Пояснительная записка
Образовательная программа по учебному предмету «Литературное чтение» начального общего образования разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»,
основной образовательной программы МКОУ Шрамовская ООШ,
учебным планом МКОУ Шрамовская ООШ,
положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности МКОУ Шрамовская ООШ.
Список учебников: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А., Русская азбука. В 2-х частях. М. Просвещение, 2016; Климанова Л.В., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Виноградская Л.А., Бойкина М.В., Литературное чтение. В 2-х ч. М. Просвещение, 2016 (1 класс); Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., Литературное чтение. В 2-х частях. М., Просвещение, 2015 (2 класс); Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., Литературное чтение. В 2-х частях. М., Просвещение, 2016 (3 класс); Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В., Литературное чтение. В 2-х частях. М., Просвещение, 2014 (4 класс).
На основе авторских программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и Климановой Л. Ф. «Литературное чтение» («Школа России» , фундаментального ядра содержания общего образования. Сборник рабочих программ 1- 4 классы. Москва, «Просвещение», 2011 г.)
Изучение литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении.
Среди предметов, входящих в учебный план начальной школы, курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих
задач:
освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты, работать с различной информацией (слово, текст, книга), интерпретировать информацию в соответствии с запросом.
• овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для
расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические
высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, высказывают собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
• воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, музыка и др.); находить сходство и различия используемых художественных средств; создавать свои собственные художественные произведения на основе прочитанных.
• формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений. С учетом особенностей художественной литературы, её нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя, решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Курс «Литературного чтения» также отражает вопросы гражданского образования:
• воспитание патриотизма, интереса к истории русского народа, к его героям и творчеству;
• обогащение нравственного опыта младших школьников, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов
многонациональной России;
• формирование нравственных ценностных ориентаций, способности формулировать нравственные суждения;
• развитие способности чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих;
• приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения.
Планируемые результаты
Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.
К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.
Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).
Круг детского чтения (для всех видов текстов)
Выпускник научится:
осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.
Выпускник получит возможность научиться:
работать с тематическим каталогом;
работать с детской периодикой;
самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.
Творческая деятельность (только для художественных текстов)
Выпускник научится:
создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Выпускник получит возможность научиться:
вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).
