РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По учебному предмету русский язык Уровень общего образования (класс): начальное общее, 1 Количество часов: 160 Учитель: Магомедова Мильвара Абдуллаевна Программа разработана на основе Требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Русский язык» 1-4 классы. В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина, М. Н. Дементьева, Н. А. Стефаненко, Н. А. Федосова (УМК « Школа России») Программа: Русский язык: 1-4 классы: программа / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. Учебники: Азбука: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина – 11-е изд., – М.: Просвещение 2019. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 11-е изд.,перераб. – М.: Просвещение,2019. РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе: - федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - примерной программы начального общего образования; - авторской программы «Русский язык» В.Г. Горецкий (УМК «Школа России). Срок реализации программы 2020- 2021 учебный год. Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский). Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»: 1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. 2. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи. 3. Развитие коммуникативных умений. 4. Развитие нравственных и эстетических чувств. 5. Развитие способностей к творческой деятельности. Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета: • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты; • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. Ценностные ориентиры содержания курса «Русский язык». Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык — это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе. Изучение русского языка способствует пониманию того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, осознание эстетической ценности родного языка, пробуждение познавательного интереса к языку, стремление к его грамотному использованию в устной и письменной речи. Изучение русского языка является средством овладения первоначальными научными знаниями о русском языке, представлениями о взаимосвязи его уровней и единиц, о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, средством развития умений ориентироваться в целях, задачах, условия общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач. Русский язык является основным каналом социализации личности, основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, основой формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности средством формирования морально-этических норм, принятых в обществе. «Русский язык» — это главный, центральный предмет в начальном звене школы, неразрывно связан со всеми школьными предметами, влияет на качество их усвоения, обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию. Место учебного предмета в учебном плане Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели. На изучение предмета русский язык в 1 классе отводится 5 часов в неделю. Распределение времени представлено в таблице. Класс | Федеральный базисный учебный план для ОУ | Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2020-2021учебный год | Потеря учебного времени | Причины потери учебного времени | 1 | 5 часов в неделю – 165 часов в год | 160 часов (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница) | 5 часов | Праздничные дни: 04.11.2020; 23.02.2021; 08.03.2021; 03.05.2021; 10.05.2021 | РАЗДЕЛ 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания Личностные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД: • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; • положительного отношения к урокам русского языка; • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы; • интереса к языковой и речевой деятельности; • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа; • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.); • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности. Метапредметные результаты Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД: • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом; • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД: • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника); • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя; • понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя; • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя); • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя). Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД: • собеседника и понимать речь других; • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); • принимать участие в диалоге; • задавать вопросы, отвечать на вопросы других; • принимать участие в работе парами и группами; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение; • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные результаты • представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации; • представление о значимости языка и речи в жизни людей; • представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной про- граммы); • практические умения работать с языковыми единицами; • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка; • представление о правилах речевого этикета; • адаптация к языковой и речевой деятельности. Требования к уровню подготовки обучающегося 1 класса Развитие речи Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос; • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку; • составлять текст из набора предложений; • выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст; • различать устную и письменную речь; • различать диалогическую речь; • текст от набора не связанных друг с другом предложений. Обучающийся получит возможность научиться: • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте; • определять тему и главную мысль текста; • соотносить заголовок и содержание текста; • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); • составлять текст по его началу и по его концу; • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка. Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Обучающийся научится: • понимать различие между звуками и буквами; • устанавливать последовательность звуков в слове и их количество; • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить; • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный; • различать гласный звук [и] и согласный звук [й]; • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить; • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги; • обозначать ударение в слове; • правильно называть буквы русского алфавита; • называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков; •определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука. Обучающийся получит возможность научиться: • наблюдать над образованием звуков речи; • соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка; • определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.; • обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый; • располагать заданные слова в алфавитном порядке; • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель; • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.); • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике). Лексика Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса. Обучающийся научится: • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга —агник); • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения; • классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.); • определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения). Обучающийся получит возможность научиться: • осознавать слово как единство звучания и значения; • осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря; • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие); • на практическом уровне различать слова — названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов; • иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению; • подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач. Морфология Обучающийся получит возможность научиться: • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов); • соотносить слова — названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; • соотносить слова — названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; • соотносить слова — названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова; • различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?». Синтаксис Обучающийся научится: • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; • выделять предложения из речи; • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений; • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения; • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам; • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме); • составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тем (например, на тему «Весна»); • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы. Обучающийся получит возможность научиться: • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; • устанавливать связь слов в предложении; • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения. Орфография и пунктуация Обучающийся научится: а) применять изученные правила правописания: • раздельное написание слов в предложении; • написание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением; • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; • перенос слов; • прописная буква в начале предложения, именах собственных; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника); • знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; б) безошибочно списывать текст объёмом 20—25 слов с доски и из учебника; в) писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами. Обучающийся получит возможность научиться: • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов; • писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела); • писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.); • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании; • пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. Система оценивания Безотметочное обучение устанавливается в 1 классе в течение всего учебного года. В первом классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. При неправильном ответе ученика запрещается говорить «не думал», «неверно», лучше обходиться репликами «ты так думаешь», «это твое мнение» и т.д. С целью перехода к отметочному обучению допускается в 1-х классах оценочные суждения «Молодец», «Умница» в устной и письменной форме. При выявлении уровня развития предметных умений по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи. Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта. Среднему уровню развития навыка письма соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта. Низкому уровню развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. К числу негрубых недочётов относятся: - частичные искажения формы букв; - несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв; - наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв; - выход за линию рабочей строки, недописывание до неё; - крупное и мелкое письмо; - отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. Высокому уровню развития предметных умений по орфографии соответствует письмо без ошибок, как по текущему, так и по предыдущему материалу. Среднему уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5-7 недочётов. Низкому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок без ошибок и недочётов превышает указанное количество. Критериями оценки сформированности устной речи являются: - полнота и правильность ответа; - степень осознанности усвоения излагаемых знаний; - последовательность изложения; - культура речи. Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные, связные, последовательные ответы ученика без недочётов или допускается не более одной неточности в речи. Среднему уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но ученик допускает неточности в речевом оформлении ответов. Низкому уровню развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний или предложений. РАЗДЕЛ 3. Содержание учебного предмета, курса Обучение грамоте. Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальным возможностям обучающихся. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов; - обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; - перенос слов по слогам без стечения согласных; - знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений5. Систематический курс. Фонетика и орфоэпия. Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Графика и орфография. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости-мягкости согласных звуков. Функции ь: - показатель мягкости предшествующего согласного звука; - разделительный. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов. Письмо слов и предложений с соблюдением гигиенических норм. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Ознакомление с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов; - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; - обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); - сочетания чк, чн; - перенос слов; - непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова, определенные программой); - знаки препинания в конце предложения. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Слово и предложение. Пунктуация. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Слова, называющие предметы, действия и признаки. Словообразовательные связи между словами. Родственные слова. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, омонимов (ознакомление без введения терминологии). Работа с предложением: замена слов, восстановление деформированного предложения. Знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Осознание цели и ситуации устного общения. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Сочинение небольших рассказов (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Виды речевой деятельности. Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к данному виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной ученикам тематике (на основе впечатлений, сюжетных картин, наблюдений). РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематическое планирование | Название раздела, темы (обучение письму) | Дата | план | факт | 1 | Пропись - первая учебная тетрадь | 01.09 | | 2. | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки | 02.09 | | 3. | Письмо овалов и полуовалов | 03.09 | | 4. | Письмо овалов и полуовалов | 04.09 | | 5. | Рисование бордюров | 07.09 | | 6 | Письмо длинных прямых наклонных линий | 08.09 | | 7 | Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу (влево, вправо) | 09.09 | | 8 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). | 10.09 | | 9 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. | 11.09 | | 10 | Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. | 14.09 | | 11 | Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу вправо. | 15.09 | | 12 | Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо овалов. | 16.09 | | 13 | Строчная и заглавная буквы А, а. | 17.09 | | 14 | Строчная и заглавная буквы О,о. | 18.09 | | 15 | Строчная буква и. | 21.09 | | 16 | Заглавная буква И. | 22.09 | | 17 | Строчная буква ы. | 23.09 | | 18 | Строчная и заглавная буквы У, у | 24.09 | | 19 | Строчная и заглавная буквы Н,н. | 25.09 | | 20 | Строчная и заглавная буквы С,с. | 28.09 | | 21 | Заглавная буква С, с. | 29.09 | | 22 | Строчная и заглавная буквы К,к. | 30.09 | | 23 | Строчная и заглавная буквы К,к. | 01.10 | | 24 | Строчная и заглавная буквы Т,т. | 02.10 | | 25 | Строчная и заглавная буквы Т,т. | 05.10 | | 26 | Повторение и закрепление написания изученных букв. | 06.10 | | 27 | Строчная и заглавная буквы Л, л | 07.10 | | 28 | Строчная и заглавная буквы Л,л | 08.10 | | 29 | Повторение изученных букв | 09.10 | | 30 | Строчная и заглавная буквы Р,р. | 12.10 | | 31 | Строчная и заглавная буквы Р,р. | 13.10 | | 32 | Строчная и заглавная буквы В, в. | 14.10 | | 33 | Строчная и заглавная буквы В, в | 15.10 | | 34 | Строчная и заглавная буквы Е, е. | 16.10 | | 35 | Строчная и заглавная буквы П, п. | 19.10 | | 36 | Письмо слов и предложений с изученными буквами. | 20.10 | | 37 | Строчная и заглавная буква М, м | 21.10 | | 38 | Строчная и заглавная буквы М, м | 22.10 | | 39 | Строчная буква,з. | 23.10 | | 40 | Заглавная буква З. | 02.11 | | 41 | Строчная и заглавная буквы З, з | 03.11 | | 42 | Строчная буква б. | 05.11 | | 43 | Заглавная буква Б | 06.11 | | 44 | Строчная и заглавная буквы Б, б | 09.11 | | 45 | Списывание текстов с изученными буквами. | 10.11 | | 46 | Строчная и заглавная буквы Д, д. (с.18-19). | 11.11 | | 47 | Строчная буква Я. | 12.11 | | 48 | Заглавная буква Я. | 13.11 | | 49 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 16.11 | | 50 | Строчная и заглавная буквы Я, я. | 17.11 | | 51 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 18.11 | | 52 | Строчная и заглавная буквы Г, г. | 19.11 | | 53 | Строчная буква ч. | 20.11 | | 54 | Строчная буква ч | 23.11 | | 55 | Заглавная буква Ч | 24.11 | | 56 | Буква ь | 25.11 | | 57 | Буква ь | 26.11 | | 58 | Строчная буква ш | 27.11 | | 59 | Заглавная и строчная буквы Ш, ш. | 30.11 | | 60 | Письмо слогов и слов с изученными буквами 5) | 01.12 | | 61 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж | 02.12 | | 62 | Строчная и заглавная буквы Ж.,ж | 03.12 | | 63 | Строчная буква ё. | 04.12 | | 64 | Строчная буква ё. | 07.12 | | 65 | Заглавная буква Ё. | 08.12 | | 66 | Строчная и заглавная буквы Й, й 4) | 09.12 | | 67 | Строчная буква х. | 10.12 | | 68 | Строчная и заглавная буквы Х, х | 11.12 | | 69 | Строчная и заглавная буквы Х, х | 14.12 | | 70 | Письмо изученных элементов , букв, слогов. | 15.12 | | 71 | Строчная буква ю | 16.12 | | 72 | Заглавная буква Ю. | 17.12 | | 73 | Строчная буква ц | 18.12 | | 74 | Заглавная буква Ц | 21.12 | | 75 | Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. | 22.12 | | 76 | Строчная буква э. | 23.12 | | 77 | Заглавная буква Э. | 24.12 | | 78 | Строчная буква щ. | 25.12 | | 79 | Строчная буква щ. | 28.12 | | 80 | Заглавная буква Щ. | 29.12 | | 81 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф | 11.01 | | 82 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф | 12.01 | | 83 | Строчные буквы ь, ъ | 13.01 | | 84 | Списывание текста. | 14.01 | | 85 | Оформление предложений. | 15.01 | | 86 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» | 18.01 | | 87 | Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?» | 19.01 | | 88 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». | 20.01 | | 89 | Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?». | 21.01 | | 90 | Слова, отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | 22.01 | | 91 | Слова, отвечающие на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | 25.01 | | 92 | Предлоги. | 26.01 | | 93 | Местоимения. | 27.01 | | 94 | Диктант. | 28.01 | | 95 | Безударные гласные в корне слова. | 29.01 | | 96 | Безударные гласные в корне слова. | 01.02 | | 97 | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | 02.02 | | 98 | Звонкие и глухие согласные в корне слова. | 03.02 | | 99 | Правописание жи-ши | 04.02 | | 100 | Правописание ча-ща | 05.02 | | 101 | Правописание чу-щу | 08.02 | | 102 | Правописание чк, чн, щн. | 09.02 | | 103 | Заглавная буква в словах. | 10.02 | | 104 | Словарный диктант. | 11.02 | | 105 | Деление слов на слоги | 12.02 | | 106 | Основа предложения | 22.02 | | 107 | Основа предложения | 24.02 | | 108 | Алфавитный порядок слов | 25.02 | | 109 | Контрольное списывание | 26.02 | | 110 | Повторение пройденного материала. | 01.03 | | Итого:110 часов | Календарно – тематическое планирование по предмету «Русский язык» 1 класс на 2020-2021 учебный год УМК «Школа России» Русский язык (М.: Просвещение, 2019) Авторы: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий Количество часов в неделю: 5 Количество часов за год: 50 № п/п | Название раздела, темы (русский язык) | Кол-во часов | Дата | план | факт | Наша речь – 2 часа | 1 | Наша речь | 1 | 02.03 | | 2 | Какой бывает речь? | 1 | 03.03 | | Текст, предложение, диалог – 3 часа | 3 | Текст и предложение. | 1 | 04.03 | | 4 | Предложение | 1 | 05.03 | | 5 | Диалог. | 1 | 09.03 | | Слова, слова, слова… - 4 часа | 6 | Роль слова в речи | 1 | 10.03 | | 7 | Слова – названия, признаки и действия предметов | 1 | 11.03 | | 8 | Вежливые слова | 1 | 12.03 | | 9 | Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. | 1 | 15.03 | | Слово и слог. Ударение – 4 часов | 10 | Слог как минимальная произносительная единица | 1 | 16.03 | | 11 | Деление слов на слоги. | 1 | 17.03 | | 12 | Перенос слов | 1 | 18.03 | | 13 | Перенос слов | 1 | 19.03 | | IV четверть- 3часа | 14 | Ударение | 1 | 29.03 | | 15 | Ударные и безударные слоги | 1 | 30.03 | | | | | 31.03 | | Звуки и буквы – 31 час | 16 | Звуки и буквы | 1 | 01.04 | | 17 | Звуки и буквы | 1 | 02.04 | | 18 | Что такое алфавит? | 1 | 05.04 | | 19 | Что такое алфавит? | 1 | 06.04 | | 20 | Гласные звуки и буквы | 1 | 07.04 | | 21 | Буквы Е,Ё,Ю,Я и их функции в словах | 1 | 08.04 | | 22 | Гласные звуки и буквы. Слова с буквой Э | 1 | 09.04 | | 23 | Обозначение гласного буквой на письме | 1 | 12.04 | | 24 | Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме | 1 | 13.04 | | 25 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах | 1 | 14.04 | | 26 | Правописание гласных в ударных и безударных слогах | 1 | 15.04 | | 27 | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук | 1 | 16.04 | | 28 | Согласные звуки и буквы | 1 | 19.04 | | 29 | Слова с удвоенными согласными. | 1 | 20.04 | | 30 | Слова с буквами И, Й. | 1 | 21.04 | | 31 | Твердые и мягкие согласные звуки | 1 | 22.04 | | 32 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки | 1 | 23.04 | | 33 | Мягкий знак. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком | 1 | 26.04 | | 34 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком | 1 | 27.04 | | 35 | Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком | 1 | 28.04 | | 36 | Глухие и звонкие согласные звуки | 1 | 29.04 | | 37 | Парные глухие и звонкие согласные звуки | 1 | 30.04 | | 38 | Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова | 1 | 04.05 | | 39 | Парные глухие и звонкие согласные звуки на конце слова | 1 | 05.05 | | 40 | Шипящие согласные звуки | 1 | 06.05 | | 41 | Шипящие согласные звуки | 1 | 07.05 | | 42 | Проект «Скороговорки» | 1 | 11.05 | | 43 | Буквосочетания ЧК, ЧН,ЧТ | 1 | 12.05 | | 44 | Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 | 13.05 | | 45 | Правописание гласных после шипящих | 1 | 14.05 | | 46 | Заглавная буква в словах | 1 | | | Рефлексивная фаза учебного года – 3часа | 47 | Проект «Сказочная страничка» | 1 | 17.05 | | 48 | Повторение | 1 | 18.05 | | 49 | Повторение | 1 | 19.05 | | 50 | Повторение | 1 | 20.05 | | Итого: 50 часов | СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Заместитель директора по УВР Методического совета МБОУ Большеремонтненская СШ ___________ Шапошникова И.И. от __________ 2020года № _______ ______________ 2020 г. ___________ Скиданова Л. В. |