Рабочие записи по литературному чтению
«Летописи. Былины. Жития»
учащегося( -щейся) 4 класса МБОУ «Средняя школа №2 г. Макеевки»
_____________________________________________________________
Летописи. Былины. Жития
1.Найди в интернете значение слова летопись -____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Запиши своими словами что такое летопись (используй фразы из учебника с. 6).
Летопись - _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3. Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Книги не говорят, а правду сказывают.
• Одна книга тысячи людей учит.
• Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.
И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда
1.Что значит повесить щит? Можно ли утверждать, что это значит победить, потерпеть поражение, отпраздновать победу?
2. Восстанови текст
В данной летописи рассказывается об историческом событии, произошедшем в начале _______. Населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей -_____________. Киевские князья совершали военные походы против врагов, в том числе и против богатейшего государства ______________. Столицей ________ _____ был город __________________, или как на Руси называли его ____________.
После смерти варяжского князя ________________ наследником престола стал его родственник ________________, хотя законным наследником должен был стать его сын Игорь, но он был еще маленький. _____________ в то время княжил в Новгороде, но позднее подчинил своей власти и Киев.
Князь ____________ с большим войском пошел на __________________ и захватил его. __________________ были вынуждены принять условия русов, и в _______ году Русь и ________________ заключили договор. Русские купцы получили право приезжать в __________________ и торговать там беспошлинно.
В знак победы ___________ прибил к вратам ___________________ свой щит.
Слова для справок: Х век, хазары, Византия, Царьград, Рюрик, Олег, византийцы, 911 год.
И вспомнил Олег коня своего
Словарная работа
Бранное поле или поле брани – поле битвы.
Броня – одежда из металлических пластинок или колец; защищала воина от удара меча, копья.
Вдохновение – творческий подъём, прилив творческих сил.
Вещий – пророческий, предвидящий будущее.
Волхвы – название языческих жрецов у славян. В старославянских переводах библейских текстов слово «волхв» применялось для обозначения жрецов, кудесников, из числа других народов.
Жрец – служитель божества; магические действия жрецов назывались волхованием; по языческим представлениям, волхвы, находясь в особых отношениях с богами, могли предсказывать будущее.
Летописи – памятники исторической прозы Древней Руси.
Отроки – здесь молодые слуги князя.
Перун – бог грома и молний у древних славян.
Попона – покрывало для лошади.
Праща – древнее ручное боевое оружие для метания камней.
Секира – боевой топорик с длинной рукоятью.
Сеча – сражение.
Тризна – похоронный обряд у древних славян.
Хозары (или хазары) – народ, живший некогда в южнорусских степях и нападавший на Древнюю Русь.
Баллада – это произведение, в основу которого положена легенда, народное предание, историческое, героическое событие, фантастическое явление или просто какой-то необычный или таинственный случай.
Признаки классического балладного жанра:
повествование ведется от автора;
события излагаются в хронологической последовательности;
действие сосредоточено вокруг одного сюжетного узла;
сюжет отличается остротой и напряженностью (драматизмом);
сочетаются реальные и фантастические элементы;
герои баллады раскрываются не во внешнем описании, а через поступки;
в текст вводятся диалоги, которые призваны усилить драматизм;
общечеловеческий характер событий осмысливается через судьбы отдельных людей;
ритм повествования динамический;
для стиля характерны патетика, присутствуют элементы героики.
Ильины три поездочки
1.Найди на с. 33 учебника понятие «Былина» - _______________________________________________________________
2.Запиши синонимы к слову богатырь - _____________________________
3.Словарная работа
На заставу богатырскую – место выезда и въезда в город; пункт.
По нарядам снарядился один или группа пограничников, выполняющих приказ на охрану границы.
Доезжал он до росстани – перекрёсток двух дорог.
Из-за камушков кремнёвеньких – тёмно-серые с металлическим блеском кристаллы которого входят в состав большинства горных пород.
Кони-лошади в булатной броне – старинная особо прочная сталь.
Засияли камни-яхонты – устаревшее название драгоценных камней.