Содержание тем учебного курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся знакомятся с художественными произведениями, нравственный потенциал которых очень высок. Таким образом, в процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями (базовыми ценностями): добром, справедливостью, правдой и т. д. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Тематическое планирование 1 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
| «Азбука» - первая учебная книга. | 1 |
2. | Речь устная и письменная. Предложение. Здравствуй, школа! | 1 |
| Предложение и слово. Пословицы о труде и трудолюбии. | 1 |
4. | Слово и слог. Дикие и домашние животные. Забота о животных. | 1 |
5. | Слог. Ударение. Семья. Взаимоотношения в дружной семье. | 1 |
6. | Звуки в окружающем мире и в речи. Игры и забавы детей. | 1 |
7. | Гласные и согласные звуки. Природа родного края. | 1 |
8. | Слог - слияния. Правила безопасного поведения в быту. | 1 |
9. | Повторение и обобщение пройденного материала. Любимые сказки. | 1 |
10. | Гласный звук (а). Буквы А,а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения. | 1 |
11. | Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь. | 1 |
12. | Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями. | 1 |
13. | Гласный звук[ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика. | 1 |
14. | Гласный звук[ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика. | 1 |
| Согласные звуки (н),(н,). Буквы Н,н. Любовь к Родине.Труд на благо Родины. | 1 |
| Согласные звуки (с), (с,). Буквы С, с. В осеннем лесу. Бережное отношение к природе. | 1 |
| Согласные звуки (к), (к). Буквы К, к. Сельскохозяйственные работы. Труженики села. | 1 |
| Согласные звуки (т), (т,). Буквы Т,т. Животные и растения в сказках, рассказах и картинах художников. | 1 |
| Согласные звуки (л), (л,). Буквы Л,л. Досуг первоклассников. Правила поведения в гостях. | 1 |
| Согласные звуки (р), (р,). Буквы Р, р.. Уход за комнатными растениями. | 1 |
| Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в.. Физкультура. Спортивные игры. Роль физкультуры и спорта в укреплении здоровья. | 1 |
| Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели. | 1 |
23. | Обозначение буквой Е гласного (Э) после мягких согласных. | 1 |
24-25. | Согласные звуки (п), (п,). Буквы П, п. Профессии родителей. | 2 |
26. | Согласные звуки (м), (м,). Буквы М, м. Москва – столица России. | 1 |
27. | Чтение слогов и слов с буквой м. Наша будущая профессия. | 1 |
28. | Согласные звуки (з), (з,). Буквы З, з. В зоопарке. | 1 |
29. | Согласные звуки (б), (б,). Буквы Б,б. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». | 1 |
30. | Согласные звуки (б), (б,). Буквы Б,б. | 1 |
31. | Чтение слогов и слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 |
32. | Согласные звуки (д), (д,). Буквы Д, д. Терпенье и труд все перетрут | 1 |
33. | Чтение слогов и слов с буквами д и т. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. | 1 |
34. | Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя. | 1 |
35. | Обозначение буквой я гласного звука (а) после мягких согласных. Маяк. | 1 |
36. | Чтение слогов и слов с буквой я. | 1 |
37. | Согласные звуки (г), (г,). Буквы Г, г. | 1 |
38-39. | Чтение слогов и слов с буквой г. | 2 |
40. | Мягкий согласный звук (ч). Буквы Ч, ч. Делу время, а потехе час. | 1 |
41. | Сочетание ча, ща.Чтение слов с буквой ч | 1 |
42. | Буква ь. | 1 |
43. | Ь в конце и середине слова. Досуг детей. | 1 |
44. | Твёрдый согласный звук (ш). Буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать. | 1 |
45. | Сочетание ши. Чтение слогов и слов с буквой ш. Машины – помощники человека. | 1 |
46. | Твёрдый согласный звук (ж). Буквы Ж.ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. | 1 |
47. | Сочетание жи. Чтение слогов и слов с буквами Ш и Ж. | 1 |
48. | Гласные буквы Ё,ё. Люби все живое. | 1 |
49. | Обозначение буквой ё гласного звука (о) после мягких согласных. Загадки про природные явления. | 1 |
50. | Мягкий согласный звук (й). Буква Й. | 1 |
