СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист к уроку

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку»

ЛИТЕРАТУРА

Фамилия, имя______________________________дата___________ группа__________

«ЦАРЬ-РЫБА»

Тематика, проблематика,

идея произведения,

образы героев,

идейно-философское значение


«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»

В. И. Вернадский



















































Идея произведения - это главная мысль произведения.





Задание 3. Сформулируйте идею рассказа.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………







Задание 4. В рассказе Виктора Астафьева "Царь-рыба" выделяются два центральных персонажа - Игнатьич и Командор, которые являются братьями. Заполните таблицу сравнения этих персонажей.

Игнатьич

Линия сравнения

Командор

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..

Социальное положение

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..

Характер

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..

Отношение к природе

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..

Моральные принципы

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..

Взаимоотношения с другими персонажами

……………………………………

……………………………………

……………………………………

…………………………………..

…………………………………..



Фамилия, имя_______________________________ дата___________ группа__________







































Задание 5. Назовите ключевое слово итога схватки царь-рыбы и Игнатьича.










…………………………………………………………………………………………………………



















«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Л.Н. Толстой







Фамилия, имя________________________________дата___________группа__________

Задание 6. Ответьте на вопросы.

  1. Почему Игнатьич пользуется уважением в посёлке, несмотря на то что он не делится своими успехами с другими?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. Как Игнатьич относится к своему брату Командору и почему их отношения так напряжены?

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. Как Игнатьич относится к природе и окружающей среде, исходя из его действий и мыслей?

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. Как Игнатьич пытается справиться со своими внутренними противоречиями и сомнениями?

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. Какие чувства испытывает Игнатьич, когда понимает, что поймал царь-рыбу?

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. Почему Игнатьич решает бороться с царь-рыбой, несмотря на опасность?

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. Какие мысли и чувства охватывают Игнатьича, когда он понимает, что может погибнуть?

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. Какую роль играют воспоминания Игнатьича о прошлом в развитии сюжета?

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. Как символически трактовать освобождение Игнатьича от царь-рыбы?

.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………



































































Фамилия, имя_________________________________ дата___________ класс__________

Задание 7. Разгадайте кроссворд







































































































































































































































































































































































































































































































































По горизонтали

По вертикали

5. Символ женственности и материнской любви в рассказе.

6. Итоговое состояние Игнатьича после событий с царь-рыбой.

8. Важнейший урок, который усваивает герой.

12. Время года, когда Игнатьич ловит царь-рыбу.

14. Состояние, в котором находился Игнатьич после встречи с царь-рыбой.

15. Тип отношений между Игнатьичем и природой.

17. Характерное поведение Игнатьича, связанное с его гордостью.

1. Фамилия главного героя рассказа.

2. Главный герой рассказа.

3. Основной мотив поведения Игнатьича.

4. Профессия Игнатьича

7. Крупная рыба, с которой борется Игнатьич.

9. Кличка младшего брата Игнатьича

10. Кто рассказал Игнатьичу историю о царь-рыбе?

11. Река, на которой происходят события.

13. Эпитет, которым награждают реку Енисей местные жители.

16. Название посёлка, в котором происходят события рассказа.









ОТВЕТЫ

1. Взаимоотношения человека и природы. Мораль и нравственность. Любовь и семья. Человеческая жестокость и алчность.

2. Экологическая проблема. Проблема эгоизма и жадности. Проблема гордыни и наказания. Проблема нравственного выбора. Проблема ответственности за свои поступки. Проблема личностной трансформации.

3. Идея произведения заключается в том, что человек должен жить в гармонии с природой, уважать её и беречь, иначе он рискует потерять не только её, но и самого себя. Проблема сохранения человечности в любых обстоятельствах.

4.

Игнатьич

Линия сравнения

Командор

Опытный рыбак, уважаем в своём окружении за мастерство и знания. Браконьер.

Социальное положение

Браконьер.

Практичный, расчётливый, стремится к успеху и признанию, но способен на глубокие переживания.

