СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы 4класс УМК "Перспектива"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена для 4 класса А на 2020-2021учебный год н

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы 4класс УМК "Перспектива"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кардымовская средняя школа имени Героя Советского Союза С.Н.Решетова»

Кардымовского района Смоленской области





«Рассмотрена»

«Принята»

«Утверждена»

протокол № 1

педагогическим советом

приказом от «___» августа 2020 г.

от « ___» августа 2020г.


№ _____

Руководитель ШМО

Протокол № 1

Директор

_____________ /_____________

от «___» августа 2020г.

___________/Силина Н.В.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


начального общего образования

по литературному чтению

для _4_ класса _А_









Составитель

Баранова Елена Владимировна

учитель начальных классов высшей категории






«Согласована»

Заместитель директора


___________ / _______________

«___» августа 2020


Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение», 4 класс, составлена для учащихся4 «А» класса на 2020-2021 учебный год на основании

  1. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г.).

  3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кардымовская СШ».

  4. Учебного плана МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год.


Для реализации рабочей программы используется учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого (2 части) - М . : Просвещение,2019.


На изучение данного предмета отводится – 102 часа (3 часа в неделю)

Форма промежуточной аттестации – диагностическая работа (работа с текстом)



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 3 КЛАСС

на 2020-2021уч.год


Личностные результаты

Учащиеся научатся:

• понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;

• собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, местам, воспетым в произведениях писателей и поэтов, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);

• составлять сборники стихов и рассказов о Родине, включать в них и произведения собственного сочинения;

Учащиеся получат возможность научиться:

• познавать национальные традиции своего народа, сохранять их;

• рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины;

• находить в Интернете, в библиотеке произведения о Родине, о людях, совершивших подвиг во имя своей Родины;

• создавать свои собственные проекты о Родине, писать собственные произведения о Родине.

Метапредметные результаты

Регулятивные 

Учащиеся научатся:

• формулировать учебную задачу урока коллективно, в мини-группе или паре;

• читать в соответствии с целью чтения (в темпе разговорной речи, без искажений, выразительно, выборочно и пр.);

• осмыслять коллективно составленный план работы на уроке и план, выработанный группой сверстников (парой), предлагать свой индивидуальный план работы (возможно, альтернативный) или некоторые пункты плана, приводить аргументы в пользу своего плана работы;

• принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;

• выбирать наиболее эффективный вариант плана для достижения результатов изучения темы урока; если план одобрен, следовать его пунктам, проверять и контролировать их выполнение;

• оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;

• определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно;

• фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?», накопительной системы баллов);

• фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений».

 

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, понимать конечный результат, выбирать возможный путь для достижения данного результата;

• свободно пользоваться выбранными критериями для оценки своих достижений;

• самостоятельно интерпретировать полученную информацию в процессе работы на уроке и преобразовывать её из одного вида в другой;

• владеть приёмами осмысленного чтения, использовать различные виды чтения;

• пользоваться компьютерными технологиями как инструментом для достижения своих учебных целей.

Познавательные 

Учащиеся научатся:

• находить необходимую информацию в тексте литературного произведения, фиксировать полученную информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;

• анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе;

• находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать авторские сравнения, эпитеты и олицетворения в своих творческих работах;

• сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину, житие и рассказ, волшебную сказку и фантастическое произведение; находить в них сходства и различия;

• сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом;

• находить пословицы и поговорки, озаглавливать темы раздела, темы урока или давать название выставке книг;

• сравнивать мотивы поступков героев из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива;

• создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 9—10 предложений;

• понимать смысл и значение создания летописей, былин, житийных рассказов, рассказов и стихотворений великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Горького и др.) для русской и мировой литературы;

• проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении эпизодов, небольших стихотворений, в процессе чтения по ролям, при инсценировании и выполнении проектных заданий;

• определять основную идею произведений разнообразных жанров (летописи, былины, жития, сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения), осознавать смысл изобразительно-выразительных средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

• самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;

• определять развитие настроения; выразительно читать, отражая при чтении развитие чувств;

• создавать свои собственные произведения с учётом специфики жанра и с возможностью использования различных выразительных средств.

Коммуникативные 

Учащиеся научатся:

• высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

• формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.;

• пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей;

• создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;

• предлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;

• определять цитаты из текста литературного произведения, выдержки из диалогов героев, фразы и целые абзацы рассуждений автора, доказывающие его отношение к описываемым событиям;

• использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;

• отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению;

• определять совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, при чтении по ролям, при подготовке инсценировки, проекта, выполнении исследовательских и творческих заданий;

• определять самостоятельно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать свои достижения по выработанным критериям;

• оценивать своё поведение по критериям, выработанным на основе нравственных норм, принятых в обществе;

• искать причины конфликта в себе, анализировать причины конфликта, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;

• находить все источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать, выстраивать в логике, соответствующей цели;

• использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;

• озвучивать презентацию с опорой на слайды, на которых представлены цель и план выступления.

