СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы 4 класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена для 4 класса А на 2020-2021учебный год н

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы 4 класс УМК "Перспектива"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области


«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от «___» августа 2020 г.

от « ___» августа 2020г.


№ _____

Руководитель ШМО

Протокол № 1

Директор

_____________ /_____________

от «___» августа 2020г.

___________/Силина Н.В.














Рабочая программа

начального общего образования

по русскому родному языку

для 4 классов А, Б,В





Составители:

Баранова Елена Владимировна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Внученкова Светлана Вячеславовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Воскресенская Нурия Валентиновна

учитель начальных классов



«Согласовано»

Заместитель директора

_________/_Баранова Е.В.__

« » августа 2020 г



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» составлена для 4 классов А, Б, В на 2020-2021учебный год на основании:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)

  3. Основной образовательной программы начального образования МБОУ «Кардымовская СШ»

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год


Для реализации рабочей программы используется: Учебное пособие для общеобразовательных организаций «Русский родной язык» 4 класс, Москва: «Просвещение» 2020 (эл. вид).

На изучение данного предмета отводится 17 часов (1 час в неделю) 2 полугодие.


Форма промежуточной аттестациисписывание.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Роль, значимость, преемственность, практическая направленность учебного предмета, в достижении обучающимися планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,

  • формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;

  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе.

Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:

  • представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

  • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметными результатами изучения предмета «Русский родной язык» во 4 классе является формирование следующих умений:

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности.

Предметными результатами изучения учебного предмета «Русский родной язык» в 4 классе являются формирование следующих умений:

В конце четвёртого года изучения курса «Русского родного языка» в начальной школе обучающийся научится:

  • при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»:

  • распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; с качествами и чувствами людей; родственными отношениями);

  • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений в речи;

  • использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

  • понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

  • понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;

  • использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

  • при реализации содержательной линии «Язык в действии»:

  • соотносить собственную и чужую речь с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);

  • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

  • выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

  • проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;

  • заменять синонимическими конструкциями отдельные глаголы, у которых нет формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени;

  • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

  • соблюдать изученные пунктуационные нормы при записи собственного текста;

  • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;

  • пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;

  • пользоваться учебным этимологическим словарём для уточнения происхождения слова;

  • при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:

  • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

  • владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

  • использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

  • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

  • владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;

  • анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;

  • составлять план текста, не разделённого на абзацы;

  • пересказывать текст с изменением лица;

  • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;

  • оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

  • соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения заголовка текста.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

  • ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,

  • умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

  • позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  • формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание программного материала

Количество часов

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).




1

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную образную форму.


2

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литерату.

2


Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

2


Раздел 2. Язык в действии (3 часа)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

1

Трудные случаи образования формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

1

История возникновения и функции знаков препинания (в рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

1



Раздел 3. Секреты речи и текста (7 часов)

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы

1

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

1

Составление плана текста, не разделенного на абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

2

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

1

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления. Редактирование предложенных и собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

1

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

2


Учебно-тематическое планирование



№п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Виды контроля




Контрольная работа, списывание, тесты


Практическая работа


1

Русский язык: прошлое и настоящее.

7

2




2

Язык в действии.

3

1


3

Секреты речи и текста.

8

1


2


Всего

18

4


2


Контрольно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Дата

План

Факт


Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)



1.

Слово. В мире слов. Работа со словарем. Этимология.

15.01


2.

Многозначные слова. Стартовая диагностика. Тест

22.01


3.

Новые и научные слова.

29.01


4.

Архаизмы.

5.02


5.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

12.02


6.

Фразеологизмы.

19.02


7.

Тест «Лексическая грамотность»

26.02



Язык в действии (3 часа)



8.

Говори правильно. Ударение. Произношение слов. Работа с орфоэпическим словарем.

5.03


9.

Синтаксические конструкции на уровне словосочетаний и предложений. История возникновения и функции знаков препинания.

12.03


10.

Списывание «Расставь знаки препинания».

