Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»
Кардымовского района Смоленской области
«Рассмотрена» | «Принята» | «Утверждена» |
протокол № 1 | педагогическим советом | приказом от «___» августа 2020 г. |
от « ___» августа 2020г. | | № _____ |
Руководитель ШМО | Протокол № 1 | Директор |
_____________ /_____________ | от «___» августа 2020г. | ___________/Силина Н.В. |
| | |
Рабочая программа
начального общего образования
по литературному чтению на русском языке
для 4 класса А, Б, В
Составители:
Баранова Елена Владимировна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Внученкова Светлана Вячеславовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Воскресенская Нурия Валентиновна
учитель начальных классов
«Согласовано»
Заместитель директора
_________/_Баранова Е.В.__
« » августа 2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на русском языке» составлена для 4 класса А на 2020-2021учебный год на основании:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.)
Основной образовательной программы начального образования МБОУ «Кардымовская СШ»
Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год.
Для реализации рабочей программы используется:
-Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).
-Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению.
-Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
-Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.
-Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с обязательным минимумом).
-Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
-Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения.
-Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
На изучение данного предмета отводится 17 часов (1 час в неделю) 1полугодие.
Форма промежуточной аттестации – диагностическая работа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.
Формирование средствами русских литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей. Ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный здоровый образ жизни. • Формирование потребности в систематическом чтении как в средстве познания мира и самого себя.
Восприятие ненецкого литературного произведения как особого вида искусства.
Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Использование знаково – символических средств представления информации о книгах.
Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
Овладение навыками смыслового чтения в соответствии целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в письменной и в устной форме.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно – следственных связей, построения рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Овладение первоначальными представлениями о нормах родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умением использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на русском языке»
I. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
АУДИРОВАНИЕ (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.
ЧТЕНИЕ
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания. ГОВОРЕНИЕ (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
ПИСЬМО (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
II. ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочноиллюстративный материал). Типы книг (изданий): книга - произведение, книга- сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно - популярного текста (передача информации).
Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). 3накомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
III. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА (практическое освоение).
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ
В 4 классе изучаются произведения, доступные для восприятия младших школьников. Они объединены в 4 тематических блока и рассчитаны для работы на уроке и для самостоятельного домашнего чтения:
«Фольклор нашего народа»
«О братьях наших меньших»
«В мире фантастики и приключений»
Основные требования к уровню подготовки обучающихся по литературному чтению на русском языке
Учащиеся должны:
Иметь общее представление о делении литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму; о способах выражения авторского отношения в разных видах повествования.
Уметь:
– читать свободно, бегло и выразительно, вслух и про себя;
– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
– находить черты, сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке; – выделять средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись; повтор);
– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной, волшебной сказке;
– практически различать прозаическое, поэтическое и драматическое произведения и показывать особенности каждого вида повествования;
– рассказывать о любимом писателе, поэте;
– устно и письменно высказываться на тему литературного произведения и на свободную тему.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Количество часов | Вид контроля |
Проверочные работы |
1 | «Фольклор нашего народа» | 7 | 1 |
2 | «О братьях наших меньших» | 5 | |
3 | «В мире фантастики и приключений» | 5 | 1 |
| Всего | 17 | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дата проведения |
Планир. | Факт. |
«Фольклор нашего народа» |
1 | Виды устного народного творчества. Былины. Особенности былинных текстов. Былина «Волхв Всеславович». Былина «Вольга Святославич» | 4.09 | |
2 | Былина «Святогор». | 11.09 | |
3 | Стартовая диагностика. Тест. Народные легенды. «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». | 18.09 | |
4 | Из «Повести временных лет» Повесть о Никите Кожемяке. | 25.09 | |
5 | Из «Повести временных лет» Вещий Олег. Повесть о Константине и Мефодии. | 2.10 | |
6 | Тестовая работа. | 9.10 | |
«О братьях наших меньших» |
7 | Е.И. Носов. Хитрюга. | 16.10 | |
8 | В.В. Бианки. Сумасшедшая птица. | 23.10 | |
9 | В.П. Астафьев. Зорькина песня | 6.11 | |
10 | Г.А. Скребицкий. Кот Иваныч. | 13.11 | |
11 | К.Г. Паустовский. Теплый хлеб. Викторина по разделу «О братьях наших меньших». | 20.11 | |
«В мире фантастики и приключений» |
12 | К. Булычёв «Путешествие Алисы» | 27.11 | |
13 | К. Булычёв «Путешествие Алисы» | 4.12 | |
14 | Промежуточная аттестация. Диагностическая работа (работа с текстом). | 11.12 | |
15 | В. Губарев «Королевство кривых зеркал» | 18.12 | |
16 | В. Губарев «Королевство кривых зеркал» | 25.12 | |
Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год по предмету «Литературное чтение на русском языке » количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков № были объединены.
Тест
Былина «Вольга Святославович»
Где родился Вольга_______________________________________________________
Как звали матушку_______________________________________________________
Что произошло с Вольгой в 7 лет___________________________________________
______________________________________________________________________________,
в 12 лет_______________________________________________________________________
______________________________________________________________________________.
В кого превращался Вольга_________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Былина «Святогор»
Кого встретил Святогор в чистом поле? _____________________________________
Что лежит в перемётной сумочке? __________________________________________
______________________________________________________________________________
Что куёт кузнец в кузнеце? ________________________________________________
Как выглядела суженая Святогора в первую встречу? Выпиши из текста.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как выглядела суженая во вторую встречу? Выпиши из текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме «Повесть временных лет»
1.Выберите определение, характеризующее понятие «летопись».
Лиро-эпический жанр народной поэзии, произведение имеет сюжет и, как правило, включает диалог.
Жанр русского фольклора, эпическая песня героического характера, повествующая о подвигах богатырей.
