М
БОУ «Чамзинская средняя общеобразовательная школа № 2»
«РАСМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ «Чамзинская СОШ №2» МБОУ «Чамзинская СОШ №2» МБОУ «Чамзинская СОШ №2»
_____________/Харитонова Т.В./ _______________ /Белова Л.И./ _________________ /Сыркин В.И./
Протокол № 1 Приказ №____
от «____» августа 2018 г. «_____»______________ 2018 г. «_____»__________________ 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для 2 класса
Уровень: общеобразовательный (базовый)
Учитель:Бекшаева Е.В.
Квалификационная категория:
2018 г.
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г., приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357), учебным планом школы, составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерных программ по учебным предметам, на основе авторской программы «Литературное чтение». Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2013 г., к учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.
(ОС «Школа России»), с учётом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Курс учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе изучается в объеме 4-х часов в неделю. Общий объем учебного времени составляет 136 часа (34 учебные недели) из них 9 часов на предмет «Родной (русский) язык» во втором полугодии.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся научатся:
Виды речевой и читательской деятельности
воспринимать на слух различные виды текстов,
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста;
ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.
Учащиеся научатся:
Творческая деятельность
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).
Учащиеся получат возможность научиться:
пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами.
Учащиеся научатся:
Литературоведческая пропедевтика:
различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
отличать прозаический текст от поэтического;
отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.
Учащиеся получат возможность научиться:
Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Познавательные УУД
Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя. Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике. Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.
Коммуникативные УУД
Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.
Личностные
Иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о произведениях искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений.
Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу изучения во втором классе курса «Литературное чтение» будет сформирована готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития.
Второклассники научатся:
осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 50-60 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;
применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее, поисковое);
полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;
устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;
отличать поэтический текст от прозаического;
распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказ; (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;
высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно популярном текстах;
ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.
Второклассники получат возможность научиться:
осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
определять сходство и различие произведений разных жанров;
использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
высказывать и пояснять свою точку зрения;
применять правила сотрудничества;
выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
делать устную презентацию книги (произведения);
пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
работать с детской периодикой;
расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.
УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Наименование разделов, тем. | Всего часов | Их них: |
Контрольные и диагностические работы. |
1. | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | |
2. | Самое великое чудо на свете. | 4 | Проверка техники чтения. |
3. | Устное народное творчество. | 14 | Оценка достижений. |
4. | Люблю природу русскую. Осень. | 8 | Конкурс стихов. Оценка достижений. Проверка техники чтения. |
5. | Русские писатели. | 12 | Оценка достижений. |
6. | О братьях наших меньших. | 10 | Оценка достижений. |
7. | Из детских журналов. | 8 | Оценка достижений. Проверка техники чтения. |
8. | Люблю природу русскую. Зима. | 9 | Оценка достижений. Конкурс стихов. |
9. | Писатели детям. | 15 | Оценка достижений. |
10. | Я и мои друзья. | 10 | Оценка достижений. Проверка техники чтения. |
11. | Люблю природу русскую. Весна | 10 | Оценка достижений. |
12. | И в шутку и в серьёз. | 14 | Оценка достижений. |
13. | Литература зарубежных стран. | 12 | Проверка техники чтения. |
| Всего: | 127 ч | |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2-й класс –136 ч (4 часа в неделю) из них 9 часов на предмет «Родной (русский) язык» во втором полугодии.
Самое великое чудо на свете (4 ч)
Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»
Высказывания о книгах К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого
Напутствие читателю Р. Сефа
Устное народное творчество (14 ч)
Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Загадки.
Русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси - лебеди».
Люблю природу русскую. Осень (8 ч)
Осенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина
Русские писатели (12 ч)
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», вступление к поэме «Руслан и Людмила».
И. А. Крылов. Басни.
Л. Н. Толстой. Басни и рассказы.
О братьях наших меньших (10 ч)
Веселые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова.
Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.
Научно-популярный текст Н. Сладкова.
Из детских журналов (8 ч)
Игра в стихах Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский
Проект «Мой любимый детский журнал»
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
Зимние загадки.
Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина.
Русская народная сказка «Два Мороза»
Новогодняя быль С. Михалкова
Веселые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева
Писатели детям (15 ч)
К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе».
С. Я. Маршак «Кот и лодыри»
С. В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
А. Л. Барто. Стихи.
Н. Н. Носов. Юмористические рассказы для детей
Я и мои друзья (10 ч)
Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина.