19.03



Секреты речи и текста (7 часов)



11.

Речевой этикет.

2.04


12.

Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

9.04


13.

Составление плана текста, не разделенного на абзацы.

16.04


14.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

23.04


15.

Опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

30.04


16.

Промежуточная аттестация. Контрольная работа «Редактирование текстов с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставление чернового и отредактированного текстов».

7.05


17.

Синонимия речевых формул. Обобщение изученного.

14.05


18.

Обобщение изученного.

21.05



Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год по предмету «Русский родной язык » количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков № были объединены.





Приложение 1

Тест «Лексическая грамотность»

I вариант

1.Лексика изучает :

1) словосочетание и предложения

2) звуки речи

3) словарный состав языка

4) части речи

2. В толковом словаре разъясняется:

1) значение фразеологизмов

2) лексическое значение слов

3) правописание слов

4) образование слов

3. Слово, имеющее одно значение, называется:

1) сложным

2) Однозначным

3) многозначным

4) простым

4. Укажи ряд, в котором все слова многозначные.

1) гребень, варить, сахар

2) ключ, звезда, шляпка

3) сыр, речь, глагол

4) ромашка, хвост, каша

5. Определи значение слова кисть в предложении «Ярко горят на снегу кисти рябин».

1) часть руки

2) украшение из пучка нитей

3) пучок щетинок для нанесения краски

4) форма расположения плодов у растений

6. Запиши названия предметов.

  1. Речная костистая рыба с колючими плавниками. ____________________

  2. Щётка для мытья посуды. __________________________


II вариант


1.Лексическое значение слов разъясняется:

1) в орфографических словарях 3) в толковых словарях

2) во фразеологических словарях 4) в словах синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:

1) сложным

2)однозначным

3)многозначным

4)простым

3. Укажи ряд, в котором все слова многозначные.

1)рысь, кисть, щенок

2)ручка, ёрш, кастрюля

3)корень, ключ, кнопка

4)лампа, компьютер, ножницы

4. Определите, что означает предложение: Мама светится от счастья.

1)В помещении стало светло

2)мама хорошо освещена

3)мама радуется

4)мама освещает комнату

 5. Выделенное слово употреблено в   переносном значении в словосочетании.

1) горячий песок         3)горячее сердце

2) крутой склон           4)золотые часы


Списывание «Расставь знаки препинания».


Спиши текст. Расставь, где нужно знаки препинания.

Скворцы.

Весна выдалась дружная. Изредка выпадали обильные но короткие дожди. Мы с нетерпением ждали наших старых знакомых – скворцов милых, весёлых птиц. Много километров надо им лететь. Сколько приключений и опасностей в дальнем пути!

Вечером на ветвях тополей мы увидели скворцов. Среди прозрачных деревьев легко покачивались на гибких ветвях тёмные неподвижные комочки. Два дня скворцы набирались сил и всё осматривали прошлогодние знакомые места.

Устроившись в гнёздах, скворцы начали таскать туда мох вату перья пух тряпочки солому сухие травинки. Гнездо скворцы устраивают очень глубокое, чтобы в него не пролезла лапой кошка или не просунула свой длинный хищный клюв ворона.


Контрольная работа

«Редактирование текстов с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставление чернового и отредактированного текстов».


Прочитай. В тексте перепутан порядок абзацев. Восстанови правильную последовательность абзацев. Озаглавь текст, составь его план.


Среди васильков есть и не синие. Они бывают и лиловато-красные, и розоватые, и почти белые. Но у всех васильков, какими бы разными они не были, есть общая особенность. Каждый василек не просто цветок, а маленький букетик. По его краям - длинные лепестки с зубчиками, похоже на свернутые трубочки. Зато в самой середине васильки - цветочки настоящие. 

Любуются люди красивыми цветками, собирают из них букеты, плетут венки, а мастерицы-рукодельницы вышивают синие васильки среди золотых колосьев. Красиво!

Синий василёк растет только среди ржи, а если встретится в другом месте - значит, когда-то было здесь ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о синем васильке, например, в Древнем Египте.









16