Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ:
ЧЕЛОВЕК
1 «В» класс
Учитель: Мишукова Юлия Михайловна
РАССМОТРЕНО: руководитель ПЦК начальных классов ______________ | СОГЛАСОВАНО: зам. директора по УВР ____________ _____________ (дата) | УТВЕРЖДЕНО: Директор ГБОУ АО «СКОШ №5» ____________ |
Новодвинск
2020 – 2021 учебный год
ЧЕЛОВЕК
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Человек» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2)1.
Цель образовательно-коррекционной работы заключается в формировании представлений о себе самом и ближайшем окружении.
Основными задачами образовательно-коррекционной работы являются:
формирование представлений о себе и собственном теле, осознание общности и различий с другими;
распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале;
отнесение себя к определенному полу;
развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
формирование представлений о возрастных изменениях;
формирование адекватного отношения к своим возрастным изменениям;
формирование умения поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
формирование умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами;
формирование умений определять своё самочувствие (хорошее, или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
формирование умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром, вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
формирование умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
формирование умения обслуживать себя;
формирование умения следить за своим внешним видом;
формирование представления о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности;
формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
развитие собственной активности ребенка;
формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
формирование и развитие целенаправленных действий;
развитие планирования и контроля деятельности;
развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Методические задачи:
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ №5», учебный предмет «Человек» в первом классе рассчитан на 3 ч. в неделю, 99 ч. в год (33 учебные недели).
I (9 недель) | II (7 недель) | III (9 недель) | VI (8 недель) | Год (33 недели) |
27 | 21 | 27 | 24 | 99 |
Материально-техническое оснащение
Материально-техническое оснащение учебного предмета "Человек" включает:
Коммуникативные символы; картины, наглядные пособия; предметы различной̆ формы, величины, цвета;
Графика, схемы, таблицы-пиктограммы с изображениями занятий, моментов и др. событий;
Невербальные средства общения (жест, мимика, голос);
Электронные презентации;
Дид. игры по лексическим темам;
Шнуровки, липучки; посуда-вкладыши (стаканчики одинаковой величины); пазлы, лото, разрезные картинки;
Виды одежды и обуви;
Принадлежности для ухода за своим телом; оборудование, позволяющее выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
Альбомы с фотографиями детей, изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
учебные столы; доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); персональный компьютер;
предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
звучащие предметы для встряхивания; предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); мозаики;
Календарно-тематическое планирование
Человек
99 часов, 3 часа в неделю
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Дата/ план | Дата/ факт |
I четверть – 27 часов |
1-3 | «Представления о себе» «Я – человек». | 3 | Формирование представлений о себе как о человеке. Учится с помощью жестов обращаться за помощью и принимать помощь. Реагирует на речь учителя при побуждении к выполнению стереотипной инструкции. | | |
4-5 | «Моё имя». | 2 | Соотнесение себя со своим именем. Формирование навыка называния своего имени, имен одноклассников, показ себя на фотографии. Фиксация взгляда на объекте. | | |
6-8 | «Кто я?» «Я - мальчик», «Я - девочка». | 3 | Расширение представлений о собственном теле. Соотнесение себя с определенным полом. Выполнение отдельных операций, действий по образцу педагога. Выполнение последовательно организованных движений. | | |
9-11 | «Все люди разные» «Светлый и темный» «Большой и маленький» | 3 | Расширение представлений о том, что все люди отличаются друг от друга: пол, цвет волос, вес. Классификация по величине: большой-маленький, темный-светлый. Активизация в речи слов «большой-маленький», «светлый-темный». Выполнение инструкций по пиктограммам: гладить себя по голове рукой (Лиза-девочка, Лиза –большая). Выполнение действий способом рука-в-руке. | | |