Учащиеся получат возможность научиться:

• участвовать в диалоге, полилоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

• договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений;

• интерпретировать литературное произведение в соответствии с поставленными задачами, оценивать самостоятельно по созданным критериям уровень выполненной работы.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

• понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

• читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 80-90 слов в минуту без искажений слов и про себя не менее 110 слов в минуту.

• выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

• пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысливания; осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

• участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений;

• формулировать вопросы (один-два) проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему;

• делить текст на части, подбирать заглавия к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

• готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в книжных конференциях и выставках; пользоваться алфавитным и тематическим каталогом в городской библиотеке.

 

Учащиеся получат возможность научиться:

• осознавать значимость чтения для дальнейшего успешного обучения по другим предметам;

• приобрести потребность в систематическом просматривании, чтении и изучении справочной, научно-познавательной, учебной и художественной литературы;

• осмысливать нравственное преображение героя, раскрываемое автором в произведении, давать ему нравственно- эстетическую оценку.

• соотносить нравственно-эстетические идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими эстетическими представлениями и представлениями о добре и зле;

• на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героя);

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения; пересказывать текст от 3-го лица;

• составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

• подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмыслять их, переводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники на Руси» и др.); участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам;

участвовать в читательских конференциях;

• писать отзыв на прочитанную книгу.

Учащиеся получат возможность научиться:

• создавать собственные произведения, интерпретируя возможными способами произведения авторские (создание кинофильма, диафильма, драматизация, постановка живых картин и т. д.).

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Учащиеся получат возможность научиться:

• определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

• создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

 

 Содержание:


Книга в мировой культуре.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: библиотека, каталог, аннотация. Высказывание о книгах известных людей прошлого и современности. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни» Из Повести временных лет. О книгах, Летописец Нестор. М. Горький. О книгах.  Рассказ о своей домашней библиотеке. История книги. Подготовка сообщения на тему. Удивительная находка. Пересказ текста. Экскурсия в библиотеку. Подготовка сообщений о старинных и современных книгах. Обобщающий урок по теме.

Истоки литературного творчества

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: притчи, былины, мифы. Виды устного народного творчества.

Пословицы разных народов. Сочинение на тему. Библия - главная священная книга христиан. Из книги Притчей Соломоновых (из Ветхого Завета)

Притча о сеятеле (Из Нового Завета). Смысл притчи. Милосердный самарянин (из Нового Завета).  Смысл притчи.

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине. В. Васнецов. Гусляры. Исцеление Ильи Муромца. Былина. Сравнение былины со сказочным текстом. Ильины три поездочки. Сравнение поэтического и прозаического текстов былины. Устное сочинение по картине. В. Васнецова «Богатырский скок» Славянский миф. Особенности мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского. Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Устное сочинение по картине. В. Васнецова «Богатырский скок»

Славянский миф. Особенности мифа. Мифы Древней Греции. Деревянный конь. Мифологический словарь Е. Мелетинского.

Мы идём в библиотеку. Произведения устного народного творчества. Самостоятельное чтение. Сказки о животных.

Тайская народная сказка. Болтливая птичка. Создание сказки по аналогии. Немецкая народная сказка. Три бабочки. Подготовка к спектаклю.

Семейное чтение. Царь и кузнец. Притча. Семейное чтение. Шрамы на сердце. Притча.

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

О Родине, о подвигах, о славе.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: поступок, подвиг. Пословицы о Родине. К.Ушинский. Отечество. В. Песков. Отечество. Сравнение текстов о Родине. Н. Языков. Мой друг! Что может быть милей… А.Рылов. Пейзаж с рекой. С. Романовский. Русь. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Александр Невский. Подготовка сообщения о святом Александре 

Невском.  В. Серов. Ледовое побоище. Н.Кончаловская. Слово о побоище ледовом. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Подготовка сообщения о Дмитрии Донском.

Историческая песня. Ф. Глинка. Солдатская песнь. Великая Отечественная война 1941- 1945 годов.

