Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Находкинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении учителей гуманитарных наук _____ /Л.А.Калина / ФИО Протокол № 1 от «03» сентября 2018г. | |
«Утверждаю» Директор КГОБУ Находкинская КШ _____ /А.В.Султанова / ФИО Приказ №____/ОД от «___» сентября 2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
5 класс
Составлена на основе программы специальных (коррекционных ) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой ,Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС-2003-2004г.
Программу составила О. Е.Иванина, учитель природоведения КГОБУ Находкинская КШ
Содержание
I. Пояснительная записка | 3 | |
II. Содержание программного материала | III. Календарно-тематическое планирование природоведения в 5 классе Распределение учебных часов по разделам курса Требования к уровню подготовки учащихся | | ПРИЛОЖЕНИЕ1. Критерии оценки учебной деятельности по природоведению ПРИЛОЖЕНИЕ2.Дополнительная литература
|
|
|
|
|
|
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции; на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5 – 9 классы: в 1 сб./ Под ред.В.В.Воронковой., авторы О.И.Бородина,В.М.Мозговой,2004г. Допущена Министерством образования и науки РФ.
Место учебного предмета в учебном плане:
Рабочая программа в 5А классе рассчитана на 68 часов в год (из расчета 2 часов в неделю).
Для реализации программного содержания курса используется учебник: И.В.Романов, Р.А.Петросова Природоведение. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – Москва, «Дрофа», 2010.
Цель курса: усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Воспитательные задачи:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жиз
5. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
6. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
7. Формирование здорового образа жизни.
8. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
9. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
Корректировать познавательную возможность и интересы.
Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.
Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.
Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.
Общая характеристика учебного предмета:
Курс природоведения продолжает одноименный курс РУР начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам по элементам физики ,физической географии в основной школе.
Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т. д.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МТЕРИАЛА
Программа по природоведению включает разделы: «Окружающий нас мир», «Природа, которая нас окружает», «Наша страна», «Природа нашей Родины», «Охрана здоровья человека», «Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам».
Окружающий нас мир
Дом, в котором мы живём. Наша школа. Наша улица, район, деревня (село, город). Домашний адрес. Адрес школы.
Природа нашей местности вокруг нас (пришкольный участок, сад, огород, лес, сквер, парк, водоемы, воздух, которым мы дышим).
Природа, которая нас окружает
Сезонные изменения в природе
Погода (облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха).
Смена времен года (осень, зима, весна, лето). Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.
Осень (ранняя, золотая, поздняя). Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (плоды, семена, окраска листьев, листопад, отлет птиц, исчезновение насекомых). Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.
Зима (снежная, малоснежная, теплая, холодная, морозная). Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных (деревья лиственные и хвойные зимой, птицы неперелетные и зимующие, зимняя спячка и питание животных). Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы.
Весна (ранняя, поздняя). Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных (пробуждение природы, первоцветы – весенние цветущие травы, распускающиеся почки, первые листочки, появление насекомых, прилет перелетных птиц, поведение разных животных весной). Весенние заботы человека (работа на земле: вспашка, посев, посадка). Весенние праздники. Народные приметы.
Лето (жаркое, сухое, теплое, холодное, дождливое). Признаки лета. Самая короткая ночь и самый длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями (прополка, полив, сенокос, жатва, сбор летнего урожая). Летние праздники. Народные приметы.
Наша страна
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы (музеи, театры, площади, исторические и культурные памятники, парки, улицы). Транспорт в Москве (метро, автобусы, троллейбусы, трамваи, такси).
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт железнодорожный, воздушный, водный).
Природа нашей Родины
Неживая природа.
Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха, воды, свойства тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.
Живая природа.
Растения, грибы и животные леса
Растения леса. Лиственные деревья: береза, клен, дуб, липа, осина, рябина, и др. хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. Кустарники: брусника, черника.
Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лен.
Грибы леса: съедобные и несъедобные.
Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.).
Растения и животные сада, огорода и поля
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина, садовая земляника.Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).друзья огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки.
Растения и животные луга
Растения луга – травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.
Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.).
Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.
Растения и животные болота
Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).
Животные болота: птицы, лягушки, насекомые.
Растения и животные водоемов
Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.).
Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки.
Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Охрана здоровья человека
Организм и здоровье человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп,, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных). Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.
Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.
Охрана природы и экология.
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные а «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.
Повторение пройденного
Закрепление знаний на практике.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений. Ведение сезонного календаря природы и труда.
Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами.
Изучение природоведения в 5 классе направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
Формы организации учебного процесса:
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока – экскурсии, урока-зачёта. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.
Методы:
словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
наглядные – наблюдение, демонстрация
практические – упражнения.
методы изложения новых знаний
методы повторения, закрепления знаний
методы применения знаний
методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме. Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
Комбинированный урок
Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 5 КЛАССЕ
|
№ п\п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Цель урока | Основные знания | Основные термины и понятия | Оборудование и материалы | Контроль и оценка знаний | Домашнее задание | Дата |
1 | Введение. Человек и природа. | 1ч | | Дать определение природоведение. | Знать, что такое природоведения. Расширить представления об окружающем мире. | Природоведение | Учебник | | | 05.09. |
Мир, в котором мы живем(5ч) |
2 | Дом, в котором мы живем. | | Комбинированный | Расширить представления об окружающем мире. | Знать природу, которая окружает нас | | Таблицы и картинки по теме | | Ст10-14 | 07.09. |
3 | Наша школа . | 1ч | Комбинированный | Познакомить со школой(адрес). Способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию. | Знать адрес школы. | | | | Ст14-15 | |
|
4 | Наш город (село). | 1ч | Комбинированный | Познакомить с нашимрайоном, поселком. Способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию. | Знать поселок, улицу, домашний адрес. | | Презентация «Наш поселок Раздольное» | | | 10.09. |
5 | Обобщение по разделу: «Мир, в котором мы живём» | 1ч | Обобщение | | | | | | | 12.09. |
6 | Экскурсия. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ранняя осень. Практическая работа на пришкольном участке. Сбор семян цветов. | 1ч | Экскурсия | | | | | Практическая работа | | 14.09. |
Природа, которая нас окружает(13ч) |
7 | Земля и Солнце | 1ч | Комбинированный | Дать определение «Календарь погоды», Для чего он нужен Способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию. | Знать, что такое «Календарь погоды» | «Календарь погоды» | Календарь погоды | | Ст21-23 | 19.09. |
8 | Погода. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление о погоде,( осадках, грозе, силе ветра, температуре воздуха). | Знать, что такое погода | облачность, осадки, гроза, сила ветра, температура воздуха | Картинки по теме | | Ст23-26 | 21.09. |
9 | Дождь, облака и туман. | 1ч | Комбинированный | | Знать, что такое погода | испарение, облака | | | Ст26-28 | 26.09. |
10 | Снег и град. | 1ч | Комбинированный | | | Снег, град. | | | Ст28-30 | 28.09. |
11 | Роса и иней. | 1ч | Комбинированный | | | Роса и иней. | Картины по теме. | | Ст3 0-32 | 03.10. |
12 | Времена года. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с зависимостью влияния высоты Солнца на погоду; довести до понимания учащихся, почему надо изучать признаки времен года, как необходимо к ним подготовиться; | Знать времена года и причину их смены.. | | | | С32-33 | 05.10. |
13 | Осень. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с осенними, изменениями в природе. Народные приметы. | Осенние приметы. | День осеннего равноденствия | Картины по теме. Видеофрагмент «Осень и зима вЛазовском заповедники» | | Ст4332-33-44 | 10.10. |
14 | Экскурсия в природу с целью наблюдения сезонных изменений в природе. | 1ч | Экскурсия | Познакомить с сезонными изменениями в природе. | | | | | | 12.10. |
15 | Человек и осень. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с осени работами людей в саду и огороде. | Какие работы человек выполняет осенью. | | | | С 33-37 | 17.10 |
16 | Зима | 1ч | Комбинированный | Познакомить с зимними, изменениями в природе. Народнымиприметами. | Знать признаки зимы. | День зимнего солнцестояния | | | С38-40 | 19.10. |