12-14 | «Представления о частях тела» «Мои руки», «Уход за руками». | 3 | Будет иметь возможность ориентироваться в собственном теле, показывать правую и левую руку. Выполнение действий с опорой на картинный план с помощью педагога. Учится понимать жестовую инструкцию. | | |
15-17 | «Мои ноги», «Уход за ногами». | 3 | Будет иметь возможность ориентироваться в собственном теле, показывать правую и левую ногу. Активизация в речи слов, обозначающих действия (пинаю мяч, надеваю обувь, прыгаю, бегаю). Чтение пиктограмм. Выполнение движений по образцу при организующей, направляющей помощи; посильных заданий от начала до конца. | | |
18-19 | «Представления о себе» «Мой рот и язычок», «Уход за полостью рта». | 2 | Уточнение представлений о том, что у каждого человека есть рот, его значении и уходе. Активизация в речи слов: рот, язык. Различение и называние разных эмоций по пиктограммам. Подражание действиям, выполняемым педагогом. | | |
20-21 | «Мои зубки», «Уход за зубами». | 2 | Уточнение представлений о том, что у каждого человека есть зубы, их значении, уходе. Учится показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы), фиксировать взгляд на объекте, проявлять интерес к изучению себя. | | |
22-23 | «Мои глаза», «Уход за глазами». | 2 | Уточнение представлений о глазах человека, их значении в нашей жизни, уходе. Активизация в речи слов: глаз, глаза. Показ глаз как на себе, так и на дид. игрушках правой, левой рукой. | | |
24-25 | «Мои уши», «Уход за ушами». | 2 | Формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей; навыка реагировать на своё имя поворотом головы. Расширение представлений об ушах человека, их значении в нашей жизни, уходе. Активизация в речи слов: ухо, слышу, слушать. Показ ушей на себе и на дид. игрушках. Подражание действиям, выполняемым педагогом. | | |
26-27 | «Мой нос», «Уход за носом». | 2 | Формирование интереса к изучению себя, своих физических возможностей; навыка реагировать на своё имя поворотом головы. Расширение представлений о носе человека, его значении, уходе. Активизация в речи слов: нос, рот, запах. Выполнение инструкций по пиктограммам. Ориентирование в собственном теле. | | |
II четверть – 21 час |
28-29 | «Гигиена тела» «Умывальная комната», «Атрибуты в умывальной комнате». | 2 | Уточнение представлений об умывальной комнате и её атрибутах (раковина, кран с холодной, горячей водой). Выполнение отдельных операций по образцу педагога (открывание крана, смешивание воды). Выполнение действий способом рука-в-руке. | | |
30 | «Намачивание и намыливание рук». | 1 | Уточнение представлений о процессе и алгоритме мытья рук. Фиксация взгляда на объекте (мыло, мыльница, полотенце и т.д.). Последовательное выполнение отдельных операций по образцу педагога. | | |
31 | «Мытьё рук». | 1 | Закрепление представлений о процессе и алгоритме мытья рук, знания атрибутов в доступном предметном мире (мыло, мыльница, полотенце). | | |
32 | «Смывание мыла с рук». | 1 | Учится выстраивать алгоритм предстоящей деятельности. Формирование осознания важности заботы о собственном здоровье; навыка смывания мыла с рук. | | |
33 | «Вытирание рук». | 1 | Последовательное выполнение отдельных операций с незначительной помощью педагога: правильное вытирание рук, размещение полотенца на своё место в соответствии со своей меткой. Активизация словаря за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, «мыльные перчатки», пена, смывать, вытирать. | | |
34-35 | «Нужды человека» «Я хочу есть, пить» | 2 | Уточнение представлений об атрибутах в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка). Формирование навыка обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки), осознавать и выражать свои потребности. | | |
36-37 | «Туалет», «Раковина», «Унитаз». | 2 | Учится сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях (проситься в туалет), ориентироваться в пространстве, находить туалетную комнату, понимать её предназначение. | | |
38 | «Кнопка слива», «Смывание унитаза». | 1 | Уточнение представлений об атрибутах в доступном предметном мире (унитаз, кнопка слива). Формирование навыка удерживать кнопку слива, смывать содержимое; аккуратно совершать свой туалет. | | |
39 | «Снятие нижнего белья». | 1 | Учится снимать бельё в туалетной комнате перед посадкой на унитаз, понимать предназначение белья, инструкцию по пиктограммам. | | |
40-41 | «Туалетная бумага», «Отматывание бумаги». | 2 | Формирование навыка пользоваться туалетной бумагой, отматывать необходимое её количество. Последовательное выполнение отдельных операций по образцу педагога. | | |