Р. Рождественский. Реквием. А. Приставкин. Портрет отца. В. Костецкий. Возвращение. Е. Благтнина. Пепе на фронт. В. Лактионов. Письмо с фронта. Сравнение произведений художественной литературы и живописи. Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей. Самостоятельное чтение. С.Фурин. Чтобы солнышко светило. В. Орлов. Разноцветная планета. Ф. Семяновский. Фронтовое детство. Фотография- источник получения информации. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. Творческий проект на тему « Нам не нужна война»

Жить по совести, любя друг друга.

 А. Толстой. «Детство Никиты». И. Суриков «Детство». А. Гайдар «Тимур и его команда». М. Зощенко «Самое главное». И. Пивоварова «Смеялись мы-хи-хи»…Н. Носов « Дневник Коли Синицына». Создание выставки «Писатели- детям». Н. Носов «Метро». Семейное чтение. В. Драгунский «…бы». Наш театр. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

Литературная сказка

Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой. Вильгельм и Якоб Гримм- собиратели немецких народных сказок.«Белоснежка и семь гномов».Шарль Перро-собиратель народных сюжетов.Шарль Перро. «Мальчик -с –пальчик».Шарль Перро «Спящая красавица».Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди».Отзыв на книгу Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди».Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка».Г.Х.Андерсен. «Чайник».Мы идём в библиотеку. Сказки зарубежных писателей.Самостоятельное чтение. И.Токмакова «Сказочка о счастье».Семейное чтение. С. Аксаков. «Аленький цветочек».С. Аксаков. «Аленький цветочек».Ш.Перро «Красавица и Чудовище».Наш театр. Э. Хогарт « Марфин печёт пирог».Обобщение по теме «Литературная сказка»

Великие русские писатели.

Основные понятия раздела: средства художественной выразительности: метафора, олицетворение, эпитет. Великие русские писатели К. Паустовский «Сказки А.С. Пушкина».  А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».  А.С. Пушкин. «Осень» Е.Волков. «Октябрь». А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» Ф. И. Тютчев « Ещё земли печален вид…».  И.И Козлов «Вечерний звон». «Вечер-ние колокола!» И.Левитан «Вечерний звон».Сочинение по картине И. Левитана «Вечерний звон».М. Лермонтов «Рождение стихов». «Горные вершины».М.Лермонтов «Дары Терека». «Утёс».М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». М.Лермонтов «Бородино». Творчество Л. Толстого.« Маman» (Из повести «Детство»).Л. Толстой. «Ивины». (Из повести «Детство»).И.С. Никитин «Вечер ясен и тих». «Когда закат прощальными лучами…» И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет…» Н.Некрасов «Мороз, Красный нос». Самостоятельное чтение. Л. Толстой «Был русский князь Олег». Произведения Толстого «Петя Ростов». Наш театр. И. Крылов «Ворона и Лисица». Обобщение по разделу «Великие русские писатели» Проверка техники чтения.

Литература как искусство слова.

Обобщение. Художественные и научно – познавательные тексты. Самостоятельная работа по рассказу И.Тургенева «Голуби» А.Пушкин «Деревня», «Унылая пора». С.Есенин «Пороша», «Поет зима – аукает» Самостоятельная работа И.Тургенев  «Воробей».Н.Рубцов «Воробей», Саша Чёрный «Воробей».

Произведение обозначенные в КТП «звёздочкой», предназначены для заучивания наизусть.







Учебно-тематическое планирование


№ п/п

Название раздела

Количество часов

Практическая часть программы:


Проект

Творческая работа

Проверочная работа

1.

Книга в мировой культуре.

7


1

1

2.

Истоки литературного творчества.

17



1

2.

О Родине, о подвигах, о славе.

14

1


1

3.

Жить по совести, любя друг друга.

16


1

1

4.

Литературная сказка.

20



1

5.

Великие русские писатели.

24



2

6.

Литература как искусство слова.

4


1

Итого за год:

102

1

3

7










Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

Планир.

Факт.


1 четверть




Книга в мировой культуре. 7ч



1.

Вводный урок по курсу литературного чтения. Содержание учебника. Устное сочинение на тему «Книга в нашей жизни».

01.09


2.

Из повести временных лет. О книгах. Летописец Нестор.

02.09


3.

М. Горький. О книгах.

03.09


4.

Стартовая диагностика. Диагностическая работа.

08.09


5.

История книги.

09.09


6.

Удивительная находка.

10.09


7.

Творческая работа.

«Книги в мировой культуре»

15.09



Истоки литературного творчества 17 ч



8.

Вводный урок по содержанию раздела. Виды устного народного творчества.

16.09


9.

Пословицы разных народов. Сочинение на тему: «Книги- мои друзья»

17.09


10.

Библия- главная священная книга христиан. Из книги притчей Соломоновых (из Ветхого Завета).

22.09


11.

