СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы 3 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру к УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы 3 класс УМК "Перспектива"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области



«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от «___» августа 2019 г.

от « ___» августа 2019г.


№ _____

Руководитель ШМО

Протокол № 1

Директор

_____________ /_____________

от «___» августа 2019г.

___________/Силина Н.В.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


начального общего образования

по окружающему миру

для _3_ класса _А_









Составитель

Баранова Елена Владимировна

учитель начальных классов 1 категории






«Согласована»

Заместитель директора


___________ / _______________

«___» августа 2019г

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир», 3 класс, составлена для учащихся 3 «А» класса на 2019-2020 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.).

  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2019-2020 учебный год


Для реализации рабочей программы используется учебник «Окружающий мир» Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. (2 части) - М . : Просвещение,2019.


Данная Рабочая программа является модифицированной, интегрирована с авторской программой начального общего образования по краеведению: "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова)

Реализуется средствами предмета «Окружающий мир» на основе авторской программы Плешакова А. А «Окружающий мир», которая составлена в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения и обеспечена учебно-методическим комплектом для 1-4 классов; авторской программой начального общего образования по Азбуке Смоленского края для начальной школы: "Азбука Смоленского края" (С.А. Болотова) – часть1 «Мир природы», часть 3 «Мир культуры».

Часть 2 «Азбука Смоленского края «Мир истории» целесообразно интегрировать с учебным материалом курса «Окружающий мир», авторы Плешаков А. А., Новицкая М. Ю. для 4 –ого класса, где рассматривается историческая тема «Путешествие по Реке времени (23 ч)». А также включить краеведческий материал в тему «По родным просторам (18 ч)», где целесообразно интегрировать изучение тем «Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды Смоленщины», «Полезные ископаемые Смоленщины». Поэтому данный учебный материал не внесен для изучения в Рабочую программу по окружающему миру для 3-его класса.


На изучение данного предмета отводится - 68 часов (2 часа в неделю)


Форма промежуточной аттестации – диагностическая работа



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

на 2019-2020уч.год

Личностные результаты

У выпускника будут сформированы:

— проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

— представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

— доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

— представления о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

— представления о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

— внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика; — мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

— интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

— эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство со Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

— представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

— представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;

— потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

— соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

— установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Выпускник получит возможность для формирования:

— основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

— целостного взгляда на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом, Дом как мир;

— готовности к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям;

— личностной ответственности за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России;

— понимания и сопереживания чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни.






Предметные результаты

Человек и природа

Выпускник научится:

— пользоваться измерительными приборами и инструментами;

— находить информацию в справочной и научно-популярной литературе;

— читать карты, планы и схемы;

— характеризовать особенности звёзд и планет:

— проводить опыты с водой и воздухом;

— определять отличительные черты растений и животных, классифицировать их по разным группам;

— составлять цепи питания, характерные для разных природных сообществ;

— принимать посильное участие в охране природы своего края;

— характеризовать некоторые экологические связи в природе;

— выполнять изученные правила поведения в природе, в том числе, правила ответственного туризма,

— выполнять правила здорового образа жизни, оказывать первую помощь в экстренных случаях. Обучающийся получит возможность научиться:

— характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);

— приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;

— характеризовать свойства воздуха, воды, круговорот воды в природе, свойства полезных ископаемых, их значение для человека, состав почвы и её роль в жизни людей;

— приводить примеры растений и животных изученных групп, в том числе групп животных, различающихся по характеру питания;

— раскрывать особенности природных сообществ леса, луга, пресного водоёма;

— рассказывать об охране природных богатств (воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы, растений, животных, природных сообществ).