51. | Чтение слогов и слов с буквой й. Жить – Родине служить. | 1 |
52. | Согласные звуки (х), (х,). Буквы Х, х. Без труда хлеб не родится никогда. | 1 |
53-54. | Чтение слогов и слов с буквой х. Игра в слова. | 2 |
55. | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
56. | Буквы Ю, ю. «Сказка о глупом мышонке». | 1 |
57. | Обозначение буквой ю гласного звука (у) после мягких согласных. Игры и игрушки детей. | 1 |
58. | Твёрдый согласный звук (ц). Буквы Ц, ц. Делу время, потехе час. | 1 |
59. | Гласная буква Э.Как человек научился летать. | 1 |
60. | Чтение слогов и слов с буквой э. Стихи и рассказы про животных. | 1 |
61. | Чтение слогов и слов с изученными буквами. | 1 |
62. | Мягкий согласный звук (щ,). Буквы Щ, щ. Русская народная сказка «По щучьему велению». | 1 |
63. | Сочетание ща, щу.Загадки и стихи про овощи. | 1 |
64. | Согласные звуки (ф), (ф,). Буквы Ф, ф.Играют волны, ветер свищет | 1 |
65. | Чтение слогов и слов с буквами ф и в. Светофор. | 1 |
66. | Буквы ь и ъ. Бог не в силе, а в правде. | 1 |
67. | Буквы ь и ъ. Правда дороже всего. | 1 |
68. | Чтение слов с изученными буквами. | 1 |
69. | Как хорошо уметь читать. | 1 |
70. | Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 |
71. | Наше Отечество. | 1 |
72. | Создатели славянской азбуки. | 1 |
73. | Первый букварь. | 1 |
74. | Произведения А.С. Пушкина. | 1 |
75. | Произведения Л.Н. Толстого. Произведения К.Д. Ушинского. | 1 |
76. | Произведения К.И.Чуковского. | 1 |
77. | Произведения В.В. Бианки. | 1 |
78. | Произведения С.Я. Маршака. | 1 |
79. | Произведения М.М. Пришвина. | 1 |
80. | Произведения А.Л. Барто. | 1 |
81. | Произведения С.В.Михалкова. | 1 |
82. | Произведения Б.В. Заходера.Произведения В.Д. Берестова. | 1 |
83. | Творческий проект «Живая азбука» | 1 |
№ | Тема урока | Количество часов |
84. | Знакомство с учебником. Система условных обозначений. | 1 |
85. | В.Данько «Загадочные буквы». | 1 |
86. | И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». | 1 |
87. | С.Чёрный «Живая азбука». Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет». | 1 |
88. | Г.Сапкир «Про медведя». М.Бородицкая «Разговор с пчелой». И.Гамазкова «Кто как кричит?» | 1 |
89. | И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука». С.Маршак «Автобус №26». | 1 |
90. | Из старинных книг. Разноцветные страницы. | 1 |
91. | Проекты «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок». | 1 |
92. | Русская народная сказка «Теремок». | 1 |
93. | Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 |
94. | Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы. | 1 |
95. | Рифмы Матушки Гусыни. Король Пипин. Дом, который построил Джек. | 1 |
96. | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 |
97. | К.Ушинский «Гусь и Журавль». Л.Толстой «Зайцы и лягушки». | 1 |
98. | Разноцветные страницы. Викторина по сказкам. | 1 |
99. | А.Майков «Ласточка примчалась…» А.Блещеев «Травка зеленеет..». | 1 |
100. | А.Майков «Весна». Т. Белозёров «Подснежники». | 1 |
101. | С.Маршак «Апрель». И.Токмакова «Ручей». Л.Ульяницкая «Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки». | 1 |
102. | Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» В.Берестов «Воробушки». | 1 |
103. | Р.Сеф «Чудо». А.Майков «Христос Воскрес». Разноцветные страницы. | 1 |
104. | Проект «Составляем сборник загадок». | 1 |
105. | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». | 1 |
106. | Г.Кружков «Ррры». Н.Артюхова «Саша-дразнилка». | 1 |
107. | К.Чуковский «Федотка». О.Дриз «Привет». О.Григорьев «Стук». | 1 |
108. | И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки». | 1 |
109. | К.Чуковский «Телефон». | 1 |
110. | М.Пляцковский «Помощник». | 1 |
111. | К.Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». | 1 |
112. | Ю.Ермолаев «Лучший друг». Е.Благинина «Подарок». | 1 |