«Притча о сеятеле» (из Нового Завета). «Милосердный самарянин» (из Нового Завета). Смысл притчи.

23.09


12.

Былины. Особенности былинных текстов. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Гусляры»

24.09


13.

Былина. «Исцеление Ильи Муромца». Сравнение былины со сказочным текстом.

29.09


14.

Былина «Ильины три поездочки». Сравнение поэтического и прозаического текстов. Устное сочинение по картине В. Васнецова «Богатырский скок»

30.09


15.

Славянский миф.

1.10


16.

Мифы Древней Греции. «Деревянный конь». Мифологический словарь Е. Мелетинского.

6.10


17.

Произведения устного народного творчества (по выбору учащихся).

7.10


18.

Сказки о животных.

8.10


19.

Тайская народная сказка «Болтливая птичка». Создание сказки по аналогии.

13.01


20.

Немецкая народная сказка «Три бабочки».

14.10


21.

Притча «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце».

15.10


22.

Наш театр. Подготовка сценария к сказке о лисе.

20.10


23.

Административная работа. Проверочная работа по разделу «Истоки литературного творчества».

21.10



24.

Обобщении по разделу «Истоки литературного творчества».

22.10



2 четверть




О Родине, о подвигах, о славе. 14 ч



25.

Вводный урок по содержанию раздела. Пословицы о Родине. К.Ушинский «Наше Отечество». В.Песков «Отечество». Сравнение текстов о Родине.

3.11


26.

Н. Языков «Мой друг!..» А. Рылов «Пейзаж с рекой». С. Романовский «Русь». Сравнение произведений художественной литературы и живописи.

5.11


27.

Александр Невский. В.Серов «Ледовое побоище». Н.Кончаловская «Слово о побоище Ледовом».

10.11


28.

Дмитрий Донской. Куликовская битва.

11.11


29.

Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь».

12.11


30.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов.

Р. Рождественский «Реквием».

17.11


31.

А.Приставкин «Портрет отца». В. Костецкий «Возвращение».

18.11


32.

Е.Благинина «Папе на фронт». А. Лактионов «Письмо с фронта». Сравнение произведений литературы и живописи.

19.11


33.

Мы идём в библиотеку. Историческая литература для детей.

24.11


34.

Самостоятельное чтение. С. Фурин «Чтобы солнышко светило». В. Орлов «Разноцветная планета» *.

25.11


35.

Ф.Семяновский «Фронтовое детство». Фотография – источник информации.

26.11


36.

Обобщение по разделу «О Родине, о подвигах, о славе».

1.12


37.

Творческий проект на тему «Нам не нужна война».

2.12


38.

Проверочная работа по разделу «О Родине, о подвигах, о славе».

3.12



Жить по совести, любя друг друга .16ч



39.

Вводный урок по содержанию раздела. А.Толстой «Детство Никиты». И.Суриков «Детство». Сравнение прозаического и поэтического текстов.

8.12


40.

А.Толстой «Детство Никиты». Смысл рассказа.

9.12


41.

А.Толстой «Детство Никиты». Герои рассказа.

10.12


42.

А.Гайдар «Тимур и его команда». Смысл повести.

15.12


43.

А.Гайдар «Тимур и его команда». Характеристика героев.

16.12


44.

А.Гайдар «Тимур и его команда». Создание текста по аналогии.

17.12


45.

М.Зощенко «Самое главное». Смысл рассказа.

22.12


46.

Самостоятельное чтение. И.Пивоварова «Смеялись мы – хихи…»

23.12


47.

И.Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи…». Соотнесение содержания текста с пословицей.


48.

Н.Носов «Дневник Коли Синицына». Создание собственного дневника.

24.12



3 четверть



49.

Книги о сверстниках, о школе. Творческая работа.

12.01


50.

Самостоятельное чтение. Н. Носов «Метро». Особенности юмористического текста.

13.01


51.

Семейное чтение. В.Драгунский «…бы». Смысл рассказа.

14.01


52.

Наш театр. Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».

19.01


53.

Обобщение по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

20.01


54.

Проверочная работа по разделу «Жить по совести, любя друг друга».

21.01



Литературная сказка.20 ч



55.

Вводный урок по содержанию раздела. Основные понятия раздела: отзыв на книгу, переводная литература.

26.01


56.

Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль, К. Ушинский, Л. Толстой, А. Толстой.

27.01


57.

Братья Гримм – собиратели немецких народных сказок. «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.

28.01


58.

Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Герои сказки.

2.02


59.

Шарль Перро – собиратель народных сюжетов. «Мальчик-с- пальчик». Герои сказки.

3.02


60.