На богатство и обзарилися – смотреть с завистью
Подстрекают, подзуживают – дразнить, подзадоривать.
Из налучника лук тугой – чехол для лука.
Из колчана калёну стрелу – снаряжение для метательного оружия, особая
сумка-чехол, в которой носились стрелы или болты.
Верста – русская путевая мера.
Погреб – заглубленное в землю сооружение для круглогодичного хранения
продуктов.
Пуд – устаревшая единица измерения массы.
4.Сравни былины и народные волшебные сказки. Отметь знаком «+» пункты, которые соответствуют былинам и сказкам.
| Сказки | Былины |
Произведение сочинено народом | | |
У героев особая манера поведения | | |
Необычная обстановка | | |
Положительные и отрицательные герои | | |
Вымышленные события | | |
Троекратные повторы | | |
Превращения | | |
Испытания | | |
Добро побеждает зло | | |
Зачин и концовка | | |
5.Характеристика героя
Расскажи об Илье. Начни со слов: «Мне очень понравился…, мне запомнился…, я восхищаюсь…»
Опиши внешность героя (сколько ему лет, как он выглядит, во что одет, вооружение богатыря)
Вспомни подвиги Ильи Муромца.
Перечисли основные черты характера героя
Отношение рассказчика к богатырю.
Тест по прозаическому тексту былины «Три поездки Илья Муромца»
1.На развилку из скольких дорог наехал Илья Муромец?
А. 3 Б.2 В. 4
2.Какую дорогу Илья выбрал в третий раз?
А. Где быть убитому
Б. Где женатому быть
В. Где богатому быть.
3.Сколько разбойников встретилось Илье Муромцу?
А. три сотни Б. три десятка В. три тысячи
4.Кто встретился Илье Муромцу на второй дороге?
А.Королевична Б. Разбойники В. Змей
5.Куда Королевична повела Илью после застолья?
А. Воевать Б. Под венец В. Отдохнуть на кровать тесовую
6.Что делала Королевична с женихами?
А. Держала в подземелье
Б. Шла с ними под венец
В. Убивала
7.Что Илья Муромец делал с надписями на камне?
А. Стирал Б. Делал подписи В. Исправлял
8. Что пришлось делать Илье Муромцу в третьей поездке?
А. Победить Змея
Б. Сдвинуть камень в 16 пудов
В. Сдвинуть камень в 300 пудов
9.В каком городе построил Илья Муромец три церкви златоглавые?
А.В Новгороде Б. В Москве В. В Киеве
10. Основная тема былины об Илье Муромце?
А. Три подвига Ильи Муромца
Б. Три поездки Ильи Муромца
В. Бой с разбойниками.
Викторина по теме «Былины»
Русская народная эпическая песня – сказание о богатырях, защитниках родной земли. ______________
Богатыря прозвали так, потому что он родом из этого города. Что это за город? ______________
В каком городе родился богатырь Добрыня Никитич? ___________
Из-за сопок и полей
Покатился некий зверь.
В ноздри он дышал огнём,
Ночью стало, словно днём.
Он украл Забаву,
Потащил в дубраву. ______________
Город, в котором родился Алёша Попович. _______________
Он ввалился на княжеский пир без приглашения.
С ним бился богатырь Алёша Попович. _________________
Князь, которому служили наши богатыри. _______________
Художник, который написал картины о богатырях. ______________
Какие еще картины Васнецова вы знаете? _____________________________________________________________
Кто из великих русских богатырей 30 лет лежал на печи? ____________
Из чего состоит снаряжение коня
Седло – сиденье
Сбруя – комплект (собрать)
Уздечка – на оголовье надевают
Поводья – вожжи
Подпруга – подкрепляют седло
Стремя – железное кольцо для опоры тела человека.
Назовите доспехи и оружия богатырей
Шлем – головной убор
Щит – защита тела
Лук – оружие
Меч – оружие
Кольчуга – защищает тело, из железных колец
Колчан – футляр
Палица – оружие из крепкой стали
Стрелы - оружие
Копье – оружие
План описания картины В. Васнецова «Богатыри»
Немного о биографии Васнецова
Описание богатырей: выражение лица, настрой, доспехи, одежда. Также можно упомянуть о скакунах, которые гордо следуют за богатырями
Пейзаж на картине
Что художник хотел показать этой картиной и какие эмоции у вас вызвало произведение?