Рассказы Н. Булгакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
Весенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и в серьез (14 ч)
Веселые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И. Токмаковой.
Веселые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
Литература зарубежных стран (12 ч)
Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина.
Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка»
Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине»
Эни Хогарт «Мафин и паук»
Проект «Мой любимый писатель-сказочник»
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование УЧЕБНОГО КУРСА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
№п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Вид занятия | Виды самостоятельной работы | Характеристика деятельности учащихся | Дата проведения урока |
Планируемая | Фактическая |
1 четверть – 35 часов | Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | |
1. | Введение. Знакомство с учебником. | 1 | Вводный урок | | | |
Раздел 1 . Самое великое чудо на свете (4 ч) |
2. | Игра «Крестики-нолики» | 1 | Урок-игра | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Представлять выставку книг, прочитанную летом. Представлять любимую книгу и любимых героев. Ориентироваться в пространстве школьной библиотеки. Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Составлять список прочитанных книг. Составлять рекомендательный список по темам (например, о книге). Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека». Находить нужную информацию о библиотеке в различных источниках информации. Готовить выступление на заданную тему. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Размышлять над прочитанным. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. | | |
3. | Самое великое чудо на свете. | 1 | Комбинированный урок | | | |
4. | Библиотеки. | 1 | Комбинированный урок | Проект | | |
5. | Книги. | 1 | Комбинированный урок | | | |
Раздел 2. Устное народное творчество (14 ч) |
6. | Устное народное творчество | 1 | РНП | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением в соответствии с условными обозначениями видов деятельности. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Объяснять смысл пословиц. Соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице; соотносить содержание рассказа с пословицей. Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Называть другие русские народные сказки; перечислять героев сказок. Соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план. Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | | |
7. | Русские народные песни | 1 | РНП | | | |
8. | Русские народные потешки и прибаутки | 1 | РНП | | | |
9. | Скороговорки, считалки, небылицы | 1 | РНП | | | |
10. | Загадки, пословицы, поговорки | 1 | РНП | | | |
СКАЗКИ. | |
11. | Народные сказки. Ю. Мориц «Сказка по лесу идёт…» | 1 | РНП | | | |
12. | Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» | 1 | Комбинированный | | | |
13. | Русские народные сказки. Сказка «У страха глаза велики» | 1 | РНП | | | |
| | | | | | |
14. | Сказка «Лиса и журавль» | 1 | УП | | | |
15. | Сказка «Каша из топора» | 1 | РНП | | | |
16. | Сказка «Гуси-лебеди | 1 | РНП | | | |
17. | Сказка «Гуси-лебеди» | 1 | УП | | | |
18. | Викторина по сказкам | 1 | УП | | | |
19. | ПДД «Сигналы регулировщика». КВН «Обожаемые сказки» | 1 | УК | | | |
Раздел 3 . Люблю природу русскую. Осень (8 ч) |
20. | Люблю природу русскую. Осень. | 1 | Комбинированный урок | | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Различать стихотворный и прозаический текст. Сравнивать их. Сравнивать художественный и научно-познавательный текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Придумывать собственные сравнения. Слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; сравнивать звуки, описанные в художественном тексте, с музыкальным произведением; подбирать музыкальное сопровождение к стихотворному тексту. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Находить средства художественной выразительности; подбирать свои собственные придуманные слова; создавать с помощью слова собственные картины. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения. | | |
21. | Ф.Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | 1 | РНП | | | |
22. | К.Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | 1 | Комбинированный урок | | | |
23. | А.Фет «Ласточки пропали…» | 1 | Комбинированный урок | | | |
24. | «Осенние листья»- тема для поэтов | 1 | Комбинированный урок | | | |
25. | В.Берестов «Хитрые грибы» | 1 | РНП | | | |
26. | М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | | РНП | | | |
27. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | 1 | УК | Проверочная работа | | |
Раздел 4. Русские писатели (12 часов) |
28. | А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | 1 | Комбинированный урок | | Прогнозировать содержание раздела. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках. Сравнивать авторские и народные произведения. Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение ( при сравнении героев) по сказке. Определять действия, которые помогают представить неживые предметы как живые. Объяснять интересные словесные выражения в лирическом тексте. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Участвовать в проекте, распределять роли, находить нужную информацию, представлять эту информацию в группе. | | |