Ш.Перро «Мальчик-с- пальчик». Особенности зарубежного сюжета.

4.02


61.

Ш.Перро «Спящая красавица». Представление книги.

9.02


62.

Сказки Г.Х.Андерсена. Создание выставки книг. «Дикие лебеди». Сравнение с русской литературной сказкой.

10.02


63.

Г.Х.Андерсен «Дикие лебеди». Герои сказки.

11.02


64.

Отзыв о книге Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди».

16.02


65.

Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Смысл сказки.

17.02


66.

Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка». Судьба героев сказки.

18.02


67.

Г.Х.Андерсен «Чайник». Смысл сказки. Создание сказки по аналогии.

24.02


68.

Самостоятельное чтение. И. Токмакова «Сказочка о счастье».

25.02


69.

Семейное чтение. С.Аксаков «Аленький цветочек» Герои сказки.

2.03


70.

С.Аксаков «Аленький цветочек». Особенности литературной сказки.

3.03


71.

С.Аксаков «Аленький цветочек», Ш.Перро «Красавица и чудовище». Сравнение сказок.

4.03


72.

Наш театр. Э. Хогарт «Мафин печёт пирог». Инсценирование.

9.03


73

Обобщение по разделу «Литературная сказка».

10.03


74.

Проверочная работа по разделу «Литературные сказки».

11.03



Великие русские писатели. 24 ч



75.

Вводный урок по содержанию раздела. Средства художественной выразительности – метафора, олицетворение, эпитет, сравнение. А.С.Пушкин. Стихотворения и сказки.

16.03


76.

К.Паустовский «Сказки А.С.Пушкина». Подготовка сообщения на основе статьи.


77.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Особенности литературной сказки. Герои сказки.

17.03


78.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Составление плана.

18.03



4 четверть



79.

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В.А.Жуковский «Спящая царевна». Сравнение сказок.

30.03


80.

А.С.Пушкин «Осень». Е.Волков «Октябрь». Сравнение произведений литературы и живописи.

А.С.Пушкин «Гонимы вешними лучами…» *. Средства художественной выразительности для создания образа весны.

31.03


81.

Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…»А.Куинджи «Ранняя весна». Сравнение произведений литературы и живописи.

1.04


82.

И.И.Козлов «Вечерний звон». И.Левитан «Вечерний звон». Сравнение произведений литературы и живописи.

6.04


83.

Сочинение по картине И.Левитана «Вечерний звон».

7.04


84.

М.Ю.Лермонтов «Рождение стихов». Подготовка сообщения о М.Ю.Лермонтове.

8.04


85.

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины». Поэтический перевод стихотворения Гёте. Сравнение текстов.

13.04


86.

М.Ю.Лермонтов «Тифлис», «Дары Терека» *. Сравнение произведений литературы и живописи.

14.04


87

М.Ю.Лермонтов «Крестовая гора», «Утёс» *. Сравнение произведений литературы и живописи.

15.04


88.

М.Ю. Лермонтов «Бородино» (отрывок). Особенности художественного и исторического текстов.

20.04


89.

Л.Н.Толстой «Maman» (из повести «Детство»). Герои произведения.

21.04


90.

Л.Н.Толстой «Ивины». Герои рассказа.

22.04


91.

И.С.Никитин. Средства художественной выразительности для создания картины.

И.С.Никитин «Когда закат прощальными лучами…» И.Левитан «Тишина». Сравнение произведений живописи и литературы.

27.04


92.

И.А.Бунин «Гаснет вечер, даль синеет».

И.А.Бунин «Ещё и холоден и сыр…»

28.04


93.

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»*. Сравнение со сказочным текстом.

29.04


94.

Промежуточная аттестация. Диагностическая работа (работа с текстом)

4.05


95.

Самостоятельное чтение. «Был русский князь Олег…»

5.05


96.

Л.Н. Толстой «Петя Ростов»

6.05


97.

Басни Л.Н. Толстого. Специфические особенности басни как жанра. Наш театр. И.А. Крылов «Ворона и Лисица». Инсценирование.

11.05


98

Проверочная работа по разделу «Великие русские писатели».

12.05



Литература как искусство слова. 4 ч



99

Художественные и научно – познавательные тексты.

13.05


100

Ритм и рифма. Стихотворение в прозе.

18.05


101

Средства художественной выразительности в произведениях поэтов. Проверочная работа по разделу «Литература как искусство»

19.05


102

Обобщение изученного.

20.05


Корректировка: в соответствии с годовым календарным учебным графиком МБОУ «Кардымовская СШ» на 2020-2021 учебный год по предмету «Литературное чтение количество учебных часов сократилось. В связи с этим темы уроков № были объединены.

2