Общее впечатление от увиденного.
Алгоритм написания синквейна
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
Как Илья из Мурома богатырем стал
В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.
Был у них один сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.
Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они ни проходу людям, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает. Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:
— Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!
Так и шли дни, катились месяцы...
Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.
Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.
Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:
— Встань, Илья, отвори калиточку.
— Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.
— А ты приподнимись, Илюшенька.
Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.
— Ну-ка, пройдись, Илья.
Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.
Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:
— Принеси-ка, Илюша, студеной воды. Принес Илья студеной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.
— Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.
Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:
— Много ли чуешь в себе силушки?
— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.
— Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.
Выпил Илья и остаточек.
— А теперь много в тебе силушки?
— Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что, кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю русскую перевернул.
— Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.
Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился — дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.
Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.
Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.
— Пей, Илья!
Выпил Илья воду колодезную.
— Сколько теперь в тебе силушки?
— Во мне силушки половинушка.
— Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать - сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.
Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.
А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит — малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.
Стал Илья лес расчищать — только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет.
За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал поле широкое — только знай зерном засевай!
Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали старичков странников.
А Илья пошел себе коня искать.
Вышел он за околицу и видит — ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.
Купил Илья жеребенка, привез домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.
Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.
Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, потряхивать, в лошадиные ноздри пофыркивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую — не пошатнулся конь, не шелохнулся конь.
— Добрый конь,— говорит Илья.— Будет он мне верным товарищем.
Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щипать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.
Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:
— Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.
Говорит старый Иван Тимофеевич:
— Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословления нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.
Житие Сергия Радонежского
Словарная работа
Благородный — 1) высоконравственный, самоотверженно честный и открытый;
2) исключительный по своим качествам, изяществу.
Угодник- 1) человек, который угодничает (разг.);
2) в религиях: название некоторых святых.
Добродетель — положительное нравственное качество, высокая нравственность, моральная чистота.
Праведный - у верующих: благочестивый, безгрешный, соответствующий религиозным правилам.
Обет— торжественное обещание, обязательство.
Благочестивый — у верующих: соблюдающий предписания религии, церкви.
Ангел — в религиозных представлениях: сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям.
Смирение — отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле.
Мошна — мешочек для хранения денег.
Благодать — в религиозных представлениях: ниспосланная свыше сила.
Отрок — мальчик-подросток.
Тест «Житие Сергия Радонежского»
Выбери правильный ответ.
1.Как звали родителей Сергия?
а) Иван и Ольга б) Пётр и Марфа в) Кирилл и Мария
2.Какое имя получил мальчик при крещении?
а) Сергий б) Константин в) Варфоломей
3.Как учился мальчик?
а) быстро и легко б) медленно и не прилежно в) прилежно, но с трудом
4.Кого встретил мальчик?
а) святого старца б) ангела в) монахиню
5.Что он спросил у мальчика?
а) «Кем ты хочешь стать, чадо?» б) «Куда ты идёшь, чадо?»
в) «Что ищешь и чего хочешь, чадо?»
6.Что ответил мальчик на вопрос старца?
а) что он хочет стать святым б) что он хочет стать монахом
в) что его послали искать лошадь г) что он хочет знать грамоту
7.Откуда переехал отец мальчика?
А) из Киева Б) из Москвы
В) из Ростова Г) Из Рязани
8.Куда переехал отец мальчика?
а) В Радонеж б) В Москву
в) В Коломну г) Во Владимир
9.О чём просил юноша своих родителей?
а) позволить ему стать священником б) позволить ему идти учиться
в) позволить ему стать монахом
10.О чём попросили родители юношу?
