Министерство просвещения Российской Федерации
Департамент образования Ярославской области
Отдел образования администрации Некоузского МР
Муниципальное общеобразовательное учреждение Некоузская средняя общеобразовательная школа
УТВЕРЖДЕНО Директор школы __________Бесперстова В.А. Приказ № 200 от 26.08.2024 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология»
для обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальные нарушения)
7-9 классы
9 класс
Учитель: Семенова Л.В.
Новый Некоуз 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО вариант 1 адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель учебного предмета - формирование элементарных знаний об окружающем мире, умения ориентироваться в окружающей среде, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи обучения:
формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни своего организма;
формирование умений и навыков практического применения биологических знаний: ухода за своим организмом, использование полученных знаний для решения бытовых использованию знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
формирование навыков правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно- гигиеническому воспитанию, усвоению правил здорового образа жизни;
развитие познавательной деятельности, обучение умению анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции;
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 9 классе определяет следующие задачи:
формировать элементарные научные представления о строении организма человека и его здоровье;
учить практическому применению биологических знаний: формировать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем;
формировать навыки правильного поведения в природе;
научить использовать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, поведению в окружающей природе;
учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
В 9 классе обучающиеся изучают третий раздел учебного предмета «Биология»- «Человек», где человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Овладению практическими знаниями и умениями по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный переход от теоретического изучения предмета к практико-теоретическому, с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений для формирования жизненных компетенций.
Основными организационными формами работы на уроке биологии являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков биологии предполагается использование следующих методов:
объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти.
репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации)
метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения)
частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы)
исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, опытов, самонаблюдений, описания особенностей своего состояния, самочувствия; в ходе проведения экскурсий)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: правильном питании, соблюдении гигиенических правил и норм, отказа от вредных привычек; чередовании труда и отдыха, профилактических прививках;
овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; соблюдение санитарно-гигиенических правил, самонаблюдение и анализ своего самочувствия, знание правил измерения температуры тела и сбора анализов; телефонов экстренных служб и лечебных учреждений;
сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной части;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
сформированность этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей: готовность оказать первую доврачебную помощь при растяжении, тепловых и солнечных ударах, пожилым людям.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
принятие готовности к самостоятельной жизни.
Предметные:
Минимальный уровень:
иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
знать особенности внешнего вида изученных растений и животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знать общие признаки изученных групп растений и животных, правила поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
выполнять совместно с учителем практические работы, предусмотренные программой;
описывать особенности состояния своего организма;
знать названия специализации врачей;
применять полученные знания и сформированные умения в бытовых ситуациях (уход за растениями, измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
иметь представление об объектах неживой и живой природы, организме человека;
знать основные взаимосвязи между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у человека;
устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знать признаки сходства и различия между группами растений и животных;
выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
узнавать изученные природные объекты по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знать названия элементарных функций и расположение основных органов в организме человека;
знать способы самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знать основные показатели своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения, использовать их для объяснения новых ситуаций;
выполнять практические работы самостоятельно или предварительной (ориентировочной) помощи учителя (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогов);
владеть сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.
Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:
Оценка «5» ставится в случае, если обучающийся:
показывает знания, понимание, глубину усвоения всего программного материала;
умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации;
не допускает ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдает культуру письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае, если обучающийся:
показывает знания всего изученного программного материала;
умеет выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
допускает незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае, если обучающийся:
показывает знания и усвоение изученного программного материала на уровне минимальных требований;
умеет работать на уровне воспроизведения, испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
допускает грубые или несколько негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительно не соблюдает основные правила культуры письменной и устной речи, правила оформления письменных работ.
Оценка «2» - не ставится.
Критерии оценивания практических работ (лабораторных работ) обучающихся по биологии
Оценка «5» ставится если:
правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
полно раскрыто содержание материала в объеме программы;
четко и правильно даны определения;
вывод самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Оценка «4» ставится если:
наблюдение проведено самостоятельно;
частично раскрыто основное содержание материала;
в основном правильно даны определения, но допущены нарушения последовательности изложения;
вывод неполный.
Оценка «3» ставится если:
наблюдение проведено с помощью учителя;
усвоено основное содержание материала;
определения понятий нечеткие;
допущены ошибки и неточности в выводе.
наблюдение проведено с помощью учителя;
усвоено основное содержание материала;
определения понятий нечеткие;
допущены ошибки и неточности в выводе.
Оценка «2» не ставится.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка «5» ставится если:
обучающийся выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка «4» ставится если:
обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится, если:
обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух грубых ошибок;
обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил не более двух-трех негрубых ошибок.
Оценка «2» не ставится
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КЛАСС
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Контр. работы | Лаб. и практ. работы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | Введение | 1 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
2 | Общее знакомство с организмом человека | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
3 | Опора и движение | 10 | | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
4 | Кровообращение | 8 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
5 | Дыхание | 7 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
6 | Контрольная работа за I полугодие | 1 | 1 | | |
7 | Питание и пищеварение | 10 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
8 | Выделение | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
9 | Покровы тела | 5 | | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
10 | Размножение и развитие | 9 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
11 | Нервная система | 3 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
12 | Органы чувств | 5 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
13 | Повторение | 2 | | | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41aa8c |
14 | Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | | |
| Итого: | 68 | 2 | 4 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы: Соломина Е.Н., Шевырёва Т.В. Допущено Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение» 2020 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК РЭШ
МЭШ