29. | Стихи А Пушкина. | 1 | РНП | | | |
30. | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» и другие сказки | 1 | РНП | | | |
31. | Сказки Пушкина. А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Комбинированный урок | | | |
32. | А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | Комбинированный урок | | | |
33. | Обобщение по теме «Сказки Пушкина» | 1 | УП | | | |
34. | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | 1 | РНП | | | |
35. | Басни Крылова «Стрекоза и Муравей» | 1 | РНП | | | |
2 четверть – 23 часов | |
36. | Л. Толстой «Старый дед и внучек» | 1 | РНП | | | |
37. | Л. Толстой «Филипок » | 1 | РНП | | | |
| |
| |
38. | Весёлые стихи | 1 | РНП | | | |
39. | Обобщение по разделу «Русские писатели» | 1 | УК | Проверочная работа | | |
Раздел 5. О братьях наших меньших (10 часов) |
40. | О братьях наших меньших | 1 | Комбинированный | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением, Выбирать виды деятельности на уроке. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. Определять последовательность событий. Составлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. Видеть красоту природы, изображённую в художественных произведениях. Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя и самостоятельно, оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Выбирать книги по темам и по авторам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. | | |
41. | Б.Заходер «Плачет киска в коридоре…», И.Пивоварова «Жила-была собака…» | 1 | Комбинированный | | | |
42. | В.Берестов «Кошкин щенок» | 1 | Комбинированный | | | |
43. | Домашние животные | 1 | РНП | | | |
44. | М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 | РНП | | | |
45. | М.Пришвин «Ребята и утята» | 1 | УП | | | |
46. | Е. Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | РНП | | | |
47. | Е .Чарушин «Страшный рассказ» | 1 | УП | | | |
| |
48. | В.Бианки «Музыкант» | 1 | Комбинированный | | | |
| | | | | | |
49. | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | 1 | УК | Проверочная работа | | |
Раздел 6. Из детских журналов (8 ч) |
50. | Из детских журналов. | 1 | Комбинированный урок | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Придумывать свои вопросы по содержанию, сравнивать их с необычными вопросами из детских журналов. Подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух прочитанное. Отличать журнал от книги. Ориентироваться в журнале. Находить интересные и нужные статьи в журнале. Находить нужную информацию по заданной теме. Участвовать в работе пары и группы. Участвовать в проекте «Мой любимый детский журнал»; распределять роли; находить и обрабатывать информацию в соответствии с заявленной темой. Создавать собственный журнал устно, описывать его оформление. Придумывать необычные вопросы для детского журнала и ответы к ним. Рисовать иллюстрации для собственного детского журнала. Писать (составлять) свои рассказы и стихи для детского журнала. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Оценивать свои достижения. | | |
| |
51. | Д.Хармс «Вы знаете?...» | 1 | РНП | | | |
52. | Д.Хармс, С.Маршак «Весёлые чижи» | 1 | Комбинированный урок | | | |
53. | Д.Хармс «Что это было?». | 1 | | | | |
54. | Н.Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | 1 | РНП | | | |
55. | ПДД «Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка». Ю.Владимиров «Чудаки». | 1 | РНП | | | |
56. | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | 1 | РНП | | | |
57. | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | 1 | УК | Проект | | |
Раздел 7. Люблю природу русскую. Зима (9 ч) |
58. | Люблю природу русскую. Зима | 1 | Комбинированный урок | | Прогнозировать содержание раздела. Рассматривать сборники стихов, определять их содержание по названию сборника. Соотносить загадки и отгадки. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Соотносить пословицы с главной мыслью произведения. Сравнивать произведения разных поэтов на одну тему. Рисовать словесные картины зимней природы с опорой на текст стихотворения. Подбирать музыкальное сопровождение к текстам; придумывать свою музыку. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Чувствовать ритм и мелодику стихотворения, читать стихи наизусть. Понимать особенности были и сказочного текста. Сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать слова антонимы для их характеристики. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | | |
3 четверть 38 часов | |
59. | Стихи о первом снеге | 1 | РНП | | | |
60. | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою» | 1 | РНП | | | |
61. | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | 1 | Комбинированный урок | | | |
62. | Сказка «Два Мороза» | 1 | РНП | | | |
63. | С.Михалков «Новогодняя быль» | 1 | Комбинированный урок | | | |