113. | В.Орлов «Кто первый?» С.Михалков «Бараны». Р.Сеф «Совет». | 1 |
114. | В. Берестов «В мире игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик». | 1 |
115. | Я.Аким «Моя родня». С.Маршак «Хороший день». | 1 |
116. | М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу». | 1 |
117. | Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка». Разноцветные страницы. | 1 |
118. | Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья». | 1 |
119. | С.Михалков «Трезор» Р.Сеф «Кто любит собак…» | 1 |
120. | В.Осеева «Собака яростно лаяла». И.Токмакова «Купите собаку». | 1 |
121. | М Пляцковский «Цап Царыпыч». Г.Сапгир «Кошка». | 1 |
122. | В.Берестов «Лягушата». | 1 |
123. | В.Лунин «Никого не обижай». С.Михалков «Важный совет». | 1 |
124. | Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лисица и ёж». С.Аскаков «Гнездо» | 1 |
Тематическое планирование 2 класс
№ | Тема | Количество часов |
| Вводный урок (1 ч) | |
1. | Введение. Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 |
| Самое великое чудо на свете (4 ч) | |
2. | Самое великое чудо на свете. Игра «Крестики – нолики». | 1 |
3. | Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | 1 |
4. | Старинные и современные книги. | 1 |
5. | Напутствие читателю Р.Сефа. Напутствия. Пересказ содержания научно-познавательных текстов. | 1 |
| Устное народное творчество (15 ч) | |
6. | Малые и большие жанры устного народного творчества. | 1 |
7. | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | 1 |
8. | Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. | 1 |
9. | Считалки и небылицы – малые жанры устного народного творчества. Ритм – основа считалки. Сравнение считалки и небылицы. | 1 |
10. | Загадки – малые жанры устного народного творчества . Распределение загадок по тематическим группам. | 1 |
11. | Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В.Даль – собиратель пословиц русского народа.. | 1 |
12. | Сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет». | 1 |
13. | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | 1 |
14. | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | 1 |
15. | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | 1 |
16. | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | 1 |
17. | Русская народная сказка «Каша из топора» | 1 |
18, 19. | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 2 |
20. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Устное народное творчество» | 1 |
| Люблю природу русскую (8 ч) | |
21. | Люблю природу русскую. Осень. | 1 |
22. | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной» | 1 |
23. | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | 1 |
24. | А.Фет «Ласточки пропали…» | 1 |
25. | «Осенние листья» - тема для поэтов. | 1 |
26. | В.Берестов «Хитрые грибы». | 1 |
27. | М.Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом» | 1 |
28. | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
| Русские писатели(14 ч) | |
29. | А.С. Пушкин – великий русский писатель. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». | 1 |
30. | Лирические стихотворения А.С. Пушкина «Вот север, тучи…», «Зима..» | 1 |
31-34 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 4 |
35 | И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука» | 1 |
36 | И.А.Крылов «Стрекоза и муравей» | 1 |
37 | Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек» | 1 |
38, 39 | Л.Н.Толстой «Филипок» | 2 |
40 | Л.Н.Толстой «Котенок» | 1 |
41 | Разноцветные страницы. И.Токмакова «Десять птичек- стайка» | 1 |
42 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
| О братьях наших меньших (12 ч) | |
43 | Н.Сладков «Они и мы», А.Шибаев «Кто кем становится?» | 1 |
44 | Веселые стихи о животных. Б.Заходер «Плачет киска..», И.Пивоварова «Жила-была собака» | 1 |
45 | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 |