Человек и общество

Выпускник научится:

— пользоваться средствами связи в повседневной жизни;

— совместно со старшими работать с семейными документами и составлять родословное древо своей семьи;

— характеризовать особенности внешнего и внутреннего устройства традиционного и современного жилища народов своего края;

-определять общее и различное в устройстве традиционного жилища народов своего края;

— принимать гостей в соответствии с традициями своего края;

— организовывать подвижные игры;

— планировать семейный бюджет;

— называть степени родства и свойства в традиционной семье, в том числе на языках народов своего края;

— описывать особенности изображения природных стихий (воздуха, воды, огня, земли), Мирового древа, растений и животных в устно-поэтическом и изобразительно-прикладном искусстве народов своего края;

— соблюдать правила охраны здоровья, в том числе с помощью детских игр разных народов России и мира;

— характеризовать народные правила взаимоотношения старших и младших в семье;

— использовать в характеристике семейных взаимоотношений народные пословицы, присловья, сказки о родителях и детях, муже и жене;

— иметь представление о важнейших семейных традициях и праздниках народов своего края;

— приводить примеры объектов Всемирного природного и культурного наследия в России и за рубежом;

— рассказывать о своих впечатлениях с помощью рисунков и фотографий;

— составлять Список природного и культурного наследия своего края и личный Список Всемирных духовных сокровищ.

Выпускник получит возможность научиться:

— оценивать с точки зрения моральных норм нравственно-этическое значение современных и старинных семейных традиций, и праздников, в том числе семейных традиций и праздников народов своего края;

— поставив цель изучить свои человеческие качества, составить план и провести наблюдение за своим поведением в отношении сверстников, взрослых в школе, семье и др.; сравнить результаты своих наблюдений со Списком Всемирных духовных сокровищ, оценить итоги сравнения;

— произвольно и осознанно строить речевое высказывание (устное и письменное) на одну из тем года (по выбору); подбирать наглядный материал к своему рассказу в дополнительной литературе, Интернете и компоновать его в зависимости от поставленной цели;

— рассказывать о некоторых достопримечательностях и святынях своего края(Смоленской области, Кардымовского района);

— по согласованию с одноклассниками и с членами семьи планировать и проводить празднование семейных праздников, в том числе по традициям гостеприимства народов своего края- Смоленской области.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Выпускник научится:

— понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;

— сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

— выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);

— оценивать правильность выполнения заданий, используя «Дополнительные странички» учебника и критерии, заданные учителем;

— соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

— контролировать и корректировать свое поведение с учётом установленных правил. Выпускник получит возможность научиться:

— планировать свои действия в течение урока;

— фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам / неуспехам;

— в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные

Выпускник научится:

— понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

— выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

— использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

— понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

— классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

— сравнивать объекты по различным признакам;

— осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

— строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— моделировать различные ситуации и явления природы,

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков,

- описывать достопримечательности Смоленщины;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации,

- устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выпускник получит возможность научиться:

— анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

— проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок,

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек района, архивов и Интернета;

-работать в семейных архивах.

Коммуникативные

Выпускник научится:

— включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— признавать свои ошибки, озвучивать их;

— употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

— понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

— строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

— готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

— составлять рассказ на заданную тему;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Выпускник получит возможность научиться:

— высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

— проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении;

— продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников.

Содержание учебного предмета “Окружающий мир”

Радость познания

Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, в тематических разделах, в предметных и именных указателях и др.) Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом. Использование общественного транспорта в просветительских целях. Средства связи как способы обмена информацией. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи: почта, телефон, телеграф. Номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет – как способы познания мира

Мир как дом

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды) Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела.

Звезды и планеты Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека

Вода, ее состояния. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды Смоленской области.

Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Виды растительности Смоленской области: лесная, луговая, болотная. Разнообразие животных. Группы и виды животных.

Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса: взаимосвязи в лесном сообществе (растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество.

Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и место в ней человека. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края.

Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра

Дом как мир

Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми.

Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другуТрехчастная структура дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках Семья – самое близкое окружение человека. Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.

Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание. Народная игровая культура (в том числе своего края): различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей.

Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания. Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях (в том числе традициях народов своего края). Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам – людям с ограниченными возможностями здоровья

В поисках Всемирного наследия

Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия.

Озеро Байкал как объект Всемирного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не только России, но и мира. Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества.

Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков.

Содержание учебного курса АСК

Мир природы

Природные особенности.

Географическое положение, площадь, рельеф, климат, почва, её виды.

Полезные ископаемые.

Виды полезных ископаемых: строительные, топливные, сельскохозяйственные, оздоровительные

Водоёмы.

Виды водоёмов: реки, озёра,

Растительность.

Виды растительности: лесная, луговая, болотная

Грибы.

Понятие – грибы, отличие съедобных грибов от ядовитых.

Животные.

Виды животных нашей местности: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие.

Охрана природы.

Понятие природа, Красная книга, категории: исчезающие виды, сокращающиеся, редкие неопределённые, восстановленные: законы охраны природы; заповедные места



Мир культуры

Жилища и предметы бытия.

Виды жилищ наших предков: землянка, изба, хоромы. Место, время, материал для строительства жилищ. Надворные постройки. Внутренний вид избы, утварь

Как одевались в старину.

Одежда наших предков: рубаха, понёва, сарафан, штаны, онучи, насовка и др. материалы для её изготовления. Головные уборы, обувь, украшения. Детская одежда.

Что ели наши предки?

Еда наших предков. Особенности её приготовления и употребления. Правила поведения за обеденным столом.

Праздники.

Понятие о празднике. Виды праздников: календарные, семейные, религиозные, гуляния, ярмарки и другие.

Порядок и время их проведения.

Письменность.

История возникновения письменности у наших предков. Славянская азбука Кирилла и Мефодия. 24 мая - день славянской письменности. Памятники письменности: берестяные грамоты, летописи, рукописные и печатные книги.«Гороушна» -древнейший памятник русской письменности.

Храмы и монастыри.

Принятие христианства на Руси. Понятие о храме. Его внутреннее устройство. Виды храмов. Православные храмы и соборы Смоленской области.

Культура Смоленщины сегодня.

Современная культурная жизнь нашего края. Его театры, студии, творческие союзы, музеи, библиотеки, клубы, филармонии, художественные и музыкальные школы и др.



Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения

Устанавливать связи:

Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;

Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;

Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).

Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);

Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;

Уметь выделить главное в письменном тексте.

Знать:

Состав и свойства почвы;

Характерные признаки сезонов года родного края;

Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);

Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;

Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;

Особенности природы своего края;

Правила поведения в природе;

Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.

Уметь:

Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;

Находить на физической карте России природные зоны;

Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;

Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;

Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);

Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.


Учебно-тематическое планирование



п/п

Раздел

Количество часов

Вид контроля

Практическая работа

Проверочная работа

1

Радость познания

12

1

2

2

Мир как дом

20

1

1

3

Дом как мир

20

1

1

4

В поисках Всемирного наследия

16


2


Всего

68

3

6











Календарно-тематический план

п/п

Тема

Дата проведения

план.

факт..

1 четверть (16 часов)

Радость познания (12 часов)

1

Свет знания. Мы следопыты!

2.09


2

Как изучают окружающий мир. Инструктаж по работе с химическими веществами и лабораторной посудой.

5.09


3

Книга — источник знаний. Правила поведения в походе. Правила разведения костра..

9.09


4

Стартовая диагностика. Проверочная работа по теме «Повторение за 2 класс». Отправимся на экскурсию в школьную библиотеку.

12.09


5

О чём расскажет план. Маршрут путешествия .

16.09


6

О чём расскажет план. Практическая работа

19.09


7

Планета на листе бумаги.

23.09


8

Страны и народы на политической карте мира.

26.09


9

Путешествуя, познаём мир. Террористы. Заложники. Правила поведения людей, оказавшихся в заложниках .

30.09


10

Транспорт. Путешествуем в транспорте.