17 | Весна | 1ч | Комбинированный | Познакомить с весенними изменениями в природе. Народные приметы. | Знать признаки весны. | день весеннего равноденствия. | Картинки по теме, видеофрагмент «Весна» | тестирование | Ст41-44 | 24.10. |
18 | Лето | 1ч | Комбинированный | Познакомить с летними изменениями в природе.Народными приметами. | Знать признаки лета. | День летнего солнцестояния | Картинки по теме | | Ст45-49 | 26.10. |
19 | Обобщение по разделу: «Сезонные изменения в природе» | 1ч | Обобщение. | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
Наша страна (6ч.) |
20 | Российская Федерация | 1ч | Комбинированный | Изучить особенности г.п. России. Зарисовка Государственного флага России, герба | Знать полное название нашей страны, ее положение на карте | Континент Евразия | Карта мира. | | С52-55 | |
21 | Москва – столица нашей Родины. | 1ч | Комбинированный | Познакомить со столицей и ее достопримечательностями. | Знать столицу России | Достопримечательности | Презентация «Москва столица России» | | С56-58 | |
22 | Москва – древний и современный город. | 1ч | Комбинированный | Познакомить древний и современной Москвой. | Достопримечательности. | Достопримечательности. | | | Ст58-60 | |
23 | Р.К Города нашей Родины. Город Владивосток | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление о городском и сельском населении страны. Составление рассказа о своем городе, поселке, селе | Знать столицу России | | | | С63-66 | |
24 | Обобщение по разделу: «Наша страна» | 1ч | Обобщение | | | | | Контрольная работа | | |
25 | Экскурсия в природу «Изменение природы в октябре» | 1ч | Экскурсия | Познакомить с изменениями в октябре.Зарисовка животных и растений своей местности | Знать особенности изменений природы в октябре | | | | | |
Природа нашей Родины (26ч.) Неживая природа(11ч) |
26 | Разнообразие поверхности | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление о разнообразных формах рельефа, о типах почвы.
| Зосновные формы рельефа и типы почв . | Подошва, вершина. | Картины по теме | | Ст70-72 | |
27 | Почва. Р.кДерново-подзолистая почва. Приморского края | 1ч | Комбинированный | | Знать типы почв своего края | Почва, дерново-подзолистая ,перегной. | Презентация «Почва Приморского края» | | С73-75 | |
|
28 | Вода и её свойства. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представления о воде и ее свойствах. | Свойства воды. | | Опыт. | | Ст76-78 | |
29 | Вода в природе. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с круговоротом воды в природе. | круговорот воды в природе. | | Опыт. | Тест | 79-81 | |
30 | Значение и охранаводы. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представления о значение воды для человека и её охрана. | Значение воды. | | Картинки и плакаты по теме | | 82-84 | |
31 | Свойствавоздуха. | 1ч | Комбинированный | Познакомить свойствами воздуха. | свойства воздуха. | атмосфера, воздух | опыт | | 84-87 | |
32 | Состав и значение воздуха. | 1ч | Комбинированный | Продолжить формировать представление о воздухе. | Состав и значение воздуха. | Кислород ,воздух. | опыт | | 87-90 | |
33 | Движение и температуравоздуха. | 1ч | Комбинированный | Дать определение ветер его образование. Способствовать развитию памяти, внимания, запоминанию | Ветер и их значение в природе. | Ветер | | | 90-93 | |
34 | Горные породы. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление о горных породах. | Полезные ископаемые | Мрамор, горные породы | Коллекция горных пород. | | 93-96 | |
35 | Полезные ископаемые | 1ч | Комбинированный | Дать определение полезные ископаемые. | Полезные ископаемые | Металлические руды | Коллекция горных пород. | | 97-99 | |
36 | Охрана недр и почвы. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с способами защиты почв. | Способы защиты почв. | Высокие урожаи | | | 101-104 | |
Живая природа(15ч) | |
37 | Разнообразие живой природы. | 1ч | Комбинированный | Познакомить разнообразием животных | Признаки живого организма. | | видеофильм | | 105-107 | |
38 | Царства живойприроды. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с группами живых организмов. | Группы живых организмов. | Царства,бактерии. | Картины по теме | | 107-109 | |
39 | Условия, необходимые для жизни живых организмов. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с условиями, необходимых для жизни живых организмов. | Условиями, необходимые для жизни живых организмов. | | Картинки и плакаты по теме | | 110-113 | |
| | |
40 | Растения и животные леса | 1ч | Комбинированный | Познакомить с типами растительности лесов. Познакомить с с животными леса | Типы лесов. | Древесные, хвойные, смешанные леса. | Картинки и плакаты по теме | | 111-117 | |
| | | | | | | | | | |
