Ария. Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
СЛАЙД 1 (РИМСКИЙ КОРСАКОВ)
Здравствуйте ребята. Очень рада вас видеть! Вижу настроение ваше хорошее, вы готовы к уроку! Вы видите у каждого на парте маршрутный листок нашего урока. В прошлой четверти мы с вами изучали музыкальные жанры.
АА! … Ребята! … Давайте вспомним как мы обычно с вами здороваемся!
Здравствуйте родные ребята!
Здравствуй дорогой наш учитель!
Теперь можно продолжать наше путешествие в мир музыки.
? Итак, сколько существует музыкальных жанров?
ТРИ.
? Давайте определим
ПЕСНЯ МАРШ ТАНЕЦ
? Могут ли эти жанры существовать вместе?
ДА
? приведите примеры?
ТЕАТР, СПЕКТАКЛЬ, СОЧЕТАНИЕ МАРША И ПЕСНИ
? скажите как называется музыкальный спектакль, где герои поют?
ОПЕРА
-верно! И сегодня на уроке мы послушаем фрагменты оперы Н.А.Римского-Корсакова, название оперы узнаете, когда в парах соберете пазл из конверта.
Пока собирают, учитель:
Никто так не любил природу и не чувствовал ее лучше чем он. Еще мальчиком полюбив море он становится морским офицером и совершает кругосветное путешествие, которое становится источником его вдохновения. Так изумительно передать красоту природы в музыке мог сделать только Н.А. Римский Корсаков.
СЛАЙД 2 (ВИКТОР ВАСНЕЦОВ КАРТИНЫ)
СНЕГУРОЧКА
- Молодцы! На нашем уроке речь пойдет о Снегурочке, ведь композитор Римский Корсаков сочинил оперу к этой сказке. Вы уже знакомы с героиней этой сказки? Кто знает имя автора сказки «Снегурочка»? Вы писали сочинение по русскому языку на эту тему? Александр Николаевич Островский. Сегодня увидите, как могут ладить между собой несколько школьных предметов.
? Давайте поиграем Расшифруйте слово, относящееся к нашему уроку, ответив правильно на четыре вопроса:
1.инструментальное сопровождение песни (аккомпанемент)
2. вторая нота звукоряда (ре)
3. повышение и понижение тона при произнесении речи (интонация)
4. это и фрукт, и матросский танец (яблочко)
АРИЯ Какова цель нашего урока: - узнать, что такое ария и ее особенности
Вы поставили замечательные цели.
? Посмотрите на портрет «Снегурочки», какой ее изобразил художник Виктор Васнецов? Какова она по характеру:
ВЕСЕЛАЯ, СКАЗОЧНАЯ, ТАИНСТВЕННАЯ, ОЧАРОВЫВАЕТ, ЖИВОПИСНАЯ
? Как выделить музыкально ее из мира людей?
МУЗЫКА БУДЕТ ВОЛШЕБНАЯ, ЗИМНЯЯ, В НЕЙ БУДУТ ЗВЕНЕТЬ ЛЬДИНКИ ХОЛОДА И ЛЬДА
? Возможно ли создать такую музыку голосом или оркестром?
ДА, МОГУТ ЗВЕНЕТЬ КОЛОКОЛЬЧИКИ, НЕЖНО ЗВУЧАТЬ ФЛЕЙТА, ГОЛОС ВЫСОКИЙ И ЗВОНКИЙ
Давайте проверим, насколько вы правы.
СЛАЙД 3 (ЛЕДЯНОЙ ДВОРЕЦ ДЕДА МОРОЗА)
- Итак, мы попадаем в ледяной дворец деда Мороза, где он скрывает от всех свою дочку Снегурочку, родившуюся от союза тепла и мороза, дочку деда мороза и весны красны.
Оберегает он ее от Солнца, но Снегурочку давно манили люди, веселые людские песни, которые пел пастух Лель, ей хочется понять, что ими движет.