46, 47 | М.Пришвин «Ребята и утята» | 2 |
48 | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | 1 |
49 | Б.Житков «Храбрый утенок» | 1 |
50 | В.Бианки «Музыкант» | 1 |
51, 52 | В.Бианки «Сова» | 2 |
53 | Разноцветные страницы. С.Брезкун | 1 |
54 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
| Из детских журналов (9 ч) | |
55 | Знакомство с названием раздела. | 1 |
56 | Произведения из детских журналов. Д.Хармс «Игра» | 1 |
57 | Д.Хармс «Вы знаете» | 1 |
58 | Д.Хармс, С.Маршак «Веселые стихи» | 1 |
59 | Д.Хармс «Что это было?», Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 |
60 | Ю.Владимиров «Чудаки», А.Введенский «Ученый Петя» | 1 |
61 | Защита проекта «Мой любимый детский журнал» | 1 |
62 | А.Введенский «Лошадка» | 1 |
63 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
| Люблю природу русскую. Зима (9 ч) | |
64 | Зимние загадки. Соотнесение загадки и отгадки. | 1 |
65 | И.Бунин «Зимним холодом», К.Бальмонт «Снежинка» | 1 |
66 | Я.Аким «Утром кот принес на лапках» | 1 |
67 | Ф.Тютчев «Чародейкою зимою..», С.Есенин «Поет зима…» | 1 |
68 | С.Есенин «Береза» | 1 |
69 | РНС «Два мороза» | 1 |
70 | С.Михалков «Новогодняя быль» | 1 |
71 | А.Барто «Дело было в январе», С.Дрожжин «Улицей гуляет» | 1 |
72 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
| Писатели – детям (17 ч) | |
73 | К.И.Чуковский «Путаница» | 1 |
74 | К.И.Чуковский «Радость» | 1 |
75, 76 | К.И.Чуковский «Федорино горе» | 2 |
77 | С.Я.Маршак «Кот и лодыри» | 1 |
78 | С.В.Михалков «Мой секрет» | 1 |
79 | С.В.Михалков «Сила воли» | 1 |
80 | С.В.Михалков «Мой щенок» | 1 |
81 | А.Л.Барто «Веревочка» | 1 |
82 | А.Л.Барто «Мы не заметили жука», «В школу», «Вовка – добрая душа» | 1 |
83 | Н.Носов «Затейники» | 1 |
84, 85 | Н.Носов «Живая шляпа» | 2 |
86, 87 | Н.Носов «На горке» | 2 |
88 | Разноцветные страницы. | 1 |
89 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
| Я и мои друзья (10 ч) | |
90 | Стихи о дружбе и друзьях В.Берестова, Э. Мошковской | 1 |
91 | В.Лунин «Я и Вовка» | 1 |
92 | Н.Булгаков «Анна, не грусти!» | 1 |
93 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 |
94 | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 |
95 | В.Осеева «Хорошее» | 1 |
96, 97 | В.Осеева «Почему» | 2 |
98 | Разноцветные страницы. Е.Благинина «Простокваша» | 1 |
99 | Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
| Люблю природу русскую. Весна. (9 ч) | |
100 | Весенние загадки. Подготовка к проекту Газета «День Победы – 9 мая» | 1 |
101 | Ф.Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды» | 1 |
102 | А.Плещеев «Весна», «Сельская песенка» | 1 |
103 | А.Блок «На лугу», С.Маршак «Снег теперь уже не тот» | 1 |
104 | Женский день. И.Бунин «Матери», А.Плещеев «В бурю» | 1 |
105 | Е.Благининой «Посидим в тишине», Э.Мошковской «Я маму мою обидел» | 1 |
106 | Лирическое стихотворение С.Васильева «Белая береза» | 1 |
107 | Проект Газета «День Победы – 9 мая» | 1 |
108 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
| И в шутку и всерьез (14 ч) | |
109 | Знакомство с названием раздела. Веселые стихи Б.Заходера | 1 |
110 | Б.Заходер «Что красивей всего?» | 1 |
111 | Б.Заходер «Песенки Винни-Пуха» | 1 |
112, 113 | Э.Успенский «Чебурашка» | 2 |
114 | Э.Успенский «Если был бы я девчонкой…» | 1 |
115 | Э.Успенский «Над нашей квартирой», «Память» | 1 |
116 | В.Берестов «Знакомый, «Путешественники» | 1 |
117 | В.Берестов «Кисточка», И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» | 1 |
118, 119 | Г.Остер «Будем знакомы» | 2 |
120, 121 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 2 |
122 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения. | 1 |
| Литература зарубежных стран (14 ч) | |
123 | Подготовка к проекту «Мой любимый писатель-сказочник» Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог» | 1 |
124 | Английский народные песенки «Перчатки», «Храбрецы» | 1 |