64. | А.Барто «Дело было в январе» | 1 | РНП | | | |
65. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима». | 1 | УК | Проверочная работа | | |
66. | Игра «Поле чудес» | 1 | УК | | | |
Раздел 8. Писатели детям (15 ч) |
67. | Писатели-детям | 1 | Комбинированный урок | | Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно, отражая настроение стихотворения. Воспринимать на слух художественный текст. Определять смысл произведения. Соотносить смысл пословицы с содержанием произведения. Объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря. Определять особенности юмористического произведения; характеризовать героя, используя слова-антонимы. Находить слова, которые с помощью звука помогают представить образ героя произведения. Рассказывать о героях, отражая собственное отношение к ним; выразительно читать юмористические эпизоды из произведения. Составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана. Пересказывать текст подробно на основе картинного плана, высказывать своё мнение. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Читать тексты в паре, организовывать взаимоконтроль, оценивать своё чтение. | | |
68. | К.Чуковский «Путаница | 1 | РНП | | | |
69. | К.Чуковский «Радость» | 1 | РНП | | | |
70. | К.Чуковский «Федорино горе» | 1 | РНП | | | |
71. | К.Чуковский «Федорино горе» | 1 | УП | | | |
72. | С.Маршак «Кот и лодыри» | 1 | РНП | | | |
73. | С.Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | 1 | РНП | | | |
74. | С.Михалков «Мой щенок» | 1 | РНП | | | |
| | | | | | |
75. | А.Барто «Мы не заметили жука», «В школу» | 1 | РНП | | | |
76. | А.Барто «Вовка добрая душа» | 1 | РНП | | | |
| |
77. | Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | РНП | | | |
78. | Н.Носов «Живая шляпа» | 1 | УП | | | |
79. | Н.Носов «На горке» | 1 | РНП | | | |
80. | Н.Носов «На горке» | 1 | УП | | | |
81. | Обобщение по разделу «Писатели - детям» | 1 | УК | Проверочная работа | | |
Раздел 9. Я и мои друзья (9ч) |
82. | Я и мои друзья. | 1 | Комбинированный урок | | Прогнозировать содержание раздела. Читать вслух с постепенным переходом чтения про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста. Воспринимать на слух художественное произведение. Определять последовательность событий в произведении. Придумывать продолжение рассказа. Соотносить основную мысль рассказа, стихотворения с пословицей. Объяснять нравственный смысл рассказов. Объяснять и понимать поступки героев. Понимать авторское отношение к героям и их поступкам; выразительно читать по ролям. Составлять план рассказа; пересказывать по плану. Оценивать свой ответ в соответствии с образом. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Составлять короткий рассказ на предложенную тему. | | |
83. | Стихи о дружбе и обидах | 1 | Комбинированный урок | | | |
84. | Н.Булгаков «Анна, не грусти» | 1 | РНП | | | |
85. | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | 1 | РНП | | | |
86. | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | РНП | | | |
87. | В.Осеева «Волшебное слово» | 1 | УП | | | |
88. | В.Осеева «Хорошее» | 1 | РНП | | | |
89. | В.Осеева «Почему?» | 1 | РНП | | | |
90. | В.Осеева «Почему?» | 1 | УП | | | |
91. | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | 1 | УК | Проверочная работа | | |
Раздел 10. Люблю природу русскую. Весна (10 ч) |
92. | Люблю природу русскую. Весна | 1 | Комбинированный | | Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворения и загадки с выражением, передавать с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса. Наблюдать за жизнью слова. Отгадывать загадки. Соотносить отгадки с загадками. Сочинять собственные загадки на основе опорных слов прочитанных загадок. Представлять картины весенней природы. Находить слова в стихотворении, которые помогают представить героев. Объяснять отдельные выражения в лирическом тексте. Сравнивать стихотворения о весне разных поэтов. Придумывать самостоятельно вопросы к стихотворению. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Контролировать и оценивать своё чтение, оценивать свои достижения. | | |
93. | ПДД «Всё для пешеходов и пассажира. Правила обхода транспортных средств». Стихи Ф.Тютчева о весне | 1 | РНП | | | |
94. | Стихи А.Плещеева о весне | 1 | РНП | | | |
95. | А.Блок «На лугу» | 1 | РНП | | | |
96. | С.Маршак «Снег теперь уже не тот…» | 1 | РНП | | | |
4 четверть -31 часов | |
97. | И.Бунин «Матери» | 1 | РНП | | | |
98. | А.Плещеев «В бурю» | 1 | РНП | | | |
99. | Е. Благинина «Посидим в тишине». | 1 | РНП | | | |
100. | Э.Мошковская «Я маму мою обидел» | 1 | РНП | | | |
101. | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | 1 | УК | Проверочная работа | | |
Раздел 11. И в шутку и всерьёз ( 14 ч ) |
102. | И в шутку и всерьёз. | 1 | Комбинированный урок | | Прогнозировать содержание раздела. Планировать виды работы с текстом. Читать произведение вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Понимать особенности юмористического произведения. Анализировать заголовок произведения. Сравнивать героев произведения; характеризовать их поступки, используя слова с противоположным значением. Восстанавливать последовательность событий на основе вопросов. Пересказывать подробно на основе вопросов учебника; выразительно читать отрывки из них. Инсценировать стихотворение и фрагменты рассказов. Пересказывать весёлые рассказы. Придумывать собственные весёлые истории. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | | |
103. | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | 1 | РНП | | | |
104. | Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха | 1 | РНП | | | |
105. | Б.Заходер. Песенка Винни-Пуха | 1 | УП | | | |
106. | Э.Успенский «Чебурашка» | 1 | РНП | | | |
107. | Э.Успенский «Чебурашка», «Если бы я был девчонкой…» | 1 | Комбинированный урок | | | |
108. | Стихи Э.Успенского | 1 | РНП | | | |
109. | Стихи В.Берестова | 1 | РНП | | | |
110. | Стихи И.Токмаковой | 1 | РНП | | | |
111. | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | РНП | | | |
112. | Г.Остер «Будем знакомы» | 1 | УП | | | |
113. | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | РНП | | | |
114. | В.Драгунский «Тайное становится явным» | 1 | УП | | | |
115. | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз» | 1 | УК | Проверочная работа | | |
Раздел 12. Литература зарубежных стран (12 ч) |
116. | Литература зарубежных стран | 1 | Комбинированный урок | | Прогнозировать содержание раздела. Выбирать книгу для самостоятельного чтения. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимать на слух художественное произведение. Сравнивать песенки разных народов с русскими песенками; находить общее и различия. Объяснять значение незнакомых слов. Определять героев произведений. Сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить общее и различия. Давать характеристику героев произведения. Придумывать окончание сказок. Сравнивать сюжеты литературных сказок разных стран. Составлять план сказки, определять последовательность событий. Пересказывать подробно сказку на основе составленного плана, называть волшебные события и предметы в сказках. Участвовать в проектной деятельности. Создавать свои собственные проекты. Инсценировать литературные сказки зарубежных писателей. Находить книги зарубежных сказочников в школьной и домашней библиотеках; составлять списки книг для чтения летом (с учителем). Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Проверять себя, сверяя свой ответ с текстом, и самостоятельно оценивать свои достижения. | | |
117. | Американская и английские народные песенки | 1 | Комбинированный урок | | | |
118. | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети» | 1 | РНП | | | |
119. | Ш.Перро «Кот в сапогах» | 1 | РНП | | | |
120. | Ш.Перро «Кот в сапогах». | 1 | УП | | | |
121. | Ш.Перро «Красная Шапочка» | 1 | РНП | | | |
122. | Г.Х.Андерсен «Принцесса на горошине» | 1 | РНП | | | |
123. | Э.Хогарт «Мафин и паук» | 1 | РНП | | | |
124. | Э.Хогарт «Мафин и паук» | 1 | УП | | | |
125. | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | 1 | УК | Проверочная работа | | |
126. | КВН «Цветик-семицветик» | 1 | УП | | | |
127. | Проверка техники чтения | 1 | УК | | | |
| | | | | | |
| Итого | 127 | | | | |
Сокращения, принятые в данном планировании:
РНП – урок работы с новым произведением
УП – уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений
УК – урок контроля
VII. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учителя
1. Сборник рабочих программ «Школа России», 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 2011.
2. Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы 1кл. М.: Просвещение, 2011.
3. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2015.
4. Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение, 2016
5. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения. Поурочные разработки. 2 класс. М: Просвещение, 2013.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
2. «Рекомендации по организации приема в первый класс» (письмо Минобразования России от 21.03.2003 г. № 03-51-57 ин/13-ОЗ).
3. «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13).
4. «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период», (письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13).
5. «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования» (письмо Минобразования России от 03.06.2003 г. № 13-51-120/13).
6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13).
7. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего образования» (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
8. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» (письмо Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 г. № 03-1263).
9. «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы — СанПиН 2.4.2.1178-02 — Утверждены постановлением Минздрава России от 28.11.2002 г. № 44
Литература для учащихся
Учебники
Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2 ч. сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. М.: Просвещение, 2015.
Рабочие тетради и пособия
Климанова Л. Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение, 2016.
Образовательные сайты
http://school-russia.prosv.ru/
http://drug12.ucoz.ru/