а) подождать, пока они состарятся б) подождать, пока они умрут
в) подождать, пока женятся старшие братья
Рассказ о Куликовской битве (по заданию 6 на стр. 29 учебника) по опорным словам:
История России богата событиями. С 10 по 14 век Русь находилась под татаро-монгольским игом, русичи платили дань Золотой орде, воины Орды совершали набеги на русскую землю, сжигая поселения, убивая и пленяя людей. Русские княжества были раздроблены, воевали между собой и не могли дать отпор врагу.
К концу 14 века Золотая Орда начала ослабевать, между частями Орды велись междоусобные войны. В 1374 году Московское княжество, во главе с князем Дмитрием Донским, перестало платить дать Орде. Летом 1380 года Московский князь Дмитрий Иванович Донской узнал о готовящемся наступлении войска монголо-татарской орды под предводительством Мамая на русские княжества и стал готовиться к битв.:
Куликовская битва состоялась в 1380 году. Но начнем с предыстории, так как московский князь Дмитрий Иванович начал править с 1359 года. До его правления, из-за разногласия князей никто не мог дать отпор Золотой Орде. Дмитрий Иванович понимал, что только объединение поможет победить монголо-татар. Он начал собирать войско, разослал грамоты с приглашением объединиться.
Долго готовился к этому Дмитрий Иванович, даже просил благословения у Сергия Радонежского. Он дал благословение на поход, кроме того, святой предрек победу. Это очень вдохновило войско Дмитрия Ивановича.
И уже вскоре русская армия вышла из кремлевских ворот, случилось это 10 августа 1380 года. Почти месяц шло войско Дмитрия, прежде чем началось сражение. Только когда войско перешли Дон, 8 сентября началась битва, которая и получила название Куликовской битвы.
Сражение, по данным летописцев, началось с поединка Челубея и Пересвета, но оба они погибли. После этого началась битва. Русские войска проигрывали в этом сражении, они начали отступать. . Русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке, ордынцы напирали. Ударом копья был убит помощник князя Донского, одетый в княжескую одежду. Тут из засады вышли резервные полки и ордынцы с Мамаем в ужасе стали отступать. Князь Дмитрий Иванович был ранен копьем, но остался жив в этой битве, после такой победы, его стали называть Донским.
В этом сражении князь Дмитрий был ранен, так как удар копья свалил князя.
Если бы не обрушился засадный полк на монголов, то и не видать бы нам победы, но татары и хан Мамай обратились в бегство. Так свершилась великая победа на Дону. Враг был разгромлен, а армия князя Дмитрия, хоть и была практически полностью уничтожена, но победила. На Куликовом поле русскими была одержана важная победа, которая дала начало к свержению Татаро-Монгольского ига, показала силу русских княжеств, стала толчком к их объединению.
В Государственной Третьяковской галерее сохранилась Икона Донской Божьей матери, которую подарили донские казаки Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой.
Проект "Создание календаря исторических событий"
Календарь исторических событий - это запись важных дат древней Руси. Сведения о том, что происходило в те далекие времена в России, мы можем узнать, читая летописи, былины, жития монахов – летописцев. Самая первая написанная летопись – это « Повесть временных лет».
Цель проекта: изучить как можно больше дат исторических событий
Объект: история России.
Предмет: самые знаменательные исторические события в России с 988 по 1991 гг.
Исторические сведения о календарях
Календарь (лат. calendarium, calemdae – первый день месяца) - система счисления времени. За долгую историю люди придумали много разных календарей. На Руси в течение долгого времени существовало три календаря: гражданский, церковный и народный (природный) месяцеслов, и эти три различные исчисления времени не всегда совпадали.
Например, встреча нового года по гражданскому календарю в древности приходилась на 1 марта, что мало соответствовало ритму хозяйственной жизни. Церковный календарь открывал год 1 сентября. В 1348 г. на православном соборе в Москве решили, чтобы и гражданский, и церковный год начинался с 1 сентября.
Этот порядок длился до эпохи Петра I, его указом новый год стал исчисляться с 1 января. Петр I ввел в России юлианский календарь, в то время как большинство европейских стран использовали более точный григорианский.
Календарь исторических событий "Важные события в России"
Заполни пропуски в тексте
1. Крещение Руси 988
2.1237-1240 года - ____________________________________________
3.Свержение монголо-татарского ига состоялось _________________.