Характер

Властный, самоуверенный, жестокий и бездушный человек, злобный, ничто не может вызвать отклика в его душе.

Умеет ценить красоту и величие природы, но в то же время рассматривает её как источник дохода.

Отношение к природе

Природа для него - это поле для демонстрации своей силы и власти, источник дохода.

Обладает чувством справедливости, но иногда идёт на компромисс с совестью ради достижения цели.

Моральные принципы

Наказан потерей самого близкого человека, дочери Тайки, за бесчеловечное поведение. Мучительное осознание своей вины будет камнем лежать на совести героя до конца его дней. Соревнуется с Игнатьичем, что проявляется в их противостоянии: Командор поклялся изжить брата с реки.

Уважительно относится к старшим, но может быть эгоистичным и расчётливым в отношениях с другими.

Взаимоотношения с другими персонажами

Высокомерен и властен в общении, не склонен учитывать мнения и чувства других.




5. Раскаяние.

6. 1. Игнатьич уважаем за свои навыки, честность и доброту. Он не выставляет своё превосходство напоказ и всегда готов прийти на помощь. Его уважение к обществу и способность сохранять достоинство без высокомерия делают его примером для окружающих.

2. Игнатьич относится к Командору с долей снисходительности и превосходства, но при этом пытается сохранить братские отношения. Напряжённость в их отношениях обусловлена завистью и конкуренцией со стороны Командора, а также его импульсивным и агрессивным характером.

3. Игнатьич относится к природе с уважением и трепетом. Он понимает, что природа — это источник жизни и богатства, но также осознаёт свою ответственность за сохранение её целостности. Его действия и мысли показывают, что он ценит красоту и величие природы, но в то же время стремится использовать её ресурсы для своего блага.

4. Игнатьич пытается справиться со своими внутренними противоречиями, обращаясь к своим моральным принципам и ценностям. Он понимает, что должен сделать выбор между жаждой наживы и сохранением своей чести и достоинства. В конечном итоге Игнатьич решает поступить в соответствии со своими убеждениями, даже если это приведёт к потере крупной добычи.

5. Игнатьич испытывает смешанные чувства: с одной стороны, он восхищён и хочет увидеть сказочную рыбу, с другой — робеет и понимает, что это может быть опасно. Его охватывает азарт и в то же время страх перед возможной борьбой и её последствиями.

6. Игнатьич решает бороться, потому что не может упустить возможность поймать такую крупную рыбу. Он чувствует азарт и желание доказать свою силу и мастерство. Однако в глубине души он осознаёт, что это может привести к серьёзным последствиям.

7. Когда Игнатьич понимает, что может погибнуть, его охватывают мысли о бессмысленности борьбы и о том, что он может оставить брата без поддержки. Он чувствует отчаяние и страх перед смертью, но в то же время пытается найти силы для борьбы.

8. Воспоминания Игнатьича о прошлом важны для понимания его нынешнего состояния и мотивов поведения. Они показывают, как его жадность и стремление к наживе вытеснили другие аспекты его жизни, такие как образование и участие в общественной жизни. Эти воспоминания также подчёркивают его вину и сожаление о потерянных возможностях.

9. Освобождение Игнатьича от царь-рыбы можно рассматривать как символическое освобождение от груза вины и греха. Это момент, когда он принимает свою участь и отпускает прошлое, позволяя себе и рыбе двигаться дальше.

7.

























У
































т





И


















ж









р





г


м














Г

л

а

ф

и

р

а





о

ч

и

щ

е

н

и

е
















д









б





а


х
















н





о




и





т


а
















о

т

в

е

т

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь


н
















с





ё









и


и












К


д


т





т






Е



ч


к












о

с

е

н

ь


в



р

а

с

к

а

я

н

и

е















м


д




е









и

















а






л









с

















н


п

р

о

т

и

в

о

с

т

о

я

н

и

е










Ч







д






к









й






с

а

м

о

у

в

е

р

е

н

н

о

с

т

ь



а



















ш







р






я




















6