СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист к уроку литературы "В художественном мире Сергея Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочий лист к интегрированному уроку (литература + развитие речи) на тему "В художественном мире Сергея Есенина". Урок разработан в рамках УМК Меркина, но возможно использование идеи урока и материалов к нему (презентация и рабочий лист) и в других классах.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку литературы "В художественном мире Сергея Есенина"»

Тема: В мире художественного слова Сергея Есенина

Рабочий лист______________________________(ФИО уч-ся)

  1. Стихотворение С.Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914)

  1. Тема стихотворения:

  2. Ключевые строки:









  1. Исследователь А.А. Козловский писал: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов, красок». Подтвердите мнение литературоведа примерами из стихотворения:

а) цветовая гамма:





б) запахи:



в) звуки:



  1. Найдите христианские образы и мотивы стихотворения, поясните, как вы их понимаете:

а)



б)



в)



г)





  1. Значение каких слов вам непонятно? Запишите их, что они могут означать?





  1. Мог ли Есенин создать новые слова для создания более яркого образа? Если да, то какие это могут быть слова, как они могли быть образованы?



7) Определите художественные средства выразительности:

а) «Как захожий богомолец, я смотрю твои поля» -

б) «кроткий Спас» -

в) «мне навстречу … прозвенит девичий смех» -


2. Стихотворение «Я покинул родимый дом…» (1918)

1) Какая основная тема задаётся в первой строке стихотворения?

2) Что значит для поэта отчий край?

3) Почему Русь – голубая?





4) Какое чувство испытывает поэт? Ответьте одним словом из стихотворения и поясните своё мнение.









5) Из каких образов складывается для поэта понятие «Русь» в стихотворении? Запишите найденные слова и словосочетания.









6) Русь в стихотворении – это родная природа или что-то ещё? Свой ответ аргументируйте.















7) Как вы понимаете выражение «листьев дождь»?



8) Приведите примеры использованных в стихотворении средств художественной выразительности:

а) эпитеты





б)сравнения





в)олицетворение







г) метафоры







3. Стихотворение С.Есенина «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925)

  1. Из каких конкретных образов в данном отрывке складывается образ родного края? Запишите найденные вами слова и словосочетания.







  1. Легко ли живётся на Руси? Как отвечает на этот вопрос автор? Поясните своё мнение.











  1. Что для поэта родина?



4. Стихотворение «Отговорила роща золотая…» (1924)

1) Каким поэтическим образом открывается стихотворение? Как поэт одушевляет природу?



2) Как осень связана с темой всеобщего увядания? С какой порой в жизни человека она ассоциируется?



3) Как вы понимаете строку «И ничего в прошедшем мне не жаль»? Почему трижды повторяется слово «не жаль» в стихотворении?






4) Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. Стихотворение построено на своеобразном приёме – «олицетворении наоборот», когда то, что происходит с живым миром природы, отождествляется с состоянием человека. Есенин ощущал себя …





5) Какова же тема стихотворения – Родина, природа или ….? Своё мнение поясните.




6) Найдите в тексте слово, придуманное поэтом. Запишите строку с этим словом. Какой образ возникает у вас при чтении?




Выводы. Каким увидели Есенина, читая его стихи?