СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочий лист к уроку "В.А. Жуковский. Элегия "Море""

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основном самостоятельная работа детей на уроке... Перед этим уроком была лекция по романтизму.

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист к уроку "В.А. Жуковский. Элегия "Море""»

Рабочий лист к уроку литературы


1. Запишите в тетради на полях число и тему урока:

«В.А. Жуковский. Элегия «Море»».

2. Запишите определение:

Элегия – это жанр лирической поэзии, являющийся выражением философских размышлений, грустных раздумий и скорбных переживаний.

3. Прочитайте:

Элегия В.А. Жуковского «Море» (1822 г.) - одно из самых ярких и характерных явлений раннего русского романтизма, в котором отразилось замечательное свойство его поэзии - «одухотворять и одушевлять все сущее».

Пережив трагедию крушения старого мироустройства, романтики не приняли новой действительности, буржуазного прогресса в целом, который не соответствовал их идеалам, не приняли новый миропорядок. Романтическому сознанию открылся трагический и неразрешимый конфликт мыслящей, духовно развитой личности с современным обществом. Мир оказался расколотым на две сферы: земную жизнь, социальный быт, где торжествовали зло, неправда и насилие, и мир идеала, воплощающий вечную мечту человека о прекрасной, свободной и гармоничной жизни.

Романтики устремились к «безусловному» в жизни, сознавая глубину души человеческой. Они обратились к жизни с бесконечными требованиями, отрицая ее ограниченные, несовершенные формы. Мир идеала романтики соотносят с миром природы, образами неба, моря, ветра, бури, свободно живущим по своим вечным законам. Помните, что поэты-романтики наделяли романтическую личность такими качествами, как мощь и сила духа, воля, обостренное чувство свободы.

4. Запишите:

Композиционно стихотворение «Море» можно разделить на три части:

1 часть (1-4 четверостишие) - безмятежное море.

2 часть (5 четверостишие) – море в бурю.

3 часть (6-7 четверостишия) – море после бури.

5. Прочитайте:

Композицию стихотворения можно определить как лирический монолог автора, в котором выражаются его чувства, раздумья и эмоции. Образ моря рождает у автора нравственные, философские переживания. Главным предметом поэтического постижения у В.А. Жуковского-романтика является духовный мир человека, его нравственный потенциал, ведь, по его собственному утверждению, красота не в природе, а в душе человека. Через жизнь природы, частью которой является сам человек, поэт открывает мир своей души. В поэзии В.А. Жуковского море становится существом, наделенным жизнью, его спокойствие обманчиво, оно способно страдать, стремиться к идеалу. Море одухотворяется поэтом. Картина, созданная Жуковским, глубоко философична. Она связана с его представлением о земной неволе, земной суете, в которой нет совершенства, и с вечным стремлением к «безупречной небесной чистоте и красоте». Человек, по мнению В.А. Жуковского, не может жить без идеала. Иначе он лишится цели и смысла своего существования.

Море всегда влечет человека, оно прекрасно тем, что оно живое, свободное и неукротимое, этим оно оказывается созвучным душе человека, его стремлениям и чувствам. Поэтому образ моря стал самым устойчивым символом в русской романтической поэзии. Он наиболее полно выражал страстное стремление личности к свободе и независимости, нравственному самоусовершенствованию.

6. Какими поэтическими приемами пользуется В.А. Жуковский, создавая эффект поэтического «присутствия» моря?

Задание: найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства. Постройте таблицу:

Приемы

Примеры

Аллитерация (повторение согласных звуков)

(повторение звуков ж, ш, з, л, м)

Эпитеты


Олицетворения


Метафоры


Риторические вопросы


Звуки-образы (действия моря)


Цветовые образы


Запишите вывод в тетрадь: Море уподобляется живому существу, которое живет таинственной жизнью, способно думать, любить и страдать. И, самое главное, - стремиться к идеалу.

7. Прочитайте:

Ю. Лебедев полагает, что «море лежит между землей и небом», оно занимает промежуточное положение, открыто тому и другому. «Это особая стихия - ни земля, ни небо, но им подвластная. Море (символ земного мира с его печалью и одиночеством) не может вырваться из земной тверди, но его манит небо, и море стремится к нему, никогда его не достигая». Небо - символ идеала, вечности, оно воплощает абсолютную свободу и красоту, с ним связаны «светлые, чистые порывы», оно придает жизни высший смысл.

«Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его».

Так и человек, «следующий Божественным предначертаниям и помыслам, остается нравственно чистым душой».

8. Выполните задание:

Письменно докажите, что данное стихотворение относится к романтическому направлению (7-8 предложений). Ответ запишите в тетради.

Ответ начните так:

Элегия «Море» - романтическое стихотворение…

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________