41 | Грибы. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с съедобными и несъедобными грибами их значение в природе и в жизни людей. Зарисовка в тетрадь съедобных и несъедобных грибов | Уметь различатьсъедобные и несъедобные грибы. | Съедобные и несъедобные грибы, грибница, бахромчатая | Грибы коллекция | | 118-122 | |
42 | Растения и животные луга. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление о луге, его образование значения для животных и людей. | Значение луга | | Картинки и плакаты по теме | | 123-125 | |
43 | Растения и животныесада. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление о саде. Значения для животных и людей. | Значение сада | Дикие, домашние | Коллекция насекомых | | 126-129 | |
44 | Р.К Животные Приморского края | 1ч | Комбинированный | Познакомить с животными Приморского края. | Животных Приморского края. | | Презентация «Животные Приморского края» | | | |
45 | Декоративныерастения садов. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление одекоративных растениях сада. | Уметь различать декоративные растения сада от других растений. | декоративные растения | | | 130-132 | |
46 | Комнатные растения. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление окомнатных растениях. | Комнатныерастения. | Комнатныерастения. | Комнатныерастения. | | 133-135 | |
47 | Растения и животные огородов. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с многообразием растений и животных. | Растения и животныеогородов. | Овощи корнеплоды | Картинки и плакаты по теме | | 135-139 | |
48 | Растения и животные полей | 1ч | Комбинированный | Познакомить с многообразием растений и животных. | Растения и животныеполей | Зерновые ,технические культуры | Картинки и плакаты по теме | Тест | 139-143 | |
49 | Р.К Птицы Приморского края | 1ч | Комбинированный | Познакомить с птицами Приморского края (клест, дрозд, дятел, вид, перелётные птицы) | Знать виды птиц обитающих в Приморье. | клест, дрозд, дятел, вид, перелётные птицы | Презентация Птицы «Приморского края» | | | |
50 | Домашние животные. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представлениедомашнихживотных | Домашниеживотные. | | Картины по теме | | 144-146 | |
51 | Обобщающий урок | 1ч | обобщение | Закрепить полученные знания и умения учащихся, используя практическую и игровую форму. | Знать животных и растения садов лугов , полей. | | | Контрольная работа | | |
Охрана здоровья человека(14) |
52 | Организм и здоровье человека. Строение тела человека. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с строением тела человека. | строение тела человека. | Орган, гигиена, анатомия | Картины по теме | | 150-152 | |
53 | Наша кожа. | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление о коже и ее строение. | кожа и ее строение | Кожа, поры | Картины по теме | | 152-154 | |
54 | Органы опоры и движения. | 1ч | Комбинированный | Познакомитьорганми опоры и движения. | органмы опоры и движения. | Череп ,грудная клетка, скелет. | Картины по теме | | 154-156 | |
55 | Правильная ли у вас осанка. | 1ч | Комбинированный | Дать определение осанки. | Что такое осанка. | осанка | Картины по теме | | 157-159 | |
56 | Для чего мы едим? | 1ч | Комбинированный | Познакомить с пищеварительной системой. Отделы пищеварительной системы. | Отделы пищеварительной системой | пищеварительная система | Картины по теме | | 157-162 | |
57 | Наша пища | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление о правильном питание. | Питательные вещества. | Белки, жиры | Картины по теме | | 162-164 | |
58 | Кровь и кровеносная система. | 1ч | Комбинированный | Дать определение кровь. Сформировать представление о строение крови. | Строение крови, органы кровеносной системы. | Кровь, сердце, пульс | видеофильм | | 164-167 | |
59 | Как мы дышим? | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление об органах дыхания и их строение. | Органы дыхания и их строение. | Легкие, никотин | видеофильм | | 167-170 | |
60 | Как из организма удаляются ненужные и вредные вещества. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с органами выделения. | Органы выделения. | Почки, кожа | Картины по теме | карточки | 170-171 | |
61 | Как человек воспринимает окружающий мир. | 1ч | Комбинированный | Познакомить с органами чувств. | Органы чувств. | Глаза, язык, уши | Картины по теме | | 171-174 | |
|
62 | Кто всем руководит? | 1ч | Комбинированный | Сформировать представление о нервной системе. | Строение нервной системе. | Нервы, спиной мозг | Картины по теме | | 175-177 | |
63,64 | Здоровый образ жизни. | 2ч | Комбинированный | Дать определения | Гигиена человека. | гигиена | | | 177-182 | |