42 | «Одевание нижнего белья». «Оденем куклу Катю». | 1 | Формирование навыка последовательно двумя руками надевать нижнее белье, следуя предложенному плану и работая в общем темпе. Сопровождение действий собственной речью (Я надеваю трусики, затем я буду одевать маечку). | | |
43-44 | «Гигиенические процедуры после посещение туалета» «Мытье рук, вытирание рук». | 2 | Учится соблюдать основные правила личной гигиены: мыть руки после туалета, соблюдая определенную последовательность при мытье рук. Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов. | | |
45 | «Моё личное полотенце», «Моя метка». | 1 | Закрепление навыка использования предметов личной гигиены только в личных целях. | | |
46 | «Водные процедуры, душ». | 1 | Расширение представлений о здоровом образе жизни: о пользе зарядки, умывании прохладной водой. | | |
47-48 | «Изучаем своё тело»: «Голова», «Туловище». | 2 | Учится с помощью невербальных средств общения показывать: Как говорят плечи «Я не знаю?», Как говорит палец «Иди сюда», Покажи без слов как ты качаешь куклу, катаешься на коньках и т.д. Учится владеть своим телом, показывать по просьбе части тела. | | |
III четверть – 27 часов |
49 | «Изучаем своё тело»: «Голова», «Туловище». | 1 | Учится с помощью невербальных средств общения показывать: Как говорят плечи «Я не знаю?», Как говорит палец «Иди сюда», Покажи без слов как ты качаешь куклу, катаешься на коньках и т.д. Учится владеть своим телом, показывать по просьбе части тела. | | |
50-51 | «Моё - не моё», «Мои - не мои». | 2 | Формирование навыка классификации предметов «Мои игрушки», «Моя одежда»: отличие своих вещей с помощью метки и показ на себе своих вещей. | | |
52-53 | «Возрастные изменения» «Я - малыш», «Я -подросток». | 2 | Формирование адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях: определение своей возрастной группы (ребенок, подросток, юноша), узнавание себя на фотографиях, показ указательным пальцем (это –Я). | | |
54-56 | «Виды одежды» (нижняя одежда) «Лицевая и изнаночная сторона» | 3 | Уточнение представлений о названиях нижней одежды, её видах - женская и мужская. Формирование навыка отличать лицевую и изнаночную стороны одежды. Подбор нижнего белья с помощью дид. игр. | | |
57-59 | «Виды одежды» (верхняя одежда) «Лицевая и изнаночная сторона» | 3 | Формирование навыка классификации одежды в соответствии с тем или иным сезоном года (летняя, зимняя); навыка надевания верхней одежды. | | |
60-62 | «Виды обуви», «Виды застежек». | 3 | Уточнение представлений о видах обуви, соотнесение её с сезонными изменениями, классификация (летняя обувь, зимняя обувь). Знакомство с видами застежек на обуви. Надевание обуви в соответствии с правой и левой ногой, застегивание обуви с помощью липучек. | | |
63-65 | «Режим дня» «Утро», «День», «Вечер». | 3 | Учится соблюдать режим дня, расписании уроков с помощью педагога. Выполнение последовательной цепочки действий: встал, заправил постель, умылся, почистил зубы и т д. | | |
66-68 | «Правильное питание» «Овощи и фрукты в жизни человека». | 3 | Расширение представлений о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах: «Овощи и фрукты», «Вредные напитки» (кока-кола, газ. вода). Сравнение объектов по выделенным признакам. Классификация овощей и фруктов. Формирование навыка брать ложку, подносить её ко рту. | | |
69-71 | «Культура поведения в столовой», «Добрые слова». | 3 | Расширение представлений об этикете. Формирование навыка использования в речи выражения этикета: приглашения, благодарности, извинения. Учится правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, прожевывать пищу закрытым ртом, соблюдать последовательность в приеме пищи: первое блюдо, второе, третье блюдо. | | |
72-74 | «Посуда» «Сервировка стола» - «К нам пришли гости, накроем на стол». | 3 | Уточнение представлений о посуде и её назначении. Формирование навыка сервировки стола. Работа с разрезными картинками. Выстраивание алгоритма предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. | | |
75 | «Моё самочувствие» «У меня болит голова», «Мне плохо». | 1 | Формирование навыков определения своего самочувствия, обращения за помощью к взрослым, показа «что и где болит», сообщения о дискомфорте вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.) Использование невербальных и вербальных средств для привлечения к себе внимания. Работа с пиктограммами. | | |
IV четверть – 24 часа |
76-77 | «Моё самочувствие» «У меня болит голова», «Мне плохо». | 2 | Формирование навыков определения своего самочувствия, обращения за помощью к взрослым, показа «что и где болит», сообщения о дискомфорте вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.) Использование невербальных и вербальных средств для привлечения к себе внимания. Работа с пиктограммами. | | |
