СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы по биологии 2024-2025 учебный год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированная рабочая программа по биологии для 9 класса. 2024-2025 уч. год

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы по биологии 2024-2025 учебный год»

Министерство просвещения Российской Федерации

Департамент образования Ярославской области

Отдел образования администрации Некоузского МР

Муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

__________Бесперстова В.А.

Приказ № 200 от 26.08.2024












АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Биология»

для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости

(интеллектуальные нарушения)

7-9 классы

9 класс

Учитель: Семенова Л.В.









Новый Некоуз 2024







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».

Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об окружающем мире, умения ориентироваться в окружающей среде, использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи обучения:

  • формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни своего организма;

  • формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за своим организмом, использование полученных знаний для решения бытовых использованию знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

  • формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;

  • развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции;

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе определяет следующие задачи:

  • формировать элементарные научные представления о строении организма человека и его здоровье;

  • учить практическому применению биологических знаний: формировать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;

  • формировать навыки правильного поведения в природе;

  • научить использовать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, поведению в окружающей природе;

  • учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


В 9 классе обучающиеся изучают третий раздел учебного предмета «Биология»- «Человек», где человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.

За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Овладению практическими знаниями и умениями по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.

Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений для формирования жизненных компетенций.

Основными организационными формами работы на уроке биологии являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.

При проведении уроков биологии предполагается использование следующих методов:

  • объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.

  • репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)

  • метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)

  • частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)

  • исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов, самонаблюдений, описания особенностей своего состояния, самочувствия; в ходе проведения экскурсий)


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: правильном питании, соблюдении гигиенических правил и норм, отказа от вредных привычек; чередовании труда и отдыха, профилактических прививках;

  • овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; соблюдение санитарно-гигиенических правил, самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание правил измерения температуры тела и сбора анализов; телефонов экстренных служб и лечебных учреждений;

  • сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной части;

  • сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  • сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: готовность оказать первую доврачебную помощь при растяжении, тепловых и солнечных ударах, пожилым людям.

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • принятие готовности к самостоятельной жизни.

Предметные:

Минимальный уровень:

  • иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;

  • знать особенности внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;

  • знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;

  • выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;

  • описывать особенности состояния своего организма;

  • знать названия специализации врачей;

  • применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

Достаточный уровень:

  • иметь представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;

  • знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;

  • устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

  • знать признаки сходства и различия между группами растений и животных;

  • выполнять классификации на основе выделения общих признаков;

  • узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);

  • знать названия элементарных функций и расположение основных органов в организме человека;

  • знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);

  • знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;

  • выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогов);

  • владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.

Система оценки достижений

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:

Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:

  • показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;

  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;

  • не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:

  • показывает знания всего изученного программного материала;

  • умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;

  • допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:

  • показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;

  • умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;

  • допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.

Оценка «2» - не ставится.

Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии

Оценка «5» ставится если:

  • правильно по заданию учителя проведено наблюдение;

  • полно раскрыто содержание материала в объеме программы;

  • четко и правильно даны определения;

  • вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.

Оценка «4» ставится если:

  • наблюдение проведено самостоятельно;

  • частично раскрыто основное содержание материала;

  • в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения;

  • вывод неполный.

Оценка «3» ставится если:

  • наблюдение проведено с помощью учителя;

  • усвоено основное содержание материала;

  • определения понятий нечеткие;

  • допущены ошибки и неточности в выводе.

  • наблюдение проведено с помощью учителя;

  • усвоено основное содержание материала;

  • определения понятий нечеткие;

  • допущены ошибки и неточности в выводе.

Оценка «2» не ставится.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка «5» ставится если:

  • обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка «4» ставится если:

  • обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов.

Оценка «3»  ставится, если:

  • обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок;

  • обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок.

Оценка «2» не ставится




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. КЛАСС

 

 


п/п

Название раздела


Количество

часов

Контр.

работы

Лаб. и практ. работы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

1

Введение

1



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

2

Общее знакомство с организмом человека

2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

3

Опора и движение

10


2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

4

Кровообращение

8


1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

5

Дыхание

7



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

6

Контрольная работа за I полугодие

1

1



7

Питание и пищеварение

10



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

8

Выделение

3



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

9

Покровы тела

5


1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

10

Размножение и развитие

9



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

11

Нервная система

3



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

12

Органы чувств

5



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

13

Повторение

2



Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41aa8c

14

Итоговая контрольная работа

1

1




Итого:

68

2

4








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Допущено Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение» 2020 г.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

-


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Библиотека ЦОК РЭШ

МЭШ