4.1367 г. — _____________________________________________________.
5. _____г. - Приход к власти в России династии Романовых.
6. Судебник Ива́на IV, Судебник 1550 года - _____________________
7.____ год— указ о создании флота в России
8. ____ г. — провозглашение России империей
Империя была провозглашена 22 октября (2) ноября 1721 года по итогам Северной войны, когда по прошению сенаторов русский царь Пётр I Великий принял титулы Императора Всероссийского и Отца Отечества.
Столицей Российской империи с 1721 по 1728 и с 1730 по 1917 год был Санкт-Петербург (1914—1917 Петроград), а в 1728—1730 годах — Москва.
Российская империя была третьим по площади из когда-либо существовавших государств (после Британской и Монгольской империй) — простиралась до Северного Ледовитого океана на севере и Чёрного моря на юге, до Балтийского моря на западе и Тихого океана на востоке. Глава империи — император Всероссийский, обладал ничем не ограниченной, абсолютной властью до 1905 года
9.1803 г. — ____________________________________________________.
10. 1837 г. - __________________________________________________.
11. ____ г. - Отмена крепостного права в России
12. 1917 г. - ____________________________________________
13. _________г. - Гражданская война в России
14. 1941—1945 годы - _________________________________________
15. 1961 г. - ________________________________________________
16. 1991 г. - _________________________________________________
Оценка достижений по теме «Летописи, былины, жития»
Вариант 1
1. Укажи, как называлась в Древней Руси запись по годам?
а) былины б) летопись в) житие г) слово
2. Отметь, что сделал князь Олег для победы над греками?
а) собрал большое войско б) долгое время осаждал город
в) поставил корабли на колёса г) убедил греков сдаться
3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?
а) женатым быть б) убитым быть в) пленным быть ) богатым быть
4. Укажи имя, которое в крещении получил Сергий Радонежский?
а) Кирилл б) Варфоломей в) Стефан г) Фёдор
5. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история о Сергее Радонежском?
а) былина б) летопись в) житие г) слово
6. К какому жанру относится произведение устного народного творчества о подвигах богатырей?
а) былина б) летопись в) житие г) сказание
7. Отметь верное значение слова ЖЕМЧУГ.
а) драгоценное перламутровое вещество, добываемое из раковин некоторых моллюсков
б) драгоценный металл
в) посуда
г) украшение
8. Как умер князь Олег?
а) погиб в сражении б) умер от старости
в) умер от укуса змеи г) умер от отравления
9. Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на камне?
а) богатым быть б) женатым быть в) пленённым быть г) убитым быть
10. Что попросил Сергий Радонежский у черноризца?
а) богатства б) здоровья в) знать грамоту г) стать монахом
11. Какова главная тема былины об Илье Муромце?
а) три поездки Ильи Муромца б) три подвига Ильи Муромца
в) бой с разбойниками г) борьба с латынщиной
12. С кем воевал Олег?
А) с греками Б) с турками В) с немцами
13. Сколько кораблей было у Олега
А) Тысяча Б)Две тысячи В) Три тысячи Г) Четыре тысячи
14. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?
А)Гулял по лесу б) Искал скот в)Пастушил Г). Играл с детьми
15. Почему родители не давали благословения Варфоломею начать иноческую жизнь?
А) Хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил
Б) Не хотели, чтобы он вёл такую жизнь
В) Сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить жёнам, а не родителям
Г) Боялись жить одни
16. Произведения, состоящие из погодных записей – это _______________________.
17)Произведения, рассказывающие о жизни святых – это ______________________.
18. Почему Олег не принял вина от греков?
А) оно было отравлено б) оно было разбавлено
В) оно прокисло на солнце Г) Олег не любил вино
19. Соедини стрелками название произведений с названием жанра.
«И вспомнил Олег коня своего» житие
«Житие Сергея Радонежского» былина
«Ильины три поездочки» летопись
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда
Соедини слово и его толкование.
