ЛИТЕРАТУРА
Фамилия, имя______________________________дата___________ группа__________
«ЦАРЬ-РЫБА»
Тематика, проблематика,
идея произведения,
образы героев,
идейно-философское значение
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами»
В. И. Вернадский
Идея произведения - это главная мысль произведения.
Задание 3. Сформулируйте идею рассказа.
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Задание 4. В рассказе Виктора Астафьева "Царь-рыба" выделяются два центральных персонажа - Игнатьич и Командор, которые являются братьями. Заполните таблицу сравнения этих персонажей.
Игнатьич | Линия сравнения | Командор |
…………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. | Социальное положение | …………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. |
…………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. | Характер | …………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. |
…………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. | Отношение к природе | …………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. |
…………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. | Моральные принципы | …………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. |
…………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. | Взаимоотношения с другими персонажами | …………………………………… …………………………………… …………………………………… ………………………………….. ………………………………….. |
Фамилия, имя_______________________________ дата___________ группа__________
Задание 5. Назовите ключевое слово итога схватки царь-рыбы и Игнатьича.
…………………………………………………………………………………………………………
«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, – не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Л.Н. Толстой
Фамилия, имя________________________________дата___________группа__________
Задание 6. Ответьте на вопросы.
Почему Игнатьич пользуется уважением в посёлке, несмотря на то что он не делится своими успехами с другими?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Как Игнатьич относится к своему брату Командору и почему их отношения так напряжены?
.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Как Игнатьич относится к природе и окружающей среде, исходя из его действий и мыслей?
.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Как Игнатьич пытается справиться со своими внутренними противоречиями и сомнениями?
.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Какие чувства испытывает Игнатьич, когда понимает, что поймал царь-рыбу?
.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Почему Игнатьич решает бороться с царь-рыбой, несмотря на опасность?
.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Какие мысли и чувства охватывают Игнатьича, когда он понимает, что может погибнуть?
.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Какую роль играют воспоминания Игнатьича о прошлом в развитии сюжета?
.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Как символически трактовать освобождение Игнатьича от царь-рыбы?
.……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………
Фамилия, имя_________________________________ дата___________ класс__________
Задание 7. Разгадайте кроссворд
По горизонтали | По вертикали |
5. Символ женственности и материнской любви в рассказе. 6. Итоговое состояние Игнатьича после событий с царь-рыбой. 8. Важнейший урок, который усваивает герой. 12. Время года, когда Игнатьич ловит царь-рыбу. 14. Состояние, в котором находился Игнатьич после встречи с царь-рыбой. 15. Тип отношений между Игнатьичем и природой. 17. Характерное поведение Игнатьича, связанное с его гордостью. | 1. Фамилия главного героя рассказа. 2. Главный герой рассказа. 3. Основной мотив поведения Игнатьича. 4. Профессия Игнатьича 7. Крупная рыба, с которой борется Игнатьич. 9. Кличка младшего брата Игнатьича 10. Кто рассказал Игнатьичу историю о царь-рыбе? 11. Река, на которой происходят события. 13. Эпитет, которым награждают реку Енисей местные жители. 16. Название посёлка, в котором происходят события рассказа. |
ОТВЕТЫ
1. Взаимоотношения человека и природы. Мораль и нравственность. Любовь и семья. Человеческая жестокость и алчность.
2. Экологическая проблема. Проблема эгоизма и жадности. Проблема гордыни и наказания. Проблема нравственного выбора. Проблема ответственности за свои поступки. Проблема личностной трансформации.
3. Идея произведения заключается в том, что человек должен жить в гармонии с природой, уважать её и беречь, иначе он рискует потерять не только её, но и самого себя. Проблема сохранения человечности в любых обстоятельствах.
4.
Игнатьич | Линия сравнения | Командор |
Опытный рыбак, уважаем в своём окружении за мастерство и знания. Браконьер. | Социальное положение | Браконьер. |
Практичный, расчётливый, стремится к успеху и признанию, но способен на глубокие переживания. | Характер | Властный, самоуверенный, жестокий и бездушный человек, злобный, ничто не может вызвать отклика в его душе. |
Умеет ценить красоту и величие природы, но в то же время рассматривает её как источник дохода. | Отношение к природе | Природа для него - это поле для демонстрации своей силы и власти, источник дохода. |
Обладает чувством справедливости, но иногда идёт на компромисс с совестью ради достижения цели. | Моральные принципы | Наказан потерей самого близкого человека, дочери Тайки, за бесчеловечное поведение. Мучительное осознание своей вины будет камнем лежать на совести героя до конца его дней. Соревнуется с Игнатьичем, что проявляется в их противостоянии: Командор поклялся изжить брата с реки. |
Уважительно относится к старшим, но может быть эгоистичным и расчётливым в отношениях с другими. | Взаимоотношения с другими персонажами | Высокомерен и властен в общении, не склонен учитывать мнения и чувства других. |
5. Раскаяние.