Послушайте арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» и подчеркните прилагательные в задании № 1, наиболее подходящие к ее описанию.
СЛАЙД 4 (АРИЯ С ПОДРУЖКАМИ)
СЛАЙД 5 (КАРТИНА АРИИ – ОБСУЖДАЕМ СЛОВА)
РАСПЕВНАЯ, ЛИКУЮЩАЯ, ЖАЛОБНАЯ, БЕЗЗАБОТНАЯ, ШУТЛИВАЯ
? Какой голос исполняет арию?
ВЫСОКИЙ
Правильно. Высокий голос женский в музыке называется сопрано.
? Что необходимо, чтобы так красиво петь?
РАСПЕВКА
Давайте и мы распоемся. Встали ноты дружно в ряд, получился ЗВУКОРЯД
? Кто был внимателен, что было на картине Виктора Васнецова, коме Снегурочки?
Играю начало «В лесу родилась елочка»
ПОЕМ один куплет В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА
Что такое песня мы уже знаем, выполните задание №2 и узнаете особенности арии. Проведите соединительные линии между каждым музыкальным термином и его особенностями.
СЛАЙД 6 (ВЕНОК)
Чудесный венок подаренный мамой КраснОй-Весной рождает в сердце Снегурочки прекрасное человеческой чувство-Любовь.
Ах мама что теперь со мной
Какой красой зеленый лес оделся
Берегами и озером нельзя налюбоваться
А небо мама небо!
? Что с миром Снегурочки?
ОН ИЗМЕНИЛСЯ, ЕЁ ПЕРЕПОЛНЯЮТ ЧУВСТВА
? Как объяснить поступок матери Весны, ведь для Снегурочки это верная гибель?
ВЕСНА УВИДЕЛА ЖЕЛАНИЕ СНЕГУРОЧКИ ХОТЬ НА МГНОВЕНИЕ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, УВИДЕТЬ КРАСОТУ МИРА, ПОЛЮЧИТЬ ИСКРЕННЕ
Какие умницы! Самая главная сцена в опере - это сцена «Таяния Снегурочки». Мы оказываемся в царстве царя Берендея, где сердце Снегурочки тает от любви.
Послушайте арию «Люблю и таю» и выполните задание № 3, отметьте два музыкальных инструмента, которые появляются в диалоге голоса и оркестра?
СЛАЙД 7 (АРИЯ ЛЮБЛЮ И ТАЮ)
Как задушевно поет Снегурочка, как много нежности, ее мелодия тиха и прозрачна как облако, в котором она растворилась.
СЛАЙД 8 (МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)
Вы меняя очень порадовали! Вместо льдинок флейты в вокальной партии Снегурочки мы услышали нежнейшую чарующую скрипу, которая подчеркнула теплоту и сердечность чувств, а арфа изобразила облако, в котором растаяла Снегурочка.
? Достигли ли мы цели нашего урока: Что такое ария? С каким музыкальным определением мы еще познакомились на уроке? Сопрано
АРИЯ-ЭТО ВОКАЛЬНАЯ ПАРТИЯ ГЕРОЯ ОПЕРЫ, В КОТОРОЙ ОН ПЕРЕДАЕТ СВОИ МЫСЛИ, ЧУВСТВА И ПЕРЕЖИВАНИЯ.
СЛАЙД 9 (АРИЯ –ЭТО)
Мы на уроке соприкоснулись с жанром оперы, где наиболее полно можно раскрыть художественный образ героя. Музыка звучащая на уроке красива, рассказывает нам о красоте природы, а следовательно и о красоте жизни.
Все ли понятно? Хотели бы вы больше узнать про сказочный мир оперы и ее героев? Тогда обязательно мы продолжим наше знакомство с удивительным миром музыки.
Д/З: в тетради записать, что такое «Ария», «Сопрано».