ЯСТВА деньги Древней Руси
ГРИВНЫ шёлковые ткани
ПАВОЛОКИ изысканная еда
ЗАСТАВА драгоценные камни
ЯХОНТЫ монах
ЧЕРНОРИЗЕЦ религиозное песнопение
ПСАЛОМ сторожевая застава
Запиши цифрами порядок действий Олега перед заключением мира с греками.
ПРИКАЗАЛ ДАТЬ ДАНЬ.
НЕ ПРИНЯЛ ОТРАВЛЕННОГО ВИНА.
ЗАКЛЮЧИЛ МИР С ГРЕКАМИ.
ПРИШЁЛ К ЦАРЬГРАДУ.
ПОСТАВИЛ КОРАБЛИ НА КОЛЁСА.
Летописи, былины, жития
Вариант 2
1. Укажи, как называется старинная народная эпическая песня-сказание о богатырях?
а) былина б) летопись в) житие г) слово
2. Отметь, каким образом погиб князь Олег?
а) погиб в бою б) умер от укуса змеи
в) умер от болезни в походе г) умер от старости
3. Укажи, какой поездочки не было у Ильи Муромца?
а) женатым быть б) забытым быть в) убитым быть г) богатым быть
4. Укажи, что попросил отрок Варфоломей у старца?
а) знание грамоты б) богатства для семьи
в) здоровья родителям г) счастья всем людям
5. Укажи, к какому жанру древнерусской литературы относится история о Вещем Олеге?
а) былина б) летопись в) житие г) слово
6. Какое прозвище получил князь Олег?
А) Гордый Б) Славный В) Вещий
7. От чего принять смерть предсказали кудесники Олегу?
А) от любимого коня Б) от укуса змеи В) от отравленного вина
8. За что «люди чёрные» обещали Илье горы золота?
А) за женитьбу Б) за освобождение от врагов В) за принятие их закона
9. Какое имя дали родители Сергию Радонежскому?
А) Кирилл Б) Сергий В) Варфоломей
10. Сколько детей было у родителей С. Радонежского?
А) 1 Б) 2 В) 3
11. Почему Олег не принял вино от греков?
А)Оно прокисло б) Он не пил вина в) Оно было отправлено
12. Автор картины «Богатыри»_____________________________________.
13. Произведения, состоящие из погодных записей – это_______________.
14. Отметь верное значение слова БАШЛЫК.
а) капюшон б) плащ в) человек г) священник
15. Против какого народа воевал князь Олег?
а) греков б) турков в) болгаров г) немцев
16. Какую надпись не мог прочесть Илья Муромец на камне?
а) богатым жить б) женатым быть в) забытым быть г) убитым быть
17. Какова главная тема «Жития Сергия Радонежского»?
а) детство Сергия Радонежского
б) отношение Сергия Радонежского к родителям
в) встреча Сергия Радонежского с монахом
г) становление святого Сергия Радонежского
18. Что означает слово «УЗОРОЧЬЕ»?
А)драгоценности, наряды б) шелковые ткани, покрывала в)старинные монеты г) еда, кушанье
19. Соедини стрелками название произведений с названием жанра.
«И вспомнил Олег коня своего» житие
«Житие Сергея Радонежского» былина
«Ильины три поездочки» летопись
«И повесил Олег щит свой на врата Царьграда
Соедини слово и его толкование.
ЯСТВА деньги Древней Руси
ГРИВНЫ шёлковые ткани
ПАВОЛОКИ изысканная еда
ЗАСТАВА драгоценные камни
ЯХОНТЫ монах
ЧЕРНОРИЗЕЦ религиозное песнопение
ПСАЛОМ сторожевая застава
21.Запиши цифрами порядок действий Олега перед заключением мира с греками .
ПРИКАЗАЛ ДАТЬ ДАНЬ.
НЕ ПРИНЯЛ ОТРАВЛЕННОГО ВИНА.
ЗАКЛЮЧИЛ МИР С ГРЕКАМИ.
ПРИШЁЛ К ЦАРЬГРАДУ.
ПОСТАВИЛ КОРАБЛИ НА КОЛЁСА.