Данная разработка предназначена для учащихся 5-6 классов для отработки или закрепления навыков сложения, вычитания, приведения к общему знаменателю и применение основного свойства дроби. Содержит как теоретический, так и практический материал, а также домашнее задание. Рекомендуемое время для реализации два урока, соответственно домашнее задание также можно разбить на две части.
Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист для отработки действий с обыкновенными дробями»
Свойства дробей
Основное свойство дроби: если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же отличное от нуля число, то получится дробь, равная данной. Формула выглядит так:
где a, b, k — натуральные числа.
Основные свойства
Дробь не имеет значения, если знаменатель равен нулю.
Дробь равна нулю, если числитель равен нулю, а знаменатель — нет.
Две дроби a/b и c/d называются равными, если a * d = b * c.
Пример:
Задание 1. Заполните пробелы:
Сокращение дробей
Сокращение дроби — это деление числителя и знаменателя дроби на одно и то же натуральное число.
Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 |
| | |
Задание 2. Сократите дроби:
Сравнение дробей
Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой числитель больше.
Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше.
Задание 3. Сравните дроби
Чтобы сравнить дроби с разными знаменателями, нужно привести дроби к общему знаменателю.
Задание 4. Сравните дроби
Сложение и вычитание дробей
П
ри сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями к числителю первой дроби прибавляют числитель второй дроби (из числителя первой вычитают числитель второй) и оставляют тот же знаменатель.
Не забудьте проверить, можно ли сократить дробь и выделить целую часть.
Задание 5. Вычислите (если надо, сократите/выделите целую часть):
При сложении и вычитании дробей с разными знаменателями нужно найти наименьший общий знаменатель, сложить или вычесть полученные дроби (используем предыдущее правило).
Вот, что делать:
Н
айдем наименьшее общее кратное для определения единого делителя. Для этого запишем в столбик числа, которые в сумме дают значения делителей. Далее перемножаем полученное и получаем НОК.
НОК (15, 18) = 3 * 2 * 3 * 5 = 90
Найдем дополнительные множители для каждой дроби. Для этого НОК делим на каждый знаменатель:
9
0 : 15 = 6,
90 : 18 = 5.
Полученные числа запишем справа сверху над числителем.
Воспользуемся одним из основных свойств дробей: перемножим числитель и знаменатель на дополнительный множитель. После умножения знаменатель должен быть равен наименьшему общему кратному, которое мы ранее высчитывали. Затем можно перейти к сложению.
Проверим полученный результат:
если числитель больше знаменателя, нужно преобразовать дробь в смешанное число;
если есть что сократить, нужно выполнить сокращение.
Задание 6. Вычислите (если надо, сократите/выделите целую часть):
Домашнее задание
№1.
1) Умножьте на 4 числитель и знаменатель каждой из дробей: |
1 | ; | | 2 | ; | | 7 | ; | | 11 | ; | | | | | | | | | | |
2 | | 4 | | 7 | | 10 | | | | | | | | | | |
2) Разделите на 5 числитель и знаменатель каждой из дробей: |
5 | ; | | 15 | ; | | 30 | ; | | 55 | ; | | | | | | | | | | | |
10 | | 20 | | 35 | | 55 | | | | | | | | | | | |
3) Пользуясь основным свойством дроби, заполните пропуски: |
| = | 8 | ; | | | = | 30 | ; | | 7 | = | | | | | | | |
7 | 28 | | 9 | 45 | | 12 | 48 | | | | | | |
№2.
1) Сократите дробь: |
7 | ; | | 5 | ; | | 20 | ; | | 46 | ; | | 120 | | | | | |
14 | | 25 | | 60 | | 80 | | 1300 | | | | | |
2) Сократите: |
24×8 | ; | 5×3×3×6 | ; | 6×18 - 10×6 | | | | | | |
16×42 | 3×2×15×6 | 66 | | | | | | |
№3.
1) Сравните дроби: |
2 | и | 4 | ; | | 9 | и | 27 | ; | | 25 | и | 13 | | | | | |
4 | 10 | | 30 | 70 | | 28 | 14 | | | | | |
№4. Вычислите:
№5. Вычислите: