Рабочий лист к уроку литературы
1. Запишите в тетради на полях число и тему урока:
«В.А. Жуковский. Элегия «Море»».
2. Запишите определение:
Элегия – это жанр лирической поэзии, являющийся выражением философских размышлений, грустных раздумий и скорбных переживаний.
3. Прочитайте:
Элегия В.А. Жуковского «Море» (1822 г.) - одно из самых ярких и характерных явлений раннего русского романтизма, в котором отразилось замечательное свойство его поэзии - «одухотворять и одушевлять все сущее».
Пережив трагедию крушения старого мироустройства, романтики не приняли новой действительности, буржуазного прогресса в целом, который не соответствовал их идеалам, не приняли новый миропорядок. Романтическому сознанию открылся трагический и неразрешимый конфликт мыслящей, духовно развитой личности с современным обществом. Мир оказался расколотым на две сферы: земную жизнь, социальный быт, где торжествовали зло, неправда и насилие, и мир идеала, воплощающий вечную мечту человека о прекрасной, свободной и гармоничной жизни.
Романтики устремились к «безусловному» в жизни, сознавая глубину души человеческой. Они обратились к жизни с бесконечными требованиями, отрицая ее ограниченные, несовершенные формы. Мир идеала романтики соотносят с миром природы, образами неба, моря, ветра, бури, свободно живущим по своим вечным законам. Помните, что поэты-романтики наделяли романтическую личность такими качествами, как мощь и сила духа, воля, обостренное чувство свободы.
4. Запишите:
Композиционно стихотворение «Море» можно разделить на три части:
1 часть (1-4 четверостишие) - безмятежное море.
2 часть (5 четверостишие) – море в бурю.
3 часть (6-7 четверостишия) – море после бури.
5. Прочитайте:
Композицию стихотворения можно определить как лирический монолог автора, в котором выражаются его чувства, раздумья и эмоции. Образ моря рождает у автора нравственные, философские переживания. Главным предметом поэтического постижения у В.А. Жуковского-романтика является духовный мир человека, его нравственный потенциал, ведь, по его собственному утверждению, красота не в природе, а в душе человека. Через жизнь природы, частью которой является сам человек, поэт открывает мир своей души. В поэзии В.А. Жуковского море становится существом, наделенным жизнью, его спокойствие обманчиво, оно способно страдать, стремиться к идеалу. Море одухотворяется поэтом. Картина, созданная Жуковским, глубоко философична. Она связана с его представлением о земной неволе, земной суете, в которой нет совершенства, и с вечным стремлением к «безупречной небесной чистоте и красоте». Человек, по мнению В.А. Жуковского, не может жить без идеала. Иначе он лишится цели и смысла своего существования.
Море всегда влечет человека, оно прекрасно тем, что оно живое, свободное и неукротимое, этим оно оказывается созвучным душе человека, его стремлениям и чувствам. Поэтому образ моря стал самым устойчивым символом в русской романтической поэзии. Он наиболее полно выражал страстное стремление личности к свободе и независимости, нравственному самоусовершенствованию.
6. Какими поэтическими приемами пользуется В.А. Жуковский, создавая эффект поэтического «присутствия» моря?
Задание: найдите в стихотворении изобразительно-выразительные средства. Постройте таблицу:
Приемы | Примеры |
Аллитерация (повторение согласных звуков) | (повторение звуков ж, ш, з, л, м) |
Эпитеты | |
Олицетворения | |
Метафоры | |
Риторические вопросы | |
Звуки-образы (действия моря) | |
Цветовые образы | |
Запишите вывод в тетрадь: Море уподобляется живому существу, которое живет таинственной жизнью, способно думать, любить и страдать. И, самое главное, - стремиться к идеалу.
7. Прочитайте:
Ю. Лебедев полагает, что «море лежит между землей и небом», оно занимает промежуточное положение, открыто тому и другому. «Это особая стихия - ни земля, ни небо, но им подвластная. Море (символ земного мира с его печалью и одиночеством) не может вырваться из земной тверди, но его манит небо, и море стремится к нему, никогда его не достигая». Небо - символ идеала, вечности, оно воплощает абсолютную свободу и красоту, с ним связаны «светлые, чистые порывы», оно придает жизни высший смысл.
«Таинственной, сладостной полное жизни,
Ты чисто в присутствии чистом его».
Так и человек, «следующий Божественным предначертаниям и помыслам, остается нравственно чистым душой».
8. Выполните задание:
Письменно докажите, что данное стихотворение относится к романтическому направлению (7-8 предложений). Ответ запишите в тетради.
Ответ начните так:
Элегия «Море» - романтическое стихотворение…
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________