78-80 | «Мои данные» «Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?» | 3 | Формирование элементарных представлений о правах человека. Активизация словаря по теме: «Имя». Формирование навыков представления себя коллективу сверстников, откликания на своё имя, показа на пальцах своего возраста. | | |
81-82 | «Моя семья» «Мама, папа, братья, сестры». | 2 | Формирование навыка выполнения социальной роли в семье на основе игры «Дом», узнавания себя и других членов семьи на фотографиях. | | |
83-85 | «Наши праздники» «Новый год», «8 марта». | 3 | Уточнение представлений о праздниках с использованием малых форм фольклора (потешки, песни). Учится смотреть и проявлять интерес к выступлениям других детей, адекватно использовать ритуалы поведения во время праздников. | | |
86-87 | «Мой дом» «Мои воспитатели». | 2 | Формирование адекватных представлений об опасности и безопасности во взаимодействии с окружающей и бытовой средой, элементарных знаний о правилах поведения в разных социальных ситуациях с взрослыми, со знакомыми и незнакомыми людьми. | | |
88-89 | «Моя досуговая деятельность» «Игра, хобби» | 2 | Учится правильно организовывать своё свободное время, опираясь на своё любимое дело, использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы. | | |
90-91 | Закрепление по учебным курсам «Человек». | 2 | Обобщение и закрепление знаний. Соотнесение своих действий и их результатов с заданными образцами, оценка деятельности с учетом предложенных критериев, коррекция деятельности с учетом выявленных недочетов. Узнавание и поиск идентичных вещей, выполнение элементарных инструкций, обусловленных ситуацией, использование невербальных и вербальных средств для привлечения к себе внимания, следование предложенному плану и работа в общем темпе. | | |
92-93 | «Мои части тела». | 2 | | |
94 | «Мои данные и половая принадлежность». | 1 | | |
95-96 | «Овощи и фрукты в жизни человека». | 2 | | |
97 | «Нужды человека». | 1 | | |
98-99 | «Моё самочувствие». | 2 | | |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность: определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация: определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»: осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок: испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне); стремится помогать окружающим.
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях: семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности: проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь: осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи: осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность: не мусорит на улице; не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные результаты:
- Умеет называть своё имя;
- Умеет показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы);
- Умеет реагировать на своё имя поворотом головы;
- Умеет говорить о себе от первого лица;
- Умеет определять у себя половую принадлежность(девочка, мальчик);
- Проявляет интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука, нога, физические потребности – пить, кушать);
- Умеет сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях (проситься в туалет, пить, кушать);
- Умеет снимать и надевать нижнее бельё (после посещения туалета);
- Имеет представление о процессах и алгоритмах мытья рук;
- Умеет обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки);
- Знает атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина).
Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени: способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца: при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.
Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП
Оценочные показатели | Условные обозначения |
Выполняет действие самостоятельно | с |
Выполняет действие | ви ни |
Выполняет действие по образцу | о |
Выполняет действие с частичной физической помощью | чп |
Выполняет действие со значительной физической помощью | зп |
Действие не выполняет | - |
Узнает объект | + |
Не всегда узнает объект | + - |
Не узнает объект | - |
Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + |
Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | + - |
Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно) | - |
1 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Архангельской области для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №5», 2016