6. 1. Игнатьич уважаем за свои навыки, честность и доброту. Он не выставляет своё превосходство напоказ и всегда готов прийти на помощь. Его уважение к обществу и способность сохранять достоинство без высокомерия делают его примером для окружающих.
2. Игнатьич относится к Командору с долей снисходительности и превосходства, но при этом пытается сохранить братские отношения. Напряжённость в их отношениях обусловлена завистью и конкуренцией со стороны Командора, а также его импульсивным и агрессивным характером.
3. Игнатьич относится к природе с уважением и трепетом. Он понимает, что природа — это источник жизни и богатства, но также осознаёт свою ответственность за сохранение её целостности. Его действия и мысли показывают, что он ценит красоту и величие природы, но в то же время стремится использовать её ресурсы для своего блага.
4. Игнатьич пытается справиться со своими внутренними противоречиями, обращаясь к своим моральным принципам и ценностям. Он понимает, что должен сделать выбор между жаждой наживы и сохранением своей чести и достоинства. В конечном итоге Игнатьич решает поступить в соответствии со своими убеждениями, даже если это приведёт к потере крупной добычи.
5. Игнатьич испытывает смешанные чувства: с одной стороны, он восхищён и хочет увидеть сказочную рыбу, с другой — робеет и понимает, что это может быть опасно. Его охватывает азарт и в то же время страх перед возможной борьбой и её последствиями.
6. Игнатьич решает бороться, потому что не может упустить возможность поймать такую крупную рыбу. Он чувствует азарт и желание доказать свою силу и мастерство. Однако в глубине души он осознаёт, что это может привести к серьёзным последствиям.
7. Когда Игнатьич понимает, что может погибнуть, его охватывают мысли о бессмысленности борьбы и о том, что он может оставить брата без поддержки. Он чувствует отчаяние и страх перед смертью, но в то же время пытается найти силы для борьбы.
8. Воспоминания Игнатьича о прошлом важны для понимания его нынешнего состояния и мотивов поведения. Они показывают, как его жадность и стремление к наживе вытеснили другие аспекты его жизни, такие как образование и участие в общественной жизни. Эти воспоминания также подчёркивают его вину и сожаление о потерянных возможностях.
9. Освобождение Игнатьича от царь-рыбы можно рассматривать как символическое освобождение от груза вины и греха. Это момент, когда он принимает свою участь и отпускает прошлое, позволяя себе и рыбе двигаться дальше.
7.
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | У | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | т | | | | | И | | |
| | | | | | | | | | | | | | | ж | | | | | | | | | р | | | | | г | | м |
| | | | | | | | | | | | | Г | л | а | ф | и | р | а | | | | | о | ч | и | щ | е | н | и | е |
| | | | | | | | | | | | | | | д | | | | | | | | | б | | | | | а | | х |
| | | | | | | | | | | | | | | н | | | | | о | | | | и | | | | | т | | а |
| | | | | | | | | | | | | | | о | т | в | е | т | с | т | в | е | н | н | о | с | т | ь | | н |
| | | | | | | | | | | | | | | с | | | | | ё | | | | | | | | | и | | и |
| | | | | | | | | | | К | | д | | т | | | | | т | | | | | | Е | | | ч | | к |
| | | | | | | | | | | о | с | е | н | ь | | в | | | р | а | с | к | а | я | н | и | е | | | |
| | | | | | | | | | | м | | д | | | | е | | | | | | | | | и | | | | | |
| | | | | | | | | | | а | | | | | | л | | | | | | | | | с | | | | | |
| | | | | | | | | | | н | | п | р | о | т | и | в | о | с | т | о | я | н | и | е | | | | | |
| | | | Ч | | | | | | | д | | | | | | к | | | | | | | | | й | | | | | |
с | а | м | о | у | в | е | р | е | н | н | о | с | т | ь | | | а | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | ш | | | | | | | р | | | | | | я | | | | | | | | | | | | | | |
6