65,66 | Охрана природы и экология. Человек – часть природы. | 2ч | Комбинированный | гигиена. Сформировать представление о человеке, как о части природы. | Связь природы с человеком. | | | | | |
67 | Природу надо беречь. | 1 | Комбинированный | | | | | | | |
68 | Годовая контрольная работа | 1 | контрольная работа | | | | | контрольная работа | | |
|
Распределение учебных часов по разделам курса 5 класса
Темы программы | Количество часов |
1.Введение | 1 |
2.Мир в котором мы живем | 5 |
3.Природа. Которая нас окружает | 13 |
4. Наша страна | 6 |
5.Неживая природа | 11 |
6.Живая природа | 15 |
7.Охрана здоровья человека | 15 |
8.Обобщающий урок, контрольная работа | 2 |
Итого | 68 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (планируемый уровень подготовки учащихся на конец учебного года) Обучающиеся должны уметь: называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями; связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; выполнять рекомендуемые практические работы; соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения. Обучающиеся должны знать: обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; что общего и в чем различие неживой и живой природы; расположение Российской Федерации на географической карте (ее столицы); каковы ее особенности; чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые); основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов ПРИЛОЖЕНИЕ1. Критерии оценки учебной деятельности по природоведению Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков обучающихся коррекционной школы. Оценка устных ответов учащихся осуществляется на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) последовательность изложения и речевое оформления ответа. Оценка | Уровни с учетом дифференциации психофизических и интеллектуальных особенностей учащихся | Высокий | Средний | Низкий | Оценка «5» | Оценка «5» ставиться ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет. | Оценка «5» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности, нечеткость в изложении материала. Допущенные ошибки, неточности исправляет с помощью учителя. | Оценка «5» ставиться, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положение данной темы, но излагает материал не достаточно полно и последовательно; допускает значительные ошибки в изложении материала; не обобщает сказанное; нуждается в постоянной помощи учителя. | Оценка «4» | Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности, нечеткость в изложении материала. Допущенные ошибки, неточности исправляет с помощью учителя. | Оценка «4» ставиться, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положение данной темы, но излагает материал не достаточно полно и последовательно; допускает значительные ошибки в изложении материала; не обобщает сказанное; нуждается в постоянной помощи учителя. | Оценка «4» ставиться, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положение данной темы, но допускает значительные ошибки в изложении материала; не обобщает сказанное; нуждается в постоянной помощи учителя. | Оценка «3» | Оценка «3» ставиться, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положение данной темы, но излагает материал не достаточно полно и последовательно; допускает значительные ошибки в изложении материала; не обобщает сказанное; нуждается в постоянной помощи учителя. | Оценка «3» ставиться, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положение данной темы, но допускает значительные ошибки в изложении материала; не обобщает сказанное; нуждается в постоянной помощи учителя. | Оценка «3» ставиться, если ученик обнаруживает знание и понимание некоторой части основных положение данной темы, при их изложении допускает значительные ошибки; не обобщает сказанное; без помощи учителя учебный материал не воспроизводит.. | Оценка «2» | Оценка «2» ставиться, если ученик обнаруживает незнание изученного материала; не использует помощь учителя. | - | - | В связи с особенностями интеллектуального, психофизического развития, индивидуально-дифферинцированным подходом, оценка «2» учащимся со средним и низким уровнем не ставится. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методическая литература.
1. Авторская программа «Природоведение» 5 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк). Москва «Гуманитарный издательский центр Владос», 2000.
2. Биология. 6-7 классы: нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2007.
3. Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.
4. А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.
5. О.Н. Пупышева. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. М.,ВАКОО, 2007.
6. А.И. Богун. А.В. Долгова. Отчего, почему и зачем? М., Пилигрим, 1997.
11