125 | Французская и немецкая народные песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети» | 1 |
126, 127 | Шарь Перро «Кот в сапогах» | 2 |
128 | Шарль Перро «Красная шапочка» | 1 |
129 | Ганс Христиан Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 |
130-132 | Эни Хогарт «Мафин и паук» | 3 |
133 | Разноцветные страницы. Проверим себя и оценим свои достижения | 1 |
134 | Защита проекта «Мой Любимый писатель-сказочник» | 1 |
135 | Урок-викторина «Книжкины друзья» | 1 |
136 | О чем мы будем читать летом. Урок-рекомендация. | 1 |
Тематическое планирование 3 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
| Вводный урок по курсу литературного чтения (1 ч) | |
1. | Введение. Знакомство с учебником. | 1 |
| Самое великое на свете чудо (4ч) | |
2. | Знакомство с разделом «Самое великое чудо на свете». | 1 |
3. | Рукописные книги Древней Руси. | 1 |
4. | Первопечатник Иван Федоров. | 1 |
5. | Обобщающий урок по разделу «Самое великое чудо». | 1 |
| Устное народное творчество (14ч) | |
6. | Знакомство с разделом «Устное народное творчество». | 1 |
7. | Знакомство с малыми фольклорными жанрами. Русские народные песни. | 1 |
8. | Знакомство с жанром докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 |
9. | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и Богородская игрушки. | 1 |
10, 11. | Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 2 |
12-14 | Русская народная сказка «Иван – царевич и Серый Волк». | 3 |
15, 16. | Русская народная сказка «Сивка- Бурка». | 2 |
17. | Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов В. Васнецовым и И. Билибиным. | 1 |
18. | Проект: «Сочиняем волшебную сказку». | 1 |
19. | Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество». | 1 |
| Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | |
20. | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь. Проект «Как научиться читать стихи» (статья Я. Смоленского). | 1 |
21. | Творчество Ф. И. Тютчева. «Весенняя гроза». | 1 |
22. | Ф.И. Тютчев «Листья». Сочинение миниатюра «О чём расскажут осенние листья». | 1 |
23. | Творчество А. Фета. «Мама! Глянь-ка из окошка…». | 1 |
24. | А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…». | 1 |
25. | Творчество И. С. Никитина. «Полно, степь моя, спать беспробудно…» | 1 |
26. | И. С. Никитин «Встреча зимы». | 1 |
27. | Творчество И. З. Сурикова. «Детство». | 1 |
28. | И. З. Суриков «Зима». | 1 |
29. | Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1» | 1 |
30. | Оценка достижений. | 1 |
| Великие русские писатели (24ч) | |
31. | Знакомство с разделом «Великие русские писатели». Творчество А.С.Пушкина. « За весной, красой природы…». | 1 |
32. | А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало». Проверка техники чтения. | 1 |
33. | А.С. Пушкин « В тот год осенняя погода…», « Опрятней модного паркета…» | 1 |
34. | А.С. Пушкин « Зимнее утро». | 1 |
35. | А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 1 |
36-39 | А.С. Пушкин « сказка о царе Салтане , о сыне его славном могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». | 4 |
40. | Творчество И.А. Крылова. | 1 |
41. | И.А .Крылов « Мартышка и очки». | 1 |
42. | И.А. Крылов « Зеркало и обезьяна». | 1 |
43. | И.А. Крылов « Ворона и лисица». | 1 |
44. | Творчество М.Ю. Лермонтова. Статья В. Воскобойникова. | 1 |
45. | М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..». | 1 |
46. | М. Ю. Лермонтов «Утес». | 1 |
47. | М. Ю. Лермонтов «Осень». | 1 |
48. | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). | 1 |
49, 50. | Л.Н. Толстой « Акула». | 2 |
51. | Л.Н. Толстой « Прыжок». | 1 |
52. | Л.Н. Толстой « Лев и собачка». | 1 |
53. | Л.Н. Толстой « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря». | 1 |
54. | Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели» | 1 |