Жанр русской средневековой литературы, содержащий описание реальных и легендарных событий.
2. Когда началось летописание на Руси?
а) в 9 веке ; б) в 11 веке ; в) в 13 веке .
3. Кто автор «Повести временных лет» ?
а) Иван ; б) Нестор ; в) Варфоломей .
4. Приведите примеры летописей.
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
5. Какие жанры народного творчества использует в своей летописи Нестор?
а) былины ; б) загадки ; в) пословицы и поговорки.
6. С какого времени начинается летописный рассказ?
с описываемого исторического события;
с библейских времен;
с описания ныне живущего князя.
7. Что определяло для летописца необходимость строить свое повествование «от сотворения мира»?
Летописец, обычно монах, не мог жить и создавать произведения вне христианских
традиций.
Летописец находился на службе, и его труд ценился тем дороже, чем больше был
объем книги (стоимость книг в те времена была очень велика).
8. Определите, из какой книги приведены слова в «Повести временных лет»:
…Нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бог, которого не видит?
а) Ветхий завет; б) Новый завет; в) другая книг .
9.Приведите примеры Евангельских заповедей, которые призывает вспомнить летописец в «Повести временных лет.»
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
10.Как автор « Повести временных лет» относится к войне?
а) призывает к войне; б) призывает к миру; в) не касается этой темы.
11.К какому жанру литературы относится « Повесть временных лет»?
а) рассказ; в)летопись;
б) повесть; г) житие.
12.Почему « Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?
ее автор неизвестен;
в ней отражено мировоззрение древнерусского человека;
в ней упоминаются языческие божества.
13.За что Бог истребил обров?
а)за жестокость; б) за то, что не верили в Бога.
14.Назовите литературные произведения, написанные на основе «Повести временных лет.»
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
15.Какой русский князь имеется в виду в высказывании:
«…То новый Константин великого Рима: как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот поступил так же.»
а) Ярослав; б) Владимир; в) Святослав.
16.Объясните поговорку «Сгинули, как обры».
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Приложение 2
Комплексная работа.
Задание 1
Отметь высказывание, которое наиболее точно выражает главную мысль произведения.
Зависть заставляет человека совершать дурные поступки.
Любой поступок может научить хорошему.
В семье всегда любят друг друга.
Есть хорошие, а есть плохие бабушки.
Дети должны уважать старших.
Придумай и запиши еще одно высказывание, которое выражает главную мысль произведения.
______________________________________________________________________________
Задание 2
Как еще можно озаглавить это произведение?
______________________________________________________________________________
Задание 3
Перечисли и запиши имена героев произведения. Подчеркни главных героев.
______________________________________________________________________________
Задание 4
Раздели произведение на части и отметь их в тексте (поставь в начале каждой части значок или цифру). Составь и запиши план.
План рассказа М.Зощенко «Бабушкин подарок»
_1._____________________________________________________________________________2._____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________
Выбери одну из частей текста. Выпиши опорные слова, на основе которых можно подробно пересказать этот фрагмент.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Придумай и запиши вопросы к прочитанному тексту.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Выпиши самое важное событие произведения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши события, которые повлияли на Миньку.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7
Почему Лелька обижалась на Миньку? Отметь верное высказывание.
Бабушка любила Миньку больше.
По характеру Лелька была обидчивая девочка.
Лелька не любила Миньку.
У Лельки не было того, что было у Миньки.
Нади в тексте ответ, почему бабушка не дарила Лельке подарки, и подчеркни его.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8
Перечитай текст. Проследи по нему, как менялись чувства Миньки по отношению к его сестре.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найди в произведении и выпиши.
Какие чувства испытывала Лелька к Миньке?
______________________________________________________________________________
Какие чувства испытывала Лелька к бабушке?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9
Подчеркни слова, которые помогают охарактеризовать поступки главного героя в конце рассказа.
Благородный, честный, красивый, безжалостный, непривлекательный, страшный, серьезный, добрый, чудесный, показной
Как ты думаешь, можно ли добавить к выбранным словам слово заботливый? Почему?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По поступкам Миньки ты узнал, каким он был человеком. Запиши свое мнение.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Представь, что тебе повстречался Минька. Какие вопросы ты ему задашь, чтобы больше узнать о его характере? Запиши два вопроса.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А какие поступки характеризуют Лельку?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10
Как ты думаешь, какой из поступков главных героев может быть примером для других детей?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как ты думаешь, какой из поступков главных героев был ошибочным?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11
Объясни значение слова особа с опорой на текст.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запиши, какая разница между словами зарыдать и захныкать.
Захныкать – это значит,________________________________________________________
Зарыдать – это значит, ________________________________________________________
Разница между словами захныкать и зарыдать в ___________________________________
______________________________________________________________________________
Задание 12
Запиши, к какому жанру относится прочитанный тобой текст.
______________________________________________________________________________
Какие произведения М.Зощенко ты читал? Запиши их названия.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 13
Составь краткий отзыв на прочитанное произведение. Воспользуйся планом.
Рассказ Михаила Зощенко «Бабушкин подарок»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выскажи свое мнение.
Я советую своим друзьям прочитать этот рассказ.
Я не советую своим друзьям читать этот рассказ.
Объясни, почему ты так считаешь.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14
Прочитай высказывания великих русских писателей.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн)
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок… иное названье еще драгоценней самой вещи». (Н.В.Гоголь)
«Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». (В.Г.Короленко)
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» (И.С.Тургенев)
«Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям – просторно». (Н.А.Некрасов)
«С русским языком можно творить чудеса!» (К.Г.Паустовский)
Выбери одно из высказываний. Подумай, что хотел сказать автор. Какими мыслями ты хотел бы дополнить слова писателя?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________