Итак ребята, урок музыки учит определять средства выразительности в музыкальном произведении, вы учитесь выражать своё эмоциональное отношение к музыке и понимать чувства друг друга, что и продемонстрировали на уроке, кроме того развивается ваш музыкальный слух и певческие навыки. Сейчас на каждую букву давайте придумаем описание: С- Н- Единственная Г- У- Р- Очаровательная Ч- К- А-
Самоанализ урока и ответы на вопросы членов жюри– до 10 мин
Конспект урока музыки в 3 классе по теме: Опера «Снегурочка» - фрагменты Н.А.Римский - Корсаков
УМК: «Музыка» Критская Е.Д, Сергеева Г.П, Шмагина Т.С
Раздел: «В музыкальном театре»
Тема: Опера «Снегурочка» - фрагменты Н.А.Римский - Корсаков
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: устный опрос, урок-беседа, урок-концерт; видео-урок;
Методы: наблюдение, образное сравнение, беседа, показ, прослушивание
Технологии: здоровьесберегающие ( Эмоциональное благополучие-создание атмосферы доверия и взаимопонимания на уроках музыки, использование музыкальных композиций и звуков, способствующих релаксации и снятию стресса; Музыкотерапия-правильно подобранные мелодии, тексты песен и других музыкальных произведений улучшают настроение, повышают работоспособность, снимают гнев, досаду, неуверенность в своих силах; Физкультминутки- они помогают снять психологическое напряжение, раскрепощают поведение ребёнка), информационно-коммуникационные технологии (видеоряд-фрагменты из опер, анимация-фрагменты мультипликации, синтезированный зрительный ряд – репродукции произведений изобразительного искусства, презентации)
Цель: Привлечь внимание обучающихся к произведению крупных форм – оперы; формирование умения прослеживать развитие образа; освоение новых понятий «ария», «сопрано»; развитие познавательного интереса, умения слушать, анализировать, вступать в диалог; развития навыков исследования (сбор информации); развитие творческих способностей; воспитание духовности, интереса к классической и народной музыке, литературе, театру, любви к искусству.
Задачи урока:
Обучающие: Побудить обучающихся к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов; уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.
Развивающие: Развивать умение анализировать музыкальное произведение; развивать певческие навыки и музыкальный слух; развивать интерес к предмету музыка.
Воспитывающие: Воспитывать интерес к музыке; приобщать обучающихся к основам музыкального искусства, воспитывать чувство прекрасного; формировать эстетический вкус.
Оборудование: Интерактивная доска, ноутбук; наглядный материал (картины презентации, термины, понятия, индивидуальный лист заданий, конверт с бумажным пазлом);
Структура урока:
1. Организационный момент, активизация внимания.
2. Актуализация знаний
3. Открытие новых знаний.
4. Физкультминутка.
5. Открытие новых знаний (продолжение)
6. Подведение итогов урока.
7. Рефлексия. Домашнее задание
Практичная значимость урока музыки:
Реализовать современные дидактические стратегии на уроке музыки возможно, воспринимая человека в деятельной взаимосвязи с миром и наполняющими его объектами и людьми. Музыкальное произведение может стать для слушателя объективным и завершенным «миром». То есть субъект должен сначала уйти от себя, чтобы погрузиться в мир объекта, затем вновь вернуться к себе, то есть в процессе преодоления себя человек осваивает новые отношения с действительностью, приобретает новые качества. Что и обуславливает его развитие.
Процесс взаимодействия с музыкальным искусством строится как проникновение в факты, явления на основе понимания, осмысления, осознания, что и становится результатом познания действительности.
На уроке музыки у учащихся
-развитие эмоциональной сферы учащихся
- развитие музыкального мышления учащихся
- развитие волевой личности, связанной с освоением различных видов деятельности
-формируется мотивация к познанию и обучению (личностные результаты)
- универсальные познавательные учебные действия-работа с информацией, коммуникативные действия – общение, регулятивные действия – самоконтроль (метапредметные результаты)
- опыт деятельности, получение нового знания (предметные результаты).