Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках истории и обществознания»
Рабочий лист как способ организации учебного процесса на уроках истории и обществознания
Я никогда не учу своих учеников.
Я только даю условия, при которых они могут сами учиться.
А. Энштейн
Цель данной работы
- проанализировать значение и эффективность применения рабочих листов в образовательном процессе, выявить их влияние на формирование познавательных навыков учащихся на уроках.
- Рабочие листы представляют собой значимый инструмент в современном образовательном процессе, способствующий формированию навыков самообразования и активизации познавательной деятельности учащихся. В основе метода лежит графическое отображение шагов , которые обучающемуся необходимо выполнить для достижения учебной цели . Такой подход предполагает самостоятельность ученика с акцентом на структурировании и детализации учебного материала.
Актуальность темы обусловливается
- необходимостью адаптации образовательного процесса под современные стандарты, ориентированные на деятельностный подход и развитие аналитических и критических навыков .
Концептуальные основы
Первые методические разработки по созданию рабочих листов появились уже в XX веке. И сделал это педагог-новатор В.Ф. Шаталов, который придумал систему опорных конспектов. Особенностью системы Шаталова стало создание широкой мотивационной среды для успешного обучения. Основные принципы опорного конспекта:
- структурность;
- краткость;
- акценты;
- автономность;
- образность.
Рабочий лист
Рабочий лист - это специально разработанный учителем образовательный инструмент, представляющий собой структурированный комплект заданий, вопросов, упражнений или инструкций, направленных на организацию самостоятельной учащихся.
Главная задача рабочего листа – научить ученика учиться.
Структура Рабочего листа
При создании рабочего листа надо придерживаться следующих правил;
- содержание рабочего листа не должно быть объемным и перегруженным информацией;
- рабочий лист должен служить маршрутом для достижения учащимися определенных предметных и метапредметных целей;
- задания должны быть сформулированы в лаконичной, но понятной для учащихся форме;
- задания должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному».
- тема (может быть пустое поле, которое необходимо заполнить);
- инструкция (понятная максимально, соответствующая возрасту обучающихся);
- задания (от простых до сложных, включая творческое задание);
- иногда рядом с заданием теоретическая информация, которая необходима учащемуся, для того, чтобы успешно справиться с ним;
- зона самопроверки (в виде шкалы баллов).
Виды рабочих листов
1. Обучающий рабочий лист. Его целью является освоение новых знаний и применение их при выполнении упражнений.
2. Тренировочный рабочий лист. Его основная цель состоит в отработке знаний и способов действий. При составлении заданий таких листов следует следовать правилу: очень простое - простое - сложное – творческое задание
3. Исследовательский рабочий лист. Работа с таким листом направлена на проверку гипотезы, доказательства способом решения учебной задачи.
4. Рефлексивный рабочий лист используется для обобщения по теме или разделу.
5. Комбинированный рабочий лист.
Функции:
- Организация образовательного процесса;
- Развитие самостоятельности у учащихся;
- Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Диагностическая;
- Мотивационная.
Формы работы
- Фронтальная. Все ученики одновременно выполняют одинаковую работу, учитель работает со всем классом.
- Групповая. Учебный процесс организуется в группах, которыми могут руководить как учитель, так и сами ученики.
- Индивидуальная. Направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех учеников.
Этапы работы с рабочими листами: 1. Подготовка, которая включает в себя проектирование листа с учетом интересов и уровня знаний учащихся, что способствует активизации учебного процесса. 2.Непосредственное выполнение заданий учащимися для развития мыслительных способностей (самостоятельное исследование и фиксирование полученных знаний в отчетливо структурированном формате). 3. Анализ результатов, который помогает определить уровень освоения пройденный материала и в дальнейшем восполнить пробелы.
Готовые Рабочие листы
https://znanio.ru /
Разработанные Рабочие листы
Достоинства рабочих листов:
- вовлекают каждого ученика в учебную деятельность;
- включают задания разного уровня и вида;
- повышают концентрацию внимания обучающихся на изучаемом материале;
- облегчают запоминание материала;
- ученики становятся исследователями, а учитель – консультантом, координатором и наблюдателем;
- развивают самостоятельность и формируют навыки самооценки;
- позволяют организовать как индивидуальную, так и групповую работу на уроке.
Недостатки у рабочих листов:
- их создание требует много времени;
- ограниченность формата;
- риск «шаблонности»;
- определенный уровень подготовки учеников.
Результаты применения рабочих листов
- учет особенностей класса, уровня подготовки каждого ученика;
- включение заданий разного уровня и вида;
- интеграция материала;
- вовлеченность учащихся в активную деятельность;
- повышение концентрации внимания учащихся на изучаемом материале;
- облегчение запоминания материала за счет активизации всех видов памяти;
- возможность проработать материал дома (в т.ч. в процессе дистанционного обучения);
- получение обратной связи.
Использование индивидуальных рабочих листов позволяет каждому ученику определять цель своих действий в предложенных рамках работы, искать возможные решения, чувствовать свободу выбора знаний и практических возможностей, проявлять самостоятельность при решении возникших проблем. Ученик становится активным участником процесса обучения.