербальных средств для привлечения к себе внимания. Работа с пиктограммами.



78-80

«Мои данные»

«Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?»

3

Формирование элементарных представлений о правах человека. Активизация словаря по теме: «Имя». Формирование навыков представления себя коллективу сверстников, откликания на своё имя, показа на пальцах своего возраста.



81-82

«Моя семья»

«Мама, папа, братья, сестры».

2

Формирование навыка выполнения социальной роли в семье на основе игры «Дом», узнавания себя и других членов семьи на фотографиях.



83-85

«Наши праздники»

«Новый год», «8 марта».

3

Уточнение представлений о праздниках с использованием малых форм фольклора (потешки, песни). Учится смотреть и проявлять интерес к выступлениям других детей, адекватно использовать ритуалы поведения во время праздников.



86-87

«Мой дом»

«Мои воспитатели».

2

Формирование адекватных представлений об опасности и безопасности во взаимодействии с окружающей и бытовой средой, элементарных знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях с взрослыми, со знакомыми и незнакомыми людьми.



88-89

«Моя досуговая деятельность» «Игра, хобби»

2

Учится правильно организовывать своё свободное время, опираясь на своё любимое дело, использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы.



90-91

Закрепление по учебным курсам

«Человек».

2

Обобщение и закрепление знаний. Соотнесение своих действий и их результатов с заданными образцами, оценка деятельности с учетом предложенных критериев, коррекция деятельности с учетом выявленных недочетов. Узнавание и поиск идентичных вещей, выполнение элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, использование невербальных и вербальных средств для привлечения к себе внимания, следование предложенному плану и работа в общем темпе.



92-93

«Мои части тела».

2



94

«Мои данные и половая принадлежность».

1



95-96

«Овощи и фрукты в жизни человека».

2



97

«Нужды человека».

1



98-99

«Моё самочувствие».

2





Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность: определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация: определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»: осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок: испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне); стремится помогать окружающим.

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях: семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь: осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи: осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность: не мусорит на улице; не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.


Предметные результаты:

- Умеет называть своё имя;

- Умеет показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы);

- Умеет реагировать на своё имя поворотом головы;

- Умеет говорить о себе от первого лица;

- Умеет определять у себя половую принадлежность(девочка, мальчик);

- Проявляет интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука, нога, физические потребности – пить, кушать);

- Умеет сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях (проситься в туалет, пить, кушать);

- Умеет снимать и надевать нижнее бельё (после посещения туалета);

- Имеет представление о процессах и алгоритмах мытья рук;

- Умеет обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки);

- Знает атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина).


Базовые учебные действия:

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- организовывать рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по инструкционным картам;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги;

- цветной бумаги;

- пластилина.

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;

- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

3) с заданными качественными параметрами:

- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.

Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:

- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.


Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП


Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-


1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016