| Поэтическая тетрадь 2 (6 ч) | |
55. | Знакомство с названием раздела. Н.А. Некрасов «Славная осень!» | 1 |
56. | Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором» | 1 |
57. | Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» | 1 |
58. | К.Д. Бальмонт «Золотое слово». | 1 |
59. | И.А. Бунин «Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги». | 1 |
60. | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 |
| Литературные сказки (8 ч) | |
61. | Знакомство с разделом «Литературные сказки». | 1 |
62. | Д. Н. Мамин-Сибиряк Присказка «Алёнушкины сказки». | 1 |
63. | Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 1 |
64, 65. | В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». | 2 |
66, 67. | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 2 |
68. | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки» | 2 |
| Были- небылицы (10 ч) | |
69. | Знакомство с разделом «Были-небылицы». | 1 |
70, 71. | М. Горький «Случай с Евсейкой». | 2 |
72, 73. | К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 2 |
74-77. | А.И. Куприн «Слон». | 4 |
78. | Обобщение по разделу «Были- небылицы». | 1 |
| Поэтическая тетрадь 1 (6 ч) | |
79. | Знакомство с разделом «Поэтическая тетрадь 1». | 1 |
80. | С.Чёрный « Что ты тискаешь утёнка…». | 1 |
81. | С.Чёрный«Воробей». «Слон». | 1 |
82. | А.А. Блок « Ветхая избушка». | 1 |
83. | А.А. Блок «Сны», «Ворона». | 1 |
84. | С.А. Есенин «Черёмуха». | 1 |
85. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». | 1 |
| Люби живое (16 ч) | |
86. | Знакомство с названием раздела. М.М. Пришвин « Моя Родина» (из воспоминаний). | 1 |
87, 88. | И.С. Соколов- Микитов «Листопадничек». | 2 |
89. | В.И .Белов « Малька провинилась». | 1 |
90. | В.И .Белов « Ещё раз про Мальку». | 1 |
91-93. | В.В. Бианки «Мышонок Пик». | 3 |
94-97. | Б.С. Житков « Про обезьянку». | 4 |
98. | В. Л..Дуров «Наша Жучка». | 1 |
99. | В.П .Астафьев « Капалуха». | 1 |
100. | В.Ю. Драгунский « Он живой и светится». | 1 |
101. | Обобщение по разделу «Люби живое». | 1 |
| Поэтическая тетрадь 2 (8 ч) | |
102. | Знакомство с разделом. С.Я. Маршак «Гроза днём». | 1 |
103. | С.Я. Маршак «В лесу над росистой поляной». | 1 |
104. | А.Л. Барто « Разлука». Проверка техники чтения | 1 |
105. | А.Л. Барто « В театре». | 1 |
106. | С.В. Михалков «Если». | 1 |
107. | Е.А. Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 |
108. | Проект «Праздник поэзии». | 1 |
109. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 2». | 1 |
| Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч) | |
110. | Знакомство с разделом. Б.В. Шергин «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». | 1 |
111, 112. | А.П. Платонов «Цветок на земле». | 2 |
113, 114. | А.П. Платонов «Ещё мама». | 2 |
115. | М.М Зощенко «Золотые слова». | 1 |
116, 117. | М.М. Зощенко «Великие путешественники». | 2 |
118. | Н.Н. Носов «Федина задача». | 1 |
119. | Н.Н. Носов «Телефон». | 1 |
120. | В.Ю. Драгунский «Друг детства». | 1 |
121. | Обобщение по разделу «Собирай по ягодке- наберёшь кузовок». | 1 |
| По страницам детских журналов (8 ч) | |
122. | Знакомство с разделом. Л.А.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой». | 1 |
123. | Ю.И. Ермолаев «Проговорился». | 1 |
124. | Ю.И. Ермолаев «Воспитатели». | 1 |
125. | Г.Б. Остер «Вредные советы». | 1 |
126. | Г.Б. Остер «Как получаются легенды». | 1 |
127. | Р. Сеф «Весёлые стихи». | 1 |
128. | Создание сборника добрых советов. | 1 |
129. | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». | 1 |
| Зарубежная литература (7 ч) | |
130-132. | Знакомство с разделом «Зарубежная литература». Мифы Древней Греции «Храбрый Персей». | 3 |
133, 134. | Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». | 2 |
135. | Обобщение по разделу «Зарубежная литература». | 1 |
136. | Итоговая диагностическая работа. | 1 |