СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы для общеобразовательной школы по предметам для 4 класса. ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы для общеобразовательной школы по предметам для 4 класса. ИЗО»



«РАСМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Чамзинская СОШ №2» МБОУ «Чамзинская СОШ №2» МБОУ «Чамзинская СОШ №2»

_____________/Харитонова Т.В./ _______________ /Белова Л.И./ _________________ /Сыркин В.И./

Протокол № 1 Приказ №____

от «____» августа 2020 г. «_____»______________ 2020 г. «_____»__________________ 2020 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для 4 класса







Уровень: общеобразовательный (базовый)

Учитель: Бекшаева Е.В.

Квалификационная категория:






2020 г.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса составлена в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357), учебным планом школы, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам, на основе авторской программы Б.М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяева и др. Изобразительное искусство. М.: Просвещение, 2014 г. к учебнику Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ - художник: 4 класс М.: Просвещение, 2014. (ОС «Школа России»), с учётом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

На изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» в 4 классе – 34. ч. (1 ч в неделю), 34 учебные недели.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

●чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

●уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

●понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

●сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

●сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

●развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

●овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

●умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

●умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

●освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

●овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

●овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

●использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

●умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

●умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

●осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

●сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

●овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

●овладение практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);

●знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

●знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

●понимание образной природы искусства;

●эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

●применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

●способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

●умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

●усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

●умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

●способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

●способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

●умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

●освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

●овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

●умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

●умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

●изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

●умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

●способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

●умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

●выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

●умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

В результате изучения изобразительного искусства четвероклассник научится:

●понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

●понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

●понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни  и нашего общения;

●работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты

●использовать элементарные приемы изображения пространства;

●правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

●называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:

●называть разные типы музеев;

●сравнивать различные виды изобразительного искусства;

●называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;

●использовать различные художественные материалы.

 Четвероклассник получит возможность научиться:

●использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

●воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

●оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества  и др.;

●использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;

● использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;

●использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

●анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

●осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.

Учащиеся должны знать:

●основные виды и жанры изобразительных искусств;

●основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

●выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

●наиболее крупные художественные музеи России;

●известные центры народных художественных ремесел России;

Учащиеся должны уметь:

●пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

●видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;

●видеть и пользоваться в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

●создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;

●активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

1.

Истоки родного искусства

8

2.

Древние города нашей Земли

7

3.

Каждый народ — художник

11

4.

Искусство объединяет народы

8


Всего

34



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Истоки родного искусства (8 ч)

Пейзаж родной земли. Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир. Образ красоты человека. Народные праздники (обобщение).

Древние города нашей Земли (7 ч)

Древнерусский город - крепость. Древние соборы. Древний город и его жители. Древнерусские воины – защитники. Города Русской земли.

Узорочье теремов. Праздничный пир в теремных палатах.

Каждый народ — художник (11 ч)

Образ японских построек. Образ человека, характер одежды в японской культуре. Отношение к красоте природы в японской культуре.

Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Образ красоты древнегреческого человека. Древняя Эллада. Древнегреческая архитектура. Древняя Эллада. Олимпийские игры в древней Греции. Европейские города Средневековья (архитектура). Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха. Многообразие художественных культур в мире.

Искусство объединяет народы (8 ч)

Материнство. Мудрость старости. Мудрость старости. Сопереживание великая тема искусства. Герои-защитники. Юность и надежды.

Искусство народов мира. (Обобщение темы).

Каждый народ – художник. Итоги года.

Формы  контроля. Выставки коллективных и индивидуальных работ. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название темы

Кол-во часов


Характеристика деятельности учащихся

Дата

планируемая

фактичес-кая

Раздел 1. Истоки родного искусства (8ч)

1 четверть – 9 часов

Характеризовать красоту природы родного края. Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее отдельных элементов. Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни. Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Приобретать представления об особенностях национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников.

Создавать женские и мужские народные образы (портреты).

Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни. Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников.

Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции.


1.

Пейзаж родной земли

1



2.

Деревня – деревянный мир.

1



3.

ПДД «Это должен знать каждый». Повторение учебного материала за 1-3 классы.

Украшение деревянных построек и их значение.

1



4.

Образ традиционного русского дома.

1



5.

Образ красоты человека. Женский портрет.

1



6.

Образ красоты человека. Мужской портрет.

1



7.

Народные праздники.

Коллективное панно.

1



8.

Народные праздники.

Обобщение темы четверти.

1



Раздел 2. Древние города нашей земли (7 ч)

9.

Родной угол.

1

Учиться видеть архитектурный об­раз, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и совре­менных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, кото­рое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповтори­мое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. Сравнивать и анализировать пар­ки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города.

Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или постройка макета здания). Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.



2 четверть – 7 часов


10.

Древние соборы.

1



11.

Города Русской земли.

1



12.

Древние воины – защитники.

1



13.

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

1



14.

Узорочье теремов.

1



15.

Пир в теремных палатах

(Обобщение темы).

1



Раздел 3. Каждый народ – художник. (11 ч)

16.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных художественных культур.

Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки. Создавать женский образ в национальной одежды в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны , способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции, выражать свое отношение к ним.



3 четверть – 10 часов


17.

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

1



18.

ПДД «Причины детского дорожно-транспортного травматизма».

Народ гор и степей.

1



19.

Народ гор и степей.

1



20.

Города в пустыне.

1



21.

Города в пустыне.

1



22.

Древняя Эллада.

1



23.

Древняя Эллада.

1



24.

Европейские города средневековья.

1



25.

Европейские города средневековья.

1



26.

Многообразие художественных культур в мире. (Обобщение темы)

1



Раздел 4. Искусство объединяет народы. (8ч)

4 четверть – 8 ч

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения.

Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни. Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание. Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувство печали и участия.

Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды , уметь выражать свое отношение к ним.


27.

Материнство.

1



28.

ПДД Итоговое занятие по изученному разделу. Материнство.

1



29.

Мудрость старости.

1



30.

Сопереживание.

1



31.

Сопереживание.

1



32.

Герои-защитники.

1



33.

Юность и надежды.

1



34.

Искусство народов мира.

(Обобщение темы).

1




Всего

34 ч



8