3.10


11

Средства информации и связи. Связь. Передаем сообщение .

7.10


12

Проверочная работа по теме «Радость познания»

10.10


Мир как дом. (20 часов)

13

Мир природы в народном творчестве.

14.10


14

Из чего состоит всё.

17.10


15

Мир небесных тел.

21.10


16

Невидимое сокровище. Правила поведения, если вы почувствовали запах газа .

24.10



2 четверть (16 часов)



17

Самое главное вещество.

7.11


18

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

11.11


19

Природные стихии в народном творчестве. Стихийные бедствия. Ураган. Правила поведения при сигнале о предупреждении урагана

14.11


20

Кладовые Земли. Чудо под ногами.

18.11


21

Природные особенности. Полезные ископаемые Смоленщины.

21.11


22

Мир растений. Растительность лесная и луговая, болотная Смоленской области.

25.11


23

Плодородная земля и растения в народном творчестве.

28.11


24

Мир животных.

2.12


25

Животные в народном творчестве. Животный мир Смоленской области

5.12


26

Невидимые нити в живой природе. Экскурсия (виртуальная) в Государственный Дарвиновский музей. «Удивительный мир планеты Земля».

9.12


27

Лес — волшебный дворец.

12.12


28

Луг — царство цветов и насекомых.

16.12


29

Водоём — дом из воды. Водоемы Смоленской области.

19.12


30

Как сохранить богатства природы.

23.12


31

Проверочная работа по теме «Мир как дом»

23.12


32

Охрана природы в культуре народов России и мира. Охрана природы на Смоленщине. Стенгазета «Бережём родную землю!» (Практическая работа).

26.12


3 четверть (18 часов)

Дом как мир (20 часов)

33

Родной дом — уголок Отчизны.



34

Свой дом — свой простор. Жилища наших предков на Смоленщине.



35

В красном углу сесть - великая честь



36

Побываем в гостях. Как одевались в старину на Смоленщине и что ели наши предки. Экскурсия в районный музей.



37

На свет появился — с людьми породнился.



38

Родословное древо.



39

Муж и жена — одна душа.



40

Святость отцовства и материнства.



41

Добрые дети — дому венец. Правила здоровья.



42

Детские игры — школа здоровья. Праздники, игры, хороводы родного края.



43

Строение тела человека. Правила здоровья.



44

Как работает наш организм. Проверочная работа по теме «Строение тела человека).



45

Что такое гигиена. Гигиена. Инфекционные болезни.



46

Наши органы чувств.



47

Школа первой помощи. Переломы, вывихи, растяжения связок.



48

Школа первой помощи. Практическая работа



49

Дом невелик, а стоять не велит.



50

Семейный бюджет.




ІV четверть (18часов)



51

Мудрость старости. Обычаи на Смоленщине.



52

Путешествие к А. С. Пушкину. Экскурсия в Государственный Пушкинский музей «Здесь чудеса!»



В поисках Всемирного наследия (16 часов)

53

Всемирное наследие.



54

Московский Кремль.



55

Храмы и монастыри Смоленщины. Виды Храмов.



56

Озеро Байкал.



57

Путешествие в Египет.



58

Путешествие в Грецию.



59

Путешествие в Иерусалим.



60

Путешествие в Китай. Экскурсия(виртуальная) в Государственный музей Востока «Сказки, мифы и легенды Древнего Востока».



61

Культура Смоленщины сегодня.



62

Промежуточная аттестация. Диагностическая работа по теме «Обобщение изученного за год».



63

Всемирные духовные сокровища.



64

Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия.



65

Проверочная работа по теме «В поисках Всемирного наследия»



66

Альбом путешествий «Всемирные духовные сокровища»



67

Закрепление изученного. КВН.



68

Обобщение знаний.



Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2019-2020 учебный год по предмету «Окружающий мир» количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков № 30 и 31,49 и 50, 67и 68 были объединены.

2